в чем прикол телефонов blackberry
Взять рынок, а потом его упустить. Грустная история самобытного бренда BlackBerry
В наших краях телефоны BlackBerry всегда воспринимались настоящей диковинкой, но на Западе это был невероятно популярный бренд. Компания захватила 50% американского рынка и 20% мирового, продавая в год по пятьдесят миллионов устройств — в середине нулевых казалось, что канадской компании ничто не угрожает. Но планы канадцев нарушили Apple и Google: они ворвались на рынок смартфонов и начали устанавливать свои порядки. BlackBerry долго сопротивлялась и жива даже сейчас, однако вернуть позиции и величие — задача уже невыполнимая.
Поиски пути
Долгое время у компании было самое скучное название, которое только можно вообразить: Research in Motion, или RIM по-простому. Основал ее Михалис Лазаридис — сын эмигрантов, которые перебрались из Турции в Канаду. Детские увлечения техникой привели Михалиса, который на западный манер стал представляться Майком, в Университет Ватерлоо, где студент изучал электронику и информатику.
К 1984 году Майк, еще будучи студентом выпускного курса, выиграл первый серьезный контракт. Причем не от кого-нибудь, а от самой General Motors. Автомобильный гигант заказал сеть для использования на своих заводах, и 23-летний студент получил контракт примерно на полмиллиона долларов. До вручения диплома в университете оставалось каких-то два месяца, но Майк к тому времени явно не видел смысла в корочке — он забросил учебу.
Полученные деньги от General Motors стали капиталом для открытия Research in Motion. К Майку присоединился друг детства Дуглас Фреджин. Дела с заказом GM пошли неважно: контракт в итоге разорвали и основатели компании не особо понимали, что делать дальше. После нескольких неудачных разработок RIM решила попробовать себя в развитии технологии Mobitex, которая в дальнейшем и прославила будущий бренд BlackBerry.
Саму сеть Mobitex создала шведская компания Televerket, ее запустили в 1986 году. Стандарт отличается высокой степенью защиты и идеально подходит для, например, передачи электронных писем. RIM, как и другие компании, увидела в этом возможность. В Канаде начали готовить инфраструктуру для Mobitex, и производители пейджеров уже разрабатывали устройства для работы на этом стандарте.
Мессенджер-гаджет
Лазаридис решил обогнать всех и в 1996 году выпустил Inter@ctive Pager 900. По большому счету сейчас этот девайс описали бы как «мессенджер в виде гаджета»: если пейджеры работали на прием данных, то Inter@ctive Pager 900 позволял вести полноценное текстовое общение между пользователями. Выглядел он так:
Позднее RIM выпустила более удобное и продуманное устройство — модель 950. Оно хоть и оказалось успешнее преемника, но особым спросом не пользовалось: во второй половине девяностых коммуникация обычно шла или через голос, или через объемные письма, в то время как RIM 950 звонить не умел, а писать развернутые сообщения на крошечном дисплее не очень удобно.
Примерно в то же время RIM задумалась о создании запоминающегося бренда и обратилась к Lexicon Branding. Компания, которая занимается разработкой брендов, сочла кнопки клавиатуры похожими на косточки ежевики — так и появилось название BlackBerry.
RIM разработала почтовый сервис, который через собственный сервер BlackBerry Enterprise Server обрабатывал данные и обеспечивал их защиту. Это определило целевую аудиторию BlackBerry — люди, которые хоть мало-мальски беспокоятся о конфиденциальности информации. То есть бизнесмены, сотрудники оперативных служб, знаменитости. За ними подтянулись и обычные пользователи. Дела RIM наконец-то наладились: в 1999 году компания даже стала публичной и за полученные от продажи акций деньги могла развернуть полномасштабный бизнес.
В начале нового тысячелетия под брендом BlackBerry по-прежнему выходили пейджеры, которые использовали сеть Mobitex. Мобильные телефоны постепенно вытесняли обычные пейджеры, но продукты RIM были все же другого толка, хотя с развитием беспроводного интернета их тоже ждал неминуемый конец. Однако компании в каком-то смысле здорово помогли теракты 11 сентября 2001 года. В тот день Нью-Йорк оказался практически без сотовой связи из-за обилия звонков, но относительно свободная Mobitex отлично работала: пострадавшие могли связаться с родственниками, экстренные службы поддерживали связь по пейджерам. Устройства BlackBerry проявили себя в лучшем виде.
$612,5 млн штрафа и переход к мобильникам
Несмотря на успех пейджеров, RIM понимала: телефоны вытеснят такие устройства. В 2002 году компания выпустила свой первый мобильник — модель BlackBerry 5810. Правда, полноценным телефоном назвать его не получалось: микрофона и динамика у девайса не было. Звонки предлагалось совершать через подключение проводной гарнитуры. RIM по-прежнему делала акцент на текстовой передаче информации, но уже по GPRS. Покупатели оказались не в восторге от модели: при цене в полтысячи долларов устройство не было полноценным телефоном — подключать для каждого звонка гарнитуру просто неудобно.
Все устройства RIM ориентировала на корпоративный сегмент: в те времена корпорации закупали для своих сотрудников коммуникаторы и другие средства связи, а защита сервисов BlackBerry внушала клиентам доверие относительно безопасности рабочей переписки. Но постепенно компания решила полноценно выйти на потребительский рынок. Ее мобильники обрастали цветными экранами, камерами, музыкальными плеерами. При этом RIM сохраняла важную особенность — QWERTY-клавиатуру, что стало отличительной чертой бренда. Дела продолжали идти хорошо вплоть до 2007 года, когда на рынке телефонов появился новый игрок — Apple.
Опять iPhone все испортил
Купертиновцев поначалу не воспринимали всерьез: iPhone был дорогущим ($500 за базовую версию!), отсутствие физической клавиатуры вызывало много вопросов, да и Apple предстояло вступить в бой на новом для себя поле — где господствовали Nokia, Samsung, BlackBerry и другие. Пусть первый iPhone и был весьма компромиссным устройством, но направление для развития смартфонов он задал более чем ясно. Однако другие производители, включая RIM, продолжали стоять на своем.
Лазаридис в интервью открыто ругал iPhone: «Я не мог и не могу писать на нем, и множество моих друзей тоже. Сложно писать по куску стекла». Удивительно, но в том же 2008 году вышла модель BlackBerry Storm с виртуальной клавиатурой. Устройство подвела операционная система, которая делалась по старым принципам и ощутимо уступала iOS. Но хуже всего была даже не ОС — по какой-то немыслимой причине в смартфоне отсутствовал Wi-Fi.
Продажи по-прежнему держались: BlackBerry в нулевые годы быстро стал одним из самых популярных мобильных брендов в США, лояльная аудитория продолжала выбирать именно его. Смартфоны компании глобально разделились на две ветки: одни модели выходили с кнопочными клавиатурами, другие выпускали с сенсорными — в угоду трендам.
Окончательное падение
В 2011 году компания представляет новый продукт — планшет BlackBerry PlayBook. RIM купила разработчика QNX Software ради ее операционки QNX, которая легла в основу ОС планшета. Систему доделывали в жуткой спешке, и она получилась сырой: к релизу планшета не успели даже добавить нативный почтовый клиент, поддерживаемые приложения для Android работали медленно. PlayBook ждала судьба BlackBerry Storm: продажи оказались слабыми и RIM даже отменила разработку второго поколения устройства.
2011—2013 годы становятся самыми неприятными для RIM: она упустила практически весь рынок. Начались массовые сокращения, компанию переименовали в BlackBerry Limited, а Лазаридис ушел с поста исполнительного директора: и совет директоров, и он сам понимали, что упущено слишком много возможностей и нужен свежий взгляд на ситуацию. У руля становится Джон Чен, который предложил вернуться к корпоративному сегменту и сервисам. Последняя попытка ворваться на рынок смартфонов, с которого компанию уже целиком вытеснили, была в 2013 году. Компания представила новую операционную систему BlackBerry 10 и устройства Q5, Q10 и Z10. Ничего путного в очередной раз не вышло, и тогда у Чена осталась только одна идея — попробовать Android.
Так появился слайдер BlackBerry Priv: под сдвижным экраном пряталась все та же QWERTY-клавиатура (с сенсорной поверхностью), от которой BlackBerry так и не смогла отказаться.
Телефон выглядел многообещающе: изогнутый по краям дисплей (как в Samsung Galaxy S6 Edge), 5,4-дюймовый экран, 3 ГБ оперативной памяти, чип Snapdragon 808. Но аппарат оказался довольно медленным в плане производительности, а для флагмана это недопустимо. В то же время обозреватели отмечали, что это лучший смартфон BlackBerry за последние годы.
Сейчас компания практически ушла с рынка смартфонов и сконцентрировалась на программном обеспечении для бизнеса. Устройства продолжают изредка выходить, причем остались модели с физической клавиатурой — видимо, есть люди, которым такой формат нравится. Но BlackBerry как компания уже не занимается разработкой телефонов: смартфоны под этим брендом выпускает китайская TCL. Сейчас BlackBerry — компания исключительно по разработке софта.
Почему смартфон Blackberry популярен среди бизнесменов?
Чем объясняется популярность телефона Blackberry среди предпринимателей всех мастей, в малом и среднем бизнесе, и почему его используют обычные люди при работе?
Сегодня Blackberry менее известна в области смартфонов, потому что Apple и Android вырвали обширные слои на рынке. Но в качестве платформы он по-прежнему довольно силен, особенно в других частях мира, но также и среди нас — я использую BB Q10 как мой «ежедневный драйвер», производители которого интересуются функциональностью безопасности, надежности и связи в качестве своего основного гаджета.
Что такое Blackberry
Blackberry был первым смартфоном. Это был первый телефон, который мог получить доступ к электронной почте и предоставить ограниченную функциональность интернета, что сделало его незаменимым для бизнесменов до появления iPhone, что полностью изменило восприятие людьми и использование смартфонов.
Почему я выбрал Blackberry
Вот что я говорю людям, которые спрашивают меня, почему я пошел с Blackberry: мой телефон не образ жизни. Я хочу, чтобы мой телефон был телефоном. Мненужно небольшое мобильное устройство для просмотра веб-страниц, которое также может работать как телефон. Мне не нужно небольшое мобильное игровое устройство, которое работает как телефон. Мне он не нужен, чтобы играть музыку или смотреть телешоу. Мне не нужно искать тексты песен или публиковать их на Facebook. У меня есть компьютеры для этого и iPad. То, что я хочу, является надежным узлом мобильной связи, как для голоса, так и для текста для ведения бизнеса.
Blackberry обрабатывает текстовые сообщения, а также свою выдающуюся систему Blackberry Messenger. Его способность управлять несколькими учетными записями электронной почты является гладкой и легкой. Мне также нравится иметь физическую клавиатуру, а Blackberry делает все возможное что есть в бизнесе (но также предлагает продукты с инновационными виртуальными клавиатурами аля сенсорный дисплей).
Поскольку Blackberry предназначена для того, чтобы обращаться к профессионалам, а не к 13-летним девочкам, ее ОС функциональна, чиста и без излишеств. Именно то, что я хочу.
Я знаю, что ни один смартфон не на 100% безопасен от отслеживания правительства, но я ценю, что Blackberry — это канадская компания, и это делает его еще одним шагом, удаленным от шпионских маклеров США. Blackberry также очень любит безопасность информации, перемещающейся по ее каналам, — этим компания похожа на telegram Павла Дурова который недавно создал криптовалюту TON, — и это с самого начала занимало их самое пристальное внимание. Я доверяю своему Blackberry намного больше, чем iPhone или Android-устройству.
Он не первый технически, а первое устройство для объединения КПК, электронной почты и телефонии с использованием безопасного шифрования, что делает его предпочтительным для предприятия. Я бы рискнул сказать, что очень мало людей знали, что такое «смартфон», прежде чем Blackberry сделал их обычным делом в бизнесе.
Телефоны для мафии, бизнесменов и Барака Обамы. Чем запомнились BlackBerry?
BlackBerry всё. В официальном Twitter-аккаунте объявили, что последние смартфоны продаются до 31 августа. Первую модель канадская Research in Motion представила в 1999 году. Со временем аппараты стали культовыми. Задолго до iPhone в «ежевике» были многозадачность, надежная защита данных, мобильный мессенджер, групповые чаты. От BlackBerry фанатели и школьники, и президенты. Вспоминаем, чем ещё были хороши эти устройства.
1. Клавиатура, почта, постоянный выход в интернет
Создатели BlackBerry сразу метили в корпоративный сегмент — чтобы не музыку в MP3 слушать, а на письма отвечать и дело делать. Для этого почти у всех моделей была внушительная QWERTY-клавиатура и развитый почтовый клиент — письма разлетались нужным адресатам и синхронизировались с сервисами вроде календаря.
Но главное — благодаря особой системе передачи данных BlackBerry не терял связи даже в тех условиях, когда не работало стандартное телеком-оборудование. Именно так произошло 11 сентября 2001 года: после теракта люди весь день не могли дозвониться друг до друга. А письма через BlackBerry отправлялись без проблем.
2. BlackBerry Message — первый массовый мобильный мессенджер. В 2005 году!
Мессенджеры для телефонов появились задолго до WhatsApp — старожилы наверняка помнят какой-нибудь кривой мобильный клиент для ICQ. Но именно обладатели бизнес-смартфонов от RIM были первыми, кто вкусил мощь групповых чатов и бесконечных переписок в школе, на работе, в транспорте — да где угодно. BBM вышел в 2005 году и только для владельцев BlackBerry, но даже этой базы хватило, чтобы мессенджер мгновенно разошёлся внутри комьюнити.
Как отмечали пользователи, после BBM привычные SMS воспринимались приветом из каменного века. Так описывает свои впечатления корреспондент The Verge: «В 10-м классе у меня появился Bold 9000, вся моя жизнь вращалась вокруг этого телефона. Мы сутками переписывались с друзьями — у них тоже были BlackBerry. Мне не приходилось идти домой и включать на компьютере MSN Messenger, чтобы общаться с друзьями, фантастика. А ещё мы освоили групповые чаты, тогда это было сенсацией».
В 2013-м количество абонентов BBM достигло пика — около 60 миллионов. Правда, уже тогда цифры не шли ни в какое сравнение с WhatsApp — там было больше 250 миллионов. В итоге BBM не выдержал конкуренции, и в прошлом году его закрыли.
3. Защита и шифрование
О защищённости BlackBerry ходят легенды. На самом деле смартфоны этой марки тоже имеют дыры в обороне, особенно по нынешним меркам. Однако в середине-конце нулевых BlackBerry по вопросам безопасности ощутимо выделялись среди остальных аппаратов. Штука в том, что при передаче данных использовалось специальное шифрование через отдельный сервер, которое не давало перехватывать цифровую корреспонденцию.
4. С BlackBerry ходил Барак Обама. И бандиты из наркокартеля
Очевидно, что бизнес-мобильники привлекали не только техногиков и начальников отделов. Например, аппараты RIM котировал Обама — будучи кандидатом в президенты, он не выпускал BlackBerry из рук, чем сделал бренду изрядную рекламу. Когда Барак вошёл в Белый дом, по закону он должен был сдать устройство — президенту нельзя иметь личное средство связи. Судя по всему, администрация смогла обойти это ограничение. Впрочем, к 2016 году глава страны расстался с привычным мобильником, получив взамен что-то новее, но с отключёнными функциями.
BlackBerry уважали не только политики, но и бандиты. Правда, они использовали модифицированные модели. Канадская компания Phantom закупала бизнес-смартфоны, вытаскивала оттуда микрофоны, GPS-датчики и отключала доступ к интернету. Зато ставила специальный пакет шифрования — сообщения передавались через внешние серверы, находящиеся в Панаме и Гонконге. После чего продавала устройства преступникам. Полиции удалось задержать как минимум одного члена международного наркокартеля, который рассылал сообщения через «кастомный» BlackBerry.
5. BlackBerry любили в кино: от Шерлока до Фрэнка Андервуда
В начале 10-х годов продукция RIM регулярно мелькала на экране. Обычно в руках какого-нибудь хитрого персонажа — будь то технический директор компании в «Мистере Роботе» или спецагент ФБР из сериала «Кости». Неудивительно, что этому бренду отдал предпочтение сам Шерлок Холмс, — в первом сезоне он щеголяет с Bold 9770. Правда, вскоре меняет бизнес-гаджет на банальный iPhone 4. Не расстаётся с BlackBerry и почти вся американская верхушка в третьем сезоне «Карточного домика» — от сериального президента США до главного героя, Фрэнка Андервуда.
Вместе с BlackBerry ушла эпоха самобытных мобильников, которые отличаются друг от друга чем-то кроме количества камер. Увы, компания не сумела влиться в смартфонную эру, пополнив список культовых, но мёртвых брендов. А вы скучаете по этим бизнес-гаджетам?
BlackBerry — все. За что любили эти кнопочные телефоны
31 августа этого года компания TLC прекратит разработку и продажу смартфонов BlackBerry. Кажется, 20-летния история устройств с той самой легендарной клавиатурой подходит к концу. Мы спросили владельцев редких в России телефонов о том, почему они ими пользовалось, что им нравилось и по чему будут скучать.
Директор отдела культуры журнала Grazia
2014 год — BlackBerry Bold Touch 9900, сейчас — Key2
Я пользуюсь блекберри, потому что люблю ретро, в том числе qwerty-клавиатуру. К тому же эстетика для меня важнее удобства, и вещи я обычно выбираю по принципу «ну, во-первых, это красиво».
Даже когда в 2010-х годах начался бум сенсорных смартфонов, я все равно продолжала пользоваться кнопочными. Сначала это была ужасно смешная раскладушка Alcatel, которую незнакомые люди часто путали с пудреницей. Она была классной, но по функциям out of date, и пришлось искать что‑то другое. Новый смартфон я выбирала исходя из одного критерия — наличие клавиатуры. Так, в 2014 году у меня появился BlackBerry 9900, с которым была любовь длиной в три года. Серьезный срок для человека, без конца теряющего вещи.
Мне нравилось все: дизайн, интерфейс, звонок как из сериала «Карточный домик». Мешала только собственная операционная система, для которой было почти нереально скачать приложения. Но в те времена я встречалась с IT-гуру, и проблема решалась сама собой. В какой‑то момент мне подарили айфон — он был новее и быстрее, поэтому старенький блекберри отправился в коробочку воспоминаний.
Но не так давно, чтобы наладить work-life-баланс, я решила обзавестись вторым телефоном — и думаю, понятно, на какую марку пал мой выбор. Чтобы избежать проблем с приложениями в этот раз, я взяла модель на Android. Интерфейс ожидаемо оказался ужасным, типично андроидовским, да и камера оставляет желать лучшего.
К слову, моя затея использовать один телефон для работы, а второй — для жизни вне офиса — провалилась. Теперь я хожу с двумя одновременно, постоянно смотрю в оба экрана и, кажется, начинаю сходить с ума. Видимо, скоро все-таки придется делать выбор: эстетика или комфорт.
Пиар-специалист
2011 год — BlackBerry Bold Touch 9900
Блекберри появился у меня в качестве корпоративного телефона — нам, сотрудникам, его привезли из Германии. На тот момент у меня был Sony Ericsson, и в сравнении с ним блекберри оказался суперкрутым устройством, на котором мейлы набирались двумя руками, легко и быстро. Поначалу эта маленькая клавиатурка выглядела странной — казалось, что по клавишам невозможно попасть пальцами. Так как мейлы я писала в основном на английском и немецком, раскладка оказалась удобной.
BlackBerry ассоциировался с европейским телефоном. Тогда я работала в немецкой компании, и там многие пользовались этими смартфонами. Видимо, это была распространенная практика — у моей подруги он тоже был в качестве корпоративного.
Однажды я поехала в командировку в Баден-Баден, куда нужно было добираться на поезде. Я не распечатала билеты, потому что они были на почте. Когда в поезде ко мне подошла контролер, я ответила, что билеты у меня в телефоне. Она возмутилась и сказала, что так не пойдет, нужно было печатать. Я подумала: «Как же так? У нас век технологий, у меня — блекберри!» После долгих разговоров контролер просканировала мой билет с телефона со словами: «Ладно, это последний раз, когда я такое позволяю». Все остальные в купе смотрели на меня так, будто я совершила какое‑то преступление.
Музыкальный продюсер, блогер
2008 год — BlackBerry Storm, позже — BlackBerry Torch 9800 и Bold Touch 9900
Первый BlackBerry Storm мне привез старший брат из Америки, тогда в России не было даже айфонов, но была модная коллекция Nokia — странные устройства с цветочками и полосками. На этом фоне блекберри выделялся элегантностью, большим сенсорным экраном, невероятным для того времени дизайном и функционалом и почтой, о которой до этого знали только на КПК (карманный персональный компьютер, что‑то вроде смартфона, только без сотовой связи и приложений. — Прим. ред.).
Потом у меня был BlackBerry Torch 9800 с таким же сенсорным экраном, но еще удобной выдвижной клавиатурой. Их все любили, потому что среди клавиатур конкурентов не было, а большие сенсорные экраны айфонов, где можно было нормально печатать, еще не появились. Клавиатура всех приводила в шок — ведь те, у кого не было блекберри, печатали букву О тремя нажатиями на цифру 6.
Когда вышел четвертый айфон, он стал моим основным телефоном. Но я все равно взял себе BlackBerry Bold 9900, потому что тогда любил их больше.
Я любил BlackBerry до выхода Passport и последних моделей Key. Мне показалось, что они творят странные вещи с клавиатурой и формой телефонов. Да и к айфонам уже все привыкли.
2013 год — BlackBerry Z10
Я не хотел смартфон на Android или iOS, стал искать и наткнулся на BlackBerry Z10. Я знал, что блекберри не слишком адаптирован под российский рынок, но хотелось попробовать. Кроме того, ни у кого его не было, поэтому пользоваться было особенно интересно.
Больше всего нравилась клавиатура, просто божественная, со своими фичами. По ней невозможно промахнуться, она запоминает слова, которые используешь, и понимает, куда их нужно вставить по смыслу. Например, начинаешь набирать «привет», и над буквой Р появляется это слово, чтобы оно напечаталось, нужно свайпнуть по нему вверх. Со временем с помощью свайпов можно было писать целые предложения и по минимуму печатать на клавиатуре.
Из минусов — аккумулятор, который через полгода стал разряжаться к обеду, и отсутствие всех приложений, кроме твиттера. Единственное решение — приложения для Android, которые на блекберри поддерживались плохо. BlackBerry OS обновлялась очень редко, дизайн менялся, а проблемы с оптимизацией оставались.
BlackBerry у меня ассоциировался с Западом, ведь изначально им пользовались белые воротнички. Он выглядел строго и красиво — складывалось ощущение, что это устройство для бизнесменов. В руках был просто идеален: габариты, эргономика, качество сборки, сам дизайн — все, кроме стирающейся эмблемы на задней крышке. Когда я отвечал на вопрос, какой у меня телефон, люди говорили: «Вау, покажи!»
Действительно классный телефон. Если бы за него взялись всерьез, он и сегодня мог бы соперничать со смартфонами Apple, Samsung и Google.
Я следил за новостями о BlackBerry, и когда сменился президент компании, я подумал, что скоро будет что‑то классное. Но они начали выпускать смартфоны на андроиде вместо того, чтобы развивать свою операционную систему. Поэтому BlackBerry и канул в Лету.
Так и не купил себе блекберри, но опубликовал в «ВКонтакте» трогательную историю
Когда поступал в университет в 2012 году, мне хотелось быть клевым и необычным, и я подумал, что хорошим способом себя показать будет блекберри: редкая, но известная фирма, легендарная физическая клавиатура.
Но тогда я не умел распоряжаться деньгами. Не могу даже предположить, куда дел те 14 тысяч: заработок на стройке летом перед 11 классом, деньги за год в типографии и пособие, которое стал получать в университете.
А смартфоностроение и разработка приложений шли гигантскими шагами. Смешно представить, что еще iPhone 4 имел от 8 гигабайт памяти, а смартфоны на андроиде — все хрестоматийные недостатки: батарею, разряжающуюся за полдня, тормоза при пролистывании меню и вылеты приложений на ровном месте. Но даже на их фоне блекберри с каждым месяцем становились не старомодными, а скорее отсталыми.
Одним глазком я все же следил за BlackBerry. Они выпустили конских размеров Priv — я смутился. Потом вернулись к более классическому варианту корпуса и выкатили Passport — я обрадовался, подумал даже, что куплю когда‑нибудь. А теперь узнаю с экрана старенького айфона, что BlackBerry — все.
И вспомнился тот 18-летний мальчуган в узких джинсах, рубашке с закатанными рукавами и в галстуке, который хотел быть клевым и необычным. Теперь я ношу не рубашки и галстуки, а большие удобные свитшоты. Зимой обуваю не скейтерские кеды, а ботинки. И тот мальчуган — все, и BlackBerry — все. Немного грустно.