в чем разница академического и эстрадного вокала
Чем отличается академический вокал от эстрадного
Если вы желаете научиться красиво и грамотно петь, то, без сомнения, уже знаете, что существуют разные направления вокала. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru предлагаются курсы по развитию академической и эстрадной вокальной манеры исполнения. Так чем же отличаются эти вокальные техники?
Академический вокал и его особенности
При упоминании об академическом пении сразу же вспоминаются оперные арии, оперетты, романсы, мюзиклы. Основы академического вокала были заложены еще в ХVI веке. Музыканты, работающие в классической манере, воспроизводят сложнейший музыкальный материал. Соответственно, им требуется большое вокальное мастерство, которого невозможно достичь без профессионального обучения пению.
Овладение академической манерой исполнения базируется на классической постановке голоса. Музыканты обучаются приемам звукоизвлечения, характерным для классической музыки. Результатом работы является чистый объемный голос исполнителя, полностью лишенный посторонних шумов, хрипа. Такого эффекта добиваются все наши ученики на уроках академического вокала.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Что такое эстрадный вокал?
Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп музыка, рэп, рок, соул и иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Все упомянутые стили базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.
Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой повторной формой. На занятиях эстрадным вокалом мы обучаем мастерству исполнения этого стиля.
Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения
Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объемное звучание, способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит отметить, что исполнителям с академической постановкой голоса затруднительно использовать эстрадный стиль.
Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас сложнее, чем овладеть академической техникой исполнения. Кроме того, преимуществом современного эстрадного вокала является многообразие доступных музыкальных направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.
Вокал академический, эстрадный, народный – в чем разница?
Прежде чем обучаться вокалу, необходимо выбрать, как именно вы хотите петь. Народный, академический, эстрадный вокал – каждое направление по-своему интересно и перспективно. Разберемся в их основных особенностях.
Народный вокал
В его основе – вокальные традиции конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую «разговорную» манеру пения и горловой, «плоский» звук. Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Академический вокал
Иначе называется классическим или оперным. Классический вокал можно услышать в опере, капелле, он звучит в сопровождении симфонического оркестра. Основным отличительным признаком академической вокальной школы является строго классическая позиция.
Исполнители, работающие в классической манере, руководствуются многолетними наработками и опытом. Академический вокал строится лишь на вокальных данных самого певца, никакие усилители голоса не используются. При этом данная вокальная техника характеризуется жесткими рамками, затрудняющими освоение исполнителем иных музыкальных направлений. Так, певец развивает вокальную позицию, в которой голос приобретает ярко выраженную силу и объем, не вписывающиеся в рамки эстрадной песни.
Эстрадный вокал
Наиболее многогранное направление, объединяющее в себе бесчисленное множество музыкальных направлений и течений. Под эстрадным вокалом зачастую подразумевается легкая музыка, ориентированная на массового слушателя. Данное направление проще для понимания, звук получается более естественным и открытым. Однако добиться действительно грамотного эстрадного вокала ничуть не проще, чем работать в академической манере. Здесь также необходимо выработать правильную вокальную позицию и опору звука. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru используется современная методика преподавания эстрадного вокала, позволяющая ученику быстро прогрессировать в выбранном направлении при сохранении неизменно высокого интереса к проводимым занятиям.
Куда податься?
Не смотря на то, что каждое из упомянутых выше вокальных направлений имеет свои специфические особенности, есть у них и общие черты. Так, для того, чтобы достичь профессионализма в выбранной технике, недостаточно одних лишь природных данных. Краеугольным камнем успеха любого исполнителя является развитие и совершенствование вокального потенциала. Наиболее эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя способом обучения вокалу являются индивидуальные занятия с педагогом. Грамотный преподаватель способен учесть опыт, природные данные, работоспособность своего ученика и разработать для него действенный алгоритм обучения.
Отличия академической техники вокала и современной эстрадной вокальной техники
В сегодняшней статье хотелось бы сравнить два направления – эстрадный вокал и академический вокал. После данной статьи вам станет окончательно понятно, чем же оперное исполнение принципиально отличается от эстрадного исполнения. Речь пойдет именно о различиях в вокальной технике, а не чисто в применении тех или иных вокальных приемов.
Вокальной техникой и техникой вообще называется комплекс определенных навыков по управлению конкретными мышцами. К этому определению можно отнести любую технику, как в спорте, так и при вождении автомобиля или показе фокусов. Всем, чем мы можем управлять в своем организме, мы управляем только за счет мышц, и пение не стало исключением. Управление голосом – это также управление мышцами, ни больше, ни меньше.
Многие непосвященные просто поражаются звучанию голоса великих певцов, поскольку его качества настолько разнятся от обычных голосов, повседневно раздающихся отовсюду, что наличие таких незаурядных качеств кажется нам невероятным, невозможным. Однако это вполне реально и возможно, нет ничего запредельно сложного в том, чтобы изменить качества собственного голоса.
Ключ к успеху в этом деле – это постичь вокальную технику. Однажды поняв, какие конкретно и как именно тренировать собственные мышцы, чтобы управлять своим голосом, можно совершенствовать его, добиваясь получения качеств голосов знаменитых певцов. Это будет являться вопросом времени, трудоспособности, терпения, желания, но отнюдь не принципиальной невозможности.
Существует большая разница между академической и современной эстрадной вокальной техникой. Нужно определиться, в чем конкретное отличие этих двух техник.
Можно говорить о различных специфических вокальных приемах, прекрасно себя зарекомендовавших в современном вокале (расщепление, драйв, субтон, скриминг, йодль, фальцет, обертоновое пение, глиссандо, штробас, микст, вибрато и пр.), но это только будет удалять нас от изучения основы вокала, которым является взаимодействие дыхания и голосовых связок, а также форсирование возникшего звука резонаторами. Эта основа заключает в себе главные расхождения технических принципов.
Первым принципиальным отличием является использование гортани.
В зависимости от того, какой высоты звук необходимо взять певцу, он поднимает и опускает гортань, напрягая мышцы сильнее или слабее до того положения, которое будет соответствовать определенному звуку. Поэтому для постановки классического (академического) голоса необходимы три вещи: умение управлять движением гортани, которое заключается в тренировке дыхания и сильной мускулатуре.
Современный эстрадный нетрадиционный взгляд прямо полярен. Исходя из него, гортань певца должна оставаться неподвижной.
На примере это объясняется следующим образом. Большому количеству певцов, как опытных, так и начинающих знакомо понятие «вокальная маска». Самое качественное звучание голоса происходит в момент его «попадания в вокальную маску». При этом поющий человек может ощущать легкую вибрацию в верхнем участке лица снаружи или же изнутри в районе корней верхних передних зубов. В этом случае голос получается «правильным», «сбалансированным», «звонким», в ином случае – «глухим», «загубленным», «неполетным».
Вопрос состоит в том, может ли человек, разговаривающий от природы довольно звонко и четко петь не «в маску»?
Значит, он что-то меняет в районе гортани и верхней резонаторной системе (глоточная и ротовая полость). Возможно, он опускает гортань и увеличивает глоточную полость (чтобы улучшить, украсить звучание – так ему поясняет педагог), при этом использует приемы, которые ему известны из классической вокальной школы. При неопытности певца, звук может «запасть» вглубь, «выйти из маски».
Следующим принципиальным отличием академической (классической) от современной эстрадной нетрадиционной вокальной техники является метод маскировочной артикуляции.
Такой прием применяется певцом классического стиля, если ему необходимо петь в районе или выше его переходного участка – в самом высоком (головном)регистре голоса. Маскировочная артикуляция используется вместе с пониженной гортанью, вот поэтому ее и можно назвать вторым принципиальным отличием. Не стоит искать совпадение этого названия и «вокальной маски», хотя это и однокоренные слова, никакого отношения они друг к другу не имеют. Маскировочная артикуляция является комплексом мышечных приемов.
По данному приему было написано много пособий, поэтому можно остановиться лишь на его сути, которая заключается в том, что при поэтапном повышении голоса более звонкая гласная, к примеру, «А», которую можно «взять», как средний звук между «А» и «О», постепенно должна превращаться в глухую чистую «О».
«Маскируя» одну гласную под другую певец добивается акустического сопротивления верхнего, надскладочного участка его вокального тракта (или импеданса). За счет импеданса растянутые (при фальцетном режиме пения) складки справляются с воздушным потоком таким образом, что голос не звучит фальцетом.
При выполнении данного приема, певцом достигается такое «соединение» двух регистров, при котором различие в звучании голоса и его тембре исчезает. Вернее, если более точно, незаметным становится сам переход от богатого обертонами грудного голоса к более бедному в этом плане головному.
Поскольку принципиально устранить задачу регистрового соединения, которая связана с присутствием в нашем голосе нескольких разнообразных механизмов работы голосовых связок невозможно, то нетрадиционной школе тоже приходится ее решать. И она с успехом решается, однако, другим путем, чем это принято в традиционном вокале:
— не нужно менять положение гортани;
— не нужно заменять одну гласную другой, и при этом «искать» нужный импеданс для определенной высоты звука;
Все, чему необходимо научиться – это координация силы дыхания и степень натяжения голосовых связок. Это может не даться сразу, однако, тренировки такого навыка гораздо проще, чем приведенные выше приемы академического вокала, которые нужно применять одновременно, об этом нужно помнить.
Чем отличается академический вокал от эстрадного
Практически каждый человек слышал об академическом или эстрадном исполнении песен, но вряд ли задумывался об их различиях. А тот, кто собирается заняться вокалом всерьёз, в обязательном порядке должен знать особенности, нюансы, манеру исполнения, правильную постановку голоса и дыхание. Это нужно для субъективного выбора, оценки своих возможностей на данный момент и сколько работы предстоит сделать.
Академический вокал
Академическое исполнение также может называться оперным или классическим, а все потому, что оно появилось ещё в 16 веке, где не было усилителей звука, и певцу приходилось самостоятельно вырабатывать силу подачи звука. К классическому относится опера, бельканто, камерное или литургическое (церковное) пение.
Эстрадный вокал
Эстрадное звучание является более лёгким как для воспроизведения, так и для понимания слушателям. В этом стиле смешаны многие песенные направленности: авторские песни, джазовые или народные мотивы, элементы рока. Исполнение должно быть лёгким и поверхностным, основанное на речевом резонаторе. Мощь достигается с помощью усилителей звука (микрофоны).
Бытует ошибочное мнение, что научиться эстрадному исполнению намного проще, чем академическому, хотя, по сути, дыхание и способ звукоизвлечения не отличаются чем-то существенным. Эстрада естественна и проста, и добиться нужных критериев бывает сложно из-за манеры искусственно усилять голос. Вокалисты этого направления вольны в выборе произведения, так как их на порядок больше, чем классических.
Эстрадные техники, которые используются при исполнении:
Чаще всего встречается на различных концертах разных направленностей.
Что общего между оперой и эстрадой?
Ниже представлены похожие техники, которые используются в двух данных видах пения:
Чем отличается оперное пение от эстрадного?
Здесь различия намного существеннее, нежели общие черты. Ниже приведены описания различающихся тонкостей двух представленных видов:
Виды вокала: от народного пения до джаза
Пару лет назад ученые посвятили голосу Фредди Меркьюри целое научное исследование. Выяснилось, что Меркьюри, вопреки распространенному мнению, был баритоном, способным петь в диапазоне тенора. Его модуляции переходили в «вокальное дрожание». А фирменный гроулинг получался за счет особых «субгармоний» — такое пение практикуют в тибетских монастырях. Именно благодаря миксу певческих приемов, Меркьюри вошел в историю музыки, а его голос стал эталоном рок-вокала.
Мы не знаем, чьим песням подпеваете вы. Может быть, мечтаете исполнить концерт для голоса и виолончели, или хотите петь джазовые стандарты в темном баре. Может быть — вы в замешательстве. Уроки вокала и некоторая теоретическая база поможет разобраться, какой стиль выбрать.
Эстрадный вокал
С этим стилем мы сталкиваемся чаще всего, но не стоит ставить знак равенства между эстрадой и попсой. Все-таки Арета Франклин, Уитни Хьюстон, Сэм Смит, Нина Симон, Адель — исполнители высокого класса!
Не обманывайтесь — просто подпевая любимому исполнителю, особых успехов вы не добьетесь. Татьяна Четвертных, преподаватель вокала школы Staccato объясняет:
Настоящий эстрадный вокал — это синтез различных вокальных направлений. Заниматься с педагогом необходимо прежде всего для того, чтобы освоить базу: певческое дыхание, опору звука, чистоту интонации, дикцию и артикуляцию… Тем более, что спеть один в один, как Beyonce, вряд ли у вас получится. Да и зачем? Ведь гораздо интереснее найти свою манеру, раскрыть все краски своего голоса, чем пародировать уже известных исполнителей.
От эстрадного вокалиста требуется открытость и естественность звучания, правильные вокальная позиция и опора звука, многообразие тембральных оттенков голоса. На первый взгляд кажется, что это исключительно врожденные способности. Но, например, Уитни Хьюстон помимо роскошного грудного голоса, владела идеальным вибрато — могла быстро изменять громкость и высоту голоса. Этим и другими певческими приемами вы можете овладеть на уроках вокала.
Уитни Хьюстон вживую исполняет свой главный хит «I Will Always Love You».Рок-вокал
Рок-вокалисты стремятся петь мощно, экспрессивно. Эмоции в их пении важнее гладкости звучания. Голос Лиззи Хейл из Halestorm называют самым сильным и узнаваемым в современной рок-музыке. Он звучит слегка грубо, ровно и очень ярко.
Группа Arch Enemy практически не использует чистый вокал — обычно их фронтвумен Алисса Уайт-Глаз брутально рычит, хотя может петь и как Эми Ли из Evanescence. Хрипы, крик и рычание — не небрежность, а сложные вокальные техники, вы наверняка слышали термины скриминг и гроулинг.
Татьяна Четвертных предупреждает:
В любом виде вокала необходима прочная база. Представьте себе дом: сначала мы заливаем фундамент, и только потом начинаем строительство. Подумайте, сколько времени простоит дом без крепкого фундамента? Точно так же и с пением. Новичкам ни в коем случае нельзя даже пробовать практиковаться в экстремальных техниках, если вам дорог ваш голос и вы планируете пользоваться им долго.
Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.
Джазовый вокал
Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.
Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:
Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.
Академический вокал
Наиболее заслуженный, хоть и не самый популярный сегодня стиль появился еще в в XVII веке. Академическое пение предполагает высокую позицию голосового аппарата, сильное дыхание, сглаженность гласных звуков и смешение регистров, широкий вольный диапазон от самых низких до самых высоких звуков. Важна сила голоса — исполнитель обычно поет без микрофона.
Академическое пение дает хорошую вокальную базу. Начинающим исполнителям часто кажется, что они не смогут исполнять ничего, кроме оперных партий, романсов и духовной музыки. Но на самом деле, если заниматься академическим вокалом у хорошего педагога, то впоследствии вы сможете петь в любых направлениях.
«Хулиганский» номер Анны Нетребко из концерта «Три звезды в Берлине», 2011 год.Смешение рок-вокала Фредди Меркьюри и академического — Монсерат Кабалье, дает совершенно потрясающий эффект. Посмотрите видео с их совместного выступления.
Народный вокал
Ассоциации с застольной «По Дону гуляет» уместны, но не совсем точны. Рюмка водки и кокошник не добавит вам скиллов. К тому же, фольклорное пение не заканчивается русскими-народными песнями. Вспомните хотя бы тирольский или кантри йодль.
Йодль — особая манера пения без слов, с чередованием грудных и фальцетных звуков.Народные песни прекрасно трансформируются в эстрадные, как у Пелагеи:
Иногда начинающие не хотят заниматься народным пением, так как опасаются приобрести характерное плоское звучание. Татьяна Четвертных советует не бояться:
Это очень интересное направление, так как оно напрямую связано с историей и чем-то сродни археологии. Это огромный пласт культурного наследия, который надо изучать очень кропотливо. Если мы рассматриваем Россию, то в каждой области свой особенный колорит, свои традиции… „Плоский“ звук в народном пении остался глубоко в прошлом! Это лишь один из множества способов звукоизвлечения. И всё опять возвращается к тому, насколько педагог любит и знает свое дело.
Ваш вокал
В мире нет двух одинаковых голосов, и даже представить сложно, как много существует уникальных стилей и манер исполнения. Чтобы найти собственный, вам придется пройти долгий путь. Для начала посоветуйтесь с преподавателем. Он послушает ваш голос и порекомендует соответствующий репертуар. На уроках вокала вы овладеете базой, научитесь управлять голосом и поймете, что вам ближе — эстрада, рок, джаз, классика или фольклор.
Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.
Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.
Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.