в чем причины проявления коррупции
Статья носит исследовательский характер, материал находится в стадии формирования. В конце статьи будет небольшое видео по теме.
Считать коррупцию критичным фактором отсутствия экономического развития, значить не понимать суть проблемы. Коррупция, это социальная болезнь общества и лечить болезнь нужно с учетом этого факта. Это социальная болезнь влияющая на экономическое развитие. Торможение экономического роста больше связано с отсутствием высоких критериев профессионализма в обществе
Самое плохое, к чему может привести коррупция это какистократия (англ. kakistocracy от др.-греч. κάκιστος «худший») — система управления, находящаяся в ведении худших
Кратко, для тех кто вечно торопится 🙂
Причины коррупции не в слабых законах, не в сложной иерархической структуре власти, и не в правовом нигилизме.( глупые наивные объяснения о коррупции на рисунке ниже). Причина коррупции, по сути, в потере морально-нравственных критериев/ценностей народом, и/или группой людей(обладающих властью).
И еще. Определение коррупции, это не совсем то, что нам рассказывает википедия. Ниже будет дано более точное определение этому понятию.
А если у вас, уважаемый читатель, найдется 3-5 минут свободного времени, то стоит прочесть статью, ибо про это вам никогда не расскажут не «ура политики» вроде Навального и им подобных, ни тем более, действующая власть, ибо они этого просто НЕ ПОНИМАЮТ, увы. А вам стоит это знать 🙂 И найдите на этом сайте, через поиск притчу «Искать не там где светло, а там где потерял».
Материал ниже, это мое субъективное мнение, которое сложилось из личного опыта и наблюдений.Возможно уважаемый читатель, что-то совпадет из этого, с вашими наблюдениями, а что-то нет. Буду признателен за комментарии.
Темы статьи:
И так, уточним понятие «коррупции»:
-(от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств.
Определение коррупции взято из википедии, НО оно мне не совсем нравится, так как основной акцент(я выделил жирным) как-то затушевывается.
Попробуем дать простое и понятное определение коррупции:
-Это использование должностным лицом своих возможностей, которая дает ему/ей данная должность, в ЛИЧНЫХ целях или в интересах УЗКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ, а НЕ в интересах ОБЩЕСТВА,в том числе попытка подкупа должностных лиц, с целью получения личной или в интересах УЗКОЙ группы лиц выгоды, в УЩЕРБ интересам других лиц или общества, в целом.
* корысть — жадность к деньгам, материальному богатству; страсть к наживе, личной выгоде.
Последствия коррупции
Если говорить коротко, то основное последствие это деформация ценностей в обществе, появление двойных стандартов как НОРМА поведения, что приводит к печальным следствиям. Эти следствия, не исправить ТОЛЬКО законодательными мерами. Более подробно о последствиях поговорим чуть ниже.
Если в обществе, где коррупция стала нормой, снять одного чиновника и на место него поставить другого, сильных изменений не будет, более того если даже группу чиновников сменить, тоже мало что измениться. Проблема в том, что общество заряжено этим вирусом. Это значит, уважаемый читатель, что коррупцию порождает не власть, а народ. Читатель может возмутится. как это НАРОД. «я мол ни у кого взяток не беру, я мол честный труженик». Вынужден еще раз разочаровать вас. Если вас поставить на должность, которая «явно располагает к коррупции», то честность обывателя 9 из 10 случаев улетучится. И дело не в том, что народ такой НЕчестный. Как ни странно, народ в своей массе, всегда срастется жить честно. Проблема в другом. ниже узнаете 🙂
Тема, мягко говоря, крайне важная для управленцев. Читая в интернете сайты по теме «Причины возникновения коррупции» просмотрел ТОП10 сайтов выдающихся поисковыми системами по данному запросу. Создалось впечатление, что материал друг у друга скопировали, хотя формально тексты сильно расходятся, с точки зрения плагиата, но по сути суть одна и та же «вода».
Второе впечатление, которое создалось при знакомстве с этими материалами, что они написаны явно не с целью выявления причин возникновения коррупции, а с какой-то другой целью(возможно получить аттестацию или что-то еще).
— коррупционная составляющая существует на земле с момента появления первых сообществ(племя, группа, коллективы), когда появилась необходимость наделять кого-то какими-то полномочиями/ресурсами
Методы борьбы с коррупцией
Методы борьбы с коррупцией использованные в прошлом:
Особенность данной системы заключается в том, что это не надзор в классическом понимании, над чиновниками, а ЗАПАРАЛЛЕЛИВАНИЕ работы этих чиновников, везде где это можно, а там где невозможно запараллелить максимальный контроль/мониторинг действий. Плюс такого подхода доказано жизнью(прочтете статью поймете), но есть проблемы..
Проблемы следующего порядка.
На этом пока остановим обсуждение данного метода, и продолжим тему о причинах возникновения коррупции.
Методы борьбы с коррупцией должны учитывать этапы/масштабы проблемы. Если это происходит начальном этапе развития коррупции, то есть возможность бороться профилактическими способами, а если произошла полная деформация моральных ценностей, то одной профилактикой уже не обойтись, потребуется хирургическое вмешательство.
Борьба с коррупцией достаточно обширная тема, но если говорить вкратце, то самые эффективными стратегиями являются:
— стратегия профилактики. Решение лежит в исправлении деформированных ценностей общества, которое генерирует коррупционеров
Как ни странно, это не тогда, когда в верхних эшелонах власти коррупционеры появляются, а когда коррупция «спускается» в массы. С этого момента уже требуется хирургическое вмешательство, НО борьба должна идти «сверху», а не «снизу», так как тренд создается «сверху».
Причины возникновения коррупции
Подводя предварительный итог причины возникновения коррупции мы можем сказать, что это КАЖУЩЕЕСЯ отсутствие справедливости в обществе. Слово «кажущееся» подчеркнуто специально так как реальная справедливость в обществе существует ВСЕГДА, как бы странно это не выглядело. Вторая причина, это отсутствие наказания, точнее возможность избежать наказания. Эти причины по разному влияют на возникновение проблемы, но вторая причина имеет ярко выраженный «измеряемый» характер, т.е. достаточно устранить эту причину, как сразу многое изменится.
Интересные эксперимент описан в книге Роберт Чалдини «Психология влияния»
Известный психолог, профессор Милграм (Milgram, 1974), провел следующий эксперимент. Участники, игравшие роль Учителя, были готовы «бить» электрическим током бьющегося, хрипло кричащего, молящего о пощаде человека — Учащегося. Милграма интересовал вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное причинение боли является их рабочей обязанностью?
Роберт Чалдини утверждает, что это влияние авторитет позволяет такое творить нормальным людям, но мне кажется сюда стоит добавить эффект «социальной роли» учителя, который играет один из участников. В нашем случае это не так важно, важно что нормальные люди «играя в социальной роли» переступают черту нормального поведения. Это и есть проблема коррупции. Коррупцию считают нормой все кто «играет в эту игру» и недовольны только те кто стали жертвами, т.е. явно наличествует двойные стандарты.
Одна из причин слабой эффективности борьбы с коррупцей является устаревшие управленческие парадигмы(подробней в статье «Управленческие парадигмы»)
Темы, которые обсуждались в статье:
Методы борьбы с коррупцией
Причины возникновения коррупции
Основные причины возникновения коррупции
Методы борьбы с коррупцией в Сингапуре
Коррупция и способы борьбы с ней
Коррупция – одна из основных причин бедности многих стран, и успешная борьба с ней может стать одним из основных факторов процветания. Поэтому социал-демократы не могут не проявлять особенное внимание к способам решения этой проблемы. В этой статье мы попробуем создать основу для комплекса таких способов.
Что такое коррупция
Причины коррупции
Коррупция рождается в результате комплекса причин. Одна из этих возможных причин – низкая оплата труда. Проще говоря, порой служащим не хватает заработной платы даже на удовлетворение основных потребностей, и они вынуждены искать методы дополнительного заработка.
Вторая причина – отсутствие неотвратимости наказания. Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем в случае, когда бы он остался честным и потратил своё время и ресурсы иным образом. Низкая оплата труда и отсутствие неотвратимости наказания в сумме не могут не рождать коррупцию. Отсюда происходит безответственность исполнительной власти перед законодательной и судебной.
Таким образом, третья причина коррупции – низкий уровень демократии и политической конкуренции. Если чиновник не боится потерять своё место (этот страх обеспечивают сменяемость и выборность), он не боится и идти на коррупционное преступление. В России же отсутствие демократии при СССР привело к тому, что номенклатура позднее провела «делёж» производств, известный в народе как «прихватизация», в результате чего управлять производствами стали не люди, которые создавали и расширяли бизнес в конкурентной борьбе, а номенклатурщики, что привело к широким связям бизнеса с властью, а также переносу коррупционных практик номенклатуры в бизнес.
Пятая причина – сложность и громоздкость бюрократического аппарата. Это почва для появления множества бюрократических процедур, усложнения отслеживания коррупционных преступлений.
Как шестую причину можно выделить социально-культурные предпосылки коррупции, такие как деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих». Отсюда происходит отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата.
Причин коррупции может быть и больше, но мы здесь выделили самые, на наш взгляд, часто встречающиеся. Эти причины мы и должны будем нейтрализовать.
Опыт борьбы других государств
Существуют государства, где коррупция была побеждена (это значит, что она сведена к низким показателям, а не уничтожена полностью). Порой по ошибке сюда относят сталинский СССР, но в отдельном материале мы рассмотрели, что коррупция в нём была очень распространённым явлением. Классическим примером успешной борьбы с коррупцией является пример Сингапура, также успешными примерами являются страны, занимающие лидирующие позиции в рейтинге восприятия коррупции (на 2019 год это Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария 12 ). Также нам интересен пример Грузии, потому что это постсоветская страна, которой удалось за 13 лет продвинуться в рейтинге со 124 места в мире (из 133 на тот момент) по успешности борьбы с коррупцией (2003 год 13 ) до 44 места (2016 год 14 ).
Что было сделано в Сингапуре? Получив независимость в 1965 году, Сингапур был страной с одним из высочайших уровней коррупции в мире. Для исправления ситуации были приняты такие шаги 15 :
В Швеции акцент был перенесён на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Её отличительные черты:
В Швеции любой человек может позвонить, например, в налоговую и по телефону, назвав личный номер гражданина, узнать всю информацию. Получить сведения о доходе, имуществе, имеющихся транспортных средствах, и даже о его долгах. Ответ при желании пришлют почтой или по интернету.
В Грузии после «революции роз» 2004 года также был принят комплекс мер по борьбе с коррупцией. В 2003 году страна занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества и бюрократизма в органах власти. Правительством Михаила Саакашвили были предприняты в том числе следующие меры 20 :
Параллельно с этим шла реорганизация государственных органов. Реформа одной из самых коррумпированных систем в Грузии – дорожной милиции – была осуществлена мгновенно и радикально. Летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшее ГАИ) было уволено более 15 тысяч работников и создана совершенно новая структура – патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Полиция получила самую современную технику, её сотрудники были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой – в 5-6 раз больше, чем прежде.
Что нужно сделать
На основе выявленных причин коррупции, а также опыта борьбы с этим явлением в других странах мы можем сформулировать основные методы, которые помогут социал-демократам победить коррупцию.
Люстрация. Мы уже писали в статье о люстрации номенклатуры, что при замене авторитаризма на демократию необходима люстрация номенклатуры и подробнее рассказывали, что может сюда входить. Вышеописанный опыт Грузии только подтверждает благотворность этого метода. Вместе с люстрацией мы также должны будем провести и сокращение госаппарата (в том числе и продажу госкомпаниями и госбанками непрофильных активов).
Создание демократии. В статье о том, что такое демократия, мы разбирали, что входит в это понятие и для чего нужна демократия. Как мы писали выше и в этой статье, она необходима также и для борьбы с коррупцией. Создание демократии – ещё раз это подчеркнём – обязательно подразумевает создание политической конкуренции и сильной оппозиции, что позволяет конкурентам регулировать друг друга и оказывать взаимное давление.
Обеспечение верховенства права. Возможно, главная причина коррупции – уверенность в безнаказанности. Мы будем писать отдельным материалом о том, как обеспечить верховенство права в стране, здесь же мы просто скажем, что, когда чиновники потеряют свою власть над судом и он будет судить их по закону, а не по связям, тогда они станут куда более беззащитными перед борьбой с коррупцией и перед СМИ. Кроме того, без верховенства права невозможно будет хоть в какой-то степени гарантировать наказания за дачу взяток (эти наказания являются важным дополнительным инструментом сдерживания коррупции).
Совершенствование законодательных антикоррупционных норм. Этот пункт подразумевает адекватные меры наказания за коррупционные действия. Дело в том, что слишком большой срок за незначительную провинность может даже подтолкнуть обвинение к оправданию обвиняемого. Поэтому меры наказания должны быть разумными, и обязательно включать в себя экономические санкции за коррупционные преступления (наказания должны касаться не только тех, кто берёт взятки, но и тех, кто их даёт). Это повлияет на решения чиновников в оценке финансовых рисков, а также позволит превратить коррупцию из вредителя для бюджета в источник государственного дохода. Социал-демократы обязаны также будут свести к минимуму нормы, позволяющие субъективную трактовку нормативных актов, ввести/ужесточить законы о раскрытии конфликта интересов, о лоббизме, о стандартах раскрытия информации (в том числе о конечных собственниках) компаний, поставляющих услуги и товары государству и госкомпаниям. На первых порах нам может также помочь соблюдение норм международного права, например, полная и безоговорочная ратификация Конвенции ООН против коррупции 23 и приведение законодательства в соответствие с ней.
Повышение заработных плат госслужащим. В том числе за счёт вышеупомянутого сокращения госаппарата мы можем себе позволить провести повышение заработных плат для госслужащих, чтобы исключить необходимость добычи средств коррупционными методами и даже заставить ценить свою должность. Кроме того, наша экономическая программа подразумевает создание социального государства и повышение уровня жизни граждан в целом, что также косвенно способствует искоренению нужды в коррупции.
Перевод бюрократических процедур в онлайн. Чем больше действий, связанных с получением госуслуг, граждане будут выполнять онлайн, без «живого» посредника, тем меньше будет существовать пространства для коррупционного манёвра и тем больше мы сможем сократить госаппарат. Следует максимально расширять и совершенствовать «принцип единого окна» для всех государственных служб. Получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и так далее должно быть возможно в одном месте, подобном грузинским Домам юстиции 27 (в России уже присутствует фундамент подобной системы — сеть МФЦ).
Создание автономного комитета по противодействию коррупции. Государственный орган по расследованию коррупционных преступлений должен обладать широкими полномочиями, при этом быть прозрачным, демократическим, и финансово независимым от власти (правительство также не должно обладать полномочиями управления над ним). Оценка эффективности и оплаты сотрудников этого органа должна быть привязана к месту страны в международных независимых рейтингах восприятия коррупции. Граждане должны иметь возможность подавать заявления на участие в «облавах» на коррупционеров при помощи Комитета, за что им будет перечисляться часть финансовых средств, выплаченных пойманным коррупционером в качестве штрафа. Расследования должны касаться в том числе и частного сектора, а не только государственного.
Показательные аресты. Недостаточно внедрить весь комплекс инструментов, чтобы он сразу начал давать результаты – важно донести до каждого гражданина, что теперь коррупция реально наказуема (а не только на бумаге), показать общественности смену вектора. Хороший способ это сделать – показательные и громкие аресты с последующими судебными процессами на всю страну над высокопоставленными коррупционерами именно по обвинениям в коррупции (в том числе и за дачу взяток). Следует предавать особенной огласке случаи, в которых участие в раскрытии дела принимают независимые граждане, чтобы показать всему обществу, что даже простой гражданин может и должен участвовать в борьбе с коррупцией со стороны даже высокопоставленных чиновников, и имеет возможности для успешной борьбы. Показав схему действий и её работу на практике, мы тем самым сподвигнем граждан повторять эту схему. Помимо этого, для социал-демократов важно следить за теми членами своей партии, которые «не поймут» после победы и получения правительственных должностей, в чём смысл социал-демократической партии и попытаются использовать власть для извлечения собственной выгоды. Таких людей следует сажать в первую же очередь — партийная принадлежность и личные связи здесь не снимают ответственность, а лишь повышают её.
Установление этических норм поведения чиновников. Подобно тому, как портреты Владимира Путина в кабинетах современных российских чиновников 28 программируют их на подчинение и лояльность номенклатуре, инструменты социал-демократов, которые придут подобным ухищрениям на смену, должны программировать чиновников на соблюдение законов, эффективную работу и продвижение общечеловеческих ценностей. Вместо портрета политического лидера в кабинетах должны висеть правила этики государственного служащего, которые предписывают в том числе бороться с коррупцией всеми возможными способами, и поясняют о важнейших допустимых и недопустимых действиях для госслужащего (иногда коррупция связана просто-напросто с тем, что люди не понимают, что дозволено, а что нет). В самих административных зданиях может быть множество элементов, программирующих на честное исполнение обязанностей.
Ликвидация безграмотности. Через партийные и государственные СМИ (в статье про осознанную демократию мы объясняли, что государственные СМИ должны быть сведены к минимуму) мы можем дать импульс к исследованию проблем коррупции, к донесению до широких масс граждан методов борьбы, к информационной криминализации кумовства и блата. Независимые СМИ, вероятнее всего, подхватят и разовьют этот импульс. В целом социал-демократы должны при помощи СМИ и системы образования обучать как можно большее количество граждан тому, как управлять государством (как оно устроено, у какого органа какая сфера ответственности, каким образом эти органы избираются, куда жаловаться для решения проблемы и так далее), как пользоваться судебной системой, как пользоваться государственными услугами онлайн, как и куда сообщать о фактах коррупции. Нам по силам создать целую армию боеспособных борцов за гражданское общество, против которой коррупция будет бессильна. Помимо того, по примеру Швеции мы можем субсидировать лекции для бизнеса и государственных служащих, рассказывающие о том, что такое коррупция и как с ней бороться.
Получение помощи от ЕС. Социал-демократы не будут пренебрегать помощью тех европейских стран, которые добились значительных успехов на поприще борьбы с коррупцией. Планируемое нами сближение с ЕС поможет нам получить их опыт по созданию институтов, устойчивых к коррупции, а возможно и некоторые финансовые средства для реализации этих реформ.
Евросоюз иногда помогает странам, принимающим антикоррупционные законы
Перевод столицы в другой город. Чтобы свести к минимуму личные контакты высшего чиновничества страны с крупным капиталом, которые нередко могут вести к сделкам, лоббированию интересов и другим коррупционным действиям, в случае России следовало бы перенести столицу страны из такого финансового центра, как Москва, в чисто административный центр (для этого подойдёт небольшой город в провинции, например, Камышин или Вольск). Похожий опыт имеется у США (Вашингтон), Австралии (Канберра), Канады (Оттава), ЮАР (Претория), Бразилии (Бразилиа). Возможно, имеет смысл проделать подобную операцию и со столицами регионов.
Подготовка квалифицированных административных кадров. Следует создать систему качественного политического и управленческого образования, программа которого будет разработана с широким и глубоким учётом опыта наиболее успешных стран. Мы должны создавать передовые кузницы кадров, которые будут ознакомлены с последними мировыми исследованиями в вопросах госуправления, в том числе и в вопросах необходимости борьбы с коррупцией.
Итоги
Борьба с коррупцией – одна из ключевых сторон политики социал-демократов. Мы знаем причины коррупции и знаем инструменты, с помощью которых коррупция может быть сведена к минимальным показателям. Тот факт, что у нас есть программа действий по борьбе с коррупцией, может благотворно сказаться на популяризации идей социал-демократии, особенно в странах, поражённых коррупцией. Например, в России в 2019 году это явление было названо третьей по масштабу проблемой среди тех, которые тревожат граждан страны 32 :
В то время как предложения большинства недемократических политических оппонентов сводятся к непрофессиональным и популистским требованиям ужесточения наказаний или создания новых государственных органов, наши предложения включают в себя действительно широкий комплекс проверенных методов.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Ещё один способ — внедрение на предприятиях стандарта ИСО 37001:
https://www.iso.org/ru/iso-37001-anti-bribery-management.html
предлагаю освободить взяткодателя от наказания, если он донесёт на взяточника, и оставить принятое в таким образом решение в силе. взяточник будет бояться брать, а взяткодатель смело заявит на него. иначе они покрывают друг друга.ну и обязательно конфискация.
Денежную наличную составляющую коррупции возможно гарантированно ликвидировать, постепенно создав общегосударственную цифровую «Систему контроля обращения наличных денежных средств» по патенту РФ №2413993, но проинформированные государственные структуры, ответственные за ликвидацию этой составляющей коррупции, отказываются использовать предложенное техническое решение.
Коррупцию можно победить при условии ликвидации частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком
Неверно. «Ликвидация частной собственности» коррупцию никак не отменяет, что показал опыт СССР.