в чем проявляется своеобразие композиции романа мастер
В чем проявляется своеобразие композиции романа мастер
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.
Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.
Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: ЗО-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.
Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: «Сам человек и управляет».
Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.
Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтий Пилате.
Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.
Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное – бессмертным произведением.
Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» давался писателю нелегко. К этому произведению он был особенно требователен, ибо в эту книгу Михаил Афанасьевич вложил все свои переживания, сомнения, замыслы, силы. Он без конца переписывал целые главы, что-то исправлял, что-то изменял. И делал это не зря. Это произведение стало шедевром. Оно заставляет читателя думать, верить, сочувствовать. В нём необычно всё и, прежде всего, его жанр и композиция.
Однозначно определить жанр произведения невозможно. Философия соседствует с мистикой, сатира с фантазией. И всё это бок о бок с реальностью. Этот чудесный сплав даёт такую окраску сюжету, что заинтересованный читатель может явно ощущать себя и во дворце Понтия Пилата, и на балу у Воланда, и в бедном жилище Мастера. Кроме того, такое разнообразие жанров даёт возможность Булгакову соединить в одном повествовании две сюжетные линии, они перекликаются между собой, хотя и разделены во времени.
А Булгаков подарил миру уникальный, глубокий по содержанию роман, который уже много лет пользуется у читателей заслуженной любовью.
Вариант 2
Данное произведение автор писал на протяжении нескольких лет. И вышедший в свет роман покорил сердца многих читателей и ценителей всего прекрасного. После выхода данного произведения литературные критики так и не смогли отнести его ни к одному из направлений творчества известных писателей.
Поистине фантастический и необычный по своему сюжету роман стал классикой литературного жанра. Но до сих пор так и неопределенна его судьба, по направлению литературного жанра. Одни писатели относят его к разряду мистики другие к философии, а третьи к фантастике.
Но это поистине необычное произведение не оставило равнодушным ни одного читателя. В данном произведении переплелись такие литературные жанры как мистика, философия и фантастика.
События, происходящие в данном произведении это две сюжетные линии которые происходят в настоящее время. В них главные герои это мастер и Маргарита. Вторая сюжетная линия это события, происходящие в далеком прошлом. Эти события происходят в Иерусалиме в них главные герои естественно Иисус и Понтий Пилат.
Но главным библейским героям в данном произведении даны совсем другие имена. Читатель, видя данные события, сразу понимает кто на самом деле эти герои и что это за события.
Любой читать данного романа попадает с одного времени в другое, граница данных времен новая глава или часть романа. При чтении романа все узнают известные имена. От этого читатель ожидает трактовку православного чуда в результате, которого воскрес Иисуса Христос. Но нет, такие события в роман не включены. Автор в форме притчи рассказывает о событиях того далекого времени когда распяли Иисуса Христа.
И четко и точно рассказывает о причине данной казни о терзаниях Понтия Пилата. О мыслях Иисуса, но никаких чудес автор не приносит в данное произведение, просто констатирует все события прошлого.
При этом добавляет в роман таких героев как дьявол, в данном случае это Во ланд, и его мелких помощников, которые явившись в настоящее время, приносят смуту и страх всем жителям злополучной картины.
Маргарита безумно полюбившая Мастера согласна отдать душу дьяволу ради того чтобы быть с любимым. В результате она превращается в ведьму и присутствует на адском балу в роли спутницы самого дьявола.
Вывод из данной ситуации простой человек слаб и беспомощен, он зависит от своих чувств желаний и прочих жизненных проблем. Ради того чтобы быть с любимым или получить новую квартиру или определенную сумму денег человек готов пойти на сделку с самим Волан дом.
Автор вложил в данное произведение всю душу и все свое мастерство. Многие критики относят данное произведение к сатирическому роману с элементами фантастики и философии. Но никто не остается равнодушным после прочтения данного романа.
Также читают:
Картинка к сочинению Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.
У каждого человека, увлекающегося литературой, есть свой любимый автор, поэт, писатель. И у каждого он разный. Все зависит от стиля, который привлекает читателя. Кому-то нравятся романы, стихи, а кому-то проза, рассказы
В сказке Буратино все персонажи добрые и приятные, кроме парочки неприятных бандита и Карабаса Барабаса. Но хоть они мошенники, они не лишены обаяния. Это произведение учит читателя добру, вере в крепкую дружбу.
Парикмахерская Осипа Абрамовича представляется обычной цирюльней в бедном районе города. Не опрятные посетители и грязная обстановка, окружавшая их, нагоняла тоску.
В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, играющие большую роль в формировании личности
Тестовая работа по литературе М.А.Булгаков «Мастер и маргарита»
Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.В чем проявляется своеобразная композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) кольцевая композиция Б) хронологический порядок развития событий
В) роман в романе Г) параллельное развитие нескольких сюжетных линий
2. В чем состоит специфика образной системы романа Булгакова?
А) построена по принципу двойничества Б) построена по принципу антитезы
В) герои представляют два мира: Добра и Зла Г) герои образуют своеобразные триады
3. Жанровое своеобразие романа многие литературоведы определяют как
«роман-миф», потому что …..
А) он базируется на механизме лейтмотивов и ассоциаций
Б) он является плодом чистой авторской выдумки
В) многие главы связаны с библейскими образами и сюжетами
4. Многие герои романа соотнесены друг с другом, не имеет соответствий в
образной системе романа только Маргарита. Почему?
А) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
Б) Маргарита уникальна, так как несет авторскую идею вечной, преданной любви
В) в романе нет традиционного любовного треугольника
Г) потому что героиня связана с нечистой силой
5. Сатира Булгакова в романе направлена против…
А) советской власти Б) религиозных деятелей В) москвичей 20-30 годов
Г) Воланда и его свиты
6. Кульминационной сценой авторской сатиры является сцена…
А) в Варьете Б) гибель Берлиоза В) заседание МАССОЛИТА Г) бал Сатаны
Д) погром, учиненный Маргаритой, в квартире литературного критика
7. Имя Воланда заимствовано Булгаковым из…
А) Гёте «Фауст» Б) Гоголь «Мертвые души» В) Грибоедов «Горе от ума»
8. Главный герой романа Мастер безымянен и прозвище, данное ему
Маргаритой, автор пишет со строчной буквы для того, чтобы…
А) показать типичность этого образа
Б) указать на прямую взаимосвязь героя с автором
В) подчеркнуть слабость героя, его неидеальность
9. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
А) это соответствует библейскому сюжету
Б) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя
В) чтобы противопоставить библейскому образу
Г) чтобы подчеркнуть бедность героя
10. Иешуа говорил, что «рухнет храм старой веры и создастся храм Истины».
В чем смысл этого изречения?
А) Иешуа – новый царь Иудейский – воздвигнет новый Храм
Б) речь идет не о вере, а об Истине
В) таков смысл библейской притчи, пересказанной автором
Ключ проверки теста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовая работа состоит из 10 заданий, предполагающих только один правильный ответ. Большинство заданий обобщенного аналитического характера. Работа рассчитана на хорошо подготовленных учащихся, знакомых не только с текстом произведения, но и критической литературой по нему. Контроль знаний лучше организовать на заключительном этапе работы над произведением М.А. Булгакова, на письменный опрос следует отвести приблизительно 15 минут. Критерии оценки данной работы:
Номер материала: 140768
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русской литературе Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности композиции и проблематика.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», помочь понять разноплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения.
Рукопись романа, 1930 г. Последняя книга М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вышла 26 лет спустя после написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан. CD-диск с записью романа, 2009 г.
философская любовная мистическая сатирическая Переплетение 2-х пластов времени Библейский, 1 век н. э. Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.) Роман Мастера
Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло без- возвратно, а существует параллельно с современностью.
Определяется сюжетными линиями романа: Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри Мастер и Маргарита Воланд и его свита Москва и москвичи философская любовная мистическая сатирическая
Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников. Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей. Воланд олицетворяет нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Булгаковский Воланд – князь тьмы и повелитель теней – не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным. Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 В Б Г А, Г Коровьев Азазелло Иешуа Иуда Левий Гелла Б Г
«Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.
Первые черновики
В 1928 году у писателя впервые появилась идея романа, который позже получил название «Мастер и Маргарита». Жанр произведения тогда еще не определился, но основной идеей было написать произведение о дьяволе. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом». Существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике.
Булгаков приступил к работе над своим романом в очень тяжелое время. Его пьесы запрещались, самого автора считали «необуржуазным» писателем, а его творчество провозглашалось враждебным по отношению к новому строю. Первый текст произведения был уничтожен Булгаковым – он сжег свои рукописи в огне, после чего у него остались лишь наброски разрозненных глав и пара черновых тетрадей.
Позже писатель пытается вернуться к работе над романом, но плохое физическое и психологическое состояние, вызванное тяжелым переутомлением, не дают ему этого сделать.
Вечная любовь
Только в 1932 году Булгаков возвращается к работе над романом, после чего создается сначала Мастер, а затем Маргарита. Ее появление, как и возникновение идеи вечной и великой любви, связывают с женитьбой писателя на Елене Шиловской.
Булгаков уже не надеется увидеть свой роман в печати, но продолжает усиленно работать над ним. Посвятив произведению более 8 лет, писатель подготавливает шестую по счету черновую редакцию, законченную по смыслу. После этого продолжалась проработка текста, происходили поправки, окончательно складывалась структура, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Именно тогда писатель окончательно определился с названием произведения.
Михаил Булгаков продолжал редактировать роман до самой смерти. Даже перед своей кончиной, когда писатель почти ослеп, он правил книгу с помощью своей жены.
Жанр, направление
Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.
Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.
Жанр произведения
Булгаков называл романом свое произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого настолько уникален, что споры литературоведов о категории книги так и не утихают. Ее определяют как роман-миф, философский роман и средневековую драму на темы Библии. Роман Булгакова соединяет почти все направления литературы, которые есть в мире. Уникальным произведение делает его жанр и композиция. «Мастер и Маргарита» – шедевр, с которым невозможно провести параллели. Ведь подобных книг не найдется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Композиция романа
Композиция «Мастера и Маргариты» – это двойной роман. Рассказываются две истории – одна о Мастере, а другая — о Понтии Пилате. Несмотря на противопоставление друг другу, они создают единое целое.
Два времени переплетены в романе «Мастер и Маргарита». Жанр произведения позволяет совместить библейский период и Москву Булгакова.
Между собой связаны сразу три линии сюжета, которые порождают яркое и неповторимое повествование. Ведь это и любовь Мастера и Маргариты, философия Иешуа и Пилата, а также мистика, окружающая Воланда и его свиту.
Вопрос 116. Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита». Композиция романа.
Роман «Мастер и Маргарита». Двенадцать лет труда (1928—1940), восемь редакций, шесть толстых тетрадей… Журнальный вариант появился в 1966-1967 годах.
На перекрестке трех пространств – исторического, социально-бытового и фантастического – представил в своем романе Булгаков судьбы своих героев, соединив фантастику и реальность, сатиру и романтику.
. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на слова автора: «Я — мистический писатель». Другие исследователи называют это произведение сатирическим, третьи считают роман М. Булгакова фантастическим, а четвертые — философским.
Композиция «Мастера и Маргарита» – «роман в романе»: один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате.
С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.
Читая произведение, мы
находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры.
Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь.
Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.
Роман в романе М. Булгакова – это не механическое чередование разделов.
Сожженное в печи произведение Мастера (так называемый «внутренний» роман) возрождается, будто Феникс из пепла, так как он связан с персонажами романа «внешнего». С «внешним» романом его соединяет образ Алоизия Могарыча, предателя, которого Мастеру изображать «неинтересно», поэтому что уже был в его творчестве Иуда. И есть редактор, который спрашивал Мастера, кто ему подсказал написать роман на такую тему, — тому редактору, наверное, были очень знакомы чувства Пилата. И литераторы, которые травили нового коллегу, — из тех самых соображений что и Каифа. Воланд прав: изменились времена, а люди остались такие же: они легкомысленные и любят деньги, и хотя их и испортил квартирный вопрос, они милосердные. И так же, как во времена Иуды и Пилата, каждый день вынуждены выбирать: донести «куда следует» или нет, рискнуть или не следует? И идти ли ночью куда-то за город – ради любви? Роман кажется простым на первый взгляд – это простота совершенства. В главном произведении всей жизни
Булгаков поставил диагноз советской России и назначил лечение: культура и милосердие.
Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?
Особый композиц. прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. Примеры из текста: Все просто: в белом плаще… (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I).
В романе присутствуют три сюжетные линии:
философская
– Иешуа и Понтии Пилат,
— Мастер и Маргарита,
мистическая и сатирическая
— Воланд, вся его свита и москвичи.
Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, “кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле”, если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.
произведения тесно переплетаются два временных пласта:
московские главы,
излагающие события 30-х годов, и
ершалаимские,
воссоздающие случившееся в далеком I веке нашей эры. Соединяет эти пласты сложная система литературных перекличек, получившая в науке название системы соответствий:
главных героев (Мастер — Иешуа, Иуда — Алоизий Могарыч, Левий Матвей – Иван Бездомный и т.д.),
совпадений (главные события в жизни центральных героев происходят в среду и в воскресенье),
соответствий (Нижний Город Ершалаим — Арбат, дворец Иуды Великого — ресторан «Грибоедов») и т.д.
Таким образом, система соответствий призвана помочь читателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве и почувствовать сходство эпох, живущих в преддверии Великого Судного дня.
Худ. пространство романа, его композиция представляют собой три мира, зеркально отражающиеся один в другом
и связанные «скрепами» — Воландом, вневременным персонажем, грозой и тьмой, которые, придя из космоса, накрыли Ершалаим, а потом пролились дождем в Москве 30-х гг.
Самый нижний ярус трехмерного «здания» —
земной мир
, где разворачивается трагический конфликт Мастера, названного «воинствующим старообрядцем» за то, что дерзнул описать жизнь, страдания и учение Христа как исторический факт и противоборство палача и жертвы (Иешуа и Пилата) как непреходящее, могущее повториться в любую эпоху, и председателя Моссолита Берлиоза и его свиты, безжалостно расправлявшихся с тем, кто писал не в духе господствующей идеологии. Мастер как бы говорил своим романом: «Бог жил», а Берлиоз безапелляционно считал: «Управляет земными делами человек. Бога нет!»
Средний ярус – библейский
мир
, который представляет собой в романе четыре рассказа («четыре евангелия» — от Пилата, Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного) о жизни Иешуа и конфликте государственной власти с инакомыслием бродячего философа.
Третий ярус –
Вечность
. Он не персонифицирован, не представлен столкновением Света и Тьмы, Бога и Дьявола, но эпиграф к роману, взятый из «Фауста», напоминает читателю «Пролог на небесах» и спор Сатаны и Господа о человеке.
Меф-ль. Я вижу лишь одни мученья человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак такой же, как он был в начале века.
Господь. Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен…
Меф-ль. Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья, — Пойдет немедля он за мной.
Господь. Пока живет он на груди земной, Тебе на то не будет запрещенья… Тебе позволено: иди И завладей его душой.
И Булгаков, дав Мефистофелю новое имя — Воланд, предоставляет ему большие полномочия, вплоть до суда над грешниками (Преисподня, Великий бал у Сатаны накануне Христова Воскресения). Однако судьбу Мастера и Маргариты в Вечности устраивает сам Господь.
«Повторяемость», похожесть конфликтов в трех художественных мирах Булгакова позволяет увидеть в романе главную проблему — нравственно-философскую, противостояние Добра и Зла, духовности и бездуховности. В общественных отношениях и в каждом отдельном человеке.
Роман «Мастер и Маргарита» раздвинул рамки земного существования человека и поставил его перед Вечностью с вытекающей отсюда ответственностью каждого за спасение своей души.
Что является правдой, автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе. Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке — в Вечности.
Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным произведением.
. Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
. Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является «исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа», а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
. Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч «хотел получить» и получил «комнаты» Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
. Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был «сборщиком податей», Понырев — антирелигиозным поэтом.
. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане «Грибоедов» и бала у Сатаны.
. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
В отличие от всемирно известных семейных хроник почти никто из персонажей романа не связан между собой узами родства или брака. В «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служит социальная канва. Римская империя и Иудея в 1 веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными, и вполне закономерным выглядит то, что в ершалаимских сценах отношения персонажей определяются их положением в общественной иерархии. Вне ее стоит лишь Иешуа, выдвигая на первый план качества обыкновенного человека. Но уже Матвей жестко делит всех на врагов и друзей, а это основание для новой иерархии. Точно по такой схеме устроен потусторонний мир и московский мир, какую бы подразделенческую структуру мы не взяли: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ.
Только отношениями Мастера и Маргариты правит не иерархия, а любовь.
Идейный пафос романа явно просматривается в диалоге Воланда с Бездомным: «Если бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»
«Сам человек и управляет!» — ответил на это Бездомный.
XX век — время революций, мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и в образе мыслей людей. Он стал временем распада прежнего устоя жизни, освобождения от традиционных человеческих связей и прежних способов управления человеческим поведением.
Старый тип управления авторитетом Бога, царя, морали оказывается в эпоху распада малоэффективным: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот управлять-то собой и другими не очень легко. Основная масса освобожденных переживает часто то, что А. Блок в «Двенадцати» выразительно назвал «свободой без креста».
Освободившись от прежней зависимости, человек попадает в подчинение своему «шкурному интересу», поставив целью жизни утоление потребностей телесного существования. К окружающему миру такой Присыпкин относится хищнически. Происходит это потому, что старые духовные ориентиры скомпрометированы, а новые кому-то нужно вырабатывать заново. Задача безмерно сложная.
Чтобы уметь вести себя в новых обстоятельствах, выбрать и проложить путь в светлое будущее, необходимо научиться управлять собою и окружающим миром.
Воланд говорит: «Виноват… ведь для того, чтобы управлять нужно иметь какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу!» Заявлено слово «план», которое становится ключевым в романе, помогая автору раскрыть идею произведения.
В «Мастере и Маргарите» исследуется степень нравственного мышления людей XX века, когда видна мощь науки, производительных сил и движения масс, которые могут стать и силой творческой, и разрушительной, если не управлять ею на основании долгосрочного гуманистического плана. Он противостоит хаосу, стихии, эгоизму.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих силы, не поддающиеся никаким законам логики, была новаторской. Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой просвечивает изнанку берлиозов, латунских, никаноров Ивановичей и прочих.
Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления, которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества.
трехплановая: действие и диалог. сопоставления переносятся 1 — с земли на 2 — Олимп и 3 — в преисподнюю. Сатирическая коллизия романа также основана на соотнесении событий, происходящих в разных смысловых системах, трех планах: древнего, фантастического и современного, Но есть в романе еще и четвертый, мнимый мир, и соответствующий ему ряд второстепенных персонажей. Например, Пилата в этом мире пародирует финдиректор Варьете Римский, Афрания — администратор Варьете Варенуха и т.д. Мнимый мир не имеет самост. значения. В нем пародийно отражаются три основных мира романа, а герои совершают мнимые действия (Римский подчинен воле Воланда, армавирский кот в руках подвыпившего гражданина кажется Бегемотом), но как он похож на наш порочный московский мир!
Получается, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая — самостоятельности не может иметь. Таков общий смысл троичного числа.
Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем рядам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразие триады.
I. Наиболее значимая: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, — «Князь тьмы» Воланд — директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действию Пилата, в московской части руководит Воланд, Стравинский определяет судьбу персонажей современного мира, которые попадают в клинику, пообщавшись с сатаной.
II триада: Афраний, первый помощник Пилата, — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда, — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского.
III триада: кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безводной пустыни, Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова.
IV триада: пес Банга — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен.
V триада: Низа, агент Афрания, — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты.
VI триада: председатель Синедриона Каифа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца,
VII триада: Иуда из Кариота, работающий в меняльной лавке, — барон Майгель, служащий зрительной комиссии «в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», — журналист Алоизий Могарыч.
VIII триада: Левий Матвей, вывший сборщик податей и единственный последователь Иешуа, поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера, поэт Александр Рюхин.
Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это прежде всего Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие пару (диаду).
Пилат одинок среди людей, он привязан только к собаке. Пилат принудил себя примириться со злом и расплачивается за это. Сильный ум Пилата разошелся с его совестью. И головная боль — наказание за то, что его разум поддерживает несправедливое устройство мира. Это — символическая головная боль, очень обнадеживающая. Это тоска по душевной гармонии.
В диалоге между Иешуа и Пилатом (в ходе допроса) первый обязан подтвердить клятвой, что он никого не призывал к подстрекательству: «Чем хочешь ты, чтобы я поклялся?» — спросил, очень оживившись, развязанный. «Ну, хотя бы жизнью твоею», — ответил прокуратор…
Как Булгаков толкует понятие добра?
Добро действительно при опред. условиях:
2. Добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора, способность к труду, ни грана высокомерия. Иешуа активен в интеллект. плане, зная три языка, владея культурой своего времени, он тем не менее до всего доходит «своим умом». Он демократичен, не испытывает презрения к «простым людям».
3. Добро — это нравственная стойкость, свобода творчества, воля, твердость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность.
Добрым быть трудно, добро легко подменить суррогатами, и это часто происходит в жизни. Но если большинство компонентов добра концентрируются в структуре одной личности, то такое добро всесильно. И мы видим это на примере диалога Иешуа и Пилата. «Бродяга» Иешуа сумел перевернуть жизнь «всемогущего правителя» Пилата. Иешуа отстаивает идею «доброго человека» в самых сложных вариантах: она проверяется его отношением к Пилату, Крысобою, Иуде, к тем, кто «испорчен обстоятельствами». Для Иешуа злых людей нет. Человек начинается там, где кончается зло. Человеческая сила — от добра, всякая иная — от лукавого. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков и проявляются там, где отступает человеческое. В Степане Лиходееве ничего человеческого не осталось, неудивительно, что сатана занял его жизненное пространство. Только человек может отстаивать добро, ибо если «Бога нет», то отвечать за добро больше некому.
Таким образом Га-Ноцри совершает нравственный подвиг, перед лицом мучителей оставаясь твердым проповедником добра и свободомыслия.
Жанровая специфика романа.
«Мастер и Маргарита» раздвинул жанровые границы произведения, где органически соединились историко-эпические, сатирические, идеологические, психологические и философские начала.
Пожалуй, для определения жанра романа. больше других подходит концепция М. Бахтина, вытекающая от древнего литературного памятника «Менипповой сатиры», которую он сформулировал как мениппея.
Она характеризуется «исключительной» свободой сюжетного и философского вымысла»,
— «содержанием мениппеи являются приключения ИДЕИ или ПРАВДЫ в мире: и на земле, и в преисподней, и на Олимпе»,
— в ней появляется трехплановое построение,
— «проявляется особый тип экспериментирующей фантастики… наблюдение с какой-нибудь необычной точки зрения, например, с высоты…»,
— анализируются ненормальные морально-психические состояния человека — безумия всякого рода, необычных снов, страстей, граничащих с безумием…
— для мениппеи характерны сцены скандалов, эксцентричность поведения»,
— «мениппея наполнена резкими контрастами и оксюморонами»,
— для нее «характерно широкое использование вставных жанров»,
— «особенность мениппеи — ее злободневная публицистичность».
Характеристика мениппеи, целиком приложимая к «Мастеру и Маргарите», описывает жанровую специфику булгаковского романа с такой точностью, будто посвящена непосредственно его разбору. Между тем, М. Булгаков, по-видимому, не был знаком с концепцией Бахтина, так же, как и Бахтин не читал «Мастера и Маргариту». Это удивительное совпадение литературной теории с литературной практикой лучше всего подтверждает правоту ученого, который определил рождение жанра в античности, заметил его углубление в творчестве Рабле, Вольтера, Гофмана, Гоголя, Достоевского и предсказал его дальнейшее развитие.
Жанр «Мастера и Маргариты» обусловил ту «многоступенчатую» форму, в которую писатель облекает свои «последние вопросы».
Зло, главный предмет философских раздумий писателя, раскрывается на нижнем уровне романа — Бездомный — Берлиоз — как проявление индивидуальных человеческих пороков.
На другой философской ступени — Мастер — Воланд — оно приобретает отвлеченный смысл социальной силы. Наконец наверху — Понтий Пилат — зло претворено в символы, идея выведена в общечеловеческий план. Здесь зло трактуется как составная часть нравственного конфликта, каковым представляется Булгакову человеческая жизнь.
Философскому замыслу романа не чужды нотки смирения, но в целом роман утверждает бессмертие добра, право человека бороться со злом.
Мера добра и зла в романе — творческая личность. «Мастер и Маргарита» во всем идеологический роман. Все вопросы в нем рассматриваются через призму духовной, идеологической традиции, через пласты философии, истории, литературы. Главное в романе — это движение мысли, идеи.
Главные герои-идеологи: Иешуа — философ, Мастер и Бездомный — писатели, Воланд — «профессор» черной магии. Идеологический характер романа не раз вспоминается в различных ситуациях, идеи проявляются многообразно. Их можно толковать и как фантастические образы, созданные человеческим воображением и искусством. У Булгакова они ничуть не менее подлинны, чем материальная среда. Сошлюсь еще на одно определение жанра, известного в критике, которое популярно объясняется в работе Т. В. Торкуновой «Как писать сочинение» («Айрис», 1996, с. 164): «Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру».
Оставляя без комментариев определение «лирико-философская поэма», напомню только, что сам автор всегда называл свое детище романом.
Художественное своеобразие произведения.
Сложность романа проявляется и в художественной сфере. Опасаясь выйти за рамки объема журнальной статьи, ограничусь конспектом лишь некоторых, доступных школьному восприятию, положений.
1. «Мастер и Маргарита» — один из немногих русских романов, опирающихся на литературные источники. В тексте его встречаются скрытые и явные цитаты из литературных произведений и работ историков. Можно предложить учащимся отыскать их в книгах Н. Гоголя, А. Франса, Г. Гейне, И. Гете, А. Белого, Ф. Достоевского.
2. В романе завуалированы отзвуки политической жизни России 30-х годов: выдумка о том, как Г. Ягода хотел опрыскать ядом кабинет сменившего его Н. Ежова, нашел отражение в сцене «нашептывания» Азазелло начальнику. Не случайно и то, что Коровьев не называет Маргарите имени начальника: Ягода был расстрелян, имени его называть в печати не разрешалось, бесследно исчез и всесильный Ежов. В образе «нижнего жильца» запечатлен Н.И. Бухарин (совпадение имени, портретное сходство, «ответственное положение», 12 июня 1929 г. он открывал Всесоюзный съезд безбожников, к этому дню приурочен в романе шабаш ведьм; дружил с женой Сталина и «нижний жилец» «прелюбодействовал» и проч.).
3. Сатирический анализ у Булгакова осуществляется в самых причудливых формах: комический гротеск, гротеск ужасов, гротескные эпизоды, (объективные, реалистические, романтические). Например, перед Воландом распахнуты все ворота, опущены все мосты. Он властен быть всюду, вмешиваться во все происходящее. Но он не может быть человечным. Перед Мастером закрыты ворота, а он видит сквозь них, оценивая события очень интимно, с глубокой человечностью. Но ему не дано влиять на ход вещей.
Бесчеловечная мощь и немощная человечность сходятся в необъявленном поединке.
4. Характеры героев точные, полные жизни и движения. С Могарычем читатель не встречается вплотную, но суть негодяя передана автором в манере героя держаться перед Воландом: «Я ванну пристроил. — стуча зубами, кричал Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка, купорос…»
Нижний жилец, выпросив справку о том, что был на балу у Сатаны, «в качестве перевозочного средства», в скобках «боров», за подписью Бегемот, пискнул: «А число?»
5. Стиль Булгакова органично впитал юмористическую окраску вместе с лирическими, желчно-саркастическими и спокойно-описательными тонами. Страницы, написанные так, что слышишь золотой звон латыни, чередуются с романтически приподнятой, фарсовой прозой. Иная глава по стилю может отличаться от другой, словно взяты они из разных произведений.
6. Речь героев убедительно индивидуализирована. Глухо, как из преисподней, звучит сумрачный голос Воланда, беззаботно и смешливо болтает кот, ехидно и скрипуче брюзжит Фагот. С придыханием от полноты чувств говорит Маргарита, раздумчив и печален Мастер.
7. Картины окружающего героев мира даны богатой палитрой в широкой и вольной манере. Маргарита попадает в царство волшебной сказки, здесь можно ожидать чудес, превращений. И они встречаются рядом с самыми земными вещами. Прозрачные русалки, нагие ведьмы и в два ряда «толстомордые лягушки». Рисуя бескрайние гулкие залы, «роскошные» бассейны с шампанским, оркестры, каскады света, Булгаков вдруг язвительно сравнивает:
«Хохот звенел под колоннами и гремел, как в бане». Сравнение делает картину сатанинского веселья пошлой, заурядной.
8. Борьба света и тьмы происходит и в душах людей, и в окружающем мире, даже стихии охвачены битвой, и победа никогда не достается ни одному из этих начал
Роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы. Человечество всегда будет высоко ценить глубокий гуманизм М.А. Булгакова, одинаково охватывающий вниманием и заботой и незаурядного Мастера, и праведного Иешуа, и палача Марка Крысобоя.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что лежит в основе сюжета, что служит ключом к пониманию содержания?
Противостояние Свободы и Несвободы (Добра и Зла):
— В московских главах (в свободной стране люди не свободны от инструкций, догм, параграфов):
Трамвайная кондукторша: когда кот платит ей за билет, она видит нарушение инструкций;
Конферансье вымучивает шутки, которые никого не смешат;
Хоровой кружок надрывает глотки «Священным Байкалом»;
Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать»;
Чиновник, сосед Маргариты, даже во время полета на шабаш ведьм не расстается с портфелем, чтобы не растерять «важные бумаги».
Они невольники, дети времени, жильцы нехорошей квартиры, откуда люди исчезают бесследно.
2. Булгаков снисходителен к тому, кто потерял свободу не по своей воле, но беспощаден к тем, кто добровольно выбирает темницу. Примеры?
— Буфетчик варьете обворовывает не только покупателей, но и собственную жизнь;
— Берлиоз — начитанный, эрудированный, но догматик. Встретился с необычным — сразу в милицию. Редактор, отучающий молодежь мыслить самостоятельно.
3. Есть ли в Москве заведение, где люди раскрепощаются, становятся самими собой?
— Не писательская организация, не комиссия зрелищ и увеселений. Клиника Стравинского, здесь все становятся самими собой.
4. Можно ли сказать, что между Иешуа и Мастером есть духовное родство?
— Да, их объединяет внутренняя независимость. Мастер сам, без заказа и принуждения написал роман. Он не сочиняет того, о чем рассказывает в своем романе, а «угадывает». Отсюда ярость критиков, тех, кто продал свою свободу.
5. Маргарита — вольная птица. У нее есть все для счастья: достаток, любящий муж, особняк. Была ли она счастлива?
— Ни одной минуты. Ей нужен был Мастер, она «угадала» его среди тысяч людей. А он «угадал» ее. И в крохотной квартирке воцарилось счастье — свобода + творчество + любовь.
6. Как было разрушено счастье?
Ближние уличили Мастера в том, что он не так мыслит. Рукопись пришлось сжечь. В октябре «постучали», а в январе, когда он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже жил Алоизий Могарыч (провокатор, доносчик, потомок Иуды, герой социалистического времени).
7. Что оставалось делать Мастеру?
Идти в сумасшедший дом.
8. Несвобода победили свободу?
Да. Иначе в те годы не могло быть. Но несвобода не смогла уничтожить души Мастера и Маргариты. (Катерина из «Грозы» Островского: «тело ее вот, делайте с ним, что хотите, а душа ее далеко и вам уже ее не догнать»). Мастер и Маргарита не сдались, не пошли на поклон.
9. К какому решению они пришли?
«Когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения у потусторонней силы». В последней главе романа перед Мастером в потустороннем мире возникает панорама древнего Ершалаима, угаданного силой творческого воображения.
10. Почему, отпустив на свободу Пилата, Мастер поставил точку в своем произведении?
11. «Мастер и Маргарита» один из наиболее «литературных» романов. Какие явные и скрытые цитаты из литературных произведений вы встретили?
Гоголь, А. Франс, Гейне, Гете, А. Белый, Достоевский. Булгаков подчиняет их собственным целям, как бы суммируя мудрость предшественников: Мир евангельской легенды под пером Булгакова превращается в реальность и выглядит народным; Современность становится мнимостью; Потусторонний мир — действительностью. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и станет нуждаться в его романе.
12. Современники Булгакова узнавали биографические параллели Мастера с Булгаковым, Маргариты — с Еленой Сергеевной. В критике Мстислава Лавровича спародирован Всеволод Вишневский, в Латунском — председатель главреперткома О.С. Литовский.
Какие отзвуки политической жизни страны 30-х годов вы встретили?
Вспомним двух последних гостей на балу сатаны. Это начальник-отравитель и его помощник, обрызгавший ядом стены кабинета влиятельного лица.
Вопрос судьбы человека в романе
Завязка книги – это спор между Берлиозом, Бездомным и незнакомцем на тему существования Бога. Бездомный считает, что человек сам управляет порядком на земле и всеми судьбами, но развитие сюжета показывает неправильность его позиции. Ведь автор говорит, что знания человека относительны, а его жизненный путь предопределен заранее. Но одновременно утверждает, что человек несет ответственность за свою судьбу. На протяжении всего романа такие темы поднимает Булгаков. «Мастер и Маргарита», жанр которого вплетает в повествование даже библейские главы, пробуждает вопросы: «Что такое истина? Существуют ли вечные ценности, остающиеся неизменными?»
Современная жизнь сливается воедино с историей Понтия Пилата. Мастер не выстоял против несправедливости жизни, но смог получить бессмертие в самой Вечности. Своеобразный жанр романа «Мастер и Маргарита» сплетает обе линии сюжета в одном месте – Вечности, где Мастер и Пилат смогли обрести прощение.
«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы – вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.
Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.
Не менее важной в романе является проблема выбора, которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.
В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков, которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.
Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.
Вопрос личной ответственности в романе
Но писатель оставляет для героев шанс поменять свои жизни и исправить направление судьбы на более благоприятное. Для этого нужно нарушить свои моральные принципы. Так, Иешуа может солгать, и тогда он будет жить. Если Мастер начнет писать, «как все», то его примут в круг литераторов, а произведения будут печататься. Маргарита должна совершить убийство, но не может на это согласиться, пусть даже жертвой будет человек, загубивший жизнь ее возлюбленного. Одни герои меняют свои судьбы, но другие не используют предоставленные им шансы.
Проблемы
В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.
Образ Мастера
Современные литературоведы соглашаются, что образ Мастера автобиографичен, ведь между писателем и главным героем много общего. Это частичное внешнее сходство – фигура, шапочка-ермолка. Но также это охватывающее их обоих душевное отчаяние от того, что творческая работа откладывается «в стол» безо всякого будущего.
Для писателя очень важна тема творчества, ведь он убежден, что только полная искренность и умение автора донести правду до сердца и ума способны обеспечить произведению вечную ценность. Так, Мастеру, который вкладывает в рукописи свою душу, противостоит целая толпа, такая равнодушная и слепая. Литературные критики затравливают Мастера, доводят его до сумасшествия и отказа от собственного произведения.
Судьбы Мастера и Булгакова неразрывно связаны, ведь оба они считали своей творческой обязанностью помочь людям вернуть веру в то, что справедливость и добро еще остались в мире. А также призвать читателей к поиску истины и верности своим идеалам. Ведь в романе говорится, что любовь и творчество смогут преодолеть все на своем пути.
Даже спустя много лет роман Булгакова продолжает обращаться к читателям, отстаивая тему настоящей любви – верной и вечной.