в чем проявляется информационная культура
Урок 2
Информационная культура современного человека
Изучив эту тему, вы узнаете:
— какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
— как проявляется информационная культура человека;
— каковы основные факторы развития информационной культуры.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Основными факторами развития информационной культуры являются:
♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
♦ информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение
Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.
Что такое информационная культура?
Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.
В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.
Примеры информационной культуры
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:
Виды информационной культуры
Выделяются следующие виды информационной культуры:
Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Значение информационной культуры
Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.
Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.
Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.
Заключение
Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.
Информационная культура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Введение
Информационная культура — это возможность общества оптимально применять информационные ресурсы и коммуникационные средства, а также использовать для этого новейшие разработки в сфере информатизации.
При переходе к информационному обществу, нужно подготовить людей к правильному пониманию и анализу значительных информационных объёмов, освоению ими современных средств, методик и технологий работы. Следует отметить, что новые условия жизнедеятельности породили такой эффект, что информированность отдельного человека может зависеть от информации, которой обладают другие люди. То есть, уже мало умения человека самому приобретать и копить информацию, необходимо учиться подготавливать и принимать решения на базе коллективных знаний. Это означает, что люди обязаны обладать определённым культурным уровнем обработки информации. Именно этот факт и отображается появлением термина информационная культура. Другими словами, информационная культура является умением целеустремлённо использовать информацию и применять её с целью получить, обработать и передать эти данные при посредстве современных технологических средств и технического оборудования.
Информационная культура
В узком смысле информационная культура является уровнем, достигнутым в прогрессе информационного взаимодействия людей, а также параметром информационной области жизни человека, в котором возможно выделить уровень достижений, число и качественные показатели реализованного, направления дальнейшего развития, прогнозы на будущее. Чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, людям необходимо обладать информационной культурой как компонентом культуры в глобальном понимании. Она считается следствием различных наклонностей людей к творчеству и выражается следующим образом:
Готовые работы на аналогичную тему
Информационная культура вобрала в себя познания из тех научных направлений, которые помогают её прогрессу и адаптации к определённому типу жизнедеятельности (например, направления кибернетики, информатики и так далее). В информационном обществе требуется начинать процесс освоения информационной культуры с самого детства, вначале при посредстве игрушек на основе электроники, а далее при помощи персонального компьютера.
В информационном обществе центральным аспектом является общественное производство, которое сильно увеличивает требуемый уровень квалификации всех людей, участвующих в нём. По этой причине в методах развития информатизации необходимо главное внимание обратить на информатизацию образовательных процессов как направлений, сопряжённых с прогрессом информационной культуры людей. На сегодняшний день имеются все причины сказать о реализации новой информационной культуры, которая способна стать компонентом общечеловеческой культуры. Её базой способны быть познания об информационной среде, правилах её работы, способность ориентации в потоках информации. Российские специалисты считают, что информационная культура всё ещё остаётся показателем профессиональной культуры, а никак не общей культуры. Но с течением времени информационная культура превратится в главный фактор личностного прогресса всех людей. Прогресс информационной культуры объединяет во многих государствах коллективы людей, объединённых духовно общим пониманием всех проблем, в разрешении которых они участвуют. Информационная культура органично включена в повседневную общественную жизнь, что придаёт ей новые оттенки. Она ведёт к перемене большинства устоявшихся социальных, экономических, политических и духовных понятий, привносит абсолютно новые очертания в повседневную жизнь людей.
Освоение информационной культуры является путём к формированию универсальных качеств людей, что позволит людям реально понять самих себя и осознать своё место и свою роль в этом процессе. Главную роль в создании информационной культуры должно играть образование, формирующее новых специалистов информационного общества. У таких специалистов нужно выработать следующий набор умений:
Сегодняшняя информационная культура впитала в себя всё лучшее из предыдущих своих форм и сделала из них единый симбиоз. Являясь самым важным компонентом культуры эры информатизации, информационная культура, при этом, входит как нить во все иные фрагменты культуры, существование которых сегодня нереально без информационной культуры. Это обстоятельство определяет необходимость анализа и развития информационной культуры. При изучении информационной культуры следует выделить два главных аспекта, а именно социологический и технологический. То есть информационная культура с одной стороны является социальным феноменом, а с другой стороны — техническим и технологическим.
Информационная культура
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Информационная культура— умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
— в конкретных навыках по использованию технических устройств (от
телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
— в способности использовать в своей деятельности компьютерную
информационную технологию, базовой составляющей которой являются
многочисленные программные продукты;
— в умении извлекать информацию из различных источников: как из
периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее
в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
— в овладении основами аналитической переработки информации;
— в умении работать с различной информацией;
— в знании особенностей информационных потоков в своей области
деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура
Цели урока:
Оборудование:
доска, компьютер, рабочие файлы.
План урока:
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Повторение пройденного материала
Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:
III. Изложение нового материала
Информационная культура современного человека
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желании применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура»,
1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif» />