в чем разница голотурии и сепии в произведении горького
ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 2) Климанова. Проверим себя (стр.36). Номер №3
Расскажи, в чём разница описания голотурии и сепии в статье из справочника и в произведении М. Горького. Можем ли мы сказать, что читатель сопереживает герою произведения, когда читает статью из справочника? Выражено ли в ней отношение автора?
Решение
В статье из справочника:
Обыкновенная сепия, или лекарственная каракатица, − головоногий моллюск, один из самых развитых представителей моллюсков. Сепия любит песчаное дно и держится на мелководье. Днём она лежит на дне, покровительственная окраска хорошо её маскирует. Ночью сепия выплывает на охоту. Она меняет цвет и совершенно сливается с окружающим миром. А ещё сепия, спасаясь от опасности, может плыть назад. И если потеряет одну из своих рук, то на её месте вскоре вырастает новая.
Голотурия, или морской огурец, относится к отряду иглокожих. Голотурия и вправду несколько напоминает по форме огурец.
Интересная особенность голотурии заключается в том, что, спасаясь от опасности, она выбрасывает из себя все внутренности прямо навстречу врагу и торопится скрыться. Но это не самоубийство − если голотурия спаслась, внутренности у неё вырастут вновь.
В произведении М.Горького:
«На ногу взбирается *голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит. «*
«Проплыла мимо *сепия, совсем как мокрый носовой платок. «*
В статье из справочника отсутствует эмоциональная окраска и не выражено никаких переживаний или отношения к главному герою.
В рассказе же М.Горького читатель сопереживает герою произведения, потому что в рассказе показывается, что не все, что кажется таким реальным, может происходить по−настоящему. Евсейка долго сидел на солнце, перегрелся и уснул. Приснился ему сон, который научил многому, а особенно выходить из стрессовых ситуаций, обдуманно отвечать на вопросы, ведь от ответов зависит жизнь.
Евсейка хочет заплакать от безысходности, ведь большая рыба назвала его утопленником, а от камня оторваться и поплыть наверх самостоятельно он не может. Чуждый ему мир затянул и не отпускает. Ребенок чувствует, что вот−вот заплачет, но ловит себя на мысли, что слез все равно видно не будет и никого эта ситуация не разжалобит.
Максим Горький автор литературной сказки «Случай с Евсейкой» описывает своего персонажа, как хорошего человека и переживает за него, старается наделить его хитростью и смекалкой, мужеством, подчеркивает, что Евсейка любит своих родителей, автору дорог его персонаж.
Голотурии и сепии – описание в чем разница, сравнение, образ жизни кратко (3 класс, окружающий мир)
В океанах обитает множество животных. Среди них встречаются иглокожие и моллюски. К иглокожим относятся морские звёзды, ежи, лилии, голотурии. Моллюски представлены видами, живущими в раковинах и без них. Без раковин обходится большинство головоногих моллюсков — осьминоги, кальмары, каракатицы. Рассмотрим голотурию и сепию, их образ жизни, отличия.
Голотурия
Голотурия, или морской огурец, — древнее животное, жившее 420–444 млн лет назад. Обитает во всех морях, наиболее ими заселены тропические коралловые рифы. Селится колониями, преимущественно на дне.
Голотурии имеют тело, похожее на червя, иногда шарообразное. Цвет чёрный, коричневый, зеленоватый, серый, с пятнами, полосками. Длина — от 3 см до 2 м и более. Вокруг рта сгруппированы 10–30 щупальцев, которыми животное захватывает пищу и отправляет её в рот.
Передвигаются медленно, с помощью многочисленных ножек. Для защиты от хищников животное закапывается в дно, работая ножками.
Питаются органическими остатками и крошечными рачками.
При размножении самка откладывает яйца, из них выходят личинки.
Существуют съедобные виды морского огурца. Их ловят в природе или выращивают на прибрежных фермах. Голотурии, предназначенные для еды, называют трепангами.
Сепия
Сепия относится к каракатицам, обитающим вдоль побережий тёплых океанов и морей. Образует небольшие стаи.
У сепии плоское овальное тело, крупная голова с 10 щупальцами, большие глаза. Тело окружено мантией в виде узких, гибких плавников. Размер — от 0,3 до 1,5 м. У каракатицы нет раковины, её заменяет известковая пластина, защищающая тело.
Щупальца сепии предназначены для разной работы. Пара длинных нужна для охоты. Остальные 8 — короткие с присосками, используются как руки. Сепия «ощупывает» ими окружающее пространство, удерживает пищу около рта, прикрепляется к поверхностям.
Кожа сепии меняет цвет для маскировки, в момент опасности, во время брачных ритуалов.
Подстерегает добычу, лёжа на дне, изменяет окраску и набрасывает песок на спину. В рационе рыба, ракообразные.
Размножается, откладывая яйца, из которых выходят детёныши сепий.
В организме сепии есть орган, который «выстреливает» струёй воды, подобно реактивному двигателю. Каракатица ускоряется и может менять направление бегства от хищника.
Сепии отлавливаются для получения коричневой краски из чернил животного и для еды.
Сравнение голотурии и сепии
Описание голотурии и сепии поможет сравнить их.
При нападении хищника голотурия «выстреливает» липкими кишками, которые впоследствии быстро отрастают вновь. Сепия выпускает облако чернил, повторяющие очертания моллюска.
Рис. 3. Каракатица выпускает чернила.
В чем разница голотурии и сепии, можно рассказать в докладе по окружающему миру в 3 классе, где кратко привести описание животных.
Что мы узнали?
Голотурии и сепии — обитатели океанов. Они относятся к разным группам животных, имеют схожие черты и отличия.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Прогнозирование содержания раздела по заголовку;
Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
Диалог — разговор двух героев.
Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.
Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького
Научимся выделять основные события в рассказе;
Сможем сочинить продолжение рассказа
Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Там играет во трубу.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.
Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.
Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.
Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.
На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.
Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».
Вот как это произошло.
15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».
Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.
Чтение и анализ произведения:
Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.
Читая произведение, отвечаем на вопросы:
Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?
Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.
Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.
Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:
— завязка (Евсейка попадает в воду)
— основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
— самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
— развязка (Евсейка возвращается на берег).
Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.
В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:
А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…
Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.
Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
1. Впиши пропущенные слова:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?
— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.
2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:
События, которые могли произойти
Рыбёшка смеётся, разговаривает
Рыба приятно улыбается
Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
Евсейка хотел стать авиатором
Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
Евсейке все приснилось
События, которые могли произойти
Рыбёшка смеётся, разговаривает
Рыба приятно улыбается
Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
Евсейка хотел стать авиатором
Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.
Евсейке все приснилось
Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:
Голотурии и сепии
Всего получено оценок: 9.
Всего получено оценок: 9.
В океанах обитает множество животных. Среди них встречаются иглокожие и моллюски. К иглокожим относятся морские звёзды, ежи, лилии, голотурии. Моллюски представлены видами, живущими в раковинах и без них. Без раковин обходится большинство головоногих моллюсков — осьминоги, кальмары, каракатицы. Рассмотрим голотурию и сепию, их образ жизни, отличия.
Голотурия
Голотурия, или морской огурец, — древнее животное, жившее 420–444 млн лет назад. Обитает во всех морях, наиболее ими заселены тропические коралловые рифы. Селится колониями, преимущественно на дне.
Голотурии имеют тело, похожее на червя, иногда шарообразное. Цвет чёрный, коричневый, зеленоватый, серый, с пятнами, полосками. Длина — от 3 см до 2 м и более. Вокруг рта сгруппированы 10–30 щупальцев, которыми животное захватывает пищу и отправляет её в рот.
Передвигаются медленно, с помощью многочисленных ножек. Для защиты от хищников животное закапывается в дно, работая ножками.
Питаются органическими остатками и крошечными рачками.
При размножении самка откладывает яйца, из них выходят личинки.
Существуют съедобные виды морского огурца. Их ловят в природе или выращивают на прибрежных фермах. Голотурии, предназначенные для еды, называют трепангами.
Сепия
Сепия относится к каракатицам, обитающим вдоль побережий тёплых океанов и морей. Образует небольшие стаи.
У сепии плоское овальное тело, крупная голова с 10 щупальцами, большие глаза. Тело окружено мантией в виде узких, гибких плавников. Размер — от 0,3 до 1,5 м. У каракатицы нет раковины, её заменяет известковая пластина, защищающая тело.
Щупальца сепии предназначены для разной работы. Пара длинных нужна для охоты. Остальные 8 — короткие с присосками, используются как руки. Сепия «ощупывает» ими окружающее пространство, удерживает пищу около рта, прикрепляется к поверхностям.
Кожа сепии меняет цвет для маскировки, в момент опасности, во время брачных ритуалов.
Подстерегает добычу, лёжа на дне, изменяет окраску и набрасывает песок на спину. В рационе рыба, ракообразные.
Размножается, откладывая яйца, из которых выходят детёныши сепий.
Рис. 2. Сепия.
В организме сепии есть орган, который «выстреливает» струёй воды, подобно реактивному двигателю. Каракатица ускоряется и может менять направление бегства от хищника.
Сепии отлавливаются для получения коричневой краски из чернил животного и для еды.
Сравнение голотурии и сепии
Описание голотурии и сепии поможет сравнить их.
При нападении хищника голотурия «выстреливает» липкими кишками, которые впоследствии быстро отрастают вновь. Сепия выпускает облако чернил, повторяющие очертания моллюска.
В чем разница голотурии и сепии, можно рассказать в докладе по окружающему миру в 3 классе, где кратко привести описание животных.
Что мы узнали?
Голотурии и сепии — обитатели океанов. Они относятся к разным группам животных, имеют схожие черты и отличия.
Презентация «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «М. Горький «Случай с Евсейкой»»
Прочитайте способом «птичий базар»
(еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением,
сердито, весело, выразительно).
Как он может жить на свете
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не родня ли это чудо
М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.
Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя. Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка.
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Предположите:
— На какую тему произведение?
— К какому жанру относится данное произведение?
ЛАНГУСТЫ — семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
КЛАРНЕТ — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
АВИАТОР — специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
СЕПИИ — то же, что каракатицы.
СИФОНОФОРЫ — колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1см до 3м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10м, служащие для поимки добычи.
ГОЛОТУРИИ — (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м.
-Какой необычный случай произошел с Евсейкой?
— Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
— Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке?
-Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
-Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
— Как он ответил на вопрос: «Откуда вы это взяли, что рыбы немые?»
— Почему же он не заплакал, испугавшись?
— Как Евсейка старался смотреть на все вокруг?
— Что вы думаете о Евсейке? Какой он?
Можно ли назвать мальчика умным?
Можно ли назвать мальчика добрым?
Можно ли назвать мальчика хитрым?
Можно ли назвать мальчика храбрым? Обоснуйте свой ответ.
-Как вы думаете, это рассказ или сказка?
-Почему автор учебника поместил его в раздел «Были и небылицы»?
-Представьте себе, что познакомились с Евсейкой. А я его не знаю.
-Расскажите мне о нем.
Евсейку после прочтения
П рочитайте 10 предложений из текста и отметьте знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
— Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
— Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Подбери отрывки из текста к иллюстрациями.
Что вы знаете о них?
• Медузы живут во всех морях и океанах, питаются планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага. Для человека ожог не опасен, но болезнен. Поэтому нельзя их трогать.
• Дельфины – самые добрые и умные животные. У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной рыбой. Они любят людей и часто спасают тонущих пловцов.
-Что понравилось в этом произведении?
-Что вызвало вашу улыбку?
-Как Горький описывает морское дно?
-Какой приём он для этого использует?
— Я сегодня на уроке узнал…
Интерактивная викторина «Случай с Евсейкой»