в чем разница между акварелью и гуашью
Разница между гуашью и акварелью
И гуашь, и акварель – весьма популярные виды красок, которыми пользуются как профессиональные художники, так и любители изредка, в минуты творческого вдохновения, поводить кистью по бумаге. Как при беглом взгляде на картину безошибочно определить, что именно участвовало в ее создании – гуашь или акварель? И чем вообще отличаются эти, казалось бы, столь знакомые нам краски друг от друга? Попробуем разобраться.
Определение
Гуашь – легко растворяющаяся в воде краска на клеевой основе, плотная и матовая, а также название произведения, выполненного с помощью этой краски.
Акварель – мягкие и прозрачные краски на водной основе, а также техника живописи или же отдельное произведение, выполненное такими красками.
Сравнение
Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот. Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость.
Гуашь
Цветную гуашь очень часто смешивают с белой, также присутствующей в наборе, для достижения различных эффектов. Белая гуашь очень интересно смотрится на тонированной бумаге. Акварелью же работают преимущественно только на белой бумаге. В наборах акварели обычно не бывает белого цвета: то место на рисунке, где требуется белый, просто оставляют незакрашенным.
Акварель требует быстроты в работе, поскольку из-за высокой водянистости красок они практически моментально перетекают и смешиваются между собой. Такое качество акварели, как прозрачность, делает эту краску незаменимой для достижения световых эффектов. Гуашь же, особенно наложенная в несколько слоев, великолепно передает фактуру изображаемых предметов. По сравнению с акварелью она, пожалуй, более универсальна: ее можно наносить как совсем тонкими, так и довольно толстыми слоями, быстро размывать водой, закрашивая невольные ошибки. Поскольку гуашь плотная и непрозрачная, матовая и светонепроницаемая, для нее подходит намного больше основ: это и бумага, и картон, и ткань, и холст, и фанера, и кость, и даже стекло. Основой для акварели служит только бумага, причем особого качества.
Гуашь дарит рисунку яркость, глубину, насыщенность, фактуру, энергичность. Акварель придает блики, сияние, изысканность, тонкость, нежность, легкость, воздушность.
Акварель
Контейнеры для акварели обычно небольшого объема, ведь акварель все равно придется во время работы сильно разводить водой, в то время как гуашь из объемных баночек можно использовать не разбавляя, особенно если краски достаточно свежие.
Чем гуашь отличается от акварели
Свойства гуаши и акварели
Оба этих вида красок являются чрезвычайно популярными и распространенными. Ими активно пользуются и любители, и профессиональные художники.
Однако при сравнении они обладают своими собственными уникальными характеристиками, и профессионал без особого труда отличит даже тонкую короткую линию одной краски от другой.
Учитывая, что эти краски распространены и известны практически повсеместно, достаточно часто люди не могут максимально точно и конкретно сформулировать их различия.
Для того, чтобы заполнить этот пробел в понимании различий желательно ознакомиться с более подробной информацией.
Разумеется, начать лучше как раз с определения конкретных терминов. Гуашь представляет собой краску на клеевой основе, которая предельно просто растворяется в воде.
Ее отличительными особенностями является достаточно высокая плотность и матовость самого цвета. Если говорить об акварели, то эти краски чрезвычайно водянистые и перетекающие.
Делаются они также на водной основе, однако изначально являются досрочно твёрдым рассыпчатым порошком в отличие от вязкой гуаши.
Кроме того, оба этих термина активно используется для группового названия любого из произведений, нарисованного с применением данных красок и технологии их нанесения.
В основе гуаши и акварели лежат растительные клеи. Они достаточно легко растворяются в воде, что и позволяет эффективно использовать пигментные составляющие при создании самых разнообразных произведений художественного творчества.
Наиболее понятным для объяснения отличием гуаши будет намного большее содержание клеевой и пигментной основы.
Гуашь является совершенно непрозрачной краской, которой можно закрасить все подлежащие слои.
Это так называемое пастозное нанесение, что позволяет успешно исправлять любые недочеты на рисунке, нанося верхний слой.
Именно благодаря этой способности гуашь эффективно перекрывает подлежащее слои, в том числе и сильно отличающимися от основы тонами.
Так светлую основу вполне можно закрасить самыми темными красками или наоборот, темный фон покрыть светлым узором. Стоит отметить, что плотность гуаши такова, что из всех слоев, которые нанесены на бумагу, видим будет исключительно верхний.
Говоря об акварели, необходимо в первую очередь упомянуть ее повышенную водянистость.
Практически прозрачные слои легко ложатся, и просто смешиваются друг с другом, создавая градиенты и переходы.
Акварели свойственны наиболее нежные, изысканные тона, которые во многом являются продуктом уже непосредственно смешения красок различных тональностей на холсте.
Именно в этом состоит основной смысл рисования акварелью. Изысканное, уникальное перетекание слоев друг в друга обеспечивает именно те особенности, которыми славятся акварельные краски.
Стоит отметить, что какого-либо четкого, сохраняющего свою изначальную тональность окрашивания в данном случае добиться чрезвычайно трудно.
Любое нанесение сопровождается более явственным оттенком там, где краска легла более толстым слоем, тогда как по мере растекания его интенсивность слабеет.
С другой стороны гуашь всегда сохраняет первоначальную плотную консистенцию, позволяет создавать чрезвычайно четкие мазки, равномерные по всему своему протяжению.
Цвет гуаши всегда остаётся стабильным. Она практически не смешиваются при нанесении, обеспечивает создание наиболее четкого, точного рисунка, где каждый элемент и мазок обладает соответствующими цветами и формами.
Именно в силу того, что гуашь всегда сохраняет максимальную интенсивность изначального цвета, ее часто приходится смешивать с белой гуашью, которая всегда присутствует в соответствующем наборе.
Без этого практически невозможно создавать характерные проблески, снизить интенсивность того или иного цвета.
Особенно интенсивно светлая и белая гуашь смотрится на колерованной бумаге, уже имеющей определенный тон.
Более того, именно ее наиболее эффективно использовать на окрашенных либо матовых темных основах. Только это краска способна создавать достаточно непрозрачный эффективный слой, который и формирует картину.
Что касается акварельных красок, то работают ей в основном только на белой бумаге.
Учитывая, что эти краски чрезвычайно нежные сами по себе, теряют цвет при ослаблении концентрации, легко смешиваются с созданием уникальных наиболее нежных видов перетекания, использование такого вида холстов вполне оправданно.
В акварели практически не бывает белого цвета, поскольку он здесь просто не нужен. Места, которые нужно сделать белыми, просто не окрашиваются в процессе.
Акварель является чрезвычайно требовательной ко времени рисунка. Краски очень жидкие с переменной интенсивностью, при этом способны перетекать и смешиваться очень легко.
Прозрачность акварели обеспечивает превосходное световые эффекты. Что касается гуаши, то она идеально подходит для передачи формы.
Кроме того гуашь более удобна для маскировки ошибок, а также применима с самыми различными типами основ.
Чем отличается гуашь от акварели?
Родители школьников часто задают вопрос учителю рисования: «Что принести завтра на урок? Краски или акварель?». Конечно же, акварель тоже является краской, но каждый школьник по личному опыту знает: ярче и сочнее красит гуашь. Акварель требует к себе более деликатного подхода. Есть любители, которые предпочитают рисовать в плакатном, ярком стиле гуашью. Поклонники акварели полностью за мягкие цветовые переходы.
В чем же разница этих красок, которые сопровождают нас с детства в школьном рюкзаке?
Цвет рисунка гуашью и акварелью
Акварель имеет прозрачные и светопроницаемые цвета. При правильном хранении рисунок может сохраняться годами, особенно если убрать работу под стекло и не выставлять на открытый солнечный свет.
Акварельные краски обильно смешиваются с водой, и для достижения яркого цвета надо уметь рисовать слоями. Поэтому достичь желаемой гаммы цветов акварельными красками более трудно, чем гуашью.
Белила в акварели используются не так часто, как в гуаши, в основном для прорисовки деталей, бликов света.
В чем же еще разница в составах двух красок?
Состав гуаши и акварели
Оказывается, пигмент у гуаши и акварели один. Эти краски родственны по составу, и даже используются совместно некоторыми художниками. Например, в Средние века делали книжные миниатюры и гуашью, и акварелью. Однако способ обработки пигмента в красках разный.
Особенности состава акварели:
— cвязующее вещество: мед (для оформительских и школьных красок), гуммиарабик, декстрин, камедь (вишневая или терновая), для художественных красок.
Для чего? Для разнесения красок по листу, без скатывания в капли;
Особенности состава гуаши:
— в состав входят белила;
Для чего? – для фирменной матовой бархатистости гуаши;
— клей (вишневый, гуммиарабик), при использовании художник может добавить дополнительно столярный клей или наполнитель Aquapasto;
Для чего? – для техники Импасто, наложения краски толстыми слоями;
— в наборе для профессионалов имеются оригинальные и флуоресцирующие цвета;
Для чего? – для плакатной живописи, создания рекламных баннеров. Например, используются цвета «газовая сажа», «краплак».
Наложение мазков и слоев, различие акварели и гуаши
Гуашь обычно считают плакатной краской, более легкой в применении. Действительно, даже в фильме «12 стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов рисовали плакаты в качестве горе-художников. Гуашью можно рисовать крупными кистями из щетины, тогда как в акварели применяют деликатные беличьи и колонковые кисти.
Гуашью можно наносить пастозные, непрозрачные, массивные мазки. На бумаге виден рельеф мазков. При наложении цветов один слой перекрывает другой и не смешивается. Художник может изменить цвет белилами поверх темных слоев. Ошибиться при работе с гуашью не страшно, всегда можно исправить, закрасить неудачный элемент.
С акварелью такие фокусы не пройдут. Мастер акварели работает почти всегда с палитрой, тогда как в гуаши можно наносить краски на бумагу прямо из банки. Мазки надо стараться делать легкими, летящими, отточенными. Рельеф мазков не виден, краску впитывает в себя и размывает вода. Слои смешиваются друг с другом, создавая оттенки, часто непредсказуемые для художника.
Различия в жанрах
Самое основное различие акварели и гуаши в жанрах. Акварель, требующая большего мастерства, особенно в многослойной технике (лессировке), относится к живописи, рисование гуашью к графическим работам.
Разные рецепты сохранения акварельного и гуашевого рисунка, секреты мастеров
Итак, рисунок гуашью или акварелью готов, и выполнен на славу (в отличие от халтуры горе-художников Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова). Какие различия в сохранении рисунка, выполненного этими красками?
Чего боится акварель: солнечного света. Рисунок лучше убрать под стекло. Старайтесь, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на вашу работу.
Чего боится гуашь: выцветания. Рисунок лучше оформить в паспарту. Перед этим неплохо распылить на работу сахарный раствор. Это придаст некоторую стойкость цветам гуаши.
Гуашь и акварель. Заклятые противники или милые сёстры.
Поговорим немного о красках. Очень часто те, кто только начал рисовать не могут определиться с выбором основного материала для живописи. Оно и понятно. И то – краска, и это – краска, поди, различи их.
Принципиальная разница в подходе
Многие, наверное, задавались вопросами, почему, на пример, в баночке с гуашью много краски налито, а у акварели лишь маленькие ванночки в наборе, Или почему в комплект гуаши входят белила, а классический акварельный набор белила исключает. Почему гуашь светлеет при высыхании, а акварелью нельзя работать щетиновыми кистями?
Разберёмся по порядку. Белила
Во-первых, коснёмся вначале темы, в чем состоит принципиальная разница двух красок. Как я уже писал в одном из ранее опубликованных постов, акварель делают из сухого пигмента, смешивая его с вязким водорастворимым веществом. В старину это был мёд, сейчас это, как правило, фруктовая камедь с добавкой глицерина.
Гуашь изготавливают примерно так же, но в отличие от акварели, в её состав вносят белила. Какой бы яркой не казалась вам эта краска, знайте – она уже разбелена. По этой причине, когда краска высыхает на вашей работе, она бледнеет, и художник заранее должен предвидеть этот момент. Более того, при работе с гуашью многие пользуются тем, что разбеливают гуашь ещё сильнее. Как правило, у каждого художника, кто помногу работает в этой технике, помимо основного набора гуаши, имеется большая банка с белилами, которые он постоянно подмешивает в основные колера. Картины, написанные таким способом, отличаются мягкими пастельными тонами и выглядят по-своему уникальными.
С акварелью мы не работаем белилами в таком же ключе. Единственное, для чего они могут иногда пригодиться художнику-акварелисту, это слегка подвести ими некоторые мелкие детали в самом конце работы (маленькие травинки, контуры, блики отражений).
Рисование мазками и слои
Как акварелью, таки гуашью без особых проблем можно рисовать «мазковой» техникой. Здесь вообще никаких особых правил нет. Взяли кисть и наносим краску наватман или картон, постепенно обозначая черты будущей работы. Единственная разница в двух подходах состоит в том, что акварелью мы работаем в лёгких, прозрачных мазках, а гуашь можно брать в чистом виде прямо из банки. Гуашевые работы мазками получаются немного массивными и чем-то напоминают работу масляными красками. Здесь можно перекрывать один слой краски другим, скрывая то, что было нарисовано раньше. Даже белилами можно рисовать поверх тёмных тонов, если предыдущий слой краски полностью высох. Вот тут, гуашь в чём-то побеждает акварель. Ведь там мы не можем перекрыть один слой другим таким образом, чтобы не смешались два цвета. Однако опытные художники нисколько не унывают по этому поводу, ведь акварель тем и хороша, что может «сплюсовывать» слои. Попробуйте поэкспериментировать. Наложите слой жёлтой краски, а затем, когда она подсохнет, проведите кистью с голубым цветом. Вы удивитесь, но в результате в этом месте на бумаге теперь появится зелёная область – результат наложения двух слоёв.
В чем тогда сходство?
Та область рисования, где гуашь и акварель крепко и беззаветно дружат – это рисование по мокрому. Если про акварельные разводы мы с вами уже говорили в прошлой статье, то про рисование гуашью – вообще отдельная тема. Уверен, не все художники используют этот приём, так как считается, что данная техника – удел исключительно акварельной краски. Не пожалейте времени и однажды попробуйте проделать то же самое и с гуашью. Результат вас впечатлит, будьте уверены. Очень скоро вы поймёте и увидите, что в технике рисования по мокрому две наши краски дружат прекрасно. Настолько прекрасно, что в одну и ту же работу можно смело вносить как акварель, так и гуашь. Поверьте, они не передерутся между собой на бумаге.
Акварель очень крепко цепляется за бумагу. Эта краска отлично проникает в поры бумаги, что смыть её потом довольно трудно, но, зато, если ваша работа висит на стене под стеклом, она будет радовать вас очень и очень долго. Однако не стоит вешать картины под лучи прямого солнечного света, потому что любая краска имеет свойства выгорать (блекнуть) со временем. Касается это как акварели с гуашью, так и масляных красок.
Немного по-особенному нужно подойти к гуашевым работам, которые вы собираетесь оформить в рамку на стену. Перед тем, как оформлять в багет и вешать картину на гвоздик, обязательно побрызгайте на нее из распылителя насыщенным раствором сахара. Это закрепит слой гуаши, и не позволит краске отслаиваться. К тому же после такой обработки ваша работа станет гораздо ярче и красочней на вид.
Чем отличаются гуашь и акварель
Чем лучше рисовать гуашью или акварельными красками? Рассказываю, в чем главная разница акварели и гуаши в работе над рисунками. Какая краска лучше для рисования.
Еще со школы мы знаем эти две краски – гуашь и акварель. И каждая из этих красок прекрасна, имеет свои сильные и слабые стороны, и каждой из них можно рисовать профессионально.
Но какой краске отдать предпочтение? Что выбрать начинающему художнику? И что лучше – гуашь или акварель?
Конечно, непросто сравнивать эти две краски, ведь каждая по-своему может раскрыть ваши художественные способности. Акварель вся такая нежная и изящная, работая с ней, нужно быть всегда на чеку, ведь ошибок она не любит. Но и гуашь тоже довольно интересна – ей можно создавать фактурные и экспрессивные работы, а ее насыщенная цветовая палитра понравится всем любителям ярких красок.
В этой статье я постаралась сравнить обе эти краски, рассказав о каждой, дав характеристику акварели и гуаши. Я не призываю вас выбрать какую-то одну краску и рисовать только ей. Цель статьи – познакомить вас с двумя яркими средствами художественной выразительности, чтобы вы в полной мере смогли раскрыть свой творческий потенциал.
Состав и цвет акварельных и гуашевых красок
По своему составу и акварель, и гуашь имеют определенное сходство. Но то, как обрабатываются пигменты, которые добавляют в краску, составляет существенную разницу. Давайте рассмотрим, чем отличается акварель от гуаши по составу:
Теперь посмотрим на состав гуаши:
А теперь давайте рассмотрим обе эти краски по цвету:
Так как в составе гуаши есть белила, то их цвет будет отличен на бумаге/холсте, чем тот, который мы видим в баночке.
Это и есть, пожалуй, одно из главных отличий гуаши от акварели. Какой бы яркой гуашь не казалась в баночке/тюбике, со временем она начнет белеть и приобретать пастельный оттенок. К тому же, если вы будете дополнительно использовать белила, чтобы разбавить яркие гуашевые цвета, то это естественно, что рисунок «побелеет» после высыхания.
Акварель же, напротив, сохраняет свой цвет – прозрачный и светонепроницаемый. Он надолго может сохраниться, особенно если вы оформите работу в рамку со стеклом.
Но, из-за того, что акварель так сильно разбавляют водой, достичь желаемого цвета бывает очень сложно. В этом и особенность акварельных красок – нужно научиться накладывать краску слой за слоем, чтобы получить нужный оттенок, тогда как в случае с гуашью все намного проще.
А вот белила в акварели используются редко – для прорисовки света, нанесения бликов и так далее.
Отличия гуаши от акварели
Теперь давайте посмотрим, какие еще есть отличия у гуаши и акварели, кроме состава и цветовой палитры. Для этого сравним основные особенности этих двух красок.
Свойства и особенности | Гуашь | Акварель |
Белый цвет | В наборе есть баночка с белой краской | В наборе нет белого цвета, если это профессиональная краска, но его можно найти отдельно в кюветах |
Плотность | Довольно плотная краска, через которую не просвечивает слой бумаги | Полупрозрачная, из-за тонкого помола красящих пигментов |
Насыщенность | Насыщенные яркие цвета из-за небольшого содержания воды в составе | Сама по себе, краска не такая насыщенная, но если использовать технику лессировки (наложения одного слоя краски на другой), то можно получить довольно яркие цвета |
Долговечность | При покрытии лаком сохраняет свои свойства долгие годы | Хорошо сохраняет цвет с течением времени, единственное, чувствительна к солнечным лучам |
Можно ли исправить | При высыхании одного слоя, можно спокойно нанести другой слой краски, который перекроет неудачные мазки | Из-за невысокой плотности невозможно до конца изменить предыдущий слой краски, нанеся на него новый слой |
Чем обычно рисуют | Упругие кисточки, например, синтетика, для фоновой заливки. Кисточки пожестче, например, щетина – для прорисовки мелких деталей, спонжики и губки – для придания текстуры | Кисти из натурального ворса – белка, колонок, подойдет также очень мягкая синтетика |
Жанр изобразительного искусства | Графика | Живопись |
Как видите из таблицы, у этих двух красок, несмотря на схожий состав, очень много отличий. Но, есть также и некоторые сходства. Давайте рассмотрим и их.
Сходства гуашевых и акварельных красок
Чем рисовать лучше и легче
Так какой же краской рисовать лучше, легче и интереснее? С одной стороны, акварелью рисовали многие известные художники. Эта живопись позволяет создавать очень легкие и воздушные рисунки в нежных тонах. Но и учиться ей рисовать будет очень сложно.
С другой стороны, гуашевые краски, дают более яркие и насыщенные цвета, приятную бархатную и матовую текстуру. Если вы не знали, какая краска быстрее сохнет, то это, конечно же, гуашь. Благодаря этому, можно также быстро и безболезненно исправить неудачное место в работе, просто нанеся еще один слой краски. Но также, многим гуашь не подходит из-за белого цвета, который она приобретает после высыхания из-за белил в составе.
Я бы посоветовала вам попробовать порисовать и той, и другой краской, чтобы на практике проанализировать все свойства гуаши и акварели. Точно также нет однозначного ответа, чем легче рисовать детям – многие считают, что гуашью, так как она все-таки проще в использовании, но я считаю, что и для акварели найдется место в жизни творческого ребенка.
Если вам понравилась эта статья, буду рада любым отзывам в комментариях!