в чем проявляется поликультурность
Что такое поликультурность, понятия
Реферат
на тему
«Идеи «политкультурности» и молодежные экстремистские течения.»
Студент: Алексеев Никита Андреевич
Курс 2; группа 13-Э-18
Преподаватель: Алёшкин Владимир Васильевич
2020г.
подпись (дата)
Содержание
2. Что такое поликультурность, понятия…………………………. 4
3. Основных источники терроризма и экстремизма………………5-6
4. Субъекты экстремисткой деятельности…………………………7-8
5. Законы против экстремизма…………………………………. …9-10
7. Молодёжное движение……………………………………. ……13-16
10. Список использованной литературы………………………. 21
Введение
Что такое поликультурность, понятия
Поликультурность – это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, но что же подразумевается под поликультурностью?
Во-первых, это может означать, что в одном обществе существует множество культур.
Во-вторых, это может означать, что есть люди, связанные одновременно с несколькими культурами, то есть существуют «многокультурные» люди.
Проблема состоит в том, как сделать жизнь в многокультурном обществе комфортной для всех Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно- экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.
Основных источники терроризма и экстремизма:
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
Терроризм – это сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития.
Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).
Экстремизм многообразен, также разнообразны порождающие его мотивы. Основными мотивами являются материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворённости реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодёжной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности.
Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определённых мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.
Экстремистская деятельность предполагает:
· Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
· Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
· Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
· Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
· Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и т.д.
Идея поликультурности
Реферат
На тему: «Идеи поликультурности и молодежные экстремистские течения»
Студент 13-Э-18 группы
Алешкин Владимир Васильевич
Содержание
Проблемы образования. 4
Классификация молодежных экстремистских организаций……………………………. 8
Введение
Проблемы образования
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. В понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждению идей о едином мире.
Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:
· глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
· формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
· создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
· формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
· воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
· формирование и развитие умения критически мыслить;
· формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
· формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
· воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;
· использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с
Идея поликультурности
После распада СССР (1991 год) началось активное проникновение различных западных культур в РСФСР.Характерной, начиная с 90х годов XX века, в России стала идея поликультурности.
Поликультурность – это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур. Но что же подразумевается под поликультурностью?
Во-первых, это может означать, что в одном обществе существует множество культур.
Во-вторых, это может означать, что есть люди, связанные одновременно с несколькими культурами, то есть существуют «многокультурные» люди.
Проблема состоит в том, как сделать жизнь в многокультурном обществе комфортной для всех Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно- экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.
Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
Поликультурность современного образования
Понятия «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», «полиэтническая образовательная среда», «культура межнационального общения»
Поликультурное образование – важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Поликультурность (образования) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих единое общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира (Словарь-справочник по педагогике, авт.-сост. В.А. Мижериков, 2004.с. 290.)
В отличие от своих российских коллег, американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении.
Анализ принципов поликультурного образования в России и США свидетельствует, что российские исследователи берут за основу, главным образом, философию гуманизма и кросскультурализма, предполагающую признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, акцентирующую равенство, самоценность и многообразие культур, важность их интеграции, гуманных, толерантных отношений между представителями разных культур.
Американские ученые, не отрицая значимости гуманистического и кросскультурного подходов, выдвигают на первый план основные положения критической теории расы и принципы критической педагогики. Напомним, что суть принципов критической педагогики сводится к тому, чтобы дать возможность каждому человеку выйти за пределы своего культурного опыта, критически воспринимать реальность и самому определять дальнейшую стратегию решения проблем, не утрачивая при этом веру в идеалы и желания стремиться к ним. Критическая теория расы уделяет главное внимание вопросу деятельности общественных институтов, имеющей расистскую направленность, чтобы привлечь внимание к нуждам этнических групп, гражданские и общечеловеческие права которых ущемлены.
Поликультурное воспитание:
– Способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев).
– Выбор интернационального воспитания, означающий интегративно–плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский).
– Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).
– Подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой совего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).
– Это не только воспитание толерантного, уважительного отношения к другим культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека (Е.В. Бурцева).
Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование её общей культуры.
Научно-педагогическую основу поликультурного развития личности составляет культурологический подход к воспитанию. В соответствии с культурологическим подходом каждый участник межкультурных коммуникационных процессов выступает как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, которые сформировались под воздействием традиционной системы воспитания, характерной для конкретного этноса. Если учащийся, осваивая культуру, делает открытия в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное, классическое содержание образования обеспечить не может.
Таким образом, содержание поликультурного образования предполагает приобщение к традициям субкультур, трансформацию доминирующей культуры как базы образования, а счет интеграции с иными культурными ценностями и предусматривает диалог, который в состоянии организовать лишь педагог, открытый культурному многообразию собственной страны. Несмотря на очевидную актуальность данного подхода, общеобразовательные заведения слабо ориентированы на диалог культур. Поликультурное образование остается на периферии педагогического образования. Существует необходимость интенсификации научных исследований по поликультурному воспитанию, соответствующей корректировке стратегии непрерывного образования учителей, в том числе и в системе последипломного образования.
Этнос –целостная функциональная система, объединяющая и интегрирующая все процессы организованного сообщества в структуре географическо-ландшафтных территорий, в направлении нэгентропийного развития социума, то есть обеспечивающая поступательное развитие самого человека-личности, как главнейшего элемента мироздания.
Дата добавления: 2015-12-29 ; просмотров: 10335 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
В чем проявляется поликультурность
Феномен поликультурности, его идеи и принципы в образовательном пространстве современной России
Звягинцева Елена Петровна,
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-2»
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
аспирант кафедры «Педагогика и психология» Челябинской академии культуры и искусств,
Валиахметова Людмила Васильевна,
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-2»
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
В статье рассматривается понятие концепта поликультурности, его исторический генезис и актуальность в современном образовательном процессе, а также идеи, цели, задачи, принципы и составляющие элементы, лежащие в его основе. Авторы доказывают необходимость разработки эффективных социально-педагогических условий и средств организации рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: поликультурность, образовательный процесс; задачи, функции, принципы поликультурного подхода, образование.
В средствах массовой информации, ориентированных на публику мыслящую, в профессиональных педагогических кругах активно обсуждается феномен растущего бескультурья современного общества. При этом основной педагогической доктриной наших дней по-прежнему остается принцип «Образование – часть культуры». В чем же причина этих противоречий, где с одной стороны – усилия педагогов, направленные на воспитание человека, способного выстраивать взаимоотношения и развиваться в поликультурном пространстве, а с другой стороны – низкий уровень этой самой культуры и в процессе межличностного общения, и в деловой среде? Попробуем разобраться.
Идеи поликультурности имеют глубокие исторические корни. Мысли о необходимости развития личности ребенка в поликультурной среде развивались в философских и педагогических трудах А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Л. Песталоцци, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.
Обобщая данные идеи, следует обратить внимание на возможности их интерпретации в современный период (табл. 1).
Историко-прогностический анализ идей поликультурности.
Возможность современной трактовки
Я. А. Коменский «Пампедия»
Формирование умений жить в мире с другими, готовности выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей
«Руководство к образованию немецких учителей»
Стратегия развития ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности
Путь к общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание
Внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию
Идея о «благодетельном синтезе», под которым понимается «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей
Взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отразится и на развитии всего человечества
Новые вопросы, встающие перед чужой культурой, каких она сама себе не ставила, поиск ответов на эти вопросы и новых смысловых глубин. Диалогическая встреча культур не приводит к сливанию, смешиванию, поскольку каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, взаимообогащаясь при этом
Возможности культурообогащения и развития ценностей собственно национальной культуры
В. С. Библер «Школа диалога культур»
Механизмом взаимовлияния личностей-культур выступает диалог, интерпретируемый как форма общения отдельных людей, способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе
Развитие культуры мышления и нравственной культуры приводят к необходимости перехода от идеи «человека» к идее «человека культуры»
Источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре
Развитие ценностей личности в соответствии с развитием ценностей культуры
Современные педагоги также уделяют большое внимание понятию поликультурности. По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, и где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей [Бондаревская А.И.].
Под поликультурностью Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, В.Р. Ясницкая и др. понимают совокупность социально-психологических характеристик, обеспечивающих возможность мирного сосуществования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума.
По мнению А.В. Перцева, главным вопросом современных философов является вопрос о выяснении особенностей традиционного менталитета, сохраняющего значительную степень инерции по отношению к идеологическим — «демократическим» и «тоталитарным» — воздействиям, в различных постсоциалистических обществах. Исследование этих особенностей позволит оценить эффективность уже произошедших на протяжении последних полутора десятилетий преобразований, определить перспективы дальнейшего реформирования посттоталитарных обществ и избрать наиболее действенные пути и средства такого реформирования (воздействия на общество с учетом особенностей инерции существующих в нем менталитетов) [ Перцев А.В. ]. Данные идеи оптимизируют поликультурный компонент профессионально ориентированного образования.
Поликультурный подход рассматривался в работах таких исследователей, как Дж.Бэнкс, К.Грант, О.В.Гукаленко, Н.В.Кузьмина, И.Ю.Макурина, Л.Л.Супрунова, П.Янг и др. Подходы к проблеме поликультурности в мировой педагогике эволюционировали от идеи ассимиляции обучаемых — теории аккомодации (Д. Равич и др.) этнических групп посредством воспитания до политики плюрализма (Дж. Бэнкс и др.). Поликультурное образование — это основа объединения многокультурного этнического опыта, сосуществование общенациональных ценностей и права личности на национально-культурное самовыражение. Идея поликультурного образования предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе (Дж.Бэнкс, К.Грант, П.Янг и др.). В свете нынешних тенденций глобализации и интеграции России в мировое экономическое, политическое, культурное пространство, данные идеи не только могут, но и должны найти применение в образовательном процессе.
Как отмечалось выше, в России общая парадигма профессионального образования ориентирована на культуру, и в педагогической науке приобретает особую актуальность идея достижения ценностных смыслов – национальных и общечеловеческих. Идея поликультурного образования предполагает предотвращение непонимания, возникающее при общении разных национальностей.
Немецкий ученый В. Миттер в своих исследованиях утверждает, что «поликультурное образование может рассматриваться как межличностные отношения, то есть как сеть образовательных процессов (включая их организацию и результаты), характеризуется сосуществованием детей (и взрослых), происходящих из различного поколения и среды» [Миттер В.].
Идей немецкого коллеги поддерживает российский ученый Л.Л. Супрунова, отмечая, что «цель поликультурного образования… состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласия с людьми разных национальностей, рас, верований» [Супрунова Л.Л.].
Анализ педагогической литературы (И.С.Бессарабова, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.В.Макаев, З.А.Малькова, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л.Супрунова, и др.) позволил выявить, что поликультурный подход способствует созданию поликультурной среды, которая призвана за счет диалогового общения, познания, созидания и приобщения студентов к национальной и общечеловеческой культуре воспитывать профессионализм в его культурной идентификации. Познание поликультуры способствует развитию языковых навыков студентов и обеспечивает дальнейшую самореализацию личности в поликультурном мире, способствует быстрейшей социализации выпускников.
Опираясь на источники научной литературы, можно выявить некоторые задачи поликультурного подхода, такие как:
1) актуализация диалога и взаимодействия культур;
2) контрастивное овладение содержанием иноязычного образования;
3) творческая целесообразность, сохранение и создание новых профессиональных и языковых ценностей;
4) воспитание уважения к истории и культуре других народов;
5) создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия личности с элементами других культур.
Функциями поликультурного подхода в этом случае являются:
1) формирование культуры профессионального языкового знания студента;
2) развитие культуры профессионального языкового поведения студента;
3) формирование эмоциональной языковой культуры;
4) формирование культуры саморазвития студента в поликультурной среде.
Таким образом, можно уточнить, что под поликультурным подходом к профессионально ориентированному иноязычному образованию мы подразумеваем такой образовательный процесс, который обеспечивал бы создание формирующей языковой среды студента, обогащал бы личность будущего специалиста ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры, вовлекал бы студентов в диалоговое общение, сотрудничество и самореализацию сущностных сил и способностей личности в ее профессиональной идентификации.
При этом возможно определение следующих принципов данного подхода.
Принцип полилингвизма как присущая всем говорящим способность изучать (самостоятельно или в процессе обучения) и использовать языки (более одного) в разной степени и для достижения разных целей [Council of Europe]. Образовательная ценность полилингвизма состоит в том, что он составляет основу положительного восприятие других языков; позволяет говорящим осознать значимость оценивания других языков, которые используют они сами или другие личности, даже если эти языки выполняют различные функции [Council of Europe].
С учетом принципа полилингвизма отбирается, организуется, излагается и закрепляется языковой учебный материал. Представление студентам языковых материалов направлено на формирование у них новой внутренней языковой системы, что происходит поэтапно, по мере усвоения новых языковых явлений, а также новых понятий, специфичных для иностранного языка. Формирование системы иностранного языка неизбежно проходит под влиянием сложившейся ранее системы языка студентов и имеющегося языкового сознания [ Тимирбаева Г.Р. ]. Это влияние носит положительный характер (при соотношениях сходства), проявляющийся в потенциальных переносах совпадающих элементов из одной системы в другую, или отрицательный характер (при имеющихся межъязыковых соотношениях различия или частичного несовпадения), проявляющийся в интерференции.
Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой поликультурного диалога на основе идей педагогики толерантности. Отсюда мы определяем принцип толерантности.
С точки зрения поликультурности и толерантности в философском аспекте на современном этапе В.Е. Кемеровой, М.Б. Хомяковым сформулированы следующие позиции:
· толерантность есть одна из основных универсальных ценностей современного общества;
· универсальность толерантности связана с усилением глобализационных тенденций с одной стороны и стремлением к сохранению национальной идентичности с другой;
· толерантность приобрела статус глобальной социокультурной проблемы;
· необходимость принятия плюрализма современного поли культурного мира, что требует развития плюрализма парадигм толерантности [ Хомяков М.Б. ].
В качестве целей педагогики толерантности выступают:
1) передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с людьми других национальностей и культур;
2) формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личностной системе ценностей самого обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору);
3) мотивация толерантного поведения и установки на толерантность на основе первых двух целей.
Последняя из перечисленных целей представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действительности, к целостному восприятию другого с сознанием и принятием его отличительных характеристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу, половому, возрастному, профессиональному и другим признакам [ Филонов Г. Н. ].
При этом необходимо учитывать принцип контекстности обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом, обучение, с одной стороны, ориентировано на выполнение студентами социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом будущей профессиональной и социальной деятельности студентов [ Вербицкий А.А. ]. При этом контекст выстраивается с учетом уровня владения родным языком. Л.С.Выготский пишет: «…сознательное и намеренное усвоение иностранного языка совершенно очевидно опирается на известный уровень развития родного языка» [ Выготский Л.С. ].
На основании проведенного анализа в соответствии с субъектами организации педагогического процесса, можно прийти к заключению, что поликультурный компонент профессионально ориентированного образования студентов как сложный многоуровневый феномен, включает в себя:
· аксиологическую составляющую обучения, ориентированную на познание студентом совокупности мира ценностей, созданных человечеством и имеющих значимость для общества, ориентированную на понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, образования, деятельности и общения в поликультурном обществе. Целью профессиональной подготовки студентов вуза является поли культурно ориентированная личность, обладающая системой ценностей межкультурного характера. На основе анализа социальных тенденций, характера профессиональной деятельности современного специалиста, существующей в педагогике научной литературы нами были выделены следующие поли культурные ценности [ Крипон Н.С. ]:
1) толерантность (активная позиция и психологическая готовность личности к терпимости и уважительности во имя позитивного взаимодействия);
2) эмпатия (способность понимать психологическое состояние Другого, сопереживание, которое создает эмоциональную основу толерантности);
3) автономия личности (внутренняя независимость, основанная на способности самостоятельно планировать, организовывать, управлять процессом собствен ного развития).
· когнитивную составляющую иноязычного обучения, определяющую не только владение иностранными языками, но и способствующую формированию научных представлений о процессах глобализации, культурном своеобразии и разнообразии мира, специфики взглядов на профессиональное общение в других культурах;
Обоснование данных позиций актуализирует использование поликультурного компонента профессионально ориентированного образования в вузе как возможности глубокого погружения в языковую практику, выработки культуросообразного поведения будущего специалиста, соблюдения междисциплинарности и фундаментальности образования и ориентации на практическую профессиональную деятельность.
В заключение важно отметить, что практика иноязычного образования в вузе требует не только исследовать поликультурный компонент, но и разработать наиболее эффективные социально-педагогические условия и средства организации рассматриваемого процесса. Для этого практикующим преподавателями и исследователям в области педагогики следует обратиться к методологическим подходам, найти и выделить основные принципы, которые служат методологической базой в процессе профессионально ориентированного образования. От успешной реализации этих задач может зависеть будущее России: продолжится ли процесс погружения в пучину бескультурья, игнорирование процессов интеграции в мировое пространство на принципах равноправия, или у страны есть шансы стать нацией высококультурных людей, способных влиться в любую поликультурную среду во всех сферах деятельности: политической, экономической, культурной, духовной.
2. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов / Монография. – Ростов н/Д, «Булат», 2010.
4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000., с.443.
5. Крипон Н.С. Формирование культурных ценностей в процессе межкультурной коммуникации / Современные технологии образования: Сб. науч. тр. 3 межрегион. заочной научно-практич. конференции /под ред. Т.Е. Климовой, Романова Е.В. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 109-111.
7. Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности проблема становления России и Запада. – Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2002. – 254 с.
8. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе / Педагогика.-2011.-№4.- С.16-28.
10. Филонов Г. Н. Теория поликультурного образовательного пространства / Педагогика. – 2006. – №3. – С. 102-105.
Поступила в редакцию 17.01.2014 г.