в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк

Как организовать планирование деятельности предприятия

Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.

Что входит в планирование деятельности?

Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:

Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:

Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.

Как проводится анализ планирования?

Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:

На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.

Цели и виды

Рассмотрим основные цели планирования:

Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.

Разновидности

Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:

Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:

ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.

Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:

Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:

Планирование может быть:

ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.

Методы

Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:

Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.

Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.

Источник

Тест с ответами на тему планирование

1. Основные функции планирования на предприятии следующие:

+координация и регулирование;

активизация и стимулировании;

2. В чем проявляется содержание планирования на предприя¬тии АПК:

+ в обосновании целей и задач развития предприятия;

+ в оценке и прогнозировании операционной, инвестицион¬ной и финансовой деятельности на предприятии;

+ в процессе разработки и координации различных планов на предприятии, организации их выполнения и контроля за их исполнением.

3. По времени действия нормы и нормативы подразделяются на:

перспективные и текущие;

годовые и оперативные;

сезонные и разовые;

временные и постоянные;

+ все выше перечисленные;

нет правильного ответа.

4. Укажите, какова задача балансового метода планирования:

+обеспечение соответствия распределяемых потребностей с возмож-ными ресурсами;

поиск новых источников финансирования;

планирование финансовой деятельности фирмы на предстоящий период

5. Какие группы показателей выделяют в планировании на пред¬приятиях АПК:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

утверждаемые и расчетные;

частные и обобщающие;

+ все выше перечисленные.

6. Нормативно-ресур сный метод планирования основывается на:

стоимости средств, которыми владеет предприятие;

+ строго обоснованной нормативной базе;

экономическом и производственном потенциале предприятия, при использовании нормативов и объемных показателей

7. В планировании моделирование применяется:

+когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением;

когда отсутствуют специально подготовленные кадры

8. В зависимости от стадии разработки плана, какие виды ба¬лансов разрабатываются:

материальные и финансовые;

натуральные и стоимостные;

аналитические и прогнозные;

+ прогнозные, плановые и отчетные.

9. Чем представлена система планирования на предприятии:

технологией и техническими средствами планирования;

совокупностью приемов и методов планирования;

+видами планов (перспективными, текущими и оператив¬ными).

10. По методам обоснования находят применение следующие системы планирования:

11. По времени действия планирование бывает:

+ все выше перечисленные

12.По типам целей, учитываемых в планировании, оно может быть:

13. На сельскохозяйстве нных предприятиях желательно разрабатывать три вида перспективных планов:

+организационно- хозяйственного устройства, стратегический и бизнес-план;

14. Укажите, на какой срок осуществляется долгосрочное планирование:

15. Какой из перспективных планов лежит в основе разработки текущих, годовых и оперативных планов:

бизнес план инвестиционной или коммерческой сделки;

план экономического и социального развития коллектива предприятия;

нет правильного ответа.

16. Какая система оперативного планирования может быть ис¬пользована в массовом производстве на предприятиях АПК:

нет правильного ответа.

17. Для оценки эффективности планов необходимо использовать:

+ систему натуральных и финансовых показателей;

систему натуральных и монетарных показателей;

систему монетарных и финансовых показателей:

18. Указать задачи стратегического планирования:

определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;

создание стратегических хозяйственных подразделений;

сокращение времени производства;

19. Функции стратегического планирования выполняются по следующим этапам:

анализ и оценка внешней среды

анализ и оценка внутренней среды предприятия

разработка и анализ альтернативных стратегий

прогнозирование состояния внешней среды

прогнозирование возможностей расширенного воспроизводства

формулирование целей и задач функционирования предприятия

реализация стратегических программ;

контроль за ходом и результатами стратегического планирования

20. Баланс производственных мощностей — это;

сопоставление производственной программы с наличием производственных ресурсов;

система экономических показателей, характеризующих ве¬личину мощности, ее изменение и уровень использования в отчетном или плановом периоде;

+наличие производственных мощностей на начало и конец планового (отчетного) периода.

21. Какие ресурсы и ограничения предопределяют плановые объемы производства продукции в годовом плане организации:

емкость рынка сбыта и эластичность спроса на традиционный ассортимент продукции;

+наличие финансовых, материальных и трудовых ресурсов, рыночные ограничения, возможности освоения новых тех¬нологий производства;

наличие земельных и трудовых ресурсов;

22. Календарный план выполнения работ в структуре бизнес-плана инвестиционного проекта предполагает:

указание последовательнос ти намечаемых в бизнес-плане мероприятий инвестиционного, производственно- коммер¬ческого и финансового характера;

последовательнос ть выполнения сельскохозяйстве нных и строительно-монт ажных работ;

+ нет правильного ответа.

23. Производственный план инвестиционного бизнес-плана включает в себя:

описание производственног о процесса;

+расчет потребности предприятия в производственных мощ¬ностях и временной график их создания;

перечень требований к внешним и внутренним факторам ограничивающим возможности организации;

правильно все выше перечисленное

24. Структура инвестиционного бизнес-плана утверждена:

решением главы администрации территориального фор¬мирования;

25. Бюджет продаж разрабатывается:

после разработки плана производства;

одновременно с планом производства;

+вначале процесса разработки производственног о (текущего) бюджета на основе маркетинговых исследований, заключенных договоров контрактации и прогноза состояния производственных мощностей предприятия (бизнес-едини¬цы );

26. Кривая спроса устанавливает:

взаимосвязь цены от объема продаж продукции (товаров, услуг);

зависимость финансового результата продаж от спроса;

+ взаимосвязь спроса от предложения товара.

27. Цены реализации (оптовые) дифференцируются в зависимости от:

каналов реализации, качества продукции, сроков ее реа¬лизации;

от спроса и предложения;

+ от себестоимости реализуемой продукции и нормативно¬го уровня ее доходности

28. Прогнозируемые цены на покупные материальные ресурсы необходимо определять на основе:

фактических цен за предшествующий период;

фактических цен прошлого периода и коэффициента¬м-д ефляторам.

+ фактических цен прошлого периода и прогнозируе¬мыми темпами инфляции по товарным группам.

29. При калькулировании плановой себестоимости на предпри¬ятиях АПК используются следующие методы:

любой из вышеперечисленны х в зависимости от техноло¬гии и органиции производства.

30. Какие из сформулированных целей являются приоритетными в бизнес — планировании:

+главная цель бизнес-плана – разработка стратегических решений развития бизнеса путем исследования объекта планирования с позиций маркетингового анализа и синтеза. Иными целями являются: привлечение институциональны х и кредитных инвесторов, анализ реальности запланированных результатов и оценка их текущего достижения;

целью разработки бизнес-плана является системное планирование социально-эконом ического развития предприятия на долгосрочную перспективу;

основной целью бизнес-планирова ния является обеспечение контроля над собственностью

Источник

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Для успешного функционирования предприятия в рыночной экономике необходимо прогнозировать и планировать его хозяйственную деятельность. В данной теме раскрывается сущность и принципы хозяйственной стратегии, приводится сравнительная характеристика планов, дается характеристика производственной программы и порядок ее расчета.

Оглавление

2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии

Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей определение приоритетов, средств и методов их достижения.

В качестве одного из инструментов стратегического планирования выступает прогнозирование. Стратегическое планирование имеет своей целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности.

Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования состоит в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка.

Хозяйственная стратегия – совокупность целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, способов использования ресурсов для достижения поставленных целей. Важная роль хозяйственной стратегии заключается в учете всей совокупности факторов и сил, влияющих на предприятие с целью сохранения конкурентоспособности на рынке, минимизации рисков.

Различают два типа хозяйственной стратегии:

В реальной действительности обе стратегии переплетаются и речь может идти о преобладании одной из них.

В рамках каждой стратегии можно выделить конкретные виды ее реализации. Стратегия первого типа осуществляется через:

Стратегия второго типа может осуществляться следующим путем:

Выбор типа стратегии определяется следующими обстоятельствами:

2.2. Виды планов. Методы планирования

Система планирования на предприятии включает следующие виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное.

Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. д.

Текущее планирование включает разработку трех планов: плана реализации продукции, плана по издержкам производства, плана по использованию прибыли.

План реализации продукции основывается на производственном плане, плане по маркетингу, плане по труду, плане движения запасов готовой продукции и плане закупок.

План по издержкам производства разрабатывается на основе сметы затрат на производство.

План по использованию прибыли разрабатывается на основе плана доходов и сметы затрат.

Итоговым планом является текущий финансовый план, он отражает баланс доходов и расходов. В свою очередь, он является основой для разработки среднесрочного плана финансов и баланса предприятия.

Основные параметры и показатели по видам планирования

Основные параметры планирования

Долгосрочное (стратегическое) планирование

Среднесрочное планирование

Текущее планирование

Оперативно- Производственное планирование

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и кол-во всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень кол-во всей номенклатуры продукции

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам и Номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители без указания соисполнителей

Ответственные исполнители и соисполнители по этапам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ среди исполнителей

Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат

Превышение доходов над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия

Бизнес-план представляет документ, в котором содержится обоснование всех действий, необходимых для осуществления определенного коммерческого проекта или создания нового предприятия. Резко возросшая роль бизнес-плана обусловлена следующими причинами.

Основными функциями бизнес-плана являются:

Бизнес-план, как правило, включает следующие разделы:

Резюме содержит краткую характеристику содержания предпринимательской деятельности на предприятии. Приводится обобщенная характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и его отличительные особенности, пути и способы достижения поставленной цели, сроки осуществления сделки, затраты и ожидаемая эффективность, а также область использования результатов. Главная задача этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы заинтересовать контрагентов в участии в деятельности данного предприятия. Доказать, что именно это предприятие способно наилучшим образом выполнить поставленную задачу, а значит ему можно доверить деньги инвесторов и другие ресурсы партнеров.

Цели и задачи предпринимательской сделки должны раскрыть главную цель деятельности предприятия в данной сделке, содержание решаемых задач предприятием.

Характеристика товара (услуги), предлагаемого покупателям, отражает, по возможности полно, основные параметры товара (услуги) с приложением либо опытного образца, либо его фотографий, либо модели. Приводится маркетинговая характеристика потенциальных покупателей, расчет ожидаемого потребления товара с учетом влияния факторов, формирующих спрос на подобный товар.

Анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта представляет собой продолжение маркетинговой характеристики рынка для данного товара (услуги). Оценивается емкость рынка данного товара, сильные и слабые стороны конкурентов, определяется тип рыночной структуры и пути стимулирования сбыта данного товара (услуги).

Программа действий и организационных мер в зависимости от вида предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой) включает маркетинговое управление производством, решение проблем логистики (управление материальными и информационными потоками от поставщиков до конечных потребителей), решение проблем послепродажного обслуживания. Организационные меры включают способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом, выбор системы заработной платы и материального стимулирования персонала предприятия.

Ресурсное обеспечение сделки содержит сведения о видах и объемах необходимых ресурсов для осуществления сделки, об источниках и способах их получения.

Эффективность сделки характеризуется совокупностью сводных показателей эффективности. Среди них прибыль, рентабельность сделки, социальная и научно-техническая эффективность.

2.4. Маркетинговое планирование на предприятии

Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Таким образом, маркетинг является важным звеном в управлении и планировании деятельности предприятия.

Маркетинговые подходы к управлению предприятием включают:

Маркетинговое планирование на предприятии использует следующие технологии маркетинга: выбор целевого рынка, сегментирование рынка, позиционирование товара, брендинг, микс-маркетинг. Таким образом, маркетинговое планирование позволяет оценить спрос, предложить на рынке товар, пользующийся спросом, и стимулировать его сбыт.

2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия

Производственная программа представляет систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребностей.

Расчет производственной программы включает следующие этапы.

Номенклатура и ассортимент продукции включают:

Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция.

Товарная продукция – продукция, предназначенная для реализации. Она служит основой для расчета валовой и реализованной продукции.

Товарная продукция включает: стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпускаемые на сторону; стоимость продукции вспомогательных производств; стоимость работ и услуг производственного характера по заказам на сторону; стоимость нестандартного оборудования (приспособлений своего производства, реализуемого на сторону).

Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Валовая продукции = Товарная продукция + Незавершенное производство
Чистая продукция = Товарная продукция – (Амортизация + Материальные затраты)

Выпуск планируемого объема продукции возможен при условии наличия на предприятии соответствующих производственных мощностей.

Производственная мощность предприятия – это способность произвести максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента при полном использовании производственных фондов в плановом периоде.

Различают следующие характеристики производственной мощности: теоретическая (проектная) мощность, максимальная мощность, экономическая мощность, практическая мощность.

Теоретическая (проектная) мощность – максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель применяется при расширении производства.

Максимальная мощность – выпуск продукции освоенного ассортимента при использовании установленного оборудования. Показатель используется при определении резервов производства, наращивании объемов выпускаемой продукции.

Экономическая мощность – показатель, характеризующий предел производства, выше которого невыгодно наращивать производство в связи с большими издержками производства.

Практическая мощность – показатель, отражающий наивысший объем производства в реальных условиях функционирования предприятия.

Для расчета производственной мощности предприятия необходимы следующие данные:

Различают входную мощность – производственную мощность на начало планового периода, выходную мощность – производственная мощность на конец планового периода, среднегодовую мощность – производственная мощность, которой располагает предприятие в среднем за плановый период.

Источник

Планирование на предприятии АПК

Методика разработки прогнозного баланса и потенциала предприятия. Организация плановой работы на предприятии и обоснование объемов производства на перспективу. Основы составления производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления02.11.2015
Размер файла183,5 K

в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк. Смотреть фото в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк. Смотреть картинку в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк. Картинка про в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк. Фото в чем проявляется содержание планирования на предприятии апк

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание


Введение


Актуальность темы изучения «Планирование на предприятии АПК» обусловлена тем, что планирование на современном предприятии АПК является мощным фактором эффективного развития. Без проработки системы внутрихозяйственного планирования не возможно создать организационный и экономический механизмы управления предприятием.


Цель работы: рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с проблемами анализа прибыли и пути ее совершенствования.


При исследовании ставились следующие задачи:


— Изучить структуру бизнес-плана, овладеть методикой разработки прогнозного баланса, разобрать планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития);


— Описать организационно-правовую форму и организационную структуру сельскохозяйственного предприятия,


— Исчислить основные экономические показатели деятельности предприятия,


— Описать состояние плановой работы на предприятии,


— Определить размер производственных ресурсов на перспективу,


— Разобрать основы составления плана производственно- финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия,


— Осуществить планирование производственной программы развития отрасли животноводства,


— Осуществить планирование производственной программы развития отрасли растениеводства,


— Осуществить планирование труда,


— Осуществить планирование основных производственных затрат,


— Осуществить планирование финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия и экономическая оценка перспективной производственной структуры,


— Осуществить планирование себестоимости сельскохозяйственной продукции,


— Осуществить планирование финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия на перспективу,


— Рассчитать экономическую оценку перспективной производственной структуры предприятия.


Методы изучения: аналитический, экономико-статистический, факторный.


В работу включается иллюстрированный материал, схемы, рисунки, копии оперативных документов.


Весомый вклад в решение и разработку методики планирования в общем и прогнозного анализа финансовых показателей внесли такие отечественные ученые, как М. Чумаченко, М.В. Кужельный, Т.В. Головко, С.В. Саговая, К.И. Редченко, Л. Гордиенко, П.Ю. Свекла, М.В. Римар, М.Т. Бец, М.А. Болюх, В.З. Бурчевская, М.И. Горбаток, В.О. Подольская.


1. Теоретические и методические аспекты планирования хозяйственной деятельности


Таблица 1. Перечень разделов бизнес плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса

Задача анализа и оценки

Название и адрес фирмы;

Имена и адреса учредителей;

Суть предлагаемого проекта;

Ссылка на секретность

Резюме (вводная часть)

Основные положения предлагаемого проекта;

Цель предлагаемого производства;

Новизна предлагаемой продукции;

Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, срок возврата кредитов

Анализ и оценка объема продаж;

Оценка риска; оценка прибыли

Потребительские свойства товара;

Отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами;

Прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса.

Оценка потребительских свойств товара;

Анализ товаров конкурентов;

Анализ цен и затрат на производство продукции.

Положение дел в отрасли;

Оценка положения дел в отрасли;

Анализ темпов роста по отрасли;

Анализ потенциальных потребителей;

Анализ рыночной конъюнктуры.

Оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики ценовых конкурентов.

(отдельных групп показателей деятельности конкурентов);

Анализ цели, стратегии конкурентов;

Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Цены; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции, ценообразование, ценовые показатели.

Анализ состояния рынка;

Анализ изменения цен;

Анализ внешних и внутренних факторов;

Анализ эффективности рекламы;

Анализ сильных и слабых сторон фирмы;

Анализ производственных возможностей фирмы.

Перечень базовых операций по обработке и сборке;

Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий; оборудование, здания, сооружения

Затраты на производство продукции.

Оценка риска и страхования

Слабые стороны предприятия;

Вероятность появления новых технологий;

Меры профилактики рисков; Программа страхования и внешнего страхования от рисков.

Анализ риска по источникам и причинам;

Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами;

Анализ выбора инвестиционных решений.

Прогноз объемов реализации;

Баланс денежных расходов поступлений;

Таблица доходов и затрат;

Сводный баланс активов и пассивов предприятий;

График достижения безубыточности.

Финансовый анализ деятельности предприятий;

Анализ баланса денежных расходов и поступлений;

Анализ доходов и затрат;

Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Определение величины и источников получения средств;

Обоснование полного возврата средств и получения доходов.

Анализ средств по источникам;

Анализ платежеспособности предприятия;

Анализ сроков окупаемости вложений.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия

1. Принципы составления бизнес-плана

Кредитор, предоставляющий заемные средства на определенный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надёжна и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, каковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заинтересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль позволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.

Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли.

Однако на кого бы ни был ориентирован план, он должен легко читаться и быть хорошо оформленным. Рекомендуется, чтобы его размеры не превышали в среднем 40 страниц, а если материалов намного больше, то следует подумать, что вынести в приложение. В то же время если объем бизнес-плана получается намного меньше 40 страниц, значит, его составители плохо знакомы с принципами и техникой подготовки этого документа.

Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является требование, согласно которому его составители должны ориентироваться не на товар или услугу, производимые их предприятием, а на выбранный ими рынок и удовлетворение потребности потребителя. Что, например, приобретает потребитель, покупая учебники? Он приобретает не товар «книги», а знания или доступ к знаниям. Именно на этом следует сфокусировать внимание в бизнес-плане. При этом надо подчеркнуть, какие преимущества получит потребитель, приобретая данный товар или услугу, по сравнению с приобретением товаров или услуг конкурентов. Будет ли это выигрыш во времени или в деньгах, или потребность будет удовлетворена более полно, пользоваться товаром будет удобнее или экономичнее, а предоставленная услуга будет более комплексной?

Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уникальность, но опять же не товара, а предприятия: владение патентами и секретами производства, наличие на предприятии людей редких профессий или талантов, уникальную выгодность местоположения и т.п. Принципы оценки предприятия, доставшиеся нам от плановой экономики, на первое место ставили основные фонды: насыщенность техникой, ее новизну и проч. В рыночной же экономике при оценке предприятия самое пристальное внимание уделяется человеческому фактору: кто является владельцем предприятия, из кого состоит команда менеджеров, каков их профессиональный уровень, какова мотивация их деятельности и почему, наконец, они собрались вместе на данном предприятии. Это и есть те вопросы, которые потенциальный инвестор в первую очередь задает себе, начиная работать с заинтересовавшим его бизнес-планом. Прямые и косвенные указания на высокую эффективность персонала менеджеров предприятия должны появляться не только в специальном разделе, но и, по мере возможности, в других разделах бизнес-плана.

2. Техника составления бизнес-плана

Успешная подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа, который в обязательном порядке должен содержать излагаемые ниже компоненты.

1. Полное официальное название фирмы, под Которым она значится в регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы.

2. Организационно-правовая форма предприятия.

3. Юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия.

4. Почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического.

5. Телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты.

6. Фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица. При этом желательно указать несколько контактных телефонов, включая домашние.

7. Дата: месяц и год составления и рассылки плана.

8. Порядковый номер экземпляра.

9. Гриф конфиденциального характера документа. [3, с.231]

Каждый бизнес-план должен иметь подробное оглавление с указанием страниц, что облегчает читателям работу с планом. Считается, что инвесторы, получающие в день по несколько десятков, если не сотен бизнес-планов, тратят в среднем на каждый из них не более пяти минут. И только в случае, если при беглом просмотре что-то в плане привлекло внимание, этот план удостаивается более внимательного изучения.

Трудно представить себе кредитора или инвестора, который бы разбирался одинаково хорошо во всех отраслях современного производства, учитывая его все возрастающую сложность и диверсификацию. Владельцы же предприятия или новой технологии, пытаясь убедить инвесторов в ее выгодности, часто невольно переходят в тексте бизнес-плана на техническую и квазитехническую терминологию. Малопонятные термины затрудняют понимание текста и быстро утомляют читателя. Для того чтобы этого избежать, целесообразно в приложении к бизнес-плану дать глоссарий специальных терминов и не забывать в тексте почаще делать ссылки на него. При этом следует помнить, что малоизвестные термины или выражения могут встречаться не только в технике или науке, но и в области экономики.

В ходе составления бизнес-плана его авторы часто ссылаются на различные документы типа регистрационного свидетельства, устава акционерного общества или патентную документацию. Включение этих документов в текст бизнес-плана может неоправданно расширить его и затруднить процесс чтения и восприятия. Однако для кого-то из работающих с бизнес-планом наличием подлинность этих документов имеет основное значение при принятии решения о финансировании. Компромиссным вариантом для таких случаев будет выделение специального приложения в конце бизнес-плана, которое обычно обозначается подзаголовком «Сопроводительные документы».

К числу сопроводительных документов обычно относят всю документацию, использованную при составлении бизнес-плана, включая финансовые расчеты. Ниже перечисляются наиболее распространенные из документов, относимых в раздел сопроводительных документов:

— описание постов, должностные инструкции, кадровые справки;

— товарные спецификации, буклеты, чертежи, фотографии;

— прейскуранты, инвентарные ведомости;

— образцы рекламных материалов;

— копии договоров и контрактов;

— финансовые документы: расчет и анализ валовой прибыли. бюджета, баланса движения денежных средств за год и за пять лет, анализ финансовых коэффициентов и расчет точки безубыточности. [3, с.241-242]

Роль исполнительского резюме (краткого изложения бизнес-плана на 2—3 страницах) сродни роли оглавления: оно должно привлечь внимание читающего. Учитывая, что это первый раздел, который читает кредитор/инвестор, исполнительское резюме, возможно, является самым главным элементом бизнес-плана. В исполнительском резюме составители документа должны коротко и сжато рассказать о предприятии, его продукции (товаре или услуге), ресурсах, поставщиках и клиентах, а главное, о его рыночных возможностях и перспективах, нарисовав полную финансовую картину с расчетом предполагаемой прибыли и ее использования. При этом весь материал надо донести до читателя так, чтобы у последнего обязательно возник интерес к предлагаемой сделке.

3. Содержание бизнес-плана

Для кредиторов важно получить как можно больше сведений о предприятии (фирме), поэтому они проявляют большой интерес к его (ее) истории. Их, как правило, интересует все: начали ли предприниматели новую деятельность или же купили готовое предприятие (фирму), расширяют ли они производственную деятельность или отпочковались от более крупной материнской фирмы. Должен быть указан статус фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), дата и место основания (регистрации) фирмы, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние пять лет. Приветствуется даже изложение достижений и анализ ошибок (разумеется, исправимых) фирмы за весь или обозримый период ее деятельности.

В начале основного раздела бизнес-плана дается краткое описание бизнеса: направления деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом, и как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем результатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Составитель плана должен объяснить, почему он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного конкретного предприятия (фирмы).

Описание товара или услуги

В этом маленьком, но важном разделе предприниматель должен рассказать о продукции своего предприятия (фирмы): описать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его (ее) преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу. Важно указать в данном разделе, какой интеллектуальной собственностью располагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты производства.

Инвестор почувствует интерес к предприятию (фирме), если увидит, что производимый им (ею) товар или услуга имеют уникальные свойства, например существенные преимущества в цене или потребительских качествах. Такие преимущества обозначаются в мировой коммерческой практике специальным термином «уникальность товара». Если таких преимуществ нет. то это большой минус для предприятия (фирмы) и составителям бизнес-плана следует позаботиться об их разработке.

Производственный (организационный) план

Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия (фирмы) качественно и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия (фирмы). Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на предприятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал.

Но степень интереса стороннего вкладчика несоизмерима с интересом собственника предприятия (фирмы). Поэтому роль производственного плана в бизнес-плане зависит от ориентации последнего либо на внешних инвесторов, либо на внутренние потребности. В зависимости от этого производственный план может быть схематичным или развернутым.

Степень детализации производственного плана связана также с характером производства: чем выше технологическая сложность производственных процессов, тем подробнее производственный план.

Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.

Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность, экстремальные условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.

Внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.

Риски, В этом разделе предприниматель показывает инвестору, насколько его бизнес рискован и какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определяется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.

Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются материальные и людские ресурсы предприятия.

К материальным ресурсам (фондам) относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.

Наибольший интерес для кредиторов и инвесторов представляет анализ людских ресурсе в, и прежде всего управленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что, как бы заманчивы ни были идеи, изложенные в документе, успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.

Менеджеры/владельцы. В этом разделе не только поименно перечисляется весь управленческий персонал, но и объясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности. Отдельно рассматриваются такие группы, как: активные инвесторы, предоставившие предприятию капитал, консультации или экспертизу; сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и проч.); юрисконсульт; члены Совета директоров, в число которых помимо собственных директоров обычно включают известных в кругах бизнеса деятелей; консультантов из других фирм, в том числе юридических, банков, бирж, университетов и т. п.

Организационная схема управления предприятием показывает, как взаимодействуют службы, кто и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности. Банкиры и инвесторы обращают на это особое внимание, поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты.

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура, естественно, несложная, но и в ней должны быть заложены основы для ее дальнейшего роста и усложнения. В любом случае должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана: в схеме должны найти отражение стратегия и методы, изложенные в других разделах.

Кадровая политика и стратегия должны дать представление о философии, которой руководствуется фирма при решении кадровых вопросов, что в значительной степени определяет лицо фирмы, так как оказывает влияние на ее долговременную эффективность. Здесь рассматриваются условия подбора и найма персонала, размеры и структура вознаграждения и другие формы стимулирования персонала, включая участие в прибылях. [4, с.65-69]

В этом разделе фирме необходимо разъяснить потенциальным партнерам, как она намерена воздействовать на рынок и потребителя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. В зависимости от товара, региона, размера бизнеса и прочих факторов маркетинг-план может выглядеть по-разному, но, как правило, в нем содержатся следующие разделы: маркетинговая стратегия; анализ рынка; ценообразование, система продвижения товара.

Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться исходя из самого понятия маркетинговой стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия (фирмы) и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе предприниматель детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг), определяет рынки, на которые его предприятие (фирма) будет ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому отдельному виду товаров/услуг, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения сформулированных целей.

Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния отрасли, к которой относится данное предприятие (фирма). Хороший анализ отрасли выявляет основных конкурентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие (фирму). Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем.

Помимо конкурентов на развитие рынка оказывают влияние и другие внешние факторы, такие как государственное регулирование, политика поставщиков, политическое положение в стране и общественное мнение. Если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, то его следует рассмотреть подробнейшим образом.

Здесь также может быть рассчитан предполагаемый объем продаж предприятия (фирмы), при этом отдельно по периодам с учетом сезонности продаж; товарам и услугам; группам потребителей.

По каждому из указанных критериев целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не »дин, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический.

Любая фирма, претендующая 1а привлечение внешнего финансирования, должна провести 1редварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене), а также рассмотреть комплекс мер, которые следует принять в случае изменения цен конкурентов.

При определении ценовой стратегии обычно исходят из целей фирмы, поэтому для разных фирм или различных стадий жизненного цикла товара ценовая политика может и должна быть различной. При выходе на новые рынки для привлечения покупателей устанавливаются заниженные цены.

Новый товар хорошо известной фирмы, наоборот, может претендовать на более высокие гены в течение периода, когда он находится вне конкуренции. Цена может быть подчинена достижению совершенно конкретной задачи, выраженной в конкретной цифре нормы прибыли или сроков окупаемости затрат и т.д.

Система продвижения товаров/услуг. Сюда относятся разработка оптимальных схем логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание кантов сбыта (магазинов, фирм-посредников, дилерской сети) и методов стимулирования продаж, организация послепродажюго обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения.

При описании методов стимулирования продаж предприниматель сообщает будущим инвесторам, что представляет собой его фирменный стиль, использует ли он товарный знак, организует ли ярмарки и выставки, осуществляет ли продажу в рассрочку и проч.

В области послепродажного обслуживания в бизнес-плане должна быть изложена схема гарантийного, обслуживания, приведены расчеты средней стоимости ремонта и запасных частей, а также средние сроки ремонта.

Относительно рекламной кампании фирмы надо сообщить в плане, сколько средств выделяется на рекламу, какие виды рекламы используются фирмой и есть ли связь между затратами на рекламу и прибылью фирмы.

Здесь мы подошли к самому, вероятно, сложному разделу бизнес-плана. В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах бизнеса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие находятся на подходе к ней. В настоящем исследовании будут приведены требования к составлению финансового раздела бизнес-плана исходя из международных требований.

К числу плановых и отчетных форм, упомянутых выше, относятся:

— оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару и рынку;

— планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие (фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;

— план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия (фирмы);

— балансовый отчет, подводящий итог деятельности.

Важным элементом финансового плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия (фирмы), который может быть произведен двумя способами:

с использованием формулы или посредством построения графика.

Подробный анализ коэффициентов, рассчитываемых на основе финансовых документов, которые приводятся в финансовом разделе бизнес-плана, и методика их расчета изложены в специальной литературе по подготовке бизнес-планов. [15, с.31-38]

3. Помимо сопроводительных документов и исполнительского резюме (краткого изложения содержания) бизнес-план состоит из описания компании, ее бизнеса, продукции, производственного (организационного) плана, маркетингового и финансового плана. Последний является наиболее сложным разделом бизнес-плана.

Таким образом, каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все это отражается в бизнес плане.

1.2 Методика разработки прогнозного баланса


Cоставление общего бюджета предприятия или организации можно разделить на этапы: составление управленческого баланса, разработка бюджета финансовых средств, а также разработка бюджета прибылей и убытков. Прогнозный баланс предприятия составляют обычно на основании результатов этих двух основных бюджетов.


При подготовке прогнозного баланса на будущий период деятельность организации можно оценить более точно. Такой баланс не является только бухгалтерским документом, а относится к области стратегического планирования, поэтому и в составлении управленческого баланса должны принимать участие не только бухгалтеры, но и экономисты, и финансисты. Как правило, способ составления прогнозного баланса не очень отличается от порядка составления периодического или годового бухгалтерских балансов. Показатели активов и пассивов, из которых состоит прогнозный баланс, должны быть равны. Нужно учесть, что при составлении прогнозного баланса статьи активов и пассивов интерпретируются на основе показателей всех зафиксированных в документах бюджетов за прошедшие периоды, а также на основе предварительных данных на начало бюджетного периода. [8, с.429]


Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива па сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.


Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации или метода процента от продаж.


Процедура этого метода основана на следующих предположениях:


— основные средства организации задействованы на полную мощность, и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;


— предприятие работает стабильно, и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);


— изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.


Алгоритм расчетов методом процента от продаж:


Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).


Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносится в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.


Определяется нераспределенная прибыль прогнозного года: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов на этой итерации расчетов принимается на уровне отчетного года).


Выявляется потребность в дополнительном финансировании, и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.


Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).


В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.


Процедуру сведения баланса методом процента от реализации целесообразно компьютеризировать, что существенно облегчит и ускорит увязку баланса.


Для приблизительного расчета потребности во внешнем финансировании (в частности, без учета эффекта обратной финансовой связи) можно воспользоваться следующей формулой:


Для составления прогнозного баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации.


Прогнозирование основано на тщательном анализе как, можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить стабильность отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.


Прогнозирование требует использования разных бухгалтерских отчетов, охватывающих как можно большее количество периодов. Повторяющуюся деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.


Разработка прогнозного баланса должна осуществляться в следующей последовательности:


1. Анализ текущего финансового состояния организации по данным аналитических таблиц;


2. Анализ финансовых результатов и факторов, влияющих на них;


3. Определение относительных и абсолютных изменений в структуре активов, пассивов, доходов, расходов;


4. Построение прогнозного баланса. [6, с.137-138]


Составление прогнозного баланса начинают с определения ожидаемой величины собственного капитала (СКn +1).


Уставный капитал обычно меняется редко, поэтому в прогнозный баланс его можно включить той же суммой, что и в последнем отчетном балансе. Предположим, что Добавочный капитал в течение 2010 г. не увеличился и не уменьшился, то есть его величина отсутствует вообще. Предположим, что его не будет и в будущем году. Резервный капитал, предположим, тоже не изменился. Таким образом, основным элементом, за счет которого изменяется сумма собственного капитала, является прибыль, остающаяся в распоряжении организации.


Размер прибыли можно рассчитать, исходя из ориентировочно установленного процента рентабельности, который исчисляется по данным динамики показателя отношения прибыли от реализации к выручке.


Прогноз объема выручки является результатом изучения таких факторов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *