в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

В чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.

2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.

5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.

1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников — нет, неверно, так как гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право — да, верно.

3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей — да, верно.

4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации — нет, неверно, интернационализация образования — это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все сферы образования.

5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации — да, верно.

Источник

Инновационные пути, способы и средства гуманизации образования

Тема: «Инновационные пути, способы и средства гуманизации образования»

Содержание учебного материала:

— понятие гуманизация образования

— понятие гуманизация обучения

Цель: изучив данный учебный модуль, Вы сможете:

узнать что такое гумманизация образования

познакомиться со способами и средствами гумманизации образования

Материально-методическое обеспечение и средства обучения:

• Глоссарий основных понятий и терминов;

• Краткие сведения из теории;

• Задания для самопроверки и самоконтроля;

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.

Гуманизация – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.

Гуманизация образования – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

Образовательные технологии – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора модулей обучения, критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий.

Метод обучения – это п роцесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Дифференцированный подход – это принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности.

Критерии эффективности – то отношение результата к ресурсам, на которых он был получен.

Личностно-ориентированные технологии – то такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, РИСУНКИ.

в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть картинку в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Картинка про в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

Рис.1 Гуманизация сферы образования

в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть картинку в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Картинка про в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

Рис.2 Гуманизация образования

в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть картинку в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Картинка про в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

Рис. 3 Гуманизм и гуманитаризм образования

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ.

Инновационные пути гуманизации образования.

А.П.Владимирова в число важнейших инновационных процессов в образовании включает гуманизацию образовательного пространства. Известно, что общеобразовательное учебное заведение всегда выполняет социальный заказ общества, оно воспитывает того человека, какой необходим обществу на данном этапе развития. Многие десятилетия в отечественной школе, как и во всем обществе, преобладал авторитаризм. Главным для учителя была не личность учащегося, а учебно-воспитательный процесс, скованный рамками нормативных документов. Провозглашалось воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности, а на деле творческая личность подавлялась, нивелировалась, поощрялась показная активность, идеалом ученика был активный исполнитель. Долгое время в обучении преобладающими были насыщенность учебной информации, изложение известных научных истин. Гуманистическая же направленность обучения отступала на второй план.

Обучение, формы и методы которого требовали от учащихся преимущественно внимательного созерцания, и воспитание, направленное на подчинение личных интересов общественным, наносило ущерб личности учащегося, формируя пассивного наблюдателя, практически неспособного принимать ответственные решения.

Личность ученика в такой системе служила лишь объектом деятельности учителя. Вот почему, как справедливо отмечает М.Н.Берулава, обучение, основанное на социоцентрическом подходе. недостаточно учитывало механизмы саморазвития личности, не опиралось на познавательную активность учащихся, ориентировало их на овладение определенными знаниями, умениями и навыками; качество усвоения знаний определялось по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Прошедший такое обучение человек в реальной жизни проявляет конформизм, безынициативность, безразличие, безответственность и ханжество.

Термин «гуманизация образования» часто употребляется в отечественной педагогической литературе, однако единого подхода к содержанию этого понятия не существует. В современной энциклопедической литературе термин гуманизация отсутствует.

В.Собкин выделяет главные этические принципы гуманизма:

Способы и средства гуманизации образовательного процесса

Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала. Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения. Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.

Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений. Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это «чувство блага в отношениях с другими». Нам представляется правомерным определение гуманизма как «исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности

. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом — средой.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя.

По мнению А. В. Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т. е. только объектом) развития общества.

В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие. Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения:

1) При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда — в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.

2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.

3) Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения.

4) Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы с литературой, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.

5) При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации — это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Такая психолого-педагогическая среда — и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.

6) Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль педагога и характер образовательного процесса. В ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность ученика, но и личность учителя.

7) Обучение должно быть направлено на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности обучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося, Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и «право на ошибку».

8) Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа в группах, особенно в школе — при слабом навыке диалогического общения — ученики активнее делятся мыслями в группе.

9) Критерии эффективности обучения при гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, определяемой по конечному результату усвоения: уровню воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить количество знаний ученика (степень информированности), но она не связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т. е. не учитывает индивидуальные характеристики учащихся и личностный характер усвоения знаний.

10) Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача учителя, преподавателя — найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами:

— совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;

— уважением и доверием к преподавателю;

— одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;

— возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;

— выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;

— уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;

— владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;

— интересной, увлекательной работой. Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия:

— учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;

— субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;

— изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;

— вариативность содержания и технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;

— создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

— организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;

— направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся;

— оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;

— создание ситуации успеха.

Личностно-ориентированные технологии предмета «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

— цели обучения; содержание обучения; средства педагогического воздействия;

— организация учебного процесса; ребенок, педагог; результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:

— личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на предоставлении ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности. Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

— организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

— учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

— оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных — радость, досада, веселость и др.; интеллектуальных — сомнение, сосредоточенность и др.);

— поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема смещения мотива на цель;

— выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учетом психолого-педагогической характеристики группы;

— использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

— построение деятельности каждого ребенка с учетом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;

— отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

— гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приемов учебно-воспитательного процесса;

— использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;

— обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребенка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;

— создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

— проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

Таким образом, гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель — ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика (воспитанника) и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на урок.

Гуманизация отношений педагогов, решают следующие взаимосвязанные задачи:

— создание отношений доверия между учителем и учащимися (воспитателем и воспитанником);

— обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

— актуализация мотивационных ресурсов учения;

— развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

— помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

Источник

Гуманизация образования – веление времени

в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Смотреть картинку в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Картинка про в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется. Фото в чем проявляется тенденция гуманизации образования проявляется

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Прохоренко, А. В. Гуманизация образования – веление времени / А. В. Прохоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1615/ (дата обращения: 06.12.2021).

Следует заметить, что гуманистическая направленность в образовательном процессе не предполагает никаких возрастных ограничений для формирования ценностных приоритетов личности. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения не ограничиваются периодом детства и юности. Поэтому непрерывное образование в широком смысле выступает предпосылкой достойного ответа на вызовы стремительно меняющейся жизни. Задача же педагогов состоит в том, чтобы помочь студентам осознать, что их мировоззрение способно и должно изменяться и развиваться.

Гуманизм представляет собой не только индивидуально – личностное мировоззрение, но и общественное. Гуманизм, с одной стороны, является программой социальных преобразований, так как его идеи принимаются многими людьми, а с другой – он образует общечеловеческую основу культуры. По сути, общечеловеческий характер гуманизма проявляется в том, что и объединяет людей в единое мировое сообщество независимо от расы, религиозной веры, пола, социального положения. Словом это позволяет гуманизму выступать общечеловеческим фактором цивилизации, основой духовного единства и сотрудничества всех жителей планеты. Помимо мировоззренческой составляющей гуманизм содержит в себе и нормативную сторону, то есть он предъявляет к человеку определенные требования:

— личностные или смысложизненные (требования жить здоровой и осмысленной жизнью);

— нравственные (требования соблюдать общепринятые нормы морали);

— гражданские и правовые (следовать правовым нормам общежития, начиная с Конституции РФ);

— эстетические (умение различать прекрасное и безобразное, воспитывать эстетический вкус);

— интеллектуальные (культивирование ценностей разума, познания, критического мышления);

— экологические (требования соблюдать правила, направленные на сбережение и оздоровление окружающей среды.

На этом пути важную роль играет гуманистическая педагогика, главная задача которой состоит в том, чтобы оказывать помощь личности в приобщении к подлинным человеческим ценностям, учить человека творчеству и самостоятельности, помогать студентам становиться свободными и ответственными при решении ими основных жизненных проблем.

Специфика гуманистической педагогики проявляется через конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие; воспитание через обучение процедурами принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; воспитание через обучение решению экзистенциальных (смысложизненных проблем).

Актуальность гуманизации образования вызвана серьезными ошибками в политике образования в конце 80 – х начале 90 – х годов 20 века. В результате деилогизации, деполитизации социально – гуманитарных дисциплин обучение было оторвано от воспитания. Образование стало сводиться только к передаче знаний. Преподавателей обвинили в духовном насилии, принудительном навязывании студенту марксистского мировоззрения. Предавалось забвению патриотическое воспитание. В школьных и вузовских учебниках исчезли славные, героические страницы российской истории, умалялась роль советского народа, вооруженных сил СССР во второй мировой войне, Победа над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, в освобождении народов Европы и Азии. Умалялись или замалчивались заслуги героев войны и труда, выдающихся советских полководцев.

Широко пропагандировалась и нашла отражение в учебных пособиях концепция, что рынок, бизнес, подобно «золотой рыбке» создаст в обществе благополучие и богатство, что он гуманистичнее всех других способов производства, совершенствует интеллект, науку, культуру и бытовой комфорт [2].

Воспитание, формирование научного мировоззрения предполагает превращение знаний в убеждения, в принципы, нормы поведения, профессиональной деятельности. А это сложный процесс, требующий времени для осмысления и осознания знаний, самостоятельной работы студента, его общения с преподавателем. Еще Конфуций, которого большинство китайцев считали и считают учителем, говорил: «Изучать что – либо и не задумываться над выученным – абсолютно бесполезно.

Задумываться над чем – либо, не изучив предварительно предмет раздумий, опасно» [3]. К сожалению, в те годы в условиях экономического и финансового кризиса в учебном процессе сокращалось количество практических занятий, контрольных работ, время общения с преподавателями социально – гуманитарных дисциплин.

К концу 90 – х годов прошлого века по результатам обследования состояния образования ЮНЕСКО наша российская школа занимала среднее место в последней двадцатке государств, отнесенных к слабым странам. И бывший Министр образования В. М. Филиппов вынужден был признать «что системы образования, которая включает в себя обучение и воспитание, у нас нет. Есть обучение, а воспитание, которое в русской, советской школе было всегда рядом, незыблемо и свято, ушло из современных учебных заведений благодаря либерализации образования. Много упущено. Уходит поколение – вот что самое прискорбное… Разве мы в России все на деньги измеряем? У нас ведь душа на первом месте, а душа – это воспитание» [4].

Деилогизация, деполитизация образования, отрыв обучения от воспитания усилили деформацию в формировании мировоззренческих знаний. Преувеличилось значение рациональных знаний, недооценивалась роль нерациональных, эмоциональных знаний, художественно – образного восприятия мира. А ведь еще Гомер заметил, что человек познает мир как мыслью, так и сердцем. Огромное художественно – образные познавательные возможности студентов, таким образом, игнорировались, не использовались, не развивались. Перед вузами, педагогическими коллективами в период модернизации возникла важнейшая задача – соединить обучение с воспитанием, усилить духовное, нравственное начало в образовании, максимально использовать в учебном процессе все интеллектуальные возможности человека.

Необходимость гуманизации, гуманитаризации инженерного образования вызывают глобальные проблемы современности:

— угроза ракетно – ядерной войны, накопление атомного, экологического оружия» (метеорологического, гидросферного, литосферного, климатического, биологического и др.);

— глобальные экологические проблемы, прежде всего загрязнение окружающей среды, угроза исчезновения природных, особенно энергетических ресурсов. Перед системой образования встают неотложные задачи:

— формирование гуманистических отношений между народами различных государств и наций, неприязни к террористическим организациям;

— гармоничных отношений между человеком, обществом и природой;

— гуманизация научно – технического прогресса, формирование у будущих инженеров и других специалистов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе.

Таким образом, Л. Н. Толстой подчеркивал единство обучения и воспитания и выступал против некритического заимствования чужого опыта. Образование, нарушающее эти принципы, по его мнению, «похоже на выведение таких плодов … чтобы души было как можно меньше, а было бы одно тело» [10]. Не следует ли прислушаться к мудрым мыслям мудрого педагога?

Гуманизация образования предполагает очеловечивание образовательного процесса, переход от воспроизводства знаний к целостному развитию личности современного человека – свободного, ответственного, самодостаточного, активного, открытого, все более способного к творчеству. Образование здесь – умение самому учиться для деятельности, для творчества.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что гуманизация образования направлена на то, чтобы способствовать выработке студентом установки на целенаправленное воплощение в реальность как личностного, так и социально значимого смысложизненного проекта.

Переход к «экономике знаний» в постиндустриальном информационном обществе должен обеспечить у выпускников вуза не только способности к самообразованию, самостоятельному достижению высокого качества знаний как системы современных востребуемых компетентностей, но и формирование инновационного, творческого мышления способного к реальным нововведениям.

1. Сластенин В. А. Педагогическое образование и наука. 2005, № 3. С. 23.

2. Вопросы философии. 1991, № 2. С. 25 – 35.

3. Вопросы философии. 1998, № 11. С. 18.

4. Филиппов В. М. Я сверил свои часы. Советская Россия. 1988, 17 декабря.

5. Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 59.

6. Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 58.

7. Правда. 1997, № 7. С. 12.

8. Правда. 1997, № 7. С. 12.

9. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 58 – 59.

10. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 93.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *