в чем проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры
в чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре. не менее 4 признаков.
Ученик (133), закрыт 10 лет назад
В основном, растения в тундре, являются МНОГОЛЕТНИКАМИ, мелкими кустарниками и травянистыми растениями с многолетним зимующим корнем. Однолетние растения в тундре почти совершенно отсутствуют, и количество их закономерно убывает по направлению с юга на север.
Характерная особенность обитателей суровой Арктики — это подготовка С ОСЕНИ зимующих почек. В это время года удается внутри почек без труда обнаружить не только зачатки будущих листьев, но и бутоны.
Плодоношение у растений-полярников идет тоже чрезвычайно БЫСТРЫМ ТЕМПОМ. Так, например, на Таймыре находили снежный лютик и северный проломник в стадии зрелых плодов уже 27 июля, то есть еще в самом начале арктического лета.
БЫСТРО ПРОБУЖДАЕТСЯ от зимнего сна полярная флора, молниеносно начинает она свое развитие, чтобы успеть закончить его в течение короткого лета.
К этому следует добавить, что среди арктических растений имеется большое количество вечнозеленых, то есть таких, листья которых осенью не отмирают, а зимуют в зеленом виде и весной с первыми лучами солнца начинают ассимилировать, то есть усваивать углекислоту.
Приспособления, уменьшающие испарения, мы привыкли обычно находить у растений-сухолюбов, растущих в условиях недостатка влаги, поэтому наличие их и представителей арктической флоры с первого взгляда может показаться странным. В самом деле, хотя в тундре выпадает незначительное количество осадков, но благодаря непроницаемому слою из вечной мерзлоты в почве всегда имеется достаточное количество, нередко даже и избыток влаги. Тем не менее поступление воды в растение бывает здесь затруднено вследствие низкой температуры почвы, понижающей общую жизнедеятельность корней; в силу сильного нагревания поверхности почвы, особенно в летние дни, и иссушающей деятельности ветров, испарение здесь очень сильное. Этим и объясняется засухоустойчивая структура арктических растений, уже давно подмеченная путешественниками и позволившая известному ботанику Вармингу искать некоторое внешнее сходство между растительностью Сахары и растительностью Гренландии.
Всё это способствуют ослаблению вентиляции вокруг растения и к скоплению среди отдельных плотно прилегающих друг к другу частей растений значительного количества неподвижного воздуха, являющегося, как известно, плохим проводником тепла. Однако основной причиной морозостойкости полярной флоры все же является высокая концентрация клеточного сока, благодаря чему температура замерзания расстения сильно понижается. Несомненно, большое значение имеют здесь и особые внутренние свойства самой протоплазмы.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Приспособления организмов к условиям обитания»
1. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?
Нет, нельзя. Почва имеет определенную структуру и в состав почвы обязательно входят живые организмы.
2. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее четырех признаков.
1) короткий вегетационный период обеспечивает быстрое цветение и плодоношение до наступления низких температур;
2) поверхностное расположение корней объясняется подтаиванием только поверхностного слоя (из-за вечной мерзлоты), из которого растения всасывают воду;
3) опушение и восковой налёт на листьях уменьшают испарение воды;
4) низкорослость предохраняет от воздействия ветров и низких температур
3. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?
В местах ведения сельского хозяйства подрост деревьев уничтожается пасущимися животными.
4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зимующие стадии растений и беспозвоночных животных имеют много сходных физиологических особенностей. (2) У них повышается интенсивность обмена веществ. (3) Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов. (4) Обычно увеличивается содержание воды в тканях, особенно в семенах и зимних почках растений. (5) Покоящиеся стадии могут длительно переживать условия зимовки. (6) Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. (7) В мире животных в анабиоз не впадают простейшие, для них характерна циста.
2 – у растений и животных понижается интенсивность обмена веществ
4 – обычно уменьшается содержание воды в тканях
7 – анабиоз характерен для простейших, он наблюдается на стадии цисты
5. Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
1) появление воздухоносных полостей в органах растений обеспечивает их плавучесть (накопление кислорода);
2) механические ткани развиты слабо в силу высокой плотности воды (ослабленной гравитации);
3) слабое развитие корней в силу поглощения воды и минеральных веществ поверхностью растения;
4) расположение устьиц на верхней стороне плавающих листьев способствует испарению воды;
5) плавучесть плодов обеспечивает распространение семян водой;
6) подводные листья лентовидные (или сильно рассечёные), что предотвращает повреждение листьев при быстром течении
6. Почему на верховых болотах, расположенных в северных широтах, обитают засухоустойчивые (например, багульник болотный) и насекомоядные (например, росянка круглолистная) растения? Ответ обоснуйте, исходя из экологических особенностей (абиотических факторов) верховых болот.
1) в верховых болотах низкая температура воды;
2) в верховых болотах повышенная кислотность воды;
3) низкая температура и повышенная кислотность воды замедляют её поступление в корни растений, поэтому растения засухоустойчивые;
4) недостаток кислорода в воде;
5) бактерицидные вещества (сфагнол);
6) недостаток кислорода и бактерицидные вещества замедляют гниение органических веществ;
7) медленное гниение приводит к недостатку минеральных (азотистых) веществ;
8) насекомоядные растения пополняют недостаток азота за счёт питания насекомыми
Презентация по биологии на тему «Адаптация растений в тундре России» 9класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Адаптация растений в тундре России Автор:Бескоровайная Валентина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МКОУ СОШ пос. Рудный Кавалеровского муниципального района Приморского края
Цель: Изучение особенностей адаптации растений тундры России. Тундра Тундра — прекрасной нежности полна, Тундра — какая сила ей дана, Тундра — твоим просторам нет границ, Тундра — стада оленей, стаи птиц. И.Я. Матрёхин, саамский поэт
Тундра Слово «тундра» происходит из саамского языка. Саамы – коренные жители Кольского полуострова – называют словом «тунтури» безлесные вершины сопок. Типичная тундра это безлесная территория с низкорослым и не всегда сплошным растительным миром. Мхи и лишайники лежат в его основе, на их фоне развиваются низкорослые цветковые растения — кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в натуральной тундре нет. Лишь на самом юге тундровой области можно натолкнуться на отдельные деревья. Тундра
Территория тундры Снимок со спутника зоны распространения тундр на Земле Карта распространения тундр на Земле Тундровая зона занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива. Местами тундры доходят до Северного полярного круга. Наибольшей протяжённости с севера на юг зона достигает в Западной и Средней Сибири. Тундры занимают 1/6 территории России.
Естественный отбор выработал у растений ряд защитных приспособлений к неблагоприятным условиям тундры Низкорослость Стелются по земле Небольшие корни в поверхностном слое почвы Мелкие листья с волосяным и восковым налётом Многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки Растения многолетние Яркая окраска цветов Короткий вегетационный период Анабиоз Подушковидная форма растений Развитие контрактильных корней Повышение концентрации клеточного сока
Горец живородящий Брусника За короткое лето семена этого растения созреть не успевают. Вместо них в нижней части соцветия у горца образуются особые выводковые почки, внутри которых находятся крошечные «готовые» растеньица. Попав в почву, они тут же пускаются в рост. Листья кожистые, с загнутыми краями, имеют на нижней поверхности маленькие точечные ямочки. В этих ямочках находится булавовидное образование, у которого клетки стенок наполнены слизистым веществом, способным поглощать воду. Смачивающая верхнюю поверхность листа вода переходит на нижнюю сторону, наполняет ямки и поглощается.
Мак полярный Летом сухие пригорки и склоны тундровых холмов расцвечены желтыми и оранжевыми цветками полярного мака. У мака в промерзлой почве зимует морозостойкое корневище, от которого с приходом весеннего тепла сразу же отрастают новые стебли. Морошка Морошка – родственница малины. Это многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. К зиме вся надземная часть растения погибает, а весной вырастает очередной побег. Морошка двудомное растение.
Подушковидные растения Клюква Многолетние травянистые, обычно вечнозелёные, с укороченными, обильно ветвящимися и тесно расположенными побегами. По таким растениям можно ходить, как по твердой почве. Издали их трудно отличить от валунов. Клюква – вечнозелёный стелющийся кустарничек. Под снегом зимуют и зелёные листья, и красные ягоды. азорелла
Карликовая ива Голубика Дриада (куропаточья трава) Вереск
Пушица Новосиверсия ледяная (арктическая роза) Вероника седая Родиола розовая
Благодарю за внимание! Работу выполнила: Бескоровайная В.А., учитель биологии МКОУ СОШ пос. Рудный Кавалеровского муниципального района. Арктическая тундра на острове Врангеля
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-037344
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чём проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры? Укажите четыре адаптации. Обоснуйте их значение для жизни в тундре.
Ответ:1)Мелкие листья, покрытые восковым налетом– уменьшают испарение воды, так как холодная вода медленно всасывается и передвигается. 2)Поверхностное расположение корневой системы – почва прогревается на небольшую глубину. 3)Небольшая высота растения – меньше испаряет влагу и защита от замерзания, растение зимует под снегом, где теплее.4)Короткий вегетационный период из-за короткого лета.
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ретровирус в качестве генома содержит молекулу РНК. При заражении клетки он создаёт ДНК-копию своего генома и встраивает её в геном клетки-мишени. Фрагмент генома ретровируса имеет следующую последовательность:
Определите последовательность фрагмента ДНК-копии, которая будет встроена в геном клетки-мишени. Определите последовательность фрагмента белка, синтезируемого на данном фрагменте ДНК-копии, если цепь, комплементарная исходной молекуле РНК, будет служить матрицей для синтеза иРНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
РНК ретровируса: 5’-АЦГ-УАУ-ГЦУ-АГА-УГЦ-3’
ДНК –копия: 3’-ТГЦ- АТА-ЦГА-ТЦТ-АЦГ- 5’
иРНК: 5’-АЦГ-УАУ-ГЦУ-АГА-УГЦ-3’
аминокислоты белка: тре-тир-ала-арг-цис
28. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
Решение:
Р1: ♀ длинный, черная ♂ длинный, черная
F1: 3 длинный, черная, 1 длинный коричневая
Р2: ♀ короткий черная х ♂ короткий черная
F1: расщепление по генотипу 1:2:1:2.
Решение: Появление в потомстве коричневой окраски говорит о гетерозиготности родителей по окраске и о том, что коричневая окраска- рецессивный признак.
|
Второе скрещивание
G | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ длинный черная | ААВв длинный черная | АаВВ Короткий черная | АаВв Короткий черная |
аВ | АаВВ Короткий черная | АаВв Короткий черная | ааВВ гибель | ааВв гибель |
В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре?
1.В тундре летом много света, но недостаток температуры, в связи с этим почва оттаивает на небольшую глубину, под которой находится вечная мерзлота.
2.корни не могут уходить в почву, а значит в тундре нет высоких растений, растительный покров представлен лишайниками, мхами, травянистыми растениями
3.такие деревья как карликовая береза и ива представлены именно карликовыми формами
4.в тундре – короткий вегетационный период, мелкие листья
Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
ОТВЕТ:Во время хранения живые клетки дышат и при дыхании используют органические вещества и испаряют воду
Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
ОТВЕТ:При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
ОТВЕТ:При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.
Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
ОТВЕТ:При разрезании повреждаются вакуоли, и из них вытекает клеточный сок.
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ:Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?
ОТВЕТ:Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?
ОТВЕТ:Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
ОТВЕТ: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус, парные – весла и сросшиеся – лодочка. Корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.
Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?
Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?
Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
Почему лишайники называют «пионерами» растительного покрова?
1.Лишайникипервыми поселяются в самых бесплодных местах.
2.Выделяя кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы, а отмирая, образуют перегной.
По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.Ответ:
3) тело грибов образовано гифами.
По каким признакам отличают царство грибов от царства животных?
1. ведут прикрепленный образ жизни
2. имеют неограниченный рост
3. имеют твердую клеточную стенку
4. размножаются спорами
5. отсутствуют органы и ткани, тело представлено мицелием;
6. всасывают воду и питательные вещества.
Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее 4 особенностей.
1) имеют грибницу и плодовое тело; 2) размножаются спорами и грибницей; 3)по способу питания — гетеротрофы; 4) большинство образуют микоризу.
5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена
Как человек использует бактерии?
1. В очистных сооружениях
2. В быту и пищевой промышленности
В микробиологическом синтезе для получения лекарств и других веществ.
Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?
Лишайник — это симбиотический организм. Его тело, слоевище, состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органически вещества в процессе фотосинтеза.
При отсутствии сапротрофных бактерий жизнь на земле была невозможна. Почему.
2. отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление химических элементов в биосферу и разорвет их круговорот.