в чем причина и суть хандры онегина
Как Пушкин объясняет причину хандры Онегина
Роман А. С. Пушкина — произведение, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
Главный герой романа — типичный представитель современного автору молодого поколения. Поэтому овладевшая им хандра — явление, распространенное среди представителей светского общества.
Что же служит причиной заморского недуга?
В жизни Онегина есть все, о чем может мечтать человек. Родившийся в дворянской семье мальчик привык к обеспеченной жизни.
Он хорошо образован, красиво одет. «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал…». В свете герой считается умным, милым, обворожительным сердцеедом. Его день расписан по минутам: праздники, балы, театры, званые обеды.
Бесконечная праздная жизнь быстро надоела умному молодому человеку. Пустое бессмысленное времяпрепровождение, по мнению А. С. Пушкина, становится одной из причин хандры.
Поселившись в деревне, герой надеется избавиться от скуки. Он пытается проводить реформы в своем хозяйстве, затем «зевая, за перо взялся», но его попытки справиться с хандрой остаются безуспешными.
В деревне оказалась «скука та же, хандра ждала его на страже и бегала за ним она, как тень иль верная жена».
«Труд упорный ему был тошен», — объясняет А. С. Пушкин. И это еще одна причина, из-за которой Онегин не может найти себе занятие и впадает в депрессию.
Евгений Онегин — человек, привыкший думать только о себе. В его душе нет места любви, состраданию, сочувствию.
На искреннее признание Татьяны молодой человек отвечает равнодушным нравоучением. Дружеские отношения с Владимиром Ленским заканчиваются трагедией.
Он понимает свою эгоистическую натуру, но справиться с этим недостатком не может. Онегин «страдающий эгоист». До тех пор, пока герой не изменился, хандра следовала с ним по жизни рука об руку.
В чем причина и суть хандры онегина
1.1.1. В чем причина и суть «хандры» Онегина?
1.2.1. Охарактеризуйте чувства, которые испытывает лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева, наблюдающий полет коршуна.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли.
1.1.2. Перечитайте характеристику Онегина, которую дают ему соcеди (V строфа). Как эти слова характеризуют самих соседей помещиков?
1.2.2. Почему стихотворение Тютчева заканчивается восклицательным знаком и многоточием?
1.1.2. Автор «Евгения Онегина» не пытался скрывать непривлекательные черты, распространенные в среде помещиков — ограниченность интересов, негативное отношение ко всему новому, отсутствие, в подавляющем большинстве, глубоких духовных переживаний. Косность и ограниченность взглядов и интересов помещиков сказывается и в том, как они воспринимают реформаторскую деятельность Онегина, заменившего в своих владениях «ярем барщины старинной оброком легким». Соседи тут же высчитывают, что выгоднее, а что — нет, и приходят к выводу, что новшества молодого помещика вредны, что он «опаснейший чудак».
1.2.2. Стихотворение относится к философской лирике. В нем звучат раздумья поэта о свободе, воле. Лирический герой сожалеет, что он не может, как коршун, взвиться в небо и почувствовать себя свободным. Но кроме сожаления в последнем предложении звучит и надежда на то, что это когда-нибудь произойдет. Показать это Тютчеву и помог восклицательный знак с многоточием в конце предложения.
1.1.1. Размышления о судьбах своего поколения встречаются в произведениях русской литературы довольно часто. А. С. Пушкин создал бессмертный образ Евгения Онегина, «лишнего человека» своего поколения. В сердце Онегина — пустота, скептицизм, он не знает, где применить свои способности. Он быстро ко всему остывает, выделяясь на фоне помещиков, он не хочет и не может искренне дружить. Пропасть между Онегиным и соседями огромна. Тоска и хандра героя — не дань моде, а глубокое внутренне переживание.
1.2.1. В стихотворении лирическому герою противопоставляется коршун, выступающий как символ свободы, воли. Герой сожалеет, что он не может быть столь же свободным, как коршун. В его словах звучит тоска от того, что он
Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
Приветствие, пояснения происхождения слова «хандра»
Давайте определимся, что значит слово «хандра» и почему этому слову в пушкинском романе мы посвящаем так много времени. Слово «хандра», по-видимому, связано с греческим словом «ипохондрия», которое было сначала заимствовано римлянами, а потом перекочевало во все европейские языки. Ипохондрия – разочарование в жизни, подавленное настроение, депрессия. Понятно, что депрессия – тяжёлое, психическое заболевание, и мы очень часто употребляем это слово не к месту, говоря о плохом настроении, подавленном состоянии (рис. 1).
Рис. 1. Депрессия (Источник)
Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.
Онегинская хандра
Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.
«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …
Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!
Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.»
Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.
Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.
«…Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил…».
Первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой историю «болезни души» главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа. Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:
Но боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания. Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, «может быть, родились вы или блистали, мой читатель». Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки и гувернера, убогого француза. Юность — начало свободы. Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Далее поэт «отдает дань» «учености» своего героя («без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка»), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел «судить о том, как государство богатеет». Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой «страсти нежной». Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: «боясь ревнивых осуждений», Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин — «мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя». Постепенно свет отравляет его, ведь «наука страсти нежной» по своей сути далека от любви, а светское приятельство — от дружбы. Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став «отступником бурного наслаждения», Онегин начинает скучать: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней. В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: «…как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет». В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра — диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем — красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший). Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи: Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм. В среде «благоразумных людей» Онегин слывет «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих — значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами — любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует. Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с «озлобленным умом». Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг. Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он «ничем заняться не умел». Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его «дружеской» руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй — полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне — наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что «блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина». Онегин преодолел свою болезнь, а это — верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии «сердечной пустоты» и ожесточения.
Похожие материалы:
Причины появления хандры у Онегина
Подробно рассказывается о том, что произошло с Онегиным в юности, «как рано мог он лицемерить», как он научился добиваться взаимности у женщин. Позже, спустя десятки и даже сотню лет, появятся театральные школы, которые будут изучать способы вживания актёра в роль. Пушкин выводит человека, который в жизни своей умел играть разные роли, умел играть в разных масках, изображать себя так, что сам верил в своё перевоплощение (рис. 2).
Рис. 2. Лицемерие (Источник)
Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.
«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего…»
Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.
Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Евгений Онегин, главный герой одноименного романа, изображается Пушкиным молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dаndy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этой комедии – Чацкий – как и Онегин не доволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что‑то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам, не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке: в театре, в кабинете, на балу, описывая его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». Нет, рано чувства в нем остыли…», «…разлюбил он наконец/ И брань, и саблю, и свинец» и «ничто не трогало его…». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние – доминанта в характере Онегина П. А.
Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из‑за этого ли впоследствии герой М. Ю. Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. Интересно, что Печорин, как и Онегин и Чацкий, отвергает общество, но борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Онегина и Печорина разные жизненные пути, но результат один – хандра и тоска.
Что же является причиной этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» приписал хандру Онегина его врожденному, природному критицизму, присущему русскому здравому смыслу, то есть он снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Но это не совсем верно, ведь трагическая разочарованность, хандра Онегина предстают как закономерное следствие той системы жизненных ценностей, которая была принята в тогдашнем дворянском обществе.
Дружба Евгения и Ленского показывает, что Онегин не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете не мало. Отличие его от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.
Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Он утверждает, что Онегин «носит красивое разочарование». Но, на мой взгляд, с критиком нельзя согласиться, ведь хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду – в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. И только после возвращения в Москву, когда Онегин встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, он излечивается от хандры. Влюбленность в Татьяну излечивает его от скуки:
Ему припомнилась пора,
Когда жестокая хандра
Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться – все это доступно только здоровому человеку. Но теперь уже было поздно – Татьяна замужем за другим, и нет никаких надежд на счастье.
Таким образом, Пушкин, как и Лермонтов, показывает, что «русская хандра» – это далеко не модная поза, не безобидное качества или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.
«Наука страсти нежной» и подлинная любовь в жизни Онегина
В первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни – пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждого дня жизни молодого героя, пользующегося, однако, явной симпатией автора.
Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нем весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «хорошести», как‑то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как‑то иронично. Автор с каким‑то неповторимо корректным смакованием хвалит Онегина, но в то же время всегда остается капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, поэту нравятся его черты, он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней…
Одной из первых характеристик героя является выражение «молодой повеса», достаточно ясно, на мой взгляд, отражающее одну из основных черт натуры Онегина. Лучше всего Евгений владел «наукой страсти нежной»:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…
Любовь для Онегина, каким предстает он в начале произведения, была действительно всего лишь «наукой», которую, постоянно вращаясь в высшем петербургском обществе, при желании не так уж и трудно освоить. Для этого не нужно быть обладателем сказочного богатства или блестящей внешности, хотя и то, и другое ценилось искушенными в любви и страсти светскими львицами, безо всякого стыда и смущения изменявшими своим сановитым мужьям. Главное – умение «играть», подражать знаменитым героям модных в то время романов, иметь хорошие актерские способности. Для Онегина не существовало настоящей любви, он всего лишь лицедействовал – и потому не принимал близко к сердцу ни любовные неудачи, ни победы.
Нет ничего странного, что в итоге Евгений оказался пресыщенным и «зараженным» широко распространенной среди золотой молодежи того времени хандрой:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Казалось бы, такой человек вряд ли способен когда‑либо проникнуться настоящим, сильным чувством. И действительно, поначалу, узнав о любви Татьяны, Онегин способен ответить лишь неким жалким подобием высокого чувства:
Я вас люблю любовью брата –
И, может быть, еще нежней…
Однако это уже что‑то для человека, привыкшего воспринимать любовь как актерство, как источник удовольствий. После встречи с Татьяной период «театральной» жизни Онегина заканчивается.
В восьмой главе романа мы видим его двадцатишестилетним, измученным бездельем и одиноким «странником». Он встречает Татьяну. Ее превращение в блестящую светскую даму, пленяющую всех безупречным вкусом, простым обхождением, такую «равнодушную» и «смелую» к нему самому, заставляет Онегина позабыть о «страсти нежной» и почувствовать истинную пламенную любовь. Он потрясен и пишет в письме Татьяне, так похожем на ее собственное:
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и Онегин готов к гибели, как когда‑то Татьяна желала заплатить жизнью за любовь. Но если Татьяна добровольно отдается любовному порыву, она рада новому для нее чувству, то Онегин «свое безумство проклинает». Но в «безумстве» героя мы, равно как и автор романа, видим результат его перерождения, мы понимаем, что никогда уже он не будет прежним Онегиным – «актером» и повесой. И вместе с болью и состраданием к лишенному последней надежды на счастье герою чувствуем тихую радость: любовь – подлинная и высокая – победила.
Роль Байрона в романе «Евгений Онегин»
1824 год, год, когда Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина», оказался трагическим для жизни Байрона. Лорд Байрон (рис. 3) погиб задолго до того, как Пушкин начал писать в Кишинёве «Евгения Онегина». Поэту пришли сведения о том, что Байрон погиб, когда он поехал бороться за свободу в Греции. Благополучный лорд, он был обречён не только на богатство, но и на власть.
Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)
То, что называем мы хандрой, встречается в литературе с самых древних времён. В сущности, это то, чему посвящена, может быть, одна из самых сильных литературных частей Библии, Ветхого завета. Это книга пророка, книга Экклезиаста «Суета сует». Повторяющийся мотив бренности всего сущего, разочарования во всех человеческих устремлениях – это переживание, которое появилось многие тысячелетия назад. Человек осознал, что он смертен, осознал, что все его жизненные устремления бессмысленны и бесцельны, потому что конечным итогом безысходно становится попрание. Поэтому это переживание становится одним из самых главных переживаний в литературе. Но в разные исторические моменты, разные этапы истории культуры, переживая разочарование в жизни, люди по-разному его осмысливали, по-разному его чувствовали. Человек ставит перед собой жизненные цели и по достижению их испытывает разочарование, всё, к чему он стремился, оказывается мелким и ничтожным, а счастье, радость, удовлетворение от жизни не наступает вместе с достижением определённого результата. Успех в жизни определяется другими, более существенными, более важными вещами. Эти философские рассуждения, очень глубокие, очень тонкие, очень сложные для пушкинского лёгкого, калейдоскопического романа, оказываются естественными и органичными. В этом смысле «Евгений Онегин» оказывается в ряду самых крупных, самых значительных явлений во всей мировой литературе.
Русская хандра
Главное отличие русской хандры от английского «сплина», от немецкой грусти, той самой, с которой приезжает юный Ленский:
«..Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь..»
Невозможность приложения своих сил, своих талантов, своих способностей и порождает русскую хандру, делает её самой сильной и самой неизбежной эмоцией, которая подавляет все другие эмоции в душе пушкинского героя.
Русская хандра – это главное и господствующее настроение Онегина. В сущности, русская хандра – это то, что порождает Онегина как героя своего времени и как совершенно определённого свойства архетип русского человека.
Онегин – архетип русского человека
Если герой западноевропейских романов – это тип, образ, характер своего времени, своего места, своей страны, то Онегин, в значительной степени, – это образ, который несёт за собой архетип русского человека нового времени вообще. Онегин – архетип ещё и тех людей, которые оказались в России в состоянии внутренней эмиграции, тех людей, которые жили в России, но не чувствовали себя подданными и гражданами этого государства. Онегин с его хандрой – это ещё архетип «лишнего» человека, человека, который ищет себе применение и не может найти его в жизни, то ли в силу внешних обстоятельств, то ли в силу того, что у него внутри нет никакой опоры, которая позволила бы ему сделать что-нибудь реальное, достойное, полезное, необходимое людям. В этом смысле Онегин как литературный герой открывает собой целую череду других героев. Роман об Онегине начинает вереницу русских романов, которые вслед за ним раскрывают одну большую тему: куда стремится, чего ищет, чего не может найти русский человек. Этому посвящены комедия Грибоедова «Горе от ума», «Евгений Онегин», а далее романы Гончарова, Тургенева, Герцена, Толстого, Достоевского. Во всех них продолжается общая история исканий, метаний, стремлений и разочарований того самого литературного героя, которого уже очень скоро Лермонтов обозначит как героя времени. Но эта тема наших следующих уроков.
Список литературы
Домашнее задание
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
В чем причина и суть «хандры» Онегина? 10937
В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».
Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения:
Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий.
Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен».
Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».Оторванность Онегина от национальной «почвы» – это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.