в чем проявляется взаимосвязь строения и функций легких
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дыхательная система»
1. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?
1) в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2) кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3) в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов; углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь
2. Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.
1. Когда человек задерживает дыхание под водой, у него в крови накапливается углекислый газ, который возбуждает дыхательный центр. При сильном возбуждении дыхательного центра дыхание начинается непроизвольно.
2. После того, как человек вынырнул, он дышит чаще, поскольку высокая концентрация углекислого газа в крови возбуждает дыхательный центр. Высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа.
3. Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?
1. Нервный центр, регулирующий непроизвольные дыхательные движения, находится в продолговатом мозге.
2. Нервный центр, регулирующий произвольные дыхательные движения, находится в коре больших полушарий (в задней части лобной доли).
3. Адреналин увеличивает просвет бронхов, тем самым усиливает легочную вентиляцию (увеличивает поступление кислорода).
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и лёгких. (2) Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. (3) Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. (4) В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков. (5) Через многослойные стенки лёгочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. (6) Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. (7) Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.
5. Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?
1) препарат назначают при насморке;
2) препарат уменьшает выделение секрета слизистым эпителием носа.
6. Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?
1) препарат препятствует проникновению вируса в клетку;
2) препарат назначают для профилактики (при лечении) вирусной инфекции дыхательных путей (органов, имеющих мерцательный эпителий)
7. Почему при остановке дыхания человеку нагнетают в легкие не чистый кислород, а смесь кислорода с углекислым газом?
1) остановка дыхания связана с торможением, возникающем в дыхательном центре продолговатого мозга;
2) дыхательный центр имеет большое количество нервных связей с рецепторами, которые расположены в крупных кровеносных сосудах;
3) эти рецепторы раздражаются только в случае повышения концентрации углекислого газа в крови;
4) следовательно, чтобы запустить дыхание, необходимо, чтобы в кровь поступало достаточное количество углекислого газа
8. Какую роль играют диафрагма и мышцы грудной клетки в процессе дыхания человека? Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция дыхания?
1) При сокращении диафрагмы она становится плоской, опускается, объем грудной клетки увеличивается, происходит вдох. При расслаблении диафрагмы органы брюшной полости толкают ее вверх, объем грудной клетки уменьшается, происходит выдох.
2) При сокращении межреберных мышц грудная клетка поднимается, происходит вдох. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка опускается, происходит выдох.
3) Нервная регуляция дыхания: защитные рефлексы (кашель, чихание), произвольная регуляция (при разговоре, пении).
4) Гуморальная регуляция: при увеличении содержания углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр в продолговатом мозге, происходит вдох.
9. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Регуляция дыхания у человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательные движения у человека контролируются нервной и гуморальной регуляцией. (2) Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. (3) Дыхательный центр включает в себя центры вдоха и выдоха. (4) Объем грудной клетки при вдохе увеличивается, давление в ней становится меньше атмосферного. (5) Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация кислорода в крови. (6) Частота дыхания усиливается под действием парасимпатической нервной системы. (7) Условно-рефлекторная регуляция дыхания обеспечивается деятельностью коры больших полушарий.
2 – дыхательный центр находится в продолговатом мозге;
5 – гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является концентрация углекислого газа в крови;
6 – частота дыхания усиливается под действием симпатической нервной системы (снижается под действием парасимпатической нервной системы)
10. Объясните вредное влияние угарного газа и никотина, входящих в состав табачного дыма, на развитие плода человека.
1) угарный газ образует с гемоглобином эритроцитов стойкое соединение, что снижает содержание кислорода в крови матери и ухудшает снабжение плода кислородом;
2) никотин приводит к сужению просвета сосудов (у матери и у плода), ухудшая снабжение плода кровью
11. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Органы дыхания человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и легких. (2) Стенки трахей и бронхов образованы хрящевыми кольцами, которые не дают им спадаться. (3) Изнутри трахея и бронхи выстланы плотной соединительной тканью, защищающей от пыли и микробов, увлажняющей воздух. (4) В нижней части трахея делится на два крупных бронха, входящих в правое и левое легкое. (5) Мелкие бронхи – бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками (альвеолами). (6) Снаружи каждое легкое покрыто легочной плеврой, которая осуществляет функцию газообмена. (7) Легкие расположены в грудной клетке, которая надежно защищает эти органы от повреждений.
2 – стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами;
3 – изнутри трахея и бронхи выстланы ресничным (мерцательным) эпителием;
6 – легочная плевра защищает легкое (газообмен осуществляется в альвеолах)
12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Дыхательная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Гортань – это орган дыхательной системы, образованный несколькими хрящами, самый крупный из которых щитовидный. (2) У человека в гортани находятся голосовые связки, на выдохе формируются звуки. (3) При проглатывании пищи надгортанник закрывает вход в глотку. (4) При раздражении рецепторов гортани возникает защитный рефлекс – кашель. (5) Кашель происходит при усиленном вдохе человека. (6) Гортань непосредственно переходит в два крупных бронха. (7) Слизистая оболочка, выстилающая гортань и другие органы воздухоносных путей, обеспечивает увлажнение и очищение воздуха, поступившего из внешней среды.
13. Какой орган изображен на рисунке? Какое строение он имеет? Какие функции он выполняет?
1) На рисунке изображена гортань.
2) Гортань – полый орган, состоящий из хрящей и связок.
3) Щитовидный хрящ защищает гортань спереди от механических воздействий. Надгортанный хрящ препятствует попаданию пищи в дыхательную систему.
4) В средней части гортани находятся голосовые связки, участвующие в образовании звуков речи.
5) Из носоглотки через гортань воздух попадает в трахею.
14. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?
1) На глубине при высоком давлении в крови растворяется больше газов, чем при нормальном атмосферном давлении.
2) При быстром подъеме с глубины давление резко падает, и газы не успевают выделяться через дыхательную систему.
3) В крови образуются пузырьки газа, которые закупоривают кровеносные сосуды, препятствуя кровоснабжению органов и тканей. Это часто приводит к смерти водолазов.
15. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций гортани человека? Ответ поясните.
1) гортань – полый орган, образованный хрящами и мышцами, обеспечивает проведение воздуха из носоглотки в трахею;
2) надгортанник – хрящ, который закрывает вход в дыхательные пути при глотании;
3) между хрящами имеется голосовая щель с голосовыми связками, которые участвуют в голосообразовании
16. Рассмотрите модель, которую впервые предложил голландский физиолог Дондерс. Какой процесс в организме млекопитающего демонстрировал ученый с помощью этого устройства? Какое физическое явление лежит в основе работы этой модели? Функцию каких мышц выполняет резиновая мембрана, обозначенная цифрой 1? Что произойдет с объемом мешков, находящихся внутри модели, если экспериментатор отпустит эту мембрану (рис. 2)? Ответ аргументируйте.
1) процесс дыхания (процессы вдоха и выдоха);
2) в основе работы этой модели лежит изменение давления;
3) межреберные мышцы и диафрагма (должны быть указаны обе);
4) при отпускании мембраны объем мешков внутри модели уменьшится;
5) потому что давление внутри модели (между мешками и стенкой модели) увеличится
В чем проявляется взаимосвязь строения и функций легких?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функций легких?
Приведите не менее трех положений.
1)расположены относительно не далеко от ротовой полости, тем самым воздух быстрее поступает в них(транспортная функция)
2)внутри содержат камеры пузырькового типа, что способствует накоплению воздуха(дыхательная функция)
3)могут расширяться при необходимости, расширяя грудную клетку(дыхательная).
Чем проявляется взаимосвязь строения кожи и ее производных с выполняемыми функциями?
Чем проявляется взаимосвязь строения кожи и ее производных с выполняемыми функциями?
В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функций тонкого кишечника человека?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функций тонкого кишечника человека?
Покажите взаимосвязь между строением легких и их функциям?
Покажите взаимосвязь между строением легких и их функциям.
В чем проявляется взаимосвязь строения зуба и его функции?
В чем проявляется взаимосвязь строения зуба и его функции?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функции мышцы?
В чем проявляется взаимосвязь строения и функции мышцы.
Взаимосвязь с функциями легких?
Взаимосвязь с функциями легких.
Раскройте взаимосвязь строения и функций сердца?
Раскройте взаимосвязь строения и функций сердца.
В чем проявляется взаимосвязь между строением и функциями мышцы?
В чем проявляется взаимосвязь между строением и функциями мышцы.
Взаимосвязь строения и функций тканей?
Взаимосвязь строения и функций тканей.
В отличие от лягушек у чесночницы хорошо развиты легкие, а кожное дыхание не имеет существенного значения.
Причины вымирания животных вообще, в частности древних рептилий, до сих пор не вполне ясны. Наиболее правдоподобное объяснение этого явления следующее. В процессе борьбы за существование отдельные формы все более приспосабливаются к определенным ус..
В почках происходит увеличение кровотока.
Фотосинтез биологический процесс превращения сахара в неорганические вещества.