в чем проявляется грубость человека
Грубость
Из Википедии — свободной энциклопедии
Грубость — социально-психологическая черта человека, различные проявления жесткости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости, неуважения, излишней правдивости, несоблюдения социальных норм или этикета групп, культуры.
Грубость отрицательное моральное качество, характеризующее, пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости.
Грубиян стесняет окружающих. Он не стремится умышленно причинить вред людям, не желает унизить или оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя нередко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремится к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: в неотёсанной уверенности, что кроме него в мире никого нет; или, по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило бы сообразоваться.
В Грубости заключено безразличное отношение, не отличающее одно от другого, не способное учесть своеобразия действительности.
Формы грубости включают в себя невнимательность, нечувствительность, преднамеренно оскорбительные, невежливые, искусственные пасы, непристойность, ненормативную лексику и нарушение табу, такие как девиантность. В некоторых случаях акт грубости может зайти так далеко, чтобы быть преступлением. Она выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение (Выдержка), в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Грубость обязательно должна понимать следующее. Каждое произносимое нами слово может быть приветливо, спокойно и благосклонно. В слове сфокусирована огромная сила. Грубая речь неизбежно ведет к страданию. Грубиян лишает себя возможности жить в гармонии с самим собой и с внешним миром. Когда в человеке и мире вокруг него отсутствует умиротворение, счастье невозможно. Можно сказать человеку крайне неприятные вещи, даже смертный приговор, и не обидеть его. Обижаются не только на то, что сказал, но и на то, как сказал, какой тон выбрали. На степень грубости влияет, прежде всего, тон. Плохой тон означает враждебность. Человек думает, раз он говорит таким грубым тоном, со злостью и раздражением, значит, и то, что он говорит не справедливо и не правдиво. Раз он говорит грубо, значит, по мнению адресата, не прав. Рождается конфликт.
Грубость. В чем ее причина и как на нее реагировать?
Здравствуйте, дорогие читатели!
«Привычка реагировать негативно настолько укоренилась, что люди потеряли своё преимущество перед низшими живыми существами — сознание. Устрица тоже реагирует негативно на внешний раздражитель. Но человек, в отличие от устрицы, может сознательно и намеренно регулировать своё отношение к внешнему миру. Однако человек не пользуется этим преимуществом и отвечает агрессией на малейшее неудобство. Свою агрессивность он ошибочно интерпретирует как силу». Вадим Зеланд
Грубость вокруг нас.
К великому сожалению, грубость, исходящая от людей, представляет собой некую неизбежность в нашей жизни. Грубых людей мы встречаем повсюду: на улице, в транспорте, магазине, в зале заседаний, в чатах интернет-сайтов. Психологи утверждают, что грубость чем-то схожа с вирусом, который способен распространяться и заражать, как минимум – плохим настроением, а зачастую – такой же ответной грубостью. Такое ощущение, что грубость – это понятие всеобъемлющее. В чем причина? Я полагаю, что у каждого она своя, но наиболее распространенной является, конечно, желание возвыситься самому, принизив других.
10 полезных рекомендаций
Если вы не желаете быть втянутыми в эту грубую вакханалию, остро ощущаете тот факт, что вас пытаются втянуть в грубое общение, но не знаете, как обойти неприятную ситуацию, воспользуйтесь на выбор несколькими советами.
1. Примите тот факт, что вовсе нет ничего нового в грубости, она была всегда, во все времена. Оказывается, сам Платон возмущался молодежью, которая плохо себя ведет, позволяет себе не проявлять уважения к старшим. Люди порой настолько привыкают к грубому стилю общения, что просто-напросто забывают о том, насколько важно проявлять доброту, понимание, симпатию. Грубость была всегда, но этот факт вовсе не говорит о том, что мы обязаны вступать в порочный круг грубости.
2. Прервите «круг грубости». Грубость способна передаваться словно по цепочке, но только в том случае, если вы это себе позволите. Один акт проявления грубости способен запустить порочный круг и вызвать грубое поведение у других людей, а потом еще у многих, тем самым распространяя негатив. Вам могут испортить настроение, к примеру, в транспорте, вы принесете негатив на работу, ваши коллеги понесут его дальше, а вы домой. Остановите эту цепную реакцию, прервите этот порочный круг грубости, заменив его добротой и улыбкой.
3. Нельзя воспринимать грубость как нечто личное. Возможно, у обидчика просто скверное настроение и он выплеснул его, а рядом оказались вы, попав «под горячую руку». В таком случае следует тоже разрушить круг грубости, не отвечая грубияну собственным негативом.
4. Попробуйте реагировать на грубость добротой! Грубый человек может даже неосознанно стремиться заставить вас ответить ему той же грубостью, то есть, общаться на его уровне. Просто нейтрализуйте его дружелюбным ответом, оставайтесь позитивным. Подобный ход даст шанс грубияну успокоиться и сменить тональность. Поверьте, доброта – это великолепное противоядие от грубости. Да, это не просто, но можно попробовать, оставаясь спокойным и вежливым. По крайней мере, даже, если эффект не будет достигнут, вы сможете гордиться собой лишь потому, что не уподобились грубияну. А это уже не мало!
5. Примените юмор! Грубый человек всегда напряжен и тревожен. Вероятно, у него были какие-то неприятности ранее. А юмор, как известно, великолепно расслабляет и снимает напряжение. Предоставьте возможность оппоненту вместе посмеяться! Эффективна может быть самоирония или просто желание по-доброму посмеяться над сложившейся ситуацией.
6. Выразите критику за грубое поведение! Бывают ситуации, когда нет возможности исключить из общения грубого человека, который ведет себя по-хамски постоянно. Нельзя никому позволять относиться к себе неуважительно и издеваться над собой! Тогда имеет смысл напрямую, холодно и сдержанно, сообщить человеку, что стиль его общения неприемлем для вас, так как вы считаете его оскорбительным. Дайте ему шанс извиниться и впредь быть более вежливым.
7. Никогда не обостряйте ситуацию! Легче всего потерять над собой контроль и ответить «той же монетой». Избегайте драматизма! Контролируйте свое поведения, не уподобляйтесь грубияну, не опускайтесь на его уровень, ведь так вы только ухудшите ситуацию! Будьте выше, сохраняя спокойствие!
8. Умейте проявлять участие. Возможно, у человека, проявляющего грубость, в жизни сложная ситуация. Попробуйте показать ему, что вы его понимаете и сопереживаете ему. Пусть он почувствует, что вам не безразличны его жизненные трудности; скажите ему, что у вас тоже бывали не простые деньки. Но, если в ответ последует еще более открытая злоба, тогда просто отпустите ситуацию, в таком случае изменить поведение злого человека вряд ли удастся.
9. Будьте хорошим примером! Оставайтесь всегда справедливым, добрым, сострадательным, позитивным! Демонстрируя такие постоянные свои качества, можно постепенно стать хорошим примером для подражания. Но, если люди не способны стать хоть чуточку добрее, общаясь с вами, исключите их из своего круга, не позволяйте им наслаждаться собственной грубостью.
10. Избегайте грубых людей! В том случае, если вы перепробовали все способы, а положительного результата так и не достигли, значит, этот человек просто не способен на цивилизованное и вежливое общение. Лишите его аудитории, пусть у него будет меньше мишеней для демонстрации своей грубости. Патологически грубых людей стоит просто избегать! Если бы все прибегли к игнору грубиянов, тогда они остались бы в одиночестве, и, быть может, задумались бы.
Я желаю вам, дорогие читатели, иметь дело только с вежливыми и позитивными людьми! А остальным предлагаю объявить бойкот, пусть скучают в одиночестве! Всего вам доброго!
Грубость как поведение и высказывание
Поведение (мимика и жесты)и речь называют грубыми, если они содержат ругательные слова или действия, которые оскорбляют других людей (неприличные анекдоты, жесты, непристойные шутки).
Грубость
Иногда в общественном месте мы наблюдаем, что кто-то невежливо ведет себя по отношению к другим людям и произносит обидные слова в их адрес. Такого человека называют невежливым и грубым, потому, что он нарушает правила вежливости, приличия.
Некоторым грубиянам нравится оскорблять свою жену при каждом удобном случае в присутствии посторонних
Поведение, манеры, речь и тому подобное называют грубыми, если они содержат ругательные слова, которые оскорбляют других людей. Непристойность, похабство и грубость оскорбляет окружающих, например, если кто-то в грубой форме касается секса, наготы.
Надо признать, что грубость – это форма контактов, которая пагубно сказывается на личности партнеров общения и осложняют взаимоотношения. В основе грубого общения могут лежать немало личных черт грубияна: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество, садомазохизм и т.д. Грубость может руководствоваться мотивами самоутверждения, злорадства, мести, соперничества и т.д.
При грубом общении возникает относительно неполноценное общение и оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межличностном общении. Грубость, иногда является следствием недостаточной коммуникативной умелости и вызывает легкое раздражение или недоумение собеседника.
А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов в своей книге «Словарь конфликтолога» пишут:
«Грубость – социально-психологическая черта человека, различные проявления жестокости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости. Грубиян стесняет окружающих. Он не стремиться умышленно причинить вред людям, не желает унизить или оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя нередко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремиться к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: кроме него в мире, никого нет; или по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило бы сообразоваться. В грубости заключено безразличное отношение, не отличающее одно от другого, не способное учесть своеобразие действительности. Неприятная сторона грубости, выражается в том, что природный грубиян всегда чувствует своё превосходство над окружающим. Из этого ощущения рождается ощущение пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз подчинился грубости, тот попал под отношения превосходства и подчинения. Тогда грубые наклонности диктуют своё всё безудержнее, в результате чего поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого неизбежно возникает отчаянный протест субъекта грубости, желающего сохранить себя. Доведенные до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом, конфликтом, с горем, нередко завершаясь трагедией.
В чем проявляется грубость человека
Как узнать хамство?
Чтобы понять что такое хамство, придется двигаться от обратного.
Все это так, только если целью общения является понимание.
Так вот, целью хамства является совсем другое.
Хам не пытается вас понять: либо вы ему не интересны, либо он убежден, что и так все про вас знает и понял с первого прочтения или взгляда. И то, что он «понял», как вы догадываетесь, не позитивно.
Хам сообщает вам свою негативную оценку вас, вашего туалета или интеллекта.
Хам дает вам советы. Непрошенные советы.
Хам задает вопросы, на которые невозможно или нет смысле отвечать.
Хам отдает команды.
Хам обсуждает нас с третьими лицами в нашем присутствии.
Хам искажает факты и аргументацию.
От рядовых ситуаций хамство отличает отсутствие какой бы то ни было правомерности и правомочности этих действий.
Никто не делегировал хаму полномочий и не давал права на оценку, советы, вопросы, команды. Никто не просил его об этом и не признавал его компетентности.
Может ли выбранный хамом метод привести к взаимопониманию? Конечно, нет.
Может взрослый человек этого не понимать? Нет.
Какова же цель этих действий?
По-русски говоря, «сбить спесь», «поубавить гонору», «поставить на место».
При этом хам априори уверен в своем праве на эти действия.
Хамством по форме могут являться и доброжелательные по цели и содержанию поступки.
Пример? Если вас неожиданно хлопнет по заду незнакомый человек и с восхищением в голосе скажет «Ах, какая ж. я бы такую. » При всей искренности его восхищения, поступок безоговорочно хамский.
Классическим примером будет комплимент более молодой женщины более зрелой:
— Как вы сегодня прекрасно выглядите! Просто удивительно, как Вам это удается. У Вас, наверное, дорогой косметолог? Хотела бы я в Вашем возрасте выглядеть также!
С критериями эффективности коммуникации и конфликтогенности, мне кажется, все понятно: чем ниже одно, тем выше другое. Хамство не способствует взаимопониманию и установлению дружеских или партнерских отношений, зато
прекрасно служит агрессивным функциям: при помощи угрозы, вызывающего поведения или провокации легко можно добиться возникновения конфликта.
Неуместность хамского поведения, не соответствие обстоятельствам места и времени обращает на себя внимание сразу. Дело не в наших индивидуальных ожиданиях, а в общественных договоренностях. Мы ждем и в праве ждать от продавца, официанта или парикмахера любезного поведения. Если его поведение не соответствует стандартам, предъявляемым обществом, мы тут же заметим несоответствие. Если мы рассчитываем на знание партнером правил поведения, предписываемых в конкретном кругу, мы будем неприятно удивлены и разочарованы, если выясним, что ошибались. Ну и, наконец, существует хамство такого уровня, что в любых кругах и культурах его не спутают ни с чем другим. В животном мире за такое наказывают. В человеческом мире тоже есть риск «получить по морде».
Можно класть ноги на стол, но не тогда, когда за столом обедают или работают.
Более тонкая или более грубая чувствительность к нюансам своего и чужого поведения зависит от полученного воспитания. То, что уместно в крестьянской среде, может оказаться совершенно не уместным в среде дипломатической. Тот стиль общения, который был приемлемым в родительской семье, может оказаться неприемлемым в профессиональном кругу.
Собственно, способность вести себя адекватно ситуации, не создавая окружающим трудностей, не воздвигая препятствий к общению и называется хорошим воспитанием.
С чем нужно дифференцировать хамство?
Как ни странно, некоторые считают необходимым дифференцировать хамство с прямотой, откровенностью, конструктивной критикой.
Прямота, которая хуже воровства, подразумевает что-то неудачно ляпнутое в неподходящий момент и может не быть хамством, если вырвалось это случайно, ненамеренно и не имело целью понизить статус собеседника. Как отличить? Да очень просто: если вы не спрашивали ничьего мнения о своей персоне, не просили совета и т.д., то любые оценки, советы и т.п. не легитимны.
Что же касается критики, то конструктивной является критика: 1) по праву статуса (от начальника, например), 2) по конкретному поводу, 3) критикуется действие, а не личность, 4) вносятся конструктивные предложения по изменению ситуации, 5) целью является оптимизация процесса, а не изменение оппонента.
Надо ли дифференцировать хамство со списком близких понятий, я не уверена. Мне сложно представить себе грубиянство, невежливость, неотесанность, беспардонность, бесцеремонность, грубость чем-то отличным от хамства. Если вы можете представить ситуацию, когда грубиян не будет тождествен хаму, сообщите мне, пожалуйста.
На мой вкус, я бы разделила хамство и резкость, дерзость, нахальство, наглость и неучтивость.
Бороться? Воспитывать? Не отвечать?
Прекрасный образчик чистого хамства, борьбы с ним и исхода борьбы предложен М.А. Булгаковым в «Собачьем сердце».
Если же говорить о способах реагирования, то тут надо иметь в виду две стороны:
Как реагировать на хамство
Что такое хамство
Хамское поведение можно рассматривать в нескольких плоскостях. С одной стороны, это стремление самоутвердиться за счет унижения другого. С другой стороны, признак низкой культуры и отсутствия должного воспитания. С третьей, способ получения энергетической подпитки за счет всплеска эмоций у «жертвы». Но какую бы сторону этого явления мы ни рассматривали, в любом случае оно носит негативную окраску. Проще говоря, хамство — это плохо.
Хамское поведение — это маска, за которой человек скрывает свои комплексы и недостатки: неуверенность в себе, слабость, невежество, низкую самооценку, глупость. Она дает людям иллюзию того, что они лучше, умнее, нравственнее других. Поэтому хамы так любят ставить себя выше других и учить жизни. Именно в этом и заключается главная цель хамства — унизить, обидеть, запугать собеседника любым способом. Интересно, что опытные хамы могут безошибочно вычислить слабое место человека (внешность, умственный потенциал, образование, окружение, моральное поведение, семейный статус или его отсутствие) и ударить прямо в него.
Есть несколько условий, при которых хамство имеет все шансы на процветание и успех:
Основные причины хамства
Причин, почему человек ведет себя по-хамски, может быть очень много — от плохого настроения до серьезных поведенческих отклонений. Поэтому так важно знать природу такого поведения, чтобы выбрать наиболее эффективную тактику разрешения конфликта.
Основные причины хамского поведения людей:
Проявления хамства у человека
Хамское поведение во многом зависит от самого человека и от обстановки, которая его окружает. Во многих случаях оно схоже с обычными отрицательными эмоциями и проявлениями невоспитанности — грубостью, беспардонностью, резкостью, бестактностью и т.п. При этом очень важно отличать их от истинного намеренного хамства.
Основные проявления хамства:
Способы борьбы с хамством
Учитывая разнообразие причин и проявлений хамства, универсального способа борьбы с ним пока что нет. Большинство специалистов рекомендует выбирать способ, как реагировать на хамство, исходя из своих возможностей (темперамента, остроумия, выдержки, конституции) и ситуации, которая складывается. При этом часть из них все же настаивает на том, что хам боится силы, а другая часть — на том, что его обезоружит только игнорирование. Вот несколько разных по действию способов реагирования на хамское поведение, из которых можно выбрать наиболее подходящий для вашего случая вариант.
Держите ситуацию под контролем
Главное, что необходимо сделать во время конфликта — сохранить контроль над происходящим. Любая слабинка с вашей стороны только раззадорит хама. Поэтому сохраняйте спокойствие и не выходите за рамки воспитанности.
Если всплески хамства по отношению к вам допускают ваши коллеги, соседи, знакомые или родные, возьмите за правило выяснять все нюансы такого конфликта без аудитории, то есть один-на-один с хамящим.
Постарайтесь выяснить истинные причины такого отношения к себе и либо решайте ситуацию, либо прекращайте с ним всякое общение. Сложнее сохранить самообладание и дистанцию с хамом, от которого вы зависите — с супругом (супругой), начальником.
Но и здесь нужно помнить, что это далеко не безысходность. Работу можно сменить, с мужем — развестись и открыть дорогу новым возможностям. Это очень сложно, но чувство достоинства и самоуважения этого стоит.
Сохраняйте дистанцию
К сожалению, не всегда удается ответить на беспардонное поведение так, как хочется — метко и быстро. Часто самые подходящие фразы в ответ на хамство приходят к нам в голову уже после того, как «все состоялось». Это огорчает, однако не должно становиться самоцелью.
Хамское поведение изначально не предполагает продуктивного диалога, поэтому не стоит всеми силами стараться вступать в прения с человеком, который не настроен вас слушать и слышать. Он затевает конфликт, где диалог если и предполагается, то только по его правилам.
Чтобы нарушить их и выбить тем самым хамящего из колеи, выстраивайте свои рамки общения, свою дистанцию. Основанием для этого должны выступать главные противники хамства — чувство собственного достоинства и самоуважения.
Игнорируйте хамящего
Тактика спокойного игнорирования хамских нападок издавна использовалась мудрецами и известными в истории людьми. Она описывается во многих мудрых изречениях и притчах. К примеру, таким способом, как ответить на хамство, пользовался древнегреческий философ Аристипп. Он считал, что хам, как и всякий человек, имеет право говорить что-угодно и кому-угодно. Равно как его «жертва» имеет полное право его не слушать. Поэтому даже не вступал со скандальными личностями в разговор.
Игнорировать можно не только самого хама, полностью уходя от диалога. Есть еще несколько качеств, способных умерить пыл хамящего — это вежливость, корректность и юмор. Поэтому можно игнорировать именно его хамское поведение, отвечая на все выпады вежливо, покойно и рассудительно. А если у вас еще и присутствует чувство юмора, то конфликт можно перевести в шутку.
Если искру в огонь хамства подкинули вы, случайно сделав что-то не так незнакомому человеку с хамскими наклонностями (наступив на ногу, зацепив локтем и т.д.), извинитесь, предложите свою помощь (если в этом есть необходимость). На этом, в принципе, правила вежливости позволяют ограничиться.
Многие психологи считают хамство тестом на зрелость. Зрелая личность не только не опускается до уровня хамства, но и способна рассмотреть причины такого поведения у других. А значит, понять и спокойно избежать конфликта.
Помните свои права
Самое главное право, которое вы просто обязаны учитывать в ситуации беспардонного поведения по отношению к вам — право на уважение. Вы — личность, а значит, имеете полное право на уважительное отношение к себе. Если вас не уважают, вы не обязаны это терпеть.
Также не бойтесь использовать правовые рычаги внимания, встретившись с хамством в сфере обслуживания, в организациях или на работе. Если спокойный тон и вежливость не помогают, начните с «разоблачения» хама. То есть попросите его данные и контактные данные его начальника (работодателя, управляющего, администратора).
В случае конфликтов с коллегой предупредите о том, что известите о его хамском поведении руководство. Сначала тет-а-тет, а после — в присутствии коллектива. Если и эти меры не успокоили грубияна, привлекайте себе в помощь юристов, специалистов по защите прав потребителей, профсоюз.
Не давайте «хроническому» хаму повод думать, что вы у него «на крючке». Показывайте, что вы понимаете сложившуюся ситуацию, она вам не нравится и вы не намерены ее терпеть.
Ведите диалог правильно
Еще один эффективный способ, как бороться с хамством — общаться «не по правилам». К примеру, задавать вопросы — наводящие, уточняющие. Действительно ли вы «топчетесь, как слон» или «встали, как столб». Или в чем именно заключается ваше неподобающее с точки зрения хамящего поведение. Можно поинтересоваться, что именно заставляет его так вести себя с вами и говорить такие слова.
Можно использовать при общении с хамом прием перефразирования, возвращая в диалоге ему его же слова, то есть формулируя ответ на его утверждения или претензии в перефразированной форме. При этом важно не оправдываться, а отстаивать себя. Так, чтобы хам не усомнился в вашей серьезности и настойчивости в этом.
Как бороться с хамством — смотрите на видео: