в чем различие свидригайлова лужина и раскольникова
В чем различие свидригайлова лужина и раскольникова
Feb 10, 2016 · 2 min read
11. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.
Двойники Раскольникова: Свидригайлов и Лужин
В основе жестокой теории Раскольникова лежат вполне гуманные намерения, но насколько они оправданны?
На этот вопрос мы получим ответ через сопоставление Раскольникова с его двойниками — Лужиным и Свидригайловым.
Поставив этот проблемный вопрос, переходим непосредственно к сопоставительному анализу образов. Выявив сущность Лужина и Свидригайлова, мы должны сравнить их, отмечая имеющиеся признаки двойничества.
Лужин и Свидригайлов связаны с Раскольниковым взглядами, выраженными в его теории. Именно в этом идеологическом сходстве и будет состоять внутренняя суть для обоснования двойничества этих образов.
Двойничество Лужина и Раскольникова выражено неявно, и сами персонажи открыто не признаются в сходстве друг с другом. Попробуем обнаружить его.
— Носителем какой идеи является Лужин? Когда он впервые высказывает свои взгляды?
Пётр Петрович Лужин поясняет свою идеюпри первой встрече с Раскольниковым (ч. 2, гл. V). Лужин является носителем идеи «целого кафтана»: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдёшь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь».
Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои
обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твёрцых оснований и тем более устраивается в нём и общее дело.
Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния» [4, с. 157].
— В чём различия между теориями Лужина и Раскольникова?
Лужин не делит людей на особенных и обыкновенных: он провозглашает принцип абсолютного эгоизма. Он не ставит перед собой задачу спасения людей, как Раскольников.
гоизм сам по себе оправдывает все средства к достижению цели, хотя сам Лужин
отрицает возможность убийства.
В его идее отсутствует принцип гуманизма. Однако и Лужин, и Раскольников провозглашают всеобщее благоустройство в том, чтобы прежде всего любой ценой устроить собственное
благополучие: убивая процентщицу, Раскольников присваивает себе её «целый кафтан».
Он нужен ему ради совершения блага для других людей (при этом не следует забывать, что ведущим мотивом в убийстве для Раскольникова является идейный мотив). Следовательно, Раскольников хочет отдать этот целый кафтан ближним, не оставляя себе ничего, он альтруист, а эгоист Лужин забирает целый кафтан только себе, не желая им ни с кем делиться.
— А осознаёт ли Раскольников своё сходство с Лужиным? Как это проявляется?
Герои нигде прямо не выражают мыслей о сходстве друг с другом. Однако сам Раскольников отмечает общее в теории Лужина со своей: «А доведите до последствий; что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать … ».
— Каким образом Раскольников и Лужин претворяют свои теории в жизнь? Приведите примеры.
И Раскольников, и Лужин нуждаются в самоутверждении, но происходит оно у них по-разному. Раскольников сознательно проверяет действие своей идеи: он убивает, чтобы понять, принадлежит ли к категории необыкновенных людей; ему нужно признание многих (ведь он хочет облагодетельствовать челове-
чество).
Лужин и не думает ставить подобных идеологических экспериментов, он поверхностно, неглубоко мыслит: ему достаточно
собственного благополучия, эгоизм и хищничество составляют его сущность и, следовательно, естественны для него.
Лужину тоже нужно признание окружающих, только не хватает рядом человека, который был бы не просто всегда рядом с ним, но и, как преданный раб, благоговел бы перед своим хозяином.
Лужин выбирает Дуню не только потому, что она хорошая девушка: для него важен тот факт, что она унижена жизнью, загнана нищетой в угол; при подобных обстоятельствах он считает себя её благодетелем. Следовательно, по его расчётам, Дуня будет ему всю жизнь обязана, что предполагает власть Лужина над ней, её полную покорность этой власти.
Подвести итоги беседы поможет обращение к следующему высказыванию: «Лужин маниакально служит «миллиону», а Раскольникову надо лишь «мысли разрешить», но «мысль» эта и «миллион» покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же — «слабенькие».
Лужи н Раскольникова с Соней в «материал» зачислил, а Раскольников — его, но опять с Соней. Раскольников — абсолютно бескорыстен в смысле погони за «комфортом».
Раскольников — безгранично корыстен в своём стремлении попасть в «высший разряд». И Лужин … самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя её сущность. Это-то больше всего и бесит Раскольникова».
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Что позволяет назвать Лужина двойником Раскольникова?
Мы наблюдаем сходство теории Раскольникова и идеи «целого кафтана» Лужина, и состоит оно прежде всего в готовности пойти на преступление ради самоутверждения, причём возможность преступления допускают обе теории.
Кроме того, мы нашли подтверждение тому, что Раскольников сам видит общее между своей теорией и идеей Лужина, что говорит о частичном признании героем сходства с другим. Однако вопреки этому подобию, герои противопоставлены друг другу.
Свидригайлов — более сложная личность, нежели Лужин. Он, безусловно, гадок, но не так однозначно отрицателен, каким кажется на первый взгляд.
Осмысливая этот образ, привлечём литературоведческий материал, что подчеркнёт сложность оценки Свидригайлова.
— Кто такой Свидригайлов? Как мы можем его охарактеризовать?
Свидригайлов — муж Марфы Петровны, у которой сестра Раскольникова служила гувернанткой. Став вдовцом, он приехал в Петербург, чтобы помешать Дуне, в которую влюблён, выйти замуж за Лужина.
Поведение Свидригайлова противоречиво: с одной стороны, он сделал очень много зла (попытка соблазнить Дуню, которая была опозорена из-за него; шулер; довёл до смерти Марфу Петровну; довёл до самоубийства своего слугу и т. д.), с другой стороны, не все его поступки можно назвать низкими (помогает семье Мармеладовых: пристроил сирот в приют, оказал финансовую помощь; избавил Дуню от позора; старается спасти Дуню от брака с Лужиным,
предлагает ей деньги и др.).
В литературоведении нет однозначной трактовки образа Свидригайлова, и мотивы его поведения объясняются по-разному.
-Какая точка зрения кажется вам правильной? Почему?
Точки зрения на образ Свидригайлова в литературоведении:
Ф.И.Евнин: Свидригайлов нравственно атрофирован, подвластен хищным, зверским инстинктам; безнадёжный злодей.
В.Я.Кирпотин: Свидригайлова нельзя назвать обыкновенный злодеем: он потенциально внутренне богатый человек, который не может жить пошлой духовной жизнью; он разочарован, и от морального бессилия им овладело равнодушие, отчаяние и презрение ко всему.
Л.Д.Волкова: И добро и зло Свидригайлов делает от «скуки», от ничем не заполненной душевной и духовной пустоты. У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Без веры в истину и добро жить нельзя. Настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой идеалом, жить не может. Свидригайлов это понял и сам себя казнил.
— Пожалуй, литературовед В.Г. Одиноков наиболее точно сказал о связи Раскольникова и Свидригайлова: «Жизнь Раскольникова
отразилась, как в зеркале, в Свидригайлове»
-Так что же общего между этими персонажами? Осознают ли герои сходство между собой?
Свидригайлов сам замечает своё сходство с Раскольниковым, о чём говорит в первую же с ним встречу: «Ну, не сказал ли я, что между
нами есть какая-то точка общая, а?»
Оба героя являются преступниками, и оба испытывают угрызения совести. Чем больше Свидригайлов пытается не слышать внутренний голос добра, тем больше его сознание раздваивается, о чём свидетельствуют его загадочные видения (например, ему является покойная Марфа Петровна).
Как и сны Раскольникова, сны Свидригайлова занимают важное место в романе: автору важно приоткрыть завесу внутреннего мира своих героев.
В жизни этих героев есть общее: оба позволили себе перешагнуть через нравственные принципы. Следовательно, собственная теория приведёт Раскольникова к тому же, к чему пришёл Свидригайлов через вседозволенность (а именно к ней и склоняет идея «право имеющих») — к духовной гибели, пустоте, отсутствию идеалов.
Единственный путь спасения для Родиона — освободиться от своей теории.
— Есть ли различия между Раскольниковым и Свидригайловым?
Между Раскольниковым и Свидригайловым есть ряд существенных различий: Свидригайлов совершает как преступления, так и добрые дела с равнодушием, а Раскольников — по идейным соображениям, по своему желанию; Свидригайлов преступает закон свободно, не задумываясь, а Раскольников долго мучается, сомневается перед совершением преступления; если Свидригайлов практически игнорирует моральные принципы, то для Раскольникова имеют большое значение гуманистические начала.
— Почему можно назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?
Мы наблюдаем сходство Раскольникова и Свидригайлова, и состоит оно прежде всего во вседозволенности. Свидригайлов, по теории Раскольникова, ведёт себя как «правоимеющий»: он добро и зло делает с одинаковым равнодушием, как нечто должное, само
собой разумеющееся. Его поступки спонтанны, он ничем себя не ограничивает как в положительных, так и в отрицательных поступках.
Свидригайлов сам отмечает своё сходство с Раскольниковым. Однако, вопреки такой общности, герои противопоставлены друг другу.
Раскольников питает к Свидригайлову неменьшую неприязнь, чем к Лужину.
— Как двойники Раскольникова помогают нам понять авторскую позицию?
Мы видим, что двойники Раскольникова принципиально отличаются от него. Однако близость их мировоззрений с теорией о «тварях дрожащих» и «право имеющих» говорит о ложном пути Родиона Раскольникова.
Сталкивая Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым, автор опровергает теорию Раскольникова, показывая читателю её чудовищный антигуманный смысл. Чем более уверен Раскольников в своей теории, тем больше он становится ближе к своим аморальным, циничным двойникам.
Герой невольно сравнивает себя с ними, и пусть это не приводит его к разочарованию в своей идее и отказу от неё, Раскольников думает и сомневается. Чем больше он вынужден взаимодействовать с Лужиным и Свидригайловым, тем больше отвращения он питает не только к ним, но и к самому злу, которое они с лёгкостью творят.
Таким образом, роль двойников Раскольникова в раскрытии авторской позиции очень важна. Сопоставляя образы Раскольникова, Лужина и Свидригайлова, проникая в их внутренний мир, автор подводит читателя к пониманию ложности теории Раскольникова. Это одно из средств утверждения авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Урок «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Сочинения
Произведение Достоевского Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе Преступление и наказание мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.
Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную характеристику, отмечая их сходства и различия.
Характеристика Раскольникова
Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и раскаивается в содеянном. В этом большая заслуга Сони. Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.
Характеристика Лужина
Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем сочинении, был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.
Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.
Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
«Двойники» Родиона Раскольникова
Между главным героем и каждым из его «двойников» имеются свои особенные сходства. Каждый «двойник» олицетворяет собой отдельную черту Родиона, возможно, в гротескном стиле, сильно её преувеличивая. Всего в романе шесть так называемых доппельгангеров Раскольникова.
Наибольший интерес у читателя должны вызывать Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова, так как именно они оказывают основное влияние на Родиона Раскольникова и двигают сюжет всего романа. А сопоставительное сравнение Лужина и Раскольникова заслуживает отдельного внимания.
Сопоставление со Свидригайловым
Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.
Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.
Данная статья поможет написать сочинение «Сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым» и раскрыть основную суть данной темы.
О бедных женах
Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.
Петр Петрович представлен достигшим положения и достатка своими силами адвокатом, «деловым человеком». Он решил, что жена ему нужна из бедной семьи, страдавшая, пережившая трудности, однако она должна быть умной и образованной. Такая будет всю жизнь его благодарить, а он лишь снисходительно позволять себя любить.
Потому, посватавшись к Дуне, Лужин в точности следовал своей теории о бедных женах. Он рассчитывал, что бедная девушка будет его благодарить всегда, будет преклоняться перед ним, считать его своим благодетелем, спасителем. По сути адвокат желал заполучить себе фактически бесплатную, бесправную служанку, любовницу в одном лице. По его расчетам Дуня служила бы ему за еду и скромную одежду, при этом еще и благодаря за оказанное благодеяние, не смея сказать ни слова против.
Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…,
Достоевский в одной только этой фразе отобразил самую низкую суть лужинской теории.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Литеровед публикует краткое сочинение на тему «Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в котором раскрываются основные функции персонажей, так или иначе отражающих теорию главного героя.
Замысел романа «Преступление и наказание» появился, когда Ф. М. Достоевский отбывал каторгу. Писатель задумывается о причинах преступлений, соразмерности их наказаниям.
Герой романа Родион Раскольников – бывший студент, мещанин, живет в крайней бедности. Достоевский в письме редактору, повествующем о будущем романе, упоминает об идеях, носящихся в воздухе. Одну из них подхватил и воплотил в жизнь Раскольников.
Молодой человек совершает убийство, оправдывая его бесчеловечной теорией. По его мнению, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые созданы для работы и воспроизведения населения. Они простые исполнители чужой воли, не способные вносить изменения в жизнь. Вторые призваны способствовать развитию цивилизации, движению человечества вперед. Если для достижения великих целей понадобится совершить преступление, то они имеют на это полное право.
Чтобы показать ущербность и античеловечность теории Раскольникова, Достоевский вводит в повествование «двойников», отражающих и по-своему преломляющих ее положения. В каждом из них герой «умирает», чтобы очиститься, подняться над самим собой. Глядя на этих людей, Раскольников осуждает их поступки, он возмущен их низостью, не понимая, что не так уж далеко ушел от них в своих умозаключениях и поступках. Возможность спасти душу автор дает только Раскольникову.
Самым бледным отражением главного персонажа является Андрей Семенович Лебезятников. Худосочный, золотушный внешне, он чрезвычайно самоуверен в общении с другими людьми. Он служит в каком-то министерстве, не отличается большим умом, но обладает страстным и увлекающимся нравом. Лебезятников имеет претензии на то, чтобы быть современным человеком, интересующимся общественными теориями. Он проповедует идеи Дарвина и Фурье. Кроме того, Андрей Семенович поклонник идей коммуны, не осуждает супружеские измены, противник христианской веры. Его отрицание больше походит на идейную пародию. Достоевский относится к нему с презрением, называя его «недоучившимся самодуром». Он считает, что такие, как Лебезятников, способны опошлить любую, даже очень хорошую идею.
С Раскольниковым его объединяет стремление к вседозволенности, которую он понимает гораздо мельче, на уровне межличностных отношений. Раскольников же мечтал чуть ли не все человечество осчастливить.
Другим двойником Раскольникова является Петр Петрович Лужин, жених его сестры. Он вызывает его негодование своим желанием жениться на Дуне. Впервые упоминание о нем на страницах романа появляется в письме Пульхерии Александровны, матери Родиона. «Человек он деловой и занятой», «благонадежный и обеспеченный», «весьма солидный и приличный», немного угрюмый и высокомерный – такими эпитетами награждает она его. Если бы не последние несколько слов, то создается портрет вполне добропорядочного человека. Пульхерия Александровна не может лгать, но и полную правду сказать сыну тоже не осмеливается. Поэтому появляется несколько искренних слов о характере жениха. Жениться Лужин хочет на девушке без приданого не случайно. Он желает быть благодетелем для своей жены и видит в этом свою выгоду. Девушка всю жизнь будет чувствовать себя обязанной ему.
Приехав в Петербург, Лужин остановливается у Лебезятникова, которого когда-то опекал. До него дошли слухи, что его бывший опекаемый стал прогрессивным человеком, мыслящим высокими категориями. Он надеется подучиться у него немного общению с молодыми идейными людьми, каковым считал и будущего родственника Раскольникова.
Что касается идей, то у Лужина есть своя теория, имеющая сходство с теорией Раскольникова. Исходя из нее, Петр Петрович прежде всего заботится о себе. Разъясняет он свои убеждения на примере кафтана. Если поделиться с ближним и разделить кафтан пополам, то оба они останутся наполовину голыми. А если в обществе будет больше устроенных людей, которые никому не помогают, а пекутся только о себе, то общество от этого только выиграет и окрепнет. Приобретая для себя, он делает хорошо для всех. Лужин идет дальше Лебезятникова, тут уже появляется забота об обществе.
Крайний эгоизм и забота о людях сближают его теорию с идеей Раскольникова. На самом деле и Раскольников, и Лужин думали исключительно только о себе, прикрываясь заботой о других. Более всего Лужин ценил деньги. Разрыв с Дуней раздражает его тем, что он потерял возможность получить в жены вечно обязанного ему человека. Отсутствие угрызений совести, тщеславие, бездушие, эгоизм являются основными чертами Лужина.
Аркадий Иванович Свидригайлов – третий двойник, самый яркий из трех, самый загадочный. О нем мы также узнаем из письма Пульхерии Александровны. Свидригайлов является главной причиной сватовства Лужина. Он влюбился в Дуню, которая работала у них в доме. Девушка отвергла его ухаживания. Жена Свидригайлова, Марфа Игнатьевна, разобралась в деле и сосватала девушку за своего родственника Лужина. Свидригайлова обвиняют в ряде преступлений. В частности, высказывается мысль, что он повинен в смерти своей жены. Ни одно из его преступлений не доказано.
Людей должна объединить любовь к богу, по мнению Достоевского. В этом убеждает читателя образ Сони Мармеладовой, которая смогла спасти душу героя. Автор явно симпатизирует своему герою, так как позволяет воскреснуть его грешной душе.
11. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.