в чем проявляется познавательная активность ребенка дошкольника
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста
Вера Александровна Павлова
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста
В современном обществе важнейшей социальной задачей является активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение.
Понятие «познавательная активность»включает две составляющих: «активность» и «познавательность».
Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития и динамику активности.
Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности,предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении к миру – в стремлении проникнуть в его мировоззрение, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е.в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:
1. Ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;
2. Интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.
Характерными чертами познавательной активности являются:
1. Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям
2. Глубина, характеризующаяся не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений
3. Динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности
4. Действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметами и явлениями, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели
Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.
В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в из основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности.
По сравнению с нормальными детьми с задержкой психического развития характеризуются снижением уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно такие дети несколько расторможены, многословны.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с задержкой психического развития сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Т. В. Егорова (1973, А. Н. Цымбалюк (1974) пишут о характерных для детей с задержкой психического развития особенностях познавательной деятельности: дети избегают поисковой активности, не ставят вопросов ни перед собой, ни перед взрослыми; они удивляют окружающих своей несобранностью, невнимательностью; им трудно принять и тем более удержать задание, планировать предстоящую деятельность; у них нет готовности к волевым усилиям; нерешенная задача из не смущает; они не умеют правильно оценить результат своего труда. Работоспособность у этих детей, как правило, низкая, причем она падает тем быстрее, чем она больше нагрузка на интеллект. Механическая, однообразная работа их утомляет меньше.
При обучении недостаточность познавательной активности проявляется и в том, что эти дети не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи.
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определенного взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже сказано педагогом.
Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивать долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов.
Как же организовать познавательную деятельность дошкольника? Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
1. становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе
2. формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации
3. формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления)
4. развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления
5. развитие восприятия
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информирование об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология №6, 2003
2. Бобылева Л. Интерес к природе // Дошкольное воспитание №1, 2002
3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольниковчерез приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ, 2005
4. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. –Балашов: Изд-во «Николаев», 2005
5. Лучич М. В.Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989
6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венера. – М., 1986
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию «»Развитие познавательной активности.
Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Наталья Валерьевна Захарова
Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Внешне она проявляется в следующем:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Для этого вида активности характерны:
— стремление решать интеллектуальные задачи;
— стремление получить средства для решения указанных задач;
— потребность в интеллектуальных достижениях;
— вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т. п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
— установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
— интерес к значению незнакомых слов;
— ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам,характерным для этого вида добавляются:
— вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
— свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
— стремление выполнять задания повышенной трудности;
— поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
— использование собственных примеров по изучаемой теме;
— стремление поделиться с взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
— относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
— интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
— самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
— поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
— интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
— выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
— активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
— желание высказать и отстоять свою точку зрения;
Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. В исследовании определены критерии познавательной активности детей дошкольного возраста: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.
Таким образом, познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Анализируя вышесказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» Коллекционирование.
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.
Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии. Ознакомление с природой – важное средство.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.
Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.
Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаОдной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является.
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» О. В. Коржова, воспитатель МДОУ «Детский.
Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Класс: д/с
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: cостоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении уcвоить способ познания и применять его на другом материале. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.
Имеют место следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В cтаршем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе познавательной и исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Проявление познавательного интереса В.А.Онищук связывает со следующими стадиями:
В центре внимания детей на этой стадии, не получение готового материала, готовой информации и не cама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получает такой вид детской деятельности, как экспериментирование.
Известно, что Н.Н.Поддьяков на первое место в развитии познавательной активности ставит экспериментирование и поисково-исследовательскую деятельность детей.Результаты исследований Н.Н.Поддьякова говорят о том, что формирование и развитие пробующих действий наиболее успешно происходит в условиях самостоятельной поисковой деятельности, протекающей путём проб и ошибок.
Характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность.
На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе). В младшем дошкольном возрасте малышей интересует название действий, предметов, их качеств и свойств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Ребёнок спрашивает «Что это?», «Кто это?» и, тем самым, ищет ответ у взрослых, которые должны удовлетворять любознательность юного «исследователя».
По мере взросления дети в своих вопросах стараются уточнить полученные знания, задавая вопросы «Как?», «Почему?». Ребёнок задаёт вопросы и тогда когда в обычном знакомом он видит что-то новое, необычное. Дальнейшее развитие интереса идёт по пути овладения действиями. Из интереса к действию возникает интерес к трудовой деятельности, появляются тенденции к наблюдению, к размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника всё больше и больше становится стремление к знаниям (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе и др.).
Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребёнка (А.И.Сорокина). Отражая в разных видах детской деятельности различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений.
Таким образом, можно выделить основные проявления познавательных интересов у старших дошкольников:
Подводя итог, cледует сказать, что в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Следовательно, важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Литература