в чем различие между понятиями кадры и понятиями персонал
Разница между кадрами и персоналом
в чем отличие понятий кадры и персонал
Веснушка [3K] 6 лет назад
Галина Васильна [162K]
Кадры — это рабочая сила, работающая на предприятии. Они официально трудоустроены, квалифицированы. Это люди, занимающие рабочие места(вакансии) в текущий момент.
Персонал — те же люди, но в более широком смысле. К персоналу, в отличии от кадров, относятся так же и те, кто официально оформлен, но не находится на рабочем месте в силу разных причин. Например, в отпуске, на больничном, на курсах повышения квалификации. Временные работники, квалифицированные или разнорабочие так же входят в состав персонала.
система выбрала этот ответ лучшим
в избранное ссылка отблагодарить
Да все это одно и то же как вы их не называйте. Просто кадр — это какая то определённая профессия или должность. Но все кадры входят в состав персонала. К примеру в обслуживающий персонал входят кадровые офицеры и т.п. Тут больше зависит от того, что или кого обслуживает этот персонал.
в избранное ссылка отблагодарить
На мой взгляд, основное отличие заключается в том, что кадры входят в состав штатного расписания и работают на постоянной основе. А персонал может быть и временным, привлечённым для выполнения каких-то работ, как правило не требующих высокой квалификации, например обслуживающий персонал. Хороший пример — кадровый офицер.
в избранное ссылка отблагодарить
[пользователь заблокирован] [13.4K]
Персонал — это более широкая категория. Сюда входят все люди, состоящие в штате. В том числе временно безработные и проходящие обучение. Кадры — это специалисты, которые находятся на рабочем месте в настоящее время.
в избранное ссылка отблагодарить
Разница между кадрами и персоналом
Your will be inserted here by
Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.
в чем отличие понятий кадры и персонал
Кадры — это рабочая сила, работающая на предприятии.
Они официально трудоустроены, квалифицированы. Это люди, занимающие рабочие места(вакансии) в текущий момент.
Персонал — те же люди, но в более широком смысле.
К персоналу, в отличии от кадров, относятся так же и те, кто официально оформлен, но не находится на рабочем месте в силу разных причин. Например, в отпуске, на больничном, на курсах повышения квалификации.
Временные работники, квалифицированные или разнорабочие так же входят в состав персонала.
Разница между кадрами и персоналом
Успех любого коммерческого предприятия определяют грамотно подобранные исполнители. Кадры и персонал постоянно отождествляют в литературе, тем самым обезличивая специалистов и превращая их не в индивидуумов, а в винтики системы.
Так ли важно проводить отличия между данными категориями и насколько существенна разница?
Определение
Кадры — социально-экономическая общность, к которой относятся все обладатели рабочей силы, трудоустроенные на предприятии, состоящие с ним в формальной связи и обладающие необходимой квалификацией. Это обезличенные субъекты правоотношений, которые занимают определённые вакансии в настоящий момент.
Персонал — совокупность трудовых ресурсов, входящих в состав предприятия и занятых в процессах его работы. К ним относятся не только те лица, которые фактически занимают должности, но и люди, находящиеся в трудовом или декретном отпуске, на больничном листе, на курсах повышения квалификации.
Сравнение
Итак, основные отличия между категориями связаны с методом их толкования. Согласно трудовой социологии, понятие «персонал» является более широким и может быть отождествлено с «рабочей силой».
Мышление и его развитие
Однако персонал фактически устроен на определённых предприятиях и входит в состав постоянных сотрудников. Кадры — категория более узкая.
Она обозначает лишь тех специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, получили квалификацию и занимают свои должности в настоящий момент.
К персоналу относят и тех людей, кто временно отстранён от трудовых обязанностей в силу болезни, отпуска и иных причин. Классический менеджмент избегает акцента на «кадрах», которые якобы решают всё.
Ставка делается именно на персонал: личные качества, психологическая совместимость, развитие и рост работника. В остальном отличия носят несущественный характер и определяются на практике.
АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ» И «ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ»
студент, кафедра менеджмента института Экономики и Управления, КФУ им. В.И.
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия, КФУ им.
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены понятие категорий «персонал» и «кадры» и их классификации, будет проведен анализ отличий между понятиями «кадры предприятия» и «персонал предприятия»
Ключевые слова: кадры, персонал, классификация, отличия.
Активное развитие рыночной экономики несет в себе конкурентную борьбу между различными производителями.
И победу одерживает то предприятие, которое в полной мере использует все имеющиеся ресурсы, а особенно трудовые.
Кадры и персонал осуществляют производственный процесс, и для этого процесса нужны люди определенных профессий с определенным уровнем квалификации.
В итоге от знаний, имеющихся у людей, от дисциплины, профессионализма, мотивации, умения устранять проблемы, от уровня квалификации, восприимчивости к обучению, зависят конечные результаты работы предприятия. Насколько важно находить различия между категорией «кадры» и категорией «персонал» и насколько разница существенна?
Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом во взаимоотношениях, контролируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-технической степенью производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям.
Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства. Она отражает совокупность работников разных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью предприятия [1].
Кадры — социально-экономическая категория, к которой принадлежат люди, обладающие рабочей силой и необходимой квалификацией, трудоустроенные на предприятии и имеющие формальные связи с ним.
Это обезличенные субъекты правоотношений, которые занимают конкретные должности в настоящее время [2].
Для полного представления рассмотрим классификацию персонала предприятия и классификацию кадров предприятия.
Отношения с РАБОТНИКОМ психология Часть 1.
Классификация персонала предприятия [3]:
1. По имущественным отношениям:
1.1 собственники предприятия;
2. По степени участия в производственной деятельности:
2.1 промышленно-производственный персонал;
2.2 непроизводственный персонал;
4. По месту основной работы:
Классификация персонала по имущественным отношениям на собственников предприятия и наемных работников.
Собственник предприятия — это относительное понятие, которое применяется как обобщенная характеристика лица, которое предоставило собственные средства в качестве вклада в уставный капитал в обмен на право получения соответствующей доли в текущих прибылях предприятия и ее чистых активах в случае ее ликвидации.
Your will be inserted here by
Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.
Наемные работники — это лица, которые работают по трудовому контракту (соглашению) на предприятии, автономно от их форм собственности и хозяйственно-правовых форм.
Классификация персонала по степени участия в производственной деятельности делится на промышленно-производственный и непроизводственный персоналы.
В промышленно-производственный персонал входят работники, занятые в основном в производственной деятельности и обслуживании производства
Непроизводственный персонал — работники, которые обслуживают непромышленные хозяйства и организации предприятия персонал, то есть они занятые в основном в социальной сфере деятельности предприятия.
Классификация персонала по категориям делится на рабочих и служащих.
Рабочие — работники, которые участвуют в процессе создания материальных благ или услуг производственного характера.
Служащие — работники, которые занимаются в основном умственным трудом.
Классификация персонала по имущественным отношениям на собственников предприятия и наемных работников.
Собственник предприятия — это относительное понятие, которое применяется как обобщенная характеристика лица, которое предоставило собственные средства в качестве вклада в уставный капитал в обмен на право получения соответствующей доли в текущих прибылях предприятия и ее чистых активах в случае ее ликвидации.
Наемные работники — это лица, которые работают по трудовому контракту (соглашению) на предприятии, автономно от их форм собственности и хозяйственно-правовых форм.
Классификация персонала по месту основной работы делится на штатный персонал и внештатных работников.
Штатный персонал — это численность постоянных работников организации. То есть сотрудники, которые принятые на временную работу, не учитываются.
Чаще всего организации имеют выгоду с того, что нанимают специалистов на определенный срок, в наиболее значимые периоды деятельности. Пребывание сотрудника в штате значит, что работодатель должен беспокоиться о социальной и юридической сторонах его трудовой деятельности.
Если говорить о внештатных работниках, то следует отметить то, что при необходимости, предприятие может принимать на работу работника по профессии, не предусмотренной штатным расписанием, заключив с ним трудовой договор. В данном случае именно такого работника называют внештатным.
Размер его заработной платы определяется по соглашению сторон и штатным расписанием не устанавливается.
Кадры можно классифицировать по следующим классификационным признакам [4]:
— Социально-стратификационное деление (рабочие, предприниматели, служащие)
— Социально-демографический (возраст, пол, образование и др.)
— Социально-профессиональный (политические, медицинские, научные, военные, государственные, хозяйственные, преподавательские и др.);
— Профессионально-квалификационный (работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные);
— Отраслевая принадлежность (индустриальный труд, сельскохозяйственный, информационный и т.д.);
— Содержание труда («белые воротнички» — работники, которые заняты преимущественно умственным трудом, «синие воротнички» — работники, которые заняты преимущественно физическим трудом, «серые воротнички» — работники, которые заняты в сфере обслуживания);
— Классификационный признак (кадры);
— Категории персонала (руководящий персонал, инженерно-технический, обслуживающий и др.);
— Уровни иерархии управления (руководители, рабочие, специалисты, технические исполнители);
— Профессии (экономисты, юристы, психологи, педагоги и др.).
Итак, главные различия между категориями взаимосвязаны со способом их толкования. Опираясь на трудовую социологию, такое понятие, как «персонал» считается более широким и может быть отождествлено с понятием «рабочая сила».
Но персонал по факту устроен на определенных предприятиях и становится коренным сотрудником в составе рабочих. Кадры — категория более специализированная.
Она обозначает лишь тех специалистов, которые прошли должное обучение, получили квалификацию и занимают определенные должности в настоящее время.
К персоналу можно отнести людей, которые отстранены или отстранены на время от трудовой деятельности по причине болезни, отпуска и т.д.
Классический менеджмент не сосредотачивает своё внимания на «кадрах», которые якобы принимают все решения. Ставка акцентирует своё внимание на персонале: личные качества, развитие, рост работника
Подводя итоги, можно выделить следующее:
Рассматривая объём понятий, можно заметить, что персонал, если сравнивать с кадрами, более обширная категория.
Что касаемо квалификации: для того, чтобы соответствовать своей должности, кадры должны иметь конкретный уровень знаний, а персоналу это не обязательно.
Также, следует отметить то, что к персоналу можно отнести всех работников на предприятии, а кадры относятся к формально-закрепленным за персоналом.
В целом различия несущественные и определяются на практической деятельности.
Трудовые ресурсы
Термин «трудовые ресурсы», который ввел в науку в 20-х годах XX ст. С. Струмилин, используют преимущественно как планово-учетный измеритель рабочей силы.
Трудовые ресурсы — емкое по содержанию понятие.
Как социально-экономическая категория — это совокупность носителей функционирующей и потенциальной общественной и индивидуальной рабочей силы и отношений, которые возникают в процессе ее воспроизводства (формирования, распределения и использования). Различие понятий «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» состоит в том, что трудовые ресурсы имеют количественные и социально-демографические рамки, а рабочая сила их не имеет [20].
Таким образом, понятие «трудовые ресурсы» охватывает всех фактических и потенциальных работников, обладающих способностью к труду (рабочей силой).
Трудовые ресурсы — это часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности [28].
Кадры
Кадры — это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие «кадры» включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т. е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными организациями [36].
В этом смысле оно тождественно социально-экономической категории «рабочая сила», под которой понимают способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, необходимых ему для производства жизненных благ. Вместе с тем между этими понятиями существует различие.
Рабочая сила — это общая способность к производительному труду, ее применение связано с производством материальных или духовных благ. Под кадрами обычно понимают штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности [36].
Персонал
В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал — это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал).
Работа с персоналом
Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия «кадры» — постоянство и квалификация работников — для понятия «персонал» не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда [20; 36].
Таким образом, объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями. Наиболее широким из них является термин «человеческий фактор», обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким — «кадры», под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников.
Между этими понятиями расположены термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал». При этом понятие «человеческие ресурсы» относится одновременно и к наиболее широкому определению объекта кадровой политики, и к наиболее узкому.
Человеческие ресурсы являются, как отмечалось, обобщающим, итоговым показателем человеческого фактора, а кадры есть социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы конкретного предприятия, региона, страны. Поэтому под объектом кадровой политики, на наш взгляд, следует понимать именно человеческие ресурсы, которые представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их общую трудоспособность к производству материальных и духовных благ.
Кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т. е. собственно кадров.
Схематически дифференциация понятий, определяющих объект кадровой политики, показана на рис.
Трудовые ресурсы: персонал и кадры организации
Персонал и кадры – это те термины, которые часто упоминают работники отдела кадров организации. Все население в трудоспособном возрасте, которое проживает на территории государства, называется трудовыми ресурсами. Сюда можно отнести уже работающих лиц, а также тех людей, которых можно назвать потенциальными работниками.
Термин «кадры» может иметь отношение к предприятию, стране или ее региону. Если рассматривать кадры на предприятии, то под ними понимают штатный состав служащих. Сюда относятся квалифицированные работники, которые в свое время прошли специальную подготовку по профессии. Эти люди обладают необходимыми для работы знаниями, имеют опыт деятельности в своей сфере.
Если говорить о термине «персонал», то под ним понимают весь личный состав компании. Кроме того, это может быть только часть личного состава предприятия. Персоналом называют группу, люди в которой объединены по каким-либо признакам. Например, можно отдельно выделить обслуживающий персонал, работающий на предприятии. Персоналом называют лиц, которые работают в компании по трудовому договору.
Классификация кадров
Важной характеристикой понятия «кадры» является квалификация лиц, работающих в фирме. Кроме того, есть еще одна характеристика, к которой можно отнести работу сотрудника в фирме на постоянной основе. А вот для персонала эти характеристики не являются главными. Например, временные работники относятся к персоналу. Эти люди могут быть квалифицированными специалистами, а могут относиться к неквалифицированной рабочей силе.
Отдел кадров оперирует и другими терминами. Например, человеческие ресурсы относят к обобщающим факторам. Это совокупность разных качеств, присущих людям, их способность производить материальные и духовные блага. Кадровой политикой в компании занимается HR-специалисты.
Термин «трудовые ресурсы» встречается не менее часто. Для каждого предприятия очень важно правильно использовать трудовые ресурсы, ведь успешность компании напрямую зависит от того, кто работает в фирме.
На уровне одной компании вместо термина «трудовые ресурсы» чаще всего используется термин «кадры» или «персонал». Каждый человек, который работает в организации, имеет свою профессию и специальность. Профессия – это род занятий человека. Специальность – понятие более узкое, это вид деятельности, которой занимается человек в рамках своей профессии.
Кроме того, сотрудники различаются по квалификации. Она отражает то, насколько хорошо человек знает свое дело, это степень владения профессиональными знаниями. Информация о профессии сотрудника, его специализации и квалификации отражается в тарифных разрядах. Она указывается и в категориях, которые характеризуют то, насколько сложную работу выполняет данный специалист.
Всех специалистов, учитывая уровень их квалификации, можно разделить на следующие группы:
Если говорить о квалификации, то сотрудники могут вообще не иметь категории. Любой сотрудник может получить категорию, она может быть 1, 2 или 3-ей.
Руководящий состав имеет свою градацию. Существует распределение по:
Структура кадров организации
Штатный состав сотрудников можно условно разделить на несколько категорий:
В организациях, работающих в сфере производства, эти специалисты формируют промышленно-производственный персонал. Каждая категория в своем составе содержит ряд профессий, которые объединяются в группы специальностей. Последние также можно разделить на квалификации.
Работники в организации могут быть временными. Их принимают на определенный срок, в отличие от других сотрудников. После того, как срок договора заканчивается, они могут договориться о его продлении. Сезонных нанимают сроком до полугода. Постоянные сотрудники фирмы принимаются на работу бессрочно.
Отдел кадров выполняет на предприятии важную и ответственную работу.
Успешность деятельности компании напрямую зависит от того, какие специалисты трудятся в организации.
Именно поэтому кадровая политика должна тщательно разрабатываться. Ее основной целью становится формирование трудоспособного коллектива в организации.
Важнейшие принципы кадровой политики. Профессиональная мобильность
10. ПЕРСОНАЛ
В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные хара
ктеризующие составляющие понятия «кадры» – постоянство и квалификация работников – для понятия «персонал» не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.
Таким образом, объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями. Наиболее широким из них является термин «человеческий фактор», обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким – «кадры», под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал» [1]. При этом понятие «человеческие ресурсы» относится одновременно и к наиболее широкому определению объекта кадровой политики, и к наиболее узкому. Человеческие ресурсы являются, как отмечалось, обобщающим, итоговым показателем человеческого фактора, а кадры есть социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы конкретного предприятия, региона, страны. Поэтому под объектом кадровой политики, на наш взгляд, следует понимать именно человеческие ресурсы, которые представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их общую трудоспособность к производству материальных и духовных благ. Кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т. е. собственно кадров.
11. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
1. увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:
2. переводить на сокращенные формы занятости;
3. использовать на несвойственных работах, на других объектах;
4. направлять на длительную переподготовку и т.п.
5. подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
6. набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
7. набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
8. требования производства, стратегия развития предприятия;
9. финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;
10. количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
11. ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
12. спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
13. влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
14. требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
12. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальной мобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии. В понятии «Профессиональная мобильность» различают объективную, субъективную и характерологическую стороны.
Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.
Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.
С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия «профессиональная мобильность» можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров и другие.