в чем промысел божий если жизнь рушится

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Источник

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий – непре­стан­ное про­яв­ле­ние в мире все­бла­гой, все­пре­муд­рой и все­мо­гу­щей воли Божией, непре­стан­ное дей­ствие Божье, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира, все обра­ща­ю­щее ко благу, направ­ля­ю­щее к веч­ному спа­се­нию чело­ве­че­ство в целом и каж­дого чело­века в отдель­но­сти. (Зна­че­ние слова про­мы­сел, обо­зна­ча­ю­щего ремесло или вид ремесла, напри­мер, народ­ный про­мы­сел, не сле­дует путать со зна­че­нием слова «Про­мысл» (Божий)).

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Если ты хочешь знать Божий Про­мысл, опре­дели, каков твой хри­сти­ан­ский долг в той ситу­а­ции, в кото­рой ты сего­дня нахо­дишься.

Бог про­ви­дит и участ­вует в жизни людей, но часто не вме­ши­ва­ется в нашу жизнь види­мым обра­зом, чтобы наша сво­бод­ная воля могла осу­ществ­лять доб­ро­воль­ный выбор. Про­мысл Божий озна­чает, что на каждом этапе нашей жизни Гос­подь постав­ляет нас в такие усло­вия, при кото­рых мы могли бы сде­лать сво­бод­ный выбор в пользу добра, правды, спра­вед­ли­во­сти и через это вос­хо­дить к Небес­ному Отцу. Впро­чем, глу­бины Про­мысла Божия непо­сти­жимы для огра­ни­чен­ного чело­ве­че­ского рас­судка, так что, зная о Про­мысле Божием, мы не спо­собны постичь его в полной мере.

Ложные учения о Про­мысле Божьем:
1. Язы­че­ское пред­став­ле­ние о пред­опре­де­лён­ной судьбе как фатуме.
2. Дуа­лизм – борьба рав­но­вес­ных добра и зла.
3. Каль­ви­низм и ислам счи­тают, что Бог зара­нее пред­опре­де­лил одних к вечной жизни, других – к смерти.

Чело­веку свой­ственно упро­щать про­мысл Божий: сужать его до одного собы­тия, про­еци­ро­вать на себя и на насто­я­щее время. Но Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он обла­дает пол­но­той веде­ния. Любое собы­тие может быть звеном боль­шой цепи, охва­ты­вать многих людей и иметь послед­ствия на сотни лет.

Мы видим один-два-три эле­мента «пазла» миро­вой исто­рии, а Творец — всю кар­тину и одно­вре­менно.

Один отшель­ник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Про­мысла, и нало­жил на себя пост. Когда он отпра­вился к одному вда­леке жив­шему старцу, ему явился в образе инока Ангел и пред­ло­жил быть спут­ни­ком. К вечеру они оста­но­ви­лись на ночлег у одного бла­го­че­сти­вого мужа, кото­рый пред­ло­жил им пищу на сереб­ря­ном блюде. Но вот удив­ле­ние! Тотчас после тра­пезы спут­ник старца взял блюдо и бросил его в море.

Пошли далее и на другой день оста­но­ви­лись у дру­гого бла­го­че­сти­вого мужа. Но опять беда! Когда отшель­ник со спут­ни­ком стали соби­раться в путь, при­няв­ший их привел к ним мало­лет­него сына своего, чтобы бла­го­сло­вили его. Но вместо бла­го­слов­ле­ния спут­ник, кос­нув­шись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отча­я­нии не про­из­несли ни слова. На третий день они при­юти­лись в полу­раз­ру­шен­ном доме. Старец сел вку­сить пищи, а его спут­ник сна­чала разо­брал стену, а потом снова заде­лал ее. Тут старец не вытер­пел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты дела­ешь? Тре­тьего дня у доб­рого чело­века блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сего­дня поправ­ля­ешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблаз­няйся о мне. Я Ангел Божий. Первый чело­век, при­няв­ший нас, бого­угодно посту­пает, но блюдо то при­об­ре­тено было им неправ­дою, потому я и выбро­сил его, чтобы не поте­рял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страш­ный злодей. Хозяин дома, где мы оста­но­ви­лись, чело­век без­нрав­ствен­ный, лени­вый и оттого обни­щал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и попра­вил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Воз­вра­тись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так гла­го­лет Дух Святой: «суды Гос­подни – неве­домы чело­ве­кам». Посему и ты не испы­ты­вай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорб­ное, и недо­стой­ное; но одно – по бла­го­во­ле­нию, другое – по домо­стро­и­тель­ству, третье – по попу­ще­нию. И по бла­го­во­ле­нию, – когда живем доб­ро­де­тельно, ибо угодно Богу, чтобы про­во­дили мы жизнь без­греш­ную, жили доб­ро­де­тельно и бла­го­че­стиво. По домо­стро­и­тель­ству, – когда, впадая в ошибки и погре­шая, бываем вра­зум­ля­емы; по попу­ще­нию же, – когда и вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­емся.

Бог бла­го­во­лил, чтобы чело­век спасся, как и ангелы взы­вали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:14 ). Опять домо­стро­и­тельно Бог вра­зум­ляет нас согре­ша­ю­щих, чтобы не были мы с миром осуж­дены, как гово­рит апо­стол: Судими от Бога нака­зу­емся, да не с миром осу­димся ( 1Кор.11:32 ). И несть зло во граде, еже Гос­подь не сотвори ( Амос.3:6 ), таковы: голод, язвы, болезни, пора­же­ния, брани; ибо все это служит к очи­ще­нию греха, кото­рые или не хотят жить без греха, или вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­ются, но пре­бы­вают во грехе, как напи­сано: ослепи Бог очи их и ока­ме­нил есть сердца их ( Ин.12:40 ); и: пре­даде их в неис­ку­сен ум, то есть, попу­стил их сво­боде тво­рити непо­доб­ная ( Рим.1:28 ); также: оже­сто­чая оже­сточу сердце Фара­о­ново ( Исх.4:21 ), то есть, попущу оже­сто­читься за непо­кор­ность его.

Про­мысл Божий

Можно ли срав­ни­вать пра­во­слав­ное учение о про­мысле Божьем с поня­тием чело­ве­че­ской судьбы? Об этом мы сего­дня пого­во­рим с кан­ди­да­том бого­сло­вия, пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Гле­бо­вым.

К: Отец Алек­сандр, что же такое – про­мысл Божий?

А: Раз­го­вор о про­мысле Божьем откры­вает очень важную тему – тему ответ­ствен­но­сти Бога за свое тво­ре­ние. Вот мы обычно гово­рим о своей ответ­ствен­но­сти перед Богом, о том, что нам при­дется дер­жать перед Богом ответ. Такое поня­тие, как про­мысл Божий, гово­рит об ответ­ствен­но­сти Бога за род чело­ве­че­ский и за сотво­рен­ный Им мир. Есть такое рели­ги­озно-фило­соф­ское учение, кото­рое назы­ва­ется «деизм» – в нем поня­тие про­мысла Божия отсут­ствует! Деизм гово­рит о Боге как о творце мира, но не гово­рит о Боге как о про­мыс­ли­теле мира. Да, Бог сотво­рил мир, Бог сотво­рил чело­века, наде­лил чело­века разу­мом, сво­бод­ной волей и как бы отстра­нился от вся­кого уча­стия в даль­ней­шей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире про­ис­хо­дит. Почему я упо­мя­нул о деизме? Потому что сего­дня многие люди, может быть даже сами того не осо­зна­вая, раз­де­ляют именно такую точку зрения. Они видят в твор­че­ском акте Бога обос­но­ва­ние бытия этого мира, потому что пред­ста­вить себе, что вот этот мир, столь разумно устро­ен­ный, столь сложно орга­ни­зо­ван­ный, раз­ви­ва­ю­щийся по каким-то опре­де­лен­ным зако­нам, возник просто сам по себе из ничего. Пред­ста­вить такое для многих людей довольно про­бле­ма­тично. Но в то же время они не видят какого-то разум­ного при­сут­ствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много неспра­вед­ли­во­сти, люди болеют, стра­дают, уми­рают. То есть, с одной сто­роны, они при­знают, что Бог сотво­рил мир, потому что этот мир как тво­ре­ние пре­кра­сен и разумно устроен, но, в тоже время, они отка­зы­ва­ются при­знать про­мысл Божий, потому что то, что про­ис­хо­дит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хао­тично.

В хри­сти­ан­ском откро­ве­нии такие поня­тия, как Бог-творец и Бог-про­мыс­ли­тель, нераз­рывно свя­заны между собой, потому что само реше­ние Бога о тво­ре­нии мира при­ни­ма­лось нераз­рывно вместе с Его реше­нием о спа­се­нии этого мира. Вот это дву­еди­ное реше­ние Бога о спа­се­нии и о тво­ре­нии мира полу­чило назва­ние «Пред­веч­ный совет Святой Троицы». Пред­веч­ный – значит до вре­мени, до века сего, до тво­ре­ния мира. И этот пред­веч­ный совет совер­шенно гени­ально изоб­ра­зил пре­по­доб­ный Андрей Рублев на своей иконе, кото­рая так и назы­ва­ется – «Троица». Поскольку Бога в Его тро­ич­но­сти невоз­можно не только изоб­ра­зить, но и даже как-то пред­ста­вить, то в пра­во­слав­ной тра­ди­ции Святая Троица изоб­ра­жа­ется в виде трёх Анге­лов, кото­рые были явлены Авра­аму у дуба Мам­врий­ского. Но руб­лев­ская Троица опи­сы­вает не этот исто­ри­че­ский эпизод, когда три Ангела пришли к Авра­аму и воз­ве­стили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет един­ствен­ный воз­мож­ный упо­ми­на­е­мый в Библии образ Святой Троицы и напол­няет его не исто­ри­че­ским содер­жа­нием, а дои­сто­ри­че­ским, пред­веч­ным, он как бы изоб­ра­жает вот этот совет пред­веч­ной Святой Троицы. Три Ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше вид­не­ется голова жерт­вен­ного живот­ного и Ангелы смот­рят друг на друга, как бы сове­ту­ясь, сове­ща­ясь между Собой, кто из Них станет вот этой жерт­вой – Агнцем Божиим. И когда при­ни­ма­ется реше­ние, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жерт­вой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого при­ни­ма­ется реше­ние о тво­ре­нии самого мира, то есть про­мысл Божий как бы пер­ви­чен, а акт тво­ре­ния – вто­ри­чен.

К: Как соот­не­сти чело­ве­че­скую сво­боду и про­мысл Божий, ведь чело­век сво­бо­ден и может делать все, что хочет? Как рас­по­знать, что про­ис­хо­дит в резуль­тате наших дости­же­ний и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–К: Вы ска­зали, что многие люди отка­зы­ва­ются при­зна­вать Божий про­мысл, потому что не видят разум­ного дей­ствия Бога в мире, но с этим невоз­можно не согла­ситься, потому что в мире много стра­да­ний, люди делают что хотят, они совер­шают пре­ступ­ле­ния и Гос­подь их не оста­нав­ли­вает. Другие, про­ходя через испы­та­ния, просят Бога о помощи, но Гос­подь не часто их слышит, а если слышит, то только уси­ли­вает эти испы­та­ния. Как сов­ме­стить любовь Бога к своему тво­ре­нию, Божий про­мысл о мире с реаль­но­стью, кото­рая про­ис­хо­дит вокруг нас?

А: То, что каса­ется бла­го­сти Божией и зла, кото­рое при­сут­ствует в мире, то обычно по этому поводу выска­зы­вают два сооб­ра­же­ния. Первое – это то, что зло можно уни­что­жить только с его носи­те­лем, то есть с чело­ве­ком, ну а Бог как раз по своей бла­го­сти хочет исправ­ле­ния чело­века, его пока­я­ния, а не его смерти. Мы же с вами обра­ща­емся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не назы­ваем Бога ни судьей, ни про­ку­ро­ром, ни зако­ном, ни спра­вед­ли­во­стью, мы назы­ваем его отцом. И вот, если пере­не­сти наши отно­ше­ния с Богом на внут­ри­се­мей­ные отно­ше­ния, если ребе­нок чем-то про­ви­нился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уни­что­жает? Даже если ребе­нок болен, даже если ребе­нок рас­про­стра­няет вокруг себя зло, даже если этот ребе­нок вырос и стал пре­ступ­ни­ком. Да, его осудит обще­ство, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец отно­сится к своему ребенку не с пози­ции юри­ди­че­ского закона, даже не с пози­ции закона спра­вед­ли­во­сти, он к нему отно­сится с пози­ции закона любви. Вот то же самое про­ис­хо­дит в наших вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Соб­ственно, почему Гос­подь терпит зло, и до какого момента это будет про­дол­жаться, Он пояс­нил довольно ясно, когда рас­ска­зал притчу о пше­нице и пле­ве­лах. Ну и второе сооб­ра­же­ние: раз уж в мире суще­ствует зло, то Гос­подь обо­ра­чи­вает его ради спа­се­ния людей, для исправ­ле­ния людей заблу­див­шихся, греш­ных людей и для укреп­ле­ния веры и испы­та­ния пра­вед­ни­ков. Это было хорошо под­ме­чено Гете во фразе Мефи­сто­феля, в извест­ной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совер­шает благо». Дьявол сеет зло, но Гос­подь исполь­зует это зло, как горь­кое лекар­ство, для спа­се­ния людей и тем самым обра­щает зло во благо.

Но, в общем и целом вот этот вопрос, кото­рый Вы мне задали, я, навер­ное, не оши­бусь, если скажу, что с апо­ло­ге­ти­че­ской точки зрения – это, конечно, самый слож­ный вопрос. Есть в бого­сло­вии попытка раз­ре­ше­ния этого вопроса, кото­рая полу­чила назва­ние «Тео­ди­цея», что значит «оправ­да­ние Бога». Нам это назва­ние тоже может пока­заться стран­ным, потому что ведь мы ищем оправ­да­ния у Бога, а здесь мы гово­рим о том, что Бога надо оправ­ды­вать. Бога, дей­стви­тельно, иногда при­хо­дится оправ­ды­вать, но вот я при­веду такой пример, кото­рый хорошо изве­стен, навер­ное, каж­дому свя­щен­нику. Напри­мер, при­хо­дит в храм мать и гово­рит, что у неё умер ребе­нок. Вот она под­хо­дит к свя­щен­нику и задает ему при­мерно сле­ду­ю­щий набор вопро­сов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребе­нок хуже других, и какое пре­ступ­ле­ние они совер­шили? Как вообще можно понять вот это дей­ствие Бога, кото­рый отнял у неё ребенка и обрек её на такие стра­да­ния, сломал ей жизнь?» Свя­щен­ник, конечно, пыта­ется как-то уте­шить этого чело­века, хотя ни о каком уте­ше­нии здесь гово­рить невоз­можно, но и в то же время он пыта­ется как-то защи­тить Бога, оправ­дать Его дей­ствия, чтобы этот чело­век веру не поте­рял. Дру­гими сло­вами, это попытка согла­со­вать между собой все те про­ти­во­ре­чия, о кото­рых Вы упо­мя­нули в вашем вопросе: что Бог дей­стви­тельно есть любовь, что его про­мысл направ­лен ко благу людей. Все эти поло­же­ния под­вер­га­ются очень серьез­ным сомне­ниям, ведь абсо­лютно каждый чело­век, с очень разной сте­пе­нью воцер­ко­в­лен­но­сти, вообще рели­ги­оз­ного чув­ства, зада­вался подоб­ными вопро­сами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожа­лел ради спа­се­ния этого мира и, если Он все­мо­гу­щий, то где про­яв­ле­ние этого все­мо­гу­ще­ства и любви в нашем мире. А ведь иногда совер­шенно невин­ные люди про­хо­дят через такое гор­нило стра­да­ний, что просто в силу ужаса про­ис­хо­дя­щего при­нять это как благую волю Божию, как некое добро не пред­став­ля­ется воз­мож­ным. И вот тогда люди соот­но­сят то, что про­изо­шло и про­мысл Божий, у них оста­ется не много вари­ан­тов ответа. Либо Богу дей­стви­тельно нет до нас ника­кого дела и все рас­сказы о его любви сильно пре­уве­ли­чены, либо Он не обла­дает все­мо­гу­ще­ством, Он просто вынуж­ден бес­сильно смот­реть, как в мире цар­ствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о стра­да­нии невин­ного, о стра­да­нии пра­вед­ника мы нахо­дим в Новом завете, в стра­да­нии в смерти невин­ного Христа. Если чело­век опре­де­ляет для себя вечное спа­се­ние как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем пра­вед­но­сти и путем свя­то­сти, то это будет крест­ный путь, только крест­ный, ника­кого обход­ного пути не суще­ствует! Это будет узкий путь и тесные врата, веду­щие в Цар­ство Божие. И ведь Гос­подь никого не обма­ны­вает, Он не дает ника­ких ложных обе­ща­ний! Каждый, кто читал Еван­ге­лие, у него должны отпасть вся­че­ские иллю­зии отно­си­тельно того, что значит сле­до­вать за Хри­стом. Гос­подь совер­шенно ясно гово­рит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем пра­вед­нее чело­век, тем силь­нее его духов­ная жизнь, тем тяже­лее ему будет этот крест. И если чело­век осмыс­ленно при­ни­мает Таин­ство Кре­ще­ния, то он должен пони­мать, что он тем самым изъ­яв­ляет жела­ние раз­де­лить земную судьбу Христа. Не только Его веч­ность, не только Его Вос­кре­се­ние, а Его земную участь. Ну, а как Гос­подь закон­чил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Источник

О Промысле Божием

Я бы хотел сего­дня пого­во­рить об одной очень важной вещи, без пони­ма­ния кото­рой наша жизнь кажется порой слиш­ком тяже­лой, порой слиш­ком запу­тан­ной, а иногда просто невы­но­си­мой, пого­во­рить с вами о Про­мысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии про­яв­ля­ется.

Чем вообще зача­стую нам кажется чело­ве­че­ская жизнь? Спле­те­нием обсто­я­тельств, раз­лич­ных ситу­а­ций, собы­тий, кото­рые, на первый взгляд, никоим обра­зом друг с другом не свя­заны. Но на самом деле в земном суще­ство­ва­нии чело­века нет ровным счетом ничего слу­чай­ного с самого мгно­ве­ния его рож­де­ния и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руко­во­дится Про­мыс­лом Божиим. Про­мысл — уди­ви­тель­ное слово, и мне, как чело­веку, кото­рый долгое время связан с редак­ти­ро­ва­нием раз­лич­ных тек­стов, часто при­хо­дится видеть такую ошибку: либо автор, либо набор­щик вместо слова «Про­мысл» пишет — «Про­мы­сел». И всегда при­хо­дится в таких слу­чаях полу­шутя объ­яс­нять, что есть Про­мысл Божий, а есть про­мы­сел — пушной, напри­мер, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Гос­подь обещал апо­сто­лам сде­лать их лов­цами чело­ве­ков, то есть здесь есть некий образ про­мысла: Гос­подь в тече­ние нашей жизни будто бы рас­став­ляет нам «силки», чтобы нас уло­вить во спа­се­ние. Ну а мы, как какие-то нера­зум­ные зве­рушки, пыта­емся из них выка­раб­каться, не видя, к чему нас Гос­подь на самом деле ведет.

Пре­по­доб­ный авва Доро­фей гово­рит, что Бог не пре­зи­рает даже самую малую нужду чело­века. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не каса­лось бы Бога. Есть заме­ча­тель­ное, неболь­шое по объему про­из­ве­де­ние — «От Меня это было», кото­рое назы­вают духов­ным заве­ща­нием пре­по­доб­ного Сера­фима Выриц­кого, хотя и суще­ствуют опре­де­лен­ные споры отно­си­тельно его автор­ства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, навер­няка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень сове­тую его найти. Это обра­ще­ние Бога к чело­ве­че­ской душе, и самая глав­ная мысль, кото­рая в нем выра­жена, такова: все, что чело­век, огля­нув­шись на про­шлое, видит в своей жизни, было от Него — и взлеты, и паде­ния, и радо­сти, и горе, и мгно­ве­нья сча­стья, и мгно­ве­нья лютой скорби. «Ибо каса­ю­ще­еся тебя каса­ется зеницы ока Моего«,— гово­рит душе Гос­подь: настолько близко Богу все, что про­ис­хо­дит с каждым из нас.

И в это бывает порою очень трудно пове­рить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Гос­подь всеми силами ста­ра­ется нас к Себе при­влечь, а мы в про­ти­во­вес устра­и­ваем себе какую-то систему, бла­го­даря кото­рой можем по-преж­нему от Бога нахо­диться в уда­ле­нии. Почему? Потому, что нашему спа­се­нию зача­стую служат вещи, кото­рые нас отнюдь не радуют. Нам запо­ве­дано в тер­пе­нии спа­сать свои души, а как это воз­можно, если не будет слу­чаев, когда при­дется потер­петь? И вот Гос­подь на про­тя­же­нии всей нашей жизни посы­лает нам мно­же­ство ситу­а­ций, кото­рые надо именно пре­тер­петь. Ну а поскольку и тер­петь не хочется, и сми­ряться не хочется тоже, мы всеми силами ста­ра­емся уйти от всего того, что для нас этот крест­ный путь обра­зует. Но Гос­подь, как все пред­ви­дя­щий, все зна­ю­щий зара­нее, тем не менее умуд­ря­ется нас, порой помимо даже нашей соб­ствен­ной воли, на путь спа­се­ния снова и снова воз­вра­щать.

Хотя это на самом деле слож­ный вопрос: что значит «помимо нашей соб­ствен­ной воли»? Есть такая извест­ная логи­че­ская загадка: может ли Бог создать камень, кото­рый бы Он не мог под­нять? И пред­ла­га­ется два вари­анта реше­ния: если Бог может создать такой камень, кото­рого не может под­нять,― значит, Он не все­мо­гущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не все­мо­гущ. И есть един­ственно верный ответ, выхо­дя­щий за пре­делы чело­ве­че­ской логики: такой камень Богом уже сотво­рен ― это чело­ве­че­ское сердце.

Гос­подь не нево­лит чело­века, не спа­сает его без его ответ­ного отклика; и более того: не просто не спа­сает, а даже, если можно так ска­зать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Гос­подь нас спа­сает «помимо нашей соб­ствен­ной воли»? Возь­мем для при­мера жизнь пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. Каза­лось бы, жила она в бездне греха и ничто не пред­ве­щало воз­мож­но­сти обра­ще­ния к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совер­ша­ется такое чудо: она при­хо­дит с самыми небла­гими наме­ре­ни­ями в Иеру­са­лим, пыта­ется войти в храм, но бла­го­дать Божия ее не допус­кает.

Не одна пре­по­доб­ная Мария была греш­ни­цей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Гос­подня, навер­няка там было немало греш­ных людей. Доста­точно хотя бы вспом­нить о том, что на корабле, на кото­ром она плыла в Иеру­са­лим, было доста­точно много палом­ни­ков, кото­рые бро­сили все свои дела, для того чтобы покло­ниться Древу Чест­ного Креста, но при этом неко­то­рые из них, и даже не неко­то­рые, а как гово­рится, доста­точно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не гово­рится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти — а она почему-то не смогла.

И это было явное чудо — чудо Про­мысла Божия о ней, потому что Гос­подь пред­ви­дел, каким обра­зом ее сердце отзо­вется и отклик­нется. Мне не раз при­хо­ди­лось видеть людей, кото­рых какая-то сила из храма гнала, кото­рые в храме теряли созна­ние,— и могу ска­зать, что среди этих людей про­цент заду­мав­шихся о том, почему им в храме плохо, доста­точно неве­лик. А пре­по­доб­ная Мария не только заду­ма­лась, но, встре­тив­шись с этой силой, не пус­ка­ю­щей ее в храм, тотчас же обра­ти­лась к пока­я­нию. И можно ска­зать, что ее спа­се­ние нача­лось помимо ее соб­ствен­ной воли, но Гос­подь пере­мену в ее воле, этот потен­ци­аль­ный отклик по все­ве­де­нию Своему пред­ви­дел.

Про­мысл Божий — это то, что невоз­можно в своей жизни раз­гля­деть без опре­де­лен­ного вни­ма­ния к самому себе, к тому, что с нами в нашей повсе­днев­но­сти про­ис­хо­дит. Если для нас каждый день про­хо­дит сум­бурно, мятежно, если мы не оста­нав­ли­ва­емся вече­ром для того, чтобы просто на про­жи­тые сутки посмот­реть, если утром мы опять-таки выва­ли­ва­емся в эту бурную, мятеж­ную жизнь, не успев при­го­то­виться, то мы не сможем заме­тить в ней ни каких-то зако­но­мер­но­стей, ни каких-то осо­бен­ных обсто­я­тельств, кото­рые нас оче­вид­ным обра­зом в этом Про­мысле уве­ряют.

Есть в моей памяти такой неболь­шой, но серьез­ный эпизод: шел чело­век, должен был пере­хо­дить дорогу. При этом чело­век читал на ходу Псал­тирь, пони­мая, что иначе не успеет ее про­чи­тать, потому что было слиш­ком много дел. На све­то­форе он оста­но­вился для того, чтобы дочи­тать «славу», не сразу отре­а­ги­ро­вав на зеле­ный свет для пеше­хо­дов. И в это время по про­ез­жей части про­ле­тела машина именно там, где чело­век нахо­дился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочи­тав. Что это такое — Про­мысл Божий или слу­чай­ность?

Навер­ное, тут уместно вспом­нить слова епи­скопа Васи­лия (Родзянко): когда ему гово­рили, что собы­тия, про­ис­хо­дя­щие по молитве, кажутся многим слу­чай­ными сов­па­де­ни­ями, он отве­чал при­мерно так: «Дей­стви­тельно, это можно счи­тать сов­па­де­ни­ями, но пока я молюсь, сов­па­де­ния про­ис­хо­дят, а когда пере­стаю молиться, сов­па­де­ния пре­кра­ща­ются». Поэтому, навер­ное, глав­ный ключ к тому, чтобы Про­мысл Божий в соб­ствен­ной жизни рас­смот­реть, — это молитва. Молясь, мы пыта­емся воз­зреть на Бога, уви­деть Его перед собой и так же уви­деть Его в своей жизни. И наш духов­ный взор бла­го­даря молитве про­све­ща­ется и ста­но­вится более острым.

Рас­смат­ри­вая Про­мысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы заду­маться о том, каким обра­зом он ока­зался в Церкви. Навер­ное, среди нас прак­ти­че­ски нет людей, кото­рых при­вела в храм совер­шенно прямая, про­стая и ясная дорога. Скорее всего, огля­нув­шись назад, мы опять-таки увидим некое сцеп­ле­ние обсто­я­тельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в кото­рое могли в этот день не прийти, и именно там услы­шали что-то или столк­ну­лись с чем-то, что напра­вило нас к Богу. Какой-то чело­век появился в нашей жизни, о чем-то с нами заго­во­рил, что-то нам под­ска­зал, почему-то мы этого чело­века послу­шали.

Или слу­чи­лось с нами нечто, что опре­де­лен­ным обра­зом настро­ило нас, напра­вило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, кото­рая при­вела кого-то из нас в храм, пер­во­на­чально должна была идти в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии. Есть заме­ча­тель­ные слова из не менее заме­ча­тель­ного фильма «Пока­я­ние», в совет­ские еще вре­мена вышед­шего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни чело­века, кото­рая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сво­ра­чи­вать, но тем не менее Гос­подь нас на нее посто­янно ста­ра­ется вер­нуть.

Говоря о Про­мысле Божием, нужно, навер­ное, ска­зать и о том, что бывают случаи, когда мы стал­ки­ва­емся с какой-то тяжкой скор­бью и неспра­вед­ли­во­стью. И в это время у нас порой рож­да­ется если не ропот на Бога — это удел все-таки людей совсем мало­вер­ных, — то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда оже­сто­че­ние, озлоб­ле­ние, от кото­рого мы бук­вально вски­паем и не можем в себе удер­жать этот пра­вед­ный или кажу­щийся нам пра­вед­ным гнев.

Но вы, навер­ное, помните заме­ча­тель­ную притчу из пате­рика о том, как некий подвиж­ник посто­янно зада­вался вопро­сом, по какой при­чине злые бла­го­ден­ствуют, а добрые уми­рают в нищете и в болезни. И вот одна­жды ему пона­до­би­лось про­де­лать долгий путь, и к нему при­со­еди­нился стран­ный спут­ник, кото­рый на про­тя­же­нии всего их сов­мест­ного пути совер­шал не менее стран­ные деяния. Когда они ноче­вали в доме чело­века, кото­рый принял их очень госте­при­имно, этот спут­ник монаха украл у хозя­ина сереб­ря­ное блюдо и потом выки­нул по дороге. Когда они вышли из дру­гого дома и вла­де­лец этого дома послал своего сына про­во­дить их, то спут­ник столк­нул этого маль­чика в реку, и он утонул.

Потом они оста­но­ви­лись на ночлег в каком-то пустын­ном месте, где стоял полу­раз­ру­шен­ный дом, и про­вели ночь под кровом этого дома, а с утра спут­ник монаха раз­ло­мал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бес­стра­стии, не выдер­жал и вос­клик­нул: «Кто ты — ты чело­век или демон?! Почему всю дорогу ты тво­ришь зло? Один чело­век нас принял с любо­вью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас про­во­дить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь про­вели, а ты этот дом раз­ру­шил? Что ты за исча­дье ада такое?!». А тот ему отве­тил: «Я не чело­век и не демон — я Ангел Божий, послан­ный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отча­сти позна­вать пути Про­мысла Божия. Это блюдо чело­век, кото­рый нас принял, при­об­рел непра­вед­ным путем и не в силах был от него отка­заться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не при­вя­зы­ва­лось к укра­ден­ному. А маль­чик у этого доб­рого чело­века, если бы вырос, стал бы отъ­яв­лен­ным него­дяем и погу­бил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состо­я­нии, при­год­ном для веч­но­сти, Гос­подь пове­лел мне пре­рвать его жизнь. А что каса­ется этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в сле­ду­ю­щую ночь здесь должны про­хо­дить несколько чело­век, кото­рые, оста­но­вись они здесь, погибли бы под раз­ва­ли­нами. Теперь воз­вра­щайся в свою келью и не испы­ты­вай судеб Божиих, не зада­вай вопроса „почему?“». Вот иллю­стра­ция к тому, о чем мы гово­рим.

И на самом деле этот случай не кажется каким-то фан­та­сти­че­ским и из ряда вон выхо­дя­щим: даже в окру­жа­ю­щей нас жизни мы порою такого рода обсто­я­тель­ства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хоро­ший зна­ко­мый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крест­ным сына своего друга. При этом он поку­пает, как это сейчас бывает, билет через интер­нет, при­ез­жает в аэро­порт и, поскольку по дороге были пробки, попа­дает к самому концу реги­стра­ции на рейс. Девушка за стой­кой пред­ла­гает ему: давайте вы сего­дня на сле­ду­ю­щем рейсе уле­тите.

Он оста­ется на сле­ду­ю­щий (там раз­ница бук­вально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не бес­по­ко­иться, но потом все-таки опять под­хо­дит и гово­рит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой ника­ких вещей, успею я сесть». Ему уда­ется пройти, он уле­тает на этом само­лете, а сле­ду­ю­щий само­лет раз­би­ва­ется и поги­бают абсо­лютно все люди, кото­рые в нем нахо­ди­лись. В его жизни это, конечно же, чудо, это Про­мысл Божий.

А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть — может быть, на борт того же само­лета, а Гос­подь нас всеми силами от этого отво­дит. Мы воз­му­ща­емся, пере­жи­ваем, но неиз­вестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закон­чи­лось. Из этого всего можно для себя сде­лать очень важный вывод: если Гос­подь нас от чего-то отво­дит, если Гос­подь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хоте­лось, не надо к этому изо всех сил стре­миться.

Надо всегда давать воз­мож­ность Богу испол­нить Свою волю в нашей жизни, потому что стре­мясь к испол­не­нию соб­ствен­ной воли, мы можем не просто навре­дить себе, а можем погиб­нуть. Сколько бывает в нашей жизни слу­чаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Гос­подь через обсто­я­тель­ства пока­зы­вает нам, что про­сить этого и стре­миться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь при­ми­риться с Про­мыс­лом Божиим.

Отец Иоанн (Кре­стьян­кин), годов­щину кон­чины кото­рого мы сего­дня отме­чаем, часто гово­рил о том, что самое глав­ное в жизни — это вера Про­мыслу Божию с рас­суж­де­нием, осно­вы­ва­ю­щемся на опыте, и чело­век, кото­рый так живет, будет самым счаст­ли­вым и самым бла­го­на­деж­ным на пути, веду­щем ко спа­се­нию, потому что такой чело­век упо­доб­ля­ется, по очень точ­ному образ­ному срав­не­нию мит­ро­по­лита Анто­ния Сурож­ского, парусу, наду­ва­е­мому ветром: как только ветер под­ни­ма­ется, он под­ни­мает и парус и гонит судно в том направ­ле­нии, в кото­ром ему и нужно бывает дви­гаться. Чело­век, кото­рый дове­ряет Про­мыслу Божию, имеет воз­мож­ность эко­но­мить силы, не тра­тить их попу­сту и пре­бы­вать в сози­да­тель­ном труде. Это одно из важ­ней­ших след­ствий послу­ша­ния — того послу­ша­ния, о кото­ром мы читаем в житиях святых и в пате­ри­ках.

Мы часто в своей обыч­ной жизни — в быту и еще чаще на работе — стал­ки­ва­емся с тем, что при­хо­дится не столько тра­тить сил и трудов на то, чтобы сде­лать какое-то дело, сколько на то, чтобы испра­вить то, что было сде­лано непра­вильно. И в том, что каса­ется нашего спа­се­ния, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то сози­даем, сколько вос­ста­нав­ли­ваем раз­ру­шен­ное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это вели­кое благо — не тра­тить время и силы на сопро­тив­ле­ние обсто­я­тель­ствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совер­шенно лишним, а просто пре­вра­титься в такой «парус», гото­вый направ­лять судно нашей жизни туда, куда угодно его напра­вить Богу.

И еще, говоря о тех недо­уме­ниях, от кото­рых мы, раз­мыш­ляя о Про­мысле Божием, все-таки не можем изба­виться, вспомню эпизод из когда-то очень люби­мого мной романа аме­ри­кан­ского писа­теля Торн­тона Уайл­дера «День вось­мой». К некому про­по­вед­нику при­хо­дит моло­дой чело­век, в жизни семьи кото­рого слу­чи­лось много стран­ных, непо­нят­ных обсто­я­тельств. Он вопро­шает об этих обсто­я­тель­ствах и полу­чает такой образ­ный ответ: его собе­сед­ник просит пере­вер­нуть коврик, кото­рый лежит на полу, и посмот­реть на него с изнанки. И спра­ши­вает его: «Что ты видишь?». Моло­дой чело­век отве­чает, что видит бес­по­ря­доч­ное спле­те­ние раз­но­цвет­ных нитей и узел­ков. Тогда про­по­вед­ник просит пере­вер­нуть коврик обратно и гово­рит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша гово­рит: «Я вижу узор». И тогда про­по­вед­ник про­из­но­сит пора­зи­тель­ные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку — бес­по­ря­доч­ное, непо­нят­ное нам спле­те­ние каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Гос­подь». Порой нам отча­сти рас­кры­ва­ется какая-то кро­шеч­ная, мик­ро­ско­пи­че­ская часть этого узора. Но цели­ком мы не можем его уви­деть, и опять-таки нужна вера и нужно дове­рие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его пре­муд­рость поза­бо­тятся обо всем.

Ну и в заклю­че­ние скажу, что, реша­ясь Про­мыслу Божию дове­риться, мы упо­доб­ля­емся апо­столу Петру, кото­рый, дове­рив­шись Христу, полу­чил уди­ви­тель­ную спо­соб­ность идти по воде, по бурным волнам мор­ским, словно посуху. Чело­век, кото­рый Про­мысл Божий при­ни­мает, точно так же полу­чает воз­мож­ность — уди­ви­тель­ную и в то же время такую важную, такую необ­хо­ди­мую для нас — небед­ственно идти по вол­ну­ю­щейся поверх­но­сти моря житей­ского, в кото­ром многие уто­пают и в кото­ром дей­стви­тельно можно уто­нуть и погиб­нуть навсе­гда.

Вопросы после беседы

— Отец Нек­та­рий, у меня один-един­ствен­ный вопрос, но не очень про­стой. Все-таки «судьба» в мир­ском пони­ма­нии — это в каком-то смысле пра­вильно, да? И если, как гово­рят, от судьбы не убе­жишь и все уже о чело­веке преду­га­дано, чего ему тогда в жизни тре­пы­хаться-то?

— Ради чего нужно в жизни «тре­пы­хаться», я могу ска­зать совер­шенно опре­де­ленно, и, навер­ное, боль­шин­ство здесь при­сут­ству­ю­щих пони­мает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

А вот в отно­ше­нии того, можно ли избе­жать чего-то, чему Гос­подь опре­де­лил с нами быть, можно ска­зать так. Без­условно, избе­жать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Гос­подь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в прин­ципе, не надо. Доста­точно знать и пони­мать: все, что с нами в жизни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит потому, что Гос­подь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситу­а­ции и на осно­ва­нии этого нашу жизнь опре­де­лен­ным обра­зом строит. Поэтому нельзя ска­зать, что наша жизнь во всех своих обсто­я­тель­ствах только лишь от Бога зави­сима: она зави­сит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соот­но­ше­ние пред­опре­де­лен­но­сти и наших дей­ствий, потому что мы вос­при­ни­маем тече­ние вре­мени в одном направ­ле­нии, от про­шлого к буду­щему, а в веч­но­сти совер­шенно иные кате­го­рии.

Вот знаете, бывает так: мы чув­ствуем, что может про­изойти какая-то беда с близ­ким нам чело­ве­ком, и молимся о том, чтобы эта беда не про­изо­шла. В какой-то момент наша душа успо­ка­и­ва­ется, и мы пони­маем, что эта молитва услы­шана и Гос­подь дал близ­кому нам чело­веку избе­жать того, о чем мы про­сили. А потом мы вдруг узнаем, что чело­век избе­жал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, дей­стви­тельно, это может быть истин­ной прав­дой, хотя сама молитва совер­ши­лась позже. Но если бы мы не моли­лись, то избе­жал бы он беды. Бог есть Вла­дыка и насто­я­щего, и про­шлого, и буду­щего, и Он может отклик­нуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сфор­му­ли­ро­вать. Пони­ма­ете, о чем я говорю?

— Батюшка, у мит­ро­по­лита Анто­ния Сурож­ского есть объ­яс­не­ние, что Гос­подь не пред­опре­де­ляет, а пре­дузнает: полу­ча­ется, между этими поня­ти­ями боль­шая раз­ница?

— Об этом разные отцы гово­рили по-раз­ному. Гос­подь не просто пре­дузнает — Он знает. Нельзя ска­зать, что Гос­подь в какой-то момент что-то пре­дуз­нал, поскольку не было такого мгно­ве­ния, когда бы судьба каж­дого из нас не была известна Богу. Можно гово­рить о том, что каждый из нас суще­ство­вал еще прежде того, как мы были сотво­рены, потому что каждый из нас, как и любой неоду­шев­лен­ный пред­мет этого мира, есть некая, как гово­рили святые отцы, Боже­ствен­ная идея.

При этом нельзя ска­зать, что появился какой-то момент, когда мы начали суще­ство­вать в каче­стве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неиз­ме­нен. И от этой мысли, на самом деле, зами­ра­ешь — иногда от вос­хи­ще­ния, а иногда от ужаса: вот как это вме­стить, что мы не только суще­ство­вать будем вечно, но и суще­ствуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким обра­зом соеди­ня­ется то, что, с одной сто­роны, все зави­сит от нас, а с другой сто­роны, все зара­нее про нас известно, чело­ве­че­ским умом тоже вме­стить до конца невоз­можно.

— Батюшка, еще по поводу пред­опре­де­ле­ния… Гово­рят, что когда чело­век уми­рает и о нем кто-то молится, это еще может до Страш­ного Суда изме­нить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повли­ять не может?

— На самом деле, об этом тоже заме­ча­тельно гово­рил мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский. Он зада­вал вопрос: а почему, соб­ственно говоря, молитва может что-то изме­нить в судьбе чело­века? Без­условно, на этот вопрос нельзя отве­тить до конца, потому что опять-таки это выхо­дит за рамки позна­ния чело­ве­че­ского, но есть очень про­стой и важный момент, на кото­рый он обра­щал вни­ма­ние. Если о чело­веке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это ста­но­вится «пово­дом» для мило­сти к усоп­шему: его дела и любовь про­дол­жают при­но­сить плоды после его кон­чины.

Ну а что каса­ется вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни цер­ков­ного поми­но­ве­ния этого чело­века, ни част­ной молитвы за него, то ничто уже не повли­яет на его загроб­ную участь. Хотя опять-таки можно вспом­нить, что мы молимся в неко­то­рые дни поми­но­ве­ния усоп­ших и о тех людях, имен кото­рых мы не знаем — о погиб­ших в самых раз­лич­ных обсто­я­тель­ствах, умер­ших от каких-то тяжких болез­ней, о павших на поле брани.

Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глу­бо­кой древ­но­сти цер­ков­ной, и поскольку Цер­ковь ничего не делает бес­смыс­ленно, неоправ­данно, то можно ска­зать, что и эти молитвы какое-то зна­че­ние в жизни людей усоп­ших имеют. Хотя, без­условно, глав­ным обра­зом все зави­сит от того, что чело­век в своей жизни сеял, то и будет всхо­дить там, в жизни иной. А все осталь­ное, в том числе молитва цер­ков­ная,— это то, что может в боль­шей или мень­шей мере про­явить посе­ян­ное нами.

— Если чело­веку было что-то пред­на­зна­чено, а он сделал другой выбор и муча­ется теперь, пони­мая, что посту­пил непра­вильно, что делать? Если вер­нуть ситу­а­цию уже нельзя, оста­ется наблю­дать, как вся жизнь идет под откос?

— Дело в том, что Гос­подь в нашей жизни при­сут­ствует не только в тот момент, когда мы совер­шаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необ­ра­ти­мый, а при­сут­ствует в нашей жизни на всем ее про­тя­же­нии. И если мы в какой-то момент не зада­ва­лись вопро­сом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопро­сом в тот момент, когда мы нако­нец очну­лись. Вот совер­шал чело­век в своей жизни ошибки, совер­шал и потом оста­но­вился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наво­ро­чал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопро­сом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если чело­век захо­чет это дей­стви­тельно узнать и, глав­ное, испол­нить волю Божию о себе, Гос­подь ему ее откроет. И у чело­века будет воз­мож­ность не то чтобы все начать сна­чала, но, по край­ней мере, с этого момента идти тем путем, кото­рый к Богу и ко спа­се­нию будет вести, то есть без­на­деж­но­сти нет, даже если были сде­ланы ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпу­щено, и мы можем либо про­дол­жить идти путем ошибок, либо поло­жить этому шествию предел.

— Дей­стви­тельно ли Гос­подь тех людей, у кото­рых все хорошо, любит меньше?

— Нет, так рас­суж­дать вряд ли можно. Гос­подь, без­условно, всех любит, и любит равно. Отли­ча­ется лишь спо­соб­ность людей вос­при­ни­мать эту любовь и откли­каться на нее. Образно говоря, Гос­подь щедрою рукой в каж­дого из нас, как в некие сосуды, неис­то­щи­мой струей вли­вает живую воду бла­го­дати, и один вме­щает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вли­ва­ется во всех равно, но кто-то ее при­ни­мает, а кто-то истор­гает из себя. Вот только от этого все и зави­сит, больше ни от чего.

глава из книги «Что нам мешает быть с Богом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *