в чем различие совершенной и несовершенной конкуренции
Разница между совершенной конкуренцией и несовершенной
В любой рыночной экономике есть конкуренция. Она может быть совершенной или несовершенной. В чем их особенности?
Факты о совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, при котором:
Есть ряд условий для формирования рынка с совершенной конкуренцией. Это:
В чистом виде совершенная конкуренция, если говорить о масштабах национальных экономик, практически не встречается. В хозяйственной системе почти любой страны есть отрасли, в которых присутствуют, так или иначе, барьеры для новых игроков либо законодательное регулирование цен. Даже в самых развитых государствах есть регионы с невысокой покупательной способностью населения — что делает затруднительным открытие в них новых рентабельных производств.
Но практически всегда можно найти в национальной экономике отрасли, в которых формируется конкуренция, близкая к совершенной. Например, это IT-сфера. Развить успешный бизнес в ней вполне реально при минимальных барьерах и финансовых затратах, чтобы затем начать продавать IT-решения по ценам, которые продиктует рынок. Касательно платежеспособности клиентов — в большинстве случаев возможно, изучив доступные IT-сегменты, наладить выпуск продукта в достаточной мере востребованного, за который люди готовы платить.
Факты о несовершенной конкуренции
Под несовершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, в котором отдельные поставщики товаров и услуг могут тем или иным способом устанавливать комфортные для себя цены. Например, в силу низкой насыщенности сегмента или по причине своего монопольного положения на рынке.
Есть ряд ключевых факторов формирования несовершенной конкуренции:
Опять же, сложно найти национальную экономику, которая бы полностью соответствовала признакам несовершенной конкуренции. Практически в любой стране мира есть сегменты рынка, в которых факторы, обозначенные выше, не появляются, и потому в них вполне может формироваться как раз таки совершенная конкуренция.
Сравнение
Главное отличие совершенной конкуренции от несовершенной в том, что в первом случае игроки рынка не могут устанавливать комфортные для себя цены. При несовершенной конкуренции подобные возможности есть у отдельных предприятий, являющихся монополистами, либо у большинства — если рыночный сегмент не насыщен.
Определив то, в чем разница между совершенной конкуренцией и несовершенной, зафиксируем обнаруженные нами факты в таблице.
8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой, совершенной и несовершенной. Рассмотрим последние четыре вида конкуренции более подробно.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы, либо за счет ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене определяются не столько различиями в качестве продукта или издержками его производства, сколько возможностью монополии произвольно устанавливать цены. Например, авиакомпания снижает стоимость авиабилетов при их покупке туда и обратно; кинотеатр делает скидки на билеты детям, пенсионерам или на утренние сеансы; институт снижает оплату обучения нуждающимся студентам и т. п.
Ценовая дискриминация возможна при наличии трех условияй:
• продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
• продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
• первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар или услугу.
Ценовая конкуренция часто применяется при оказании услуг (врача, адвоката) или при транспортировке скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой и т. п.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Повышение качества продукта может быть достигнуто:
а) либо путем дифференциации самого продукта;
б) либо путем дифференциации продукта методами сбыта;
в) либо путем конкуренции новых торговых марок.
Дифференциация самого продукта означает разнообразие однородных изделий посредством изменения их дизайна и улучшения качественных характеристик. Эти меры направлены на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия «лучше» изделий конкурентов.
Дифференциация продукта методами сбыта включает в себя: рекламирование в средствах массовой информации, пробные продажи, стимулирование сбыта через агентов по продаже товаров и создание торговых точек.
Конкуренция новых торговых марок учитывает, что в условиях технологического прогресса существующие изделия фирм начинают быстро устаревать. Чтобы остаться конкурентоспособной, фирма вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: свободной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
• на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;
• обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;
• покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;
• существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Увеличение или уменьшение количества продукции, выпускаемой отдельной фирмой, не оказывает ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на цены. Более того, ни один продавец не сможет поднять цену выше установившейся рыночной цены, не потеряв своих клиентов.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Исторически и логически вслед за анализом рынка совершенной конкуренции следует обратиться к исследованию рынка несовершенной конкуренции. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. Совершенная конкуренция превращается в несовершенную, когда на рынке появляется монополист.
Поэтому рассмотрение несовершенной конкуренции полезно предварить анализом процесса образования монополий.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т. е. монополий.
Монополия (греч. монос – один, полео – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:
Картель – соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной, т. е. монополистической (рынок несовершенной конкуренции).
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Таким условием становится прежде всего появляющаяся на несовершенном рынке дифференциация продукта.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал прежде всего с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. олигос – немногий, «полео» – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:
а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;
б) отсутствуют товары-заменители, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста;
в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен.
В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.
Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы несовершенной конкуренции исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.
Различия между рыночными структурами представлены в табл. 8.1.
В реальной действительности не существует только совершенной или несовершенной конкуренции. Как отметил П. Самуэльсон, «реальный мир… выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями» (Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 499).
Особое внимание следует обратить на естественные монополии.
Естественная монополия – это такая ситуация, при которой экономия от масштаба (например, сеть железных дорог или энергетическое хозяйство страны) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Анализ конкурентной ситуации
3. Анализ конкурентной ситуации • В чем сильна ваша компания? В чем слаба?• Каково ваше положение на рынке? Каковы объемы продаж, доля рынка, репутация, показатели деятельности в ретроспективе?• Какими ресурсами вы располагаете? Отношения в отрасли, торговые агенты,
Тактика конкурентной борьбы: сигнализация
Тактика конкурентной борьбы: сигнализация Сигнализация – ключевой инструмент стратегии, который позволяет довести до ваших конкурентов, что именно у вас на уме. Конкуренты сигнализируют о том, что они планируют делать или какие шаги предпринять в ответ на действия
Новый уровень конкурентной борьбы
Новый уровень конкурентной борьбы Кризис изменил весь прежний ландшафт конкурентной борьбы и методы работы всей отрасли. В сущности, он изменил правила игры. Теперь нам придется увидеть своих конкурентов в новом свете, так как новые стандарты привели к возникновению
Тема 6 РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 6 РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6.1. Социально-экономическое содержание рыночной конкуренции. Экономический цикл конкуренции. Недобросовестная конкуренцияПод конкуренцией, с одной
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она
Вопрос 25 Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах.
Вопрос 25 Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах. ОТВЕТСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных
Вопрос 35 Совершенная конкуренция на рынках ресурсов.
Вопрос 35 Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. ОТВЕТРынки ресурсов производства – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и
Лекция 8 Тема: РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Лекция 8 Тема: РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ В лекции рассматривается круг проблем, связанных с конкуренцией как основным элементом, влияющим на рыночное ценообразование:• исследуется сущность конкуренции, ее положительные и отрицательные стороны;• изучаются виды
Микротеория конкурентной рациональности
Микротеория конкурентной рациональности Обострение конкуренции между продавцами конкретного сегмента рынка характеризуется тремя тенденциями.Удовлетворение потребителяМожет ли предприниматель, принимающий решения в условиях постоянно меняющейся рыночной среды,
Макротеория конкурентной рациональности
Макротеория конкурентной рациональности Теория конкурентной рациональности в конечном итоге отвечает на самый важный вопрос: каков минимум условий, необходимых для создания и поддержания конкурентной, развивающейся рыночной экономики? Ответ таков: наличие свободы
Глава 3 ПРЕДМЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 3 ПРЕДМЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИЙ учет и учетная политика на оптовом и розничном рынках электроэнергии Определяющим предметом бизнеса ОКУ является коммерческий учет, поэтому необходимо более подробно остановиться на всех аспектах учета,
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция Трудно вообразить общество, обладающее крайней степенью изменчивости. Конечно, общество должно иметь какую-то постоянную структуру, в противном случае как бы оно могло поддерживать сложнейшие отношения цивилизации? И тем не менее такое общество
Японская/совершенная модель
Японская/совершенная модель Попытки объяснить секрет успешности японских предприятий, сделанные такими авторами, как У. Оучи (1981) и Р. Паскаль и А. Атос (1981), привели к созданию теории о том, что наилучший способ мотивировать работников – это добиться их полной
Усиление конкурентной позиции
Усиление конкурентной позиции Привычки потребителей – конкурентное преимущество. Продукты, меняющие привычки, менее уязвимы перед атаками со стороны других компаний.Многие предприниматели наступают на одни и те же грабли: создают продукты, лишь ненамного лучше
Совершенная, несовершенная и чистая конкуренция: характеристика и отличия
Термины, определения, примеры
В действительности конкуренция всегда несовершенна, и делится на виды, в зависимости от того, какое условие соответствует рынку в большей степени.
С понятием экономической конкуренции знакомы все. Это явление наблюдается на макроэкономическом и даже бытовом уровне. Ежедневно, выбирая в магазине тот или иной товар, каждый гражданин, желая того или нет, участвует в этом процессе. А какой бывает конкуренция, и, наконец, что это вообще такое с научной точки зрения?
Характеристика совершенной конкуренции
Для начала следует принять общее определение конкуренции. По поводу этого объективно существующего явления, сопутствующего хозяйственным отношениям с момента их возникновения, были выдвинуты различные концепции, от самых восторженных до полностью пессимистичных.
Согласно мнению Адама Смита, выраженному в его «Исследованиях природы и причин богатства народов» (1776), конкуренция своей «невидимой рукой» преобразует эгоистичные мотивы индивидуума в общественно полезную энергию. Теория саморегулирующегося рынка предполагает отрицание любых вмешательств государства в естественное протекание хозяйственных процессов.
Джон Стюарт Милль, будучи также большим либералом и сторонником максимально индивидуальной экономической свободы, был в суждениях осторожней, сравнивая конкуренцию с солнцем. Вероятно, и этот выдающийся учёный понимал, что в слишком жаркий день немного тени – это тоже благо.
Любая научная концепция предполагает использование идеализированного инструментария. Математики к таковому относят не имеющую ширины «линию» или безразмерную (бесконечно малую) «точку». У экономистов есть понятие совершенной конкуренции.
Определение: Конкуренцией называется соревновательное взаимодействие участников рынка, каждый из которых стремится получить наибольшую прибыль.
Как в любой другой науке, в экономической теории принята некая идеальная модель рынка, не вполне соответствующая реалиям, но позволяющая исследовать происходящие процессы.
Признаки совершенной конкуренции
Описание любого гипотетического явления требует критериев, к которым должен (или может) стремиться реальный объект. К примеру, медики считают здоровым человека с температурой тела 36,6° и давлением 80 на 120. Экономисты, перечисляя черты совершенной конкуренции, (её ещё называют чистой) также опираются на конкретные параметры.
Причины, по которым достигнуть идеала невозможно, в данном случае не важны – они заложены в самой человеческой природе. Каждый предприниматель, получая определённые возможности для утверждения своих позиций на рынке, обязательно ими воспользуется. И всё же, гипотетическая совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
После рассмотрения вышеизложенных признаков напрашиваются выводы:
Условия, близкие к совершенной конкуренции
Практическая полезность понятия совершенной конкуренции состоит в возможности высчитать оптимальную точку равновесия фирмы с учётом всего трёх показателей: цены, предельных затрат и минимальных валовых издержек. При равенстве этих цифр между собой, руководитель получает представление о зависимости рентабельности своего предприятия от объёма производства. Наглядно эту точку пересечения иллюстрирует график, на котором сходятся все три линии:
Где:
S – сумма прибыли;
ATC – минимальные валовые издержки;
A – точка равновесия;
МС – предельные издержки;
MR – рыночная цена на товар;
Q – объем производства.
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции
Так как совершенной конкуренции как идеального явления в экономике не существует, то о её свойствах можно судить лишь по отдельным признакам, проявляющимся в некоторых случаях из реальной жизни (при максимально возможном приближении). Помогут определиться в её гипотетических достоинствах и недостатках также умозрительные рассуждения.
Преимущества
В идеале такие соревновательные отношения могли бы способствовать рациональному распределению ресурсов и достижению наибольшей эффективности производственно-коммерческой деятельности. Продавец вынужден снижать издержки, так как повышать цену ему не позволяет конкурентная обстановка. Средствами достижения преимуществ в данном случае могут служить новые экономичные технологии, высокая организованность трудовых процессов и всемерная бережливость.
Отчасти всё это наблюдается и в реальных условиях несовершенной конкуренции, однако есть примеры буквально варварского отношения к ресурсам со стороны монополий, особенно если контроль со стороны государства по каким-то причинам слаб.
Иллюстрацией хищнического отношения к ресурсам может служить деятельность компании «Юнайтед Фрут», долгое время безжалостно эксплуатировавшей природные богатства стран Южной Америки.
Недостатки
Следует понимать, что даже в идеальном виде совершенная (она же чистая) конкуренция обладала бы системными пороками.
Таким образом, положение фирмы в условиях чистой конкуренции, равно как и потребителя, было бы весьма далёким от идеального.
Рынок совершенной конкуренции
Наиболее близким к идеализированной модели на современном этапе считается биржевой тип рынка. Его участники не обладают громоздкими и инертными активами, легко входят в бизнес и уходят с него, их продукт относительно однороден (оценивается котировками). Брокеров много (хотя их количество не бесконечно) и они оперируют в основном величинами спроса и предложения. Однако экономика не состоит из одних лишь бирж. В действительности конкуренция несовершенна, и делится на виды, в зависимости от того, какое условие соответствует рынку в большей степени.
Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции достигается исключительно ценовыми методами.
Характеристика и модель рынка важны для определения возможностей функционирования в условиях несовершенной конкуренции. Трудно представить, что огромное количество продавцов предлагает абсолютно однотипный товар, пользующийся спросом у безграничного числа покупателей. Это и есть идеальная картина, пригодная лишь для концептуальных рассуждений.
В реальной обстановке конкуренция всегда несовершенна. При этом наблюдается лишь одна общая черта рынков совершенной и монополистической конкуренции (наиболее распространённой) и состоит она в состязательности характера явления. Нет никаких сомнений в том, что хозяйствующие субъекты стремятся добиться преимуществ, воспользоваться ими и развивать успех вплоть до полного овладения всеми возможными объёмами сбыта. Во всём остальном совершенная конкуренция и монополия существенно различаются.
Несовершенная конкуренция
Реальной, то есть несовершенной конкуренции, по природе свойственно стремление к нарушению равновесия. Как только в экономическом пространстве выделяются ведущие, наиболее крупные и сильные игроки, они делят рынок между собой, не переставая при этом соперничать. Таким образом, чаще всего дело не в степени «совершенности» конкуренции, а в самой природе явления, обладающего ограниченными свойствами саморегулирования.
Признаки несовершенной конкуренции
Так как идеальная модель «капиталистического соревнования» рассмотрена выше, остаётся проанализировать её расхождения с тем, что происходит в условиях функционирующего мирового рынка. Основные признаки реальной конкурентной борьбы включают следующие пункты:
Из этого перечня понятно, что реальные условия современного рынка не просто далеки от идеальной модели, а чаще всего противоречат ей.
Виды несовершенной конкуренции
Как всякое неидеальное явление, несовершенная конкуренция характеризуется разнообразием форм. До недавнего времени экономисты упрощённо делили их по принципу функционирования на три категории: монопольную, олигопольную и монополистическую, но теперь введено ещё два понятия – олигопсония и монопсония.
Эти модели и типы несовершенной конкуренции заслуживают подробного рассмотрения.
Олигополия
На рынке конкуренция присутствует, но количество продавцов ограничено. Примеры такой ситуации – крупные сети супермаркетов и ритейла или операторы мобильной связи. Вход в бизнес затруднён в силу необходимости огромных начальных капиталовложений и разрешений. Деление рынка часто (не всегда) происходит по территориальному принципу.
Монополия
Полного единоличного овладения рынком в большинстве случаев не допускают законодательные нормы. Исключение обычно составляют естественные монополии, принадлежащие государству, а также поставщики, обоснованно владеющие инфраструктурой доставки продукта (например, электроэнергии, газа, воды, тепла).
Монополистическая конкуренция
Её не следует путать с монопольной, хотя термины и созвучны. Этот тип конкуренции характеризуется активностью ограниченного количества поставщиков, предлагающих сходный по потребительским свойствам продукт.
Примером могут служить отношения производителей, например, бытовой техники и электроники. Ассортимент у них, как правило, сходный, но есть различия в качестве и цене. Рынок поделен между несколькими ведущими брендами. В случае ухода какого-то из них, освобождённая ниша будет быстро поделена между оставшимися участниками.
Монопсония
Возникает явление и на рынке труда. Когда в городе работает всего один, например, завод, то у обычного человека возможности продавать свой труд ограничены.
Олигопсония
Очень похожа на монопсонию, но выбор покупателей, хоть и небольшой, есть. Чаще всего подобная несовершенная конкуренция бывает между производителями комплектующих изделий или ингредиентов, предназначенных для крупных потребителей. Например, какая-то рецептурная составляющая может быть продана только большой кондитерской фабрике, а их всего несколько в стране. Другой вариант – производитель покрышек стремится заинтересовать один из автозаводов для регулярной поставки своей продукции.
Как итог, отметим: любая конкуренция, существующая в реальных условиях, столь же несовершенна, как и сам рынок. С точки зрения экономической теории, совершенная конкуренция представляет собой упрощённую концепцию. Она далека от идеала, но необходима. Никого ведь не удивляет, что физики пользуются различными математическими моделями и научными допущениями?
Несовершенная конкуренция разнообразна по формам, и не исключено, что к уже существующим её видам в будущем добавятся новые.