в чем причины крупной недостачи у марии
Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»
Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось остаться на постоянную работу. Были у Марии и некоторые практические соображения: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был присмотр за ребятишками и домом — магазин находился рядом, да и семья нуждалась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опасность торговой деятельности для несведущего человека, долго не соглашалась принять магазин. А потом и ревизию потребовала сама.
В целом отношения со стороны односельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испытывают перед ними чувство стыда, неловкости. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.
Причины в том, что у нее не было необходимых бухгалтерских знаний для ведения учета в магазине, а также в доверчивости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получала сама. Не исключено, что опытные люди в райпотребсоюзе, пользуясь безграмотностью Марии, могли обмануть в фактуре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, ревизор не стал сразу возбуждать судебного дела, а дал пятидневный срок, чтобы покрыть недостачу.
В основе повести лежит мотив древнерусских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной проверке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встречается с разнообразными характерами, различными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет к доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из деревни».
Психологическое состояние героя периодически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до безысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обременять их своими просьбами, которые порой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего друга и бывшего напарника по работе Василия. С большим смущением берет накопленные теткой Натальей деньги на похороны.
Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в повести — это материальная необеспеченность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагополучии в обществе. С трудом накопила похоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек директор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он делает это с трудом. Положение сельской интеллигенции (специалистов) явно незавидное, и вряд ли можно осудить механика, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузьма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуждает.
Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвычайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется лучшее, что есть в людях. Но надежды оправдываются не всегда.
В этой сцене раскрываются психологические особенности каждого из участников — председателя, Кузьмы, специалистов. Чувствуется, что каждый испытывает внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувствуют себя другие. Они согласились с просьбой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым сознательным оказался агроном и даже ободрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившейся ситуации. Другие согласились молча.
Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Казалось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана история жизни председателя, из которой понимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его характера, его нравственных представлений о порядочности, чести, самопожертвовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнивает, рассказывая историю ареста и осуждения председателя, тот рискованный поступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.
Идейный смысл сцены собрания специалистов — призыв к традиционной русской соборности, утверждению гуманистических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интеллигенции. Материал с сайта //iEssay.ru
Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи предшествующих событий через воспоминания. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что проскальзывает в его мыслях. Через его воспоминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знакомимся более подробно, чем это могло случиться при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированными в сознании Кузьмы. Осталось проверить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, которые также являются исконно русской традицией.
Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном моменте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута кульминация повести — Кузьма стоит у дверей квартиры брата, стоит с надеждой, хотя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отрезанный ломоть. Какой бы ни была развязка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце родного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет верить в разрушение традиционных родственных связей, он верит в голос крови, хотя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распутина.
Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»
Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось остаться на постоянную работу. Были у Марии и некоторые практические соображения: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был присмотр за ребятишками и домом — магазин находился рядом, да и семья нуждалась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опасность торговой деятельности для несведущего человека, долго не соглашалась принять магазин. А потом и ревизию потребовала сама.
В целом отношения со стороны односельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испытывают перед ними чувство стыда, неловкости. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.
Причины в том, что у нее не было необходимых бухгалтерских знаний для ведения учета в магазине, а также в доверчивости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получала сама. Не исключено, что опытные люди в райпотребсоюзе, пользуясь безграмотностью Марии, могли обмануть в фактуре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, ревизор не стал сразу возбуждать судебного дела, а дал пятидневный срок, чтобы покрыть недостачу.
В основе повести лежит мотив древнерусских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной проверке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встречается с разнообразными характерами, различными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет к доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из деревни».
Мода. Звезды. Красота и здоровье. Отношения. Дом
Психологическое состояние героя периодически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до безысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обременять их своими просьбами, которые порой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего друга и бывшего напарника по работе Василия. С большим смущением берет накопленные теткой Натальей деньги на похороны.
Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в повести — это материальная необеспеченность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагополучии в обществе. С трудом накопила похоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек директор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он делает это с трудом. Положение сельской интеллигенции (специалистов) явно незавидное, и вряд ли можно осудить механика, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузьма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуждает.
Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич).
Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвычайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется лучшее, что есть в людях. Но надежды оправдываются не всегда.
В этой сцене раскрываются психологические особенности каждого из участников — председателя, Кузьмы, специалистов. Чувствуется, что каждый испытывает внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувствуют себя другие. Они согласились с просьбой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым сознательным оказался агроном и даже ободрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившейся ситуации. Другие согласились молча.
Учет и анализ розничного товарооборота ЗАО Дом торговли Рамонак
Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Казалось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана история жизни председателя, из которой понимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его характера, его нравственных представлений о порядочности, чести, самопожертвовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнивает, рассказывая историю ареста и осуждения председателя, тот рискованный поступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.
Идейный смысл сцены собрания специалистов — призыв к традиционной русской соборности, утверждению гуманистических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интеллигенции. Материал с сайта
Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи предшествующих событий через воспоминания. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что проскальзывает в его мыслях. Через его воспоминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знакомимся более подробно, чем это могло случиться при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированными в сознании Кузьмы. Осталось проверить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, которые также являются исконно русской традицией.
Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном моменте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута кульминация повести — Кузьма стоит у дверей квартиры брата, стоит с надеждой, хотя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отрезанный ломоть. Какой бы ни была развязка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце родного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет верить в разрушение традиционных родственных связей, он верит в голос крови, хотя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распутина.
В.Г. Распутин — писатель
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Примеры похожих учебных работ
В.Г. Распутин — писатель
Тема денег в русской литературе
Функции и ценность денег
Теории спроса на деньги
Сущность, виды и роль денег в современной экономике
Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина “Деньги для Марии”
Почему Мария согласилась работать продавщицей, хотя у нее не было опыта, необходимых знаний?
Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось остаться на постоянную работу. Были у Марии и некоторые практические соображения: здоровье не позволяло
А потом и ревизию потребовала сама.
В целом отношения со стороны односельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испытывают перед ними чувство стыда, неловкости.
И оба они надеются на помощь.
В чем причины крупной недостачи у Марии?
Причины в том, что у нее не было необходимых бухгалтерских знаний для ведения учета в магазине, а также в доверчивости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получала сама.
Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы.
В основе повести лежит мотив древнерусских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной проверке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встречается с разнообразными характерами, различными нравственными принципами.
Тем самым Распутин высказывает важные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни: “Все люди родом оттуда, из деревни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет к доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из деревни”.
Психологическое состояние героя периодически меняется в зависимости от того, с кем он встречается – от надежды до безысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обременять их своими просьбами, которые порой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего друга и бывшего напарника по работе Василия.
С большим смущением берет накопленные теткой Натальей деньги на похороны.
Для Кузьмы хождение за деньгами – путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в повести – это материальная необеспеченность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагополучии в обществе. С трудом накопила похоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек директор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он делает это с трудом.
Положение сельской интеллигенции (специалистов) явно незавидное, и вряд ли можно осудить механика, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузьма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуждает.
Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Только ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям?
Почему Кузьма обращается к тем, от кого нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)?
Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвычайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется лучшее, что есть в людях.
Но надежды оправдываются не всегда.
Проанализируйте сцену собрания специалистов. Какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора.
В этой сцене раскрываются психологические особенности каждого из участников – председателя, Кузьмы, специалистов. Чувствуется, что каждый испытывает внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувствуют себя другие.
Они согласились с просьбой председателя, но их согласие какое – то вымученное, молчаливое. Самым сознательным оказался агроном и даже ободрил Кузьму: “Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал.
Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои”. Это еще один подход к сложившейся ситуации.
Другие согласились молча.
Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Казалось бы, именно они должны определять уровень нравственности.
Попутно дана история жизни председателя, из которой понимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его характера, его нравственных представлений о порядочности, чести, самопожертвовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнивает, рассказывая историю ареста и осуждения председателя, тот рискованный поступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.
Идейный смысл сцены собрания специалистов – призыв к традиционной русской соборности, утверждению гуманистических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интеллигенции.
Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема?
Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи предшествующих событий через воспоминания. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что проскальзывает в его мыслях. Через его воспоминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знакомимся более подробно, чем это могло случиться при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося.
Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированными в сознании Кузьмы. Осталось проверить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, которые также являются исконно русской традицией.
Почему финал повести остается открытым?
Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном моменте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута кульминация повести – Кузьма стоит у дверей квартиры брата, стоит с надеждой, хотя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат – отрезанный ломоть. Какой бы ни была развязка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь – это стук в сердце родного человека.
Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет верить в разрушение традиционных родственных связей, он верит в голос крови, хотя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости – одна из главных в творчестве Валентина Распутина.
Related posts:
Вампилов, Старший сын. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе?
Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение.
С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство обстоятельств можно объяснить условностями драматического произведения.
Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном?
Романтически настроенный исключительно доверчивый герой, к тому же нуждающийся в контакте с детьми и не находящий его, с надеждой поверил в выдвинутую версию, что Бусыгин его старший сын. Поверил потому, что в данный момент нуждался в нем, в его помощи, чтобы как-то положительно повлиять на ситуацию в семье, нуждался в старшем брате для своих детей, более опытном и рассудительном, чем они. Нельзя не учитывать, что Бусыгин уже при первом знакомстве произвел хорошее впечатление на Сарафанова.
Почему Сарафанов отказывается верить разоблачению Бусыгина и его собственному признанию?
Сарафанов успел за короткое время полюбить Володю, почувствовать его сыновнее к себе отношение. И потому его первая реакция на разоблачение — прогнать самого разоблачителя. «Ты — настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын!» — вот ключевая реплика героя в этой сцене. Наконец, поняв, что это был розыгрыш, Сарафанов заявляет, что все равно будет считать Бусыгина своим сыном. Как мечтатель-романтик он стремится создать из этой ситуации новую для него реальность: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас».
Сарафанов переживает за детей, особенно за младшего, Васеньку, у которого безответная любовь к Макарской, женщине намного старшего его и не отвечающей взаимностью. Вася хочет уехать, бежать от себя. И это очень волнует Сарафанова, и он остро ощущает потребность в старшем сыне, чтобы помочь Васеньке.
Что влечет Бусыгина к Сарафанову и его семье? Почему он постоянно откладывает свой отъезд и фактически принимает на себя роль старшего сына и брата?
Анекдотически начавшаяся затея оборачивается для Бусыгина серьезным уроком жизни, знакомством с совсем иным, возвышенно-поэтическим взглядом на этот «безумный», неустроенный мир, быт, где иллюзия может быть привлекательнее правды, где есть открытость, безоглядная доверчивость. Общение с Сарафановым, с одной стороны, пугает Володю, он осознает, что вместе с Сильвой совершает нравственное преступление («этот папаша — святой человек»; «не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»), а с другой — он очарован его искренностью, надеждой на то, что «старший сын» поможет решить семейные проблемы. И выйти из этой игры оказывается очень трудно. М. И. Громова, известный театровед, справедливо указывает, что Вампилов «сумел в рамках бытовой комедии создать страсти по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию».
Сопоставьте отношения Бусыгина и родных детей Сарафанова к отцу. Что общего и различного вы находите в чувствах героев? В чем причины?
Бусыгин смог взглянуть не изнутри, а со стороны на семейные проблемы Сарафановых. Его взгляд и отношение к отцу глубже, чем привычный взгляд детей, живущих и общающихся с ним постоянно. Он глубже оценивает тонкий, поэтический мир героя, пусть и во многом неудачника по жизни, понял лучше других его ранимость.
Какую роль, по-вашему, играет в пьесе Сильва, придумавший историю со «старшим сыном»? Как вы думаете, почему он носит такое прозвище?
Сильва — прозвище опереточного происхождения. Он — циник, не привык щадить чувств людей и разбираться в них. Для него важнее сиюминутные удовольствия. Он придумывает эту историю только для того, чтобы уютно устроиться на ночлег, зная о страданиях Васеньки, вступает в любовную связь с Макарской, готов вовремя уйти во избежание опасности. Он антипод Бусыгина и Сарафанова, он воплощение бездуховности. Его роль в пьесе — роль фоновая, по контрасту с которой особенно ярко предстает тяга героев к искренности, теплоте отношений.
Какие нравственные проблемы подняты драматургом в этой пьесе?
О них уже упоминалось в ответах на предыдущие вопросы. Это прежде всего проблема человека и человеческого достоинства, духовной ценности родственных связей, которые необходимо научиться беречь. Родственная близость возникает не только по формальному родству (бросила же Сарафанова жена), но и в силу духовной привлекательности людей. Так получилось с отношениями Сарафанова и Бусыгина.