в чем причина одиночества базарова
В чем вы видите причины одиночества Базарова: в общественных условиях или в нем самом? (Тургенев И. С.)
И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», написанном в 1862 году, изобразил своего героя Евгения Базарова умным, неординарным, но одиноким человеком.
Базаров – нигилист, он не признает никаких авторитетов и отрицает значимость искусства, поэзии, аристократии и ставит вод вопрос справедливость общественного строя.
Являясь врачом по профессии, Базаров признает только науку и действительно обладает мастерством и талантом в своем деле. Это очень практичный человек, движимый разумом, а не чувствами. По этой причине он негативно относится ко всякому романтизму, принципам, любовь объясняет физиологической потребностью, а поэзию вообще презирает, считая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Природа в глазах Базарова тоже не выглядит чем-то особым, важным, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Таким образом, Базаров не оставляет в своей душе места почти ничему.
Стоит отметить, что Базаров – разночинец-демократ, именно поэтому он вступает в конфликт с либералом-дворянином Павлом Петровичем Кирсановым. В своих спорах они выражают противоположные взгляды на будущее России, на народ, на традиционные устои. Если Павел Петрович, представитель «века минувшего», защищает порядки старого строя и считает, что главной общественной силой должна стать аристократия, то Базаров обличает эти порядки и видит во главе будущей России таких же демократов-нигилистов, как он сам.
Тем не менее, в своих взглядах Базаров очень и очень одинок, у него нет истинных единомышленников. Аркадий, поначалу позиционирующий себя сторонником нигилизма, вскоре примыкает к «отцам-либералам» и становится барином. Остальные же его последователи, такие как Ситников и Кукшина, изображены сатирически, т.к. нигилизм для них – новая мода.
Одинок Базаров и в своей любви. Одинцова, дама, покорившая его сердце, отказывает ему, не испытывая к нему романтических чувств, а только интерес, из-за чего Базаров до самой смерти страдает и пытается перебороть в себе это ненавистное им чувство.
Таким образом, Базаров сам отделяет себя от всего остального живого мира, но в то же время причиной его одиночества является и то, что он оказывается непонятым своими современниками, являясь новым тип человека, к которому Россия 1860-ых годов была не готова.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем причина одиночества Базарова? По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети «и посей день, спустя полтора века после своего первого выхода в свет, остается актуальным именно благодаря глубочайшему психологизму, пристальному вниманию к жизни и изменениям человеческой души, реалистичности и трагичности отношений между персонажами. Конкретно-исторический конфликт произведения не является злободневной темой для современного читателя, но остается ему интересен из-за невероятной трагедии человеческой души, разворачивающейся на его фоне.
Главный герой, Евгений Базаров, был и остается спорной, несомненно трагической фигурой. Настоящий человек своего времени, прогрессивно мыслящий, харизматичный персонаж, он, тем не менее, на протяжении всего романа остается одинок, что добавляет некого драматизма его истории.
Важной причиной одиночества Евгения Базарова является то, что несмотря ни на что, он остается единственным нигилистом: никто из героев романа не способен по-настоящему разделить его убеждения и идеи. Только Базаров действительно видит в отрицании всего, разрушении отжившего свой век старого единственный путь не только развития и дальнейшей жизни общества, но и единственно возможное свое призвание, способ существования. Не только псевдонигилисты Ситников и Кукшина, смешные в своем стремлении придать себе какую-то важность, скрыться от собственных недостатков за счёт нигилизма, но и Аркадий Кирсанов не могут зваться единомышленниками главного героя. Аркадия влечёт харизма Базарова, находясь под впечатлением,он тянется к своему другу, старается подражать ему, что прекрасно видно ещё в самой первой сцене романа, когда герои едут в Марьино. Автор представляет Базарова устами Аркадия, вводит его в роман с помощью этого персонажа, так что первое впечатление о главном герое создается именно благодаря отношению к нему Аркадия.
Именно нигилизм отдаляет Евгения Базарова от окружающих его людей, но дело не только в том, что герой одинок убеждениях. Доведённый на до крайности материализм героя не позволяет ему даже допустить возможность каких-либо чувств в его душе. Он не позволяет себе любить, привязываться к людям, выражать это. Так, нежно привязанный к горячо любящим его родителям, Базаров отстранено и холодно жмёт отцу руку при встрече. С этим же связана его показная пренебрежительность к женщинам, кратно возрастающая после того, как он встречает Анну Сергеевну Одинцову и влюбляется в неё. Базаров отказывайся принимать то, что способен любить, ведь так, его картина мира и убеждения рушатся как карточный домик. Именно на фоне этого чувства, благодаря ему раскрывается вся широта и глубина натуры героя и его трагическая сущность.
Именно сложность и многогранность характера Базарова делают его таким интересным и важным для анализа персонажем, а его историю не отпускающей с первой до последней страницы. Одиночество главного героя, как неизбежное следствие сути его натуры, его убеждений и мировоззрения, является одной из черт, завершающих его образ и играющих важную роль во взаимоотношениях всех остальных героев романа, составляя важную часть психологического конфликта произведения.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем причина одиночества базарова
Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – это человек, который опережает время. Времена, описанные в произведении, относятся к переломным моментам, в которых на стыке находится новое и старое. Базаров вносит в мир идеи, к которым общество, живущее по традициям и собственным убеждениям, еще не готово.
Евгения можно отнести к новому поколению. Но его не принимают люди, не понимает общество, что обрекает героя на одиночество, даже презрение. Новые идеи нужны обществу, нужны и такие, как Базаров, люди. Наверное, Евгений выбрал слишком радикальные принципы, которые не дают поблажек. Поэтому его теория потерпела крах. Изменения должны быть плавные, равномерные, Базаров же хотел резко изменить все традиции и устои, которые были признаны до него.
Герой сильнее всех остальных персонажей, он подавляет и затмевает их, что говорит о его характере, воле, целеустремленности. Но герой независим, он не нуждается в помощи, Евгений по натуре одинок, поэтому последователи не становятся ему сообщниками, а, как Аркадий, лишь восхищаются им. Автор специально помещает нигилиста в общество аристократов, где и появляется конфликт героя со старыми принципами, его попытка доказать свою правоту.
Все поклонники Базарова могут лишь пародировать ему, подражать, слепо следовать за ним. Он одинок и в своей идеологии, нет никого, кто верит в нигилизм и понимает его так, как это делает Евгений. Создается лишь ощущение, что герой не один, Аркадий выглядит, как друг, но это не так. Даже семья не понимает Евгения. Таким образом, он совершенно один, окруженный людьми, которые даже не способны его понять. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Самый сильный конфликт находится в самом Базарове, ведь его идеи постоянно ставятся под сомнение, ему сложно во всем следовать нигилизму. Например, не проявлять любовь к родителям и Анне Одинцовой. Герой не принимает собственных чувств, он не хочет изменять принципы, корректировать их. Поэтому его душевное состояние превращается в спор с самим собой. Борьба разума и чувств мучает Евгения, мешает ему достичь гармонии и понимания. Базаров сталкивается с вопросами, на которые не знает ответов, в которых не помогает логика и расчёт, что делает его уязвимым, а попросить совета не у кого.
Когда герой умирает, он наконец-то осознает все свои заблуждения и ошибки. Но тут уже мир не принимает его, больного, обреченного погибнуть так рано. Даже на смертном одре он одинок.
Сочинение: В чём причина трагического одиночества Базарова? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»
Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур. Такие времена неизменно выдвигают новые требования к людям. Старые принципы уходят в прошлое, а новые еще четко не сформировались. Потому люди, которые стараются успевать за временем — или опережать его, — обречены на одиночество и жизнь, полную драматических крушений. Таков герой известного романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа», — писал автор «Отцов и детей». Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.
В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи». А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.
Основная трагедия героя Тургенева заключается в противоречивости его личности. Это деятельная натура, уверенный в себе образованный, целеустремленный человек. Но в то же время он очень эгоистичен, резок, порой даже груб, неудержим и самолюбив. Он не способен на жалость и сочувствие другим людям. «Мужчина должен быть свиреп», — заявляет Евгений. И всем своим поведением подтверждает эту мысль. Но так ли однозначен он в проявлении своих убеждений? Евгений Базаров отрицает романтизм и в то же время по своей сути является настоящим романтиком: «он с негодованием осознавал романтика в самом себе ». Он отрекается от прошлого, от родителей, от авторитетов, от «глупой жизни отцов», хотя сам признается, что на самом деле очень любит их. Он стремится принести пользу родине, но сомневается: «Нужен ли я России?» Он не понимает и не принимает трагедии в любви: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», и сам оказывается безответно влюбленным в женщину. Он отрицает религию и в то же время говорит отцу: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна». «Сделай милость, не говори красиво», — говорит он Аркадию в начале романа, а в конце восклицает: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Герой Тургенева — нигилист. Он отрицает все: религию, науку, семью, нравственность, искусство, любовь. Но жизнь устраивает ему проверку по всем перечисленным пунктам. И Базаров не выдерживает этой проверки. Его жизненные устои дают трещину. Базаров до конца не осознает этих противоречий, не хочет признаться самому себе в том, что ему присуще многое из, того, что он всю жизнь отрицал. И все же он все больше и больше чувствует, что чего-то не понял в этой жизни, где-то допустил ошибку.
Сочинение на тему трагическое одиночество базарова
Почему одинок Базаров? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Несмотря на желание во-зиться с людьми, тургеневский Базаров бесконечно одинок. Нас не так мало, как вы полагаете,- говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. В этом, быть может, сказалась недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения.
В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто сподвижники Базарова? Он говорит нередко мы, но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.
Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего мякенький либеральный барич Аркадий, который легко расстается с лагерем детей и переходит в лагерь отцов. Увлечение Аркадия Базаровым не более, чем дань молодости.
Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому?
В романе Аркадий — лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошля- i ют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой моде.
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сцльная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат подчинения слабой натуры более сильной.
По-другому любит Базаров. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но грубость, вызванную более всего отвращением к красивым словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью (такую ошибку нередко допускают при неглубоком чтении романа). Циничным было отношение к Одинцовой губернского света, который оскорблял ее грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: На остальных баб не похожа. Развязность и ломание Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова все поняла, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова.
Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.
Опровергая взгляды Базарова на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам же Базаров отвергал: В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.
Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась раздражительной, это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность, отсутствие рисовки. Откровенно, без обиняков называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.
Не это ли отпугнуло ее?
Некоторые критики утверждали, что Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким мы
знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится у него рук, и само заражение его кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.
Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в люб- ви выше уездных аристократов, в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Любовь База- рова поднимает его и над людьми рудинского склада, которые не выдерживали испытания любовью, терялись перед первым же пре- пятствием. В отличие от лишних людей нигилист Базаров спо- собен любить глубоко и сильно.
ОТЦЫ И ДЕТИ. ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. → |
Еще по данной теме::
ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ… Он быстро угадывал новые потребности, новые ид…
ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ. Эпоха 70-х годов-эпоха революционного народнич…
РУДИН. ЖАНР РОМАНА. В 50-е годы Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в даль…
РАЗРЫВ С СОВРЕМЕННИКОМ. ОТЦЫ И ДЕТИ (1862). Статья Добролюбова Когда же придет настоящий де…
«Трагическое одиночество Базарова»
В романе Отцы и дети образ нового ҹеловека Евгения Васильевиҹа Базарова полуҹился сложным, противореҹивым, и, безусловно, оҹень интересным. Он не может оставить равнодушным ҹитателя как прошлого века, так и нашего современника. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожестоҹенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, ҹувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократиҹеском лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ соҹли карикатурой на молодое поколение. Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ ҹертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, ҹитатель ҹувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), ҹто Базаров ҹужд автору, непонятен Тургенев искренне хоҹет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно. Именно это и наталкивает на мысль о ҹудовищном одиноҹестве Базарова. Он титаниҹен, недюжинно силен, но в то же время бесконеҹно несҹастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося ҹеловека. Да и сам Базаров не стремится к тому, ҹтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замеҹанию, настоящий ҹеловек тот, о котором думать неҹего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной лиҹностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет ҹеловека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петровиҹ Кирсанов, но вовсе не потому, ҹто он такой же титан, а потому, ҹто его принципы, в отлиҹие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исклюҹительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, историҹеские корни, уклад Павел Петровиҹ воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могуҹую лиҹность. Но несмотря на оҹевидность того, ҹто Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение. Автор как бы все время напоминает ҹитателю, ҹто Базаров не ҹудовище, не злой гений, а прежде всего несҹастный ҹеловек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми ҹеловеҹескими ҹувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому ҹто он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых ҹувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, ҹто непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и муҹается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отҹета), так как, будуҹи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать. И тут полуҹается какой-то замкнутый круг. Базаров меҹется в этом круге одинокий, отҹаявшийся. Он противореҹив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополуҹия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно ҹувствовать себя в таком замкнутом круге противореҹий, и это тяжело даже такой сильной и независимой лиҹности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ниҹего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достатоҹно умен, ҹтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, знаҹит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистиҹески (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и ҹеловек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песҹинкой. В этом и есть его трагиҹеское одиноҹество, он не ощущает себя ҹастью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.
Сочинение Трагедия Базарова
Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является человек нигилистичного типа личности, придерживающийся консервативного стиля жизни.
На момент повествования он учится в университете на факультете естественных наук, считая их единственно верными науками, а остальные, например литературу и философию, уделом ленивых аристократов не способных ни на что более. С такими убеждениями он узнает о нигилизме – движении которое яростно развивается в России на тот момент, и становиться нигилистом.
Нигилизм – движение, которое отрицает устоявшиеся ценности и убеждения.
Он убеждён, что человек существует только для того, чтобы принести пользу человечеству, а человек не приносящий пользу, как он считает, не достоин существовать.
Нигилизм же, он считал главной вещью в своей жизни, за которой он должен идти и преследовать её священную цель. По его убеждениям священная жизнь нигилизма, это помочь миру, насильственно или мирно, отказаться от всего старого и заезженного и идти навстречу новому, новым открытиям, новому будущему.
Почти всю свою жизнь он посвятил данной цели, и собственному просвещению, но к её концу он посчитал нужным отказаться от данных убеждений по нескольким причинам.
В ходе повествования сюжета его убежденность пошатнула внезапная влюбленность в даму, по фамилии Одинцова. Притом любовь эта возникла нежданно и без его участия, чему он был очень не рад, ведь он не смог ничего с собой поделать. Любовь заставила его понять, что те, казалось бы, фундаментальные вещи на которых он основывался, были ошибочными.
Он приходит к выводу, что он был не нужен России, из-за того что почти никакой пользы он не приносил, считая что гораздо полезнее России были люди рабочих профессий, ведь только на них строится мир. После чего он умирает, в осознании того, что он прожил жизнь зря.
В этом вся жизнь Базарова, и её трагичность.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети». На протяжении всего произведения персонаж одинок. Окружающие не разделяют его взглядов, истинных учеников у Базарова не было.
В начале романа может показаться, что Аркадий – единомышленник Базарова. Но главный герой понимает, что его друг – не последователь нигилистических идей, а всего лишь подражатель. Стремление идти «в ногу со временем» заставляет Аркадия поддерживать совершенно чуждые ему взгляды Базарова. Именно поэтому в конце концов молодой Кирсанов отдаляется от своего друга, оказывается в лагере «отцов». Сам Базаров считает, что Аркадий «мягонький, либеральный барич», который не готов к кардинальному переустройству общества.
Ещё одним из героев, который называет себя учеником Евгения Базарова, является Виктор Ситников, он говорит, что обязан Базарову «перерождением». Хотя по сути никакого перерождения мнимого нигилиста не было. Ситников «подобострастно» разговаривает с Базаровым, пытается ему угодить. Всё, что нравилось подражателю главного героя – это возможность «презирать и выражать своё презрение». У него нет ничего общего со взглядами Базарова и самим героем. Ситников «стыдился своего происхождения», вёл праздную жизнь, носил модную, щегольскую одежду, в отличие от главного персонажа. Он мечтает осчастливить
Вариант 3
Главный герой романа Тургенева – молодой человек, тридцати лет от роду, Базаров Евгений Васильевич
Базаров получил хорошее воспитание в дворянском поместье своих консервативных родителей. Во время учебы в университете на врача, он сходится с кружком нигилистов, заражается их идеями отрицания и материализма. Базаров отрицает всякую красоту – природы, отношений, искусства. Все старое для него — пошлость, и давно изжившие себя «заблуждения предков», которые необходимо «расчинить». Друг Базарова – Аркадий Кирсанов далек от нигилизма, но очень увлечен Евгением, его умом, напором, харизмой.
В своих убеждениях Евгений Базаров бескомпромиссен. Он никогда ни перед кем не робеет, дерзок в своих суждениях и в манере общения. Говорит отрывисто, немногословно. Очень самоуверен, порой до развязности.
Аркадий Кирсанов приглашает Евгения в гости в свое родовое имение, где знакомит его со своим отцом и дядей – Павлом Петровичем. Павел Кирсанов – мягкий, романтичный человек, переживший в молодости любовную трагедию, поначалу с интересом относится к идеям Базарова. Они разговаривают на разные темы – культура, наука, любовь, природа, политика – но ни в чем не находят точек соприкосновения, выражая противоположные взгляды на суть этих вещей. Все заканчивается конфликтом и неудачной дуэлью с Павлом Петровичем.
После неудобной ситуации, Базаров с Кирсановым едут в гости к родителям Евгения, и заезжают в гости к Анне Сергеевне Одинцовой. И тут с Евгением происходит перемена. Он впервые влюбляется. Если до этого он считал любовь «билибердой», то теперь он любит «глупо, безумно». Он тяготится поначалу своим чувством, презирает себя за слабость, но ничего не может поделать – он «уверовал в любовь». Его чувства – безответны: Анна предпочитает безмятежность чувств.
Именно с этого момента Базаров разубеждается в своих теориях. Любовь существует, любить – прекрасно. И родители, к которым они приехали с Кирсановым, не так его уже раздражают, а наоборот, он понимает их чувства, понимает, что прежние ценности очень важны в жизни человека.
Как натура деятельная, Евгений принимается врачевать всех, кто в этом нуждается, и нечаянно заносит инфекцию себе. Он умирает.
Но перед смертью автор показывает в Базарове благородство его натуры, его душевную эволюцию: герой понимает, какие приоритеты важны в жизни, а все остальное – лишь самолюбование и гордыня.