в чем проявляется гордость
54 признака гордости или причины всех проблем
37. Мысль о том, чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. Поиск какой-либо выгоды для себя т других. «Что ты мог бы для меня сделать?»
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения «мой брат есть хранитель меня», обратная позиция «я есть хранитель моего брата».
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том, что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр. Деление людей на своих и чужих.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм, высмеивание других.
Заменить это:
1. Смирением.
2. Добротой любви (вселюбящая доброта).
5. Доверием к людям.
8. Духом сотрудничества, коллективизма.
9. Прославлением Бога, как Творца всего сущего.
10. Любовью к Святым или Совершенным духовным Учителям.
ГОРДОСТЬ — что это. Положительные и отрицательные стороны
Потребность в самоуважении и чувство собственного достоинства — это качества, которыми можно описать гордость. Человеку необходимо гордиться собой и своими достижениями. В противном случае он станет неуверенным и не сможет ставить цели в жизни. Важно вовремя отслеживать состояние, когда не хватает этого качества и восстанавливать гордое самоощущение при помощи несложных техник.
Что такое гордость на самом деле
Конкретное определение этому чувству дать сложно потому, что оно обозначает несколько разных эмоциональных состояний. Все люди уникальны по-своему. Каждый по-разному чувствует гордость за себя. Способность испытывать и переживать гордое чувство у каждого провоцируется через достижения: материальные или эмоциональные. Для одних — это важная эмоция по жизни, для других неуловимая эмоция.
Гордость – это положительно окрашенная эмоция, которая отражает высокую самооценку, наличие достоинства, самоуважения.
Иногда в переносном смысле обозначают под «гордостью» причину возникновения гордой самооценки. Например «этот ученик – гордость всей школы». К понятию гордость близки термины: гордыня, тщеславие и честь.
На этом поприще психологами проделана колоссальная работа, выявлены определенные закономерности. Удалось узнать, что чувствуют отдельные социальные группы. Как каждый из членов группы описывает, что такое гордость.
Исследователям психологического явления удалось узнать, что люди в этом состоянии чувствуют превосходство, статусность, возвышенность. Это близкое чувство к удовлетворению, когда ты преуспел в учебе, работе, увлечениях. Возникает данное ощущение, если удается чего-либо достичь или выйти на новую ступень развития.
В один момент личность понимает, что достигает цели. После этого она чувствует себя иначе, чем до этого — значимым, удовлетворенным, уверенным. Чувство уважения за собственные успехи заставляет начать гордиться собой. В животном мире аналогично проявляются эмоции, отвечающие за гордое поведение. Их признаки:
Психологи отмечают, что личность, которая горда, всегда пребывает в хорошем расположении духа, стрессоустойчива и обладает хорошим потенциалом энергии. Осанка у гордого человека прямая, голова приподнята. Глаза смотрят в упор и излучают уверенность.
По клиническим исследованиям врачи отмечают, что это чувство благоприятно влияет на физическое здоровье. В крови повышается гормон серотонин. Также гордость может появляться из-за внутренних догм. Человек может просто жить и гордиться этим. Ему просто не нужно постоянно совершать поступки и самосовершенствоваться, чтобы активировать данное чувство.
Отличие гордости от зависти
Гордый человек в своем подсознании желает достигать новых целей, чтобы выше себя ценить. Он осознает, что в чем-то он преуспел, нежели остальные. Зависть и гордость стоят близко и считаются похожими качествами. В обоих состояния личность сравнивает свои качества с характерами других. Однако отличий между гордостью и завистью больше:
Зависть можно обозначить как обратную сторону гордости – ее полную противоположность. Негативное чувство можно осознанно заменить на позитивное. Если есть зависть к коллеге в том, что его повысили по карьерной лестнице, то можно за него испытать радость. Выбор можно сделать самостоятельно, главное вовремя отследить проявление зависти.
Интроверт в силу того, что сосредоточен на своем внутреннем мире, больше склонен к гордыне. Экстраверт, имея открытый характер, проявляет гордость благородно. Но среди этих психологических категорий присутствует множество исключений и комбинаций характеров.
Гордыня
Главные признаки гордецов заключены во внешних проявлениях. Простыми словами человек старается казаться умнее, успешнее, богаче и симпатичнее, чем остальные. Такая личность любит хвастаться и выпрашивать комплименты. Гордыню постоянно требуется поддерживать хвалебными оценками, вниманием, хорошими словами.
Гордыня – это отрицательное качество, свидетельствующее о нелюбви к себе. Корень гордыни – эгоизм, порожденный тревогой от недовольства собой. Эгоист тратит все силы не на развитие истинной гордости, а ищет доказательства, что он не хуже остальных. Во всех религиях гордыня –грех порождающий другие пороки.
Видео: Что значит быть гордым
Потребность людей в гордости
В результате проведенных тестирований и исследований были выявлены три мнения личностей разного склада ума и характера о потребности в гордости. Первое предубеждение обозначил врач, второе психолог, а третье простой человек без образования в этих сферах. Вот что они думают:
Обоснованная гордость, когда личность чувствует самосовершенство в достижении. Искренне можно гордиться успехами друзей и родных. При таких ощущениях человек испытывает положительные эмоции и находится в гармонии. Можно чувствовать гордое чувство за то, что еще не достигнуто. Женщины гордятся, что сели на диету, еще не успев похудеть.
«Здоровая» гордость
У гордости также есть чувство меры. Означает этот баланс одно – должна быть соизмерима достигнутому гордая составляющая характера. Простыми словами это объясняется так: за маленькое дело небольшая порция гордости и наоборот.
На каждое событие нужно правильно реагировать и определять, сколько гордости испытывать. Если человек сильно гордиться за выполненное малое дело, то он не сможет адекватно оценивать большие успехи. В таком случае эмоциональный конфликт неизбежен. Ум будет диктовать, сколько радости должно быть, но сердце не будет испытывать этих эмоций.
Противоречия гордости
Если человек гордится, то он чувствует самоутверждение. Если он перестанет чувствовать эту уверенность за достигнутое или потеряет данное чувство, то станет считать себя ничтожным. Возникнет острое чувство самопрезрения за свои несовершенства. От этого личность будет сильно страдать, пока не сможет перекрыть эти негативные ощущения самоуверенностью.
Чем бы ни гордился человек, он ощущает «чувство собственной важности». При этом автоматически активируется маятник от гордости к страданию от обладания противоположных качеств своих достижений. Не каждый умеет правильно балансировать между черным и белым, поэтому гордая личность должна понимать, что она не идеальна.
Понятие гордости из разных источников
Крайняя степень, когда личность «раздувается» от собственного эго, описана в исторической литературе и сочинениях. Называется данное состояние гордыня. У этого понятия существуют религиозные истоки.
В психологии слово «гордость» практически не используют, так как на смену ему существуют более узкие понятия. От психологов можно услышать слова «завышенная самооценка». Повышенной оценке себя соответствует «нарциссизм». Между гордостью и нарциссическими наклонностями не много общего. Гордый не склонен к самолюбованию.
Советы как развить здоровое чувство гордости
Человек незаметно может превратиться в высокомерного, а не в гордого, если это качество неправильно внедрять в характер. Чтобы удерживать баланс, стоит помнить несколько простых правил:
Способ отследить гордость и гордыню у себя
Самый простой метод выявить горделивое чувство – попросить окружающих выразить критику о себе. Если было сделано справедливое замечание, а в ответ на него хочется обидеться и разозлиться, то червоточина уже есть.
Для тех, кто, не знает, справедливо ли в его сторону выражают критику, то это означает что человек не слепой гордец. Слишком гордый человек не смог бы так подумать. Важно отслеживать собственные мысли и чувства, чтобы не перегнуть палку. Гордиться нужно за конкретные достижения, а не взращивать чувство необоснованно.
Примеры негативного проявления гордыни в общении:
Положительные стороны гордости
При благополучном исходе гордое качество переходит в чувство собственного достоинства. У человека появляется внутренний стержень, сформированный на духовно-нравственных ценностях и ощущении собственной ценности. Это дает человеку:
Как научиться гордости
Принять себя полностью и простить за совершенные ошибки. Прийти к этому не так просто. Но увидеть себя в позитивном ключе и развить благородную черту характера можно за счет следующих принципов:
Заключение
Гордость является отличным источником мотивации и воплощения амбиций. Следовательно, гордому человеку постоянно хочется достигать целей, повышая при этом свою креативность, творческий подход и мышление. Конечно, стоит понимать, что главное отличие благородной гордости – то, что идя к своим целям, нужно стараться не навредить остальным людям.
Часть 12. Гордыня
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.
Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.
Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.
Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».
Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.
Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».
Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».
Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.
Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.
В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.
Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.
Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.
Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.
В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.
Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.
Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.
Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.
Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.
Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.
Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.
Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.
Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.
Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?
Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.
Как стяжать любовь к ближнему?
Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).
Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.
Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.
Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.
Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.
Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).
Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»
Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.
Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.