в чем причина живучести
Сочинение В чем причина живучести шариковщины
Для начала нужно определить, что такое эта «шариковщина». Конечно, это то, что ассоциируется с Шариковым – героем Булгакова. Или уж «антигероем», так как это явно не лучший человек, а вот собака – неплохая.
Образ Полиграфа состоит из низости сплошной. Это и трусость, и, по отношению к слабым, наглость, ограниченность во всём, желание добиться своего по-любому. Похабные частушки, игра на балалайке – скорее, атрибуты. Сейчас, мне кажется, Полиграф бы, как и большинство, читал бы рэп. А ещё щелкал семечки… Так я понимаю это понятие.
Посмотрев в Интернете, я узнал, что почти не ошибся. В определениях подчеркивается агрессивность и глупость.
Действительно, такие качества мы наблюдаем вокруг, находим их очень часто. (Хорошо бы, чтоб реже они встречались!) Почему они так живучи. Думаю, что просто они сами очень простые, животные! Самое простое – это проявить агрессию, отобрать, например, нужное тебе у другого. Схватить вещь в магазине и убежать. Но мы ведь понимаем, что так делать нельзя ни по социальным, ни по духовным законам.
В общем, просто этот Шариков – примитивен. Он немного имеет представление о том, как «надо», но это идёт не от его понимания добра и зла, а просто как общая информация. И вот он начинает обходить законы, знает, с кем можно поругаться, а к кому нужно подлизываться. Но если что, он и своим «благодетелям» таких проблем доставит…
Я слышал истории о том, как богатые помогали нищим. Например, приютил ты бедняка, который даже просил тебя о помощи. Оставил ты его дома, а он тебя ограбил. Добрые возмущаются тому, как можно было так ответить на их хороший поступок. Но просто некоторые (не все, конечно) бедняки не могут это оценить, они привыкли бороться, грызть «зубами», а доброту воспринимают слабостью и глупостью.
Вот Шариков ведь готов был выселить профессора из квартиры! Полиграф соблазнил девушку, хотя после вёл себя с ней по-свински…
Проще быть безграмотным, чуть «напрячься» и доказать себе и всем, что образование – ерунда. Учиться чему-то – сложней. В общем, живёт «шариковщина», так как это «легкий» путь, вот только никуда он не ведёт.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем причина живучести шариковщины
Популярные сегодня темы
Одним из главных и значимых героев повести Тургенева «Ася» является господин Н.Н. Именно от его лица идет повествование о знакомстве и любовных отношениях с девушкой по имени Ася.
Знаки препинания – это элемент письменности, выполняющий вспомогательные функции языка. Существует довольно много их разновидностей: запятые, точки, восклицательные и вопросительные знаки, дефисы, тире
В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?
В знаменитом романе Л.Н. Толстого читатели встречаются с двумя великими полководцами того времени – Михаилом Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.
Эпоха перемен – время, когда меняется одна эпоха и начинается другая. Это может быть период, когда привычные и традиционные взгляды на жизнь, сменяют другие, новые и непривычные
Сочинение в чем причина живучести шариковщины
Живучесть «шариковщины» как морального явления
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
«Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников — не была высмеяна и растоптана лжекритиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е.
не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов».
Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского.
Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистинкой».
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».
Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония — сарказм в отношении процветающих непманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
В булгаковской повести по-новому звучит тема Фауста, и она также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по свершению ученый осознает всю безнравственность «научного» насилия над природой и человеком.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество.
И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова — романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести.
Создавая образ Шарика, автор безусловно использовал литературную традицию. И здесь автор идет вслед своему учителю Гоголю, его «Запискам сумасшедшего», где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения и где говорится: «Собаки — народ умный».
Близок автору великий немецкий романтик Эрнест Гофман с его котом Мурром и умными говорящими собаками.
Основа повествования — внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЕПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас.
» Он сочувствует бедной барышне — машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках. » «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл… «.
В своих мыслях — представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама — нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. » «Жаль мне ее, жаль.
А самого себя мне еще больше жаль, «- сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек… » «этот не станет пинать ногой».
И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова — тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества.
Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура — председатель домкома? В «Зойкиной квартире» это Портупея, достоинство которого в том, что он «в университете не был», в «Собачьем сердце» он называется Швондером, в «Иване Васильевиче» — Буншей, в «Мастере и Маргарите» — Босых. Он, преддомкома, истинный центр малого мира, средоточие власти и пошлого, хищного быта.
Таким социально — агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты.
Конфликт с непрошенными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! — гордо сказала женщина. » «Да, я не люблю пролетариата, — печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни.
«Это — мираж, дым, фикция», — так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель, как говорят, от Бога, златоуст. Удивительный талант его поражал собратьев по перу — А. Толстого, Горького, Волошина, Пастернака…
Творчество Булгакова — удивительное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным.
С 1927 по 1940 год, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», — записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года.
Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях.
В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из самых драматических моментов его жизни, в конце марта 1930 года, Булгаков называет одной из главных черт своих сатирических повестей «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса…» Писатель, вероятно, наиболее четко, яснее, чем кто-либо из его современников, поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати — как непременном условии свободы творчества.
Верность правде, чувство чести и стоическое выполнение своего писательского долга — все это Мастер пронес через всю свою жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип — «сатира не терпит оглядки». На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Сочинять Булгаков начал очень рано — в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии к пристальному анализу сформировали его неповторимый стиль.
Уже в ранней прозе заложена булгаковская тайна — тайна фантастического, фантасмагорического, тайна двойственностии самоотрицания, тайна дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах XX века, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, которая вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Однако при очевидной склонности автора к фантастике его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «булгаковская Москва», «булгаковский Киев».
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
При этом в действие вступает целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически.
Аллегории нередко многозначны и могут иметь несколько трактовок.
Эту повесть, написанную в 1925 году, Булгаков так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
«Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников — не была высмеяна и растоптана лжекритиками от «советской литературы», так как вышла в свет лишь в 1987 году.
В основе сюжета лежит история великого эксперимента. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Об этом автор в своем произведении и предупреждает читателей.
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому; в какой-то степени профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, — гениальный хирург, занимается модными и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония — сарказм в отношении процветающих нэпманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
В булгаковской повести по-новому звучит тема Фауста, и она также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь после «свершения» ученый осознает всю безнравственность «научного» насилия над природой и человеком.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский, а само действие происходит в канун Рождества.
Между тем всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, утверждает, что это есть антитворение, пародия на Рождество.
И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова — романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика, автор, безусловно, использовал литературную традицию.
И здесь он следует своему учителю Гоголю, его «Запискам сумасшедшего», где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения и где говорится: «Собаки — народ умный». Близок автору великий немецкий романтик Э.
Гофман с его котом Мурром и умными говорящими собаками.
В ткань повествования вплетается внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа.
Продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдая жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки.
Скольким жизнь спас».
Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…
» В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама — нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». «Жаль мне ее, жаль.
А самого себя мне еще больше жаль», — сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек… этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Появляется одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова —• тема Дома как средоточия человеческой жизни.
Большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теплому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных («Дни Турбиных») писатель противопоставляет «распадную» Зойкину квартиру (комедия «Зойкина квартира»), где идет яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры.
Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура — председатель домкома? В «Зойкиной квартире» это Портупея, достоинство которого лишь в том, что он «в университете не был», в «Собачьем сердце» его зовут Швондером, в «Иване Васильевиче» — Буншей, в «Мастере и Маргарите» — Босых.
Он, предцомкома, — истинный центр малого мира, средоточие власти и пошлого, хищного быта.
Таким социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» предцомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты.
Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! — гордо сказала женщина». — «Да, я не люблю пролетариата, — печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни.
«Это — мираж, дым, фикция», — так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.
Но вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.
В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова звучали как ругань, а первое отчетливое слова: «буржуи».
А потом — слова улицы: «не толкайся!», «подлец», «слезай с подножки» и т. п. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.
Конфликт между профессором Преображенским, Бор-менталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.
Надо отметить, что несет не меньшую ответственность, чем профессор, за человекообразного монстра также Швондер, председатель домкома. Он поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь».
Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму.
Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера.
Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит и т. д. Как это напоминает советское время и особенно 30-е годы…
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак (и кошек, естественно). Что ж, преследование своих — характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения…
Следующий ход Шарикова — явление в пречистенскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… — крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков».
Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы.
Он вел себя с ней столь безобразно, что в пречистенской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют все человеческие качества, зато в избытке подлость, ненависть, злоба.
Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой.
Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей.
Наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская идея о «большом скачке социалистической революции», пренебрежение законами развития эволюции могли породить только Шариковых.
В повести Шариков «вернулся в собаки», а в жизни мог пройти длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30—50-е годы травить людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак.
Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался бы на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить.
Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко — над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков.
Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет чтобы проявиться.
И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, не стесняясь, берут взятки, что стало уже в порядке вещей, и т. д.
Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, страна и переживает теперь тяжелые времена.
Шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, пройдут везде по головам других.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.
На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой.
Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не изменятся ни за десять, ни за двадцать лет — пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении.
Таковы невеселые раздумья о последствиях взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.
Живучесть «шариковщины» как социального и морального явления
Повесть “Собачье сердце”, по моему мнению, отличается предельно ясной авторской идеей.
Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.
Творчество Булгакова вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком.
Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать “трагедией русского народа”. Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. “Дикий мы, темный, несчастный народ”, – записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но “несчастье” не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено.
Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье “Грядущие перспективы”, в повести “Собачье сердце” и в других произведениях.
“Собачье сердце” – последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников – не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, т. к. вышла в свет лишь в 1987 году.
Булгаков считал своим долгом “упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране”. Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский – воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру – он придает портретное сходство с Гоголем.
Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
Жизненная судьба Квазимодо и Клода Фролло
М. Булгаков. “Собачье сердце”. Живучесть “шариковщины” как социального и морального явления
Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония – сарказм в отношении процветающих непманов.
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т. е.
не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих “экспериментаторов”.
Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
Верность правде, чувство чести и стоическое выполнение своего писательского долга – все это Мастер пронес через всю свою жизнь.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, – непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Как художник слова, Булгаков, прежде всего, сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип – “сатира не терпит оглядки”.
“Я об одном сожалею, что при этой сцене не присутствовало советское правительство… чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается построить бесклассовое социалистическое общество. ” (пьеса “Адам и Ева”) Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст.
Удивительный талант его поражал не только собратьев по перу – Алексея Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солженицина, – но и многих выдающихся деятелей русской культуры, таких, как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симонов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Святослав Рихтер… Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова русским остромыслом и острословом.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества.
Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество.
И по этим признакам можно сказать, что в “Собачьем сердце” уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова – романа о дьяволе.
В своем знаменитом письме “Правительству СССР”, написанном в один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей “глубокий скептицизм в отношении революционного процесса… “.
Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества.
Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной мысли.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну – тайну фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана) : социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически.
Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия “Булгаковская Москва”, “Булгаковский Киев”.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика – Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах.
Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.
Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского.
Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался “Пречистинкой”.
На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях “Роковые яйца” и “Собачье сердце”, в которых много общего.
В булгаковской повести по-новому звучит тема Фауста, и она также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по свершению ученый осознает всю безнравственность “научного” насилия над природой и человеком.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль – образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности – “рукописи не горят”.
Мини сочинение на тему «в чем причина живучисти шариковщины»
В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слова: «буржуи».
А потом — слова уличные: «не толкайся! » «Подлец», «слезай с подножки» и. т.п. Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной.
Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Так же безобразно-вульгарно он и «принарядился».
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен — пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.
«Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом… » «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите! » — негодует профессор.
» — Что-то вы меня, папаша, больно утесняете вдруг плаксиво выговорил он (Шариков) … Что вы мне жить не даете? » Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно-паразитически: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право.
» Усмешка жизни в том, что едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» — профессора.
И вот это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает».
— Чьи интересы, позвольте осведомиться?
— Известно чьи — трудового элемента. Филипп Филиппович выкатил глаза.
— Почему же вы — труженик?
— Да уж известно, не непман.
Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью профессора по поводу его происхождения («вы ведь, так сказать, неожиданно появившееся существо, лабораторное») гомункулус выходит победителем и требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачей сущности) за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры деморализованы, ни о каком приеме пациентов и речи быть не может.
Сочинение на тему Шариковщина в наши дни в повести Собачье сердце, Булгаков читать бесплатно
Шариковщина в наши дни
Понятие «шариковщина» появилось в нашем языке благодаря повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», созданной писателем в 1925 году. Традиционно принято считать, что это произведение задумывалось как политическая сатира, целью которой было обличить пороки постреволюционного общества и поставить под сомнение саму идею вмешательства в естественный ход истории.
В основе сюжета повести лежит эксперимент, проведенный профессором Филиппом Филипповичем Преображенским над дворовым псом Шариком. Ученый искал способ омоложения организма, и для этого он пересадил собаке внутренние органы недавно скончавшегося пьяницы и дебошира Клима Чугункина.
Эксперимент этот удался, и из обычной дворняги Шарик превратился в человека, провозгласившего себя Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Этот персонаж является собирательным образом и олицетворяет типичного представителя пролетариата и носителя ценностей данного социального класса.
После революции такие люди получили неожиданно большое количество прав, что, по мнению Булгакова, привело к обнаружению их истинной сущности. Эгоизм, посягательство на чужую собственность, полное отсутствие нравственных принципов и абсолютная безграмотность — это и принято понимать под явлением шариковщины.
Как ведет себя Шариков? Он пьет, ругается бранными словами, дебоширит и не признает авторитетов. Однако, это не мешает ему быстро подхватить большевистские идеи о социальном равенстве: «А то что ж: один в семи комнатах расселился… а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет».
С помощью Швондера — председателя домового комитета Шарикову удается подняться по карьерной лестнице и даже занять должность заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных.
Тут еще ярче начинает проявляться его «гнилая» сущность.
Получив власть, Шариков пытается не только вредить профессору Преображенскому, который имеет более высокий социальный статус, но и уничтожать себе подобных, а именно, дворовых псов и бездомных кошек.
Таких Шариковых во времена Булгакова было очень много. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» после написания еще долго была запрещена цензурой.
Род Шариковых не прекратил своего существования и сегодня. Отсутствие моральных принципов, низкий уровень культуры, хамство, стремление любой ценой вырваться «из грязи в князи» — вот характерные черты многих представителей современного общества.
Помимо Шариковых, в наше время достаточно и таких людей, как Швондер, потакающих им и помогающих продвинуться по социальной лестнице, а также изготавливающих все необходимые для этого документы.
Профессор Преображенский метко замечает: «Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня».
Справедливость этого утверждения сложно отрицать.
Таким образом, причины, позволяющие явлению шариковщины продолжать существовать и процветать в наше время, следует искать далеко в истории. Сегодня исправить эту ситуацию вряд ли возможно, поскольку не известно, какая сила способна обратить процесс появления на свет людей с собачьим сердцем.
см. также:
Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков
Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков
Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков
Краткая биография Михаила Булгакова
Сочинение «Живучесть шариковщины как социального и морального явления»
Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст.
Удиви-тельный талант его поражал не только собратьев по перу — АлексеяТолстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-ницина, — но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-ких, как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-тослав Рихтер… Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгаковарусским остромыслом и острословом.Творчество Булгакова — вершинное явление русской художест-венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своейстрочки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горькимчувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):»…
западные страны зализывают свои раны, они поправятся, оченьскоро поправятся (и будут процветать!), а мы… мы будем драть-ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, … за все!»Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в немзанимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русскогонарода».
Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Ди-кий мы, темный, несчастный народ», — записал он с горечью в сво-ем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло крусскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-изведениях.
Наиболее ярко они запечатлены в статье «Грядущиеперспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведени-ях.
В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном водин из самых драматических, страшных моментов его жизни, егосамосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной изглавных черт своих сатирических повестей «глубокий скептицизм вотношении революционного процесса…».
Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-го писательского долга — все это Мастер пронес через всю своюжизнь.Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя егопалитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.Он смелый сатирик.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы.
Нас-мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, авпоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимыйстиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну — тайнуфантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри-цания, тайну дьявольщины.
Это не только дань литературной тради-ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци-альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб-разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, — непримиримоеотрицание поверженной и исковерканной действительности, той, чтовошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-чайшая тайнаясвязь автора с каждой созданной им страницей.
Что такое шариковщина? Булгаков (Собачье сердце)
Собачье сердце Булгакова — великое произведение, где раскрыта проблема ни одного поколения, при этом она волнует людей и сегодня.
Эта повесть затронула проблему шариковщины и является универсальной, ведь показывает не только жизнь России двадцатых годов, но и заставляет оглянуться вокруг себя, на общество и людей, что нас окружают сегодня.
Оказывается произведение актуально, а шариковщина как явление социальное и моральное живет и в настоящее время, о чем и напишем наше сочинение.
Если обратиться к сюжетной линии, то мы увидим стремление профессора Преображенского, который был хирургом, создать идеального человека. Путем удивительной операции, с помощью своего ассистента, он пересадил дворняге Шарику гипофиз человеческого мозга. Материал он взял в только что умершего алкоголика и уголовника Чугункина.
И вот чудо, пес превратился в человека, которого профессор пытался воспитать, но ничего не получилось. Началась настоящая трагедия, где при поддержке домкома Швондера у Шарикова проявилась ненависть к любому проявлению культурной и духовной жизни.
Милый пес превратился в невежественного человека, который стал считать себя хозяином жизни, он стал наглым и агрессивным.
Шариковщина как явление
Булгаков уважал духовные и культурные ценности людей и видел, как все утрачивает свою силу, все уничтожается, теряется смысл этих ценностей под действием революционных перемен.
Не мог на все это закрывать глаза писатель, и поднял вопросы, которые как ни странно, актуальны не только в его эпоху жизни. Все явления и образы актуальны и для нашего времени. В революции писатель видит опасный эксперимент, который идет против природы и эта дорога ведет лишь к катастрофе.
Самое страшное, что эксперимент и его результаты невозможно предсказать. К каким последствиям могут привести необдуманные решения, мы видим в произведении Собачье сердце. Автор показал появление многочисленных Шариковых, которым чужд стыд, этика. Теперь властвуют Шариковы и шариковщина.
Теперь эгоизм, посягательство на чужое, отсутствие нравственности, присутствие безграмотности — это норма, в чем и заключается шариковщина.
Как себя ведут Шариковы? Они дебоширят, бранятся, у них нет авторитетов, а поднимаясь в должности, начинают уничтожать даже себе подобных, как это делает Шариков, получив должность уполномоченного по уничтожению бродячих животных.
Булгаков в итоге исправил ошибку, показав читателям, что может произойти, когда какая-то кухарка становится у власти. Показав, что станет, когда страной будут править Шариковы. Вот только в жизни такие эксперименты сложно исправить, поэтому неуважение, предательство, доносы были тогда, имеются они и сегодня. А это есть ни что иное, как еще одно проявление шариковщины.
Шариковщина в наши дни
Страшно осознавать, но шариковщина живет и здравствует и в наши дни. Вокруг себя мы видим низкую культуру у людей, хамство. Шариковы готовы на любой шаг, чтобы выбиться в князья. При этом сразу сложно их заметить, ведь внешне они очень похожи на всех остальных.
А вот внутри них живет нечеловеческая сущность. Только присмотревшись, мы увидим судью, что осудил невиновного, мать, что бросила своего ребенка, врача, что оказался лечить больного, чиновника, что без взяток не может жить. Нравственный упадок, жестокость существуют и сегодня.
С этим можно и нужно бороться и только тогда актуальный вопрос шариковщины потряет свою силу. Произведение же Булгакова, как предупреждение для всех нас, позволяющее адекватно оценить свои поступки. Только так можно бороться с пороками, тем самым изживая всех шариковых и делая мир лучше.
Надеюсь, такое время когда-нибудь настанет.