в чем проявляется влияние государства на право

Соотношение права и государства

Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (рис. 1).

в чем проявляется влияние государства на право. Смотреть фото в чем проявляется влияние государства на право. Смотреть картинку в чем проявляется влияние государства на право. Картинка про в чем проявляется влияние государства на право. Фото в чем проявляется влияние государства на право

Рис. 1. Методологические подходы в вопросе соотношения государства и права

Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

С этатистской точки зрения все области приватного, непосредственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низшего (по сравнению с государством) порядка. Ни одна из них не выполняет миссии носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе его подрывают. Поэтому государство вынуждено конфронтировать с ними, укрощать их, удерживая в рамках политической целостности. Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о самосохранении собственной мощи. Это главным образом и составляет интерес государства.

Согласно рассматриваемой теории, государство предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), посредством которых государственная власть осуществляет руководство обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.

Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите государством социальных прав граждан, в его покровительстве культуре, образованию. В то же время есть объективные пределы такого вмешательства. Это обстоятельство как раз не учитывается теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право рассматривается как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном от государства положении. Оно есть инструмент, средство (принуждения) для достижения государственных целей. Основанием данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

То, что государство и право оказывают взаимное влияние друг на друга, представляется бесспорным. Однако каков характер этой связи и каковы пределы взаимовлияния государства и права? Кто в большей мере должен связывать: государство право или напротив? Отвечая на вопрос о том, как Ариман превращается в Ормузда, Иеринг обосновывает идею самоограничения (самообязывания) государства: государство создает право и само же ему подчиняется. «Границы самоограничения государства определяются посредством закона».

Основывающаяся на философии юридического позитивизма, теория самоограничения во второй половине XIX в. была едва ли не наиболее популярной. В особенности широкую известность она получила в тех странах, которые исследовали идею сильного государства. Не случайно, что и в Германии, и в России у нее было наибольшее число сторонников. Критикуя данную теорию, известный специалист по конституционному праву француз Л. Дюги (XX в.) обоснованно отмечал, что согласно этой теории государство в своих действиях если и ограничено правом, то лишь постольку, поскольку оно само того хочет соответственно собственной воле. Действительно, политическая целесообразность, с точки зрения данного подхода, имеет безусловное преимущество над законом. Самоограничение государства, таким образом, всякий раз определяется усмотрением самого государства. Политическая практика ряда современных государств, именуемых их конституциями не иначе как правовыми, свидетельствует о том, что в той или иной степени они привержены идеологии самоограничения государства. Такое государство находится в зависимости от права, но опять же, сообразуясь с собственным усмотрением.

Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ее ветвей. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Следовательно, государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

а) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права, если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку;

б) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

в) посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

г) право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. Для многонационального федеративного государства эта сторона воздействия права является объективно необходимым условием его (государства) существования;

д) правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

е) право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

ж) право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Принцип связанности государства правом

Принцип связанности государства правом (верховенство права). В свое время юрист Рудольф Иеринг настаивал на том, что «государство дает индивиду несравненно больше, чем право». Очевидно, трудно спорить с тем, что государство действительно много дает индивиду. Однако, как точно заметил уже Томас Гоббс, «тот, кто имеет власть всех защищать, обладает и властью всех угнетать». Государство, с этой точки зрения, выступает в двух противоположных ипостасях: как неотъемлемый гарант прав человека и как их потенциально опасный противник.

Современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Оно не в состоянии разрушить объективно необходимый правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Опыт историй утверждает: отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать «свободно» (А.А. Кененов), а значит, соответствовать своему историческому предназначению.

Обоснование принципа связанности государства правом не колеблет вывода о двустороннем характере связи государства и права, поскольку государству необходимы правовые нормы, а праву нужна сила, чтобы оно могло себя реализовать.

Принцип связанности государства правом (верховенства права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства. В этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.

Источник

Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Если рассматривать право как инструмент государства, нужно заметить, что государство также является инструментом права.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации.Государство в большей степени завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы, оно создает право ни институциональном уровне.

Государство вмешивается в правообразование, но на разных стадиях.

— В правотворческой деятельности. Государство с учетом объективных закономерностей и потребностей общества определяет потребность в юридической регламентации общественных отношений, учреждает нормы права.

В придании общеобязательности,санкционировании уже сложившихся правил поведения (обычное, прецедентное право).

В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Например, мусульманское право санкционировало те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной.

— В развитии системы права. Перед государством стоят следующие задачи:

а) обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства;

б) способствовать развитию иных источников (нормативного договора, обычного права);

в) обеспечить праву взаимосвязь между собой (системность);

г) государство «управляет» правом: придает запретительный, дозволительный характер; определяет пределы присутствия права в публичной и частной сферах.

— Государство оказывает значительное влияние на выбор типов, методов правового регулирования, средств обеспечения правомерного поведения.

Значима роль государства и в реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами в целях удовлетворения интересов и потребностей.

Государство обеспечивает охрану права. Государственное принуждение является гарантией, которой подкрепляется право. Сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочняется правопорядок.

— Государство превращает право в официальную идеологию. Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право, которые обусловлены регулятивным потенциалом права, возможностями государства обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Переоценка возможностей государства введет к снижению социальной ценности права.

Воздействие права на государство

Государство нуждается в праве не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

1. во внутренней организации государства;

2. в его деятельности.

1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляются форма государства, устройство гос. аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против узурпации власти одной из её ветвей.

С помощью права определяется место, роль, функции частей гос. механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства право закрепляет, распределяет компетенцию между федерацией и её субъектами, их органами. Неупорядоченность связей может подорвать целостность государства и повлиять на состояние правопорядка. Напротив, строгая регламентация же является гарантией от произвола федерального центра, а также, от сепаратизма субъектов.

Государство для стабильного и гармоничного существования не может помимо права осуществлять свою деятельность. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

а) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с обществом, личностью. Государство воздействует на граждан с помощью права и наоборот. Отсутствие права здесь может послужить ущемлению личности. Таким образом, качество права зависит от возможности обеспечить свободу личности.

б) Право легализует деятельность государства, её охранительные и принудительные меры.

в) Посредством права определятся границы деятельности государства, вмешательства в частную жизнь граждан.

г)Право влияет на государство путем закрепления специфических интересов наций и народностей.

д) Право создает юридические гарантии ответственности государства перед населением.

е) Право – это средство взаимодействия государства с другими государствами.

Право и экономика.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Экономика – система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.

Уровни решения проблемы соотношения права и экономики:

Общетеоретический уровень – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия независимо от их типов и характеров. Выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции, решение вопроса о приоритете.

Подходы:

-Приоритет государству

-Приоритет экономике – «марксизм», «экономический материализм»

Практика подтвердила, что экономическое развитие определяет основные тенденции и направления политического развития общества, а не наоборот.

Обратила внимание на экономический фактор исторического развития.

Процесс взаимосвязи экономики и государства нельзя рассматривать упрощенно, прямолинейно. Обратное воздействие государства на экономику играет большую роль.

-Паритет между государством и экономикой

Практический (прикладной) уровеньобобщение и использование отечественного и зарубежного опытадля определения оптимальных путей и форм взаимодействия права и экономики. Исходные положения:

Соотношение нужно прослеживать не только в сфере экономики и политики, но и в других сферах (социальной, идеологической, …)

• Вопрос необходимо рассматривать применительно к различным историческим условиям (для России наиболее полезным будет США, Великобритании, Японии)

Соотношение носит двухсторонний характер, но ведущее значение в конченом итоге принадлежит экономике.

• Для практических целей полезна классификация в зависимости от степени развития в странах рыночной структуры.

Можно выделить три группы:

1. Системы в которых полностью (почти полностью) отсутствуют рыночные элементы:

• доминирование гос. формы собственности

• жесткая привязанность государства к экономике (=>утрата динамизма, инициативы и эффективности, хороша только в чрезвычайных ситуациях)

• чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства => разбухание аппарата, бюрократизм, непрофессионализм.

плановый характер экономики, план приобретает характер НПА (=> ответственность за невыполнение – юридическая)

отсутствие автономности экономических структур, необходимой для их нормального функционирования

императивные отношения между государством и другими субъектами

2. Переходные системы (с зарождающимися рыночными институтами): (РФ)

• постепенное изменение характера взаимоотношения гос. органов и экономических структур в сторону партнерских

утрата монополии государства и гос. собственностинад экономикой и иными формами собственности

изменение методов гос. воздействия на экономические отношения

вытеснение адм. методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами

• резкий отход правительственных структур от плановости и развития экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности (хаотичности)

усиление роли налогов и налоговой полиции как гос. средства финансового воздействия гос. структур на общество и экономические структуры

• быстрое возрастание значения финансового, коммерческого, гражданского, банковского и иных отраслей права, непосредственно связанных с развитием экономики

Несмотря на сужение роли государства (права), его значение не должно снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

Основные направления деятельности государства:

• выработка внутренней и внешней экономической политики

правовое обеспечение возникающих рыночных отношений

• определение круга и правового статуса субъектов экономических отношений

• выработка социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения

• запрещение и пресечение нарушающих закон средств ведения хозяйства

• создание наиболее благоприятных условий для развития отечественногопроизводства, защита его от недобросовестной конкуренции и протекция его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом

регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юр. ответственности за нарушение законодательства.

3. Системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

• установление преимущественно партнерских отношений между гос. и рыночными структурами

минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является как правило различным

• органичное сочетание адм.-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения.

• сосредоточение в руках государства лишь минимально необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств

полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем

доминирование частной собственности над гос. и всеми другими формами собственности

1. Право, в конечном счете, определяется существующими экономическими отношениями. Причина – частная собственность.

2. Право в свою очередь может влиять на свое содержание. То есть на экономические процессы. Может способствовать развитию экономических процессов, и может тормозить развитие экономических отношений. Может оказывать комбинированное влияние.

Вопрос о влиянии государства через право на экономику. Должно ли государство вмешиваться? Существует ряд теорий, которые были апробирована на практике:

— теория государственного регулирования экономики. Классическая экономическая теория. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времен великой экономической депрессии. Постулату этой теории сводились к тому, что государство это ночной сторож собственности. Однако данная теория в последствии была подвергнута сомнению и отвергнута на практике. Эту теория сменила концепция кейнсианства.

— кейнсианская теория Дж. Кейнс. Центральные положения этой теории заключаются в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Дж. Кейнса государство должно осуществлять регулирование экономики как уже при свержении, нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения, блокирования равновесия. Наиболее целесообразно использование данной теории является в экономико-переходный период.

— монетаристская экономическая теория Фридман. Ограниченное вмешательство государство в экономику. В соответствии с этим подходом задачей государства – восстановление баланса денежной массы, находящейся в обращении суммарной стоимостью товарной массы. Данная теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

Закрепление равноправия форм собственности. Определение круга субъектов рыночных отношений. Продуманная налоговая политика. Формирование правовых механизмов, для разрешения конфликтов в сфере экономики. Установление юридических санкций за экономические преступления. Правовое обеспечение распределения и перераспределения между различными социальными слоями общества через бюджет и специальные социальные программы.

Эти теории считают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства, однако границы вмешательства в экономику должны определять по-разному.

Право и политика.

Политика (Парфенов):

а) отношения по поводу завоевания, использования и удержания власти; борьба за власть.

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.

Государство – центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества, оно призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. Государство – наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

1. внутри-организационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;

2. меж-институциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления;

3. отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений:

1. программные документы и декларации;

2. межпартийные соглашения;

3. общенациональные государственно-властные решения.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Для управления всем обществом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права, политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. В праве определяется только та её часть, которая нуждается в общеобязательной форме и государственной охране. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока система эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государство в соответствии с его природой.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика, таким образом, становится инструментом перевода объективных общественных потребностей в практику деятельности больших социальных групп и государства.

Право используется для:

1. закрепления политической власти и её структурной организации;

2. политического (по сути своей) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;

3. установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;

4. регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;

5. борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;

6. упорядочения внешнеполитических отношений.

Следует отметить, что законодатель не должен допускать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возможности права. Это вытекает из неграмотности законодателя, который, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив объективные причины неэффективности действующих норм, принимает все новые и новые нормы. Избыточность приобретает 2 формы:

1. по количеству – правовые акты противоречат друг другу;

2. по содержанию – необоснованное вмешательство в общественную жизнь.

Общность политики и права

1. Единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общества на неравенство людей. Само неравенство является естественным. Однако по достижении критической массы социальное неравенство становится препятствием её нормальному, стабильному функционированию.

2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы) и социальных (экономических, исторических, идеологических, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка. В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Не все их них действуют непосредственно и управляемы.

Проявление общности политики и права предопределяется национальной культурой. Решения, не учитывающие культурные особенности, могут быть не восприняты обществом, а при реализации не исполнены.

3. Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей.

Различия политики и права

1. В целевой направленности действий их участников.

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.

2. По субъектам, формирующим их содержание.

Политика вырабатывается в процессе деятельности больших социально-организованных групп (классы, нации и т.п.), которые способны представить свои интересы в качестве всеобщих. Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.

3. По содержанию.

Состав политики более разнообразен. Ученые не пришли к согласию по поводу состава элементов:

а) отношения между классами по поводу власти в обществе;

б) совокупность классовых отношений, политическое сознание, нормы и даже политические организации и учреждения (субъекты);

в) политическая идеология, нормы, отношения и деятельность по поводу овладения и использования политической власти (м.б. автономными) (Матузов, Малько).

Содержание права – правовые нормы, так как через них реализуется существующая правовая идеология и фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений.

4. По сфере правовой и политической деятельности.

Политика, так или иначе, затрагивает все сферы человеческой жизни, включая мораль, религию и литературу. Объектом политики становится все, что приобретает большой общественный интерес.

5. По способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах. Политика более подвижна и это вызвано непосредственной связью с экономикой, культурой и другими общественно значимыми сферами. Право же отличается консерватизмом.

6. По формам внешнего выражения.

· политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);

· политические документы (декларации, программы);

· документы политико-юридического свойства.

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, непосредственной связью с государством.

7. По формам и методам обеспечения реализации решений.

Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества.

Соотношение права и морали.

Мораль – это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, представлений, убеждений и норм поведения, основанных на таких категориях как добро и зло, справедливость и несправедливость. Нравственность – свойство человека быть моральным, способность руководствоваться нормами морали.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и обладают свойством нормативности;

2) право и мораль преследуют одни и те же задачи и цели – защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям;

4) определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

Отличительные особенности.

1. по субъектам и способам их формирования, (нормо)творчества. Правовые нормы санкционируются (отменяются, изменяются, дополняются) государством, а моральные (неофициальный характер) – в процессе практической деятельности людей.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им же и обеспечивается, охраняется и защищается. Нормы носят общеобязательный характер. Право использует методы принуждения, убеждения, воспитания, профилактики. Мораль опирается на силу общественного мнения (порицание), а также путем самоограничения человека.

3. по форме их выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, возникают и существуют в сознании людей. Их появление не связано с волей законодателя.

4. по характеру и порядку применяемой ответственности за нарушения. Противоправные действия влекут юридическую ответственность (наказание, применяются средства принуждения). При нарушении норм морали наказание выражается в том, что нарушитель подвергается мерам общественного воздействия (выговор, замечание).

5. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень выше у морали (требования выше). Мораль – долг, внутреннее побуждение, совесть.

6. по времени появления. Право возникает вместе с государством, мораль существовала еще при общинной организации общества. Право отмирает вместе с государством, а мораль – нет.

7. по конкретизации требований. Толкование норм морали может быть достаточно широким.

Взаимодействие права и морали:

1. Активно влияя на мораль, право претворяет мораль в жизнь при помощи регуляции, защиты, дозволения и т.п. Мораль влияет на правотворчество и правоприменение, приближая право к желаемому, повышает его эффективность и авторитет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *