в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания
Относительная самостоятельность общественного сознания
Общественное сознание и его разнообразные формы при всей зависимости от общественного бытия имеет относительную самостоятельность.
Проявления относительной самостоятельности общественного сознания от общественного бытия заключается в том, что:
1) общественное сознание не просто отображает общественное бытие, а осмысливает его, раскрывает сущность общественных процессов. Оно имеет тенденцию отставания от бытия. Известно, что глубокое осмысление бытия становится возможным лишь тогда, когда оно приобретает зрелые формы и проявляет себя наибольшей мерой. Вместе с тем, общественное сознание может и опережать общественное бытие: опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно найти важнейшие тенденции их развития и предусмотреть ход событий;
2) общественное сознание в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства. Это свидетельствует о наследственности в развитии общественного сознания, благодаря которому сохраняется и развивается духовное наследство поколений, накопленное в разных сферах общественной жизни. Общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но и имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Показательным в этом аспекте есть развитие науки, искусства, морали, религии, философии;
3) относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в ее активном влиянии на общественную жизнь. Разные идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления в сфере искусства и религии могут играть прогрессивную или реакционную роль в развитии общества. Они могут оказывать содействие духовному обогащению общества, его укреплению и развитию или вести к разрушению и деградации личности и общества,
4) важной чертой относительной самостоятельности общественного сознания является последовательность в ее развитии: идеи, теории, все то, что представляет содержание духовной жизни общества, не возникает на новом месте, а формируется и утверждается на основе духовной культуры прошлых эпох, которые представляют непрерывный процесс функционирования и развития общества.
Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные ее носители – человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Без основных носителей общественного сознания – конкретных людей – она невозможна. Поэтому общественное сознание способно существовать и полноценно функционировать только в индивидуальном, т.е. через индивидуальное сознание, которое является духовным миром данной конкретной личности, ее взглядами, чувствами, представлениями, расположением духа.
Закон относительной самостоятельности общественного сознания
Как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Когда появляется разделение материального и духовного труда, становится возможным его отрыв от общественного бытия, появляется возможность представить общественное сознание как полностью независимое от материального бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания означает, что, будучи зависимым, от общественного бытия, оно вместе с тем обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций: 1) отставании, в конечном счете, от общественного бытия, 2) преемственности, 3) неравномерности развития уровней и форм сознания.
Отставание общественного сознания от общественного бытия обусловлено в значительной мере консервативностью, живучестью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют коренным образом изменившейся действительности.
Относительная самостоятельность общественного сознания выражается в преемственности идей, традиций, чувств и т.д.
Удержание и накопление духовной культуры вместе с тем зависит и от поставленных тем или иным классом целей или задач, которые, в свою очередь, зависят от глубины осознания этим классом объективных процессов, происходящих в обществе, и, соответственно, от возможности и способности достижения им поставленных целей.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерном развитии форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного и философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Наиболее тесно связаны с трудом и экономическими отношениями экономическое, политическое, правовое сознание, и потому они изменяются быстрее остальных форм сознания.
Относительная самостоятельность общественного сознания
Общественное сознание возникает и развивается на основе общественного бытия. Материалистическое обоснование этой зависимости опровергло идеалистическое решение вопроса о соотношении между общественным сознанием и его объективной реальной, основой. Наряду с идеалистическим толкованием этого вопроса встречается и метафизическая трактовка, объявляющая духовную жизнь общества, а с ней и общественное сознание пассивным отражением материальной деятельности людей. Эта точка зрения была характерна для взглядов вульгарных материалистов и экономистов. Она остро критиковалась Ф. Энгельсом и В. И. Лениным на рубеже XIX и XX веков. Однако эта точка зрения до сих пор бытует у буржуазных идеологов, ведущих борьбу против теоретических основ мировоззрения рабочего класса и стремящихся фальсифицировать марксизм-ленинизм.
Положение об относительной самостоятельности общественного сознания важно для всего диалектико-материалистического мировоззрения. Без признания относительной самостоятельности общественного сознания нельзя объяснить его активное воздействие на действительность и обосновать активную роль марксистско-ленинской идеологии во всех областях общественной жизни. Если бы общественное сознание не обладало относительной самостоятельностью, то нельзя было бы объяснить сложного развития духовной жизни, получалось бы, что и все изменения в духовной жизни происходят лишь в той мере, в какой изменяется общественное бытие.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.
Различные формы проявления духовной жизни общества не только воздействуют на материальные общественные отношения, они также воздействуют друг на друга. Так, политическое сознание влияет на правовое, нравственное, художественное и т. д., а эти последние, в свою очередь, воздействуют друг на друга и на политическое сознание. Политика, право, философия и т. д. представляют собой не абстрактные сущности, а формы конкретной общественной деятельности людей. Поэтому воздействие друг на друга различных форм общественного сознания следует понимать как систему, в которой взаимодействуют люди, связанные с определенными общественными отношениями.
Общественное сознание обладает относительной самостоятёль-ностью, стимулирующей его активную роль в развитии общества.
С возникновением организованного рабочего движения резко возросла его борьба за изменение социальных условий жизни, сопровождавшаяся повышением сознательности трудящихся: сознание масс стало важнейшим условием в борьбе за построение нового общества. Как известно, исторический процесс до появления сознательного рабочего движения, вооруженного передовой теорией, практически совершался стихийно, то есть общественные законы реализовались в деятельности людей, направленной на ограниченные цели в рамках эксплуататорского общества, подчиненного стихии рыночных отношений. Сущность самих процессов и их результаты оставались скрытыми для людей. Социалистическое общество возникает и развивается лишь в результате сознательных действий
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 420.
обходимо абстрагироваться от всего индивидуального, случайного, особенного. Индивидуальное сознание существует — если обратиться к ленинскому замечанию о соотношении отдельного и общего — не иначе как в связи, ведущей к общественному сознанию. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат элементы общественного сознания, вместе с тем отдельное сознание (сознание индивида) никогда не может полностью войти в общественное сознание. Последнее по сравнению с индивидуальным имеет определяющий характер, оно по разнообразным каналам доходит до индивида и в большей или меньшей степени влияет на его сознание.
Связь между индивидуальным и общественным сознанием имеет конкретно-исторический характер, определяемый господствующими общественными отношениями. В современном капиталистическом обществе господствующий класс.располагает могущественным аппаратом воздействия на сознание масс. С развитием стран социалистического содружества и ростом антимонополистических сил в самих капиталистических странах у многих людей происходит процесс переосмысления действительности, изменение их индивидуального сознания. В условиях неантагонистического общества нет пределов для развития сознательного, гармонического человека, его индивидуальное сознание стремится к максимальному соответствию с общественным сознанием, адекватно отображающим социальное развитие. Вместе с тем различия между индивидуальным и общественным сознанием не исчезают, индивидуальное сознание приобретает здесь качественно новый, более высокий уровень.
Относительная самостоятельность общественного сознания
Относительная самостоятельность общественного сознания
Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития Поясним его действие на примере. Студентам хорошо известна яркая и неповторимая эпоха европейского Возрождения. Можно ли духовное, в том числе философское, содержание Возрождения вывести только и непосредственно из современного Данте, Николаю Кузанскому, Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело, Эразму Роттердамскому, Шекспиру общественного бытия XIV–XVI веков? Несомненно, социальные сдвиги, которыми ознаменовалось уже начало развития капитализма, имели первостепенное значение для становления гигантов Возрождения. Но само это становление было бы невозможно, если бы они не опирались на гуманистическое наследие своих предшественников и, в частности, не возрождали традиции античной философии и культуры.
Функционирует и закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарных обществах под каблуком господствующего политического сознания (и политической практики, разумеется) находятся, по сути дела, все остальные формы. Из содержания нравственного сознания выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Гитлер, например, публично провозгласил «освобождение» немцев от такой, по его мнению, химеры, как совесть. В служанку политической идеологии превращается философия. Это отнюдь не означает абсолютного застоя философской мысли в условиях тоталитаризма (скажем, в последние семь десятилетий у нас): несмотря на все препоны и рогатки шло накопление прогрессивных идей для последующего взлета философского сознания. В нашей стране такой взлет был подготовлен трудами Э. В. Ильенкова, П. В. Копнина, А. ф. Лосева, Т. И. Ойзермана, М. К. Мамардашвили, Э. С. Маркаряна и др. Но факт остается фактом — философия в значительной степени была вынуждена приспосабливать свои выводы к потребностям и мифам тоталитарного режима. Превратные изменения происходят и с религией, изменения, которые Гегель с полным основанием назвал бы очередной «иронией истории». Религия, которая сама когда-то (в условиях европейского средневековья) была высшей санкцией существующего строя, попадает сейчас под его пяту. Мы не говорим уже о правосознании, основные принципы которого — и прежде всего принцип презумпции невиновности — вытесняются соображениями «революционной», «национально-патриотической» и т. п. целесообразности.
Рассмотрим еще один и, пожалуй, важнейший закон, характеризующий общественное сознание — закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Сразу же оговоримся, что термин «обратное воздействие» применен здесь довольно условно, то есть общественное бытие и общественное сознание в интересах анализа разводятся настолько, чтобы можно было их взаимодействие выразить в привычных понятиях кибернетики. В действительности же, как мы видели, общественное бытие и общественное сознание не суть нечто внешнее по отношению друг к другу: общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания, то есть, как писал М. К. Мамардашвили, содержит в себе свои же отображения в качестве необходимого внутреннего элемента собственного действия[118]. Вот эта органическая, системная зависимость и придает такую активность общественному сознанию.
Таким образом, воздействие общественного сознания на общественное бытие не может рассматриваться как простая способствующая функция: дескать, и без такого воздействия общественное бытие будет функционировать и совершенствоваться, а воздействие лишь видоизменяет формы и темпы социальных процессов. На самом деле все обстоит, как мы видели, сложнее, органичнее и системнее, хотя на формы и темпы развития бытия сознание тоже воздействует. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. А это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.
Читайте также
5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Характеристика процесса становления и развития общественного сознания проясняет многие его особенности, которые появились при определенных условиях бытия людей, а затем и проявились в различных формах общественной деятельности. Вне
[12. Формы общественного сознания]
[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,
Относительная самостоятельность техники
Относительная самостоятельность техники Нетрудно заметить, что и технологический оптимизм и технологический пессимизм имеют одно философское основание — техницизм, при котором отношения между обществом и техникой предстают в превращенном виде, техника
Специфика религии как формы общественного сознания
Специфика религии как формы общественного сознания На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовидной формы общественного сознания выступает религия. Уже по Фейербаху корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях
1. Наука как форма общественного сознания
1. Наука как форма общественного сознания Наука и эмпирическое знание Функции науки не могут быть правильно и глубоко поняты без выяснения ее корней, ее генетических связей с эмпирическим знанием, добываемым обществом в процессе каждодневной человеческой практики.При
Относительная самостоятельность развития науки
Относительная самостоятельность развития науки В то же время наука, как и общественное сознание в целом, обладает относительной самостоятельностью. Это означает, что получая внешний импульс к развитию, «команду» на развитие от социальной системы в целом и ее подсистем,
9.2. Система общественного сознания
9.2. Система общественного сознания Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, заметим, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные
4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ «АБСТРАКТНОГО»
4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ «АБСТРАКТНОГО» Материалистическая диалектика исходит из того положения, что абсолютной «конкретностью» обладает лишь вся природа в целом, природа, бесконечная в пространстве и времени, в бесконечном
Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы
Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы Недостатки в общефилософском подходе к проблемам социального детерминизма отчасти компенсировались относительно высоким уровнем теоретического решения этих проблем в конкретных областях исторической
4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания
4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания Время от начала 1845 и до конца 1848 г. было для Маркса и Энгельса временем не только усиленной политической деятельности, но и интенсивной разработки основ социально-исторической концепции. Среди работ этого
§ 1. Историчность структур общественного сознания
§ 1. Историчность структур общественного сознания Возможен вопрос: кому принадлежит сознание? Если оно формируется в ходе человеческого взаимодействия, т.е. является почти буквально во взаимопонимании нескольких, двух как минимум, субъектов, так, может быть, оно вообще
[12. Формы общественного сознания]
[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,
§ 2. Право как форма общественного сознания
§ 2. Право как форма общественного сознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы.Социально-философский подход к исследованию правосознания, принимая во внимание
Общественное сознание и его структура
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:12, контрольная работа
Описание работы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3 1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания………………………………………………..………. 4
Понятие общественного сознания………………………………………. 4
Относительная самостоятельность общественного сознания…………..7
Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология………………………..
Структура общественного сознания……………………………………. 9
Теоретическое и обыденное сознание…………………………………….9
Общественная психология и идеология…………………………………13
Список литературы………………………………………………………………16
Работа содержит 1 файл
философия.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа по философии на тему:
«Общественное сознание и его структура»
группы 96-002 Заикина Е.А.
Введение………………………………………………………… ………………. 3 1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания………………………………………………..…… …. 4
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных им искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и заканчивая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а так же по степени своей зависимости от общественного бытия.
Сущность сознания состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активного творческого преобразования его. Функция «опережающего отражения» сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее.
Человека всегда подвергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия, прежде всего его основы – экономики. Любое будущее рисуется как некий социальный идеал, и не приходиться удивляться, что возникающие несоответствия не удовлетворяют интерес творчески ищущего духа к наличной действительности, поскольку ферменты, вызывающие преобразования наличной действительности, такому духу уже перестали соответствовать. Ведь наличная реальность суть реализации идеалов, некогда витавших в головах реформаторов, а теперь эта действительность есть как бы окаменевший дух. Это обуславливает острое противоречие между устремлениями творческого духа и соответствующими реалиями.
Общество есть материально- идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия, ибо оно дано созданию отдельного индивида. Здесь следует сказать о мире надличностного духа. Это то, что можно воспринимать, осмысливать и критиковать. Все это становиться возможным, когда возникает язык, с помощью которого индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия.
Подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Исторически взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализовалась таким образом: на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер – через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения и др., а обратное воздействие общественное сознание приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание, как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса, в своем влиянии на бытие она может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».
В сфере общественного сознания относительная самостоятельность проявляется во внутренней логике и специфических закономерностях развития, преемственности, взаимодействии различных сторон и форм сознания, в способности человека заглядывать вперед, в будущее.
Как общественное, так и индивидуальное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, не слепо копирует его, а обладают относительной самостоятельностью, порой весьма значительной.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том отношении, что оно в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т.д., исходит из этих достижений. Это называется преемственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.
Так же относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на общественную жизнь. Разного рода идеи, теоретические концепции, моральные принципы, направления в области искусства и религии могут играть прогрессивную или, напротив, реакционную роль в развитии общества. Это определяется тем, способствуют ли они его духовному обогащению, упрочению и развитию или же они ведут к разрушению и деградации личности и общества.
2.1. Структура общественного сознания
Термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного сознания и т.д.
Общественное сознание является весьма сложным образованием, включает в себя разнообразные взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику. Из каких же элементов складывается структура общественного сознания и как они соотносятся между собой?
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни – обыденное и теоретическое, общественная психология и идеология, а так же формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становиться на его обыденно-психологическом уровне.
Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разделении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние так же воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.
В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в то же время, как бы не развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Выражением обыденного сознания является, например, «здравый смысл», с позиции которого в принципе можно рассматривать и обсуждать любые события социальной действительности и явления природы. Но далеко не всегда его выводы будут справедливыми, ибо его возможности ограничены эмпирическими обобщениями и метафизическими рамками.