в чем различие между стратегией и тактикой dpr
В чем разница между стратегией и тактикой
Взаимодополняющий характер стратегии и тактики определил их взаимосвязанное существование. В военной сфере тактика учит использованию вооруженных сил в сражениях, а стратегия учит использованию боевых действий для достижения целей войны. И термин «стратегия» возник у греков, и термин «тактика» берет свое начало в далеком прошлом.
Появление терминов
Первоначальное значение слова «тактика» — «порядок», буквально «порядок построений на поле боя». Китайский генерал Сунь Цзы так описал разницу: «Все люди видят тактику, которую я использую для завоевания, но то, что никто не видит, — стратегия, из которой складывается великая победа». Перенесемся в бизнес сегодня, и мы видим: оба термины неправильно используются, путаются и злоупотребляются разными способами. Разница между стратегией и тактикой часто описывается как «стратегия долгосрочная, а тактика краткосрочная». Хотя эти два термина могут принимать эти характеристики в определенное время, это неточный и неполный способ объяснить их значения.
В чем различие?
В свою очередь тактика состоит в том, насколько конкретно или ощутимо мы сделаем определенную вещь. Она может включать такие элементы, как письма прямого маркетинга, личные встречи, сценарии ключевых тем для обсуждения и приложение для iPad. Если ваша команда по-прежнему не может отличить стратегию от тактики, она может использовать «Правило касания». Если можно протянуть руку и физически прикоснуться к этому, перед вами тактика.
Тактическая рулетка
Поскольку не получится увидеть или физически дотянуться до стратегии, ее часто пропускают в пользу тактики. Во многих бизнес-планах перечислены цели, задачи и тактика. Если не ставить стратегию выше тактики, тогда у вас не будет возможности разумно изменить курс, когда не достигнете своих целей. В этот момент ситуация превращается в «тактическую рулетку», где постоянно применяется новая тактика и нажимается спусковой крючок в надежде, что что-то поразит цель. Рано или поздно вы столкнетесь с мертвым бизнесом. Так что думайте стратегически, действуйте тактически.
Разница между тактикой и стратегией в бизнесе на примере фильма “Выход Дракона”
В фильме Брюса Ли “Выход дракона” есть два эпизода, отлично показывающих разницу между стратегией и тактикой. И на основе этих фрагментов я приведу примеры из истории российского бизнеса.
Сюжет фильма коротко: мастера рукопашного боя плывут на корабле на остров, где им предстоит сразиться друг против друга в поединках. У героя Брюса Ли есть две задачи: победить европейского бородача из второго эпизода и захватить владельца острова.
Стратегия
Давайте посмотрим первую сцену, тут всего 2 минуты, а потом я расскажу, что в ней нашел. Фрагмент называется “Искусство борьбы без борьбы”.
Еще раз, герой Брюса не вступает в борьбу и показывает стратегическую эффективность. Он показывает “искусство боя без боя”.
Пример из истории российского бизнеса — это выход банка «Тинькофф». Он не стал ввязываться в затратные неэффективные бои с остальными банками. Он открыл банк без банка.
Сегодня, после ликвидации многочисленных банков-конкурентов, банк «Тинькофф» все еще на рынке и прекрасно себя чувствует, все так же не имея банка.
До создания банка, судя по деловой прессе, у Олега Тинькова был капитал в 20-30млн. долларов, сегодня Олег — долларовый миллиардер.
Похожий путь выбрали для себя банки «Точка» и «Модульбанк», которые предлагают комплексные и модульные решения для малого бизнеса соответственно, единственное, с моей точки зрения, их позиционирование недостаточно сфокусировано. Я бы рекомендовал новым банковским проектам для малого бизнеса позиционироваться на сегменте для ИП на УСН 6%, четко увязывая в голове связку “название банка” = ИП 6%. Это самый многочисленный сегмент малого бизнеса, самый низкорисковый, с ограниченным количеством задач в обслуживании.
Тактика
Давайте рассмотрим второй эпизод. “Доска безответна”. 4 минуты.
Здесь герой Брюса Ли показывает подавляющее тактическое преимущество над противником. Он бьет быстрее. Он более подвижен. Он всегда настороже.
Тактическая эффективность — это быть быстрее, выше, сильнее противника. Говоря языком бизнеса, это операционная эффективность бизнеса.
К примеру, на мой взгляд, у компании «Озон» нет стратегической эффективности. Все, что они пытаются делать, — это увеличивать ассортимент и продавать его дешевле. Это тупиковый путь.
Тупиковый потому, что в бизнесе существует такая модель, как бенчмаркинг. Т.е. повторение.
Любую операционную эффективность можно повторить.
Если после вашего тактического шага противник остался жить, рано или поздно он догонит вас. Он будет тренироваться, набирать ресурсы или воспользуется моментом. А вы ограничены тем, что не сможете прыгать еще выше, у всякой физической или тактической эффективности есть предел.
Стратегия против тактики
Мы можем восхищаться подвигами Д’Артаньяна, но он тактик. Истинный стратег — это Ришелье. А за ним Мазарини. Именно труд этих двух кардиналов делает Францию к приходу Людовика XIV сильнейшей страной Европы. Людовик же как истинный тактик развязывает несколько войн, но ему не везет, и он теряет все наработанные преимущества. Кардиналы делали Францию богаче без боя. Бои, развязанные Людовиком, погружали Францию в нищету и, в конце концов, привели к революции.
Наполеон был великим тактиком, а не стратегом. Наполеону принадлежит фраза «On s’engage, et puis on voit», т.е. пока не ввяжешься, не увидишь. Кутузов же не бьется до конца, уходит от борьбы, дает один бой под Бородино, постоянно проигрывает, сдает Москву и… оказывается победителем. Не положив всю армию, не сдав страну.
Операционная эффективность предельна и повторима.
Стратегическая эффективность беспредельна и практически не повторима.
Бенчмаркинг догоняет всех.
Но, кстати, стратегической эффективностью может стать сложноповторимый набор тактических ходов.
Интересным примером стратегической эффективности является проект Homeme.ru
Вместо того, чтобы ввязываться в войну мебельных интернет-магазинов, компания сосредоточилась только на диванах, ограничив количество моделей. Это позволило держать низкие цены, уменьшить издержки, ускорить поставку.
К сожалению, у нас в России практически нет публичных компаний, и мы не видим отчетности проектов, но я подозреваю, что Homeme.ru были прибыльнее остального пласта мебельного рынка.
Увы, сегодня Homeme начали расширять ассортимент, и хотя их основным товаром остаются диваны, боюсь, что они лишатся стратегического преимущества перед конкурентами, т.к. потеряют и позиционирование, и стратегическую эффективность. Видимо, компания приняла решение о векторе на рост капитализации, но не смогла подобрать правильную бизнес-стратегию.
В первых строках своей статьи “Что такое стратегия” Майкл Портер говорит, что менеджеры путают стратегию с операционной эффективностью. Это статья 90-х годов про рынок США. С тех пор многое изменилось
В 1987 году богатейшим человеком мира был японец Ёсиаки Цуцуми. В 2007 году он перестал быть миллиардером, а целый ряд японских корпораций исчез с рынков. Почему? К моменту выхода японских корпораций на рынок США они были эффективнее американцев. Они производили все быстрее и дешевле. А еще они делали упор на качество продукции.
В 90-х годах М. Потер заявляет, что у японских корпораций нет стратегии. К концу 90-х американские корпорации догоняют по эффективности японские. Японские производители качественной бытовой техники начинают исчезать. Где сейчас «Sharp», «Toshiba», «Panasonic» и т.д.?
Вас это не удивляет? Тогда обратите внимание на следующие цифры, не смотря на развитие Азии и Японии в частности:
К чему этот блок? К тому, что наши предприниматели сегодня, к сожалению, обращают внимание на внешние тактические способы увеличения капитализации. Тем временем стратегическая эффективность, прошу извинить за тавтологию, более эффективна, чем тактическая. В разы.
В свое время понимание этого привело к трансформации нашего рекламного агентства. Мы увидели, что каналы рекламы насыщаются, они уже на пределе по эффективности, стоимость клика высока как никогда, а количество конкурентов все растет. Операционная эффективность интернет-маркетинга российских компаний сегодня уже на пределе.
Именно поэтому теперь, когда к нам в «ТемаКа» обращаются за рекламными возможностями, мы сначала отправляем клиентов в «Gai.Company» для разработки стратегических решений.
Потому что все, что может сделать хороший digital-специалист, — это увеличить эффективность интернет-маркетинга на 10-30%.
Тем временем грамотные стратегические решения, основанные на глубоком SWOT-анализе, увеличивают эффективность бизнеса в разы.
Закажите стратегическую сессию или разработку бизнес-стратегии у нас в «Gai.Company» прежде, чем вступать в рекламную борьбу. Тогда эффективность вашего бизнеса будет в разы выше, чем у ваших конкурентов.
И напоследок, еще немного философии борьбы от Брюса Ли, который, кстати, не стал вступать в конкурентную гонку с другими актерами Голливуда, а, оценив ресурсы и среду, уехал в Гонконг, где и стал звездой мировой величины.
Народные пословицы раскрывающие суть отличий между Тактиком и Стратегом:
— Лучше один раз во время, чем два раза правильно
— Пока умный думал, дурак реку переплыл
Пока не читайте дальше, попробуйте угадать «кто тут кто», в пословицах имею ввиду 🙂
Притча про улитку-стратега.
В один из холодных весенних дней, рано утром, улитка начала взбираться по стволу вишнёвого дерева.
Воробьи на соседнем дереве, наблюдали за усилиями улитки, от души потешались над ней.
Один из них крикнул:
— Эй, улитка, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, улитка ответила:
— Когда я туда доберусь, вишни как раз и поспеют.
Ну и на десерет, напомню поговорку, знаменитого полководца:
«Тактические успехи, без стратегии, это просто суета перед поражением»
«Кто такой стратег» и «кто такой тактик», и чем они отличаются.
Для лучшего понимания расскажу вам еще притчу «. я не тактик, я стратег «, чтобы жизнь казалось не такой скучной 🙂
Сова- стратег.
Жили-были мыши. Все их обижали.
Подумала сова и говорит: — Мыши! Станьте ежами! Будете колючими и для охотников недоступны.
Побежали мыши радостно: — Станем ежами! Станем ежами!
Вдруг одна остановилась: — А кто-нибудь знает: как стать ежами? Никто.
Побежали обратно к сове. — Сова! А как нам стать ежами? — Мыши! Идите на хрен! Откуда я знаю — как? Я не тактик, я — стратег!
Как вы уже поняли из притчи, одно из отличий Стратега от Тактика в том, что Стратег отвечает на вопрос «что», а Тактик отвечает «как».
По сути Стратег это всегда управленец, а Тактик не всегда. Нам нужно дать отличительные особенности обоих специальностей, и чтобы облегчить задачу мы возьмем за основу управленцев, так как тактики-управленцы это есть линейные менеджеры, т.е. последнее звено в управленческой иерархии.
Хороший стратег не получится из человека со слабым аналитическим мышлением, а для Тактика это не критично.
Хороший организатор, это как правило, хороший Тактик. Преимущество Тактика в быстроте и энергичности, а Стратега в «глубине мысли», т.е. способности анализа «за пределами текущего момента».
Цитата: Тактик должен знать, что надо делать, когда есть что делать, Стратег должен знать, что надо делать, когда нечего делать(прим. ред.когда непонятно, что делать). Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет. /Савелий Тартаковер/
Перфразируя Савелия Тартаковера, можно сказать, что Тактик должен мастерски исполнять уже известную задачу, а Стратег должен ОПРЕДЕЛИТЬ эту задачу(выявить проблему). Более того, Стратег должен уметь действовать в ситуации, когда нет возможности даже опредлить проблему
Одно из отличий Тактика от Стратега, это то, что Тактик реагирует «по факту»(по ситуации), а Стратег составляет сценарии(иногда, действует по запланированному СЦЕНАРИЮ).
Преимущество: хорошему Тактику не нужен план. Действует быстро и точно, но все должно быть очевидно.
Недостаток: Не умеет решать многоходовки, т.е. сложные проблемы.
Девиз Тактиков: «зачем все усложнять. будут проблемы-будем решать!»
Для тех, кто не понял, что означает этот девиз, привожу расшифровку: «. проще и дешевле предотвратить ту или иную проблему, чем разбираться с последствиями».
Возникает резонный вопрос, если «проще и дешевле», то почему же так не поступают все? Дело в том, что это на самом деле «затратнее» для ума, так как нам придется всегда додумывать и обдумывать страховочные события, которых может и не быть, а это лишняя работа.
Хочу пару слов сказать о связке «тактика-стратегия-цель».
Тактик может существовать без цели(большой цели). Вообще без цели человек(в том числе и тактик) существовать не может. В каждый момент времени у человека есть реальная цель(поесть,поспать, убраться и т.д.), т.е. без «операционных целей» человек не может существовать. Тут есть один тонкий момент, связанный с понятием «смысл жизни». Я специально в эту сторону не углубляюсь, так как это метафизическое понятие, и лучше пока это обходить стороной 🙂
Цитата: «Выигрывая сражения, можно проиграть войну»
Цитата: «Тактические победы без стратегии, это суета перед поражением»
Обе цитаты являются предупреждением, что тактическое превосходство не дает окончательной победы, порой даже губительно.
Ребенок учится в школе.
Стратегическая задача/цель. ошибочно думать, что это получение «золотой медали» или даже «красного диплома». поговорим чуть позже
Помогая ребенку получить оценку «5» за урок, мы выполним операционную задачу.
Помогая ребенку получить «5» за четверть, мы выполним тактическую задачу
. НО оценки «на отлично» не гарантирует ребенку в дальнейшем, ни хорошую зарплату, ни качественную жизнь.
— когда мы помогаем ребенку получить «5» за урок, мы можем оказать медвежью услугу, если мы приложим больше усилий чем ребенок, хотя наша задача будет решена.
— когда мы помогаем ребенку получить «5» за четверть, мы можем оказать медвежью услугу, если мы приложим больше усилий чем ребенок или будем постоянно жестко контролировать, заставля и принуждая учится.
— мы окажем медвежью услугу ребенку, если не объясним, что оценка «отлично» это только ЧАСТЬ задачи, в жизни есть более важные вещи и более сложные задачи. А непонимание этого уже является стратегической ошибкой.
Таким образом можно успешно решать тактический задачи, но провалить стратегическую задачу.
*Медвежья услуга — фразеологизм, означающий непрошенную, неумелую или неуместную помощь, которая приносит больше вреда, чем пользы. Выражение является кратким описанием произошедшего в басне Жана де Лафонтена «Медведь и садовник».
Чем отличается тактика от стратегии
Тактика и стратегия относятся к военной терминологии. Однако за последние десятилетия эти понятия стали применяться в спорте, бизнесе, юриспруденции, психологии и повседневной жизни. На первый взгляд, это взаимозаменяемые термины. В чем же разница между тактикой и стратегией на самом деле?
Тактика – это конкретное действие или комплекс действий, направленных на решение задачи. Она отвечает на качество и эффективность выбранных мер. Стратегия, в свою очередь, может состоять из нескольких тактик разного рода. Кроме того, она может быть направлена на поддержание выбранной линии поведения в «мирное время», когда желаемые цели достигнуты и положение стабильно. Можно сказать, что разница между тактикой и стратегией заключается в сроках осуществления. Первая рассчитана на краткосрочную перспективу, вторая – на долгосрочную.
Исторически под стратегией понималось искусство ведения боя (strategos), в то время как тактикой (taktike) называлась организация армии. Оба понятия появились в античной Греции. Во многих трактатах тех лет говорилось об отличиях этих понятий. Так, считалось, что тактика видна противнику, а стратегию врага может разгадать не всякий командующий.
В деловой сфере понятия тактики и стратегии взаимосвязаны настолько, что трудноотличимы друг от друга. Это объясняется зависимостью одного от другого. Многочисленные идеи и мотивы не принесут должного результата без приложения соответствующих усилий. Иными словами, единичные тактические действия неэффективны без ведения общей стратегии.
Каждая компания, стремящаяся к развитию, должна иметь широкий кругозор – идеи, составляющие стратегию, и сильные действия – тактику, воплощающую идеи в реальность. С точки зрения психологии, человек также нуждается в наличии стратегического мышления и понимания алгоритма достижения цели.
Важно заметить, что придерживаясь одной стратегии, человек может многократно менять тактику. Если одни методы или действия показали себя как нерезультативные, они требуют замены или модернизации.
Выводы:
Что такое Стратегия:
Первый два варианта, это классическое объяснение понятия стратегии, третий вариант не совсем корректное толкование. но тоже практикуется в бизнес-лексикон.
Есть еще и 4 вариант:
— Стратегия. это выстраивание действий на текущий момент времени и близлежащее будущее, с целью достижение долгосрочной и сложной и цели.
Данный вариант толкования отличается от первых двух(классических) тем, что акцентирует внимание не на будущем, а на ТЕКУЩИХ действиях. Звучит парадоксально, но это вариант толкования фактически является наиболее точным, чем «вариант-2»
Стихия Тактика, это хаос. В этих условиях эффективность действий Тактика выше, ибо он действует исходя из текущего момента. Тактика наделенной Целью становится Стратегией. Тактически эффективные решения тогда имеют смысл, если они устремлены к Цели. С появлением Большой Цели Тактик превращается в Стратега.
Слабый Тактик, а это большинство людей, при наличии у него Цели достигнет больших результатов, чем Сильный Тактик, у которого нет такой Цели. Ибо у первого есть куда идти и на чем концентрироваться, а второму некуда стремится и он никуда и не придет. По этой причине Слабые Тактики выигрывают гонку с Сильными Тактиками. Знаменитый девиз: «Тактические успехи, без Стратегии, это просто суета перед поражением», как раз про Сильных Тактиков, а не про слабых. Ловушка тут в том, что Сильный Тактик выигрывая думает, что он ВСЕ делает правильно. что и есть правда на данном этапе, но пустое в отдаленной перспективе.
Принцип «тактики и сртатегии» заложены в сущность человека, точнее реальность человек видит на 3 уровнях: оперативный, тактический, стратегический. Этот принцип человек не может менять, это природа человека. Прав был И.Кант, когда считал, что разум человека имеет фундаментальные ограничения из-за методов работы заложенных в его природу.Человек может это осознанно использовать или не использовать, но все его восприятие находится в этих границах, и за пределы выйти не может.