в чем проявляют фотографии
Как проявить черно-белую пленку в домашних условиях
Пленка непредсказуема, но дефекты снимка всегда можно исправить в ФотоМАСТЕРЕ!
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Всё о самостоятельной проявке пленки дома
Черно-белые фото никогда не выйдут из моды. Не только любители, но и профессиональные фотографы продолжают снимать на пленочные камеры из интереса, специфики своей деятельности или ради творческого эксперимента. Обсудим, как проявляют фотографии с пленки в домашних условиях и что для этого потребуется. Также дадим рекомендации, как улучшить получившиеся кадры с помощью программы для редактирования фото.
Проявка фотографий дома — увлекательное и интересное хобби
Что нужно для проявки пленки
У желающих получить фотографии с черно-белой негативной пленки есть два пути — отдать ее в специализированную лабораторию или попытаться обойтись своими силами. Безусловно, первый вариант легче, однако второй — гораздо интереснее. Особенно, если вы относитесь к любителя фотоискусства. Для проявки фотопленки дома потребуется оборудование и аксессуары, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Купить его несложная задача, главное, знать точно, что вам нужно. Обычно на выбор бачка для проявки черно-белой пленки в домашних условиях влияют следующие моменты:
Например, бачок для фотопленки 35 мм. Есть и универсальные емкости для проявки — они хороши тем, что допускают возможность одновременной работы с двумя узкими роликами.
Бачок для проявки пленки 35 мм Paterson
Некоторые отдают предпочтение односпиральным бачкам, которые были популярны еще во времена СССР. С ними легко и приятно работать, однако для этого требуется аккуратность. Если вы сторонник современных технологий — обратите внимание на универсальные бачки с двумя спиралями. Например, Paterson. Их прелесть в том, что многие модели позволяют проявить фотопленку разных размеров.
Универсальный бачок AP Classic
Они необходимы для приготовления растворов — проявителя и закрепителя (его часто называют «фиксаж»). Лучше всего подойдут обыкновенные кувшины из пластика. Возьмите несколько штук разного объема — например, один на литр и два на два литра. Этого будет вполне достаточно для работы.
Однако стоит учесть, что готовые растворы в подходящих условиях могут храниться на протяжении длительного времени. В некоторых семьях заветные бутылочки вообще передаются от отца к сыну. Так что вам точно не помешают специальные бачки в виде гармошек, которые можно сжать под нужный объем, когда раствора становится меньше.
Банка-гармошка для хранения готовых растворов
Успех проявки черно-белой пленки в домашних условиях напрямую зависит от качества приготовленных растворов. Обычно производитель пленки рекомендует, какой проявитель следует приобрести, чтобы получить качественные и резкие снимки. Сегодня самым бюджетным и востребованным считается проявитель Д-76.
D-76 — один из самых популярных проявителей
Готовить проявитель легко — однако важно четко следовать инструкции на упаковке с порошком. Он растворяется в воде, перемешивается и ставится в темное помещение или место на 24 часа. Помимо проявителя следует сделать и закрепитель, или фиксаж. Он приготавливается аналогичным образом. Главное, не забывать, что сначала реактивы растворяют в небольшом объеме воды, а потом доливают жидкость до обозначенной в инструкции нормы.
Набор реактивов фотолюбителя советских времен
Чтобы проявить черно-белую пленку, вам также потребуется ряд других вещей:
Приготовьте нужные материалы заранее
Как проявить фото с пленки
Допустим, все необходимые материалы у вас есть. Остается вопрос, как действовать? Алгоритм процесса следующий:
Зачастую качество получившихся фото напрямую зависит от реактивов
Ретушь черно-белых фотографий в графическом редакторе
Проявка фотографий в домашних условиях — это работа, с которой по силам справиться даже начинающим фотолюбителям. Но что делать, если получившиеся снимки не радуют качеством? Например, выглядят слишком темными или нерезкими. Ситуацию можно исправить с помощью хорошего софта. ФотоМАСТЕР поможет обработать фотографии, довести их до идеала и отправить на печать.
Обрабатывайте картинки с помощью специального софта
Скачайте фоторедактор с нашего сайта — процесс загрузки и установки займет всего несколько минут, по прошествии которых вы сможете быстро и красиво отредактировать проявленные и отсканированные черно-белые снимки.
Подводим итоги
Самостоятельная проявка фотопленки — довольно быстро дело, которое занимает всего несколько часов. Материалы и реактивы сегодня доступны абсолютно всем — при желании поэкспериментировать вы можете поработать с проявителями и фиксажами разных производителей. Такие фотографии часто приравнивают к произведениям искусства, поскольку в их создании важен не только факт съемки, но и проявочный процесс.
Как проявляли фотографии раньше?
В современном мире практически в каждой семье есть цифровой фотоаппарат, с которого фотографии можно мгновенно переписать на компьютер или ноутбук. Раньше таких чудо аппаратов не было, да и обычный фотоаппарат был, в основном, только у фотографов.
1.Современные фотоаппараты.
2.Процесс первых фотосъемок.
3.Процесс проявки и печати фотографий.
4. Появление новых фото прорывов в былые времена
Современные фотоаппараты
В современном мире практически в каждой семье есть цифровой фотоаппарат, с которого фотографии можно мгновенно переписать на компьютер или ноутбук. Раньше таких чудо аппаратов не было, да и обычный фотоаппарат был, в основном, только у фотографов.
Процесс первых фотосъёмок
Многие современные люди хотят узнать, как же раньше проявляли фотографии. Изучив множество литературы, и прослушав рассказы, можно сделать вывод, что этот процесс был очень хлопотным и сложным. Процесс самой фотосъемки тоже был непрост. Сначала в фотоаппарат вставляли кассету с пленкой и делали снимки. Чтобы сделать последующие кадры, необходимо было пленку перевести на последующий кадр с помощью специального и очень неудобного рычажка. Вспышку нужно было вставлять отдельно, а работала она от обычной розетки. Параметры фотографий настраивались вручную или с помощью экспонометра. Чтобы начать проявление фотографии, необходимо было отснять пленку полностью.
Процесс проявки и печати фотографий
Отснятая пленка начинала нелегкий и долгий путь к превращению в фото. Чтобы из черной пластины сделать видимое изображение, нужно было ее проявить. Весь процесс проявления фотографии проходил в полной темноте. С кассеты пленку перематывали на бобину, таким образом, чтобы все витки омывались специально приготовленными растворами. Сначала нужно было обработать ее проявителем, который в своем составе имел бромистое серебро. Его готовили смешиванием воды, метола, сульфита натрия, гидрохинона и кристаллической буры. Данный процесс занимал всего несколько минут. После проявки, всю пленку нужно было тщательно промыть проточной водой.
В дальнейшем проводили фиксаж. Он вымывал вещества с пленки, на которые не попал свет. Готовили фиксаж, смешивая тиосульфат натрия с водой, а при необходимости готовый состав дополнительно разбавляли водой. После этой процедуры пленка становилась не светочувствительной. Такие пластины называли негативами, по ним уже можно было заметить некоторые отснятые кадры. Когда все эти нелегкие процессы остались позади, в работу подключали фотоувеличитель. Этот аппарат считался самым главным в процессе проявления фотографий. С помощью негативов и этого аппарата изображения переносили на фотобумагу, после чего получившиеся фотокарточки осторожно опускали в проявитель и ждали, когда появиться изображение. Дальше полученную фотографию нужно было закрепить в фиксирующем растворе. Дальнейшую судьбу фотографии решали, вынося ее на свет. Если фотография оказалась некачественной ее выкидывали. Ну а если фотография имела хорошее качество, ее отправляли в фотоглянцеватель, который сушил готовые фото. Иногда фотографии вешали на нитку и фиксировали краешек прищепкой, либо просто приклеивали на кафель, после высыхания они сами отклеивались.
Появление новых фото прорывов в былые времена
Большим достижением в бытовой фотографии стало проявление мыльниц и фотолабов. Фотовспышка на батарейках и автоматический пленочный перевод облегчили процесс фотосъемки. Проявленные отснятые фотопленки несут в себе раритетную память для своих владельцев. В больших городах есть такая услуга, благодаря которой не обязательно печатать с пленки фотографию. Необходимо всего лишь пленку с негативом вставить в специализированный сканер, а после процесса сканирования можно получить качественный оцифрованный снимок.
В чем проявляют фотографии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Домашняя фотолаборатория. Часть 1. Проявка пленки.
Началось все с того, что на Новый Год мне подарили ч\б пленку, бачок для проявки и химикаты. Грех было не воспользоваться случаем и не возомнить из себя мега крутого фотографа, который даже сам пленку проявляет!
Я пересмотрел много видео, но понравилось только одно, которое послужило основной инструкцией по проявке:
У этого парня такой же бачок для проявки, последовательный наглядный процесс. Единственная разница, что у меня не было стоп-раствора. Зато это видео разложило по полочкам весь процесс проявки пленки.
Я решил приступить. Чтоб зря не расходовать растворы, пришлось купить еще одну катушку ч\б пленки, для проявки одновременно двух пленок. Тестовые пленки снимал в течении месяца параллельно на два фотоаппарата (Зенит ЕТ и Pentax Spotmatic II).
Ок, отснял. Пришел день «Х». Нужно было проявлять пленку. Повторно пересмотрел и перечитал все инструкции, видео, фото, все что было нужно.
Моей лабораторией стала кухня )))
Ок, дальше. Всех предупредил чтоб не включали свет и не заходили. Успешно намотал вторую пленку. Теперь можно было выйти на свет и производить дальнейшие операции.
Итак, пленки в светонепроницаемом бачке. Готовлю растворы. Рабочая температура растворов должна быть +20С. Для приготовления растворов используется дистиллированная вода, подогретая до +30-40С. Я использовал для этого тазик с горячей водой и аквариумный погружной термометр.
Так, вода нагрелась до +38С. Можно смешивать химикаты.
Я взял бутылки из-под пива (1л.), в которых дома храним фильтрованную питьевую воду. Ну других не было просто. На них я наклеил бумажки с надписями «Проявитель» и «Фиксаж (FIX)», чтоб не перепутать. Засыпал содержимое пакетика «Проявитель СТ-1». Хорошенько побултыхал и залил в бачок. Выставил таймер на микроволновке на 9 мин. (как было указано на пленке) и по инструкции каждую минуту опрокидывал бачок несколько раз и постукивал чтоб сбить пузырики. Параллельно приготавливал фиксирующий раствор (тоже по инструкции).
Прошло 9 минут и пора было сливать раствор обратно в бутылку. Для этого понадобилась лейка.
Дальше необходимо остановить действие проявителя стоп-раствором, которого у меня небыло. Для этого я использовал обычную воду, интенсивно промывая пленку от остатков проявителя. Желательно использовать теплую воду, чтоб не остудить бачок и сохранить рабочую температуру +20С.
Дальше. Фиксаж. Заливаю в бачок, включаю таймер на 15 минут, бултыхаю каждую минуту. Раствор делает пленку нечувствительной к свету.
Готово. Теперь пленка проявлена и зафиксирована. В принципе она уже не боится света, но еще нужно отмыть её от фиксажа. Не доставая ее из бачка заливаю воду несколько раз, бултыхаю, выливаю. И так несколько раз подряд. Важно! Последнюю промывку нужно делать дистиллированной водой, чтоб после просыхания не оставалось разводов на пленке.
Всё! Пленка проявлена. Можно доставать и сушить. Сушить повесил не бельевые веревки.
Сушилась пленка около часа (я точно не помню). Жаль что одна пленка практически вся была засвечена. Зато вторая оказалась нормальной.
Вот и весь процесс проявки в домашних условиях. Коротко: заряжаем в бачок, заливаем проявитель на указанное на пленке время, промываем, заливаем фиксаж на 15 минут, промываем, достаем, сушим. Всё!
Дальше пленку нужно оцифровывать в домашних условиях, но это уже совсем другая история.
Плёночная фотография. Проявка чёрно-белой плёнки.
Чем притягательна чёрно-белая фотография — она подкупает простотой получения аналогового изображения. Оставим ухмылки цифровых фотографов в стороне. Пусть сначала посчитают свои затраты на камеры, флэшки, ноутбуки и прочее. А мы с вами займёмся проявкой отснятой чёрно-белой плёнки.
Конечно, можно пойти и сдать её в профессиональную лабораторию, но, поверьте, самому проявить чёрно-белую фотоплёнку совсем не сложно. Это может сделать даже ребёнок: вот я, например, свою первую фотоплёнку самостоятельно проявил, когда мне было восемь лет. Правда, о том, что после проявки фотоплёнку нужно ещё и зафиксировать, я тогда не знал… Увы, мои первые шедевры безвозвратно исчезли на моих глазах.
В общем, проявка чёрно-белой плёнки — задача вполне простая, не требующая особых условий и затрат. Чтобы убедить вас в этом, мы займёмся проявкой плёнки в условиях деревенского дома; у нас здесь нет водопровода, а вода добывается из колодца.
Итак, сначала определимся: что нужно для проявки плёнки?
Ну и, естественно, потребуются химикаты или растворы:
Из всего вышеперечисленного только фотобачок и химикаты хочешь не хочешь придётся купить. Всё остальное для первого раза можно заменить аналогами, которые скорее всего вы без проблем найдёте дома. Но если вы относитесь к фотографии серьёзно, лучше сразу сформировать свою маленькую фотолабораторию: поверьте, будет гораздо удобнее.
Бачок для проявки плёнки
Приобрести бачок сегодня — не проблема, главное — определиться, какой именно вам нужен. Есть бачки для 35-мм фотоплёнки, есть для широкой, есть универсальные. Универсальные, как правило, удобны ещё и тем, что в них можно проявлять сразу два ролика узкой плёнки.
Кроме размеров, бачки различаются способом зарядки плёнки. Классический односпиральный бачок для узкой плёнки времён СССР заряжается весьма просто, но требует аккуратности при зарядке. Хвостик плёнки для этого бачка обрезать не надо: он закрепляется в основании спирали, после чего плёнка наматывается под углом. Так как спираль у бачка только одна, внизу, есть риск слипания витков плёнки. При правильной зарядке этого не должно произойти, но, увы, иногда случается.
Куда лучшим выбором будут современные двуспиральные универсальные бачки AP, Paterson, Jobo. Зарядка плёнки в такие бачки весьма проста и удобна.
Мы взяли универсальный бачок AP Compact. Благодаря особой конструкции оси спирали в нём можно проявлять плёнки разных форматов: 135, 126, 127, 120/220.
Но нас в первую очередь интересуют узкая (135) и широкая (120) плёнки. При проявке одного ролика узкой плёнки потребуется 375 мл раствора, двух — 650 мл, а для одной широкой плёнки — 590 мл.
Мензурки и ёмкости для растворов
Мензурка понадобится при оставлении растворов. Конечно, на кухне наверняка может найтись подходящая мерная ёмкость, но приготовление пищи и проявка плёнки — несовместимые между собой процессы.
Оптимально приобрести пластиковую мензурку на 1 л и пару пластиковых мерных кувшинов ёмкостью 1—2 л, в которых вы и будете смешивать растворы.
Для хранения готовых растворов лучше всего использовать бачки-гармошки. Дело в том, что проявитель и фиксаж в виде растворов могут храниться достаточно долго, но основные факторы, влияющие на их сохранность, — свет и контакт с воздухом. Чем меньше площадь раствора, контактирующая с воздухом, тем лучше. Бачок-гармошка позволяет решить проблему с различными объёмами раствора: просто сожмите бачок, чтобы раствор поднялся до края горлышка, и плотно закрутите крышку.
Термометр, весы, мешалка
Без термометра никак не обойтись: температура проявления — один из важнейших факторов. Весы будут необходимы, чтобы точно отмерить нужное количество химикатов. Для размешивания раствора вам понадобится мешалка — приспособление не обязательное, но весьма удобное.
Таймер
Время проявления — один из важнейших факторов, определяющих качество результата. Чем короче время проявления, тем точнее вы должны его контролировать. Иногда ошибка даже в 5—10 секунд может повлиять на качество проявки.
Совсем не обязательно обзаводиться специальным таймером, но озаботиться контролем за временем проявки — необходимо.
Фильтровальная бумага
В идеале для составления растворов, особенно проявителя, лучше всего использовать дистилированную воду. Но если её нет — не беда, можно использовать воду из-под крана или колодезную.
В таких случаях понадобится фильтровальная бумага или её аналоги: различные салфетки или бумажные фильтры для кофе.
Тёмная комната или светонепроницаемый рукав
Заряжать бачок плёнкой нужно в полной темноте. Так что будет нужна тёмная (абсолютно тёмная!) комната или светонепроницаемый рукав.
Можно воспользоваться «классическим» способом — застёгнутой курткой на подкладке, предварительно подвернув воротник и низ: получается вполне себе светонепроницаемый мешок с самыми настоящими рукавами. Если сомневаетесь в светонепроницаемости одной куртки — используйте две.
Щипцы для отжима и прищепки для сушки плёнки
После промывки плёнки перед сушкой с неё необходимо удалить капельки влаги, так как при высыхании они оставят следы на плёнке. И если капельки на стороне подложки удалить будет легко, то пятна с эмульсии можно будет только смыть. В профессиональных лаораториях перед сушкой плёнку ненадолго помещают в специальный ополаскиватель — он помогает избавиться от лишних капелек, но в бытовых условиях вполне можно обойтись и без него.
Для удаления капелек удобно использовать специальные щипцы с резиновыми губками. Важно только следить за их чистотой.
Нет щипцов? Можно обойтись влажной мягкой замшевой тряпочкой.
Теперь осталось приобрести химикаты. Нам потребуются проявитель и фиксаж. Есть ещё так называемая стоп-ванна (она прекращает процесс проявки плёнки), но, поверьте, можно обойтись и без неё.
Сразу оговорюсь: мы не будем сейчас лезть в дебри различных химических составов проявителей и фиксажей, это тема для отдельной книги.
N.B. Обратите внимание, что химические реактивы небезопасны для для человека. Храните их вне досягаемости детей. Избегайте попадания в глаза и уж, конечно, не пытайтесь их съесть или выпить: если такое случилось — немедленно обратитесь к врачу.
Если ваша кожа чувствительна к разной химии, при работе с растворами не лишним будет использовать резиновые перчатки.
Проявитель
Во времена тотального господства фотоплёнок A2-Ш, и Тип-17 в среде профессионалов и продвинутых любителей фотографы, понимая, что советской химической промышленности до них нет никакого дела, проявляли чудеса изобретательности в составлении специальных проявителей, позволявшим выжимать максимум качества при чувствительности 400 ISO. Увы, 25 лет назад купить в советском магазине фотоплёнку чувствительностью выше 250 ISO было нереально.
В нашей редакции работал замечательный фотограф Валерий Павлов, который осчастливил нас своим концентрированным двухрастворным горячим чудо-проявителем для Типа-17. Немного проявителя с капелькой ацетона растворялось в горячей воде, и мы получали невероятно резкие негативы с отличной проработкой при чувствительности 400 ISO.
Сегодня приобрести качественный проявитель несложно. В идеале лучше использовать рекомендованные производителем плёнки проявители. Кроме того, результат с каждой конкретной плёнкой зависит от применяемого проявителя. Проявитель оказывает существенное влияние на структуру зерна в проявленной плёнке, что неизбежно влияет и на характер изображения. Используя различные проявители с одной и той же плёнкой, вы получите отличающиеся результаты. Но это весьма широкая тема для творчества и дискуссий, и мы не будем её касаться в данном материале. Начнём с основ и возьмём классический проявитель.
Проявитель мы берём самый стандартный — D76 от компании Kodak. Он бывает и в виде концентрированных растворов, но мы берём в виде готовой смеси химикатов. Нам потребуется просто развести его водой.
Стоп-ванна
Пока проявитель сливается, пока заливается и сливается вода для промежуточной промывки, процесс проявления хоть и замедляется, но не прекращается до тех пор, пока мы не зальём фиксаж. Стоп-ванна останавливает процесс проявки.
По сути это обычная пищевая уксусная эссенция, сильно разбавленная водой: 20 мл уксусной кислоты на 0,5 л раствора. Пользоваться или нет этим этапом — дело ваше. Лично я избегаю этого действия, не забывая о том, что, пока не залит фиксаж, — плёнка проявляется. Для коррекции времени проявления достаточно просто начать сливать проявитель немного раньше.
Фиксаж
С фиксажом премудростей существенно меньше. Обычно он продаётся в виде порошка. Мы взяли универсальный фиксаж FOMAFIX P (он одинаково хорош и для плёнки, и для бумаги).
Итак, всё необходимое у нас есть, так что приступим.
Подготовка растворов
Первым делом необходимо подготовить растворы. Как правило, проявитель — концентрированный раствор, который перед проявкой плёнки разбавляется водой. И раствор этот неплохо хранится. Это удобно, так как, составив один раз относительно небольшой объём проявителя-концентрата, вы можете быстро подготовить проявитель для плёнки.
Но сначала — составим этот концентрат.
На упаковке проявителя D-76 от Kodak вы не увидите иных названий плёнок, кроме плёнок Kodak. Пусть вас это не пугает. D-76 — стандартный проявитель. В этом легко убедиться, посмотрев на таблицу проявителей для вашей плёнки (обычно напечатана на обратной стороне упаковки).
Мы приобрели упаковку проявителя D-76 (415 г), рассчитанную на приготовление 3,8 л проявителя. Нам столько не нужно, нам достаточно и четверти этого объёма. Поэтому мы отвешиваем четверть порошка.
Следуя инструкции на упаковке, тщательно растворяем его в 750 мл воды (предварительно мы отфильтровали нашу колодезную воду), разогретых до 50—55°C. После полного растворения порошка, доливаем воду до объёма 950 мл. Проявитель готов! Остаётся только охладить его до нужной температуры проявления.
Теперь фиксаж. В отличие от проявителя, фиксаж в нашей упаковке состоит из двух частей, которые необхдимо растворить в воде. Обратите внимание, что раствор для плёнки должен в конечном итоге иметь объём 750 мл, в то время как для фотобумаги его можно развести до 1 л.
Фиксаж готовится в воде комнатной температуры. Принцип приготовления раствора такой же — сначала химикаты растворяются в несколько меньшем объёме, после чего добавляется нужное количество воды.
Зарядка бачка
Перед зарядкой бачка хорошенько ознакомьтесь с его конструкцией и способом зарядки. Дело в том, что заряжать бачок вам придётся на ощупь. В идеале стоит пожертвовать одним роликом неэкспонированной плёнки и потренироваться заряжать бачок на свету.
Зарядка узкой плёнки
Наш бачок AP имеет двуспиральную конструкцию, которая предполагает проталкивание плёнки к центру спирали. Перед зарядкой в бачок необходимо с помощью экстрактора достать кончик плёнки из кассеты, обрезать хвостик и скруглить её края.
Теперь нужно правильно соединить детали спирали, чтобы она подходила под размер нашей плёнки.
Помещаем бачок, крышку, спираль и плёнку в светонепроницаемый мешок (в нашем случае — куртку), просовываем руки в рукава, наощупь вставляем плёнку в спираль и проталкиваем её к центру, помогая специальными выступами с шариками, отрываем хвост плёнки от кассеты, вставляем спираль с плёнкой в бачок и надёжно закрываем его крышкой. Всё, теперь все операции по проявлению плёнки можно делать на свету. Вас смущают отверстия в крышке бачка? Не волнуйтесь: если крышка закрыта, свет внутрь не попадёт.
Зарядка широкой плёнки
Конструкция бачка AP позволяет проявлять плёнку разных форматов. Для широкой достаточно составить детали спирали так, чтобы её размер соответствовал плёнке.
N.B. Вынимать или нет плёнку из кассеты перед проявкой? Если вы используете многоразовые кассеты или у вас есть специальная открывашка для кассет, то лучше вынуть плёнку из кассеты перед зарядкой в бачок. Лишний раз протаскивать плёнку через бархотки кассеты нежелательно: там всегда может оказаться соринка-пылинка, которая поцарапает эмульсию.
Обрезать края широкой плёнки не придётся. Поместив плёнку с бачком, крышкой и спиралью в светонепроницаемый мешок, просто разверните ракорд, аккуратно вставьте конец плёнки в направляющие спирали и, пользуясь специальными выступами с шариками, проталкивйте её к центру спирали. Тут главное не суетиться и не хватать поверхность плёнки пальцами (старайтесь касаться только краёв). Спираль в бачок, бачок закрываем крышкой. Всё – теперь можно проявлять.
Подготовка растворов для проявки
Процесс проявки плёнки одинаков и для широкой, и для узкой плёнки. Перед началом процесса необходимо подготовить все растворы.
Раствор проявителя необходимо подготовить непосредственно перед процессом проявки. Для этого необходимо определить количество нужного вам раствора: на бачке нанесена необходимая информация об объёме раствора в зависимости от типа проявляемой плёнки и её количества.
Теперь необходимо определиться с консистенцией раствора проявителя в зависимости от плёнки и проявителя. Для этого понадобится инструкция к фотоплёнке. Обычно она печатается на внутренней стороне упаковки плёнки.
Допустим, мы решили проявить ролик широкой плёнки Ilford PAN F Plus, которую мы экспонировали с чувствительностью 50 ISO.
Глядя в таблицу мы видим, что использовать проявитель D-76 можно двумя способами — неразбавленным или разбавленным наполовину водой. Мы будем проявлять разбавленным. Для этого берём мензурку для готового раствора, наливаем нужное количество проявителя.
Теперь необходимо добавить столько же воды, но прежде чем добавлять воду, обратим внимание на очень важный фактор проявления — температуру. Обычно концентрат проявителя хранится в холодильнике, поэтому его темпратура существенно ниже стандартной температуры процесса чёрно-белой проявки 20°С. Значит, чтобы поднять температуру проявителя, необходимо добавлять тёплую воду.
Лучше, если температура готового раствора будет чуть выше 20°С: остудить его гораздо проще.
Сразу же подготовим и необходимое количество фиксажа. Температура фиксажа не так важна, достаточно, если она будет комнатной.
N.B. Температура проявителя очень важна для качественного результата, но и температура других растворов может оказать влияние на конечный результат. Слишком холодные или горячие растворы неприемлемы! Достаточно, если температура остальных растворов будет находится в диапазоне 15—25°С.
Проявка
Перед проявлением плёнки нужно убедиться, что всё готово. Бачок заряжен, растворы в нужном объёме подготовлены, таймер на взводе.
Запускаем таймер. Заливаем проявитель в бачок с плёнкой.
Во время проявки необходимо вращать спирали внутри бачка. Можно воспользоваться герметичной крышкой, и переворачивать бачок. Слишком интенсивное вращение или тряска приведут к перепроявленной плёнке, с повышенным контрастом, поэтому — всё в меру. Достаточно пару раз в минуту крутануть спираль.
Промежуточная промывка
По окончании времени проявки сливаем проявитель и быстро заливаем воду. Два-три раза интенсивно прокручиваем спираль и сливаем воду.
Фиксирование
Заливаем фиксаж. Интенсивно прокручиваем несколько раз в начале. В процессе фиксирования плёнки вращаем спираль пару раз в минуту.
Промывка плёнки
Сливаем фиксаж. Фиксаж можно использовать многократно, поэтому мы не выливаем его в раковину, а сливаем в ёмкость с фиксажом.
Теперь бачок можно открыть. Для промывки достаточно поставить бачок под струю холодной воды на 5—7 минут и регулярно интенсивно его встряхивать или прокручивать спираль.
В нашем случае водопровода нет, поэтому мы заливаем порцию чистой воды, закрываем бачок, интенсивно встряхиваем его несколько раз, после чего сливаем воду. Повторяем процедуру не менее шести раз.
Сушка плёнки
Сушка плёнки занимает до 2 часов. Если вам не терпится ускорить процесс, можно воспользоваться феном, но не горячим. И помните, что пыль, севшую на влажную плёнку, будет удалить непросто, так что аккуратность и чистота — вот залог отличного результата.
Контроль качества проявки
Мы проявили плёнку, но изображение слишком блёклое, или, наоборот, слишком тёмное. В чём проблема? Неверная экспозиция или неправильная проявка?
Проверить это очень просто: на перфорации плёнки нанесены штришки и/или номера кадров — эта информация экспонирована на плёнку во время производства. Если она выглядит блёкло — вы недопроявили плёнку, если излишне черна, с расплывающимися краями — плёнка перепроявлена.
После того как плёнка высохла, разрезаем её на куски по 6 кадров, начиная с последнего, и помещаем в сливеры. Почему нужно разрезать плёнку с конца? В стандартном сливере семь отсеков для отрезков по 6 кадров, но, вспоминаем, что на плёнке может оказаться больше экспонированных кадров, чем стандартных 36. Если начнёте резать от первого, есть риск, что в конце останется 1—2 кадра, а при печати вставлять один кадрик в увеличитель чаще всего невозможно. А первые кадры обязательно останутся с дополнительным служебным отрезком плёнки.
В следующей публикации мы перейдём к практике печати чёрно-белых фотографий. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.
Продолжение следует…