в чем протест катерины в драме гроза

Протест Катерины в драме “Гроза” Островского

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем-ном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.

Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее

Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно.

Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”.

Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.

Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.

Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”.

Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.

Попадая в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс растет…

То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Related posts:

Источник

Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение

Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».

Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.

Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.

Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.

Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.

Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света «темное царство». Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.

Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.

2 вариант

Известный публицист того времени, Николай Александрович Добролюбов первым высказал такую мысль, оформив ее как статью. Ее заголовок приобрел такую популярность, что стал общеизвестным фразеологизмом, обозначающим доброго, приятного человека в тяжелой обстановке, окружении. Насколько справедливым было такое суждение легко доказать, так как Островский определенно подразумевал такое значение главной героини.

То, что автор вкладывал в главную героиню такой смысл, становится понятно сразу, так как даже имя – Катерина – имеет значение «чистая» или «непорочная». Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.

Религия становится некой «отдушиной» Катерины, ее спасением в этом месте, среди чужих людей. Именно ее лицо в момент молитвы, озаренное внутренним светом, привлекает к себе внимание всех окружающих, в том числе и Бориса, племянника Дикого. Однако именно религиозность не позволяет Катерине совершить грех, удерживает ее от измены и встречи с Борисом, так как греха девушка боится даже больше, чем гнева мужа и свекрови – Кабанихи.

В то же время, героиня сама говорит о том, что, по сути, жизнь ее здесь мало чем отличается от ее незамужней жизни. Она все так же молится, занимается рукоделием, но делает это все как будто «из-под палки», подневольно. Именно это подневольное существование больше всего давит на Катерину, и, желая изменить это, девушка решается на встречу с Борисом.

Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.

Сочинение Протест Катерины против темного царства

Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.

Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.

И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.

Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.

А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.

Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.

Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Протест Катерины против темного царства

Популярные сегодня темы

Произведение Л.Н.Толстого «После бала» показывает один день из жизни Ивана Васильевича, который испытал шок из-за одного случая, который произошёл с ним.

Перед каждым школьником рано или поздно встает дилемма: кем быть?

Павел Чичиков появился и воспитывался в обнищавшей дворянской семье. Матери мальчик не помнит, лишь отца. Автор сдержанно дает характерное описание отца.

Книга «Горе от ума», принадлежащая перу выдающегося русского писателя А.С. Грибоедова, увидела свет в полном варианте, без многочисленных цензурных сокращений, лишь в 1862 году

В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

Источник

Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Калинов и его обитатели

Будучи неплохим знатоком человеческих душ и хорошо разбираясь в действительности той поры, автор в своём произведении чётко описывает социальную несправедливость и людские пороки. Он делит социальную среду на два противоборствующих лагеря — «тёмное царство» и «жертвы».

Высший свет города

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Купечество немногочисленного приволжского городка Калинов погрязло в алчности и стремлении прийти к власти любым путём и представлено в пьесе «тёмным царством». На примере Кабанихи и Дикого показано, что для них характерно психологически подавлять окружающих, не считаясь с их интересами, и творить всё, что им заблагорассудится. Первостепенный критерий — деньги.

Эти люди грубы и жадны, но, столкнувшись с отпором от человека с равным статусом, они начинают относиться к нему более снисходительно, с большим уважением. Красочный пример тому — Кулигин. Пятидесятилетний часовщик-самоучка, в душе поэт, любящий природу, книги и людей. Он вечно что-то придумывает, хочет приносить пользу общественности и непрерывно спорит с Диким, отстаивая своё мнение, невольно вызывая у того уважение.

Низшее сословие

Стоящие на более низкой ступени социальной лестницы по отношению к купечеству и дворянскому сословию, являются «жертвами». Это личности, не видящие выхода из сложившейся ситуации, которых понемногу засасывает болото «тёмного царства», потихоньку убивая в них всё человеческое.

Судьба Катерины

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Жизнь в отчем доме

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Трудное взросление

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Трагичная развязка

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.

Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.

Источник

Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза”

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.

Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера.

Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура.

Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.

Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется…

Related posts:

Источник

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.

Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.

Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.

Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.

Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.

Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.

Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Влюбленность главной героини

в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть фото в чем протест катерины в драме гроза. Смотреть картинку в чем протест катерины в драме гроза. Картинка про в чем протест катерины в драме гроза. Фото в чем протест катерины в драме гроза

Душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» усугубляется с появлением Бориса — молодого человека, приехавшего из Москвы ради получения богатства в наследство. У девушки сразу возникли чувства к нему. Героиня всегда чувствовала, что она хочет любить и отдавать кому-то свою любовь. Их чувства быстро вспыхнули и стремительно развивалась.

С самого начала зарождения любви Катя внимательно прислушивается к себе: она чувствует, словно начинает заново жить, с ней происходит нечто неведанное ранее. Но все же изначально она старалась гнать прочь мысли о Борисе и приводила себе аргументы против молодого человека:

Но после грубого обращения Тихона терпение Кати обрывается. Она оскорблена его поведением. Прощаясь с мужем перед его отъездом, девушка боится оставаться наедине с искушением встретиться с Борисом, но понимает, что этого не миновать.

Возможно, именно горечь неволи и несчастной жизни с мужем толкнула Катю на столь опрометчивый шаг. Она решается пойти в сад, где ее ждал любимый. С одной стороны, ей было все равно, что об этом подумают люди, но с другой, даже подойдя к калитке, она сомневалась, стоит ли оно того. Однако Катерина пренебрегает христианскими законами и решается на измену. Ее встречи с возлюбленным закончились с приездом мужа.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Несколько интересных сочинений

Знакомство с героями

Изучая произведение, можно проследить все особенности жизненного уклада того времени. Здесь явно улавливается конфликт патриархата и желания свободы (в мыслях, в действии).

В такой непростой для России период живет Катерина Кабанова. Символично и место, где находится главная героиня при первой встрече. Берег Волги также прекрасен и невинен, как и образ девушки. Она религиозна, нежна, чувственна… Никакие богатства мира не заменят ей моральной чистоты души. Описание может быть бесконечно. Но рядом с ее непорочностью идет свободолюбие, которое и «сыграло злую шутку» в пьесе.

Супруг Катерины Тихон Кабанов — безвольный и бесхарактерный человек. Его главное удовольствие — возможность выпить, поэтому на понимание и сочувствие переживаний жены у него совершенно нет времени.

Борис — приезжий в город Калинов. К нему и вспыхнули любовные чувства у героини.

Душевная драма Катерины (по пьесе Островского «Гроза»)

Истинная трагедия человека — непонимание и неприятие окружающего мира. От-сутствие гармонии между внешним и внутренним миром заставляет нас страдать, лишает опоры и уверенности. Главная героиня драмы Островского «Гроза» не может понять и принять законов жестокого мира, в котором живет. Она непохожа на всех, кто ее окружает. Она непосредственна, наивна, искренна. Катерина не может понять и принять ханжества и лицемерия, без которых приспособиться к нравам И порядкам купеческой среды невозможно.

Катерина не умеет притворяться. И это качество делает ее особенно уязвимой. Никто не протягивает ей руку помощи. «Темное царство» гнетет и мучает девушку, приносит ее в жертву. Кто мог бы встать на сторону Катерины? Слабый и безвольный муж? Варвара? Или кто-то другой? Увы, все озабочены только тем, как бы защитить самого себя, спрятаться от окружающих, стать невидимым и неслышимым, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие. А у Катерины нет даже намека на душевное спокойствие. Девушка буквально задыхается от тесных оков, в которых оказалась. Конфликт с «темным царством» накаляется, и в результате происходит настоящая трагедия. Катерина страдает еще и потому, что ее настоящая жизнь сильно отличается от жизни в родительском доме. В детстве она была окружена заботой и любовью, чув-ствовала себя свободной и абсолютно счастливой. Экзальтированная и романтичная девушка оказалась в буквальном смысле «не приспособлена» к реальной жизни. Она хотела бы видеть мир ярким и красочным, но «темное царство» не соответствует ее желаниям. Катерина от природы отличается легким, покладистым характером. Она жизнерадостна, нуждается в новых впечатлениях и положительных эмоциях. Но серая, унылая, однообразная жизнь заставляет Катерину страдать, чахнуть. После замужества Катерина из жизнерадостной, пылкой девушки превращается в бессловесное и бесправное существо. Она лишена возможности открыто проявлять свои чувства. Мрачная, безрадостная жизнь заставляет девушку искать для себя хоть что-то хорошее, пытаться заполнить пустоту в душе. Катерина старается найти в себе хоть какие-то теплые чувства по отношению к мужу. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но, увы, Кабаниха сама пресекает в девушке робкие попытки заполнить пустоту в душе чувством к мужу. Фраза свекрови «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься» ясно свидетельствует о том, что любые проявления искренних человеческих чувств в «темном царстве» запрещены. Однако разве можно запретить человеку мечтать, чувствовать, надеяться? Пока мы живы, такие стремления будут радовать и согревать нас. Именно поэтому несчастная и одинокая Катерина продолжает искать для себя хоть немного тепла, которого она была лишена так долго. Любовь к Борису — это не только протест против порядков в патриархальной среде, это попытка хоть чем-то украсить свою пустую и однообразную жизнь. Эмоциональная и открытая девушка обладает богатым воображением. Она видит Бориса совсем не таким, каков он есть на самом деле. Она сознательно приукрашивает образ возлюбленного, наделяет его теми чертами, которые совсем не были свойственны тому. Любовь позволяет Катерине хоть на некоторое время ощутить себя счастливой. Но по меркам «темного царства» любовь — это преступление. Катерина это прекрасно понимает, очевидно, поэтому заранее чувствует свою неминуемую гибель. Во многом это можно объяснить тем, что, ощутив себя свободной и счастливой, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Глоток свободы как нельзя лучше показал ей убогость и бесправность ее обычного положения. Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил». Но эту фразу нельзя считать простым упреком, Катерина вкладывает в нее гораздо более глубокий смысл. Борис невольно перевернул всю жизнь несчастной девушки, после чего она не видит своего будущего. Катерина религиозна, считает, что за любой грех обязательно последует расплата. Именно поэтому она так боится грозы. Явление природы воспринимается ею как Божья кара. Почему Катерина признается свекрови и мужу в своем грехе? Да потому что она мысленно примирилась с самым худшим. Дальнейшее существование представляется ей бессмысленным. Она подавлена, растоптана. И поэтому не считает нужным скрываться далее. Можно сказать, что у Катерины начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Она не видит смысла жить дальше. «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Самоубийство Катерины — это ее вызов обществу и одновременно попытка спасти себя от позора, вырваться из пут отчаяния. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней. Ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и никчемной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *