в чем различие туч и лирического героя
«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, история создания, лирический герой, тема
С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).
Тема – одиночество и изгнание.
Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.
Жанр – стихотворение, философская лирика.
Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.
Олицетворение – “вечные странники”.
Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
Антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
История создания
Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.
Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.
Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.
Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.
Средства выразительности
В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.
Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану
Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
История создания
Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.
Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.
В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.
Композиция «Туч», настроение лирического героя
Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.
Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
Образы и символы
Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.
Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.
Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.
Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.
Темы и настроение
Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.
Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.
Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.
Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Средства художественной выразительности
В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».
Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи. Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.
Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.
На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.
На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.
С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).
Тема – одиночество и изгнание.
Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.
Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.
Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..
Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.
Олицетворение – “тучи – вечные странники”.
Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
Антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
Два мира: человек и природа
Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.
Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.
Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).
Антитеза в произведении
Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В «Тучах» противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае — небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.
Основная идея
Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день.
Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.
Полный анализ стихотворения «Тучи» (М. Ю. Лермонтов)
Всего получено оценок: 168.
Всего получено оценок: 168.
С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).
Тема – одиночество и изгнание.
Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.
Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.
Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..
Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.
Олицетворение – “тучи – вечные странники”.
Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
Антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
История создания
Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.
Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.
Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.
Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.
Тема произведения
Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.
Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.
Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Основная идея
Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.
Средства выразительности
В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.
Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.
Темы и настроение
Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.
Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.
Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.
Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.
Композиция «Туч», настроение лирического героя
Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.
Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.
Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Два мира: человек и природа
Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.