в чем причина падения мармеладова

В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, «за» и «против» постоянно борются в душах героев.

Особое место в романе занимает семья Мармеладовых. В чём трагедия каждого из членов этой семьи? Все они имеют свои слабости и странности: Мармеладов – пьяница, у Катерины Ивановны болезненная мания самоутверждения, у Сонечки – романтические любовные фантазии. Жизнь безжалостна по отношению к героям, благополучны лишь подлецы типа Лужина или преодолевающие отчаяние любовью и наивным искренним чувством (Разумихин, Соня).
Вглядимся в портрет Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухлыми веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». Достоевский пишет, что было в нем что-то очень странное, во взгляде его светились восторженность, смысл и ум, но, в то же время, мелькало и безумие. Мармеладов страстно хочет исповедаться, но хихиканье окружающих сопровождает его признание. Даже выясняется, что он бесконечно добр, любит и жену и детей, но оказывается причиной несчастий их жизни. «Бедность не порок…- говорит Мармеладов Раскольникову. – Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.» От горькой нищеты глава семейства становиться пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, было слишком поздно. Он получил место, но не смог удержаться на нем долго – у героя уже не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.
Герои, у которых есть сердце, у Достоевского непременно страдают или сочувствуют страданию. Мармеладова мучает его вина, и он не может простить себе, что, когда Соня послана была на панель, он «лежал пьяненькой-с».

В Мармеладове Достоевский открывает искажение человека. И причины этого искажения не только в нищете и бесправии. Социальные обстоятельства и равнодушие имперского Петербурга к «маленькому человеку» откровенно губительны.

Соня – сильный по своей натуре человек, но она должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысль о позорном и бесчестном положении терзали ее, причиняя чудовищную боль. Соня Мармеладова преступила нравственный закон. Но она это сделала во имя детей Катерины Ивановны, во имя жизни, принеся себя в жертву. Но есть в Соне и нравственная ясность. Есть в ней «ненасытимое страдание», лишенное всякого ожесточения.
Соня не умеет сердиться. У нее настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для девушки совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии этого сделать, поэтому ответственность за содержание тяжелым грузом легла на хрупкие плечи Сони. Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания к ближнему – в ее глубокой вере. Герой почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Сонечке, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии.

Тяжело читать в романе эпизоды описания детей Катерины Ивановны. Жизнь для них была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было даже есть, вечные скандалы между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Ребенок болезненно переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок, и только это он будет помнить во взрослой жизни.

Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? В своем Романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические, и нравственные проблемы, которые лежат в основе всех действий его героев, людей «униженных и оскорбленных». Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников.

Источник

Семен Захарович Мармеладов

Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, хотя его и нельзя назвать героем первого плана.

Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной. Во многом, именно встреча с Мармеладовым подтолкнула Раскольникова к совершения преступления.

Мармеладов — один из наиболее ярких примеров «маленького человека» в русской литературе.

Цитатная характеристика

Судя по всему, Мармеладов является малообразованным человеком из простой семьи. По социальному положению он не подходит своей жене Катерине Ивановне, образованной и хорошо воспитанной женщине из известной семьи:

Описывая Мармеладова, автор отмечает, что в его взгляде «светится смысл и ум»:

По мнению его жены, Семен Захарович Мармеладов — добрый, благородный, доверчивый человек:

Не смотря на беспробудное пьянство Мармеладов помнит о семье и любит всех своих четверых детей:

Мармеладов учит своих приемных детей чтению и грамматике. Из приемных детей Семен Захарович особенно любит младшую приемную дочь Лидочку:

Еще до того как стать пьяницей Мармеладов обучал и свою старшую дочь Соню, но в силу своих неглубоких познаний не мог дать ей хорошего образования:

Внешность

Достоевский описывает внешность и одежду Мармеладова следующим образом:

Пьянство Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник. Имеет невысокий чин титулярного советника:

Три года назад лишился работы в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить:

За год до этого он женился на молодой вдове Катерине Ивановне, которая была моложе его на 20 лет. Потеряв мужа Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Мармеладов женился на ней из жалости:

Для Мармеладова это второй брак. Его первая жена умерла, оставив ему дочь Соню:

Катерина Ивановна была образованной женщиной из офицерской семьи, но после того как она еще в юности сбежала с молодым офицером, родители отказались принимать ее:

Когда Мармеладов 4 года назад женился на Катерине Ивановне, они жили где-то в провинции. Целый год Мармеладов вел себя прилично, работал и не пил. Спустя год он потерял работу из-за сокращения по службе и начал пьянствовать:

Полтора года назад семья Мармеладовых переехала из провинции в Петербург. Здесь господин Мармеладов снова нашел место на службе, но вскоре из-за пьянства лишился и этой работы:

Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:

Несмотря на все свои пороки, господин Мармеладов любит и уважает свою семью и предан ей. Он уважает и любит свою жену Катерину Ивановну:

Когда пьяный Мармеладов приходит домой, его жена Катерина Ивановна бьет его, «дерет ему волосы», «дерет вихры». Пьяница смиренно терпит побои, понимая свою вину:

В своих мечтах Мармеладов возвращается к нормальной жизни и вытаскивает семью из этой бедности:

Попытка возвращения к нормальной жизни

За 5 недель до событий, описанных в начале романе, Мармеладов снова «берется за ум»: он идет к начальнику и тот берет его на службу, дав ему последний шанс. Спустя месяц работы Мармеладов получает долгожданное первое жалованье, чему вся семья очень радуется. Однако на следующий день Мармеладов крадет свою зарплату из сундука жены, уходит в запой и больше не появляется на службе. В течение следующих 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. На пятый день запоя он в трактире знакомится с бывшим студентом Раскольниковым. Молодой человек провожает пьяницу домой и знакомится с его семьей:

Трагичная судьба дочери

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

Раньше она зарабатывала швеей, но денег получала мало, к томуже ее обманывали. В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе:

Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:

Смерть Мармеладова

Вскоре после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает на улице под лошадей и от полученных травм умирает в тот же день:

В день похорон Мармеладова его несчастная вдова Катерина Ивановна падает на улице и умирает от кровотечения. Трое детей женщины остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Источник

Образ Семена Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В произведениях Федора Михайловича Достоевского все персонажи важны. Для писателя не существовало особого разделения между героями, все они играли важную роль в сюжете. Описание образа Семена Мармеладова из «Преступления и наказания» — яркий тому пример. Отец центральной героини — отличный рассказчик и значимый человек для Раскольникова. Он повествует о своей судьбе в долгом монологе. Становится понятно, что через уста персонажа автор выражает свои мысли.

в чем причина падения мармеладова. Смотреть фото в чем причина падения мармеладова. Смотреть картинку в чем причина падения мармеладова. Картинка про в чем причина падения мармеладова. Фото в чем причина падения мармеладова

Внешность Мармеладова

Мужчине в романе уже перевалило за пятьдесят лет. Внешность его типично русская. Именно так выглядели в былые времена мелкие чиновники, трудившиеся в канцеляриях. Они были лощеными, гладко выбритыми, солидными, тактичными, интеллигентными людьми. Сразу становится понятно, что автор испытывает к вымышленному персонажу некую жалость. Но изменить предначертанную судьбу, изложенную на бумаге, не в силах.

Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание» (портрет, одежда и другие внешние особенности):

Автор неспроста называет часто в романе одежду Мармеладова нищенскими лохмотьями. Ведь его нередко можно лицезреть в убранстве с продранными локтями, оборванными рукавами, осыпавшимися пуговицами. Он то и дело появляется перед читателями в скомканной манишке или неопрятном жилете. Порой он напоминает собой матреху или капусту, натянувшую на себя все лохмотья, имевшиеся в доме.

В чем трагедия семьи Мармеладова (сочинение)

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика». В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», — гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» — не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

Характер персонажа

В своем нашумевшем романе Федор Достоевский четкую характеризует Мармеладова. Можно сразу выявить слабые стороны героя, понять, каким характером обладает персонаж. Об этом читателю рассказывает поведение Семена Захаровича, образ жизни, взаимодействие с другими книжными «жителями». Чиновник в отставке начал спиваться после утраты высокооплачиваемой работы и должности. Будучи ранее титулярным советником, он превращается в нищего человека, ищущего истину в вине.

Чем примечателен второстепенный персонаж романа (характеристика Мармеладова, анализ поведения):

Несмотря на пагубную привычку, Семен не утратил умение красиво говорить. Витиеватый в рассуждениях персонаж речист в словах. Именно ему от автора достался букетик самых положительных человеческих качеств.

Взаимодействие Семена Захаровича и Раскольникова

Знакомство главного героя романа с Мармеладовым происходит в трактире. Подвыпивший мужчина привлекает внимание студента своей противоречивостью. Хоть он и выглядел нищим, но рассуждал как истинный аристократ. Раскольникову Семен Захарович показался одновременно рассудительным и безумным.

Невысокого роста мужчинка рассказал главному герою исповедь жизни, поведал о собственной семье за рюмкой крепкого в распивочном заведении. Студент внимает словам незнакомца, подтверждая собственную теорию о сверхлюдях. Одновременно Родион испытывает любопытство к судьбе Мармеладова, сочувствует собеседнику.

Позднее им доведется «встретиться» при трагических обстоятельствах. Именно Раскольников будет помогать супруге персонажа и его дочери с поминками, организованными после кончины Семена.

Несколько слов о семье героя

Семья — знаковый образ для Достоевского, в общих чертах излагающий жизнь и быт простых русских людей того времени. Он собрал в себе характерные признаки людей, живущих на грани нравственного, морального падения, которым удалось остаться благородными и чистыми душой. Мармеладовы занимают центральное место в романе. Невозможно кратко рассказать о каждом персонаже, относящемся к семейству, но общие черты их характера стоит упомянуть:

Мармеладов умирает на руках у дочки. Следом за ним скончалась его жена, а трое несовершеннолетних детей попадают в сиротский приют.

О чем?

Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней. Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.

Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь. Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу. Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова — готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет. Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.

Жизнь и судьба

В романе «Преступление и наказание» Семен Захарович открывает свою душу перед Раскольниковым. Текст его монолога захватывает. Именно в нем герой рассказывает о собственной судьбе и предполагает ее исход. Мармеладов поведал о каждом члене своей семьи — супруге с детьми. Он любит свою жену, неспроста же позвал замуж вдову с тремя малышами. У героя также есть дочка от первого брака.

Хоть Семен и говорит об отсутствии любви, а лишь о жалости, на которой строилась семья, в это верится с трудом. Их семейную жизнь точно нельзя назвать мармеладом, как бы саркастически это ни звучало. Сперва все складывалось неплохо, мужчина забрал свою возлюбленную (которая была выше сословием, но встретилась со страшным роком) из нищеты. Но вскоре был уволен с работы. Это привело к алкоголизму героя, заливающего горе вином.

Семен Захарович видит все, что происходит вокруг него: как семья рушится, а дети пускают жизнь на самотек. Пьянство доводит персонажа до гибели — он становится жертвой мчащихся галопом по улице лошадей, травмирующих мужчину.

Часть I

Глава 1

Наконец, уйдя от Алены Ивановны, герой выходит на улицу и ужасается мыслям о задуманном преступлении, восклицая:

«Какой ужас мог прийти мне в голову!»

. Он идет в распивочную.

Глава 2

Раскольников доводит Мармеладова до дома, где знакомится с Катериной Ивановной, женой пьяницы. Родион уходит, оставив незаметно для обитателей квартиры свои последние деньги на подоконнике.

Глава 3

Утром Родиону Раскольникову Настасья, служанка хозяйки всего доходного дома, вручает письмо, которое герою прислала его мать, Пульхерия Раскольникова. Она писала о том, что Дуню (сестра Родиона) оклеветали в семье Свидригайловых, у которых девушка служила гувернанткой. Марфа Петровна Свидригайлова Дуню унизила и оскорбила, когда узнала, что муж, Свидригайлов, влюбился в девушку.

К Дуне же посватался Лужин Петр Петрович, у которого имеется небольшой капитал и которому 45 лет, он намного старше Дуни. Лужин торопится жениться, берет девушку бедную, чтобы она была ему благодарна всю свою жизнь. Мать Родиона сообщает сыну, что она и Дуня скоро к нему приедут.

Глава 4

Раскольников не желает, чтобы Дуня вышла замуж за Лужина. Родион понимает, что сестра идет на эту жертву ради него. В то же время Раскольников осознает, что он, бедный студент, не может ничем помочь ни сестре, ни матери. Он не вправе запретить сестре выйти замуж за состоятельного Лужина.

Снова Родион начинает обдумывать свою теорию «о праве сильного», думает — смириться ли ему с нынешним своим положением или

«решиться на что-то смелое?».

Глава 5

Родион решает пойти к своему приятелю по университету Разумихину, чтобы одолжить у друга немного денег. Но, передумав, герой покупает себе ломоть пирога да чарку водки на последние деньги. От выпитого и съеденного его сморило. Родион засыпает в кустах.

И снова видит невероятно трагичный сон про забитую мужиками старую лошадь. Он плачет во сне. Проснувшись, Раскольников идет на базар у Сенной. Там он слышит, как Лизавету (сестра старухи-процентщицы) торговец приглашает к себе в гости. Лизавета соглашается.

Глава 6

На следующий день Родион начинает готовиться к преступлению. Он берет в дворницкой топор, прячет его под пальто, заворачивает в бумагу дощечку, похожую по размерам на папиросочницу. Раскольников снова собирается идти к старухе-процентщице.

Глава 7

Раскольников приходит к процентщице, дает ей папиросочницу. Алена Ивановна отворачивается от него к окну, чтобы лучше рассмотреть заклад. Родион бьет ее по голове обухом топора. Старуха падает и умирает. В это время возвращается сестра процентщицы. Раскольников чрезвычайно испуган, в растерянности он убивает и Лизавету.

Он идет отмывать топор и слышит, что к процентщице пришли клиенты. Родион замер в испуге. Посетители пошли за дворником, чтобы тот открыл им дверь. Раскольников выбегает на лестницу, замечает на нижнем этаже приоткрытую дверь и прячется в пустой квартире.

Источник

Смерть Мармеладова — краткое содержание, анализ эпизода | «Преступление и наказание»

В этой статье представлено краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» в цитатах.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Мармеладове

Смерть Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: краткое содержание, анализ эпизода

Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов является отцом главной героини романа Сони Мармеладовой и знакомым главного героя Родиона Раскольникова.

Однажды пьяный Мармеладов, идя по улицам Петербурга, попадает под копыта лошадей, которые везут «барскую карету». В результате происшествия он получает тяжелые травмы. В это время его приятель Раскольников как раз оказывается неподалеку и помогает отнести раненого домой:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крoви. С лица, с головы текла крoвь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку. » (часть 2 глава VII)

«Вижу его, улицу переходит, шатается, чуть не валится, — крикнул одноважды, да в другой, да в третий, да и придержал лошадей; а он прямехонько им под ноги так и пал! Уж нарочно, что ль, он, аль уж очень был нетверез…» (слова кучера, часть 2 глава VII)

«Катерина Ивановна стояла вся бледная и трудно дышала. Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилась к Поленьке, обхватила ее и вся затряслась. » (часть 2 глава VII)

«Меж тем комната наполнилась так, что яблоку упасть было негде. Полицейские ушли, кроме одного, который оставался на время и старался выгнать публику, набравшуюся с лестницы, опять обратно на лестницу. Зато из внутренних комнат высыпали чуть не все жильцы госпожи Липпевехзель и сначала было теснились только в дверях, но потом гурьбой хлынули в самую комнату. Катерина Ивановна пришла в исступление.

Хоть бы умереть-то дали спокойно! — закричала она на всю толпу, — что за спектакль нашли! С папиросами! Кхе-кхе-кхе! В шляпах войдите еще. И то в шляпе один… Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте. » (Катерина Ивановна, часть 2 глава VII)

«Сейчас умрет При последнем издыхании… К тому же голова очень опасно ранена… Гм. Пожалуй, можно крoвь отворить… но… это будет бесполезно. Через пять или десять минут умрет непременно. » (доктор, часть 2 глава VII)

«Между тем двери из внутренних комнат стали опять отворяться любопытными. В сенях же всё плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. » (часть 2 глава VII)

«Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.» (о Мармеладове, часть 2 глава VII)

Во время причащения Мармеладова в комнате появляется его единственная родная дочь Соня Мармеладова в своем «уличном», непристойном наряде. Испуганная Соня не сразу решает войти и некоторое время стоит на входе среди толпы.

Тем временем священник пытается утешить Катерину Ивановну, советует ей полагаться на помощь всевышнего, а также советует простить мужу его грехи. Убитая горем Катерина Ивановна вступает в перепалку со священником, изливая ему душу. Женщина признается священнику, что отчасти рада смерти мужа, так как тот лишь создавал проблемы, пропивая все имущество и деньги. По совету священника Катерина Ивановна, вероятно, на словах прощает своего непутевого мужа, но в глубине души, судя по всему, не прощает его и сохраняет обиду:

Простить бы надо в предсмертный час, а это грех, сударыня, таковые чувства большой грех!

Катерина Ивановна суетилась около больного, она подавала ему пить, обтирала пот и кровь с головы, оправляла подушки и разговаривала с священником, изредка успевая оборотиться к нему между делом. Теперь же она вдруг набросилась на него почти в исступлении.

— Эх, батюшка! Слова да слова одни! Простить! Вот он пришел бы сегодня пьяный, как бы не раздавили-то, рубашка-то на нем одна, вся заношенная, да в лохмотьях, так он бы завалился дрыхнуть, а я бы до рассвета в воде полоскалась, обноски бы его да детские мыла, да потом высушила бы за окном, да тут же, как рассветет, и штопать бы села, — вот моя и ночь. Так чего уж тут про прощение говорить! И то простила!» (Катерина Ивановна священнику, часть 2 глава VII)

«. Соня! Дочь! Прости! — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь; бросились поднимать его, положили, но он уже отходил. Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее в руках. » (часть 2 глава VII)

«— Добился своего! — крикнула Катерина Ивановна, увидав труп мужа, — ну, что теперь делать! Чем я похороню его! А чем их-то, их-то завтра чем накормлю?» (часть 2 глава VII)

«Позвольте же мне теперь. способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то… я… одним словом, я зайду — я непременно зайду… я, может быть, еще завтра зайду. Прощайте!» (РаскольниковКатерине Ивановне, часть 2 глава VII)

Это было краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *