в чем различие лабиальных и лингвальных музыкальных инструментов
Классификация музыкальных инструментов
К группе язычковых инструментов относятся гармони, баяны и аккордеоны. Источником звука у них служат металлические язычки, укрепленные на планках и приводимые в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами.
Основными частями инструментов являются корпус, гриф с клавиатурой, правая и левая механики, резонаторы с клапанами и язычками — голосами. Корпус состоит из правой и левой коробок, соединенных мехом. В правой коробке размещены клавишный механизм и планки с язычками для проигрывания мелодий; в левой — все те же узлы для исполнения готовых аккордов и басов, необходимых для аккомпанемента.
Гриф с клавитурой установлен в правой коробке корпуса. У гармоней и баянов гриф имеет прорези для клавиш, у аккордеонов он выполняется по типу фортепианной клавиатуры. Клавиши представляют собой рычаги, на одном конце которых укреплена кнопка, другой конец соединен с клапаном, открывающим доступ воздуха к язычкам. Правая и левая механики служат для подъема одного или нескольких клапанов при нажиме на клавишу.
Механика может иметь дополнительные переключатели — регистры, допускающие включение дополнительных язычков, звучащих выше или ниже на определенный интервал, в результате изменяется тембр звучания инструмента.
Резонаторы представляют собой ряд отдельных деревянных камер, закрытых снаружи латунными или алюминиевыми планками. К планкам одним концом прикрепляют металлические язычки из пружинной стали, бронзы или латуни. На каждую камеру резонатора обычно приходится два язычка, работающих попеременно при сжимании и разжимании меха. Парные язычки могут быть настроены в унисон или на различную высоту звучания.
При нажиме на клавишу правой клавиатуры могут звучать одновременно один, два, три и четыре язычка. Соответственно этому различают инструменты одноголосые, двухголосые, трехголосые и четырехголосые.
Язычковые музыкальные инструменты подразделяют на диатонические и хроматические.
Звукоряд диатонических инструментов построен из основных ступеней без промежуточных полутонов (по диатонической гамме). К диатоническим инструментам относятся гармони-хромки, гармони-венки и национальные гармоники — тульские, саратовские, казанские и др.
Звукоряд хроматических инструментов построен по хроматической гамме, что позволяет исполнять на них более сложные музыкальные произведения. К хроматическим инструментам относятся баяны и аккордеоны.
Основные показатели этих инструментов в прейскуранте обозначают условным шифром, где первая цифра — количество клавишей в правой клавиатуре, вторая — количество кнопок в левой, третья — наибольшее количество одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши, четвертая (числитель) — количество регистров в мелодии, знаменатель — в аккомпанементе.
Диатонические гармони предназначены для использования несложных музыкальных произведений.
Гармони-венки имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха.
Гармони-хромки получили большее распространение, высота звука у хромки не зависит от направления движения меха. Выпускаются гармони: Г-23Х12—II, Г-25Х25—III и др.
Баян — хроматический язычковый инструмент, отличающийся от гармони большим объемом звукоряда.
При артикуляции инструмента характеристика показателей его обозначается пятью цифрами, причем количество переключателей указывается пятым элементом. Например, шифр Б-52Х100—III—5 означает: баян, 52 клавиши в мелодии, 100 кнопок в аккомпанементе, трехголосый с пятью регистровыми переключателями.
Баяны обычно изготовляют двухголосыми с числом клавишей 52×100(52×100—11; 52×100—11—2; 52X10—11—7) и 61X120 (61X120—11, 61X120—IV—12/6). Менее распространены баяны 37X60—11, 43X80—II, 55X100—11, 58×120—11.
Аккордеон в отличие от баяна имеет фортепианную мелодийную клавиатуру. Настройка «голосов» производится с «разливом», т. е. с некоторым отступлением от основного тона в сторону повышения.
Аккордеоны выпускают преимущественно трехголосые: А-28Х40—III—2; А-34Х80—III—2, А-34Х80—III—5, А-41Х X120—III—2; А-41Х120—III—5/2; А-41X120—III—7/2.
Язычковые музыкальные инструменты по качеству должны удовлетворять следующим требованиям: голосовые язычки точно настроены, легко возбуждаются при слабом движении мехов, не должно быть излишней утечки воздуха (важно, чтобы соединения резонаторов с декой, соединения мехов с корпусом были герметичными), механизм должен работать легко, плавно и сравнительно бесшумно. От поверхности корпуса требуется, чтобы она была отполирована или облицована художественным целлулоидом, не имела пятен, царапин и других дефектов.
Аккордеоны и баяны выпускают в продажу в индивидуальных футлярах с приложением паспорта и инструкции по пользованию инструментом и уходом за ним. Гармони также выпускают в футлярах, но допускается упаковка их в картонные коробки.
Духовые музыкальные инструменты. Духовыми называются инструменты, у которых источником звука является колеблющийся столб воздуха, вдуваемый исполнителем в канал инструмента. Чем длиннее канал, тем ниже по высоте извлекается звук.
В зависимости от способа извлечения звука и конструктивных особенностей духовые инструменты подразделяют на амбушюрные, лингвальные (язычковые) и лабиальные.
В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в трубку через воронкообразный мундштук при напряженном положении губ исполнителя. Эти инструменты делятся на сигнальные и оркестровые.
Сигнальные духовые инструменты состоят из трубки и мундштука воронкообразной формы. Из них невозможно извлечь все звуки хроматической гаммы. Их используют для подачи сигналов. К ним относятся горн, фанфара, охотничий и пехотный рожок.
Оркестровые духовые инструменты позволяют извлекать все звуки хроматической гаммы. Из них распространены труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас, валторна и цугтромбон.
Труба представляет собой металлическую трубку, согнутую в один оборот. Этот инструмент является самым высоким по звучанию из оркестровой группы и часто используется для сольного исполнения.
Корнет, альт, тенор, баритон, бас устроены по одному принципу. Они отличаются размерами (а следовательно, и высотой звучания), а также внешним видом. Эти инструменты называются еще саксгорнами (труба, расширяющаяся от мундштука капсулообразно по всей длине и у раструба).
Валторна — один из наиболее богатых по звучанию инструментов; представляет собой длинную трубку, свернутую в три оборота и заканчивающуюся широким раструбом.
Цуг-тромбон — дважды изогнутая металлическая трубка с широким раструбом. Отличается от остальных оркестровых инструментов тем, что не имеет вентильной голосовой машинки; для изменения высоты звука служит выдвижная труба (кулиса).
Лингвальные (язычковые) духовые инструменты в качестве возбудителя звука имеют язычок — трость, укрепленную в верхней части инструмента. Лингвальные инструменты могут быть с однолепестковой тростью мундштучного типа (кларнеты, саксофоны) и с двухлепестковой тростью безмундштучного типа (гобой, фагот). Для изменения высоты звука все инструменты имеют рычажно-клавишный механизм.
Кларнет состоит из раструба, нижнего и верхнего колена, мундштука. На мундштуке закреплена однолепестковая трость. Канал инструмента цилиндрической формы, все части инструмента разъемные.
Диапазон кларнета три с половиной октавы, тембр гибкий, выразительный.
Саксофон по характеру звучания занимает промежуточное положение между деревянными и медными (амбушюрными) инструментами. Саксофон состоит из мундштука, мундштучной трубки, корпуса с раструбом и рычажно-клапанного механизма.
На мундштуке укрепляется однолепестковая трость. Различаются саксофоны размером и строем.
Гобой по внешнему виду напоминает кларнет, но отличается от него тем, что имеет канал конической формы и двухлепестковую трость (двойной язычок).
Такое устройство придает инструменту своеобразный, слегка гнусавый тембр.
Фагот в отличие от других деревянных духовых инструментов характеризуется низким тембром. Состоит из двух сложенных вместе колен — деревянных трубок с коническим каналом. В мундштучную часть трубки при игре вставляют изогнутую, металлическую трубочку («эсик»), на конце которой укрепляют двойную трость. Фагот имеет более сложный клапанно-рычажный механизм по сравнению с гобоем.
Лабиальные духовые инструменты произошли от народных дудочек. При игре на этих инструментах, струя воздуха продувается под углом к боковому отверстию — лабиуму. Воздух рассекается об отверстие и приходит в колебание.
К этой группе инструментов относятся флейты, которые представляют собой трубку, состоящую из головки и среднего и нижнего колен. В головке сбоку расположено отверстие для вдувания воздуха. Флейты характеризуются высоким холодным тембром звучания.
Запасными частями и принадлежностями к духовым инструментам являются мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки, колпачки, сурдины.
Основные требования к качеству духовых инструментов: точность строя, правильное действие голосовой машинки или клапанно-рычажного механизма, тщательность обработки и отделки.
Духовые музыкальные инструменты
Духовая музыка обладает особой силой воздействия на человека. Она объединяет людей, рождая в них сокровенные чувства и высокую гражданскую настроенность. Трудно представить себе праздник, военный парад, торжественное шествие, спортивное состязание, народные гуляния без музыки духовых оркестров.
Духовые инструменты применяются исключительно для оркестровой игры, они используются в духовых, симфонических, эстрадных и джазовых оркестрах. Такая особенность накладывает определенные ограничения на их распространение Основными потребителями духовых музыкальных инструментов являются профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных учебных заведений, значительно реже — участники самодеятельности.
Духовые инструменты обладают прекрасными возможностями эксплуатации за счет большой громкости звучания, относительной легкости при ношении, удобства удержания инструмента и удобства игры.
Высота звука зависит от размера (длины и сечения) канала ствола духового инструмента. Чем длиннее канал ствола тем реже звуковые колебания, тем ниже звук, и наоборот, чем короче канал ствола, чем чаще звуковые колебания, тем выше звук.
Изменять высоту звука можно двумя способами: передуванием и изменением длины канала инструмента.
Передувание заключается в усилении вдувания воздуха. При сравнительно слабом поступлении воздуха инструмент издает основной тон, например труба в тоне до-диез. При усилении потока воздуха звук приобретает удвоенную частоту колебания и звучание становится на октаву выше.
Изменение длины воздушного столба в амбушюрных инструментах осуществляется с помощью голосовой машинки, в лингвальных и лабиальных — с помощью открывания и закрывания отверстий в трубке инструмента.
Так же, как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком или делить его на определенное количество равных одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания; при этом, чем более напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в инструмент и тем на большее количество частей разделится столб воздуха. Делением воздушного столба на части можно получить тот же ряд звуков, что и на струне.
Духовые музыкальные инструменты в зависимости от материала, из которого они изготовлены, подразделяются на деревянные и медные. Деревянные инструменты значительно отличаются по звуку от медных: у деревянных инструментов звук светлый, прозрачный, у медных — яркий и мощный.
По способу извлечения звука, конструктивным особенностям духовые инструменты подразделяются на амбушюрные (мундштучные), лингвальные (язычковые), лабиальные (губные).
Деревянные духовые музыкальные инструменты
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.
На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон [1] со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как дудук, жалейка, свирель, зурна.
Содержание
Классификация деревянных духовых инструментов
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:
Применение деревянных духовых инструментов в музыке
В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) часто применяются также в духовом оркестре и камерных ансамблях.
Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.
Музыкальные инструменты
Музыкальные товары
Изд-во СевНТУ
Назначение музыкальных товаров – удовлетворение интеллектуальных потребностей человека, воспитание его музыкально-эстетического вкуса.
К музыкальным товарам относятся музыкальные инструменты, запасные части и принадлежности к ним.
Классификация и характеристика музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты различаются по принципу звукообразования, диапазону и тембру звучания, конструкции. По принципу звукообразования музыкальные инструменты делятся на акустические и электромузыкальные.
Акустические музыкальные инструменты по виду источника звука делятся на струнные, язычковые, духовые и ударные.
Струнные музыкальные инструменты. В струнных инструментах источником звука является натянутая и закрепленная в двух точках струна. В зависимости от того, каким способом струна приводится в возбуждение (защипыванием пальцем, трением волоса смычка, ударом молоточка), различают струнные щипковые, струнные смычковые и струнные клавишные инструменты.
Струнные щипковые инструменты. В щипковых инструментах звук извлекается при защипывании струны пальцем или медиатором (пластинка овальной формы из пластмассы или панциря черепахи). К струнным щипковым инструментам относятся балалайки, домры, гитары, мандолины, банджо, арфы, цитры, гусли, бандуры, цимбалы.
Домра – русский народный инструмент, имеет более мягкий и певучий тембр, чем балалайка. Домры выпускаются трех- и четырехструнные. Корпус домры округлый тыквообразный. Гриф более длинный, чем у балалайки. Для изготовления домр используют те же материалы, что и для балалаек. В зависимости от размера различают домры пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас.
Гитара. Различают несколько разновидностей гитар: испанская (южноевропейская), русская, гавайская. Классической считают испанскую шестиструнную гитару. Гитара состоит из корпуса, грифа, колкового механизма. Корпус гитары изготавливают из березовой или буковой фанеры. Гриф изготавливают из клена, бука, березы. Струны у гитар стальные, в больших гитарах – капроновые. Гитары выпускают шести-, семи-, двенадцатиструнные. Наиболее распространены семи- и шестиструнные гитары. В зависимости от размера гитары бывают большие (концертные), нормальные, уменьшенных размеров – терц (дамская), кварт и квинт (школьные).
Мандолина – народный инструмент. Вместе с гитарой входит в состав неаполитанского оркестра. Отличается мягким певучим тембром. Мандолины выпускают овальными, полуовальными, плоскими. Неаполитанские мандолины отличаются сильно выгнутой нижней декой. Для изготовления мандолин используют те же материалы, что и для гитар.
Банджо – национальный инструмент американских негров. Банджо состоит из корпуса, грифа, струн. Корпус – кольцеобразный обруч, с одной стороны затянутый кожей, которая служит декой. Струны – стальные, играют медиатором, количество струн может быть различным.
Арфа – многострунный музыкальный инструмент (имеет 46 струн). Арфа представляет собой треугольную раму, между двумя сторонами которой натянуты струны. Корпус украшают резьбой, орнаментом.
Цитра имеет плоский резонатор приблизительно трапециевидной формы и большое количество струн, обычно из металла.
Цимбалы имеют раму, на которой установлены стальные струны, на них играют, ударяя молоточками с мягкими головками. Цимбалы используются в цыганских ансамблях.
Струнные смычковые инструменты. В струнных смычковых инструментах звук извлекается при трении волоса смычка о струны. К струнным смычковым инструментам относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Смычковые инструменты состоят из корпуса, грифа, головки, струн. Корпус состоит из верхней и нижней дек. Верхние деки изготавливают из ели пихты. Нижние деки – из струйчатого клена (явора). Струн – четыре, контрабас может иметь пять струн.
Скрипка. Звук у скрипки самый высокий из всех музыкальных инструментов. Скрипки бывают пяти размеров: 4/4 – полномерные (сольные и учебные), 3/4, 2/4, 1/4, 1/8 – маломерные (учебные).
Альт больше скрипки по размерам. В основном используют в симфонических и народных оркестрах. Выпускают полные (4/4) (сольные и учебные).
Виолончель почти в 3 раза больше скрипки. Играют сидя, инструмент стоит на полу. По размерам делятся также как скрипки.
Контрабас в 3,5 раза больше скрипки. Играют стоя. Самый низкий по звучанию инструмент. Контрабасы бывают трех размеров: 4/4 – полномерные (сольные и учебные), 3/4, 2/4 – маломерные (учебные).
Рояль. Рояли делятся на большие концертные (длина корпуса больше 2200 мм), малые концертные (длина корпуса 1900-2200 мм), большие кабинетные (длина корпуса 1500-1900мм), малые кабинетные (длина корпуса до 1500 мм).
Пианино. Пианино делятся на салонные (высота корпуса 1200-1400 мм) и
кабинетные (высота корпуса 900-1200мм).
Язычковые музыкальные инструменты. В язычковых инструментах звук образуется в результате колебания упругих металлических пластинок – язычков. Один конец язычка закрепляется в планках, другой вибрирует под действие воздуха. В зависимости от устройства игрового механизма язычковые инструменты делятся на клавиатурные и бесклавиатурные. К язычковым клавиатурным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Язычковые клавиатурные инструменты состоят из корпуса (правый и левый полукорпуса), меха, грифа с клавиатурой. Корпус изготавливают из березы, бука, клена, ольхи, фанеры, алюминиевых листов. Полукорпуса соединены между собой мехом – гофрированной камерой, состоящей из герметически склеенных складок. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью. Клавиатура может быть клавишной и кнопочной.
Гармонь – наиболее простой инструмент с узким диапазоном звучания. У гармоней кнопочная клавиатура.
Баян имеет более широкий диапазон звучания. У баянов кнопочная клавиатура (кнопок больше, чем у гармони).
Аккордеон имеет клавишную (фортепианную) и кнопочную клавиатуру.
К бесклавиатурным язычковым инструментам относятся губные гармоники.
Духовые музыкальные инструменты. В духовых музыкальных инструментах звук извлекается вдуванием струи воздуха, который приводит в колебание воздушный столб, находящийся в канале корпуса. Корпус представляет собой полую трубку. По способу вдувания воздуха духовые инструменты делятся на амбушюрные, лингвальные, лабиальные. По материалу, из которого они изготовлены, духовые инструменты делятся на деревянные и медные.
Амбушюрные (мундштучные) духовые инструменты. В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха через воронкообразный мундштук, который исполнитель плотно прижимает к губам. Амбушюрные инструменты изготавливают из латуни (медные инструменты). К амбушюрным инструментам относятся сигнальные духовые инструменты (горн, пехотный рожок, фанфара, охотничий рог), саксгорны (корнет, альт, тенор, баритон, бас-геликон), валторны, трубы, тромбоны, тубы.
Лингвальные духовые инструменты. В лингвальных духовых инструментах воздух вдувают через укрепленную в верхней части трость, которая является возбудителем колебания воздушного столба. Трость изготавливают из тростника. К лингвальным инструментам относятся:
— гобой – деревянный инструмент (свирель). Изготавливают из эбенового и гренадильного дерева или пластмассы (эбонита). Разновидность гобоя – английский рожок;
— кларнет – деревянный инструмент. Изготавливают из эбенового и гренадильного дерева или пластмассы (эбонита);
— фагот – самый низкий по звучанию лингвальный инструмент. Изготавливают из древесины клена. Рычажно-клапанный механизм изготавливают из нейзильбера;
— саксофон представляет собой широкую конусообразную трубку с раструбом на конце. Изготавливают из никелированной, посеребренной или позолоченной латуни
Лабиальные духовые инструменты. В лабиальных духовых инструментах струя воздуха губами направляется на край отверстия в инструменте. Струя колеблет воздушный столб инструмента. К лабиальным инструментам относится флейта. У флейты высокое звучание, тембр пронзительный, холодный. Изготавливают из древесины твердолиственных пород, латуни, нейзильбера, пластмасс, серебряных сплавов.
Ударные музыкальные инструменты. В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые, пластинчатые, самозвучащие.
К перепончатым ударным инструментам относятся:
— литавры – состоят из металлического корпуса в виде котла, вверху натянута мембрана из кожи или полимерных материалов. Корпус изготавливают из латуни или алюминия;
— барабаны – состоят из корпуса и мембраны из кожи или пластика. Корпус изготавливают из стали или фанеры, облицовывают пластмассой. Барабаны делятся на малые и большие оркестровые барабаны, малые и большие эстрадные барабаны, том-тенор, том-бас, том-бонги;
— бубны – состоят из обруча с натянутым на него мембраной и оснащены бубенчиками или медными язычками, звук из которых извлекается встряхиванием инструмента в разных направлениях либо ударами по нему ладонью или кончиками пальцев.
К пластинчатым ударным инструментам относятся:
— ксилофоны – деревянные пластинки из палисандра, клена, ореха, ели, установленные на двух опорах. Играют, ударяя двумя палочками;
— металлофоны – вместо деревянных пластинок имеют пластинки из латуни, бронзы;
— колокола, наборы колоколов, трубчатые колокола – ряд труб, подвешенных в раме, по которым ударяют либо голой рукой, либо молотком.
К самозвучащим ударным инструментам относятся:
— тарелки – металлические диски из латуни или нейзильбера, звучащие при ударе одна о другую;
— треугольник – стальной стержень, которому придана незамкнутая треугольная форма;
— гонг – бронзовый диск с загнутыми краями, по которому ударяют колотушкой с войлочным наконечником;
— маракасы – шары из древесины или пластмассы, наполненные мелкими кусочками металла, с ручкой
— погремушки – наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.
Электромузыкальные инструментыпо способу образования звука подразделяются на адаптеризованные и электронные.
У адаптеризованных инструментов механические колебания преобразуются в электрические с помощью звукоснимателя – адаптера, электрические колебания усиливаются и поступают в громкоговоритель. К адаптеризованным инструментам относятся электрогитары.
У электронных инструментов источником колебаний являются электрические генераторы. Колебания усиливаются и поступают в громкоговоритель. К электронным инструментам относятся синтезаторы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные
Духовые инструменты – музыкальные инструменты, звук которых формируется при помощи колеблющегося воздушного потока, находящегося внутри корпуса.
Духовые являются одними из древнейших видов музыкальных инструментов. Можно предположить, что первые примитивные духовые изготавливались из полых трубок, например, из рога, либо из тростника. В «Повести временных лет», датируемой 1113 годом, уже были упоминания о таких инструментах на территории Древней Руси.
С течением времени духовые инструменты видоизменялись и совершенствовались, и на данный момент их можно разделить по источнику звукового колебания и по материалу изготовления. Интересно, что, несмотря на достаточно очевидную, на первый взгляд, терминологию, трактовка принадлежности инструмента к какой-либо из групп может варьироваться.
Мы решили рассказать, что к чему, ведь знание принципа разделения духовых инструментов на виды и группы поможет вам в выборе инструмента и не даст запутаться.
Духовые инструменты по источнику звукового колебания
Лабиальные духовые – инструменты, вибрации звука в которых возникают об острый край стенки корпуса. Все виды флейт, свистки и прочие дудочки относятся к этой категории.
Язычковые духовые – инструменты, звуковые колебания которых создаются от вибрации специального резонирующего язычка, находящегося в воздушном потоке. Саксофоны, фаготы, кларнеты – все духовые, имеющие трость, а также губные гармошки и органы можно отнести к этой категории.
Амбушюрные духовые формируют звук от вибраций губ музыканта, от положения языка и объема его ротовой полости. К таким инструментам относятся трубы, горны, тромбоны, валторны и тд.
Кроме того, инструменты можно классифицировать по материалу изготовления. Однако, здесь есть нюансы. Такая классификация сложилась исторически и является традиционной, но духовые изготавливаются не только из дерева и меди. Лучше считать это разделение условным, относящимся к способу звукоизвлечения и технике игры, нежели к материалу корпуса.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.
Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.
Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Группа деревянных духовых инструментов
Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.
Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.
Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.
Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.
Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.
Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.
Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.
Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.
Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.
Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.
Старинные деревянные инструменты
Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.
Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.
Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.
Медные духовые инструменты
По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.
Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.
Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.
С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.
Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:
Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.
Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.
Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.
Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.
Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.
Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.
Электронные духовые инструменты
В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.
Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.