в чем проявлялся дух наживы в церкви
НАШИ МЫСЛИ – ИСТОЧНИК ГАРМОНИИ ИЛИ ДИСГАРМОНИИ. ***********
Всему виной наши злые мысли
Много проблем в наши дни существует в семьях. В основном они заключаются во внутреннем раздражении и нетерпеливости. Люди недовольны, а чем – сами не понимают и грубо разговаривают друг с другом.
Но трудное положение не только у нас, но и во всем мире. Почему? Мало добрых мыслей, мало благих желаний, нет мира ни в наших душах, ни вокруг нас. Наши плохие мысли ходят по земле, а поэтому во всем космосе немирно. Мал человек, но может творить и большое добро, и большое зло в зависимости от его мыслей и желаний.
Мы виноваты в том, что происходит в нашей стране
Мы ругаем за положение в стране тех, кто сейчас у власти, и говорим: «Они виноваты, мы бы хотели их заменить». А кто они? Не наши ли дети? Все они наши дети, а мы хотим других: «Давайте их заменим, чтобы пришли те, которые нам нравятся!» И те другие тоже наши дети, да и, может быть, они еще хуже этих? А виноваты все мы. Мы, старшие, особенно виноваты. Не дали мы детям жизненного примера. И те, у кого нет детей, тоже виноваты за все, что происходит в стране, в Церкви, во вселенной. Мы своими мыслями создаем хаос в космосе.
Мысленная война свекрови и снохи
Многие из-за этой мысленной войны приходят. Вот, утром приходила мать с сыном, она и раньше приходила, жаловалась, что трудно ей, не любит она свою сноху. Я ей говорю: «Сноха младше, она еще не может понять, что нужно любить свою свекровь как родную мать, но ты уже в годах и подумай обо всем хорошенько. В этом мире естественно, что мать, когда ее сын женится, начинает придираться к снохе, будь та хоть ангелом. Внешне все нормально, ничего не заметно, но внутреннее недовольство копится. Сноха, не зная тайны жизни о том, что нужно молиться Богу, чтобы Он даровал благого ангела ее свекрови, а ей самой дал силы полюбить свекровь как мать, включается в эту мысленную войну».
Видите, любая физическая война начинается с мысленной – сначала люди внутренне воюют, а потом начинают и физически уничтожать друг друга.
В общем, никак она не могла понять, о чем я ей говорю. Вижу, она очень огорчена, опечалена, и мне пришлось вчера долго с ней разговаривать, объяснять: «Пойми, попробуй, если больше ничего не можешь. Если сноха нехороша, молись Богу, чтобы Господь даровал вам ангела, молись, чтобы Он освободил тебя от этого мысленного груза, от всего, что имеешь против снохи, и не только против нее, но и против всякого, кто тебя обидел, чтобы Бог дал тебе сил всех полюбить. И сноха изменится. Понимаешь ли ты, что ты постоянно больно избиваешь ее? Не обязательно бить физически, но если ты в душе ее не терпишь, не будет в доме покоя. И ее мужу, твоему сыну, нет покоя. Постарайся ее полюбить, это трудно, да. А знаешь, почему ты ее не любишь?» – «Нет, – говорит, – не знаю». – «Так она отняла у тебя сына, он больше не принадлежит отцу и матери, как когда-то в детстве. Естественно, что человек поворачивается к своей жене. Мать хочет, чтобы сын женился и радуется, когда он женится, но потом она больше всех страдает. Сын главное внимание посвящает жене, не спросит мать, голодна ли она, устала ли, и у матери в уме начинается мысленная брань. Она может продолжаться бесконечно, и, в конце концов, увидишь, что она ни к чему не приведет. Попробуй так делать и увидишь, что все быстро изменится».
Надо хранить мир и все прощать
А вот ведь мы какие – если у нас испортилось настроение, сразу становимся резкими, не умеем мягко ответить, и только ухудшаем положение.
Когда мы недовольны, то и вся братия вешает нос, а, что еще хуже, и между собой ссорится. Значит, я должен хранить мир и все им прощать, что бы они ни сделали, – все должен прощать, любить и не держать в себе обиду.
Мысленная брань в монастыре
Мы в монастырь собрались из разных краев. Все по-разному воспитаны – кто-то слишком раним, кому-то не хватает такта и он обижает других, но все мы должны терпеть общежитие, чтобы постепенно становиться единомышленниками, чтобы всем вместе идти в одном направлении. А пример святой жизни нам должен показывать настоятель монастыря, и если в его мыслях нет мира, нет мира и в монастыре.
Когда носим в себе мир, он передается окружающим
Поэтому надо трудиться над тем, чтобы в нашем доме был мир. Мир может исходить от каждого из нас и передаваться окружающим. Видите, как мало на земле смиренных и кротких, но они блаженны.
Мысленная энергия гнева огромна
Недовольство разрушительно действует на человека. Где-то я читал, что когда человек приходит в крайний гнев, он расходует столько энергии, что она могла бы сдвинуть состав из нескольких вагонов.
Каждый стремится быть рядом с кротким человеком
Можно слушать много поучительных вещей, но сумеем ли мы применить их в своей жизни? А когда мы видим кроткого человека, мирного, беззлобного, он для нас как солнце для продрогшего. Он всегда радуется, вокруг него покой, благодать Божия, и каждый хочет быть с ним рядом. Почему? Потому что покой, мир влияют на душу и даже на нервную систему всех живых существ. Многие удивляются, что дикие звери приходили к святым, как ручные, они не нападали на святых. В этом нет никакой премудрости, все просто. Святые не боялись смерти, не имели другого страха, кроме страха Божиего, и все их любили – не только люди, но и животный мир.
Когда собака нападает, она на самом деле защищается. Если вы ее боитесь, она лает и кидается, потому что ваш страх невольно действует на ее нервную систему, и она реагирует. А если вы ее любите, она не бросится, но подойдет, как ручная, – так было со святыми.
У нас в Петровце был один священник Б., своеобразный человек, грубоватый, мог резко ответить, требовал дисциплины, но невероятно любил животных. Вокруг него всегда было полно щенят и котят, разных животных. Однажды в осенний день пошел он к одному прихожанину освятить воду, а у того была немецкая овчарка, размером с теленка. Подходит к калитке, открывает, а собака освободилась от привязи и прямиком на гостя. Думали, останется от попа одна ряса, а он раскрыл объятия и говорит: «Давай поборемся» – и собака поставила ему лапы на плечи и стала его облизывать. Все удивились, а отец Б. говорит: «Он знает, что я люблю животных и его люблю». Вот видите, что значит любовь и добро, тогда и животные к нам льнут, а разумные существа, наши родные и близкие, и подавно. Потому что наши мысли несут или мир или брань.
Человек злоупотребляет всем, что открывает Господь
Человек злоупотребляет всем, что открывает ему Господь. И в этом злоупотреблении причина того, что производится такое количество отравляющих веществ.
Не прекращаются эксперименты с ядерной энергией, а она распространяет огромную радиацию. Весь земной шар отравлен радиацией, но никто не смеет об этом говорить, чтобы в мире не возникла паника.
Сами видите: мы как будто здоровы, никаких болезней нет, но как-то недомогаем – то сонливость, то усталость – это все от действия радиации.
В прошлом году ************ у меня случился инфаркт, и мне посоветовали один санаторий недалеко от болгарской границы; я поехал туда. Ночевали мы в монастыре святого Иоанна Богослова. А я и забыл, что там, с другой стороны границы, несколько лет назад взорвался атомный реактор на болгарской атомной станции. Вскоре я почувствовал, что мне что-то сжимает горло, смотрю – воздух чистый, вода хорошая, вкусная, правда я не мог есть пишу, которую там готовили, в основном, мясо. Но одна добрая бабушка, благотворительница монастыря, которая жила недалеко от санаторного корпуса, решила готовить для меня постную пишу. Каждый день приносила она мне обед и однажды спрашивает: «Любишь ли ты кислое молоко?» Я ответил, что люблю. И она обещала взять у местного крестьянина молока и принести мне завтра. Принесла она молока, я попробовал две ложки, и снова мне сжало горло. Там местные стада пасутся в местах радиации, часто ветром приносит загрязненную радиацией пыль. А моя добрая бабушка выпила молоко и оказалась в больнице. Пошел я на следующий день ее проведать. Она сказала, что выпила все молоко, и ей стало плохо; говорит, не знала, что такая сильная радиация в тех местах. Вот видите как.
О молодом поколении
Нет больше покаяния в народе
Не только у тех, кто не знает веры, но и у верующих нет покаяния, даже у тех, кто с детства воспитан в церкви.
Господь исповедует через священника
Человек во многом переходит меру, и нет ему потом покоя. Идет он к другу пожаловаться; пожалуется, и немного станет легче на душе. Но нужно прийти к священнику, священник имеет благодать Божию помочь тебе!
По сути, исповедует Сам Господь, Господь служит Литургию, Господь всем управляет, Он причащает. Он делает это через нас, священников, но немногие задумываются об этом.
Дьявол воюет против епископов и священников
Враг старается победить священников и епископов, после этого ему будет легко соблазнить всех остальных.
На что нам надеяться?
Старшие знают, каким наш народ был до войны и каким он стал сейчас, после войны. Огромная разница. И раньше во всех городах и селах устраивались танцы, и молодежь собиралась повеселиться, но танцы начинались сразу после обеда и заканчивались на закате солнца. А сейчас молодежь идет на прогулку в 10– 11 часов вечера, и ночь для них – день, а день – ночь. Вот какие времена пришли, на что доброе нам надеяться?
О лжепророках
– Я знаю, как важна любовь к ближнему. Однако меня интересует, что Вы думаете об отношении православия к другим конфессиям и сектам, которых множество в Белграде, таким, как например адвентисты?
– Приближается время, когда земля завершит свое существование. Все они, о ком ты говоришь, должны были придти. Это лжепророки и лжемессии, о которых говорил Сам Господь и апостолы.
Мы, как Церковь, упустили время между Первой и Второй мировыми войнами, мы не приняли православного богомольческого движения, которое начало развиваться сразу после Первой мировой войны. Богомольцы существовали и раньше, но таким массовым это движение стало благодаря нашим солдатам, которые воевали на Солунском фронте. На их долю выпало много страданий, и они вместе молились Богу о том, чтобы Он сохранил им жизнь, чтобы вернуться на родину в Сербию, к своим семьям, увидеть родных, детей. И поэтому, вернувшись домой, воины благодарили Господа за новую жизнь и воспитывали своих детей так, как когда-то Ему обещали.
Страдания и чистота веры
– Скажите, правда ли, что чем сильнее добро, тем ожесточеннее зло, которое борется с ним? Коммунизм пришел в православные страны именно потому, что Православие сохранило чистоту Христовой веры?
Да, но Россия должна была много страдать.
– Но православие было сильным в дореволюционной России!?
– Да, но не таким, как теперь. На Святой Горе в монастыре святого Пантелеймона и в скитах было в те времена несколько тысяч русских монахов. Один из них особенно молился и горевал о России, и Господь явился ему и сказал: «Неужели ты больше Меня жалеешь русский народ? Я Его создал и все дал, и когда у него всего было в достатке, немногие ходили в святой храм, а вот теперь приходят тысячами. ». Слава Богу, сегодня благочестие русского народа – более истинное благочестие.
В мире воцарился дух наживы
В мире, особенно на западе, да и у нас, – повсюду воцарился дух материализма, так скажем, наживы. Человека больше ничто не волнует, он больше не почитает ни отца, ни мать, ни брата, ни сестру, только свою прибыль и собственные интересы. Ради них убьет и мать и отца, вот что делается.
Всякое дело надо делать ради Бога. Если мы Господу работаем, тогда мы трудимся от всего сердца и не скажем: «Не буду работать на того бездельника, который получает больше меня!» А если работаем ради человека, то не отдаемся работе полностью, но с прохладцей работаем. А Господь сказал: «. о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл. то извергну тебя из уст Моих!». Будь или холоден или горяч!
Мысли и болезни
Не обращай внимания на то, что тебе говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы Он каждому дал благого ангела, а тебе душевный покой. И когда со всеми примиришься, всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить.
А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя.
Ранимые души очень страдают
– Как мы можем помочь тяжелобольному человеку, который каждый день желает смерти?
Больше всего может помочь его супруга.
– А если речь идет об одинокой женщине?
– Хорошо, тогда те, кто рядом с ней, – родственники, друзья.
Каким образом?
– У нее ранимая душа, а такие больше всего страдают. И я так же страдал, но постепенно научился мысленно расслабляться. Ей нужно много внимания, любви, чтобы она душевно успокоилась, чтобы вышла из депрессии, почувствовала желание к жизни. Нужно выводить ее на свежий воздух – недостаток кислорода очень вреден. Я тоже раньше этого не знал, а от недостатка кислорода в мозге мы теряем желание к жизни, к работе, ко всему.
Н. написал обо мне книгу и поместил на первую страницу мою фотографию, хотя я просил его не делать этого.
Из-за той книги получилось, что я гадатель и люди приходят ко мне, чтобы узнать свою судьбу. Первый раз он пришел зимой, в Рождественский пост, холодно было. Рабочий день, никого нет; смотрю, к церкви подходит человек, голова опущена, из глаз катятся слезы. Спрашиваю его: «Что с тобой, дорогой, что у тебя за беда?» Он говорит: «У меня два сына, старший учится в медицинском институте, но вот уже два года не ходит на лекции, сидит, ни с кем не разговаривает, никуда не ходит, ничего не читает; я несколько раз хотел отвести его к психиатру, но боюсь, что это ему еще больше навредит. Не знаю, что мне делать. Хочу привезти его сюда, чтобы Вы с ним поговорили». Спрашиваю, был ли он хорошим студентом. «Да, – говорит, – был отличником. У него нервное истощение, медицина не каждому под силу, особенно анатомическая практика. Должно быть, его и это мучает, тут нужны крепкие нервы, а у него чувствительная душа, он надорвался». – «Послушайте и передайте ему: пусть он каждый день ходит на Авалу 24 и ни с кем не общается. Пусть бегает там, потому что при беге человек волей-неволей должен глубоко дышать и получать больше кислорода, и пусть упражняется в глубоком дыхании. Он послушает тебя».
После дня святого Саввы я приехал в Белград навестить брата, позвонил и тому человеку; мы договорились встретиться в храме святого Георгия на Бановом холме. На следующее утро мы увиделись. Я спросил, что с его сыном, и он ответил: «Как рукой сняло!» Вот что значит недостаток кислорода.
Отец Фаддей, к Вам приходит много людей с проблемами, которые обращались и к психологам и к психиатрам. Вы имели возможность соприкоснуться с работой психологов и психиатров. Как Вы считаете, в чем они не правы?
Психиатры постоянно сталкиваются, так скажем, с неуравновешенными людьми. Это отражается и на их собственном состоянии – они очень перегружены. Если бы они общались со спокойными людьми, было бы иначе.
Был такой случай с отцом Н., он многое мне рассказывал. Н. был в очень плохих отношениях с наместником монастыря – тот был безнравственным человеком, постоянно приглашал певиц из Белграда.
Однажды Н. не выдержал всего, что творилось, и улегся на пороге трапезной. Все об него спотыкались, падали, а наместник отправил его в психиатрическую лечебницу. «Хорошо, – думает, – ради Бога». Но когда туда попал, смотрит, люди мои, все вокруг бредят, и он начал бредить. Вызволил его оттуда один знакомый монах из Студеницы. Он пришел и поручился за него; иначе бы и тот стал больным.
Наставления 18 мая 1997 года в монастыре Витовница. Аудиозапись. (Прим. изд.)
Значение греха ростовщичества
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Когда-то слово «спекулянт» считалось ругательным. Теперь спекуляция составляет основу бизнеса. Продавать что-либо по завышенной стоимости или ссужать деньги под процент стало делом обыденным. На таком вот финансовом паразитизме и зиждется экономика современного государства.
Огюст Шарпантье. «Ростовщик».
Однако все это недопустимо по православным канонам и изобличается святыми отцами церкви как грех. В чем же суть ростовщичества и почему святитель Григорий Нисский уподобляет его краже?
На Руси отдавать деньги в рост считалось лихоимством
В современном мире этот термин редко употребим. Его вытеснило другое слово – кредит. Банки дают деньги в долг под проценты сплошь и рядом. Но, если подойти к этому вопросу с позиции христианства, то кредит – это не что иное, как узаконенная форма мошенничества. Ибо сказано в Библии:
Рост – это, собственно, и есть процент. Таким образом, ростовщичество – это выдача денег в долг под процентную ставку. В русском языке когда-то было другое название этого понятия – лихоимство.
Под этим термином в современной трактовке можно подразумевать не только взыскание процента, но и:
Отношение в православии
Позиция Православной Церкви к ростовщичеству однозначна: его осуждают и считают грехом. В Ветхом Завете есть ряд указаний, свидетельствующий о недопустимости займов под процент. Они послужили базой для утверждения церковных канонов, строго воспрещающих клирикам заниматься ростовщичеством.
А итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, наблюдая за зарождавшимися на Западе торгово-рыночными отношениями, возмущенно писал:
«Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности».
По своей сути процентная плата – это плата за время. Но время, по Фоме Аквинскому, принадлежит всем, ибо дано Богом для всех в равной степени. И если ростовщик требует вознаграждения за время как плату за предоставленное им благо, то он обманывает и ближнего, которому проданное время принадлежит, и Бога, за дар которого он требует вознаграждение.
Ненасытность в приобретении материальных благ усиливает и укрепляет алчность – один из смертных грехов, которые, по словам Феофана Затворника, отнимают у человека его нравственно-христианскую жизнь. Следует помнить, что, раз закравшись в душу, греховная мысль будет точить ее как червь яблоко.
Вот почему неправедное деяние, которое пусть даже и кажется маленьким, не должно иметь места в вашей жизни. Следует бороться со своими страстями и просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от мыслей о жадности и быстрой финансовой наживе.
Что говорит Священное Писание Ветхого и Нового Завета
«иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле».
Это цитата из ветхозаветной книги «Второзаконие» (23:20). По ней получается, что Бог не наложил запрета на ростовщичество как таковое, а осудил его лишь в отношении «брата» своего. Это место является наиболее трудным для понимания в отношении заимодавцев, поскольку Бог не разделял людей на «своих» и «чужих».
Наоборот, в Нагорной проповеди Христос учит молиться и прощать своим обидчикам и врагам, не делая акцента на том, откуда они явились. Так кто же этот пресловутый «иноземец», с которого можно брать «лихву»? Свое толкование ветхозаветному тексту дает протоиерей Олег Стеняев:
«Иноземец (в данном контексте) – потенциальный враг, могущий напасть на страну евреев. И, если он просит взаймы, ему не запрещается давать под проценты».
Под «своим» в широком понимании этого слова здесь подразумевается брат по вере, а не только соплеменник, то есть иудей.
В Библии сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22: 25); и еще: «Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).
Исходя из книги Левита, ссуда должна использоваться не в качестве наживы кредитором, а для поддержки бедняка (Лев.25:35-37). Вот почему запрещается взимание процента. Эта заповедь объясняется во Второзаконии тем, что в народе еврейском не должно быть бедности. (Втор.15:4).
Особенно порицается в библейских текстах обогащение за счет повышения цен на продукты питания в тяжелые или дефицитные времена. «…не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25: 37). Под хлебом здесь разумеется любая пища.
Праведник «в рост не отдает и лихвы не берет»
Несмотря на отсутствие прямого запрета в Библии на занятие ростовщичеством, этот вид деятельности не приветствовался у иудеев. Пророк Давид в 14 псалме, говоря о добродетельном и нравственно совершенном человеке, отмечает, что он избавлен греха лихоимства. То же находим в книге пророка Иезекииля, где праведник «в рост не отдает и лихвы не берет».
Порицание ростовщичества в иудейском сообществе подкреплялось еще и тем фактом, что стяжание порождало алчность, жадность и сребролюбие. То есть греховные страсти, идущие вразрез с заповедями Божиими. Упование на Бога подменялось надеждой на прибыль:
«Взаймы давайте, не ожидая ничего»
Тот, кто попирал прописанные в священных текстах истины, не мог надеяться на Царствие Божие. Накопительство ради материальной выгоды не приветствовалось ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Как сказал Христос:
«удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Матф.19:24
Тема милосердия и сострадания к ближнему в Новом Завете звучит отчетливее, чем в Ветхом. «Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», — говорит Евангелие от Луки (6:30). То есть, ссужая в долг, не только не требуй процентов, но даже не надейся на его погашение:
В первом послании к Коринфянам апостол Павел сурово осуждает впавших в грех лихоимства, запрещая не только общаться с такими людьми, но и даже есть за одним столом.
Что ожидает человека за неправедно приобретенные богатства
Согласно христианским верованиям душу новопреставившегося человека на пути в горний мир ожидают так называемые мытарства. Это препятствия, через переход которых душа подвергается «таможенному досмотру» со стороны демонов – родоначальников всех пороков и грехов.
Каждая преграда символизирует искушение, которому душа предавалась (или не предавалась) в своей земной оболочке, и падшие духи всячески стараются обличить ее в том или ином грехе, препятствуя ее восхождению к Богу.
Лихоимство – это восьмое мытарство, на пороге которого «истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и притеснителей чужого». Об этом мы знаем из трудов преподобного Георгия (ученика Василия Нового), которому в видении был открыт посмертный опыт одной души – блаженной Феодоры.
Святые отцы о корыстолюбии
Святые отцы в своих поучениях всячески клеймят этот грех. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в беседах говорит следующее:
«..крайне бесчеловечно, когда один, имея нужду в необходимом, просит взаем, чтобы поддержать жизнь, другому не довольствоваться возвращением данного взаем, но придумывать, как извлечь для себя из несчастий убогого доход и обогащение».
«Надлежало облегчить убожество человека, а ты увеличиваешь нужду, стараясь отнять и последнее у неимущего. Как если бы врач, пришедши к больным, вместо того чтобы возвратить им здравие, отнял у них и малый остаток сил…»
Далее святитель риторически вопрошает, не знает ли заемщик о том, что не прибыль себе приращает, а грехи.
И ни тому, кто дал, ни тому, кто взял не будет отныне покоя: один считает барыши, а другой дни, когда срок займа истечет. Последний же, впрягаясь в долговое ярмо, теряет свободу. Ссылаясь на книгу Притчей, Василий Великий приходит к выводу, что лучше вообще не брать ссуды.
«Пий воды от своих сосудов(Притч. 5:15), то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих каплей собирай для утешения в жизни».
По мысли святителя лучше продать последнее из дома своего, чем лишиться свободы.
«Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это».
Далее Василий Великий бичует уже не ростовщиков, а тех, кто готов влезть в долги ради ненужной пышности или удовлетворения женских прихотей. Такой круговорот бесконечных займов сравнивается с нашествием холеры, когда охваченный недугом организм беспрестанно извергает из себя пищу, не успев наполнить ею желудок. Метафорически это следует понимать так: не успев рассчитаться с одним кредитором, человек тут же оплетает себя цепью нового процентного соглашения.
«Как многих погубило чужое добро! Как многие, видев себя богатыми во сне, понесли ущерб!» — сетует святитель.
Купленные под процент блага оказываются эфемерным фундаментом настоящего благосостояния. Живя не посредствам, заемщик сталкивается с реальной угрозой разорения и нищеты.
Не находит отклика в душе святителя и ссуда, полученная на развитие предпринимательского дела. На мысль будто бы подобные займы не разоряют, а обогащают, святитель возражает:
«…говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли».
Далее архиепископ порицает ростовщичество уже как само явление, вне связи его с эксплуатацией бедняка и лишения свободы. Он клеймит хитрость и жадность заимодавца, который умудряется брать прибыль с вещи, которая по своей природе не может давать прирост:
«Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв, жнешь».
Деньги, приумноженные из ничего, — неправедные деньги, ибо золото не способно к «рождению».
Не менее категоричен в своих суждениях касательно ростовщичества еще один святитель – Иоанн Златоуст.
«Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать в рост… Ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, тягости другого обращает себе в прибыли. под видом человеколюбия роет яму глубже, помогая теснить нищего; подавая руку, толкает его».
Не оправдана и милостыня, творимая с процентных денег:
«Но что еще говорят многие: «я возьму проценты и подам бедным?» Хорошо говоришь ты, друг, — только Богу не угодны такие приношения. Не хитри с законом. Лучше совсем не подавать нищему, чем подавать приобретенное такими средствами».
Иоанн Златоуст сильно скорбит о том, сколь велика власть сребролюбия и как глубоко этот грех пустил корни в сердцах людей. Пороку подвержены все: и власть имущие и бедняки, и мужчины, и женщины и даже дети. Говоря о чрезмерной любви к накопительству, святитель восклицает:
В нынешнее время слова звучат более чем актуально. Ведь вся система работы европейских банков базируется именно на ростовщичестве!
Преподобный Максим Грек называет ростовщичество «богомерзким злом» и советует избегать участия в нем всеми способами.
«Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами (Пс.71:14; Лк. 4:18.); ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами».
Речь преподобного, обращенная к заимодавцам предельно сурова и изобилует красочными эпитетами: ростовщик уподоблен зверю-кровопийце, который даже из сухих костей умудряется высосать мозг. Поэтому кредитор не лучше пса или ворон, ибо они питаются падалью.
Золото сравнивается со змием-искусителем, затягивающим своего владельца в тенета роскоши все сильнее и сильнее. Тело становиться подвержено плотским искушениям, ум закостеневает в духовной лености – тут уже не молитв и размышлениях о горнем. Сердце сребролюбца становится уязвимо и для других грехов человеческих: тщеславия, гордыни, жадности…
Святитель Григорий Нисский среди тяжелейших душевных недугов перечисляет такие как воровство, разорение могил и святотатство. И далее рассуждает:
«И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора».
Если обратиться к толкованию сего места епископом Никодимом, то становиться понятно: святитель лихву и рост сопрягал со стяжанием чужого, то есть приравнивал вышеупомянутые деяния к краже.
Григорий Нисский как и Иоанн Златоуст непомерное стремление к наживе считали чем-то сродни идолопоклонству. В те времена местом торга, в том числе ростовщичества, выступали языческие капища. А в послании к Колоссянам апостол Павел прямо называет любостяжание идолослужением (Колос. 3:5).
Христианский богослов II – III веков Климент Александрийский писал:
«Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу».
Таким образом, видим, что во все века мысли святоотеческих праведников и западных богословов совпадали. Ростовщичество – это грех, впадая в который человек отвращает помыслы от божественных истин и упивается земными благами больше, чем следует.
Церковные каноны: «Подобает удержавати похоть любостяжания»
Духовенству запрещено заниматься сужением денег под процент под угрозой извержения из сана. Вот как звучит запрет в общем виде:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило).
Здесь упоминаются только три степени священства, в дальнейшем круг лиц, которым не разрешается заниматься ссудами под процент, расширяется.