в чем причина трагического финала взаимоотношений печорина и грушницкого
Взаимоотношения Печорина и Грушницкого сочинение 9 класс
В главе «Княжна Мери» показано противостояние Григория Печорина с Грушницким. Герои были знакомы ещё до встречи в Пятигорске. До этого они служили в одном действующем отряде. Взаимоотношения между молодыми людьми довольно сложные и их с трудом можно назвать приятельскими.
Печорин старше Грушницкого, знатнее, богаче и выше по званию. Он умный и прозорливый человек, знает все слабости сослуживца, относится к нему снисходительно, насмехается над ним. Печорину не нравится неестественность, франтовство молодого человека; его напыщенные речи, хвастовство и самолюбование.
За внешней вычурностью Грушницкий прячет свои комплексы и несостоятельность. Он тоже недолюбливает Печорина за то, что тот знает его натуру, как никто другой, но в то же время стремится подражать ему. Только Грушницкий всё время изображает из себя другого человека, а Печорин не скрывает своего злого, язвительного нрава. Всё это рано или поздно должно было привести к конфликту молодых людей.
Печорин безжалостно убивает Грушницкого на дуэли, при этом не испытывая никаких угрызений совести и раскаяния. Сослуживец виноват перед Григорием в том, что в последнее время распускал о нём грязные сплетни, но не настолько, чтобы его убивать за это.
Так трагически заканчивается история взаимоотношений этих героев.
2 вариант
Дружба — это своего рода необыкновенное событие в жизни каждого человека. Настоящего друга найти нелегко. Много существует терминов похожих на слово «друг» это, например, приятель, знакомый и т. д. Но это совсем не значит, что данный человек является другом. Многие ошибочно верят, что если ты пару раз нормально пообщался с новым знакомым, нашлись общие интересы, то всё — вы заклятые друзья!
«Герои нашего времени», произведение написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым сочетала в себя много различных тематик, в том числе и тема дружбы. Печорин и Грушницкий, познакомились в отряде, поэтому в повествовании встречаются, как старые друзья. Отношения персонажей довольно сложные. Они противоположные друг другу люди, которые никогда не сойдутся в общем мнении. Если Печорин — это яркая, притягательная, умная личность, которая сводит с ума женщин, а Грушницкий наоборот глуповатый, слабый, стеснительный человек, который пытается скрыть собственные недостатки за умными речами.
Разлад между старыми друзьями произошёл, когда они знакомятся с княжной Мэри, которой нравится Печорин. Грушницкий же искренне восхищается девушкой, но не знает как привлечь к себе внимание. Конечно, Печорин мог бы и оставить бедную девушку в покое, ведь для него она является очередным развлечением.
Для главного героя нет ничего важного в этой жизни. Он не ценит ничьи чувства и никому не сочувствует. Грушницкого мужчина не считал своим другом, а так знакомый над которым можно издеваться и плевать на чувства. Грушницкий же действительно считал Печорина хорошим другом, но очень сильно ошибался. Вот такие странные взаимоотношения были у персонажей романа.
Также читают:
Картинка к сочинению Взаимоотношения Печорина и Грушницкого
Популярные сегодня темы
Для того чтобы называть мечту великой, нужно выбрать нечто противоречащее общему ходу действительности. Совершенно не нужно искать нечто неестественное и нечто искажающее действительность.
Есть много качеств, которые украшают человека. Это и смелость, и воспитанность, и порядочность, и честность. Но я считаю, что самое замечательное качество, которое может быть присущим человеку
Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Краткая характеристика героев
Сцена дуэли
Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.
Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.
После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.
В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Знакомство Печорина и Грушницкого
Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».
Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”
Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.
Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого
Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.
Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.
Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.
Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.
Причина и повод к дуэли
Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.
В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.
Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.
После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характеристика персонажей
Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.
Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.
Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.
Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.
Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.
Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.
Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.
Несколько интересных сочинений
Читать онлайн «Печорин и наше время» автора Долинина Наталья Григорьевна — RuLit — Страница 62
«Прошу ваг… сейчас же отказаться от ваших слов: вы очень хорошо знаете, что это выдумка.
Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение»,— говорит Печорин (курсив мой. —
Н. Д.).
Грушницкий колеблется и все-таки отвечает: «Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить… Я не боюсь ваших угроз и готов на все».
Оба говорят правду. Грушницкий вовсе не знает, «что это выдумка». Он убежден, что Мери принимала ночью Печорина. Но если бы даже это было правдой, разве порядочный человек станет рассказывать такие вощи?
Печорин кругом виноват. Рядом с ним за столиком сидит муж женщины, у которой он провел ночь. По его вине оклеветана Мери. И все-таки паши симпатии на стороне Печорина, потому что он ведет себя как человек крупный, а Грушницкий — как мелкий.
Дуэль, которую драгунски!! капитан задумал, чтобы попугать, для смеха, теперь неизбежна. Уже п сам драгунский капитан в бешенстве. «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его».
По условиям заговора, разработапным драгунским капитаном, Грушницкий должен был придраться «к какой-нибудь глупости» и вызвать Печорина на дуэль. По вышло иначе: вызвал Печорин — обстоятельства сложились так, что он опять на высоте, а Грушницкий — в смешном и постыдном положении, еще больше унижен эпизодом в ресторане.
По Печорин, который внешно выглядит так благородно: заступился за честь девушки,— на самом деле не может чувствовать себя достойно: муж Веры с жаром восхваляет его, называет «благородным молодым человеком», радуется, что у него нет дочерей, которых мог бы оскорбить «мерзавец» вроде Грушннцкого.
Стыдно все-таки должно быть Печорину — стыдно слушать эти восторги обманутого им человека!
«Я пошел прямо к Вернсру, застал его дома и рассказал ему всс»,— записывает Печорин. При всей странности его отношений с Всрнером, при всей замкнутости характера Печорину все-таки нужен человек, к которому можно прийти в трудную минуту и рассказать «всс»; человек, который поймет, не осудит и поддержит…
Всрнер повел себя именно так. Он согласился быть секундантом н отправился к Грушннцкому вырабатывать условия дуэли.
«Поблагороднее» вовсе не значит, что он способен отказаться от подлой затеи драгунского капитана, а только то, что он колеблется, его мучает совесть. На поступки Грушницкий по способен; поступки совершает Печорин, решения принимает он — Грушницкий только подчиняется чужой воле и собственному мелочному самолюбию.
Из юного, неопытного мальчика, вызывавшего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя; в этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел Грушннцкого до потерн человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, но способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.
Мы знаем не одно описание дуэли — и ночи перед дуэлыо — в русской литературе: у Пушкина в «Выстреле», «Капитанской дочке» и «Евгении Онегине»; у Толстого в «Воине н мире», у Тургенева в «Отцах и детях»… И всегда писатель сообщает о мыслях и чувствах перед дуэлыо только одного из героев: в «Выстреле» это Сильвио, в «Капитанской дочке» — Грипсв, в «Войне п мире» — Пьер, в «Отцах и детях» — Базаров. Можно было бы сказать, что автор всегда передает состояние главного героя, но п «Евгении Онегине» Пушкин рассказывает но об Онегине, а о Ленском:
Домой приехал, пистолеты Он осмотрел. Потом вложил Опять их it лини!, и раздетый При свечке, Шиллера открыл… … Владимир книгу закрывает, Перот перо: его стихи Полны любовной чепухи…
Так мог бы вести себя в ночь перед дуэлыо Грушннцкий, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушннцкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи… Но тот Грушннцкий готовился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жпзныо. Л этот Грушннцкий, который принял вызов Печорина, идет па обман, ему нечего страшиться, незачем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет… Мучила ли его совесть в ночь пород дуэлыо, мы но Знаем. Он предстанет перед нами ужо готовым к выстрелу.
В чем причина трагического финала взаимоотношений печорина и грушницкого
Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе «Герой нашего времени» Лермонтова.
История отношений Печорина и Грушницкого
Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.: «. Я познакомился с ним в действующем отряде. » «. причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною. » После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого: «. Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. «
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время: «. Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. «
Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?
Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: «. я к дружбе неспособен. да притом у меня есть лакеи и деньги. » (Печорин о себе)
Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его «раскусил».
Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: «. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость. «
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: «. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. «
В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.
В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его: «. Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу. » Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери: «. видим мы, сходит кто то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить. » Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери: «. Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью. «
Грушницкий отказывается извиняется за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли.
Дуэль и гибель Грушницкого
В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери: «. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда то друзьями. » Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту: «. Стре-ляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из за угла. Нам на земле вдвоем нет места. » (слова Грушницкого)
Так трагически заканчиваются сложные взаимоотношения Печорина и Грущницого. После дуэли Печорина высылают служить в крепость N, где он знакомится с Максимом Максимычем и Бэлой.
Поделись с другом в социальной сети
В чем причина трагического финала взаимоотношений печорина и грушницкого
Понятие «трагического» в теории литературы неразрывно связано с явлением неразрешимости конфликта. В финале взаимоотношений Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» непреодолимое противоречие заключается в самом главном герое: неспособный на любовь к ближнему, требующую от человека умения понять и простить другого, он не может преступить своё «наполеоновское» желание возвыситься над окружающими, не может поступить благородно, простив бывшему приятелю его подлость. Убивая безоружного Грушницкого, человека раскаявшегося и готового искупить свою вину ценой собственной жизни, Печорин проигрывает нравственный поединок, становится большим злодеем, чем скрывающийся за маской трагической личности обманщик – обыкновенный человек.
направленный на понимание личности главного персонажа – героя того времени. И каждая сюжетная линия взаимоотношений Печорина с другими героями романа позволяет М.Ю. Лермонтову наиболее полно раскрыть характеристику главного персонажа.
Так, конфликт Печорина и Грушницкого – один из главных в романе. Создавая образы двух приятелей, М.Ю. Лермонтов прибегает к приёму антитезы, тем самым разграничивая в произведении истинное и ложное. В противовес холодному, умному, расчётливому и храброму манипулятору автор создаёт образ героя эмоционального, глупого, трусливого. Стремления Грушницкого выдать себя за романтического героя, говорить «пышными фразами» и «производить эффект» презирает не только Печорин, но и сам Лермонтов, ведь всё это – лишь фальшивая «поза» юнкера, в то время как для главного героя разочарование в жизни выступает жестокой действительностью.
Кульминацией повести «Княжна Мери» становится эпизод дуэли Печорина и Грушницкого, с помощью которого автор открывает нам героев с другой стороны, выделяет победителя противостояния.
Описанное Лермонтовым развитие истории с Мери – доказательство «наполеоновских» черт Печорина. По сюжету главный герой с первой встречи с Грушницким в Пятигорске, чувствуя своё превосходство, стремясь возвыситься над посредственным приятелем, начинает свой эксперимент, в ходе которого Печорин анализирует, предугадывает реакции друга на свои провокационные поступки. Лермонтов отмечает пренебрежительность, с которой герой относится к людским жизням: он рушит нежную любовь Грушницкого к Мери, становится причиной их погибели. Так, автор выделяет один из пороков Печорина – эгоизм, неспособность любить ближнего. Ради развлечения, удовлетворения собственных потребностей Печорин вторгается в жизнь другого человека. «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!»
Грушницкий же Лермонтовым в этом эпизоде преподносится как мстительный, подлый и бесчестный человек. Когда-то прятавшийся под маской благородства, герой подчиняется злой жажде мести, стреляет в безоружного Печорина.
Главное же отличие героев в этом эпизоде Лермонтов раскрывает путём описания чувств и дальнейших судеб персонажей: пока Грушницкий стыдится своего поступка, борясь со своим пороком, Печорин всё так же оценивает противника как средство получения наслаждения от