в чем различие между 44 и 223 фз
Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ
Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?
Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.
44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.
Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.
№ 223-ФЗ
Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.
223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.
Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.
Кто заказчики и поставщики?
Заказчики и поставщики по 44-ФЗ
Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.
Заказчики и поставщики по 223-ФЗ
В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.
На каких ЭТП проводят торги?
Заказчики по 44-ФЗ
Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заказчики по 223-ФЗ
Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.
На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.
Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.
Способы закупок
В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки
С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.
Неконкурентные закупки
К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться
Способы закупок по 223-ФЗ
В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.
Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.
Отчетность заказчиков торгов
Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ
Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:
Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ
Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:
Обеспечение исполнения обязательств по контракту
Федеральный закон 44-ФЗ
С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.
Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.
Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.
Федеральный закон 223-ФЗ
Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.
Расторжение контракта и возможность внести изменения
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.
Федеральный закон 223-ФЗ
Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.
Обжалование действий заказчика
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:
В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).
Федеральный закон 223-ФЗ
Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.
Разница между 223-ФЗ и 44-ФЗ
Разница в регулировании
Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.
Речь идет о законах №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.
44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.
223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.
Таблица основных отличий
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В качестве заказчика выступает государство, а закон четко регулирует все этапы проведения сделки, включая критерии определения победителя. Жесткие правила позволяют задавать ясные условия для сотрудничества, а отступление от них грозит штрафными санкциями для заказчика, и попадание в реестр недобросовестных поставщиков для участника. | Этот закон указывает на общие рекомендации по проведению закупочной процедуры, однако условия и правила разрабатывает сам заказчик, на основе собственного положения о закупках. По этой причине, у разных заказчиков могут быть разные критерии оценки участников тендера и выбора победителя. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Государственные органы власти и муниципальные бюджетные учреждения. Внебюджетные фонды, управляемые государством и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет бюджета. Кроме того, сюда входят Росатом и Роскосмос. | Предприятия с уставной долей капитала принадлежащей государству в 50 и более процентов. Естественные монополии, включая нефтегазовые, железнодорожные, коммунальные предприятия. Бюджетные учреждения, занимающиеся закупками из собственных или средств или денег собранных на основе гранта. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. | Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, включая оффшорные компании и коллективное участие от лица одного из участников компании. |
Льготные условия для СНП и СОНКО
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Есть минимальная требуемая доля закупок у малых и социально значимых предприятий, в 15% от годового объема всех производимых процедур. Можно не вносить денежное обеспечение заявки, если у исполнителя отсутствуют нарушения. Сама стоимость обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не НМЦ. | Доля минимальных закупок от СНП составляет 20% от годового оборота и 18 процентов, если в процедурах участвуют только субъекты малого предпринимательства. В некоторых тендерах может отсутствовать обеспечение, а если оно имеется, то не превышает 2% от НМЦ договора. Обеспечение самого договора не превышает 5 процентов. |
Виды проводимых тендеров и доступные площадки
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Открытые и закрытые конкурсы, включая многоэтапные варианты и конкурсы с ограниченным участием, электронные общедоступные и закрытые аукционы, а также запросы коммерческих предложений и ценовых котировок. Торги могут проводиться только на федеральных ЭТП (8 ЭТП + АСТ ГОЗ), для которых нужна регистрация в ЕИС. | Конкурсы, аукционы и запросы котировок и предложений. Для закупок по 223-ФЗ используется более 150 различных отечественных ЭТП. Для закупок среди субъектов СМП торги проводятся только на государственных площадках. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Необходима квалифицированная электронная цифровая подпись усиленного типа. | Также необходима квалифицированная усиленная ЭЦП, используемая как на государственных, так и на коммерческих площадках. Различаются требования к ЭЦП у различных площадок. |
Сроки подачи заявок и подведения итогов
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Все сроки строго прописаны законодательством. Процедуры подачи заявок, их рассмотрения, составления протокола, объявления победителя и заключения контракта четко регламентированы. | Сроки, как и условия, прописываются заказчиком самостоятельно в его положении о закупках. По этой причине, для работы по 223-ФЗ необходимо в первую очередь ознакомиться с данным положением у каждого нового заказчика. |
Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В закупках со стоимостью контракта менее миллиона рублей обеспечение заявки может отсутствовать. Если же цена контракта составляет сумму до 20 миллионов рублей, устанавливается обеспечение от 0.5 до 1 процента, и от 1 до 5 процентов, если сумма превышает 20 миллионов рублей. Гарантийное обеспечение контракта составляет уже от 5 до 30 процентов и вносится на спецсчет или в форме банковской гарантии. Для борьбы с демпингом применяются усиленное обеспечение или подтверждение добросовестности участника. | Стоимость обеспечения зависит от начальной максимальной цены (НМЦ). Заказчик не может требовать внесение обеспечения, если НМЦ не превышает сумму в 5 миллионов рублей. Если НМЦ выше указанной суммы, то обеспечение не превышает 5 процентов. Обеспечение контракта, как и антидемпинговые меры, указываются заказчиком произвольно в положении о закупках. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Заказчик размещает документы о приемке работы, обоснования о закупке у единственного поставщика, а также годовой отчет об объеме закупок среди СНП с СОНКО. | До 10 числа каждого месяца заказчик должен предоставить отчет об объеме всех произведенных за прошлых месяц закупок. Ежегодно публикуется отчет об объеме закупок у СНП и СОНКО, а также отчет о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции среди тех же субъектов предпринимательства. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Контракт может быть отменен по обоюдному согласию сторон, либо в одностороннем порядке, если такой пункт прописан в документе. Изменять условия контракта нельзя, а любые спорные ситуации решаются в судебном порядке. | Расторжение договора прописывается в положении о закупках и разрабатывается самим заказчиком. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Жалобы направляются в территориальное отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС) и рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Подать заявление можно в письменной или электронной формах. | Заявление о нарушении положения о закупках или 223-ФЗ также направляются в ФАС и рассматриваются в течение 7 рабочих дней. Жалобы на нарушения антидемпинговых мер рассматриваются в течение 1 месяца. |
Выводы
44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.
Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.
Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.
223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий
Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.
Заказчики по 223-ФЗ:
Заказчики по 44-ФЗ:
Участники
Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.
Преимущества для субъектов МСП
Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.
По 44-ФЗ:
По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:
Виды процедур
44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.
Виды процедур по 44-ФЗ:
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.
Площадки
Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.
Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:
Порядок проведения закупок
44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.
НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом
В закупках по 44-ФЗ:
В закупках по 223-ФЗ:
Контракт (договор)
По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.
Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.
Обжалование
44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.
В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.
Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ
Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.
Установить приоритет могут:
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.
Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют в ЕИС, если
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.
Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.
Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.
Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Обеспечение заявки (ОЗ)
Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.
В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.
Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств
В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.
Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.
Победитель может предоставить ОИК:
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.
Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.
Обеспечение заявки
В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.
Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.
Обеспечение контракта
В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.
Победитель закупки платит площадке за победу:
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.
В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.
Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.
В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.
Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Госзаказчики размещают в ЕИС:
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.
Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.
Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.
Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.
Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
- в чем завтра идти
- вкус торпедо дарксайд с чем