в чем проявляется честь
Хотелось бы поговорить о понятиях, которых нашему обществу так не хватает, в наше абсурдное и непредсказуемое время. А если конкретно, то о чести. Ведь от того, насколько полно данная черта человеческого образа будет существовать у современных деятелей стоящих у руководства страны, настолько реальным будет и наше будущее.
«Честь – это внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть или по–другому неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».
Честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов ДЕМОКРАТИИ является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.
Понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный. Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, и представляет собой морально-политическую оценку деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носит устойчивый характер и касается личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.
Внутренняя сторона чести связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.
Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время правовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Почему такое стало возможным у нас в России? Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время? Все очень просто:
• Рост карьеризма.Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.
• Влияние современного кинематографа и литературы.Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.
• Семейное неблагополучие.Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.
• Отсутствие должного этического воспитания.Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.
Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.
Люди не понимают, что рано или поздно, придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению либералы предоставляют «великолепный шанс» не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищания общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений.
Необходимо помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.
Честь и совесть присущи исключительно существу разумному. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит не достоин называться человеком.
Лучшие сочинения на тему «Честь»
Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.
Представляем вашему вниманию лучшие сочинения на тему «Что такое честь», «Понятие о чести» или «Долг и честь».
«Что такое честь» рассуждение
Вариант 1
В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.
В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй, не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле. Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало.
Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».
Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёркивается в культуре всех народов.
Вариант 2
Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.
Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.
Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.
Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.
Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.
Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.
Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.
В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.
В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.
Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.
Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.
«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.
Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.
Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.
Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.
Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.
Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.
Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.
Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.
Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).
Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.
Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.
Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.
Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.
“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.
Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.
На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.
«Понятие о чести» сочинение
В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.
Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.
Но что же такое честь?
Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести.
На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.
Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.
Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.
Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.
Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.
На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.
Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.
Читайте также: Характеристика Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.
Что такое честь: определение понятия в толковых словарях. Примеры из жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово честь очень часто употребляется в литературных произведениях, но далеко не все понимают его смысл.
Это вполне объяснимо, ибо у нее есть как минимум четыре несколько отличающихся друг от друга толкования.
Кроме того, для каждого человека будет свой набор качеств, которые он лично вкладывает в понятие чести. Поэтому советую вам не пожалеть пяти минут, чтобы ознакомиться со значением этого очень значимого для многих людей понятия.
Сочинение Что такое честь
Честь — это состояние человеческого духа, верность своим принципам. Как правило, это понятие характеризует солдат, а особенно офицеров российской армии. Но, честь присуще и людям, которые не носят погоны.
Когда говорят про человека, что у него есть честь, это значит, что он человек высоких моральных принципов, который не ударит в спину. Будет честен со всеми, как со своими друзьями, так и с врагом. Люди чести, не рождаются, ими становятся. Это результат хорошего длительного воспитания, в итоге которого человек сам выбирает быть таким. Именно поэтому, честь, нельзя отнять ни каким образом. Это такая жизненная установка, ценность, которая стоит выше жизни. Не каждый готов пойти на такое, таких людей мало, но они есть. И на них возлагается надежда на будущее. Существует достаточное количество примеров, когда люди чести становились героями различных войн и больших дел. Именно их имена вписаны в историю.
Ярким примером являются советские партизаны времен Великой Отечественной Войны. Когда некоторые из них попадали в плен, немецкие солдаты и офицеры их жестоко пытали, но они, умирая, не предавали и не выдавали своих товарищей немецким оккупантам. Они жертвовали жизнью ради чести, доблести. Никто и никаким образом не мог отнять у них честь. Но, к сожалению, были и такие, кто уступил страху. Теряли свою честь, запятнали ее кровью своих братьев и сестер. Таким людям нет прощения. Они сами отказались от этого великого дара. Поэтому сам человек решает, как ему быть. Либо он ведет праведную жизнь и все делает по совести, что на самом деле, большая редкость, не только в наше время, да и во все времена. Таких людей действительно мало, а многие лишь прикрывались личиной доблести и чести. Стоит вспомнить европейское рыцарство, там далеко были не все люди чести, а лишь единицы. Так же и сейчас, большое количество людей имеют привычку часто упоминать о своих высоких морально — этических качествах, но и тут ловушка для наивных. Люди, которые не потеряли свою честь, знают какой ценой она им достается, поэтому предпочитают вести себя более скромно. Важно, что даже при оказании помощи люди чести не будут ждать похвали, они это делают, потому что им велит так совесть.
И так, честь — это моральное состояние человека, которое нельзя никакими способами отнять. От нее можно только отказаться, ее можно только предать в угоду более низким желаниям и потребностям.
Примеры чести в жизни
Не все четко понимают, что такое честь, и в каких ситуациях эта черта характера остро проявляется. Примером высокого поступка можно считать случаи, когда в экстремальных ситуациях человек не думает о спасении собственной жизни, а проявляет заботу об окружающих. Либо, индивидуум независимо от обстоятельств никогда не изменяет своим принципам и четко отстаивает свою позицию, любой ценой.
Например, человек чести всегда имеет твердый характер и убеждения, они остаются с ним везде в любой ситуации. Если он берет на себя ответственность за других, например, женщин и детей, то доводит дело до конца, иногда ценой собственной жизни. Такой человек часто жертвует своим комфортом во благо общества, стремится принести пользу и борется за справедливость.
Вариант 3
Что представляет из себя честь? Согласно определению большинства словарей, честь – внутреннее нравственное достоинство человека, приобретаемое им в ходе жизни. Но может ли цена чести превысить цену жизни?
Честь ценилась человеком издавна, а тех, чья честь была чиста, очень уважали. Возможно, наибольшей цена чести была в средневековье, когда именно честь была главным мерилом человеческого достоинства. Даже современный немецкий поэт Крис Болтендаль в своем стихотворении, посвященном Ланселоту, писал: «Я жизнь отдам за Британию и честь, за своего ангела-хранителя!». В Древней Руси этому тоже уделялось немало внимания, в том числе и женской чести, о чем мы можем узнать из «Домостроя». Считалось, что женщина, являясь честной и вступая в брак непорочной, знаменует себе долгую и счастливую жизнь. Впрочем, подобное отношение к своей чести можно встретить и сейчас – например, оно широко распространено у кавказских народов. Причем, среди них важна не только честь мужчины, но и женщины, что еще раз подтверждает сказанное выше.
А что насчет цены чести в обмен для жизни? От старых людей нередко можно услышать следующие слова: «Я прожил достойную жизнь, никого не обманывал и не крал, я уйду с честью». Но здесь речь идет, скорее, о том, что честь – важный элемент в жизни любого. А смогли бы лично Вы отдать жизнь, зная, что люди не смогут вспомнить о вас ничего плохого? Что Вы ушли с честью. В этом и заключается, можно сказать, наивысшая точка чести – преобладание памяти о человеке над его физическим телом. В конце концов, оболочка человека не сможет оставаться на Земле вечно, тогда как память о камдиве Чапаеве, сражавшемся за свою страну бок о бок с солдатами, живет уже более столетия.
Это и лежит в основе тезиса «Честь – дороже жизни». Когда человек прожил, не запятнав честь и прославив себя, он и сам себе может сказать: «Мне не в чем стыдиться перед собой, перед людьми или Богом, близкие мои запомнят меня честным человеком». И разве это не звучит достойно? Разве не хочется каждому, чтобы о нем вспоминали с гордостью? Уйти с гордо поднятой головой – намного ценнее, чем жить в пороке, быть помянутым добрым словом.
Как видите, с этим тезисом нельзя не согласиться. Все люди, прославившие себя в истории и отдавшие жизнь за честь, сейчас стали героями и известны всем. Даже «маленький человек», живущий в самоконтроле и чистой честью, тоже является героем, отстоявшим свою мораль и «лицо» в обществе.
Другие темы: ← Одиночество↑ 9 классМатеринская любовь →
«Капитанская дочка»
Это знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина, где встречается по заданной теме аргумент. Проблема чести в «Капитанской дочке» выходит на первый план. Даже если вспомнить эпиграф этой повести, то вспомним такие слова: «Береги честь смолоду».
Для начала проясним, что такое честь. Порядочность героев произведения, нравственные качества их. Кто ее олицетворяет? Примером могут служить и Гринев, и родители этого героя, и семья Миронова. С какой еще стороны можно рассмотреть эту проблему? Приведем аргумент (проблема чести) с точки зрения любви к своей Родине: Гринев в повести является человеком слова и чести. Это отражается как в отношении Маши, так и в отношении верности своей Родине.
Кроме того, в произведении «Капитанская дочка» приведено противопоставление героев (Гринев и Швабрин), это полные антиподы. Первый – человек чести, а вот второй не имеет ни чести, ни совести. Это очень грубый и невоспитанный человек, которому ничего не стоит нагрубить девушке или переметнуться на сторону противника. Швабрин обладает таким качеством, как эгоизм, что несовместимо с понятием «честь».
Как же формируется такое самое высокое нравственное качество личности, как честь? Приводя аргумент «проблема чести», необходимо выделить, что такое качество формируется еще с самого детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь – это основа характера этой семьи.
Популярные сочинения
«Тарас Бульба»
Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.
У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.
Другое дело – Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия – переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.
Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне – это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.
«Гроза», А.Н. Островский
Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха – истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё – самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие – это уже грех. И страшнее него нет ничего.
На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.
Кодекс моряка
Моряки смотрели в лицо смерти не реже «сухопутных» офицеров — наверное, поэтому у них тоже рано выработался свой кодекс чести. Правда, никто не удосужился его записать: до нас дошли лишь отдельные нормы, тесно переплетенные с морскими суевериями.
— Моряки парусного флота никогда не называли даты прибытия корабля в порт назначения и даже не вносили ее в вахтенный журнал.
— Запрещалось указывать пальцем с берега на отплывающий корабль — это сулило ему гибель.
— Палец, направленный в небо (пусть и случайно), обещал шторм.
— Говорить о буре на борту запрещалось, даже если она уже миновала — можно было сказать только: «Прошла, и слава Богу!»
— При начавшейся буре морякам следовало надевать чистое белье.
— Во все чистое одевались и перед сражением — «по первому сроку».
— Моряки никогда не обижали чаек, несмотря на их наглость — считалось, что в этих птиц переселяются души погибших матросов.
В целом флотские понятия о чести были похожи на офицерские — дуэли у моряков тоже случались, хотя их разрешалось проводить только на берегу. Старшие так же учили младших быть верными своему долгу, честными, скромными, воздержанными.
И так же, как на суше, одни слушали мудрые советы, а другие — нет.
Несколько слов о чести
Не обращаясь к словарю, попробуем дать определение слову «честь». Прежде всего, это внутреннее состояние души, определяемое каждым человеком самим для себя. Под понятие «честь» можно отнести нравственность, совесть, достоинство, доблесть. Кто-то добавит к этому списку благородство, самоотверженность, смелость, правдивость. И это все так, потому что «честь» — понятие всеобъемлющее. Измеримо ли это качество, можно ли воспитать в человеке сознание того, что оно для него важно? Нет, это состояние души, невидимое глазу человеческому и тем не менее существующее наравне с любовью, смелостью или благородством.
«Береги честь с молоду!» А зачем?
Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?
Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», — шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.
Как взаимосвязаны эти понятия?
Так как честь более глубокая категория, то ее формирует сразу несколько понятий, таких как:
Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.
Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.
Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение «человек чести». Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.
Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с добродетелью. Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.
Все ли так плохо?
Но все же нельзя лишь сетовать на окружающий мир и смотреть на него сквозь черные очки. На самом деле все не так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Несмотря на неутешительную ситуацию в мире, в наше время множество людей борется с это проблемой. Бесчестие — это не неизлечимое заболевание общества. Все больше молодых парней и девушек начинают осознавать утерянную ценность. Создаются волонтерские движения, фонды помощи и многие другие организации, призванные помогать людям. А бескорыстная помощь – это важный шаг к моральной чести, которая заложена в каждом человеке.
А ведь для того, чтобы улучшить положение в обществе, достаточно начать с малого. Многие считают, что один человек не сможет ничего изменить. В этом есть своя доля правды. Но, объединяясь, люди могут изменить все. Достаточно лишь начать с себя.
Вспомните, а как давно вы совершали поступок, который делал вас чуточку лучше? Ведь, сделав одно благое дело, вы уже встаете на путь зарождения чести в обществе.
Берегите свою честь. Помните, как бы тяжело ни было в жизни, существуют бессмертные моральные ценности – любовь, добро, взаимопомощь, ответственность. И именно они в итоге помогут вам почувствовать себя самым счастливым человеком, для которого честь – одна из важнейших ценностей. Пусть для каждого остается важным вопрос, что такое честь и бесчестие. Сочинение, написанное выше, лишь дает толчок к осознанию этих понятий.
Кодекс врача
Клятвой Гиппократа руководствовались врачи со времен древности. Ее античный текст включал обязательства бесплатно учить медицине всех желающих, не делать абортов и не вступать с пациентами в сексуальные связи.
А вот вариант клятвы, принятый в дореволюционной России:
«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».
Нынешняя «Клятва российского врача», основанная на Женевской декларации 1949 года, призывает врачей честно исполнять свой долг, оказывать помощь независимо от пола, расы, национальности, политических убеждений, доброжелательно относиться к коллегам и своим учителям. Запрет в клятве только один — на эвтаназию, хотя в ряде стран позволена и она.
Как почувствовать себя достойным человеком
Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.
Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.
Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.
Современная ситуация
Что происходит в наши дни? Надо сказать, что само понятие значительно утратило свою важность. В силу времени и постоянной гонки за лучшей жизнью многие люди стали иначе относиться к чести. Все больше людей готовы переступить через свое достоинство ради достижения любых целей. Бесчестие — это ложь, клевета, беспринципность. И все чаще человечество обращается к этим понятиям для того, чтобы получить какую-либо выгоду.
Но хуже всего то, что в подобном обществе воспитываются дети. То самое наше будущее, из которого и сложится общество в дальнейшем. И если взрослые люди идут на ужасные поступки, чаще всего осознанно, то маленькие дети уже видят этот мир, в котором бесчестие — это способ выжить.
Кодекс дуэлянта
«Дуэльный кодекс» был впервые опубликован в 1911 году Василием Алексеевичем Дурасовым — дипломатом, историком. Его книга представляет собой массивный (500 пунктов) свод дуэльных правил, во многом заимствованных из французского кодекса Верже.
Дуэль может и должна происходить только между равными.
Осовной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией.
При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.
Оскорбления имеют личный характер и отомщаются лично.
Замена оскорбленного лица другим допускается только в случае недееспособности оскорбленного лица, при оскорблении женщин и при оскорблении памяти умершего лица.
Заменяющее лицо всегда отождествляется с личностью заменяемого, пользуется всеми его преимуществами, принимает на себя все его обязанности…
Недееспособность для права замены определяется следующими положениями:
Сын может заменить оскорбленного отца, племянник — дядю, зять — тестя. Только при отсутствии родственников у оскорбленного за него может заступиться друг. Если оскорбление нанесено женщине, за нее мстит «естественный защитник» — муж, брат или другой близкий родственник. Правда, с условием: дуэль допустима, если женщина известна «нравственным и честным поведением». Тот, кто однажды отказался принять вызов или нарушил правила дуэли, лишается права вызывать других, каким тяжелым бы ни было нанесенное ему оскорбление.
Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам противника.
Всякий разговор между противниками воспрещен. Если одна сторона имеет что-либо сообщить другой, это исполняют секунданты,
Противники в продолжении всей дуэли обязаны беспрекословно исполнять все приказания секундантов.
Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника. Любезности противника, прибывшего первым, предоставляется прождать еще лишние четверть часа.
В случае, если какое-нибудь непреодолимое препятствие лишает одного из противников возможности явиться вовремя, его секунданты должны возможно скорее предупредить секундантов противника и сговариваться с ними относительно назначения дуэли в другое время.
Чем хорошо новое платье?
На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения — «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.
Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.
Честь — это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?