в чем проявлялась раздробленность германии
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § 10 Германские земли в XVIII в.
Стр. 107. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, что вы знаете о Священной Римской империи. Какими были результаты Тридцатилетней войны 1618 – 1648 гг. для германских земель?
Священная Римская империя была образована в 962 году. Пользуясь раздробленностью Италии, германский князь Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии, под власть Оттона I попала часть Италии. В период наивысшего расцвета в состав Священной Римской империи входили Германия, Италия, Чехия и ряд других территорий. В первой половине XV в. императорский престол перешел к династии Габсбургов, которые владели соседней Австрией и соседними с ней славянскими землями; он оставался в их руках до конца существования Священной Римской империи.
Тридцатилетняя война закончилась подписанием в 1648 г. Вестфальского мира, по которому Франция получила почти весь Эльзас, Швеция овладела значительными германскими территориями на южном побережье Балтийского моря, признавалась полная независимость Швейцарии от Священной Римской империи. Священная Римская империя германской нации фактически распалась, что изменило расстановку сил в Европе. Вестфальский мир закрепил победу германских князей над императором, который признавал за князьями право вступать в союз друг с другом и с иностранными державами, что надолго сохранило политическую раздробленность Германии. Германские князья превратились в неограниченных монархов.
Стр. 120. Вопросы в конце параграфа
1. В чем проявлялась раздробленность Германии?
Священная Римская империя германской нации включала в себя не только немцев, но и часть итальянцев и чехов. Имперские князья владели землями вне Империи (Венгрия, польские земли), а иностранные государи (короли Дании и Швеции) располагали территориями внутри нее. Столицы Священной Римской империи как таковой не существовало. В германских землях шли процессы, которые вели к укреплению центральной власти, однако шли они на уровне входивших в Империю отдельных государств. Конфессиональный (вероисповедный) раскол на католиков и протестантов являлся одним из главных препятствий к становлению единой нации и государства. Культурная раздробленность укрепляла раздробленность. Жители отдельных государств считали себя скорее баварцами, саксонцами, пруссаками, чем немцами.
2. Какие черты были характерны для политического развития германских земель? Какие различия существовали во внутреннем строе германских государств?
Политическая жизнь германских земель протекала на двух уровнях – Империи и составлявших ее отдельных государств. Важнейшим из немногих центральных органов Империи был заседавший в Регенсбурге рейхстаг. В нем присутствовали три так называемых имперских «сословия» (политическое понятие). Это были курфюрсты – семь наиболее сильных имперских князей, обладавших правом избирать императора, затем шли другие князья и графы, а также представители ряда городов. Император (кайзер), почти всегда избиравшийся из династии австрийских Габсбургов, обладал очень ограниченными полномочиями. Только с согласия рейхстага он имел право издавать законы, вводить налоги и решать вопросы войны и мира. Все реальное политическое развитие в германских землях сосредоточилось на уровне отдельных государств. Количество носителей различных суверенных прав исчислялось невероятными цифрами – по разным подсчетам, от 1500 до 1900. Нам миром малых государств возвышались две великие германские державы – Австрия и курфюршество Бранденбург.
3. Каковы были особенности развития сельского хозяйства и положения крестьян в различных регионах Германии?
Многопольный севооборот был большой редкостью, по-прежнему развивалось трехполье. Преобладали традиционные зерновые культуры. Особенностью германского сельского хозяйства стала довольно широко распространенная и последовательная деятельность по улучшению почвы в засушливых и болотистых местностях. Одной из главных отличительных черт аграрного строя опять-таки было многообразие – в разных государствах различались поземельные отношения, правовое положение крестьян и многое другое.
К западу от Эльбы аграрный облик определяло крестьянское хозяйство. Лично свободные крестьяне владели землей, как правило, на условиях краткосрочной аренды, иногда они имели право передавать землю по наследству. Характер и размеры повинностей в разных странах и регионах различались и могли достигать трети или даже половины произведенного крестьянином. В целом 70-80 % крестьян почти не получали дохода от своих хозяйств из-за малоземелья, отсталой техники и различных поборов.
За Эльбой начинался мир крупных помещичьих хозяйств и подневольного крестьянства. В прусских землях, Мекленбурге, Померании, части Саксонии началось так называемое «второе издание крепостничества», когда быстро росло крупное дворянское хозяйство, в том числе за счет насильственного сгона крестьян с земли, а также увеличения их личной зависимости. Происходило закрепощение крестьян. Первой предпосылкой было наличие значительных пространств при острой нехватке рабочих рук на востоке Германии. Решающим толчком послужили опустошения, принесенные Тридцатилетней войной. Развитие промышленности и буржуазных отношений в государствах Западной Европы консервировало сеньориальный строй на востоке Германии.
4. В чём заключались особенности социальной структуры германских земель?
В структуре населения в целом преобладали сельские жители – около 80 %. Социальный облик германских государств по-прежнему определяли сословия. В германских странах духовенство выносили за скобки социальной структуры, поскольку оно было не наследственным и отличалось разнородным социальным происхождением. Во всех отношениях ведущим сословием являлось дворянство. В некоторых землях высшее и низшее дворянство выделялось в отдельные сословия. В отличие от той же Франции, немецкое крестьянство не входило в третье сословие, а составляло отдельное. Главная разграничительная линия проходила между крепостным крестьянством востока и свободным крестьянством запада Германии. Городское население отличалось особенно высокой степенью социального расслоения. 3-6 % жителей представляли городскую верхушку, около 40 % приходилось на средние слои – ремесленников, мелких торговцев и чиновников. Не менее половины населения относилось к низам – прислуга, подёнщики, бедные ремесленники, бродячие актеры, нищие.
5. Каковы причины возвышения Пруссии? Какие мероприятия во внутренней политике осуществил Фридрих II?
Успех Пруссии был в первую очередь успехом династии Гогенцоллернов. Получив в начале XV в. ядро будущего королевства – курфюршество Бранденбург, в начале XVII в. они сделали приобретения, которые во многом предопределили последующее развитие страны. Бранденбургско-Прусское государство складывалось из трех территорий, отделенных друг от друга десятками и сотнями километров. Эта исходная ситуация лежала в основе характерных черт прусского государства: раздробленность территории требовала особенной эффективности от государственного аппарата, а также наличия мощной армии. Обе черты – милитаризованность и эффективный государственный аппарат – станут каркасом прусского государства. Возвышению Пруссии благоприятствовали и международные обстоятельства. Подъем России менял соотношение сил на востоке Европы, что облегчило Пруссии найти там себе место. Кроме того, Пруссия, будучи страной скорее бедной, выгодно отличалась довольно устойчивым положением государственных финансов. Особенностью Пруссии являлось наличие больших королевских владений, доходы от которых составляли не менее четверти государственного бюджета. Большое значение имело и введение системы косвенных налогов, практически неподконтрольных сословным органам. Чрезвычайно прочной была и социальная структура, в которой важнейшую роль играло прусское дворянство – юнкерство. Государство обрело в мощную социальную опору в юнкерстве, отличавшегося от прочего европейского дворянства необычайно развитым культом долга, верностью королю и массовой вовлеченностью в военную службу. Подъему Пруссии способствовали ее монархи. Только бранденбургским курфюрстам удалось добиться для себя титула королей, что сразу выделило их из рядов прочих германских монархов.
Стр. 120. Подумайте
1. Сравните положение императоров двух империй — Российской и Священной Римской. В чём заключались различия в наследовании престола, полномочиях, их веса в политической системе?
Линии сравнения | Российская империя | Священная Римская империя |
---|---|---|
Наследование престола | Власть передавалась по наследству | Император (кайзер) избирался курфюрстами (семь наиболее сильных имперских князя) из династии австрийских Габсбургов |
Полномочия монарха | Неограниченная власть | Ограниченные полномочия кайзера; имел право с согласия рейхстага издавать законы, вводить налоги и решать вопросы войны и мира |
Политический вес | Император обладал абсолютной властью, его опорой были дворяне | Кайзер не обладал полнотой власти, она ограничивалась рейхстагом и курфюрстами |
Таким образом, император Российской империи обладал абсолютной, неограниченной властью, тогда как император Священной Римской империи был ограничен в своих правах рейхстагом и курфюрстами.
2. Пользуясь атласом и другими источниками информации, сравните политическую карту германских земель в 1789 и 1804 гг.
Пруссия в период с 1789 по 1804 гг. сумела расширить свои территории за счет разделов Речи Посполитой 1793 и 1795 гг. Однако Наполеоновские войны на западе, у границ Франции, привели к присоединению ряда германских государств, граница Франции была по Рейну.
3. Фридриха II многие считают ярким представителем просвещённого абсолютизма. Как вы думаете, в каких его шагах действительно проявился дух Просвещения, а когда он действовал как абсолютный монарх?
Однако наряду со всеми новшествами Фридрих II оставил практически без изменений старые политические и социальные структуры. Король правил совершенно самовластно путем бесчисленных распоряжений и с помощью армии чиновников. В социальной сфере он также не покушался на старые порядки. Особенно это проявилось в крестьянском вопросе. Фридрих лично не одобрял крепостное право, однако он сохранил его в неприкосновенности, так как это ослабило бы юнкерство, что, в свою очередь, ослабило бы страну.
Стр. 121. Из «Форм правления и обязанностей государя» Фридриха II (1777)
Как Фридрих II оценивает крепостное право? С каких позиций он его осуждает и с каких оправдывает? Согласны ли вы с этими аргументами?
Фридрих II осуждает крепостное право. Он осуждает крепостное право, так как это является рабством. Однако без крепостного права сельское хозяйство разрушится, так как оно построено на крестьянской барщине. Он считает, что нельзя резко устранить его. Я отчасти согласен с этими аргументами, так как требовалось постепенное перестроение сельского хозяйства с крепостного труда на капиталистический уклад.
Германия в средние века
Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
Крестьянское население делилось на свободных и крепостных.
Вторую группу составляли крепостные крестьяне, включая лично зависимых и лично свободных. Лично зависимые были прикреплены к земле и несли ряд повинностей, имевших твердо установленный размер. Эти крестьяне не могли переходить от одного феодала к другому, заключить брак без разрешения сеньора. Лично свободные отбывали повинности, размер которых не был определен. Во всем остальном их правовое положение было схоже с положением лично зависимых крестьян.
Вне этих групп стояла категория холопов. Они жили при дворе и выполняли повинности по усмотрению феодала, получая за это содержание.
Государственный строй. В X-XII вв. Германия представляла собой единое государство. Главой государства являлся король. Королевский престол был выборным.
Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 гг.). В борьбе с герцогами за свою власть он опирался на церковь, которую подчинил себе за счет предоставления ей церковного иммунитета. Его мероприятия в отношении церкви получили название «оттоновских привилегий». Они сводились к тому, что часть функций герцогов была передана епископам. В областях были созданы независимые от герцогов епископские территории. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Король назначал своей властью епископов, пользовался частью доходов с церковных земель.
Дальнейшее развитие феодализма вызвало в XII в. ослабление королевской власти.
Центральный аппарат государства сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления. Высшие сановники дворца исполняли важнейшие государственные функции. Канцлер являлся первым министром и ведал почти всеми делами управления. Важное место при королевском дворе занимала должность майордома (дворецкого), распоряжавшегося дворцовыми делами. Камерарий отвечал за финансы в государстве. Капеллан заведовал делами канцелярии. Маршал являлся командующим войсками.
При императоре с начала XI в. существовал узкий круг советников, или королевский совет (гофтаг), состоявший из сановников императора.
Следует отметить особенности управления в Италии. Канцлер возглавлял особый аппарат, созданный для управления. В него входили императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы, которые заведовали имуществом императора, и префекты городов.
Ополчение крестьян созывалось в случае военного нападения на страну.
В рассматриваемый период в Германии сложилась пятизвенная судебная система.
Верховным судьей являлся император. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора ограничивалась судебной властью светских и духовных феодалов.
В поместьях землевладельцев функционировали феодальные (господские) суды, юрисдикция которых вначале распространялась на крепостных крестьян. В дальнейшем она была расширена на все население сеньории. Господские суды действовали также в зависимых городах.
В свободных городах действовали городские суды.
Наконец, наряду с вышеупомянутыми судебными органами существовали церковные суды. Их юрисдикция распространялась на духовенство и некоторых светских лиц, а также на отдельные категории дел (бракоразводные дела, преступления против церкви и др.).
Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
В XIII в. Германия вступила в период развитого феодализма, для которого характерна глубокая феодальная раздробленность. Значительный рост экономики, развитие товарно-денежного хозяйства привели к завершению децентрализации, усилению экономической и политической разобщенности страны.
К имперским сословиям относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов. В состав княжеских сословий входили дворянство и духовенство отдельных княжеств и жители княжеских городов.
В этот же период происходит разделение духовенства на высшее (епископы и аббаты) и низшее (сельские и городские священники).
Германские города в рассматриваемый период делились на имперские, княжеские (земские) и вольные. Имперские подчинялись непосредственно императору и обязаны были платить налог в казну, поставлять пополнение в войско, принимать императора и т. п. Княжеские и епископские города подчинялись светским или духовным феодалам. Вольные города были освобождены от уплаты налогов и формирования войска.
Верхушку городского населения составлял патрициат. В его руках были все городские должности, передаваемые по наследству. Среднюю часть населения городов составляло бюргерство (ремесленники, полноправные мастера и низшее чиновничество). Низы были представлены плебсом (подмастерья, поденщики и др)
Развитие товарно-денежных отношений вызвало изменения в правовом положении крестьянства. Получила развитие практика освобождения крестьян, а затем предоставления им земли в аренду. В некоторых районах барщина была заменена денежной рентой.
Процесс децентрализации привел к тому, что с XIII в. в Германии стали складываться отдельные центры политической власти и управления. В XIV в. политическая раздробленность была закреплена законодательно. Император Карл IV издал акт под названием «Золотая булла» (1356 г.).
Согласно Булле к избранию императора Священной Римской империи были допущены в качестве выборщиков только семь крупнейших курфюрстов, из коих трое были лицами духовного звания и четверо светскими феодалами. Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивающие его власть. С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций. С XVII в. в составлении таких капитуляций принимали участие не только курфюрсты, но и остальные сословия, что было закреплено статьями Вестфальского мира в 1648 г. после Тридцатилетней войны.
Булла установила полную политическую самостоятельность курфюрстов и их равенство с императором. За князьями-избирателями были законодательно закреплены присвоенные ими регалии (королевские привилегии): право на добычу драгоценных металлов, на чеканку монет, на взимание пошлин. Они пользовались правом высшей юрисдикции. Булла узаконила ведение частных войн между курфюрстами, за исключением войн вассалов против своих сеньоров. Городам было запрещено заключать договоры против курфюрстов.
Общегосударственным органом являлся рейхстаг, который созывался императором. Он сложился окончательно в XIV в. и состоял из трех коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, киязей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.
Рейхстаг в Германии в отличие от других европейских государств не был представлен мелким дворянством и бюргерством неимперских городов. Кроме того, духовенство не составляло отдельной коллегии, а заседало в двух первых коллегиях. Таким образом, рейхстаг фактически являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств, княжеств, имперских городов и т. д.), а не органом сословно-представительного характера.
Полномочия рейхстага не получили законодательного закрепления. На практике он обладал правом законодательной инициативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также согласие на решения императора по военным, финансовым вопросам и вопросам международного характера. Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило согласование принятого решения. Император мог принять или отклонить решение рейхстага. В случае несогласия императора с принятым решением оно вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.
В 1495 г. в Германии был учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Суд состоял из 17 членов: председателя, назначаемого императором, 14 членов, назначенных курфюрстами и князьями, и двух членов, назначенных городами. В состав суда входили две коллегии: по делам имперских подданных и по делам подданных отдельных княжеств. Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции (усвоении) римского права, которое с этого времени стало широко применяться в Германии.
Слабость центрального аппарата отразилась и на военной организации. Постоянное войско в империи не сложилось. В случае военной опасности имперская армия формировалась из отрядов, поставляемых имперскими сословиями. Основой войска являлись отряды наемников. Во всех немецких землях были свои наемные армии. На создание имперской армии князья согласия не давали.
Империя имела свою полицию. Она следила за общественным порядком и за тем, чтобы земские власти устанавливали таксы на заработную плату, издавала предписания по борьбе с мошенничеством, ростовщичеством.
Органы центрального управления находились под контролем влиятельных князей, принимавших решения, выгодные феодалам. Создавая видимость сословной монархии, князья фактически закрепили в Германии феодальное многовластие.
Власть князей в отдельных землях первоначально не была неограниченной. В отдельных княжествах-государствах в XIV в, сложились сословно-представительные монархии. Органами сословного представительства стали ландтаги (собрания местных чинов). В них были представлены духовенство, дворяне и горожане. В некоторых ландтагах были и представители свободного крестьянства.
В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, решение некоторых внешнеполитических вопросов. Например, в некоторых землях объявление войны было возможно лишь с согласия этого органа. Ландтаги занимались также некоторыми церковными и полицейскими вопросами: попечением о бедных, наблюдением за качеством чеканки монет и т. д. Согласие ландтагов было обязательно при решении финансовых вопросов и вопросов, связанных с изменением законодательства. В некоторых случаях решения этих органов имели для князей рекомендательное значение. Например, определенное влияние ландтаги оказывали на формирование княжеских советов и на назначение высших чиновников. Однако здесь последнее слово было за князем.
Эволюция государственного управления в землях сводилась к постепенному росту княжеской власти. Высшим органом управления в княжестве был княжеский совет. Со временем его полномочия возросли. Отдельную организацию имели суд и финансовое ведомство.
На местах единицей управления являлся бург (городское поселение) с примыкающими к нему мелкими поселениями. Во главе бурга стоял бургграф, назначаемый князем. Позднее бургграф получил наименование амтмана. В руках последнего находилось все местное управление. Впоследствии он стал терять некоторые полномочия, которые передавались специально назначенным должностным лицам.
Таким образом, власть князей в своих землях была несколько ограничена местным сословным представительством.
Абсолютизм в Германии
Последующее развитие Германии связано с установлением в отдельных землях империи княжеского абсолютизма. Германский абсолютизм сложился в пределах отдельных княжеств, а не в рамках государства в целом, как это было характерно для централизованных абсолютных монархий Европы. Это явилось результатом полного торжества немецких феодалов, их победы над буржуазией. Абсолютизм играл в истории германского государства негативную роль, поскольку на длительное время закрепил состояние экономической и политической раздробленности страны.
Установлению абсолютизма способствовали Реформация (первая половина XVI в.), крестьянская война 1524-1526 гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.
Тридцатилетняя война велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами. Однако религиозная борьба была тесно переплетена с политической. Северогерманские князья боролись против усиления имперской власти и создания единого государства.
В результате названных событий выигрыш получили князья, существенно укрепив свою власть. По Вестфальскому миру (1648 г.) они получили право заключать союзы с иностранными государствами. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование. Духовенство в протестантских землях находилось в полной зависимости от княжеской власти. В то же время власть императора превращалась в фикцию. Императорский титул становился почетным званием. Князья перестали платить подати императору и нести военные повинности.
После Вестфальского мира рейхстаг потерял свое значение. Князья перестали подчиняться решениям имперского суда. Вестфальский мир запретил подданным жаловаться на своих князей. Император согласно избирательным капитуляциям был обязан принимать сторону князей в случае их конфликта с подданными. Ландтаги стали номинальными органами, существующими только для видимости.
Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были маркграфство Бранденбургское, превратившееся в 1701 г. в королевство Пруссию, и Австрия.
В XVIII в. Пруссия приобретает черты абсолютной монархии и полицейского государства. Подданные Пруссии не имели никаких гарантий против произвола власти и ее агентов. Но, тем не менее, прусские короли пытались представить свою систему управления как «просвещенный абсолютизм». Так, Фридрих II изображал из себя короля-философа, поддерживал контакты с Вольтером, интересовался его идеями. Сами же идеи заключались в том, что можно провести ряд важных социальных реформ (ликвидировать крепостничество, установить веротерпимость) без революции, для чего необходим союз королей с философами. «Просвещенный абсолютизм» был лишь дипломатическим прикрытием, а не руководством к действию для королей.
Управление Пруссией было централизовано. Главой государства являлся король, который входил в имперскую коллегию курфюрстов.
Высшим органом государственного управления, состоявшем при короле, был Тайный совет. В структурном плане Тайный совет состоял из трех департаментов: иностранных дел, внутренних дел и юстиции. Ему были подчинены три директории: финансов, военных дел и королевских доменов. Наиболее важной была директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением постоянной армии, созданной в 1655 г.
На местах управление осуществляли дворяне, которые из своей среды избирали ландраты (земские советы), подчиненные центральной власти. Члены городских советов (магистратов) назначались правительством. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, которых избирал сельский сход.
Прусская армия была одной из самых многочисленных в Европе. Ее отличала жестокая палочная дисциплина и муштра, которая распространялась не только на солдат, но и на офицерский состав.
По своему политическому режиму Пруссия была военно-полицейским государством, в котором существовали произвол властей и цензура, касавшиеся не только государственной, но и частной жизни подданных.
Австрия не была централизованным государством, таким как Пруссия. Это было связано с тем, что многочисленные народности, проживавшие на территории Австрии, постоянно враждовали. Господствующее положение здесь занимали немцы, проводившие политику угнетения других национальностей. Кроме того, элементы феодальной раздробленности сохранялись в Австрии дольше всего.
Господствующий класс Австрии был представлен дворянством. Буржуазия была очень слабой.
Центральное управление в государстве осуществляли монарх и Тайный совет; являвшийся совещательным органом при императоре. Позднее вместо него созывалась конференция, члены которой приглашались по отдельным случаям. И лишь только с начала XVIII в. конференция стала постоянно действующим учреждением. Военная власть была сосредоточена у придворного военного совета. Как законодательный орган в 1760 г. был создан го- сударственный совет. Он также наблюдал и за исполнением законов.
Во второй половине XVIII в. в Австрии так же, как и в Пруссии, проводилась политика «просвещенного абсолютизма». Попытку провести данную политику в жизнь предпринял Иосиф II (1780-1790 гг.). Он решил продолжить проведение реформ, начатых его матерью Марией Терезией, стремился наладить централизованное управление страной посредством бюрократии. Проводилась политика веротерпимости, ограничивались привилегии католической церкви. Школьное образование стало светским. Было отменено крепостное право.
К сожалению, все эти нововведения натолкнулись на сопротивление не только высших слоев, но и крестьянства, недовольного их ограниченностью. Иосиф II был вынужден сам отменить все свои реформы. Но эти реформы успели создать почву для развития капиталистических отношений.
Основные черты права Германии
В Германии не было общегерманского права, если не считать императорского законодательства. То было право отдельных территорий, включая и право городов. Отсутствие единой судебной системы приводило к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. В XIII в. предпринимаются попытки кодификации обычного права. Так, например, в 1230 г. был составлен сборник обычного права Саксонии, состоявший из двух книг и названный «Саксонским зерцалом». Он был посвящен ленному праву и получил распространение в Голландии, Лифляндии и Польше. Другой сборник, составленный между 1273 г. и 1282 г., получил название «Швабского зерцала». Он был распространен в Южной Германии. Данный сборник закреплял права императора. Кроме того, оба сборника разделили рыцарство по степени знатности и богатства на ранги.
В Германии действовало также каноническое право. В первую очередь оно регулировало организацию и деятельность католической церкви. Но оно также регулировало семейные отношения.
С XIII в. в Германии начинается рецепция римского права. К концу XVII в. римское право было реципировано уже полностью, а не в виде отдельных положений. Объясняется это необходимостью освободить земельную собственность от феодальных ограничений. Право собственности на землю стало предоставляться с обязательством денежных платежей (собственность с обременением), а не в держание на основании феодального договора. Зажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды. Римское право сыграло важную роль единого права для всех земель. В XVI в. римское пандектное право действует в качестве «общего права» Германии вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1900 г.
Структура Каролины отличается от современных кодификаций. В ней нет систематического деления на части или главы. Несколько сходных по содержанию статей объединяются по группам под общим заголовком («О краже», «О заключительных частях всякого приговора» и др.). Из 219 статей этого правового памятника около двух третей посвящены уголовно-процессуальному праву.
Уложение содержало общие понятия уголовного права, перечень преступлений и наказаний. Ответственность за совершение преступления в большинстве случаев наступала лишь при наличии вины в виде умысла или неосторожности. Вместе с тем закон допускал ответственность без вины (объективное вменение).
Исключалась ответственность за убийство, совершенное в случае необходимой обороны. Она имела место при наличии двух условий: убитый нападал со смертельным оружием; обороняющийся не мог уклониться от нападения. Бремя доказывания состояния необходимой обороны ложилось на подвергшегося нападению. Закон не допускал ссылки на необходимую оборону при убийстве женщины.
К смягчающим обстоятельствам Каролина относила отсутствие умысла (совершение преступления по легкомыслию, по «голодной нужде»), малолетний возраст и некоторые другие обстоятельства. Отягчающими обстоятельствами могли быть дерзкий, кощунственный характер преступления, совершение преступления группой лиц, повторное совершение преступления и др.
Уложение различало стадии совершения преступления и виды пособничества (соучастие в совершении преступления). Покушение на совершение преступного действия, не удавшегося по независящим от виновного обстоятельствам, наказывалось как оконченное преступление. Уголовные нормы рассматривали три формы пособничества: до совершения преступления, во время совершения преступления и после его совершения. В зависимости от формы пособничества и мотива действий пособников определялась степень ответственности соучастников.
Система наказаний по Каролине преследовала цель устрашения. Об этом свидетельствует большое число статей, предусматривавших применение к виновному смертной казни, в том числе квалифицированной (путем сожжения, утопления, четвертования, погребения заживо и т. д.)
При определении наказания судья должен был учитывать сословную принадлежность виновного и потерпевшего, а также использовать рекомендации законоведов. Закон предоставлял суду право за совершение некоторых преступлений назначить несколько наказаний либо по своему усмотрению применить одно из них.
Кроме смертной казни, уложение предусматривало применение членовредительных (урезание языка, ушей и др.), телесных и позорящих наказаний, были предусмотрены дополнительные наказания, сопутствующие основному наказанию (волочение к месту казни, терзание раскаленными клещами).
До принятия уложения в Германии господствовал обвинительный (состязательный) процесс. Черты этого процесса в Каролине были сохранены. Однако уложение закрепило инквизиционный процесс. Уголовное судопроизводство включало в себя: возбуждение дела государством и государственный розыск преступника, тайный и письменный характер производства, широкое применение пыток, господство формальных доказательств.
Основными стадиями инквизиционного процесса были предварительное следствие и судебное разбирательство. Первое включало дознание и общее расследование. В ходе дознания устанавливались факт совершения преступления и подозреваемое в этом лицо. Общее расследование сводилось к допросу подозреваемого по обстоятельствам дела. Наконец, судебное разбирательство включало подробный допрос обвиняемого, свидетелей, исследование других доказательств и вынесение судебного решения.
Пытка могла быть применена лишь при достаточных доказательствах и подозрениях в виновности того или иного лица. Достаточными доказательствами являлись показания двух «добрых» свидетелей. Основаниями для подозрения считалась «дурная слава» человека, способность лица совершить преступление и т. д.
Приговор мог быть вынесен при наличии полных и доброкачественных доказательств, улик и подозрений (теория формальных доказательств) и собственного признания обвиняемого. Оглашение и приведение в исполнение приговора осуществлялось публично в судный день, назначенный судом.