в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей

Современный дошкольник на пороге школы

Автор: Фомина Татьяна Алевтиновна

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого человека,

человека, умеющего жить в современном мире,

ориентироваться в любой жизненной ситуации».

Эрих Зелигманн Фромм

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.

Нет одного конкретного аспекта готовности к школе, оно многокомпонентное и включает в себя: физиологический (физическая готовность), психологический (психологическая готовность) и социально- личностный аспект (социальная готовность). Все эти аспекты взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Главным критерием подготовки к школе должен быть сформированный познавательный интерес, то есть ребёнок должен хотеть учиться. Если он этого хочет, то переход в школу становится для него радостным этапом в жизни, связанным с открытием нового.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. На вопрос «Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от Вас в этом же возрасте?» подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, всё быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни.

Современный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, чем приобретает.

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Дети привыкли к более насыщенным событиям и персонажам произведения, поэтому тексты учебников для них скучны и непонятны, обладают малой побудительной силой и становятся, по сути, лишь текстами для упражнения навыка чтения. Соответственно, и рассказ о прочитанном не увлекает ребёнка.

Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает ос­воить мобильный телефон и компью­тер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьёй и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих инте­ресов, потребностей, возможностей. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощён­ными, открытыми, проявляют большую самостоятель­ность, инициативность, они проявляют чувства свободы и не­зависимости.

Наряду с определёнными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер явля­ется не роскошью, а средством труда, познания, досуга.

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объёмом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребёнка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребёнка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребёнок окружён телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Серьёзная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребёнку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

Более низким оказывается уровень развития общения современных детей: они не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил. Это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с её сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребёнка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребёнка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребёнка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, весёлые, но по большей части пустые, ребёнку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Мы живём в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведём и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Социально-психологический норматив будущего школьника, заданный в соответствующих документах отчётливо свидетельствует, что школа ждёт совершенно иного ребёнка, нежели тот, который сегодня в неё поступает. В документах чётко прописан образ идеального дошкольника, готового приступить к школьному обучению: самостоятельный, любознательный, активный, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обладающий развитой речью, воображением, эмоционально отзывчивый, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, овладевший необходимыми умениями и навыками и универсальными предпосылками учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок приходит в школу, начинает учиться, имея в своём арсенале достаточно развитые познавательные процессы, навыки социального взаимодействия, должный уровень мотивации, которые станут основой, базой для формирования универсальных учебных действий.

Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.

Источник

Коммуникативные проблемы у детей

в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Смотреть фото в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Смотреть картинку в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Картинка про в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Фото в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Смотреть фото в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Смотреть картинку в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Картинка про в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей. Фото в чем проявляется низкий уровень развития общения современных детей

Возрастные трудности общения

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:

От полутора до трех лет

Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.

В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.

Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.

От трех до четырех лет

Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.

Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.

От четырех до пяти лет

Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.

Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.

От пяти до семи лет

Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.

Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

От семи до одиннадцати лет

Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.

Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.

От одиннадцати до шестнадцати лет

Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.

Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.

Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.

Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.

Источник

Особенности общения детей разного возраста

1. Теоретическая часть

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе)благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет)

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки – все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Это одно из важных психических новообразований, и взрослые должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у подростка появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно-полезная, кружковая работа.

В качестве этапа переходного периода отрочество – время ломки старых, отживших форм, разрушение специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

Это благоприятный период для развития познавательной активности, любознательности ( возраст 10-12 лет). 11-14 лет – важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции, образа»Я». 13-15 лет – время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии.

Наиболее значим этот период для развития полноценного общения

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет.

Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы» и «они»(взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны. Их своевременная диагностика, определение конкретных способов помощи – важная задача деятельности взрослых(прежде всего психолога, работающих с подростком педагогов).

В этом возрасте встречается такое явление как подростковая ложь. Причинами ее возникновения могут быть: утверждение себя в глазах сверстников(приукрашивание своей жизни); столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.

Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение.(13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого.

Старший школьный возраст – ранняя юность (15-17 лет)

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

2. Практическая часть

Юсупов И.М. «Тест на эмпатию».

Литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
2. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной). М., «Просвещение»,1991.
3. Практическая психология образования (под ред. И.В. Дубровиной). ТЦ «Сфера», 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *