в чем проявляется кризис 3 х лет ответ
Кризис 3 лет у ребенка
Как определить кризисный период, типичные проявления кризиса 3 лет, как помочь ребенку его пережить и чего родителям делать не стоит
Как распознать кризис 3 лет?
Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».
Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.
Зачем нужен кризис 3 лет?
Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.
Причины и проявления кризиса
Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!
1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.
Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.
Перейдет в… здоровую амбициозность.
2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.
Причина: Он боится показать, что может передумать.
Перейдет в… уверенность в себе.
3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.
Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.
Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.
4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.
Причина: Он стремится к полной независимости.
Перейдет в… здоровую самостоятельность.
5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.
Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.
Перейдет в… силу характера.
6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.
Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.
Перейдет в… умение стоять на своем.
7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.
Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.
Перейдет в… гибкость ума.
Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.
Как реагировать на кризис?
Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность. Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.
Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдет его подростковый возраст.
Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.
Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!
Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:
Чего родителям делать нельзя
Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.
Кризис трех лет
Кризис трех лет – переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.
Общие сведения
Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик, постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.
Причины кризиса трех лет
Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:
Патогенез
Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.
Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года, а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.
Симптомы кризиса трех лет
Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.
Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.
Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.
Осложнения
Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции. У детей развивается энурез, ночные страхи, кошмары, заикание. Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой. Во время истерики существует риск получения травм. Затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.
Диагностика
В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу, неврологу, психиатру. Диагностика производится клиническими и физическими методами:
Рекомендации при кризисе трех лет
Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:
Прогноз
При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.
Кризис трех лет: симптомы и стратегия поведения родителей
Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша.Его называют трудным возрастом: относительно послушный, во всем полагающийся на взрослого и подражающий ему ребенок превращается в упрямого строптивца с непредсказуемым поведением и бурными реакциями. Сроки возникновения такого кризиса обычно приходятся на конец третьего — начало четвертого года жизни.
Кризис трех лет представляет собой взаимоотношений которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметное самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.
1. Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.
Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.
О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ
Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями.К ним относится:
— интерес к своему отражению в зеркале
— девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих
— мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.
Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик,они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.
Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.
Симптомы кризиса называют семизвездием кризиса 3 лет.
НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен.Например: ребенок только что отвергнув мое предложение пойти порисовать, идет и сам достает краски и бумагу. Ему важно негативно отреагировать на предложение исходящее от родителей, даже если ему идея порисовать нравится. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию. Трудно не заметить, что в такой ситуации сложно и ребенку и родителям, но есть в этом и плюсы.Вот какие: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Например, часто ребенок, требуя очередную машинку в магазине и получая ее, практически сразу теряет к ней интерес. Ему не нужна машинка, от так проявляет свое упрямство.
Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как воля, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.
СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения.
О положительном: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!
СВОЕВОЛИЕ или «Я-сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.
ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит?
Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги. Во время кризисаочень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни. В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.
ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.
Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т. д.). Например, ребенок, когда не хочет идти в детский сад, тоненьким голосочком пищит «Мама, я маленький, мне рано идти в сад, пожалей меня».Иногда необходимо ему подъиграть: его запеленать, дать ему соску, покачать на ручках как младенца. Ему хватает минут 10, и он снова становится 3-летним, вполне самостоятельным ребенком и добровольно идет в детский сад.
Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.
Кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет. Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли. Кризис должен протекать остро.
Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм – не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.
2. Стратегия поведения родителей.
Для того, чтобы разобраться с оптимальной линией поведения родителей, давайте обратимся к структуре личности в транзактном анализе. Э. Берн считает, что каждый человек может взаимодействовать с другим исходя из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. К Родителю относится позиция – надо, нельзя.Например: «Ты должен сделать это», или «Я запрещаю тебе это сделать». К Взрослому относится позиция – могу.Например: «Я могу помочь тебе». К Ребенку относится позиция – хочу.Например: «Я не хочу идти в детский сад».
Давайте рассмотрим поведение взрослого с этих трех позиций. Ребенок регулярно оказывается свидетелем происходящего в квартире ремонта. Ему очень интересно изучать инструменты. Особенно ему нравится дрель. Позиция родителя в роли Родителя в момент, когда ребенок взял в руки этот инструмент,будет звучать так: «Положи дрель, я не разрешаю ее брать». Ребенок будет настаивать изо всех сил. Таким образом, происходит конфликт власти, кто сильнее, тот и прав. И если в это время власть родителя оказывается сильнее, тогда воля ребенка подавляется. Кроме того, ребенок не получает опыт взаимодействия с инструментом.
Если родитель принимает позицию Ребенка,это звучит так: «Ну бери бери, получай свой жизненный опыт». Такой путь опасен для жизни и здоровья ребенка. И, следовательно, не пригоден для применения.
Между двумя крайностями родителям важно найти нормальную, адекватную позицию,а именно:
— нужно находиться рядом с ребенком и обеспечивать безопасность пока он маленький,
— постепенно его нужно научить самому это делать. Мы не запрещаем, мы постепенно научаем его этим пользоваться.В случае с дрелью это может выглядеть так: «Давай вместе просверлим дыру в стене, я буду держать дрель, а ты мне поможешь».
Таким образом, позиция Взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.
В семейной психологии есть такое упражнение. Его полезно знать, если в семье не сформированы или нарушены правила, есть проблемы с поведением ребенка. Приведу адаптированный вариант к нашей теме. И так, родителисадятся за стол переговоров и совместно вырабатывают перечень правил по трем пунктам:
Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами. Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени.В чем плюсы такой таблицы:
— уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,
— с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т. д.) и действовать слаженно с мнением родителей,
— ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.
— у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.
Приведу пример. Ребенку категорически нельзя трогать розетки, подходить к работающему духовому шкафу, оставаться без присмотра в наполненной водой ванной, нельзя бить других людей, нельзя портить дорогое имущество и т. д. Ребёнку можно совместно с родителями готовить еду, играть со строительными инструментами, плавать и нырять в ванной, лазить по шведской стенке и т. д. Ребенку можно рисовать на стенах, кататься по дому на самокате и велосипеде, распоряжаться своими игрушками по своему усмотрению, ходить по дому босиком и т. д.
Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.
Идеально выработанной родительской позиции быть не может. Родители сами не знают, где границы. Родителям вместе с ребенком нужно обучаться осознавать границы, вставать на место ребенка. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ. Человек приобретает опыт по принципу маятника. Мы качнулись в одну сторону – столкнулись с одной границей, сразу же качнулись в другую сторону – опять граница. Прощупав границы, мы понимаем, где баланс.
В ситуации кульминации кризиса, если родитель видит, что ребенок делает опасную для жизни вещь, его нужно брать под мышку и уносить в безопасное место. Он может орать, брыкаться, плакать, упрямится, но родителям другого ничего не остается. Единственное, что можно сделать, это сделать это с любовью и симпатией, а не с гневом, злостью и ненавистью к ребенку.
3. Последствия переживания кризиса трёх лет
Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с проблемой кризиса трех лет. В наше время, количество детей, испытывающих кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениями условий жизни, нестабильностью общественных структур, экономические и национальные катаклизмы, болезни. В кризисный период трех лет необходима помощь, как от педагога, так и от родителей, чтобы ребенок легче пережил этот «тяжелый период».
Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. Ребенок в очень короткий строк меняется весь в целом, основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционные течения событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Эти поворотные пункты в детском развитии, принимают иногда форму острого кризиса.
Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживают трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая ещё совсем недавно обеспечивала нормальный ход и воспитания и обучения.
Самой важной в теоретическом отношении особенностью критического возраста является негативный характер развития.
Прогрессивное развитие личности ребёнка, непрерывное построение нового, которое так отчётливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса затухает, временно приостанавливается. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребёнка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребёнок, вступающий в периоды кризиса, характеризуется обратными чертами; он теряет интересы, вчера ещё направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания,а теперь как бы замирает: прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевает. Это и имеют в виду в первую очередь, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Развитие как бы меняет свое позитивное, созидательное значение, заставляя наблюдателя характеризовать подобные периоды преимущественно с отрицательной, негативной стороны.
Кризисы психического развития – традиционный предмет психологического анализа. Начиная, с П. П. Блонского, все исследователи, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету. Из сказанного, можно сделать вывод об эволюционной роли кризиса и характере последующих изменений. Исходы кризиса различны: он может, как затормозить общий ход развития, так и привести к значительному росту, прогрессу развития. Кризис тесно связан с развитием личности (К. Н. Поливанова) тонко подмечает, что «прогрессивное развитие личности в периоды кризиса как бы затухает», тем самым, показывая внешне, поверхностный характер остановки, за ней скрываются глубинные процессы, без которых немыслимо продвижение.
Выделим общие черты кризиса трех лет:
1) кризис предшествует переходу на новую ступень развития
2) он является необходимым условием развития
3) содержание составляет «накопление противоречий в уже сложившейся актуальной, социальной ситуации развития» (Соколова, Николаева 1995)
4) общим итогом является возникновения ряда психологических новообразований, несвойственных предшествующим этапом развития (Соколова, Николаева 1995)
Неблагоприятные последствия кризиса являются повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды, ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный, качественный эволюционный скачок и неблагоприятный для состояния здоровья ребёнка функциональный баланс. Функциональный баланс поддерживается бурным ростом тела ребёнка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшается, дети подвержены заболеванием, особенно нервно – психическим.
В то время, как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
Позитивное значение кризиса трёх лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка.
Установлено, что если, кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте. Благодаря изменениям социальных отношений ребёнка, его аффективной сферы, всего, что для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребёнок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невротических детей именно в кризисе трёх лет мы нередко видим появление невропатических реакций, например, энурез, ночные страхи, неспокойный сон, иногда резкое затруднение речи, заикание, гипобулические припадки (ребёнок трясётся, бросается на пол, стучит руками, ногами). Кризис, в сущности, протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка.
Итак, период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок из беспомощного, полностью зависимого от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша.
Успешное прохождение этого периода очень важно, т. к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста).Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.
Кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить, т. к. происходит становление личности. Плохо, когда кризис «забивается» во внутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Кризис трехлетнего возраста никогда не проходит за пару дней, это тяжелый период и для родителей, и для самого малыша. Наберитесь терпения и анализируйте с ним каждый конфликт, объясняя при этом, где и в чем малыш был не прав.
Консультация для родителей «Кризис трех лет. Проявление кризиса» Консультация для родителей Кризис трех лет известен в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам». К нему неоднократно обращались.
Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. (консультация для родителей) Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психичес- ком развитии ребенка.
Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные.
Кризис 3 лет (консультация для родителей) Кризис 3 лет (консультация для родителей) Возрастные кризисы- закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного.
Консультация для родителей «Кризис 7 лет» Как преодолеть кризис семи лет? Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно.
Кризис трех лет К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.
Кризис трех лет-особенности, проявления, советы родителям Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит.
Родительское собрание «Я сам, или Кризис трех лет» Родительскому собранию на тему: «Я сам или кризис трех лет» в младшей группе №1 Цель собрания: познакомить родителей с кризисом трех лет.