в чем проблема сиротства
Помочь сиротам при живых родителях
Что такое социальное сиротство, как не дать ему стать фактическим и почему проблемные семьи не обращаются за помощью к государству
Социальный сирота — ребенок, живущий в семье, находящейся в кризисной ситуации. Зачастую условия в ней близки к критическим, и тогда социальные органы имеют право (и даже обязаны) изъять ребенка из семьи. Профилактика социального сиротства как раз призвана этому воспрепятствовать — ее задача сохранить семью, наладить в ней гармоничные отношения и сделать среду ребенка безопасной и благоприятной. Но для этого мало одного лишь желания. Нужно долго и комплексно работать. И каждая семья — случай особый.
О проблеме социального сиротства, путях ее решения и трудностях на этом пути рассказал в авторской колонке для «Реального времени» руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детские деревни SOS» в Татарстане Александр Головатенко.
Ковид усугубил проблему социального сиротства
Проблема социального сиротства набирает обороты. Причинами служит множество обстоятельств, но, если брать «свежие» — конечно, это пандемия. Дети и родители долго сосуществовали в закрытом пространстве. Пришлось перестроить ритм жизни — как и во всем социуме. Многие родители теряли работу. Многие семьи погрязли в бытовых конфликтах — ведь порой бывает сложно проводить 24 часа в сутки всем вместе на замкнутой территории. Увеличилось количество случаев семейного насилия. А дети, варившиеся в этом котле вместе с родителями, получали психологические травмы не менее серьезные, чем взрослые.
Сложнее всего в социальном сиротстве запущенные случаи, когда дети вынужденно попадают в поле зрения правоохранительных органов, органов опеки, медиков. С этим приходится работать, и это тяжелый путь, потому что, как правило, таких детей сложно выводить из травмы. И самое большое препятствие в этом — если родители не хотят вовлекаться в процесс, а это бывает не так уж и редко.
Фото: letidor.ru
Два разных блокнота
Как работать с такими случаями? Каждая ситуация индивидуальна. Но каждая история требует от взрослых посмотреть на ребенка, на подростка внимательно и открыто. Приведу историю девушки, назовем ее Алина. В техникуме она столкнулась с буллингом (и это, по моему опыту, — один из самых частых случаев). Родителей у нее нет, ее опекуном была тетя. Алина закрывалась в себе и постоянно находилась в стрессовой ситуации. Она любила рисовать и как бы «выливала» весь негатив в рисунки. У нее был переходный возраст, и жила она в мыслях суицидального плана: «жизнь ни к чему», «я — чудовище». Она принесла психологу свою рабочую тетрадь, в которой были рисунки-«страшилки».
Мы начали с ней общаться, и я спросил у нее, не хочет ли она быть нашим волонтером. Предложение необычное для подростка, ведь он привык жить в среде, где тети-дяди пытаются тебя оздоровить, направить на какую-то мысль. И это «оздоровление» — тоже поддержка, но оно все равно представляет собой какое-то копание в тебе, «напряг» по-современному. И очень неожиданно, когда тебя не поучают и ничего не требуют. Просто говорят: «Не хочешь порисовать на наших стенах, мастер-класс ребятам показать, выставку организовать? Может, тебя еще из сварки научить лепить что-то такое интересное, которое поможет тебе реализоваться как личность, как художник?».
Я увидел в ее глазах блеск. Она сначала улыбнулась, потом так провокационно на меня посмотрела — думая, наверное, что я что-то замышляю. Я не стал давить, просто сказал: «Подумай, это классно, а можешь ты помимо этих страшных штучек крутые вещи рисовать?». Комплексная работа дала результат, и через какое-то время девочка принесла другой блокнот. И в нем были уже не страшилки, а нормальные рисунки совсем других цветов, с другим посылом. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что девочка не только обрела себя как личность — она влилась в коллектив в техникуме, ее приняли. Мы поработали и с теми ребятами. Выяснилось, что коллектив ее изначально и не отвергал, просто они жили в потоке жизни на два шага вперед, и отстающий, спрятанный в своем коконе человек у них вызывал недоумение. Они не могли в нем разобраться.
Фото: facebook.com/sos.detskie.derevni
Кризис может быть и в благополучных семьях
А вот другой кейс — благополучная семья с двумя детьми-погодками. Старший мальчик дома вел себя нормально, а когда приходил в школу, проявлял агрессию — ругался с учителями, дрался с одноклассниками. В родительских чатах писали: переводите его в другую школу. Ему было лишь 9 лет, а он уже был на карандаше комиссии по делам несовершеннолетних. И здесь большим плюсом было то, что родители хотели помочь — просто не знали, как. Дело было не в классе, а в домашней обстановке. И это могло поставить в тупик неопытного педагога: ведь дома всего было в достатке, родители проводили с детьми много времени.
Оказалось, что мальчик «закусывался» с младшим братом. Пытался, как отец, быть жестким, грубым, переносил эту модель в класс — туда, где мог это делать, проявлять там доминацию. Мы прописали семье режим, работали с родителями и проводили семейные консультации, смотрели, как они взаимодействуют вчетвером, давали рекомендации детям и взрослым. Поработали мы и со школьным психологом, и с классным руководителем.
Мальчика рекомендовали показать узкопрофильным специалистам, которые при диагностике увидели, что он демонстрирует агрессивность, не свойственную детям в его возрасте. Он был неусидчивым, было слишком много энергии, хотя он занимался спортом. Ребенку назначили лечение, которое сдерживает его агрессивность (витамины, травяные успокаивающие лекарства).
Комплексная работа в течение года дала результаты. Мальчики в школе обозначают себя хорошо, успокоился родительский комитет.
И тут самое главное — что мы помогли родителям разобраться в их родительских компетенциях. Просто часто решения, которые они принимали в качестве наказания — забрать телефон, отключить интернет — вызывали еще большую агрессию. Дома дети вели себя нормально, но «догоняли» в другом месте. Иногда мы видели, что и эти родители сами вели себя, как дети. Когда мы с ними это разбирали, отец сам говорил: «На самом деле, веду себя как пацан».
Фото: changeonelife.ru
Почему НКО жизненно необходима помощь властей?
Любая НКО, подобная нашей, очень нуждается в помощи. И не только в финансовой. Большое благо я вижу во взаимодействии некоммерческих организаций с властями. Государство проводит большую работу на ниве искоренения социального сиротства, но этого может быть недостаточно в связи с нехваткой ресурсов, которые позволили бы решить проблему в комплексе.
Сложность заключается в том, что родители часто не хотят идти на контакт с государственными структурами — боятся штрафов, опеки и тому подобного, а с НКО работать соглашаются.
Но бывает и так, что для асоциальных семей НКО становится лишь инструментом для выкачивания денег: «Погасите нам долг в 64 тысячи за квартиру, и у нас все будет хорошо». Но ведь не будет.
На моей памяти случай, когда долг за квартиру составлял 30 тысяч рублей, за детсад — около 7 тысяч. Маленькие дети не ходили в садик по полгода из-за долга. Наша организация обращалась в садик, руководство шло навстречу и брало детей в группы. Госструктура даже была готова аннулировать этот долг. Но родители продолжали вести аморальный образ жизни, игнорировать и нас, и садик, и администрацию, и дети все равно сидели дома — в довольно плачевных условиях.
В большинстве случаев, когда усугубляется ситуация, мы идем до конца и пытаемся вытянуть семью. Но бывает, что помочь не можем. И тогда родителей все-таки лишают родительских прав — сиротство становится не просто социальным, но и фактическим. Однако, в любом случае, взаимодействие с официальными органами и государственными структурами помогает снять множество проблем.
Пример такого сотрудничества — включение пьющих родителей в программы реабилитации. Есть, например, государственная программа, поддерживаемая президентом республики — «Точка трезвости». В сложных случаях, без взаимодействия НКО и власти, сложно добиться существенных результатов. По федеральным законам НКО имеет право работать с семьей только по заявлению родителей. Если тут есть соглашение со школой, можно провести общую работу, например, с классом.
Еще существенный недостаток: детям, достигшим совершеннолетия, уделяется меньше внимания по сопровождению — особенно со стороны государства. Как только за 18 перешагнул — «ты стал взрослый, флаг тебе в руки, барабан на шею и до свиданья! Хочешь — танцуй, хочешь — песенку пой!». И профилактика сиротства тоже предполагает работу с детьми до 18 лет. Единственная лазейка — если в семье несовершеннолетний ребенок, и НКО начало с ним работать, она вправе продолжать помогать ему и по достижении им совершеннолетия.
Фото: facebook.com/sos.detskie.derevni
Где взять деньги и как бороться с мошенниками
Работу программы профилактики социального сиротства в республике инициировала компания ИКЕА. Среди других ключевых партнеров — ŠKODA, Газпромбанк, P&G. Тем не менее, основа нашей деятельности — это частные пожертвования. Жертвователь может оформить подписку или сделать разовое пожертвование.
У нас работает команда фандрайзеров, которая имеет связь с каждым жертвователем. Каждый человек может обратиться напрямую в нашу программу — приехать в офис, ознакомиться с программой, работой, специалистами. Он может пообщаться с теми, кому мы помогаем (если, к примеру, приехал в офис во время консультации). То есть наши жертвователи видят каждый рубль, пущенный в дело. Никакой наличности никто не собирает. У сотрудников белая зарплата. Все это свидетельствует о прозрачности организации.
Но, к сожалению, бывают случаи, когда посторонние люди собирают средства, прикрываясь известным благотворительным брендом. На такие случаи мы реагируем, выезжаем на место, проверяем. У нашей программы есть соглашение с правительством, и работа фандрайзеров осуществляется с письменным уведомлением на имя премьер-министра. Так что это всегда можно проследить. Если человек интересуется информацией, он может зайти на сайт, страницы в соцсетях, связаться с руководителями коллективов и проектов. Наша команда фандрайзеров даже создала несколько роликов, в которых сказано, как распознать мошенников и лжефандрайзеров.
Фото: facebook.com/sos.detskie.derevni
Важно помнить, что законом сбор на личные карты запрещен. И если кто-то в соцсетях дает номер своей карточки, то высок риск нарваться на мошенничество!
Недоразумение может произойти в любой организации. Важно, как подходят к его решению. Например, к нам обращались в случаях, когда со счета человека списывались средства. Такое технически невозможно без согласия клиента, но может быть так, например, что он по незнанию оформил регулярные пожертвования вместо разового. И такие ситуации мы решаем: если человек пожертвовал по ошибке, то мы возвращаем ему деньги.
Понятие и значение проблемы сиротства в России.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
2. лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
3. признаны безвестно отсутствующими;
4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
5. обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
6. уклоняются от воспитания детей;
7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей | 49,1 | 59,2 | 81,4 | 113,3 | 105,5 | 110,9 | 113,9 | 123,2 |
В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа | 11,1 | 10,4 | 21,8 | 32,1 | 30,7 | 33,9 | 34,9 | 36,2 |
Под опеку (попечительство) на усыновление | 37,4 | 48,2 | 58,2 | 77,3 | 73 | 68 | 67,7 | 74,3 |
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,78 | 2,2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 412,4 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,9 | 620,1 | 636,9 | 662,6 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 411,9 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,8 | 620,1 | 636,9 | 662,5 |
под опекой (попечительством) | 170,5 | 180,3 | 201,4 | 252,5 | 293,5 | 303,9 | 312,3 | 329 |
на усыновлении | 128 | 131,2 | 141,5 | 139,8 | 144,8 | 146,8 | 151,2 | 153,5 |
В домах ребенка | 4,27 | 5,1 | 9,16 | 10,46 | 11,7 | 12,8 | 13,5 | 14,1 |
В детских домах | 37,7 | 35,5 | 37,7 | 50,5 | 61,3 | 61,9 | 62 | 67,7 |
В школах-интернатах для детей-сирот | 27,4 | 22,9 | 22 | 25,8 | 25,5 | 24,8 | 23,8 | 23,3 |
В школах-интернатах общего типа | 6 | 4,9 | 3,9 | 4,3 | 6,7 | 8,4 | 8,7 | 9,1 |
В домах-интернатах | 13,56 | 15,49 | 14,9 | 15,3 | 15,2 | 15,3 | ||
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья | 38,1 | 34,5 | 31,2 | 34,2 | 38,4 | 39,4 | 41 | 40,7 |
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.
Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление.
Данные исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности. В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.
Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (см. таблица 1.3).
За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показывают результаты исследований некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Количество домов ребенка | 265 | 253 | 252 | 251 | 249 | 248 | 254 |
в них детей, тысяч человек | 18,5 | 17,7 | 18,3 | 18,1 | 19,3 | 19,3 | 19,3 |
Количество детских домов | 564 | 606 | 820 | 1094 | 1122 | 1187 | 1244 |
в них детей, тысяч человек | 42,4 | 42 | 55,4 | 67,3 | 67 | 68,9 | 72,3 |
Детские дома-школы | … | 69 | 86 | 85 | |||
в них детей, тысяч человек | … | 7,7 | 9,7 | 10,3 | |||
Количество детских домов семейного типа | 280 | 348 | 347 | 379 | … | 44 | 61 |
в них детей, тысяч человек | 1,8 | 2,3 | 2,3 | 2,6 | … | 0,3 | 0,5 |
Количество школ-интернатов общего типа | … | 645 | 637 | 628 | … | 646 | … |
в них детей, тысяч человек | … | 155,6 | 163,2 | 161,2 | … | 160,6 | … |
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 161 | 143 | 151 | 158 | 157 | 155 | 157 |
в них детей, тысяч человек | 29,3 | 24,4 | 28 | 28,8 | 27,4 | 26,9 | 26,5 |
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития | 1494 | 1481 | 1473 | 1450 | 1439 | 1442 | 1420 |
в них детей, тысяч человек | 242,1 | 200,3 | 199,5 | 202,8 | 203 | 201 | 198,2 |
школы-интернаты для сирот | 142 | 157 | 178 | 177 | 190 | 198 | 203 |
в них детей, тысяч человек | 21,7 | 19,9 | 21,6 | 22,9 | 23,4 | 25 | 25,9 |
В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с «сынами полка» во время Великой Отечественной войны). Одним из первых «детский взвод» без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.
В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает «мамой» 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.
После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.
Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.[37]
Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.
В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Как отличаются все эти виды устройства друг от друга?
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Минусами такой формы устройства ребенка могут быть: постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.[16]
Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых. [39]
Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
Таким образом, проблема сиротства в России остается актуальной и требующей внимания, как государства, так и общества в целом.