в чем проблема безработицы
Экономические проблемы безработицы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и виды безработицы
Ключевой проблемой развития экономики любого государства является проблема занятости и безработицы. В каждой стране существует определенный уровень безработицы. Если это показатель высокий, то это может привести к разрушению экономики. Начнет падать уровень жизни населения, повысится преступность, увеличится миграция экономически активного населения в другие страны.
В связи с этим первоочередной задачей правительства считается минимизация уровня безработицы. Это осуществляется следующим образом: создание новых рабочих мест; реформирование образовательной системы; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (программы поддержки, дотации и др.).
Проблема безработицы – это макроэкономическая проблема. Потеря или невозможность найти работу оказывает сильное психологическое давление на человека. У большинства людей падает уровень жизни.
Под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором в стране есть определенное количество трудоспособного населения, которые способны и желают работать, но не могут найти подходящее место работы.
По определению Международной организации труда безработным считается любой человек, который на данный момент не является занятым, но находится в поиске работы.
Выделяют следующие виды безработицы:
Первый вид безработицы связан со сменой работы на добровольной основе и с временной занятостью. До момента выхода на новое место работы, человек считается безработным.
Фрикционную безработицу считают неминуемым явлением, поскольку в стране достаточно людей, которые по разным причинам меняют места работы. С другой стороны этот вид безработицы обеспечивает высокую степень удовлетворенности человека своим трудом.
Сезонную безработицу часто сравнивают с фрикционной. Она возникает в результате сезонных изменений конъюнктуры рынка труда. Недостатком в данном случае является недостаточная гибкость рынка.
Готовые работы на аналогичную тему
Структурная безработица зависит от уровня научно-технического прогресса в страны. Внедрение новых прогрессивных технологий, автоматизации производственного процесса и др. приводят к сокращению рабочих мест. Одним профессии становятся ненужными, возрастает спрос на новые специальности.
Циклическая безработица – это безработица недостаточного спроса. Она возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике предоставить необходимое количество рабочих мест всем желающим.
Основные экономические проблемы безработицы
Самой болезненной проблемой для многих стран является именно безработица. Так как она имеет прямое отношение к процессам производства, распределения трудовых ресурсов, уровня социально-экономического развития общества, то это приводит к появлению следующих проблем:
Трудовые ресурсы является ограниченными, поэтому потерянное рабочее время восстановить невозможно, а недопроизводство благ компенсировать в будущем уже нельзя.
Рост безработицы приводит к тому, что сокращается спрос на товары и услуги. Люди начинают экономить и приобретают минимальный и необходимый набор товаров для элементарного выживания. При отсутствии достаточных финансовых средств для содержания своих семей общество прибегает к поиску спасения безработных от голода или превращения в преступников. В этой связи государство предоставляет пособия по безработице, организует временные приюты для людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Безработица – это фактор, который понижает заработную плату. Негативные последствия данного экономического явления не распространяются только на людей, ставшими жертвами безработицы. Она влияет на работу целых трудовых коллективов, мешая направлять средства на улучшение качество условий труда, введения дополнительных льгот и др.
Положительным моментом в области безработицы является создание резерва кадров на случай преобразований в экономике, конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду, а также поощрения роста интенсивности и производительности труда.
Среди факторов безработицы, имеющих некоторое положительное значение в экономическом плане, стоит отметить создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Пути решения экономических проблем безработицы
Для повышения уровня социально-экономического развития страны основными задачи являются:
Одним способом решения проблемы безработицы считается ее сокращение, что сделать чрезвычайно сложно в силу многообразия ее видов. Каждое государство применят самые разные методы для уменьшения уровня безработицы и увеличения занятости.
Уровень фрикционной безработицы можно снизить путем ликвидация факторов, которые снижают подвижность рабочей силы. Для этого необходимо развивать рынок жилья и делать его доступным для большинства людей, отменять барьеры для переезда из одного географического пункта и другой.
Помимо того, снижению безработицы поспособствует улучшение информационного обеспечения кадрового рынка. Это развитие бирж труда, которые занимаются организацией трудоустройства граждан.
Для сокращения структурной безработицы необходимы соответствующие программы профессионального переобучения и переквалификации кадров. Циклическая безработица самая сложная. Для ее уменьшения применяется ряд мероприятий по созданий условий для роста спроса на товары, снижения инфляции, уменьшение предложений на рынке труда, создание условий для самозанятости, реализации программ поддержки молодых предпринимателей и др.
Почему низкая безработица не всегда помогает экономике
Центробанки многих развитых стран столкнулись с парадоксальной проблемой: несмотря на самый низкий уровень безработицы за последние десятилетия, рост зарплат и инфляция остаются очень медленными. Ускорить их не помогает даже ультрамягкая денежная политика, проводящаяся после финансового кризиса.
Некоторые экономисты, возможно, нашли ответ, пишет The Wall Street Journal (WSJ). По их мнению, причина в том, что люди стали реже менять работу. В то же время европейцы жалуются на качество новых рабочих мест, не обеспечивающих им привычной стабильности.
Главное – конкуренция
Многим развитым странам удалось не просто вернуть безработицу на докризисный уровень, но и добиться ее дальнейшего снижения. В США она опустилась с 10,2% на пике в октябре 2009 г. до 3,5% в сентябре 2019 г., самого низкого уровня за последние 50 лет (в октябре составила 3,6%). Однако годовой темп роста зарплат в США и других странах Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) значительно снизился и в 2010–2018 гг. составлял в среднем менее 1%.
Как образуется зазор между статистикой и реальностью
Данные ОЭСР также указывают на то, что после финансового кризиса люди стали реже менять работу. Из-за этого они упускают возможность повысить свой доход, считают некоторые специалисты. Согласно недавнему исследованию Джузеппе Москарини из Йельского университета, меняющие работу американцы зарабатывают в среднем на 4% больше тех, кто остается на прежнем месте. Также, по его оценкам, в среднем 40% роста зарплаты в течение карьеры американцам обеспечивает именно переход на новую работу, а не их опыт или навыки. «Центробанкам стоит уделять больше внимания тому, как часто люди меняют работу и что это говорит об их предпочтениях», – указывает Москарини.
Эта теория выглядит следующим образом. Вне зависимости от уровня безработицы сотрудники могут требовать прибавку к зарплате только в том случае, если у них есть более выгодные предложения из других компаний. При этом предполагается, что наиболее эффективные компании способны платить больше, чтобы переманить или удержать сотрудников, а менее эффективные проигрывают конкуренцию. Таким образом, чем чаще люди меняют работу, тем быстрее должны расти зарплаты и производительность. «Главная причина роста зарплат – конкуренция, будь то реальная текучка кадров или ее угроза», – утверждает лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес (цитата по WSJ).
Проблема безработицы в России и пути ее решения
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 22.12.2015 2015-12-22
Статья просмотрена: 32764 раза
Библиографическое описание:
Бексултанова, А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения / А. И. Бексултанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24253/ (дата обращения: 06.12.2021).
В статье раскрывается понятие безработицы и причины ее возникновения. Проблема занятости и безработицы является одной из главных во всем мире. В данной статье приведен уровень безработицы в России. Выявлены основные причины возникновения безработицы и пути ее преодоления.
Ключевые слова: безработица
Безработица на сегодняшний день представляет собой самую актуальную проблему в Российской Федерации. Зачастую, безработица является одним из самых основных показателей экономики страны. Чем выше уровень безработицы, тем ниже экономика страны и уровень жизни граждан. Также от уровня безработицы зависит степень возникновения криминальной ситуации в стране. Чем выше степень безработицы, тем больше вероятность уровня преступности.
Для начала определимся, что представляет собой понятие «безработный». Безработными считаются граждане, не имеющие постоянного заработка, являются трудоспособными и зарегистрированы в службе занятости.[4].
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения вопреки желанию не находит приложения своего труда. [1,С.364].
Существует несколько форм безработицы:
структурная, появляющаяся в стране под влиянием каких-либо структурных изменений или сдвигов в экономике,
фрикционная, связанная с потерей работы на короткий срок;
скрытая, то есть, неполная занятость населения, всего лишь 2-3 часа в неделю;
сезонная, которая наступает в определенный период года, и др.[1, С.367].
В нынешнее время нет отдельного нормативно-правового акта, который регулирует безработицу. Но есть Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным. Лицо считается безработным в течении 18 месяцев, причем пособие ему выплачивают только 12 месяцев. Органы службы занятости регистрируют лицо в качестве безработного в течении 11 дней. Граждане, получившие отказ в регистрации, имеют право на повторную подачу заявления о регистрации в течении 1 месяца со дня отказа. После объявления лица безработным на него возлагается определенный круг обязанностей. При невыполнении данных обязанностей наступает ответственность. Ответственность может быть как гражданско-правовой, уголовно-правовой, так и специфической, свойственной только данным правоотношениям.
Уровень безработицы в январе 2014 г. составил 5,60 %, в то время как в декабре 2013 г. эта цифра составляла 5,58 %. Исходя из этого, на январь 2014 г. число безработных людей в России составило 4180 000.Тем не менее, невзирая на все его успехи на рабочем месте работодатель будет требовать диплом о среднем профессиональном образовании.
По мнению многих специалистов, причиной возникновения безработицы в России является переход к рыночным отношениям. Безусловно, появился широкий экономический простор, есть возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Но вместе с тем приватизируется государственная собственность, происходят глобальные изменения в структуре народного хозяйства, множество организаций и предприятий становятся банкротами, в связи с чем квалифицированные кадры остаются безработными. Ведь в Советском Союзе не существовало понятия «безработица». Данное понятие является неким новшеством для российского государства, и в то же время становится одной из наиболее острых проблем.
Стоит отметить, что число работающих пенсионеров выше числа молодых специалистов, более того, они занимают начальственные места. Но этот фактор не является позитивным. Да, пожилые люди намного опытнее молодых, но их производительность труда, к сожалению, не так высока в силу их возраста. Это объясняется тем, что пожилые люди отказываются принимать новые технологии, в особенности Интернет. Именно поэтому правительство РФ ведет политику вытеснения пенсионеров с рабочих мест. Но из одной проблемы вытекает другая проблема — маленький размер пенсии. Поэтому нужно обеспечивать население достойной пенсией, чтобы открыть дорогу молодым в их карьере.
Еще одна причина безработицы — низкие заработные платы. Гражданам легче вообще не работать, чем горбиться 8 часов в день за гроши.
Для сравнения приведем статистику безработицы в разных регионах страны. Конечно, самый низкий уровень безработицы в Центральном федеральном округе — 3,3 %, так, например, в Москве уровень безработицы составляет 1,6 %. Самый высокий показатель установлен в Северокавказских республиках — 13,3. В Северо-Западном федеральном округе — 4 %.
Экономическая активность населения Северо-Кавказского федерального округа в возрасте 15-72 лет за декабрь 2014-февраль 2015 г.
Экономически активное население тыс. человек
В том числе
Уровень экономической активности населения в %
Уровень занятости, в %
Уровень безработицы, в %
Проблема безработицы в современной России
Рынок труда является неотъемлемой частью современной экономики, поскольку именно эта сфера формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы играет роль распределительного механизма, обеспечивающего соединение работников с рабочими местами и оказывающего влияние на производительность, на темпы роста и на многие другие экономические показатели. Безработица составляет часть характеристики рынка труда и представляет собой социально–экономическое явление, при котором определённое количество рабочей силы экономически активного населения, имеющее возможность и желающее трудиться, не занято в производстве товаров и услуг.
Её уровень являет собой важный индикатор, который при соотношении нетрудоустроенных и трудоустроенных граждан в обществе способен указывать на степень экономического развития рассматриваемой страны. Безработица обладает рядом отрицательных последствий, включающих потерю экономического потенциала общества, недовыпуск продукции, утрату работниками профессиональных знаний и навыков, снижение уровня жизни населения, увеличение психологической напряжённости общества, рост криминала и многое другое. Она оказывает влияние на социально–экономическую, а также политическую обстановку в стране, поэтому постоянно находится во внимании у научной общественности и исследуется ею.
Безработица проявляется в виде превышения предложения рабочей силы над спросом на труд. Человек в возрасте от 16 до 72 лет считается безработным, если он трудоспособен, не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
Виды безработицы
На рынке труда безработица представлена в трёх основных видах:
Фрикционная безработица
Фрикционная безработица, существующая даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет, связана с определенным количеством времени, потраченным при переходе людей из одной области в другую или из одной организации в другую, а также при поиске работодателями рабочей силы, имеющей походящую им квалификацию. Экономическая наука считает фрикционную безработицу допустимым явлением, не вызывающим тревогу. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы: создание развитого рынка жилой недвижимости, увеличение масштабов жилищного строительства, смягчить административные барьеры для переезда.
Структурная безработица
Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно–технического прогресса (НТП). Процесс развития экономики непрерывно сопровождается некоторыми изменениями, включающими в себя появление новых технологий, новых товаров и новых услуг, которые, в свою очередь, вытесняют устаревшие. Этот процесс влечет за собой образование сдвигов в структурах спроса на рынке труда, капиталов и товаров. Предприятия в погоне за новыми технологиями пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части персонала, либо к их переобучению, поэтому зачастую следствием такого вида безработицы являются перемены в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы. Структурная безработица характеризуется длительным периодом незанятости, требованием повышения квалификации, исчезновением одних профессий и появлением других. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации, протекционистские меры по защите рынка.
Циклическая безработица
Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, когда массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. Этот вид безработицы связан с увеличивающими число безработных факторами: экономическим спадом, ослаблением деловой активности, сокращением реального валового национального продукта (ВНП) и высвобождением работников. С циклической безработицей наиболее трудно бороться.
Методы преодоления циклической безработицы
Для решения такой проблемы наиболее эффективными считаются следующие меры:
Все программы по борьбе с циклической безработицей не могут ликвидировать её полностью. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Появление безработицы в России
В России проблема безработицы появилась на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике необратимо привёл к колоссальным переменам в использовании трудовых ресурсов. Сокращение деятельности крупного количества предприятий, резкое снижение социально– экономического положения негативно повлияли на использование накопленного производственного потенциала, стали причиной резкого роста безработицы населения. К потере высококвалифицированных кадров привела возможность миграции населения в другие страны. Не мигрировавшее экономически активное население не соответствовало требованиям новой экономики. Негативное отношение государственного аппарата к малому предпринимательству, существующее в то время, мешало созданию новых рабочих мест, тем самым, ухудшая ситуацию. Кроме того, в 2014 году Россия вступила в зону экономического регресса, что моментально отразилось на состоянии внутренних рынков и позиции страны в мире.
На современном этапе развития Российской Федерации одну из основных экономических проблем представляет проблема безработицы. Согласно опубликованным Росстатом основным социально–экономическим показателям численность рабочей силы в возрасте 15–72 лет в декабре 2017 года составила 76,3 миллиона человек, среди которых 72,4 – занятые экономической деятельностью, а 3,9 – безработные с применением критериев МОТ:
Были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Уровень безработицы в декабре 2017 года составил 5,1% (без исключения сезонного фактора), а в конце этого месяца в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 776 тысяч человек. Кроме того, в рассматриваемый момент времени самый низкий уровень безработицы (3,1%) отмечался в Центральном федеральном округе (ЦФО), а самый высокий (11,0%) – в Северо–Кавказском федеральном округе (СКФО).
Этот факт объясняется разницей в развитии федеральных округов – ЦФО обладает наиболее крупными экономическим, финансовым и трудовым потенциалами, отличается особой инвестиционной привлекательностью, а СКФО имеет слабо развитый сектор экономики, низкие показатели качества жизни населения. Согласно итогам выборочного обследования рабочей силы, проводимым Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в августе 2018 году составила 76,9 миллионов человек, среди которых 73,4 – занятые экономической активностью, 3,5 – безработные с применением критериев МОТ. Кроме того, в среднем за июнь–август 2018 года в Центральном федеральном округе наблюдался самый низкий уровень безработицы (2,8%), а в Северо–Кавказском федеральном округе – самый высокий (10,0). Оба показателя по ЦФО и СКФО снизились по сравнению с декабрём 2017.Уровень безработицы в августе 2018 года составил 4,6% (без исключения сезонного фактора). По данным Роструда в конце августа 2018 года в органах службы занятости населения состояло на учёте в качестве безработных 679 тысяч человек, что на 97 тысяч меньше по равнению с декабрём 2017 года. Таким образом, в 2017 и 2018 году четко прослеживается снижение безработицы.
Минимизация безработицы в РФ
Безработица в РФ, отображая серьёзную макроэкономическую проблему, предполагает реализацию определённых мер социальной поддержки со стороны государства, таких как стимулирование развития индивидуального предпринимательства, создание центров занятости, выплата пособий по безработице, образование специальных служб, собирающих информацию о наличии свободных рабочих мест. Важным аспектом минимизации безработицы является создание учреждений по переподготовке, переквалификации, профессиональному обучению безработных, устранение препятствий мобильности рабочей силы, организация общественных и временных работ, образование экономики знаний, основанной на применении современных технологиях. Кроме того, решение вопросов относительно безработицы неразрывно связано с государственной инвестиционной политикой, поэтому результат зависит от финансирования исключительно приоритетных и выгодных направлений.
Безработица, представляющая сложное социально–экономическое явление и выступающая в качестве спутника рыночной экономики, оказывает негативное воздействие на политический, экономический и социальный факторы. Её невозможно ликвидировать полностью, в лучшем случае она может быть сведена к естественному уровню. Следовательно, она является неотъемлемым элементом развития экономики, который государство должно контролировать и при помощи определённых программ снижать.
Безработица: причины, виды, последствия
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 15.09.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете научиться писать и оформлять курсовые работы по экономике:
Посмотрите похожие темы курсовых работ по экономике возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Одной из фундаментальных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, не позволяя им реализовать свой творческий потенциал, применить свои навыки в том виде деятельности, в котором человек может проявить себя в наибольшей степени, и, главное, резко ухудшив материальное положение семьи безработных, способствующие росту заболеваемости преступностью, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, уровень безработицы является одним из ключевых показателей, позволяющих определить общее состояние экономики, оценить ее эффективность. В связи с этим проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, а также других социальных наук.
Данная проблема требует глубокого научного изучения, всестороннего теоретического анализа и разработки на этой основе практических рекомендаций, которые можно было бы использовать для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, сокращение безработица до минимального, социально приемлемого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и способов ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом: Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:
Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:
За период 1996—2001 гг. численность контингента слабозащишенных слоев населения значительно возросла; расширился его состав за счет, главным образом, военнослужащих и членов их семей. В период 1992-1997 гг. из вооруженных сил было уволено свыше 1,2 млн. человек. В 2001-2005 гг. произошло увольнение из вооруженных сил около 350 тыс. военнослужащих, не считая вольнонаемных лиц.
Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной.
Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
Взгляды экономических школ на безработицу
Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.
Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующийся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.
В марксистской теории безработный рассматривается как внутренне присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции безработица существует в текущей, застойной и скрытой (аграрной) форме. Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.
Родоначальком современной теории занятости считают Кейнса. Он утверждает, что:
Причины безработицы
Современная безработица в Российской Федерации – явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.
Можно выделить следующие основные причины безработицы:
Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:
Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.
Причины скрытой безработицы на российских предприятияхможно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы
связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.
Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства.
Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Виды безработицы и их специфика
В зависимости от причин возникновения различают безработицу: фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, скрытую и технологическую.
Термин «фрикционная» подчеркивает, что рынок труда испытывает определенные колебания, равновесие на рынке труда не достигается мгновенно. Однако это не просто нормальное, но положительное состояние, поскольку наличие фрикционной безработицы показывает гибкость рынка труда и свободу выбора каждым его участником линии своего дальнейшего поведения: широкая социальная политика дает шанс дольше оставаться в состоянии поиска более высокооплачиваемой или более интересной работы, что рассматривается как большое достижение социально-экономической политики государства.
Говоря о структурной безработице, как правило, в качестве примера таковой приводят безработицу, характерную для представителей устаревших профессий, которые либо представляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторами производства. Например, труд может замещаться капиталом, а в результате падает спрос на труд.
В понятие структурной безработицы следует также включать ту безработицу, которая может возникать вследствие структурного кризиса «живых», но испытывающих проблемы отраслей. Например, в результате конверсии многие работники этих отраслей в России оказались структурно безработными. Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии. Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Например, ввоз в Россию значительного числа персональных компьютеров привел к отказу от использования больших ЭВМ, для обслуживания которых требовалось много программистов. Вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.
Общее у фрикционной и структурной безработицы заключается в том, что оба эти вида безработицы неизбежно возникают в экономике любой страны. При этом величина фрикционной безработицы характеризует степень социально-экономических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.
Между фрикционной и структурной безработицей есть и различия.
Во-первых, структурная безработица носит более затяжной характер по сравнению с фрикционной, поскольку структурные кризисы трудно преодолеть в короткие промежутки времени.
Во-вторых, состав структурных безработных более устойчив, что чревато образованием конфликтных групп, обостряющих социально-политическую ситуацию в стране.
В-третьих, если переобучение для фрикционных безработных — дело их собственного выбора, то структурные безработные нуждаются в обязательном переучивании, если они планируют найти занятость в течение структурного кризиса.
В-четвертых, в отличие от добровольной фрикционной безработицы структурная безработица всегда носит вынужденный характер.
В целом следует отметить, что структурная безработица-это и для страны в целом, и для тех лиц, которые относятся к данной категории безработных, явление более болезненное, чем фрикционная безработица.
Циклическая безработица — отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не достигается потенциальный уровень ВВП. Показатели циклической безработицы бывают весьма различны и колеблются в зависимости от интенсивности спада. В США циклическая безработица в Великую депрессию достигала 25%.
Если безработица выше естественного уровня может возникать циклическая безработица, а если безработица ниже естественного уровня, то тогда такое состояние рынка труда называется сверхполной занятостью. Сверхполная занятость считается нормальным явлением для таких стран, чья экономика находится в особых условиях, например в условиях войны. В этом случае такое положение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Технологическая безработица новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.
Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.
В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.
При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.
В Белгорододской области по данным Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005 года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с декабрем 2004 годом на 800 человек.
Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости.
Пути решения проблем безработицы
Есть два пути: прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный— это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.
Развитие системы страхования от безработицы:
Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.
Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.
Новая государственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.