в чем проявляется справедливость
Что такое справедливость?
Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
Довольно часто человек считает себя обделенным, несправедливо обиженным, непонятым. Он сравнивает себя с окружающими. По этому поводу мне сразу вспоминается один поучительный рассказ. Два брата жили каждый в своем доме, но у них было общее поле.
Когда собрали урожай, разложили его по мешкам и поделили поровну. Ночью старший брат подумал: «Несправедливо получилось. Младший ведь совсем юный, ему еще семью создавать, хозяйство заводить», — и, взяв мешок зерна, отнес его младшему.
Второй брат тоже не спал. Он подумал, что урожай разделен неправильно: «У старшего ведь жена, дети…», — поэтому тайно подставил мешок брату. Утром они сильно удивились: количество зерна в хранилищах не изменилось.
Следующей ночью братья вновь направились к жилищам друг друга и в потемках столкнулись: загадка раскрылась. С тех пор их добрые отношения стали еще крепче.
В рассуждениях братьев присутствовало понятие «несправедливо». Но как непривычна такая трактовка для наших современников. Часто ли человек думает о ближнем, особенно когда приходится что-то делить?
Если поощрение на работе досталось коллеге, человек полагает, что его незаслуженно обделили. Но в случаях, когда награда достается ему самому, думает ли он о вкладе в общее дело других людей? То же самое происходит при делении наследства. Многие ли задумываются, не обойдены ли другие родственники? Увы, считаные единицы. Чаще каждый печется только о себе.
Не всегда речь идет о чем-то материальном. Бывают случаи, когда на человека накричали, сорвали на нем плохое настроение. Он обижается на весь мир и даже не вспоминает, что несколько дней назад так же поступил с другими людьми или же в душе злорадствовал, когда неприятность произошла со знакомым.
Мы стараемся не допустить несправедливости по отношению к нам самим, жалуемся на жизнь, а до окружающих дела нет. В этом проявляется эгоизм. Вспоминаются слова из романа «Идиот» Федора Михайловича Достоевского: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть — несправедливо». Действительно, справедливость без любви делает человека беспощадным, жестоким.
В Ветхом завете, когда описывается мудрость царя Соломона, упоминается о споре двух женщин из-за новорожденного младенца. У одной ночью ребенок умер, и она подложила его другой женщине, а живого взяла себе. Выяснить истину было практически невозможно.
Чтобы понять, чей ребенок на самом деле, царь приказал разрубить его на две половины и отдать каждой равную часть. Согласитесь, страшное предложение. Однако та, которая солгала, не имела любви к младенцу и согласилась, что так будет справедливо. Другая, бывшая настоящей матерью, любила дитя. Она тут же отказалась от младенца, чтобы сохранить ему жизнь. Первая поступила «по справедливости», а вторая проявила любовь. Мудрый царь сразу же понял, кто из них настоящая мать ребенка (см. 3 Цар. 3:16–28).
Во многом справедливость — понятие больше юридическое, чем христианское. По словам преподобного Паисия Святогорца, она служит «тормозом для людей этого мира» и призвана только ограничить зло. Так, например, действовал ветхозаветный закон: «Око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).
Старец Паисий объяснял: когда ты отдаешь другому половину того, что имеешь, — это человеческая справедливость. Однако она — ничто по сравнению со справедливостью Божественной, которая заключается в том, что мы делимся самым лучшим с ближним, а себе берем что осталось.
Господь противопоставляет справедливости жертвенную любовь. В одном из песнопений Страстной Седмицы повествуется, как Господь спрашивает: «Народ Мой, что сделал Я тебе?» Иисус Христос исцелял слепых, очищал прокаженных, совершил многие чудеса. Чем же Ему отплатили? «За манну — желчью, за воду — уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили».
Справедливость Божественная — милосердие, покрывающее других людей вопреки злословию и ненависти толпы. Это высшая мера, к которой призван каждый христианин (см. Мф. 5:44, 48).
Социальная справедливость
Проявления социальной справедливости наблюдаются в экономических, политических, правовых, нравственных условиях любой страны. Выражаются они и в отношениях между каждым человеком и обществом. С позиции социальной справедливости граждане оценивают заботу государства и комфортность созданных условий жизнедеятельности.
Об уровне соцсправедливости в стране можно судить по многим факторам, вот некоторые из них.
1 Существующее разделение благосостояния
2 Обеспечение равных возможностей
Практикуется в нашей стране. К примеру, возможность обучения в ВУЗ страны за счёт бюджета. Если человек умён, то поступит и добьется поставленных целей и не обязательно для этого быть из богатой семьи. В Великобритании и США (странах с самым дорогим обучением) образование давно стало коммерческой жилкой, пополняющей бюджет и доступно состоятельным гражданам, иностранцам.
3 Наличие привилегий социального характера
Они устанавливаются преимущественно трудовым правом и воплощаются в здравоохранении, налогообложении, социальном страховании. Например, гарантированная финансовая поддержка утратившим трудоспособность, достигнувшим пенсионного возраста, многодетным, малоимущим семьям.
О ситуации в целом можно судить по индексу социального прогресса за 2019 год, подсчитанному по данным всемирных организаций, опросам населения, статистике, выводам экспертов, ВВП, ВНП. На первом месте оказалась Норвегия, 2 – Дания, 3 – Швейцария, 4 – Финляндия, США – 26, Беларусь – 48, Россия – 62, Украина – 80. Выводы очевидны.
Нужна ли социальная справедливость
Не каждый считает, что в ней есть потребность (таким видимо и совесть ни к чему) либо они недопонимают остроты вопроса. Взять, к примеру, одинокого человека с лежачей болезнью, что с ним будет без помощи соцработника? А с получившим серьезные увечья, утратившим руку, ногу без пособия по инвалидности? Во что будут одеты дети потерявшие одного родителя? Без пособия по потере кормильца некоторым придется надевать обноски. Таких примеров сотни. Видимо, утверждающие что социальная справедливость не нужна, избалованные эгоисты или люди нечестно набившие карманы. Понятия не имеющие, что такое сострадание.
Основная категория граждан, вспоминает о социальной справедливости начиная нуждаться в ней. Некоторые считают себя обделёнными, хоть это далеко не так. К примеру, на предприятии начислили премию рабочим 15 %, а руководящему составу – 10%. Фактически каждый работяга все равно получил меньше (из-за разности в окладах), но многие специалисты будут возмущаться, что с ними поступили не справедливо.Такие граждане заботятся лишь о своих интересах. Если бы премировали наоборот, они не задумались бы о социальной несправедливости по отношению к рабочим. А ведь у тех и других схожие расходы за коммунальные услуги, потребности, запросы детей и т.п.
Как должно быть
О социальной справедливости нужно помнить всегда. Комфортнее жить в обществе, где большинству хорошо. Каждый может приложить усилия для создания лучшего социума и наделён такой потребностью с рождения. Мы должны жить в справедливом мире и обеспечить такую возможность потомкам. Высказаться «за», значит уже внести свою лепту. Не нужно ожидать пока настигнет социальная несправедливость и ощущение безысходности, а стараться предупредить её, даже если это Вам не выгодно.
У многих данное понятие ассоциируется с коммунистическим равноправием. Это не так – социальная справедливость является общественной базовой ценностью любой формы правления, подразумевает что каждому должно воздастся заслуженное. Нужно знать, что она и социализм – разные понятия.
Некоторые стороны социальной справедливости являются сложным феноменом, позволяющим оценивать внутригосударственную политику и отношение к народу. В той или иной степени потребность в ней испытывал каждый, но когда становится легче многие это забывают.
Пока на земле верх берет сила, а не справедливость со здравым смыслом!
Обостренное чувство справедливости: симптомы и лечение
Обостренное чувство справедливости психология рассматривает как неспособность личности адекватно оценивать внешние условия. Такому человеку свойственно вмешиваться «не в свое дело», защищать слабых, требовать от окружающих порядка и честности.
Определение понятия
Люди с обостренным чувством справедливости часто считают себя супергероями, без помощи которых ни одна ситуация, попавшая в поле их зрения, не разрешится благополучно. Чувство долга и чувство справедливости относятся к эмоциям, которые крайне сложно контролировать.
Само ощущение справедливости достаточно субъективно. Например, один человек считает, что в коллективе все должны получать одинаковую зарплату, а другой человек — что каждый должен получать плату соразмерно выполненным задачам.
Основные подходы к изучению чувства справедливости
Чувство справедливости – это уникальный набор качеств, свойственных всем людям. Индивидуальное восприятие влияет на отношение к различным событиям. Само явление изучается и в психологии, и в философии, и в судебном праве.
Субъективное видение справедливости может многое сказать о характере и жизненных принципах человека.
Признаки
Усиленное чувство справедливости может проявиться внезапно, а может сопровождать человека постоянно. Признаком формирования такого качества является, например, слабость. Если личность слаба морально, не может самостоятельно защитить свои интересы и отстоять границы, то, скорее всего, она будет страдать от перманентной несправедливости.
Еще один признак того, что у человека сформируется острое чувство справедливости – трудное детство. Это тоже субъективное понятие, но большинство «симптомов» схожи: недостаток родительской любви и низкий уровень материальной обеспеченности. Ребенок не способен понять, почему он получает игрушки только на День Рождения и Новый Год, а родители Сережи покупают ему игрушки каждый месяц. Для него это – пример несправедливости.
Симптомы
Повышенное чувство справедливости проявляется в ощущении определенных эмоций: гнев, злость, грусть, тоска. Например, во время прогулки вы заметили, как между двумя мальчишками произошла потасовка. Более взрослый обидел маленького, но обидно и грустно почему-то вам, хотя к этому происшествию отношения не имеете. Хочется вмешаться и преподать урок взрослому мальчику, ведь маленьких обижать нельзя.
Диагностика и лечение
Обостренное чувство справедливости диагнозом не является, но все же требует корректировки, так как серьезно влияет на жизнь. Если у человека внезапно проявилось это качество, значит, какая-то проблема в жизни все же есть. Специалист обнаружит отклонение по следующим признакам:
Пример из жизни
Несправедливость в жизни встречается слишком часто, чтобы придавать ей большое значение. Это сейчас я могу так рассуждать и закрывать глаза на мелкие неприятности, но вот в детстве дела обстояли иначе. Мне запомнился случай, воспоминания о котором по сей день вызывают смешанные эмоции.
Мне 5-6 лет, мы сидим с мамой на диване и смотрим новости. Начинается сюжет о малышах из детского дома, от которых отказались родители. Этот момент пронзил мое детское сердце, и я залилась слезами от жуткой несправедливости: я живу дома с родителями, а эти несчастные детки страдают без родительской любви. Мама долго не могла меня успокоить и привести аргументы, потому что несправедливость жизни в этом аспекте слишком очевидна.
Заключение
Эмоции человека постоянно меняются в зависимости от внутреннего состояния и внешних факторов. Некоторые из особо ярких эмоций могут свидетельствовать о наличии психических отклонений. Однако ошибочно полагать, что обостренное чувство справедливости – один из признаков шизофрении. Об этом можно думать только в тех случаях, когда есть сопутствующие признаки.
Чувство справедливости относится к виду чувств, которые сопровождают человека постоянно, но у всех выражаются по-разному. Обостренное состояние говорит о необходимости поразмыслить над своими внутренними проблемами и, возможно, обратиться за помощью.
40 примеров справедливости в повседневной жизни и судах
Содержание:
В примеры справедливости Мы можем найти их практически во всех сферах жизни, от оценки, полученной студентом на основе того, что он изучил или нет, до вознаграждения, которое человек получает в соответствии с его производительностью или успехом.
Например, справедливость восторжествует, когда человек нападает на другого человека и должен быть заключен в тюрьму судьей. Также, когда кто-то нарушает правила дорожного движения и должен заплатить штраф в качестве наказания.
Этика каждой культуры создает ценности, влияющие на понятие справедливости; хотя есть некоторые принципы, которые можно считать одинаковыми или почти одинаковыми во всех культурах.
40 примеров справедливости
1- Клиент адвоката был правильно оценен в суде за преступление, в котором он был обвинен.
2- Мужчина был приговорен к 20 годам тюремного заключения за изнасилование женщины.
3- Представлен случай нарушения прав суверенитета и морских пространств в Карибском море.
4. Полиция немедленно арестовала человека за воспрепятствование осуществлению правосудия.
5. Герман Геринг предстал перед судом за военные преступления и преступления против человечности; Он был приговорен к смертной казни через повешение.
6. Мужчина из Кот-д’Ивуара будет привлечен к уголовной ответственности за принуждение его 11-летней дочери к браку.
7. Человек был приговорен к 15 годам тюремного заключения за преступное убийство.
8. Фармацевтическая компания Eli Lilly признала себя виновной и должна была выплатить 36 миллионов долларов в связи с незаконным продвижением фармацевтического препарата Evista.
9. Ходатайство было инициировано с целью указать временные меры в деле Экваториальной Гвинеи против Франции в отношении иммунитета и уголовного преследования.
10. Члены муниципального совета и министр юстиции действуют в соответствии с законами муниципального совета.
11. Джеффри Скиллинг, менеджер компании Elron, был приговорен к 24 годам тюремного заключения по обвинению в мошенничестве.
12. Чили возбуждает дело против Боливии из-за спора относительно статуса и использования вод Силалы.
13. Жан-Поль Акайесу был приговорен к пожизненному заключению за действия, совершенные во время геноцида в Руанде.
14. Суд постановил, что работники, занятые неполный рабочий день, подвергались дискриминации и что эти работники имели те же права, что и работники, работающие полный рабочий день.
15. Полиция арестовала трех вооруженных людей, нанятых для похищения женщины и ее сына.
16. Отец девочки был осужден за убийство своей дочери, что в их культуре было описано как «убийство чести».
17. Серийный убийца Мартин Брайант, который признался в убийстве 35 человек, был приговорен к 1035 годам заключения.
18. Walmart был признан виновным в использовании товарного знака и должен был выплатить 32,5 миллиона долларов сети магазинов Variety.
19. Югославия предстала перед судом, поскольку на ее территории были совершены три международных преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности.
20. Республика Индия возбуждает дело против Исламской Республики Пакистан по делу Джадхава.
21. Женщина была арестована за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
22. Хамза Бенделладж был приговорен к 15 годам тюремного заключения за кражу 400 миллионов долларов из банков США.
23. Международный уголовный трибунал по Руанде осудил преступления, совершенные Руандой во время геноцида, произошедшего в апреле 1994 года.
24. Мужчина был осужден за жестокое обращение с восьмилетним мальчиком с психическими расстройствами.
25. Эквадор возбудил дело против Колумбии в связи со спором, касающимся распространения колумбийских токсичных гербицидов на территории Эквадора.
26. Эндрю Фастоу был обвинен в заговоре в суде над Элроном и приговорен к 10 годам тюремного заключения.
27. Мать и сестра 19-летней девушки были арестованы за то, что связали ее во время нападения на нее.
28. Трое главных фигурантов дела о коррупции Gürtel были приговорены к 13 годам тюремного заключения.
29. Мужчина был приговорен к шести месяцам тюремного заключения за двоеженство.
30. Полиция Аризоны арестовала иракскую женщину за то, что она сожгла свою дочь.
31. Компания должна была соответствовать зарплате повара-женщины, которая отработала больше часов, чем повар-мужчина.
32. Убийца и создатель семейного культа Мейсон Чарльз Мейсон был приговорен к пожизненному заключению.
33. Женщина могла обжаловать решение судьи, и ее невиновность могла быть доказана.
34. Проведено испытание сухопутных и морских границ между Камеруном и Нигерией.
35. Женщина была приговорена к 10 годам лишения свободы за совершение невиновного убийства.
36. Адольф Эйхман был приговорен к смертной казни в Израиле за военные преступления и казнен в 1962 году.
37. Сеть магазинов Costco должна была выплатить Тиффани более 5,5 миллионов долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав.
38. Мужчина был приговорен к 2 годам лишения свободы за угон машины.
39. Хакер Льюис Мартин был приговорен к двум годам лишения свободы за совершение хакерских действий в Соединенном Королевстве.
40. Ип Кай Фун был приговорен к 41 году тюремного заключения за кражу 51 миллиона юаней из банка в Китае.
Ссылки
Ошпаренный язык: причины, симптомы и лечение
Синдром Аспергера у взрослых: симптомы, причины и лечение
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ “СПРАВЕДЛИВОСТЬ” В ТРУДАХ УЧЕНЫХ АНТИЧНОСТИ, ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Понятие справедливости, наряду с такими этическими категориями, как истина, добро, правда, входят в мироощущение человека с давних времен. Эти понятия-ценности издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания, выступая как цели и регуляторы важнейших ценностно-смысловых идей и представлений.
Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания справедливости, для всех лиц полагаются одинаковые обязанности и уравнительное распределение, или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.
В тоже время в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, что задевает каждого, вызывая самые различные переживания — от зависти и негодования до благодарности. Осознание справедливости тесно связано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально насыщено. Нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным двигателем добродетельного поведения.
Проблема справедливости интересовала философов и ученых на протяжении многих эпох. При этом на каждом историческом этапе, эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, а так же существующей структурой общества и местом человека в этом обществе.
Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель?
В своем основном сочинении «Государство», где важное внимание уделялось исследованию понятия справедливости, он рассматривал государство, с точки зрения проявления специфических функций, возникших на основе разделения труда. Правильность жизни, как в государстве, так и в отдельном человеке, заключается в том, чтобы каждый точно выполнял предназначенную ему задачу: одним заниматься науками и управлять государством, другим – добросовестно выполнять законы и храбро оборонять отечество, третьим – заботиться о необходимых материальных средствах и повиноваться правителям. Именно в согласовании этих трех сущностных составляющих государства заключается его совершенство, которое Платон и называет справедливостью. Справедливость выражается в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял вверенные ему обязанности, что говорит о том, что справедливость не может означать равенства. То есть для Платона в понимании справедливости отсутствует элемент уравнивания разных социальных групп [7].
Значительный интерес для понимания сути справедливости может представлять мнение Аристотеля. Для него центральным понятием, характеризующим справедливость, выступала «соразмерность» как принцип организации разумного равновесия.
Аристотель впервые разделяет справедливость на две формы в соответствии с видами её осуществления: уравнивающая справедливость, в основе которой лежит принцип равенства в обладании благами; и распределяющая справедливость, в соответствии с принципами которой, один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. То есть в распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния [1].
В связи с выше сказанным, нужно отметить, что Платон и Аристотель в своих концепциях опирались на признание неравенства, как основы принципа справедливости. Они считали, что каждая вещь или человек имеют свою собственную, соответствующую сферу деятельности и влияние, преступить которые несправедливо, а некоторые люди в силу своего характера и склонностей, имеют более широкие возможности, чем другие.
Таким образом, мыслители античности, поднимая вопросы справедливости, связывая их с такими понятиями как мудрость, красота, гармония и преломляя их через проблемы равенства, неравенства, государства, права, политики, создавали теоретические предпосылки для развития дальнейших суждений о справедливости. Эти предпосылки нашли свое проявление в последующей истории разработок этого понятия, отражающих своеобразие исторической эпохи, философской школы и ее социально-классовых функций.
Тема связи справедливости с правом, проблемами равенства и неравенства, политикой, этикой, находит свое развитие в трудах философов эпохи Возрождения и Нового времени. Так, Ф. Бэкон стихийно протестовавший против этатизации идеи справедливости в условиях буржуазного государства [2], а вслед за ним и Т. Гоббс [4] утверждали, что справедливость представляет собой естественный закон, а государство и власть «всего лишь придатки справедливости». По Ф. Бэкону справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе, то есть быть снисходительным. Он утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и служит основанием для правовых отношений [2]. Т. Гоббс, создавая свою концепцию «общественного договора» утверждал, что справедливость стоится как правовое воздаятельное требование [4].
Гегель сводил справедливость к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение. Он утверждал, что справедливость, составляя нечто великое в гражданском обществе, предполагает установление хороших законов, которые «ведут к процветанию государства». Гегель полагал, что право и правовые обязанности должны соединяться «со стремлением поступать справедливо ради справедливости», в свою очередь это «требует считать других равными себе самому» и должно отражаться в конституции, которая будучи «существующей справедливостью», включает равенство и свободу как свою последнюю цель и результат [3].
В философских идеях того периода моральное обоснование правовой системы, ее выявление в аспекте справедливости получило наиболее яркое выражение у И. Канта, который обращал свое понимание справедливости главным образом к властвующим и связывал его с долгом и совестью.
Своеобразный подход к пониманию справедливости свойственен русской философской мысли и прежде всего – это ее связь с понятиями правды, истины, а также их производными: праведная жизнь, справедливый человек, справедливое общество, истинная свобода, вера, любовь. Такое понимание было связано со стремлением к целостному познанию действительности всем существом человека, к полному воспроизведению духовного и морального опыта людей, включающего как сознательно-чувственный опыт, так и опыт совести, эстетические чувства и религиозно-мистическую интуицию.
В.С. Соловьев защищал идею признания за каждым человеком собственного, ему принадлежащего значения – право на существование и наибольшее благополучие. Эту идею он обобщал как «правда и справедливость: правда, что и другие существа однородны и подобны мне, и справедливо, чтобы я относился к ним как к себе». Определяя свое отношение к проблеме равенства В.С. Соловьев отмечал, что справедливым будет не допускать навязывания чужой воли другому и насилия по отношению к человеку с чьей-либо стороны [5].
Близкое к этому понимание справедливости выявлял и А. Шопенгауэр. Он подчеркивал неразрывное единство справедливости и правды, их совпадение в определении истинно человеческих отношений и замечал, что противоположное им явление «несправедливости» заключается в нанесении обиды другому, в ущемлении его прав и достоинства. В то время как «справедливость требует правдивости по отношению к каждому», «всякая ложь» есть, как правило, несправедливость [8].
Обобщая сказанное, следует отметить, что справедливость, обнаруживая тесную связь с перечисленными явлениями общественного бытия и сознания, находит свое проявление в различных сферах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политико-правовой, морально-этической и др.
В социально-экономической сфере содержание понятия справедливости может выражаться в оценке экономических фактов, форм собственности, общественных отношений, принципов распределения общественного богатства, уровня жизни населения и социальной защищенности. В свою очередь в сфере политики и права справедливость связана с обеспечением прав и свобод, совершенством деятельности правоохранительных органов и т.д. В сфере же морали и духовности оценка содержания справедливости связана с действующей в обществе системой нравственных норм, правил, традиций, культуры и проявления их в других сферах его жизнедеятельности.
1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1983. с.84
7. Платон. Государство. – М., 1993. с.123; с.226
8. “Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра” / под ред. Ю.И. Айхенвальда. Т.4. с.209, 217, 221; Т.1. с.384-386, 387-389.