в чем различия естественных и искусственных растительных сообществ
Сравнение естественных и искусственых экосистем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Экосистема – это биологическая система, которая состоит из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы их взаимосвязей.
Сущность естественных и искусственных экосистем и различия между ними
Естественные экосистемы — это экосистемы, которые формируются в природе в результате естественной жизнедеятельности организмов. Искусственные экосистемы формируются при участии человека.
Между естественными и искусственными экосистемами имеются существенные различия между:
Сравнительные характеристики естественных и искусственных экосистем
Источником энергии для естественного биоценоза является Солнце. Что касается искусственных экосистем (агроценозов), то они помимо солнечной энергии получают дополнительные источники энергии. Ее человек затрачивает на борьбу с паразитами и болезнями сельскохозяйственных культур.
Также в искусственных и естественных экосистемах существенно различается видовое разнообразие. Агроценозы отличаются весьма бедным видовым составом. Часто им присуща монокультура или большое число одного вида сельскохозяйственного растения. В агроценозах большое значение для поддержания видового разнообразия имеют специализированные методы борьбы с вредителями, а именно:
Естественные и искусственные экосистемы отличаются также и по степени устойчивости сообществ. Так как в агроценозе содержится меньше видов, то и степень их устойчивости будет минимальной. Пищевые цепи в природном сообществе такого типа будут также неразветвленными.
Готовые работы на аналогичную тему
Естественные экосистемы (биогеоценозы) — это основные составные части биосферы. Их разнообразие и распространенность по земной поверхности имеют большое значение для человека, поскольку от них он получает продукты питания, вещества для лечения, материалы для изготовления одежды и постройки жилья, сырье для промышленного производства и т.д.
Круговорот веществ в природе также является весьма важной характеристикой экосистем. В естественных экосистемах первичная продукция растений или урожай проходит через многочисленные цепи питания, достаточно быстро возвращаются в систему биологического круговорота. Такой круговорот веществ называется замкнутым.
В агроценозах круговорот веществ несколько нарушен, так как большая часть продукции изымается при сборе урожая. Такой круговорот веществ называется незамкнутым. В результате постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося удобрения. В последнее время человек особенно резко меняет состояние естественных экосистем и в целом глобальной оболочки Земли – биосферы. Результатом может стать разрушение исторически сложившихся природных сообществ.
Человек может использовать различные средства сохранения экосистем:
Таким образом, естественные и искусственные экосистемы являются по своей сути природными сообществами с различными механизмами образования, несколькими различными компонентами, но схожей системой взаимодействия организмов между собой.
Урок биологии в 6–м классе «Природные и искусственные сообщества»
Разделы:
Оборудование: таблицы, открытки, картины с изображением искусственных и естественных сообществ, фрагмент видеофильма, коллекция “Биоценоз пресного водоема”.
Ход урока
I. Проверка ранее усвоенных знаний
1. Составить у доски цепи питания: цепь выедания, цепь разложения.
2. Выбрать правильный ответ:
а) биоценоз – сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания, влияющих друг на друга и на среду обитания;
б) биоценоз – это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося ему только вред.
3. Исключить лишнее слово: дуб, ежевика, орешник, ромашка, мышь, рожь.
4. Каковы причины миграции животных?
5. Составить слова из предложенных букв:
II. Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока. Актуализация знаний в ходе рассказа учителя и фронтальной беседы.
Естественные природные сообщества | Искусственные сообщества |
Саморегулирующиеся системы | Регулируется человеком |
Источник энергии только солнце | Организмы получают дополнительную энергию (полив, удобрения) |
Все элементы минирального питания, изъятые растениями, со временем возвращаются в почву. | Большая часть питательных веществ изымается человеком (выносится с урожаем) |
Существуют на основе сложных взаимоотношений, которые поддерживаются благодаря разносторонней приспособленности организмов разных видов дгуг к другу и к окружающим условиям неживой среды, сложившимся в процессе эволюции. | Поддерживается человеком посредством больших затрат энергии. |
Учитель называет различные сообщества (лес, поле, пруд, огород, море, аквариум, луг), а учащиеся должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда будут названы естественные сообщества.
Ролевая игра
Знакомство с естественным природным сообществом пруда.
А) Учитель предлагает классу отправиться в подводное царство “ Водяного царя”
Б) Знакомство с царством начинает “Водяной царь”, а помогают ему “девушки – водоросли”.
Путешественники, обратите внимание на деревья, растущие на берегу. Здесь можно встретить ивы, ольху. Деревья укрепляют своими корнями берега водоема. А теперь рассмотрим крупные травянистые растения прибрежные- рогоз, камыш, тростник.
У берега находится пояс осок, затем камыша, с увеличением глубины камыш уступает место кувшинкам. Рвать цветки кувшинки нельзя. Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы ломаете толстый мясистый стебель, из – за чего растение часто загнивает и погибает.
Первая помощница – водоросль
Спускаемся в глубину пруда. Здесь обитают прикрепленные к почве и не выходящие на поверхность воды мои подруги – водоросли. Но на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, водоросли исчезают, дно остается не заросшим.
Различен и образ жизни водных животных. Они прикреплены к растениям или дну, другие свободно плавают, третьи перемещаются с током воды, среди водных цветковых растений и водорослей. В пруду находят себе убежище и пищу рыбы, головастики, жуки – плавунцы, водяные клопы, личинки некоторых насекомых (стрекоз и поденок).
У воды стрекозы бывают редко. Но всем стрекозам, где бы они ни находились, нужна вода, потому что в воду или в водные растения они откладывают яйца, из которых развиваются личинки, способные жить только в воде. Личинки не похожи на взрослых стрекоз. Вот только глаза у них одинаковые.
О моих глазах надо сказать особо. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие и выпуклые. Благодаря этому стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть, что делается и слева и справа, и спереди, и сзади. Это очень удобно во время охоты. Ведь стрекозы – хищники и их личинки тоже. Стрекозы охотятся в воздухе. Личинки живут в воде, но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная нижняя губа с крючком на конце. Когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину и хватает добычу. Н о бывает и самой личинке надо спасаться. Спасаясь личинка мгновенно может перемещаться с места на место. Оказывается, у личинок стрекозы есть интересное приспособление: большой мускульный мешок внутри тела. В него личинка всасывает воду, а потом с силой выбрасывает ее. Получается водяной выстрел. Водяная стрела летит в одну сторону, а сама личинка – в противоположную. Совсем как ракета. Вот так и получается, что личинка делает молниеносный рывок и ускользает из под носа врага.
Вторая помощница – водоросль
В толще воды, т.е. в слоях водоема с достаточной освещенностью, развивается планктон – совокупность микроскопических растений и животных, которые неспособны противостоять течениям. К планктону относятся микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), простейшие (инфузория – туфелька), многочисленные ракообразные.
В природном слое водоема условия жизни совсем другие: сюда почти не проникают солнечные лучи, температура воды ниже, чем в приповерхностном слое, доступ кислорода ограничен. Поэтому в придонном слое зеленые растения существовать не могут. К таким условиям приспособлены лишь немногие животные: некоторые виды для них служат мертвые растения и животные, опускающиеся сверху.
Учитель. Вот и закончилось наше знакомство с обитателями пруда. Как же связаны между собой организмы в сообществе?
Схема пищевых связей обитателей водоема
Одноклеточные водоросли мелкие ракообразные рыбы.
Растительный опад бактерии простейшие рачки рыбы
Таким образом, любая цепь питания в водоеме, как в любой другой экосистеме, начинается либо с растений, либо с органических остатков. Источником энергии в водоеме служит солнечный свет. Его энергия используется растениями на образование органических веществ. Основными производителями органического вещества в водоемах являются водоросли, входящие в состав планктона. Несмотря на большую скорость размножения, общая масса водорослей в водоемах обычно мала, так как они усиленно выедаются потребителями.
Одно из обязательных условий существования природного водоема – естественное очищение воды. Процесс этот сложен, в нем участвуют многие виды организмов: простейшие, ракообразные, моллюски, растения. Простейших и мелких ракообразных называют “ тонкими ” фильтратами или “ грубыми ” фильтраторами. Важная роль в очистке воды принадлежит растениям. Так, водный гиацинт поглощает в большом количестве ядовитые вещества, вредные отходы производства. Камыш очищает воду от болезненных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Хорошо очищают воду такие растения, как рогоз, осока, хвощ болотный. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить дгуг дгугу и самому пруду. Так и мы с вами должны помогать жить нашим прудам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем – без нее не возможна жизнь на Земле.
(Во время рассказа ученики просматривают картины, открытки, гербарии, коллекцию “Биоценоз пресного водоема”.)
Знакомство с аквариумом – искусственным пресным водоемом
Аквариум становится подлинным украшением любого помещения. Разведение растений, рыб и других обитателей аквариума обогащает нас знаниями законов природы, дает возможность быть самому творцом природы – живого и прекрасного.
(Во время рассказа ученики знакомятся с водными растениями, с аквариумными рыбками и другими обитателями аквариума по картинкам.)
III. Закрепление изученного материала
IV. Домашнее задание
Составить кроссворд растительного биоценоза.
(См. Приложение 1: технологическая карта урока по теме «Природные и искусственные сообщества)
1)почему растения в сообществе размещаются неравномерно? 2)в чем отличия между естественными и искусственными растительными сооб
1. Положительно для человека: Применение антибиотиков и антибактериальных средств снижает смертность от инфекционных болезней. Также при успешном перенесении инфекционного заболевания развивается определенный тип иммуннитета к возбудителю заболевания (стойкий-нестойкий), что снижает риски заболеть одним и тем же заболеванием в течении определенного времени (зависит от длительности иммунитета).
Корневая система поверхностная.
Жилкование листа радиальное.
Натуральные ткани. Могут быть растительного, животного и минерального происхождения.
Хлопчатобумажные ткани. Это один из наиболее распространённых материалов для изготовления одежды, белья, а так же аксессуаров домашнего обихода.
Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма, в которой находятся различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества.
Бактерии и вирусы- это микроскопические организмы, которые могут вызывать заболевания, как у людей, так и у животных или растений.
Отличия бактерий и вирусов:
Бактерии обычно намного больше чем вирусы, и их можно рассмотреть при помощи обычного микроскопа. Вирусы примерно в 1000 (тысяча) раз меньше бактерий и видны только под электронным микроскопом.
Неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводится только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей. Наука которая изучает вирусы- вирусология.
Вирусы очень опасная вещь. Например всеми известный вирус под названием- грипп. Грипп отнюдь не безобиден: для детей, пожилых людей и для тех у кого чей иммунитет ослаблен, этот вирус смертельно опасен. К его лечению нужно подходить серьёзно.
При гриппе, как и при любых заболеваниях нужно пить как можно больше жидкости (желательно пить горячию жидкость- морсы, травяные чаи или воду). Но не нужно пить очень горячие напитки иначе в горле только усилиться боль потому что напиток будет обжигать горло. Но следует заметить, что при гриппе часто наблюдается потливость, и вместе с потом больной теряет жидкость. Поэтому нужно пить как можно больше жидкости. Лекарства которые помогут справится с гриппом это например: парацетамол, ибупроферон и т.д. Также во время гриппа нельзя пить антибиотики потому что они могут ухудшать способность организма самостоятельно бороться с гриппом, так как они уничтожают микробов, помогающих нам готовиться к атакам вируса.
Естественная (природная) экосистема – описание, признаки, виды и примеры
Экосистема включает в себя живые организмы и неживые элементы окружающей их среды. Следовательно, компоненты экосистемы включают животных, растения, микроорганизмы, горные породы, почву, минералы, воду, атмосферу и т. п. Экосистема может быть как огромной, охватывающей территорию нескольких стран, так и относительно небольшой, например, тело животного, которое является домом для бесчисленных микроорганизмов.
Естественные и искусственные экосистемы – определения и различия
Выделяют два основных типа экосистем – естественные (природные) и искусственные (созданные человеком) экосистемы:
Главное отличие между естественными и искусственными экосистемами заключается в том, что последние требуют постоянного внимания человека, поскольку они не являются самодостаточными.
ТАБЛИЦА. Сравнительная характеристика природных и искусственных экосистем
Естественная экосистема | Искусственная экосистема |
---|---|
Создана природой без вмешательства человека | Создана и поддерживается человеком |
Состоит из многих видов растений и животных | Включает избранные виды |
Генетическое разнообразие очень велико | Генетическое разнообразие низкое, так как другие виды удалены из системы |
Пищевые цепи длинные и сложные | Пищевые цепи в основном неполные или маленькие, так как присутствует мало видов |
Солнечный свет является источником энергии для автотрофов, и эта энергия управляет всеми биологическими циклами | Солнечный свет также является основным источником энергии для автотрофов или сельскохозяйственных культур, но удобрения и другие питательные вещества поступают в почву извне |
Экологическая сукцессия в природной экосистеме происходит за определенный отрезок времени | Экологическая сукцессия отсутствует |
Естественный круговорот питательных веществ обеспечивает максимальную и эффективную их циркуляцию через все уровни экосистемы | Неполный круговорот питательных веществ. Сбор культур удаляет большое количество питательных веществ из почвы и делает ее с каждым разом все менее плодородной |
Производительность природных экосистем очень разнообразна и зависит от окружающей среды. Продуктивность тропических лесов очень высока, а пустынь – очень низкая | Предназначены для высокой производительности |
Высокая естественная устойчивость | Неустойчивые, поскольку большинство удобрений производится из ископаемого топлива, которое не является возобновляемым и еще больше усугубляет загрязнение окружающей среды и другие экологические нарушения |
Природная или естественная экосистема нашей планеты обширна. Она разделена на две основные группы – наземные и водные экосистемы. Они в свою очередь подразделяются на множество других более мелких экосистем.
Водные экосистемы
В водной экосистеме живые организмы полностью зависимы от воды. Есть два основных типа водных экосистем: пресноводные и морские. Пресные водоемы содержат незначительное количество соли в воде и включает в себя пруды, озера, водохранилища, реки, ручьи и т. д. Морские экосистемы существуют в соленой воде и включают скалистые берега, песчаные пляжи, мангровые леса, солончаковые болота, коралловые рифы, лес водорослей, открытый океан, гидротермальные жерла и т. п.
К природным водным экосистемам следующие водоемы, имеющие естественное (без вмешательства человека) происхождение:
Наземные экосистемы
Наземная экосистема – это сообщество живых и неживых существ на суше. Они живут и развиваются в почве и воздухе вокруг них.
Существует четыре основных вида естественных наземных экосистем:
Примеры естественных экосистем
Вышеупомянутые экосистемы также подразделяются на множество других природных экосистем, примеры которых приведены ниже:
Тропические леса
Тропические леса находятся вблизи экватора, между тропиками. Это регионы, которые испытывают большое количество осадков и характеризуются высокими средними температурами. В тропических лесах также наблюдается высокая влажность, которая ниже в сухой сезон по сравнению с влажным.
Районы тропических лесов отличаются чрезвычайным биоразнообразием и способствуют развитию некоторых из самых уникальных видов растений и животных на планете. Благодаря своему расположению вблизи экватора они предлагают благоприятные условия для выживания. Однако грунты в экосистемах тропических лесов бедны питательными веществами, поскольку они не задерживаются в почве надолго.
Тайга
Экосистемы тайги также называют бореальными лесами. Они составляют крупнейшие в мире наземные экосистемы, на которые приходится 29% мирового лесного покрова. Они встречаются повсюду в высоких северных широтах (примерно от 50° до 70° с. ш.) со значительными региональными вариациями. Бореальные леса образуют циркумполярный экорегион, который простирается по всей Канаде, от Аляски до Ньюфаундленда и проходит через север Европы, Скандинавский полуостров до Восточной России.
Таежные экосистемы переживают суровую зиму и короткое лето. Почвы тонкие и бедные питательными веществами из-за холода, который препятствует их развитию.
Умеренные леса
Лесные экосистемы умеренного пояса в основном включают вечнозеленые хвойные и лиственные леса. Они расположены между тропиками и полярными регионами. Основные деревья в этих лесах – клен, дуб, красное дерево, ясень, береза, сосна и бук. В тропических лесах с умеренным климатом наблюдается умеренное количество осадков и высокая влажность с мягкой зимой.
Тундра
Тундровые экосистемы встречаются в Арктике и Антарктике – полярных регионах планеты. Растительность в тундре состоит из карликовых кустарников, осоки, травы, мхов и лишайников. Почвы постоянно замерзают, что делает невозможным рост деревьев. В течение теплого лета тундра покрыта болотами, озерами и ручьями.
Поскольку тундровые экосистемы очень холодные, биологическое разнообразие невелико, и лишь немногие виды растений и животных адаптированы к суровым условиям окружающей среды. Белые медведи – пример наземных млекопитающих, адаптированных к тундре. Ежегодно через эти регионы мигрируют многочисленные виды птиц.
Кустарниковая степь
Кустарниковая экосистема возникает в результате переходного сообщества растений между регионами или также может возникать после нарушения леса из-за природных или лесных пожаров. Другие факторы, ведущие к образованию кустарников, включают бедные питательными веществами почвы, недостаточное количество осадков или засуху.
Поскольку эти условия очень распространены в районах с умеренным, полузасушливым и континентальным климатом, здесь преобладают кустарники. Вереск – хороший пример кустарников, растущих на свободно дренируемых неплодородных кислых почвах во влажных и субгумидных районах.
Пустыни
В пустынных экосистемах ночью обычно холодно, а днем очень жарко. Они почти не получают осадков. Пустыни занимают до одной пятой поверхности Земли. Из-за экстремальных погодных условий в пустынях обитает небольшое разнообразие животных. Хороший пример – верблюд, способный накапливать достаточно воды и выдерживающий жару. Многие другие пустынные животные ведут ночной образ жизни, проводя большую часть времени под землей в течение дня. Примеры включают пустынных змей, скорпионов, черепах, ящериц и многих других рептилий. Редкая флора пустынь, также приспособлена к суровым условиям, например, кактусы. Пустыни подразделяются на четыре категории: холодные, жаркие и сухие, полузасушливые и прибрежные.
Пастбища
Экосистемы пастбищ включают степи умеренного климата и тропические саванны. Почва степей глубокая и темная с плодородными верхними слоями, что способствует росту растений. Саванны, с другой стороны, встречаются в теплом и жарком климате, где годовое количество осадков относительно мало. Почва саванны пористая и быстро впитывает воду. Доминирующая растительность – травы с редкими вкраплениями деревьев и кустарников. Пастбища поддерживают большое количество видов животных, таких как зебры, газели, волки, кролики, лисы, койоты и т. п.
Прибрежные экосистемы
Распространены на берегах озер, рек, морей и океанов. Наличие воды в этих экосистемах позволяет расширить разнообразие флоры и фауны, а также сформировать обширные водно-болотные угодья. Кроме того, высокая влажность в результате испарения поддерживает уникальные виды живых организмов.
Солончак
Районы, регулярно затопляемые приливами между открытой морской водой и сушей в верхней прибрежной приливной зоне, составляют солончаковые экосистемы. Таким образом, они являются частью прибрежной экосистемы. Уникальность солончаков заключается в том, что в них преобладают солеустойчивые растения. Эти экосистемы поддерживают ряд наземных животных и обеспечивают защиту прибрежных районов. Они также играют важную роль в водной пищевой сети, используя питательные вещества из прибрежных вод.
Коралловые рифы
Разнообразные подводные морские среды обитания, существующие в Мировом океане как на глубине, так и на мелководье, составляют экосистемы коралловых рифов. Они покрывают около одного процента всего океанического дна. Коралловые рифы – это “большие города моря”, также часто называемые “тропическими лесами моря”.
Поскольку коралловые рифы имеют разнообразную и сложную морскую среду обитания, в которой обитает большое количество разнообразных видов, они считаются наиболее плодовитыми естественными экосистемами в мире. Примечательно, что они служат местом размножения рыб и обеспечивают их безопасность. Коралловые рифы также защищают океанские берега от штормовых повреждений.
Мангровые болота
Любая форма кустарников или небольших деревьев, растущих в прибрежной соленой или солоноватой воде, образует экосистему мангровых болот. Флора мангровых зарослей очень солеустойчивы и хорошо адаптированы к суровым прибрежным условиям, таким как низкое содержание кислорода в заболоченной грязи. У мангровых растений также сложная корневая система, позволяющая им справляться с соленой водой и воздействием волн. Мангровые болота в основном встречаются в тропических и субтропических приливных зонах.
Альпийский пояс
Горный альпийский биом существует только на больших высотах. Деревья на этих уровнях не растут. Альпийские регионы получают около 180 дней вегетационного периода. Здесь встречается множество кустарников, трав и вересковых пустошей. Процветают такие млекопитающие, как овцы, лоси, козы и пищухи. В альпийском поясе обитают некоторые виды птиц и насекомых.