в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии

Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета

в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии
в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Смотреть картинку в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Картинка про в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии. Фото в чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии

^ ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

14.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ

ЖИВОТНЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННЫХ НА ЖИТЕЙСКОМ ОПЫТЕ

.Человек начал взаимодействовать с животными с самого начала своего эволюционного развития. Две взаимосвязанные задачи встали перед ранними гоминидами при освоении новой экологической ниши — саванны: прямохождение и переход на питание мясом других животных. Вторая задача требовала учета особенностей поведения животных, с которыми теперь имели дело гоминиды: конкурентов в охоте и объектов охоты. Изучая продукты деятельности непосредственных предков современного человека и самых ранних представителей нашего подвида — свидетельства тотемических культов и охотничьих ритуалов, а также искусство раннего неоантропа, мы обнаруживаем, что познание психики животных происходило через опредмечивание знаний, представлений и переживаний, полученных в процессе наблюдений и взаимодействий с этими животными, и через процесс инициации — отождествления себя с животными.

Первый способ— опредмечивание своего субъективного опыта — позволял древнему человеку сделать свое внутреннее состояние, образы памяти, впечатления от встречи и взаимодействия с животными предметом познания. В рисунках и графике древних людей поражают точность изображения, внимание к динамическим характеристикам образа животных. Обычно изображались сцены охоты, а также взаимодействия животных друг с другом и с человеком. При этом по сравнению с ювелирной точностью и необыкновенной выразительностью изображения животных удивляет весьма схематичное изображение людей, фигурами которых обозначено только место и роль последних в общей картине. Существуют даже настоящие «учебные пособия», где на рисунках животных отмечены место удара при охоте, внутренние органы животного и т. п. В современной педагогической психологии и психологии познавательных процессов вынесение образа во внешний план используется именно с целью его более детальной проработки и углубления познания данного объекта. В более поздние периоды развития культуры изображению животных, их строения и особенностей поведения придавалось большое значение в науке. Еще один аспект в изображении животных связан с изживанием страхов и тревоги, которые в свою очередь основаны на недостатке информации и ее пугающем характере. В этих случаях рисование, изготовление фигурок животных решают несколько задач: в процессе прорисовки и изготовления скульптурного «портрета» животного познаются его особенности, в процессе ритуального взаимодействия с этим изображением изживаются и преобразуются отрицательные эмоции, формируется новое, конструктивное отношение к его образу. До сих пор подобные техники применяются в шаманских практиках и в профессиональной психотерапии.

Второй способ познания требовал «вживания» в образ животного, непосредственного «проживания» его состояний в движении, звуках, с помощью атрибутики, имитирующей внешний вид животного, в ритуальных действиях. Многочисленные свидетельства такого познания с помощью принятия на себя образа животного мы обнаруживаем не только в древних предметах человеческой культуры, обрядах и обычаях, но и в дошедших до нас шаманских практиках, ритуальных действиях некоторых восточных единоборств и, конечно же, в театральных и карнавальных приемах. В этих случаях выделяется качество животного, соответствующее определенной черте психики человека, которую надо развить или использовать в качестве «помощника» себе. Это качество либо обнаруживается и культивируется в себе, либо используется как опора и поддержка.

Все это говорит о том, что человек познавал особенности животных в первую очередь на основе понимания их психического состояния, что соответствовало самой структуре «эмоционально-интуитивного» мышления древнего человека, прекрасно охарактеризованного еще в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. И только вторично человек перешел к объективному описанию поведения жи-вотных, которое, собственно, и надо учитывать в целях пользования животными. Более того, познание психики животных на основе отождествления себя с их субъективным состоянием мешало утилитарному использованию этих животных. Такая позиция человека отразилась в его представлениях о себе как о высшем существе, «царе природы», и одновременно в своеобразной защите от необходимости понимания страданий и переживаний животных. Одним из проявлений такой защиты является традиция называть каждое домашнее животное, которое подлежит дальнейшему использованию в пищу, всегда одинаковой кличкой, в отличие от «своих», которые используются как помощники в течение многих лет. С первыми нельзя устанавливать «личностных», эмоциональных отношений. Со вторыми, напротив, устанавливаются тесные взаимосвязи, основанные на эмоциональных отношениях, взаимопонимании в совместной деятельности и т.п. Наряду с этим хорошо известно, что во многих культурах мира остается принятое в глубокой древности уважительное отношение к «пользовательным» животным. Возможно, жертвоприношение животных было своеобразным приемом перехода от поклонения им к использованию в пищу. Известно, что культовое жертвоприношение всегда сопровождалось поеданием частей жертвы и разделением его с духами и богами.

Таким образом, мы видим, что с самых древних времен и до наших дней в бытовом сознании человека знания о психике животных служили двум основным задачам: пользовательной и терапевтической. И то и другое в конце концов потребовало научного осмысления и научного обоснования использования этих знаний. Наряду с этим бытовое знание остается и продолжает играть большую роль во взаимодействии человека с животными. Знание и понимание психических особенностей животных и умение использовать их в практической деятельности человека широко применяется в домашнем хозяйстве и промысловой деятельности. Например, отъем козлят от матери сразу после рождения на один-два часа полностью купирует возможность раннего постнатального запечатления у матери и детеныша, и впоследствии коза не подпустит козленка к соскам, а детеныш будет сосать только искусственный рожок, что очень удобно при их совместном содержании в домашнем подворье и необходимости получать от козы молоко для человека. Разумеется, тонкое знание и понимание зверя охотником также необходимо для успешной охоты, равно как и налаживание взаимодействия с охотничьей собакой. Подобные знания нередко становятся отличительным качеством целых династий и передаются из поколения в поколение в процессе раннего научения, приобщения детей к взаимодействию с животными и передаче им необходимых приемов непосредственно в совместной деятельности.

^ 14.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

14.2.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ПРОМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время зоопсихология имеет реальное прикладное значение. Следует отметить, что в этой области нет смысла жестко разделять этологическое, физиологическое и зоопсихологическое направления. Такое разделение делается в науке, где выделяется конкретный предмет и конструируется методология его исследования, но не в практике, где должен быть синтез всех знаний и способов, необходимых для эффективного решения практических задач.

Теоретической основой прикладной зоопсихологии является изучение видотипичных особенностей психики животных, особенностей их адаптации к новым условиям и в первую очередь к условиям антропогенной среды. Эта среда отличается от естественной, к которой происходило приспособление психики и поведения этих животных в эволюции, по трем основным параметрам.

1. Созданные человеком условия жизни животных не всегда совпадают с естественными. Они могут отличаться по многим качествам. Сами объекты не такие, как в природе, что может в той или иной мере затруднять жизнедеятельность животных. Соотношение жизненного пространства и количества особей могут существенно отличаться от необходимого для животных, что ведет к увеличению стрессовых воздействий, изменению взаимоотношений в группе, между родителями и детенышами и т.п. Особенности питания, а также дневные и сезонные ритмы могут быть изменены.

2. Темпы изменений в антропогенной среде не сравнимы с таковыми в естественной среде. Человек привносит в среду различные изменения, руководствуясь своими знаниями и последовательностью их освоения, новыми достижениями в данной области. Животные далеко не всегда могут адаптироваться к темпу этих изменений. Это касается условий содержания, кормления и т.п. Каждый раз животное стоит перед необходимостью психической адаптации, что само по себе требует большого количества психических и физических ресурсов.

3. Изменены динамика и содержание деятельности по удовлетворению потребностей. Это один из существеннейших факторов, влияющих на психику животных. В условиях содержания в неволе и использования в хозяйственной деятельности человека животных изменяется динамика деятельности по удовлетворению потребностей. Часто отсутствует необходимость самосохранения, постройки убежищ, самостоятельного добывания корма. Это создает вакуум активности, сенсорной стимуляции, уровня эмоционального насыщения. Кроме того, во многом изменяется содержание деятельности по удовлетворению потребностей: сами корма становятся другими, их не надо обрабатывать и т.п., нередко изменяются половое поведение и уход за потомством. В целом у большинства сельскохозяйственных животных наблюдаются негативные эффекты домистикации: уменьшается объем головного мозга, существенно упрощается поведение. У тех животных, с которыми человек разделяет деятельность, наблюдается другой эффект; одни стороны психики у них явно усиливаются и усложняются, а другие могут деградировать.

Все это в большей степени касается тех животных, которые непосредственно живут в условиях, созданных человеком, и в меньшей степени тех, кто остается в естественной среде. Однако даже последние частично подвергаются действию указанных факторов, существенно изменяющих их жизнедеятельность. Например, при освоении новых пространств, прокладывании дорог и линий коммуникаций человек нарушает естественные пути миграций, маршруты передвижений по территории, условия мест гнездования и т. п.

Приложение зоопсихологических знаний в хозяйственной деятельности человека имеет несколько направлений. Можно условно определить цель данной области взаимодействия человека с животными так: животное для человека.

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В данном случае имеется в виду применение зоопсихологических знаний при содержании одомашненных животных. В настоящее время, как уже указывалось в соответствующих разделах введения данного учебного пособия, используются знания о сенсорно-перцептивных и мотивационных процессах у животных, особенностях их общения друг с другом и с человеком, структуре групп, материнско-детского взаимодействия и т.п. Эти знания позволяют улучшать жизнедеятельность (и продуктивность) домашнего скота и птицы. Особенностью этого направления является то, что человек активно изменяет среду обитания и условия содержания животных с целью увеличения их продуктивности и облегчения труда человека. Это означает активное изменение физических и психических особенностей самих животных в определенном направлении (искусственный отбор), предполагающем увеличение их массы, количества приплода, сокращение времени ухода за потомством, уменьшение агрессивности, напряженности половых потребностей и т. п. Благополучие самого животного не является самостоятельной целью.

^ Разведение промысловых видов животных в неволе: звероводство,

В данной отрасли хозяйствования человек стремится использовать, а значит, и сохранить естественные особенности животных при содержании их в неволе. Это, с одной стороны, требует создания условий для сохранения этих качеств, например: качество шерстного покрова зависит не только от питания и климатических условий, но и от эмоционального комфорта животных; размножение требует сохранения видотипичного поведения и т.п. Однако в этой области также идет отбор на определенные качества, не влияющие на общую продуктивность. Например, при разведении лисиц и норок проводится отбор на «лояльное» отношение к человеку (низкий уровень оборонительных реакций, быстрое привыкание и т.п.). Это не только облегчает деятельность обслуживающего персонала, но и уменьшает стрессовое влияние человека на этих животных.

^ Промысловое дело: рыболовство, охота

В этой области есть три задачи.

1. Изучение особенностей животных для оптимизации охоты на них, одновременно с учетом поддержания их численности. Для этого надо хорошо знать ритмы жизнедеятельности животных, особенности размножения и т. п. Используется распределение интенсивности охоты и отлова в соответствии с сезонностью размножения, миграций, ритмов жизни животных, применяются различные способы лова с целью сохранения молодняка и размножающихся особей в определенные сезоны. Применяются прикорм животных в определенных местах (например, при прикорме кабанов первыми выходят животные, не достигшие половой зрелости, а взрослые кабаны и самки с детенышами держатся в стороне, и таким образом сохраняются репродуктивно зрелые особи и молодняк), различные способы приманивания (например, звуковые и световые стимулы при ловле промысловых рыб), конструкции орудий лова, учитывающие особенности ориентации животных (например, способность стайных рыб ориентироваться друг на друга при применении различных орудий лова).

2. Создание условий в заповедниках, охотничьих хозяйствах для естественной жизнедеятельности животных и поддержания их численности. Помимо распределения интенсивности деятельности человека в соответствии с ритмами жизнедеятельности животных (определенные сезоны охоты и лова), используется временное прекращение охоты на некоторых животных или в некоторых местах, например в местах нереста, гнездовий, пастьбы самок с молодняком и т.п. В некоторых случаях принимаются международные конвенции по временному прекращению охоты на животных, численность которых опускается до критического уровня. Такие конвенции существуют по ограничению охоты на моржей, китов, белых медведей, журавлей стерхов и других животных. Кроме того, в местах обитания животных регулируется режим активности человека (уменьшение стрессовых факторов), осуществляются мероприятия по сохранению кормовой базы животных, мест гнездования, нереста и т.п.

3. Разведение в неволе для последующей реинтродукции в естественные условия. В этих случаях большой проблемой является не только технология выращивания молодняка, но и такое их воспитание, при котором у животных не будет возникать привязанность к человеку, и они смогут полноценно осуществлять жизнедеятельность в естественных условиях. Эта задача общая с таковой в природоохранной деятельности человека.

Практическая дрессировка животных используется давно и в разной степени применяется для всех животных, с которыми имеет дело человек в своей хозяйственной деятельности. Существуют специально разработанные системы и приемы дрессировки для тех животных, с которыми человек осуществляет развернутую сложную совместную деятельность: животное выполняет часть действий для человека, и это требует специального обучения. Такими животными являются лошади, слоны, верблюды и, конечно, собаки. Лошади используются в качестве транспортного средства и тягловой силы (например, весьма сложной совместной деятельностью является пахота на лошади). Способность лошадей к такой деятельности опирается на их естественные особенности: тонкий учет поведения членов группы, высокая степень синхронизации поведения в группе, способность к эмоциональному заражению (например, азарт при развитии большой скорости передвижения), образование индивидуальных привязанностей и т.п. Слоны также обладают этими качествами, кроме того умеют манипулировать с объектами, переносить тяжести и т. п. Наиболее известна и широко применяется дрессировка собак (охотничьих, пастушьих, служебных, розыскных и т.п.). У собак используется их обоняние, способность к совместной охоте, гуртованию, охране и защите территории и других особей, индивидуальная привязанность, забота о детенышах (в том числе и ребенке человека). Менее известны дрессировка для охоты с человеком гепардов, бакланов, норок и хорьков, ловчих птиц. Во всех этих случаях используются, наряду с традиционными, приемы дрессировки, разработанные в зоопсихологии. Особенностью практической дрессировки является то, что дрессировщик использует естественную и усиленную искусственным отбором способность этих животных к разделению деятельности с партнерами, эмоциональному заражению и образованию привязанности. Животное не просто обучается условно-рефлекторным методом, оно принимает задачу общей с человеком деятельности и самостоятельно стремится ее выполнить. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда животное должно самостоятельно ориентироваться в условиях деятельности, или в случаях неожиданной потери человеком способности выполнять свои функции. В этом отношении интересным является пример поведения лошади на соревнованиях по верховой езде, где наездниками были дети с нарушением двигательной сферы. Ребенок с ДЦП не может подавать команды движением рук и ног с той же точностью, как дрессировщик, но лошадь сама старается уловить команду и правильно выполнить программу, контролируя при этом не только свои действия, но и положение и движения наездника. К сожалению, в научной теории дрессировки эта сторона психики животных, проявляющаяся в их совместной с человеком деятельности, недостаточно учитывается и еще не стала предметом специального исследования.

Цирковая дрессировка в большей степени основана на условно-рефлекторном методе, так как в этом случае результат действий не имеет для животного самостоятельного смысла. В такой дрессировке используются мотивационное состояние животного, наталкивание, пошаговое подкрепление, отработка навыка. При работе с дикими животными учитываются особенности их группового взаимодействия, подчинение доминанту, половые отношения и т. п. Обычно для отработки трюков выбираются отдельные компоненты видотипичных движений и действий, которые искусственно сочетаются между собой условно-рефлекторным методом научения. Нередко используется естественная склонность животных к разным видам игр.

Человек имеет дело не только с теми животными, которые ему полезны, но и с теми, которые занимают те же места обитания, что и человек, или привлекаются условиями, создаваемыми человеком. Борьба с такими животными носит название «дератизация». В этом случае учитываются особенности животных с целью их уничтожения и уменьшения численности. Нередко сложная, разнообразная среда, создаваемая человеком, стимулирует усиление адаптивных способностей животных. Немалое значение имеют знания людей об этих животных и отношение к ним. Например, шахтеры иногда подкармливают крыс в шахтах, так как считают, что эти животные могут помочь человеку сориентироваться при угрозе обвалов и т. п., и вообще это знакомая «живая душа» в подземном мире. Осведомленность шахтеров о распространении этими грызунами опасных для человека заболеваний существенно изменила отношение к ним и поведение людей.

^ Экспериментальные исследования на животных

Животные используются в экспериментальных целях в медицине и психологии, а также в тех областях науки, где человек по тем или иным причинам не может действовать сам. В этом случае большую проблему составляет этика научных исследований. Признавая свою насильственную позицию по отношению к животному, человек стремится минимизировать наносимый ему ущерб. В этом направлении также необходимо учитывать те особенности животных, которые связаны с эффективностью их участия в эксперименте. В психологии, в частности, обычно необходимо создание таких условий для животного, которые исключают деструктивное воздействие на его психику. При проведении таких исследований необходимо учитывать многие психические особенности животных, например необходимый для них уровень сенсорной стимуляции и эмоционального насыщения, тревоги в ситуации новизны и отсутствия объекта привязанности, иерархические отношения в группе, отношения с человеком, участвующим в экспериментальной ситуации, и т. п.

^ 14.2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Данная область может рассматриваться как относительно молодая в деятельности человека. Несмотря на то что элементы природоохранной деятельности существовали уже в древности, целью все же оставалось сохранение животных для их использования человеком. Изменение позиции человека по отношению к природе реально произошло в XX в.: человек начал признавать равное с собой право на жизнь других обитателей планеты. Нельзя сказать, что эта позиция человека уже является стабильной, однако она явно прогрессирует. Можно образно определить цель этой деятельности человека как человек для животного. Такая позиция во многих случаях сочетается и с собственными целями человека. В этой области можно выделить три основных направления: содержание животных в зоопарках; организация заповедников; разведение животных на реабилитационных станциях. Во всех этих случаях человек старается создать для животных такие условия, чтобы обеспечить полноценную их жизнедеятельность и успешное размножение. Разумеется, учет психических особенностей животных при этом необходим. Общим правилом при этом является то, что чем выше общий уровень развития психики, тем, с одной стороны, больше требований предъявляется к организации среды, а с другой стороны, шире возможности компенсации депривационных факторов.

Использование зоопсихологических знаний позволяет оптимизировать психическое состояние животных и повышать эффективность их жизнедеятельности в естественных условиях.

^ Содержание животных в зоопарках

Проблемой содержания животных в зоопарках является значительное изменение условий существования по сравнению с естественными, обеднение деятельности по удовлетворению потребностей, сложность подбора пар и групп для размножения, наличие стрессовых факторов, нарушающих естественное поведение и состояние психики животных. Одним из эффективных способов оптимизации психики животных является использование приемов обогащения активности животных и предоставления им возможности осуществления развернутой деятельности по удовлетворению потребностей.

В зоопарках нередко приходится заниматься коррекцией и реконструкцией нарушенного поведения животных. Часто бывает нарушенным половое и родительское поведение, появляются стереотипные движения, двигательные и поведенческие расстройства. Для высших животных возможно применение стимулирующих и обучающих стратегий. Например, при коррекции половой сферы помогает демонстрация полового поведения. При нарушениях материнского поведения эффективно наблюдение за поведением других самок, ухаживающих за детенышами, участие в таком уходе. При коррекции материнского поведения у приматов применяется частичное воспитание детеныша при помощи человека, формирование опыта взаимодействия самки с другими детенышами и т.п. Есть в зоопарках и другие задачи.

В заповедниках также существует много проблем, в решении которых необходимы знания о психике животных. Перечислим основные из них.

Все заповедники в настоящее время не свободны от влияния присутствия человека. Это, с одной стороны, создает для животных стрессовый фактор, мешающий их жизнедеятельности, а с другой стороны, уменьшает естественную осторожность животных и создает опасность как для них самих, так и для человека. Например, проведение земляных и дорожных работ нарушает привычные маршруты передвижения. В заповедниках Африки после получивших широкую известность исследований жизни горилл и шимпанзе появилась тенденция туристов приближаться к этим животным, что повлекло за собой повышение тревожности, появление внутригрупповой агрессии, нарушающих жизнедеятельность этих и так очень редких животных. В заповедниках Дальнего Востока России охрана амурских тигров привела к тому, что у них снизилась осторожность, они нередко стали появляться вблизи жилья человека, создавая большую опасность для местных жителей. Подобные проблемы возникают в заповедниках Индии (тигры), Африки (слоны, львы) и др.

Помощь человека в удовлетворении потребностей животных может вести к изменению их естественного поведения. Например, использование подкормок и укрытий стимулирует животных ориентироваться на эту помощь в ущерб самостоятельной пищедобывательной и комфортной деятельности и даже изменяет их взаимодействие в группе. Копытные животные и обезьяны в заповедниках предпочитают пользоваться предоставляемой подкормкой, не используя естественные источники даже в благоприятный сезон, отмечено также, что в таких Случаях в группах обезьян повышается агрессивность.

В заповедниках необходимо проводить научные работы, что также может изменить отношение животных к человеку. Профессиональные сотрудники в своем поведении учитывают особенности животных и занимают позицию охраны и невмешательства в их жизнь. Это может привести к тому, что у животных снизятся недоверие и осторожность по отношению к человеку и его присутствию в среде. Животные могут перестать обращать внимание на автомобили и другие человеческие предметы, что грозит опасностью как самим животным, так и человеку. Известно, например, что в охраняемых зонах риск столкновения животного с автомобилем выше, чем в неохраняемых.

^ Разведение животных на реабилитационных станциях

На реабилитационных станциях содержатся и разводятся животные с целью их дальнейшей реинтродукции в природу. В настоящее время такие станции существуют для самых разных животных: обезьян, медведей, копытных, птиц. Все перечисленные выше проблемы характерны и для реабилитационных станций. Особенностью последних является то, что человек непосредственно участвует в уходе за животными и их выращивании. На реабилитационные станции часто попадают детеныши и взрослые животные — жертвы браконьеров, нередко сотрудники станций специально забирают детенышей из гнезда, увеличивая таким образом их выживаемость (родители успешнее вырастят меньшее количество потомков, а остальных вырастят на станции). Это влечет за собой опасность образования привязанности, особенно для высших животных, извращенного полового запечатления, нарушения формирования видотипичных форм поведения и взаимодействия с сородичами. В некоторых случаях для избежания такой опасности обслуживающий персонал по возможности минимизирует контакт с детенышами (например, при выращивании детенышей медведей люди не разговаривают с ними, стараются не осуществлять тактильный контакт и т.п.). При выращивании высших обезьян их постепенно приучают к самостоятельной жизни, последовательно ограничивая контакт с человеком: видотипичные особенности этих животных требуют очень тесного контакта на первых этапах онтогенеза, однако допускают широкую лабильность в формировании полового поведения.

Для обеспечения развития видотипичного поведения необходимо хорошо знать закономерности его формирования в онтогенезе и предоставлять животным соответствующие условия. Например, гнездостроение у понгид возникает в конце первого года жизни и помимо наличия веток и листьев требует обучения по подражанию. Рытье нор у лисиц основывается на развитии копающих движений в конце первого месяца жизни, для чего необходимо наличие мягкого грунта и т.п. Все это говорит о том, что именно реабилитационные станции в наибольшей степени нуждаются в использовании зоопсихологических знаний и практических разработок.

^ 14.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ И РАЗВИВАЮЩЕЙ

Данное направление научной зоопсихологии возникло в XX в., хотя некоторые стороны этой области, например использование домашних животных в терапевтических целях, известны в бытовой практике давно. Можно определить основную цель такого взаимодействия человека с животными следующим образом: животное вместе с человеком. Зоопсихологические знания в данной области приложимы в трех основных направлениях: развивающая работа с детьми; содержание животных в доме человека; анималотерапия.

^ 14.3.1. РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

В педагогике животные традиционно используются в целях ознакомления с природой (в основном в дошкольном возрасте). Программа дошкольного образования включает соответствующий раздел, теоретическое обоснование и методики педагогической работы в этой области. Помимо образовательной работы большое значение имеет формирование отношения детей к животным, которое является составной частью экологического сознания. Подразумевается формирование уважительного и эмоционально-положительного отношения к живой природе, что в раннем и дошкольном возрасте возможно только на основе эмоционального опыта, получаемого ребенком в процессе непосредственного взаимодействия с животными. Организация такого взаимодействия опирается на знания о психике животного, что позволяет правильно подобрать животное и организовать общение ребенка с ним, отвечающее задачам экологического воспитания и возрастным особенностям детей. Кроме специальных задач образования и формирования ценностно-смысловой позиции ребенка по отношению к природе (что в дошкольной психологии и педагогике рассматривается и как становление общей гуманистической позиции личности), взаимодействие с животными полезно для общего развития ребенка. В частности, это обогащает и развивает двигательную сферу, сенсорно-перцептивные процессы, память, интеллект, эмоциональную сферу ребенка, стимулирует развитие произвольности, самоконтроля и т.п. Помимо присущих животному качеств, делающих их прекрасным «автодидактическим пособием» для развития всех перечисленных процессов (комплексность стимуляции, подвижность, необходимость ситуативного прогноза поведения животного и регуляции ребенком собственных действий и т.п.), животное вызывает у ребенка положительные эмоции, стремление к общению и взаимодействию, что создает прекрасный мотивационный фон для обучения и развития. В настоящее время в дошкольной педагогике и психологии имеется целый ряд программ, использующих взаимодействие ребенка с животными не только в целях экологического воспитания, но и в других направлениях образовательной и развивающей работы.

^ 14.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ В ДОМЕ ЧЕЛОВЕКА

Содержание животных в домашних условиях издавна используется человеком, как это принято говорить, «для души», т.е. для эмоционального общения, удовлетворения потребности в привязанности, стремления оказывать заботу, нередко для целей оптимизации и стимуляции развития детей в семье. Урбанизация и технологизация современного общества способствуют тому, что человек стремится восполнить недостаток контакта с природой содержанием животных дома. При этом возникает целый ряд проблем, требующих профессиональной помощи по вопросам содержания животных в семье. В данном разделе возможна лишь краткая характеристика основных проблем в этой области.

^ Подбор животных для содержания в семье. Человек содержит домашних животных с разными целями, и от этого зависит, какое именно животное больше подходит для данного человека и данной семьи. Необходимо учитывать потребности членов семьи и их возможности. Разные животные и даже разные породы домашних животных имеют различные уровни активности, склонности к контактам с человеком, агрессивности и т.п. В то же время разные животные требуют разных условий содержания, физических |и материальных затрат со стороны человека. Нередко увлечение «модными» тенденциями, недостаточное осознание своих потребностей и возможностей приводит к тому, что семья оказывается в проблемной ситуации, и иногда даже в опасной как для членов семьи, так и для окружающих. Неучет таких особенностей может привести к психологическим травмам для членов семьи, особенно в тех случаях, когда к животным образовалась привязанность, а содержание их в доме становится невозможным. В данном направлении возможна и необходима консультация специалиста.

Ветеринария. При содержании домашних животных обязательным является контакт животного с ветеринарной службой. В настоящее время это широко распространенный вид практики, в котором все больше появляется интерес к зоопсихологии. Понимается и учитывается необходимость психического комфорта и поддержания общего психического состояния животного как помогающего, а нередко и весьма существенного фактора лечения. Влияние стрессовых факторов (новой обстановки, разлуки с близкими людьми и даже другими животными, тревоги, возникающей от непонимания животным своего состояния, и т.п.) нередко более значимо для животных и деструктивнее для них, чем для человека, который может осознать причины и последствия возникших обстоятельств. К сожалению, зоопсихология еще не стала обязательным предметом в ветеринарных учебных заведениях (хотя в некоторых вузах такие курсы уже читаются) и тем более еще нет специального раздела зоопсихологии, предметом которого являлись бы изучение и разработка методов и приемов использования зоопсихологических знаний в ветеринарии. Перспективность подобного направления в настоящее время несомненна.

Анималотерапия (или зоотерапия) — это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Такое взаимодействие существенно отличается от других психотерапевтических средств (взаимодействие с неодушевленными объектами в разных видах психотерапии, с самим терапевтом и участниками групповой терапии). Основные отличия следующие:

1) животное имеет внутренний источник активности, в результате чего становится относительно непредсказуемым как для пациента, так и для терапевта;

2) животное не является носителем смысловой и оценочной функции по отношению к человеку, оно не может быть в ситуации психотерапии «неконгруэнтным», т.е. оно всегда выражает то, что непосредственно чувствует, и это позволяет пациенту освободиться от проявления психологических защит, препятствующих эффективности психотерапии;

3) животное имеет «внутреннюю позицию», собственную мотивацию и включается в процесс взаимодействия с человеком, активно эту позицию проявляя. При психотерапии с помощью «неодушевленных» средств все строится только во взаимодействии позиций пациента и психотерапевта.

Анималотерапия имеет давнюю историю. В качестве бытовой психотерапевтической практики ее можно назвать даже традиционной. Издавна известно благотворное влияние на человека общения с животными (от физического воздействия — тепло, массаж и т.п. — до облегчения душевных страданий, снятия тревоги, компенсации недостаточности или деструктивного характера общения с другими людьми). В качестве профессионального психотерапевтического средства анималотерапия также применяется давно. Видимо, исторически первой является иппотерапия (лечебная верховая езда на лошади), которую применял в качестве лечебного и реабилитационного средства при нарушениях здоровья (физического и психического) еще Гиппократ. Он обращал внимание как на положительное воздействие ритмичных и плавных движений лошади, тепла и массирующих движений мышц ее спины, так и на то, что езда на лошади стимулирует улучшение настроения, избавление от меланхолии и т. п. В Средние века и в Новое время высказывалось мнение, что верховая езда не только полезна при ряде нарушений двигательной сферы и других заболеваниях, но особенно показана женщинам в плане профилактики и коррекции нервных расстройств. В XX в. иппотерапия стала применяться для лечения и реабилитации двигательных нарушений (детский церебральный паралич и другие виды параличей, полиеомилит и т.п.), умственной недостаточности (олигофрения, синдром Дауна и т.п.), расстройств эмоциональной сферы (аутизм, шизофрения), а также сенсорно-перцептивных нарушений (в том числе зрения и слуха). В середине XX в. появился новый вид анималотерапии для решения этих же задач — дельфинотерапия, где помимо всего прочего большую роль играет вода, помогающая работе мышц, расслаблению, преодолению силы тяжести и т.п.

В анималотерапии достаточно хорошо изучено воздействие на пациента тех особенностей животного, которые стимулируют работу мышечной системы, вестибулярного аппарата, всех форм контроля. Немало внимания уделяется эмоциональному состоянию пациента. Разработаны методики для терапии различных расстройств и нарушений у взрослых и детей.

Наиболее сложным и малоизученным фактором анималотерапии является позиция животного как участника психотерапевтического процесса. С другой стороны, именно этот момент, видимо, является самым существенным отличительным качеством анималотерапии. В иппотерапии были попытки конструирования тренажеров, полностью имитирующих возникновение сенсорно-перцептивных процессов, характерных при езде на лошади (в Германии). Однако эффект использования таких тренажеров значительно ниже, чем при езде на настоящей лошади.

В данном виде психотерапевтической практики встречаются указания на то, что пациент испытывает положительные эмоции и высокую мотивацию при лечении с помощью животных. Но особенности самого животного и его активное включение как субъекта психотерапевтического процесса во взаимодействие с пациентом остаются совершенно не изученной проблемой. К пониманию позиции животного как фактора психотерапевтического процесса можно подойти, опираясь на исследования в русле теории привязанности и теории объектных отношений (о которых коротко говорилось выше). Используемые в анималотерапии животные сами включены в отношения привязанности.

Привязанность как адаптивная мотивационно-поведенческая система (по Дж. Боулби) имеет ряд общих для всех видов высших животных свойств. Одними из важнейших являются базовые функции объекта привязанности: эмоциональное принятые, поддержка и защита. Именно эти функции принимает на себя и проявляет в ситуации анималотерапии животное. Животное проявляет полное и безусловное принятие пациента, которого он обычно лишен (частично или полностью) во взаимодействии с близкими людьми (исследования в этой области психологии многократно и всесторонне обосновали этот тезис). Кроме того, животное демонстрирует безоценочное общение (поскольку у него вообще нет системы ценностей и смыслов, с позиции которых оно могло бы оценивать «правильность» или «желательность» состояния и поведения пациента), что также улучшает психотерапевтический процесс и является его обязательным условием (со стороны психотерапевта). Можно обозначить еще целый ряд особенностей животного как участника психотерапевтического процесса, делающих анимало-терапию необычайно эффективным и перспективным средством психологической коррекции, реабилитации и профилактики. В процессе анималотерапии животное во многом является «ко-терапевтом», т.е. помощником (хотя и весьма своеобразным), осуществляющим с терапевтом общий процесс психотерапии. Понимание этой позиции животного, его возможностей и специфики «работы» в каждом конкретном случае необходимо психотерапевту. Оно позволяет теоретически обосновать использование животных в психотерапии, улучшить уже имеющиеся, а также разработать новые направления анималотерапии и ее применение в различных областях психологической практики.

Помимо использования анималотерапии как специальной области психотерапии, в которой она себя уже хорошо зарекомендовала (для лечения, профилактики и реабилитации двигательных нарушений, умственных и эмоциональных расстройств), следует отметить использование животных для коррекции и терапии целого ряда психологических проблем личностного и семейного характера: использование анималотерапии в личностной, семейной и детской психотерапии.

В индивидуальной психотерапии анималотерапия может применяться при переживании горя, утраты, коррекции тревожности, сложностей в общении, эмоциональной депривации. Животное может стать «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п.

В семейной терапии с помощью животных возможно налаживание отношений между членами семьи, снятие напряжения, помощь в преодолении горя, утраты, в процессе взаимной адаптации и т.п. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожности, застенчивости, заикания, пониженной самооценки и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллектуального и эмоционального развития. Интересным может быть включение животных в коррекцию детско-родительских отношений, и в частности в коррекцию родительской сферы (формирование эмоционально-положительного отношения к младенческим стимулам у взрослых, мотивации и ценностно-смысловой позиции по отношению к ребенку и своей родительской роли и т.п.). Во всех случаях психотерапевт должен иметь необходимые для такой работы знания как в области общей психотерапии, так и в области зоопсихологии и сравнительной психологии.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Какие основные области практической зоопсихологии существуют в настоящее время?

2. Какие проблемы, связанные с психическими особенностями животных, возникают в природоохранной деятельности человека?

3. Какие проблемы, требующие психологической помощи, возникают при содержании животных в семье?

4. В чем специфика использования животных в психотерапевтических целях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *