в чем разница автономного и бюджетного учреждения
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?
Определение учреждений
Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.
Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.
Сравнение
Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.
Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.
Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.
В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.
Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?
Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.
Бухгалтерский учет в коммерческих и бюджетных учреждениях имеет одну основу и принципы, определенные в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако бюджет — это, можно сказать, отдельное государство, и на практике приходится столкнуться с совершенно другим подходом к работе.
Выделим принципиальные отличия:
Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).
Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.
Для кого предназначен бюджетный учет?
К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):
Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.
Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.
Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.
Особенности автономных учреждений (АУ)
Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения. Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.
В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.
В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.
Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).
Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)
Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).
Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):
Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.
Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.
Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.
Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.
Казенные учреждения (КУ)
Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).
Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.
Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.
Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:
Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).
Финансирование и госзакупки
Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.
Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.
Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.
Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:
Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.
План счетов и кодификация
Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:
Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:
Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.
Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.
Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.
Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.
Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».
Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.
В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.
Отчетность
Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.
Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:
Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.
Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.
Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.
Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).
Если решились на переход:
Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.
Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами
Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.
Обозначение и задачи
Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.
Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.
Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.
Система управления
По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.
Какие права и обязанности имеют учреждения
Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.
Особенности осуществления приносящей доход деятельности
Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.
Нормативные акты
Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.
Бухгалтерский учет
Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.
Различие в уплате налогов
К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:
Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.
Выгода и преимущества
Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.
Автономного учреждения
К плюсам этой формы относят следующее:
Бюджетного
Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.
Методы определения учреждений
Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.
Сравнительная таблица
Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:
Критерий | Автономные организации | Бюджетные организации |
Закон о государственных закупках | Разрешается работать по 223-ФЗ. | Требуется работать по 44-ФЗ. |
Получение займов и кредитов | Разрешается получать заемные средства. | Имеют законодательные ограничения на получение кредитов. |
Распоряжение имуществом | Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. | Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения. |
Расчетный счет | Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. | Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство. |
Налогообложение | Разрешается пользоваться упрощенной системой. | Нельзя применять упрощенную систему. |