в чем причина медленного развития феодальных отношений в германии

Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие.

§ 5. Эволюция феодализма в Германии.

Становление феодальных отношений в Германии. В первых веках новой эры на территории нынешней Германии жили различные германские племена: алеманны, бавары, тюринги, саксы и др., которые в VI–VIII веках были включены в состав обширного Франкского королевства. После распада королевства на основе Верденского договора (843 г.) было создано Восточно-Франкское королевство, положившее начало раннефеодальной Германии.

В V–VI веках германские племена стали переходить от родовой общины к сельской общине – марке, основу которой составляла совместная собственность на землю. Во владении отдельных семей имелись лишь небольшие наделы пахотной земли и сенокосов. В пределах марки существовала система открытых полей. Становление феодального хозяйства в Германии, в отличие от Франции и Англии, происходило гораздо медленнее, поскольку германская экономика почти не опиралась на древнеримское наследие. Эти территории не являлись в свое время колониями Древнего Рима, здесь не было ни рабства, ни колоната.

В качестве другой причины замедленного процесса феодализации следует назвать устойчивый характер общины-марки. В Германии гораздо дольше, чем в других странах, сохранялся значительный слой свободных общинников. Крестьяне упорно сопротивлялись наступлению феодалов на общину, что находило выражение в многочисленных восстаниях саксонских крестьян в IХ–Х веках. Устойчивость марки также была связана с тем, что у германских племен не была развита интенсивная агрикультура, на основе которой обычно происходила дифференциация общинников и появлялась частная собственность. К тому же здесь было много незанятых земель, куда крестьяне могли уйти от наступавших на общину феодалов.

И все же в Х–ХI веках процесс формирования феодальной системы заметно усилился, что было связано с разложением общины и дроблением крестьянского надела (гуфы). Часть общинных земель переходила в частные владения – аллоды, которые можно было покупать и продавать. Аллодисты стремились увеличить свои угодья путем изъятия наделов у крестьян за долги. В IХ–ХI веках все большее число общинников теряло личную свободу и превращалось в держателей земли, выплачивавших за нее оброк крупным и средним аллодистам, т. е. феодалам. К концу ХI века свободных крестьян, являвшихся собственниками земли, уже почти не осталось.

Большое значение для развития Германии в IХ–Х веках имела королевская власть, тем более что феодалы еще не обладали собственным аппаратом внеэкономического и экономического принуждения и в стране не сложилась феодальная иерархия. Должность графа в Германии не феодализировалась гораздо дольше, чем, скажем, во Франции. В Германии довольно долго сохранялась территориальная обособленность на основе старых племенных королевств (герцогств): Саксонии, Тюрингии, Франконии, Швабии, Баварии.

После раздела империи Карла Великого в этих королевствах продолжали править представители династии Каролингов. Последний из них – Людовик Дитя умер в 911 году, и в течение нескольких лет между многочисленными монархами шла борьба за германский престол. Все слои общества были заинтересованы в усилении королевской власти: феодалы и церковь, стремясь присоединить к своим владениям общинные земли, требовали законодательно упорядочить их отношения с крестьянами. Общинники, в свою очередь, надеялись найти у сильного короля защиту от посягательств феодалов. Но, пожалуй, потребность в сильной государственной власти в наибольшей степени обусловливалась тем, что германские земли постоянно являлись объектом захватнических набегов со стороны внешних врагов (норманнов, венгров), поэтому надо было содержать объединенное боеспособное королевское войско.

Наряду с владениями светских феодалов в Германии большую роль играли церковные и монастырские землевладения. Уже в IХ веке на юго-западе страны крупные церковные поместья поглотили большую часть общинных земель. Зачастую в церковную собственность поступали феодальные дарения и завещания, а обедневшие крестьяне соглашались дарить свои участки монастырям, чтобы получить их в прекарий. Их наследники, как правило, становились уже крепостными людьми.

Короли искали поддержку со стороны церкви, поэтому духовным феодалам поступали большие пожалования от короны, причем церкви и монастыри получали такие же иммунитетные права, как и светские феодалы. Церковные учреждения превращались в важнейшие исполнительные органы государства. Они получали право вершить суд над крестьянами, в том числе и по уголовным делам, рассматривать которые раньше могли только королевские суды. Епископы и имперские аббаты имели большое количество вассалов. Управление церковными владениями поручалось, как правило, светским феодалам – фогтам.

Следует отметить, что высшие церковные должности находились фактически в руках короля, который и утверждал все назначения. Король передавал духовным феодалам права на владение землей, проводя при этом так называемый обряд инвеституры, когда мелкий феодал давал клятву верности своему сеньору. Но, с другой стороны, король привлекал высших церковных сановников на ответственные дипломатические, военные, административные должности. Даже во главе королевского войска порой стоял церковный иерарх. Церковь, являвшаяся главной опорой королевской власти и целиком поставленная на службу королю, получила название имперской церкви. Такое особое положение церкви в обществе заметно отличало Германию от других европейских стран того времени.

Наиболее выдающимся представителем Саксонской династии был сын Генриха Птицелова король Оттон I, который стремился расширить германские владения путем завоевания богатых земель Италии и установить контроль над папством, стоящим во главе римско-католической церкви. Для этого Оттон I решил возродить Римскую империю, что было нетрудно сделать в условиях политической раздробленности Италии.

Источник

§ 5. Эволюция феодализма в Германии

§ 5. Эволюция феодализма в Германии

Становление феодальных отношений в Германии. В первых веках новой эры на территории нынешней Германии жили различные германские племена: алеманны, бавары, тюринги, саксы и др., которые в VI–VIII веках были включены в состав обширного Франкского королевства. После распада королевства на основе Верденского договора (843 г.) было создано Восточно-Франкское королевство, положившее начало раннефеодальной Германии.

В V–VI веках германские племена стали переходить от родовой общины к сельской общине – марке, основу которой составляла совместная собственность на землю. Во владении отдельных семей имелись лишь небольшие наделы пахотной земли и сенокосов. В пределах марки существовала система открытых полей. Становление феодального хозяйства в Германии, в отличие от Франции и Англии, происходило гораздо медленнее, поскольку германская экономика почти не опиралась на древнеримское наследие. Эти территории не являлись в свое время колониями Древнего Рима, здесь не было ни рабства, ни колоната.

В качестве другой причины замедленного процесса феодализации следует назвать устойчивый характер общины-марки. В Германии гораздо дольше, чем в других странах, сохранялся значительный слой свободных общинников. Крестьяне упорно сопротивлялись наступлению феодалов на общину, что находило выражение в многочисленных восстаниях саксонских крестьян в IX–X веках. Устойчивость марки также была связана с тем, что у германских племен не была развита интенсивная агрикультура, на основе которой обычно происходила дифференциация общинников и появлялась частная собственность. К тому же здесь было много незанятых земель, куда крестьяне могли уйти от наступавших на общину феодалов.

И все же в X–XI веках процесс формирования феодальной системы заметно усилился, что было связано с разложением общины и дроблением крестьянского надела (гуфы). Часть общинных земель переходила в частные владения – аллоды, которые можно было покупать и продавать. Аллодисты стремились увеличить свои угодья путем изъятия наделов у крестьян за долги. В IX–XI веках все большее число общинников теряло личную свободу и превращалось в держателей земли, выплачивавших за нее оброк крупным и средним аллодистам, т. е. феодалам. К концу XI века свободных крестьян, являвшихся собственниками земли, уже почти не осталось.

Большое значение для развития Германии в IX–X веках имела королевская власть, тем более что феодалы еще не обладали собственным аппаратом внеэкономического и экономического принуждения и в стране не сложилась феодальная иерархия. Должность графа в Германии не феодализировалась гораздо дольше, чем, скажем, во Франции. В Германии довольно долго сохранялась территориальная обособленность на основе старых племенных королевств (герцогств): Саксонии, Тюрингии, Франконии, Швабии, Баварии.

После раздела империи Карла Великого в этих королевствах продолжали править представители династии Каролингов. Последний из них – Людовик Дитя умер в 911 году, и в течение нескольких лет между многочисленными монархами шла борьба за германский престол. Все слои общества были заинтересованы в усилении королевской власти: феодалы и церковь, стремясь присоединить к своим владениям общинные земли, требовали законодательно упорядочить их отношения с крестьянами. Общинники, в свою очередь, надеялись найти у сильного короля защиту от посягательств феодалов. Но, пожалуй, потребность в сильной государственной власти в наибольшей степени обусловливалась тем, что германские земли постоянно являлись объектом захватнических набегов со стороны внешних врагов (норманнов, венгров), поэтому надо было содержать объединенное боеспособное королевское войско.

Наряду с владениями светских феодалов в Германии большую роль играли церковные и монастырские землевладения. Уже в IX веке на юго-западе страны крупные церковные поместья поглотили большую часть общинных земель. Зачастую в церковную собственность поступали феодальные дарения и завещания, а обедневшие крестьяне соглашались дарить свои участки монастырям, чтобы получить их в прекарий. Их наследники, как правило, становились уже крепостными людьми.

Короли искали поддержку со стороны церкви, поэтому духовным феодалам поступали большие пожалования от короны, причем церкви и монастыри получали такие же иммунитетные права, как и светские феодалы. Церковные учреждения превращались в важнейшие исполнительные органы государства. Они получали право вершить суд над крестьянами, в том числе и по уголовным делам, рассматривать которые раньше могли только королевские суды. Епископы и имперские аббаты имели большое количество вассалов. Управление церковными владениями поручалось, как правило, светским феодалам – фогтам.

Следует отметить, что высшие церковные должности находились фактически в руках короля, который и утверждал все назначения. Король передавал духовным феодалам права на владение землей, проводя при этом так называемый обряд инвеституры, когда мелкий феодал давал клятву верности своему сеньору. Но, с другой стороны, король привлекал высших церковных сановников на ответственные дипломатические, военные, административные должности. Даже во главе королевского войска порой стоял церковный иерарх. Церковь, являвшаяся главной опорой королевской власти и целиком поставленная на службу королю, получила название имперской церкви. Такое особое положение церкви в обществе заметно отличало Германию от других европейских стран того времени.

Наиболее выдающимся представителем Саксонской династии был сын Генриха Птицелова король Оттон I, который стремился расширить германские владения путем завоевания богатых земель Италии и установить контроль над папством, стоящим во главе римско-католической церкви. Для этого Оттон I решил возродить Римскую империю, что было нетрудно сделать в условиях политической раздробленности Италии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Особенности процесса феодализации в Германии

Особенности процесса феодализации в Германии

К началу X в. процесс феодализации в Германии сделал заметные успехи. Основными общественными классами в это время стали крупные земельные собственники-феодалы и феодально зависимое и крепостное крестьянство. Повсеместно распространялась феодальная вотчина.

Вместе с тем процесс феодализации в Германии протекал более замедленными темпами, чем во Франции, так как разложение первобытнообщинного строя проходило здесь без существенного воздействия на него римских социально-экономических порядков. Продолжал сохраняться значительный слой свободных общинников, не втянутых в феодальные отношения. В сельской общине выделились средние и крупные аллодисты, обладавшие значительными земельными участ­ками, которые частично обрабатывались с помощью несвободных людей. Но эти аллодисты не стали в полной мере феодальными собственниками; эксплуатация труда зависимых крестьян еще не была основой их хозяйства.

Незавершенность процесса феодализации в Германии нашла свое выражение и в ее политической организации: крупные магнаты, особенно церковные, не располагали еще аппаратом внеэкономического принуждения. Должность графа и вся система местного управления еще не феодализировались; во многих областях сохранялась старая, в основе своей племенная судебная и военная организация. Не сложилась еще окончательно и феодальная иерархия.

Относительно медленное формирование раннефеодального государства в Германии проявилось и в сохранении к началу X в. на ее территории племенных герцогств: Саксонии и Тюрингии (в Северной Германии, между Рейном и Эльбой и ее притоком Заале), Франконии по среднему течению Рейна и по Майну), Швабии (по верхнему течению Дуная и Рейна и его притока Неккара) и Баварии (по среднему течению Дуная). Герцоги, превращаясь в крупных феодальных земельных собственников, использовали для укрепления своей власти свое положение племенных вождей. Это вело к сохранению племенной разобщенности, тормозившей историческое развитие Германии. В 911 г., после того как в Германии прекратилась династия Каролингов, королем был избран один из племенных герцогов — Конрад I Франконский, при котором вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля. После смерти Конрада I между племенными герцогами развернулась борьба за власть; в результате в 919 г. были избраны сразу два короля — Генрих Саксонский и Арнульф Баварский.

Читайте также

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию,

Начало революции и ее особенности в Германии

Особенности настоящего процесса

Особенности настоящего процесса Товарищи судьи и члены Верховного суда Союза Советских Социалистических Республик! Приступая к исполнению своей последней обязанности по настоящему делу, я не могу не остановиться на некоторых, в высокой степени важных, особенностях

Особенности настоящего процесса

Особенности настоящего процесса Товарищи судьи, члены Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР!Приступая к своей обвинительной речи по настоящему делу, представляющему собой исключительное явление, имеющему чрезвычайное общественно-политическое значение, я хотел

§ 1. XVII век в истории Западной Европы и России. Особенности российского исторического процесса и его факторы

§ 1. XVII век в истории Западной Европы и России. Особенности российского исторического процесса и его факторы XV столетие завершило средневековый период истории России. И хотя в это время полностью сохранялись и укреплялись старые общественно-экономические отношения и

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса М., РОССПЭН,

Процесс феодализации варварских племен

Процесс феодализации варварских племен В тех странах Западной Европы, в которых взаимодействие германских и позднеримских отношений было менее полным, чем в охарактеризованных выше, или вовсе отсутствовало, процесс феодализации происходил более медленно. Это

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества Процесс феодализации происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства. Варварские завоевания разрушили

Англосаксонские королевства в Британии и особенности процесса феодализации

Англосаксонские королевства в Британии и особенности процесса феодализации На территории Британии, завоеванной англосаксами (эта территория и стала впоследствии собственно Англией), в период со второй половины V до начала VII в. образовалось несколько варварских

Особенности экономического и социально-политического развития Германии в XIV в.

Особенности экономического и социально-политического развития Германии в XIV в. Начавшийся еще в XIII в. распад Священной Римской империи продолжался и в XIV в. Границы империи, простиравшиеся от Северного и Балтийского морей до Средиземного моря и oт Бургундии до славянских

1. Особенности зодчества Германии

1. Особенности зодчества Германии Архитектура «немецкого ренессанса», значением которой мы обязаны обширным изысканиям Любке, Доме, Бецольда и Гофмана, затем снимкам и публикациям Ортвейна и Шеффера, Фритша и других, не может равняться со своей итальянской сестрой ни

ОТКРЫТИЕ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА, ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ ГЛАВНЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ ОТКРЫТИЕ ПРОЦЕССА

ОТКРЫТИЕ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА, ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ ГЛАВНЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ ОТКРЫТИЕ ПРОЦЕССА ПЕРВОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛАСудебное заседание Международного Военного Трибунала происходило во дворце юстиции в г. Нюрнберге, Германия (зона

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации

Гуманизм в Германии: генезис, особенности, роль в подготовке Реформации Гуманизм ставил своей целью постижение человека во всем его многообразии, утверждал культ человека, его личности, разума. Как новая идеология, гуманизм противостоял средневековому богословию,

Начало революции и ее особенности в Германии

Начало феодализации общества

Начало феодализации общества До VII в. сформировавшееся в итоге завоевания германо-кельтское общество было слабо дифференцировано. Наряду со свободными общинниками древние законы упоминали полусвободное население и рабов — что было типично для германцев на стадии

Источник

Реферат: Развитие феодальных отношений в Германии

1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)

2. Эпоха расцвета феодализма (XIв.- конец XVв.)

2.1 Феодальная иерархия

2.2 Лены и ленное право

2.5 Союзы городов. Ганза

2.6 Крепостное право в Германии

2.7 Реформация и Крестьянская война

Список используемой литературы

Германское государство образовалось в результате распада Франкской империи. Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и в целом медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины-марки, переросшей к началу феодальной эпохи из родоплеменной в сельскую и др. факторами. Феодальные отношения развивались в результате всестороннего взаимодействия и синтеза разлагавшихся германских родо-племенных отношений и позднеримского разлагавшегося рабовладельческого общества. Но происходило не простое механическое соединение позднеримских и германских отношений, а имел место синтез, складывались качественно новые феодальные отношения.

В V-VI веках происходил переход германских племен от родовой общины к сельской-марке, основу которой составляла совместная собственность на землю. Во владении отдельных семей имелись небольшие наделы пахотных земель и сенокосов. Зародышевыми элементами будущего феодального строя являлись дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенных и рабов, которые были скорее крепостными.

В качестве причины замедленного процесса феодализации следует назвать устойчивый характер общины-марки. Крестьяне упорно сопротивлялись наступлению феодалов на общину, что находило выражение в многочисленных восстаниях. Устойчивость марки была связана с тем, что у германских племен не была развита агрикультура, на основе которой обычно происходила дифференциация общинников и появлялась частная собственность. К тому же здесь было много незанятых земель, куда крестьяне могли уйти от наступавшего феодала.

И все же в IX-Xвв. процесс формирования феодальной системы заметно усилился, что было связано с разложением общины и дроблением крестьянского надела (гуфы). Возникли аллоды. Это означало, что пахотная земля, бывшая собственностью общины-марки, стала наследственным владением отдельных земель, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи. Аллодисты стремились увеличить свои угодья путем изъятия наделов у крестьян за долги, в результате чего возрастала роль крупных и средних аллодистов. С возникновением права передачи земель третьим лицам разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность. Земля чаще переходит из рук в руки. Часть крестьян теряет свою землю, превращаясь в зависимых от феодалов держателей земли. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности. Неоплатный долг превращал их в наследственных рабов (сервов).

Широко распространились прекарные отношения, приобретавшие теперь наследственный характер. Крестьянин, потеряв землю, обращался к господину с просьбой дать ему земельный участок (precaria, т.е. участок, переданный по просьбе); за это он обещал выполнять установленные повинности. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В грамотах указывались сроки пользования землей и размеры крестьянского оброка, земельный собственник обещал не нарушать прав крестьянина и не отнимать произвольно переданный ему участок. Но обычно через несколько поколений крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого.

Превращение свободных людей в зависимых и крепостных вызвало большие изменения в политическом устройстве. Прежде все крестьяне-общинники были обязаны выполнять государственные повинности, нести военную службу. Теперь, став феодально-зависимыми, они должны были служить прежде всего своему господину.

Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной, строительства господских дворов, амбаров и т.д.) Крестьяне платили натуральные оброки, к тому же вносили особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина составляла 3 дня в неделю, кроме того, в 779г. была введена «Большая десятина»-налог в пользу церкви в размере 1/10 урожая.

Как на своеобразие развития феодальных отношений в Германии следует указать на широкое распространение так называемого фогтского землевладения, образовавшегося на церковных землях. В начале фогты находились на службе церкви, выполняя воинские и судебные обязанности и получая за это в пользование часть церковных земель. В дальнейшем эти земли превратились в наследственные, а сами фогты стали типичными феодалами.

2. Эпоха расцвета феодализма( XI в.-конец XV в.)

2.1 Феодальная иерархия

К концу XI в. в Германии сложились основные классы феодального общества.

Население разделилось на свободных и феодально-зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных господ «благородного» происхождения и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия». В состав класса феодалов входили светские землевладельцы и мелкие рыцари, а также духовные феодалы (архиепископы, епископы, аббаты монастырей). Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы- шеффены, ландзассы (поселенцы), свободные от крестьянских повинностей или платившие свободный чинш- фиксированную ренту и судебный налог.

Сложившаяся феодальная иерархия к началу XIIIв. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг, к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть ленном- частным землевладением, свободно отчуждаемым и наследуемым. На верху феодальной лестницы был король, считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям- епископам, аббатам и аббатисам, третьего- светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого- графам, пятого- рыцарям, шестого-субвассалам рыцарей. В пятый ранг входили «лица, могущие быть шеффенами». Седьмой щит принадлежал «свободным людям, рожденным в браке», и ленного права не давал. Крестьянство находилось вне феодально-иерархической лестницы, которая давила на него всей тяжестью своих многочисленных ступеней

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы — колонов (coloni, ingenui), литов (lidi, liti) и рабов (сервов- servi, mancipii). Подавляющее большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью своей личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, на земле которого сидели; не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян-общинников. С течением времени они все больше теряли и личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу крепостных.

Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела (mancipia non casata), и рабы, сидевшие на земле (servi casati). Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а крепостными крестьянами. В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала.

Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.

В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) — колону (в прошлом свободному общиннику), литу или серву, — они назывались «свободными», «литскими» или «рабскими» (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi servilis). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не правовым положением самого держателя, а характером манса (свободного, литско-го или рабского). Это говорит о том, что грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше и больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести в пользу сеньора тяжелые повинности — выполнять барщину и платить оброк.

2.2 Лены и ленное право

Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение — феод, или по-немецки «лен», которое вассал держал от своего сеньора. В XIIв. в Германии в полной мере сложилась ленная система, которая стала государственной системой земельных отношений. Многие аллоидальные владения территориальных князей и графов стали ленами. Сохранившиеся у крупных территориальных владельцев аллоидальные земли присоединялись в ленную систему, сохранив лишь свой юридический титул владения. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство.

Лены различались по рангу и назначению. В лен могли отдаваться не только земли, но и сан, должности, взимание пошлин и т.д. Имелись лены имперские, церковные, судебные, городские. В число имперских входили и церковные- «скипетроносные» и «знаменные» лены, передаваемые светским князьям, должностные, чеканка монеты и др. Наряду с ленами, находящимися во владении «благородных» феодалов, существовала категория «неблагородных ленов»- лены сельских старост и даже «крестьянские лены», держание которых было связано с определенными повинностями. Вместе с тем леном признавалось лишь то, что феодал получал в качестве вассала. Феодал мог наделить своего служивого человека(министериала) именем, но такая сделка совершалась не по ленному, а по домениальному праву,т.к. являлась передачей служебной.

Ленное право регулировало все стороны отношений собственников и держателей ленов, организации сельскохозяйственных работ на ленных территориях, определяло устройство общественной жизни страны. Особенно тщательно ленное право разграничивало, что и в какие сроки надлежало получать собственникам и держателям лена.

Важнейшим результатом подъема сельского хозяйства в Германии в это время явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города. Раньше всего в Германии города возникают в бассейне Рейна (Кельн, Кобленц, Майнц, Вормс, Шпейер, Страсбург, Бонн),Дуная(Ульм, Регенсбург, Донауверт и др.) и Эльбы(Гамбург, Магдебург и др.). Процесс отделения города от деревни в Германии К.Маркс датирует IX-XI вв. Уже в XIIв. в стране насчитывалось около 50 городов, а в течении XIIIв. их число возросло до 500.

Изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка с разборным шрифтом (около 1445 г.) положило начало типографской промышленности и оказало огромное влияние на развитие образования и распространение научных и технических знаний. К концу XVв. насчитывалось около 60 книгопечатных предприятий.

Цеховое ремесло было главной формой промышленного производства в средние века. Цехи представляли собой объединения ремесленников определенной профессии в городе, ставившие прежде всего своей целью сохранение монопольного положения в производстве товаров и сбыте их на местном рынке. Первые цеховые организации упоминаются в источниках еще в конце XI-начале XIIв. Наибольшее количество цехов возникло во второй половине XIIв-XIIIв. Каждый цех монополизировал какую-нибудь одну отрасль производства. Например, в текстильной промышленности были цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков, чесальщиков шерсти и т.д. Цех кузнецов со временем разделился на цех оружейников, котельщиков, ножовщиков и т.д.

Цехи были, таким образом, своеобразным выражением разделения труда в средневековом производстве. Появление новой ремесленной специальности вызывало появление нового ремесленного цеха.

Основной фигурой цеха являлся мастер. Это был мелкий производитель, имевший одного или двух подмастерьев. Исключение составляли более многочисленные строительные организации Мастер, подмастерье, ученик представляли собой своего рода цеховую иерархию. Чтобы стать мастером, предварительно нужно было пройти две первые (низшие)ступени. У цехов была выработана подробная регламентация производства. Старшины и надзиратели строго следили за тем, чтобы мастера придерживались как в производстве, так и в сбыте определенных правил. Членам цеха запрещалось производить изделия низкого качества, делать большие запасы сырья, употреблять другие виды орудия, кроме общепринятых, сбывать товары скупщикам и т.д. Цех следил за тем, чтоб работа начиналась и заканчивалась в одни и те же часы. Целью всех этих мероприятий было стремление сохранить равенство между членами цеха, избежать конкуренции, а также не допустить к рынку посторонние, нецеховые элементы. Цеховой организации была присуща замкнутость. В целях борьбы с конкуренцией мастера препятствовали увеличению количества однородных мастерских, чтобы держать под контролем объем продукции, поставляемой на местный рынок. Для этого в городах существовал принцип цунфтцванга(цехового принуждения),т.е. обязательной принадлежности к цеху для занятия определенным ремесленным производством.

Цехи сыграли положительную роль в первый период своего существования, охраняя слабое еще городское ремесло от внешней конкуренции(крепостного ремесла, а также деревенских свободных ремесленников).Они были хранителями технического опыта и своего рода школой производства. Кроме производственных, они выполняли и важные социальные функции: борьбу с феодалами и городским патрициатом(группой наследственной земельной аристократии и богатых купцов), охрану и защиту города.

Однако приблизительно с середины XIVв. цеховый строй стал постепенно разлагаться. По мере роста производства и расширения рынка равенство между ремесленниками исчезало. Более богатые(старшие) цехи ставили в зависимость от себя младшие цехи. Часто целые цехи попадали под влияние скупщика, сбывавшего товары на отдаленном рынке. Иногда устанавливалась зависимость цеха от купца-владельца сырья, превращавшего цех как бы в коллективного рабочего на себя. Со временем жесткая регламентация стала тормозом для дальнейшего развития производства, поскольку препятствовала внедрению достижений технического прогресса и требовала от всех ремесленников соблюдения традиционных устаревших приемов и орудий производства. Нередко новые изделия уничтожались, а их авторы преследовались. Порой это приводило к тому, что мастера не успевали передавать секрет. Усложнилась система перехода из подмастерьев в мастера. Если в ранний период подмастерье мог надеяться через некоторое время стать мастером, то теперь, как правило, это звание стало наследственным; или ему нужно было уплатить денежный взнос(предварительно взяв ссуду),или представить свой шедевр. Это приводило к «замыканию» цехов. Некоторые мастера, несмотря на ограничения, стали расширять производство, вводить технические усовершенствования. Все труднее было поддерживать уравнительный принцип в деятельности цеховых организаций. Широкое распространение получила деятельность цеховых судов, на которые возлагались функции контроля за частной жизнью ремесленников. Цеховые судьи следили за тем, на что тратят деньги мастера и подмастерья, с кем встречаются в свободное время и т.д. Такой контроль вызывал недовольство большинства ремесленников, которые требовали неприкосновенности их частной жизни. Защищая свои права, ремесленники создавали тайные братства, проводили забастовки в масштабах цеха или города.

В XII-XIIIвв. в Германии развернулась борьба городов за независимость, поскольку плата за землю и объем повинностей, выплачивающихся в пользу феодалов, были очень велики. Слабеющая императорская власть не могла оградить города от произвола князей и грабежей рыцарей и защищать интересы немецких купцов в их внешней торговле. В этих условиях города вынуждены были взять на себя защиту своих интересов и внутри, и вне Германии, и с этой целью в различных частях Германии они стали объединяться в союзы.

Крупнейшим из таких союзов была северогерманская Ганза. К середине XIVв. Ганза охватила почти все северогерманские города, расположенные на берегах Северного и Балтийского морей, и ряд других городов, связанных речными путями с торговлей на северных берегах Европы. Любек, Гамбург и Бремен стали ядром Ганзейского союза. Эти и другие северогерманские города, находившиеся в центре северных торговых путей, стремились сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между Россией, Скандинавскими странами, Англией и Нидерландами. Для этой цели Ганзейский союз основал свои заграничные конторы в Новгороде, Пскове, Полоцке, Стокгольме, Лондоне, Бергене и многих других городах. Торговля Ганзы была посреднической: из славянских и скандинавских стран в Западную Европу вывозились сельскохозяйственное сырье, лес, пушнина, деготь, соль, мед, воск, хлеб. Ганзейцы жестоко эксплуатировали датских и норвежских рыбаков, снабжая сельдью почти всю Европу. На рынки скандинавских стран, Польши и Северной Руси шла ремесленная продукция Запада, восточные пряности, вина, лекарства.

Но Ганза была не только торговым союзом. Она выполняла определенные дипломатические функции, осуществляла военные действия за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. Ганзейский союз владел на Балтийском и Северном морях большими флотилиями, насчитывающими около 1000 судов. Ганза сумела нанести серьезное поражение датскому королю, пытавшемуся установить свой контроль над ганзейской торговлей. По Штральзундскому мирному договору в 1370г, которым закончилась трехлетняя война ганзейских городов с Данией, датский король отказывался от какого-либо вмешательства в дела Ганзейского союза и значительно снижал торговые пошлины, взимавшиеся с ганзейских товаров в датских проливах. Фактически датские проливы были монополизированы Ганзой.

Столицей Ганзы был Любек. Здесь время от времени происходили съезды представителей городов ганзейского союза-ганзтаги. Большинством голосов принимались решения, скреплялись печатью Любека.

Упадок Ганзы обнаружился во 2 половине 15в, когда страны, с которыми торговали ганзейские города- Англия, Швеция, Россия и др.- развили собственную торговлю и не желали уже зависеть от посреднической торговли немцев. А экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669г.

Кроме союза северных городов, в Германии XIII-XIVвв. существовали союзы южных и западных городов. Швабский союз включал в себя около 90 городов, расположенных в районе Верхнего Дуная. Во главе его были города Аугсбург, Ульм, Нюрнберг-значительные промышленные центры (сукноделие, полотняная, хлопчатобумажная и металлургическая промышленность, производство оружия). Эти же города были тесно связаны с итальянской торговлей. В Венеции находился большой немецкий двор, контролировавший всю торговлю немецкими товарами.

Таким же союзом промышленных и одновременно торговых городов на западе был Рейнский союз. В него входили Кельн, Вормс, Страсбург и другие города, расположенные по Рейну и отличавшиеся развитием суконного дела и металлического производства. Они вели оживленную торговлю с Нидерландами, Францией и Италией.

Немецким городским союзам приходилось вести борьбу с местными феодалами, приобретающими все большую силу в связи с ослаблением политической централизации в Германии. В 1381г. началась самая настоящая война двух объединенных союзов-Швабского и Рейнского- против германских князей-феодалов. Но в 1388г. оба союза потерпели поражение у Вормса и распались. Главной причиной поражения немецких городов было преобладание у них местных краевых интересов. Немецкие города были заинтересованы преимущественно во внешних, а не внутренних рынках. Большое значение в поражении городов имела также позиция германского императора, который ввиду слабости своей власти не осмелился встать на сторону городов и оказать им серьезную помощь.

2.6 Крепостное право в Германии

Окончательное торжество феодализма в Германии вело к исчезновению в структуре общества элементов предшествующего общинного строя. Феодальная эксплуатация зависимого и крепостного крестьянства осуществлялась в этот период прежде всего в форме барщины, к которой присоединялись различные оброчные платежи. Широкое распространение барщины как господствующей формы феодальной ренты порождало особенно тяжелые формы зависимости крестьян — личную, крепостную зависимость.

В середине XIIIв. В Германии наблюдалось ослабление крепостной зависимости. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу. Другие оставались в положении зависимых крестьян, но барщина была уменьшена, а наиболее тяжелые оброки(«посмертный» побор и др.) выкуплены или заменены фиксированными взносами. Занятые дальними походами, феодалы не могли сами заниматься своим хозяйством и сдавали свои домены в аренду. Такая аренда в Германии называлась майерской(майер-управляющий). Но главной причиной ослабления крепостничества до уровня простой зависимости стала необходимость освоения целинных земель в восточной части Германии. Чтобы привлечь на восток рабочие руки, крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет, пользовались льготами и привилегиями.

2.8 Реформация и Крестьянская война

Лишение крестьян собственности и свободы и обременение их феодальными повинностями приводили к усилению классовой борьбы, которая проявлялась не только в форме пассивного неповиновения и побегов, но и в массовых восстаниях.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие империи оказали Реформация, крестьянская война 1525—1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.

Реформация—массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517г. с 95 тезисами против индульгенций, которые служили средством обогащения духовенства. Лютер считал, что крепостное право не противоречит «священному писанию», но защищал мелких предпринимателей, которые обираются более крупными и ловкими хищниками.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отделился от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюргерско-княжеский.

Кульминационным пунктом общественного движения эпохи Реформации явилась Великая крестьянская война(1524-1526), ставшая ответом крестьянства на усиление феодального гнета. Она началась в Юго-Западной Германии, где острее всего ощущался феодальный гнет, и где крестьяне и раньше не раз уже поднимались на борьбу со своими угнетателями. Благодатную почву получила здесь революционная пропаганда Мюнцера и его сторонников. В конце 1524 г. или в начале 1525 г. здесь появилась первая общая революционная программа — «Статейное письмо», требовавшая полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях.

Крестьянские выступления в верховьях Рейна и Дуная были только прологом Великой Крестьянской войны, которая охватила ряд областей Германии — Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию, альпийские владения Габсбургов. Руководители верхнешвабских отрядов на основе местных крестьянских жалоб составили общие требования, которые должны были служить платформой для переговоров со Швабским союзом. Так появились знаменитые «12 статей». В «12 статьях», особенно во введении к ним, подчеркивались мирные намерения крестьян. Первые две статьи требовали реформы церкви в том духе, как ее понимали крестьяне, — выборности и сменяемости священников, которые должны были проповедовать «святое. Евангелие без всякого человеческого добавления. Десятину со скота и плодов крестьяне отказывались платить. То, что на первом месте в крестьянской программе стояли требования реформы церкви, свидетельствует о тесной связи Крестьянской войны с Реформацией. Статья 3 требовала отмены крепостного права. Так же решительно крестьяне настаивали на отмене посмертного побора. Остальные требования носили более умеренный характер: уменьшение барщинных и оброчных повинностей, упразднение незаконных штрафов, возвращение крестьянам права свободно пользоваться общинными угодьями — лесами, лугами и водами. В целом крестьянская программа не затрагивала основные устои феодального строя, крестьяне добивались только облегчения своей участи.

Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа». Как и в «12 статьях», на первом месте в Гейльброннской программе стояли требования Реформации: выборность пастырей и их ответственность перед общиной верующих за правильную проповедь Евангелия «без всяких человеческих добавлений», лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей и роспуск всех монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной собственности.

Поражение восставших означало победу феодалов и усиление крепостничества. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война(1618-1648). Феодальная эксплуатация крестьян стала еще более жестокой. Установилось господство крепостного права в его «новом издании». Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было продать, проиграть в карты, заложить или отдать внаем.

После поражения Великой крестьянской войны борьба реакционных политических сил между собой закончилась усилением и закреплением раздробленности Германии.

1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. И90 фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986. — 575 с.

2. История средних веков: под ред. С. Д. Сказкина,Том1, Издание 2-е, Москва «Высшая школа», 1977

3. История мировой экономики: под ред. Поляка Г.Б., проф.Марковой А.Н., Москва: «ЮНИТИ»,2002г.

4. Тимошина Т.М.«Экономическая история зарубежных стран», уч.пособие под ред.проф.Чепурина М.Н. Москва: юрид.дом «Юстицинформ»,2001г.

5. Семенов В.Ф. «История средних веков» изд.3-е Москва :изд. «Просвещение»,1970г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Развитие феодальных отношений в Германии
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат Добавлен 07:02:17 10 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 458 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать