в чем проявилась преемственность литературных
Преемственность литературного процесса
МОДУЛЬ IV
ИСКУССТВА СЛОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Художественные реальности воображенных литературных миров пребывают вне исторической реальности жизни. Однако несущие их тексты, напротив, вполне принадлежат истории: «малому времени» эпохи своего возникновения, а подлинные шедевры – и «большому времени» национальной и общечеловеческой культуры.
Литература – при историческом взгляде на нее – это не хронологический ряд памятников словесности, не «книжная полка». Это особая областькультуры, носителями которой являются не только писатели, но и читатели. Это сфера специфического рода деятельности, именуемого художественное письмо и художественное восприятие.
Художественное письмо, как мы уже знаем, является коммуникативной (и вследствие этого семиотической, т.е. текстоформирующей) деятельностью эстетической (т.е. эмоционально-рефлективной) природы. Такова теоретическая сущность литературы.
Процесс изменений, преобразований в сфере данного рода деятельности (когда-то и писали, и читали не так, как пишут и читают сейчас) составляет историю литературы. Иначе это именуется литературный процесс – часть общеисторического процесса и нечто принципиально иное, нежели творческий процесс написания литературного текста.
Две крайности исторического подхода к литературе и вообще к социальной жизни: доктрина событийности (история – цепь уникальных событий) и доктрина процессуальности (история – глубоко закономерный процесс, не зависящий от единичных событий, которые составляют лишь «пену истории»).
Для понимания литературы как исторически изменяющейся, эволюционирующей области культуры не годится ни она их этих крайних доктрин.
Истинно творческий акт писателя уникален, т.е. событиен. Рожденное этим актом произведение самим своим появлением меняет литературу.
Однако ни в одной из самостоятельно развивавшихся национальных литератур не был нарушен привычный нам порядок следования литературных периодов классицизма – сентиментализма – романтизма – реализма… Здесь, несомненно, кроется определенная внутренняя, обязательная закономерность.
Сама историческая реальность внутренне противоречива. Предмет исторического знания – присутствие человека в мире(как рода, а не как единичного «я»). А человек в качестве ключевого феномена истории – феномен двойственный:
а) он закономерное явление природы, что является фактором процессуальности;
б) он свободное (самоопределяющееся в своей индивидуальности) явление духа (сознания) – фактор событийности.
Поэтому взаимодополнительность процессуальности и событийности (закономерного и беспрецедентного)составляет фундаментальное свойство исторической реальности, каждого наималейшего «кванта» исторического опыта, который в большей или меньшей степени событиен и одновременно в большей или меньшей степени процессуален. Эти аспекты исторического бытия находятся в динамическом равновесии, что означает следующее: всякая история – цепь событий, но не случайная, а процессуально закономерная. События, не отвечающие общей закономерности развития, остаются без последствий; соответствующие же ей – ускоряют, углубляют закономерный процесс.
Основные события литературной истории – художественные произведения: их возникновение и вхождение в культуру. Каждый творческий актписателя – это своего рода «проба эволюции» (иногда неудачная, тупиковая)литературы как рода деятельности и как области культуры. С каждым значительным творческим событиемлитература в большей или меньшей степени, но меняется.
Литературный процесс – это историческая связь между текстами (как грибница между грибами, являющаяся их подлинной, но скрытой от наблюдателя жизнью). История литературы представляет собой интертекстуальную – т.е.происходящую между текстами – эволюцию художественного письма.
Основными факторами (движущими силами) литературного процесса являются:
инновационность (новаторский поиск художника, оригинальность);
преемственность(отношение к традиции);
стадиальность(закономерная последовательность ступеней развития);
общественная ситуация (обстоятельства общеисторической жизни).
Такова природа литературы как исторической реальности. Она пронизана «грибницей» интертекстуальных связей, изучаемых уже не теорией литературы, а другой областью литературоведческой науки: ИСТОРИЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
История литературы
Как научная дисциплина
Рассмотрение литературных произведений в качестве замкнутых в себе целостностей (эстетически завершенных воображаемых миров) и манифестирующих эти целостности предельно упорядоченных шедевров художественного письма (текстов) представляет собой компетенцию теории литературы. Тогда как для истории литературы всякое произведение разомкнуто, оно являет собой неотъемлемое звенолитературного процесса, связанное со множеством других произведений и внелитературных факторов. Здесь в центре внимания оказывается биографическая фигура Писателя, а не теоретическая категория Автора.
Если деятельность профессионального читателя в качестве теоретика литературы состоит в анализеи типологии наиболее ярких литературных событий (шедевров), то в качестве историка литературы он призван заниматься фактографией(сбором и систематизацией отдельных фактов) и объяснениемвозникновения литературных текстов какзвеньев литературного процесса.
Историческое объяснение предполагает постановку фактов, в частности, литературных фактов – текстов – в определенные контексты.
Контексты «малого» исторического времени:
социополитический;
социоэкономический;
социокультурный;
биографический (социально-бытовые обстоятельства и психологические особенности писателя).
В школе биографическому контексту часто уделяется преувеличенное внимание.Между тем, это узкий, индивидуально-личностный круг в составе общеисторического контекста, по большей части наименее существенный для освещения литературного процесса.
Контексты «большого» исторического времени:
транс-исторический контекст традиции (диахронные, преемственные связи литературных текстов);
стадиально-исторический контекст эпохи как ступени литературной эволюции (синхронные связи литературных текстов, порожденных общей для них исторической ситуацией).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и СТАДИАЛЬНОСТЬ – основополагающие характеристики литературного процесса, составляющие ядро компаративистской проблематики.
Компаративистика – область сравнительно-исторического познания. Сопоставление траекторий развития двух и более национальных культур, разделенных во времени и/или пространстве, дает такое знание, которого хронологическое освещение дать не может.
Компаративизм – не познавательный «прием» сопоставления, а особый способ понимания Истории. Это особая научная стратегия гуманитарного (исторического) мышления – аналогичная синергетике в науках о природе, «избегающей драматической альтернативы между слепыми законами и произвольными событиями», прокладывающей средний путь «между двумя противоположными картинами – детерминистическим миром (законосообразных процессов – В.Т.) и произвольным миром чистых событий» (ИльяПригожин).
В России родоначальником компаративизма выступил Александр Николаевич Веселовский. Открывая в Петербургском университете в 1870 г. кафедру всеобщей литературы, во вступительной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» он предложил «сравнительный метод» как «развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно более полного обобщения». Сопоставительное выявление, с одной стороны, «параллельных исторических рядов», чей параллелизм заключается в стадиальности исторического процесса, а с другой – «границ предания в акте личного творчества» (то есть исторической преемственности) привело Веселовского к созданию чрезвычайно перспективного и актуального для современной филологии учения, именуемого «исторической поэтикой».
Преемственность литературного процесса
Творческий процесс писателя протекает в напряжении между необходимым для искусства импульсом личностной оригинальности и столь же необходимым общекультурным импульсом соответствия опыту, накопленному культурой художественного письма и чтения. Диалектика творческого акта такова, что произведение всякий раз возникает как равнодействующая инновационности и преемственности.
Искусство слова – коммуникативно-семиотическая деятельность, один из важнейших языков культуры. В развитии любого языка имеет место необходимое торможение развития, необходимая инерция, обеспечивающая сохранение языка в состоянии его коммуникативной пригодности.
В области литературы такого рода инерция именуется ТРАДИЦИЕЙ. Это интерсубъективный опыт художественного письма.
Литературная традиция представляет собой не только тормоз творческой инновационности, но одновременно и предпосылку творчества. По отношению к традиции возможно не только подражательное следование, но и реализация таящихся в ней потенциальных возможностей, трансформация сложившихся норм или пародийное отталкивание от них.
Культурная, в частности литературная, традиция аналогична биологической наследственности. И то, и другое – формы эволюционной преемственности.
«Генетический фонд» интертекстуальных связей литературной преемственности составляют:
жанры (инвариантные разновидности организации литературного текста как цельного высказывания) и устойчивые жанровые формы;
мифопоэтика(роль «мирового древа», кумулятивного, циклического, лиминального протосюжетов, мифологизированных светил, стихий, природных циклов и т.п.);
топика (традиционные сюжеты, мотивы, персонажные типы, темы);
речевые формыхудожественного письма(композиция, стилистика, ритмика), в частности, стилизация.
Ведущим фактором литературной традиции является жанровая преемственность: «память жанра» (Бахтин)как исторически продуктивного способа организации текста.
преемственность в литературе
Смотреть что такое «преемственность в литературе» в других словарях:
ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ — ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio передача, предание) это… … Литературный энциклопедический словарь
новаторство и традиция — (от лат. novator обновитель и traditio передача). Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Лишние люди — «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» обозначение целой категории литературных образов. Вошло в оборот русской лит ой речи одновременно с такими популярными произведениями Тургенева, как «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. («Дневник лишнего человека» появился в 1850).… … Литературная энциклопедия
Греческая литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Яблоновская, Наталья Всеволодовна — Яблоновская Наталья Всеволодовна укр. Яблоновська Наталя Всеволодівна … Википедия
Индо-греческое царство — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Вселенская Православная церковь — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
Восточная православная церковь — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
1. В чем проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков п
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Львом Николаевичем Толстым в 70-ые годы XIX века, который построен на событиях из жизни самого писателя на Кавказе во время войны русских с горцами. В этом произведении Л. Н. Толстого мне запомнились главные герои: русский офицер Жилин и дочь татарина Дина.
Когда Жилин отправился проведать свою мать-старушку, он попал в плен к татарам. Его привезли в аул, надели колодку и заперли в сарай. Утром его отдали за долги Абдулу, где и произошла их первая встреча с Диной. По приказу отца она дала Жилину воды и хлеба. Девочке было и любопытно, и боязно при встрече с инородцем.
Но через некоторое время они подружились – Жилин лепил для Дины кукол из глины, а она тайком от всех кормила его вкусненьким. Русский офицер был в хороших отношениях со многим жителями татарской деревни и помогал им, чем мог. Абдул уже доверял ему и запирал его в сарай только на ночь. Но Жилин всё равно оставался пленником, и мысли о побеге не покидали его.
Однажды ночью он со своим товарищем Костылиным совершил неудачный побег. По возвращению в аул их сбросили в сырую яму и перестали кормить. И снова на помощь русскому офицеру пришла татарская девочка Дина. Она предупредила его об опасности и помогла бежать из плена. Дина спасла Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто помог бежать пленному.
Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она спасла ему жизнь
В чем проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX?
В чем проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX.
XVIII век любил вообще рассуждать о морали, русская литература только «крепко» обосновалась и была еще не обтесана.
В XIX веке осуждение нормы морали осталась.
Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возражденное в ранней прозе горького?
Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возражденное в ранней прозе горького.
Литературное направление второй половины XIX века, уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М?
Литературное направление второй половины XIX века, уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М.
С. Пушкина, в том числе и поэму «медный всадник»?
В чем проявилось стилевое богатство русской литературной классики 19 столетия?
В чем проявилось стилевое богатство русской литературной классики 19 столетия?
Каковы отличительные черты тургеневского стиля, стиля Достоевского, Л.
Какими литературными направлениями, течениями представлена русская литературная классика 19 века?
Какими литературными направлениями, течениями представлена русская литературная классика 19 века?
Приведите примеры влияния пушкинских, гоголевских традиций на творчество писателей нового поколения, Помогите пожалуйста.
Кто из русских писателей XIX века являлся издателем журналов «Время» и «Эпоха»?
Кто из русских писателей XIX века являлся издателем журналов «Время» и «Эпоха»?
Назовите их фамилию, имя, отчество.
К какой литературной эпохе принадлежит творчество О?
К какой литературной эпохе принадлежит творчество О.
Какими литературными направлениями, течениями, группировками представлена русская классика 19 века?
Какими литературными направлениями, течениями, группировками представлена русская классика 19 века?
В чем заключалась логика их смены и взаимодействия в рамках общелитературного процесса и в масштабах творчества конкретного художника?
Какая художественная тенденция явилась доминирующей в русской литературе на пороге 20 столетия?
Как проявились традиции русской литературной классики и творчестве символистов акмеистов?
Как проявились традиции русской литературной классики и творчестве символистов акмеистов.
Сочинение по картине К. Юона Конец зимы. Полдень.
Преемственность в литературе 18 и 19 века. Преемственность в литературе
Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.
Начало новой эпохи
Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание и тщательно прослеживают ее преемственность и тенденции, повлиявшие на нее.
Особенно ярко выделяется литература Серебряного века, полная драматической напряженности и художественного разнообразия. Именно этот период открыл новую эпоху в русской литературе и в русском искусстве. Но многое литература сумела и сохранить, а некоторые темы и традиции — раскрыть еще полнее и более фундаментально.
Суть проблемы преемственности
Основой преемственности литературы XIX XX веков стали гуманистические традиции, которые всегда были характерной чертой русской классической литературы. Идейные и мировоззренческие элементы Серебряного века опирались на основательные достижения реализма прошлого века.
Но одновременно литература начала XIX века отрицала грубый материализм и своеобразный нигилизм. который был присущ нескольким поколениям прошлого века. Литературные деятели ориентировались на «чистое искусство» и совершенно по-новому преподносили традиционные философские, нравственные и религиозные концепции.
Естественно, что на дальнейшее развитие литературы XX века повлияло наследие литературных направлений, которые возникли на рубеже веков. Ведь в такой переломный период всегда возрастает внимание и интерес к вечному и незыблемому, и к осознанию своего времени именно с таких позиций.
Ключевым моментом для преемственности литературы стали религиозные искания, которые до сих пор занимали важную часть в литературном процессе, но теперь им придавался более символичный, и даже мистический образ. Литература напрямую связана с историей, она ее не просто отображает, она ее фундаментально осмысляет.
Новое осмысление действительности
Обилие и многообразие исторических событий, драматических и порой совершенно непредсказуемых, отложили большой отпечаток на становление общего литературного процесса этих веков. Но если в XIX веке осмыслялась действительность со стороны активных гуманистических традиций, то литература XX века была вынуждена эти гуманистические ценности постоянно менять.
Но несмотря на это сохраняется последовательная преемственность гуманизма и историзма как и русского, так и мирового искусства. Эстетические и нравственные ценности сохранили свое влияние и до сих пор занимали важное место для писателей, только теперь они трансформировались в несколько другие категории.
Основной причиной этого стало ограничение литературной свободы во время Советского Союза, и желание власти контролировать любую сферу культурной жизни населения.
Преемственность литературного процесса
МОДУЛЬ IV
ИСКУССТВА СЛОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Художественные реальности воображенных литературных миров пребывают вне исторической реальности жизни. Однако несущие их тексты, напротив, вполне принадлежат истории: «малому времени» эпохи своего возникновения, а подлинные шедевры – и «большому времени» национальной и общечеловеческой культуры.
Литература – при историческом взгляде на нее – это не хронологический ряд памятников словесности, не «книжная полка». Это особая областькультуры, носителями которой являются не только писатели, но и читатели. Это сфера специфического рода деятельности, именуемого художественное письмо и художественное восприятие.
Художественное письмо, как мы уже знаем, является коммуникативной (и вследствие этого семиотической, т.е. текстоформирующей) деятельностью эстетической (т.е. эмоционально-рефлективной) природы. Такова теоретическая сущность литературы.
Процесс изменений, преобразований в сфере данного рода деятельности (когда-то и писали, и читали не так, как пишут и читают сейчас) составляет историю литературы. Иначе это именуется литературный процесс – часть общеисторического процесса и нечто принципиально иное, нежели творческий процесс написания литературного текста.
Две крайности исторического подхода к литературе и вообще к социальной жизни: доктрина событийности (история – цепь уникальных событий) и доктрина процессуальности (история – глубоко закономерный процесс, не зависящий от единичных событий, которые составляют лишь «пену истории»).
Для понимания литературы как исторически изменяющейся, эволюционирующей области культуры не годится ни она их этих крайних доктрин.
Истинно творческий акт писателя уникален, т.е. событиен. Рожденное этим актом произведение самим своим появлением меняет литературу.
Однако ни в одной из самостоятельно развивавшихся национальных литератур не был нарушен привычный нам порядок следования литературных периодов классицизма – сентиментализма – романтизма – реализма… Здесь, несомненно, кроется определенная внутренняя, обязательная закономерность.
Сама историческая реальность внутренне противоречива. Предмет исторического знания – присутствие человека в мире(как рода, а не как единичного «я»). А человек в качестве ключевого феномена истории – феномен двойственный:
а) он закономерное явление природы, что является фактором процессуальности;
б) он свободное (самоопределяющееся в своей индивидуальности) явление духа (сознания) – фактор событийности.
Поэтому взаимодополнительность процессуальности и событийности (закономерного и беспрецедентного)составляет фундаментальное свойство исторической реальности, каждого наималейшего «кванта» исторического опыта, который в большей или меньшей степени событиен и одновременно в большей или меньшей степени процессуален. Эти аспекты исторического бытия находятся в динамическом равновесии, что означает следующее: всякая история – цепь событий, но не случайная, а процессуально закономерная. События, не отвечающие общей закономерности развития, остаются без последствий; соответствующие же ей – ускоряют, углубляют закономерный процесс.
Основные события литературной истории – художественные произведения: их возникновение и вхождение в культуру. Каждый творческий актписателя – это своего рода «проба эволюции» (иногда неудачная, тупиковая)литературы как рода деятельности и как области культуры. С каждым значительным творческим событиемлитература в большей или меньшей степени, но меняется.
Литературный процесс – это историческая связь между текстами (как грибница между грибами, являющаяся их подлинной, но скрытой от наблюдателя жизнью). История литературы представляет собой интертекстуальную – т.е.происходящую между текстами – эволюцию художественного письма.
Основными факторами (движущими силами) литературного процесса являются:
инновационность (новаторский поиск художника, оригинальность);
преемственность(отношение к традиции);
стадиальность(закономерная последовательность ступеней развития);
общественная ситуация (обстоятельства общеисторической жизни).
Такова природа литературы как исторической реальности. Она пронизана «грибницей» интертекстуальных связей, изучаемых уже не теорией литературы, а другой областью литературоведческой науки: ИСТОРИЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
История литературы
Как научная дисциплина
Рассмотрение литературных произведений в качестве замкнутых в себе целостностей (эстетически завершенных воображаемых миров) и манифестирующих эти целостности предельно упорядоченных шедевров художественного письма (текстов) представляет собой компетенцию теории литературы. Тогда как для истории литературы всякое произведение разомкнуто, оно являет собой неотъемлемое звенолитературного процесса, связанное со множеством других произведений и внелитературных факторов. Здесь в центре внимания оказывается биографическая фигура Писателя, а не теоретическая категория Автора.
Если деятельность профессионального читателя в качестве теоретика литературы состоит в анализеи типологии наиболее ярких литературных событий (шедевров), то в качестве историка литературы он призван заниматься фактографией(сбором и систематизацией отдельных фактов) и объяснениемвозникновения литературных текстов какзвеньев литературного процесса.
Историческое объяснение предполагает постановку фактов, в частности, литературных фактов – текстов – в определенные контексты.
Контексты «малого» исторического времени:
социополитический;
социоэкономический;
социокультурный;
биографический (социально-бытовые обстоятельства и психологические особенности писателя).
В школе биографическому контексту часто уделяется преувеличенное внимание.Между тем, это узкий, индивидуально-личностный круг в составе общеисторического контекста, по большей части наименее существенный для освещения литературного процесса.
Контексты «большого» исторического времени:
транс-исторический контекст традиции (диахронные, преемственные связи литературных текстов);
стадиально-исторический контекст эпохи как ступени литературной эволюции (синхронные связи литературных текстов, порожденных общей для них исторической ситуацией).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и СТАДИАЛЬНОСТЬ – основополагающие характеристики литературного процесса, составляющие ядро компаративистской проблематики.
Компаративистика – область сравнительно-исторического познания. Сопоставление траекторий развития двух и более национальных культур, разделенных во времени и/или пространстве, дает такое знание, которого хронологическое освещение дать не может.
Компаративизм – не познавательный «прием» сопоставления, а особый способ понимания Истории. Это особая научная стратегия гуманитарного (исторического) мышления – аналогичная синергетике в науках о природе, «избегающей драматической альтернативы между слепыми законами и произвольными событиями», прокладывающей средний путь «между двумя противоположными картинами – детерминистическим миром (законосообразных процессов – В.Т.) и произвольным миром чистых событий» (ИльяПригожин).
В России родоначальником компаративизма выступил Александр Николаевич Веселовский. Открывая в Петербургском университете в 1870 г. кафедру всеобщей литературы, во вступительной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» он предложил «сравнительный метод» как «развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно более полного обобщения». Сопоставительное выявление, с одной стороны, «параллельных исторических рядов», чей параллелизм заключается в стадиальности исторического процесса, а с другой – «границ предания в акте личного творчества» (то есть исторической преемственности) привело Веселовского к созданию чрезвычайно перспективного и актуального для современной филологии учения, именуемого «исторической поэтикой».
Преемственность литературного процесса
Творческий процесс писателя протекает в напряжении между необходимым для искусства импульсом личностной оригинальности и столь же необходимым общекультурным импульсом соответствия опыту, накопленному культурой художественного письма и чтения. Диалектика творческого акта такова, что произведение всякий раз возникает как равнодействующая инновационности и преемственности.
Искусство слова – коммуникативно-семиотическая деятельность, один из важнейших языков культуры. В развитии любого языка имеет место необходимое торможение развития, необходимая инерция, обеспечивающая сохранение языка в состоянии его коммуникативной пригодности.
В области литературы такого рода инерция именуется ТРАДИЦИЕЙ. Это интерсубъективный опыт художественного письма.
Литературная традиция представляет собой не только тормоз творческой инновационности, но одновременно и предпосылку творчества. По отношению к традиции возможно не только подражательное следование, но и реализация таящихся в ней потенциальных возможностей, трансформация сложившихся норм или пародийное отталкивание от них.
Культурная, в частности литературная, традиция аналогична биологической наследственности. И то, и другое – формы эволюционной преемственности.
«Генетический фонд» интертекстуальных связей литературной преемственности составляют:
жанры (инвариантные разновидности организации литературного текста как цельного высказывания) и устойчивые жанровые формы;
мифопоэтика(роль «мирового древа», кумулятивного, циклического, лиминального протосюжетов, мифологизированных светил, стихий, природных циклов и т.п.);
топика (традиционные сюжеты, мотивы, персонажные типы, темы);
речевые формыхудожественного письма(композиция, стилистика, ритмика), в частности, стилизация.
Ведущим фактором литературной традиции является жанровая преемственность: «память жанра» (Бахтин)как исторически продуктивного способа организации текста.
преемственность в литературе
Смотреть что такое «преемственность в литературе» в других словарях:
ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ — ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio передача, предание) это… … Литературный энциклопедический словарь
новаторство и традиция — (от лат. novator обновитель и traditio передача). Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Лишние люди — «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» обозначение целой категории литературных образов. Вошло в оборот русской лит ой речи одновременно с такими популярными произведениями Тургенева, как «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. («Дневник лишнего человека» появился в 1850).… … Литературная энциклопедия
Греческая литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Яблоновская, Наталья Всеволодовна — Яблоновская Наталья Всеволодовна укр. Яблоновська Наталя Всеволодівна … Википедия
Индо-греческое царство — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Вселенская Православная церковь — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
Восточная православная церковь — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия