в чем причина его неприязненного отношения к светскому обществу
Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести — сочинение
Андрей Болконский и общество
На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!».
Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.
«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о характере и судьбе Андрея Болконского.
– Порассуждаем о том, какой была его «дорога чести».
– Посмотрим, куда дорога чести привела князя Болконского.
Князь Андрей Болконский
– один из самых ярких и любимых читателями героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Его история – это история поиска своего места в жизни и своего истинного я. История, полная надежд и разочарований, угасания и возрождения, попыток изменить мир вокруг себя.
В русском литературоведении историю Андрея Болконского принято называть «дорогой чести». Почему?
Честью называют совокупность высших морально-этических принципов личности. Есть понятие дворянской чести и чести профессиональной. Когда говорят «дело чести», это значит, что речь идёт о каком-то деле, которое необходимо выполнить любой ценой. Иначе пострадает его репутация и, что не менее важно, самооценка. А «дорогой чести» можно назвать нравственный путь человека. Стремление к достижению высших целей и обретению смысла жизни.
С Андреем Болконским мы знакомимся на светском вечере в салоне Анны Шерер
Каким он предстаёт в начале своего пути? Князя Андрея можно назвать любимцем света. Он знатен, богат, красив. Его уважают. Жена князя Болконского пользуется успехом в высшем свете, обожает балы, приёмы. В салоне Шерер она всегда желанная гостья. Самому князю Андрею эта жизнь противна. «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно»
Люди в салоне Шерер ему чужды по духу. Именно поэтому его раздражает жена, которая наслаждается обществом этих людей.
И именно поэтому он сердечно рад Пьеру Безухову, который не вписывается в светское общество. «…ты один живой человек среди всего нашего света»,
‒ признаётся князь Андрей другу.
Болконский уходит на войну с Наполеоном, не только из-за того, что ему опостылела жизнь, которой он живёт. Князь Андрей хочет обрести себя. Найти своё призвание. Он убеждён, что должен совершать великие дела, а не растрачивать себя на ничтожную светскую суету и сплетни. «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь»,
Андрей Болконский честолюбив. Он хочет величия и славы. Как и многие молодые дворяне своего времени, князь увлечён личностью Наполеона и романтизирует французского императора. Но вместе с тем, Болконский не зациклен только на собственном успехе. Он патриот и гражданин. Для князя Андрея важнее всего общее дело и справедливость. Болконский служит честно, с полной самоотдачей. Он не гоняется за чинами и сильно выделяется из толпы штабных карьеристов.
Болконский рвётся из штаба Кутузова в передовую часть генерала Багратиона, к сражениям от штабной рутины. Он не боится вызвать гнев начальства, заступаясь за капитана Тушина. И отказывается покрывать трусость штабного офицера. Важнее всего для Болконского справедливость, а не расположение начальства и других офицеров. Но и честолюбие князя огромно.
«Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»,
‒ думал Болконский перед битвой под Аустерлицем.
Во время этого боя князь совершает подвиг, о котором мечтал. Пытаясь остановить бегущие войска, он подхватывает знамя и зовёт солдат в бой. Но этот важный момент обернулся для князя Болконского не триумфом, а полным крушением прежних идеалов. Раненый Болконский видит над собой небо. «… всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения»
Война теперь ему кажется бессмысленной, а ратная слава ничтожной. Андрей Болконский разочарован и в своём кумире. Наполеон видится ему не величайшей личностью в истории, а мелким, человеком, ничтожным в своём тщеславии, из-за которого гибнут тысячи людей.
Вернувшись домой с войны, князь Болконский переживает ещё одно потрясение. В родах умерла его жена Лиза. Андрея Болконского преследует чувство вины. Мужчине кажется, что в смерти жены есть и его вина. Болконский отказывается от военной службы.
«Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии»
, ‒ категорично заявляет Андрей Пьеру Безухову.
Оставшись вдовцом, разочаровавшись в военной службе и прежних идеалах, он решает посвятить себя воспитанию единственного сына и вести хозяйство. То есть жить только для себя и для близких, которых он воспринимает как часть себя.
Болконский угасает. Ушли в прошлое мечты. И даже каких-то желаний или планов теперь нет. Пьер Безухов, приехав к другу в гости, замечает, что князь Андрей побледнел и осунулся. А взгляд его потухший и мёртвый. Наивные восторженные планы Пьера, его увлечение масонством вызывают у князя только усмешку.
Друзья спорят о жизни, самопожертвовании, природе добра и зла. «Надо жить, надо любить, надо верить»
, ‒ утверждает Безухов. Этот разговор с другом стал толчком к духовному возрождению Андрея Болконского. Он снова активен и деятелен. Не просто доживает свой век в имении. Болконский воплощает в жизнь все те преобразования, с которыми не смог справиться Пьер Безухов.
Князь Болконский переводит одно имение в вольные хлебопашцы, в других меняет барщину на оброк, крестьянским детям священник теперь преподаёт грамоту. Князь Андрей выписывает повитуху для крестьянок, много читает. Разрабатывает проект об изменении военных уставов и постановлений и даже разбирает ошибки последних военных кампаний против Бонапарта.
Но истинное возрождение князя Болконского началось весной, во время деловой поездки в имение Ростовых Отрадное. Погружённый в свои раздумья Болконский не поддаётся очарованию весны. Он уверен, что его жизнь уже позади. Больше нет места желаниям, радости и надеждам. Князь убеждён, что он так же мёртв, как дуб-великан, одиноко стоящий среди зелёных деревьев.
В Отрадном Андрей Болконский впервые встречает Наташу Ростову
. Её юность, искренность, непосредственность и жизнерадостность растревожили его душу и ум. Он почувствовал жажду жизни и желание радоваться
А уже в начале июня князь снова оказался в лесу и заметил дуб, который совсем недавно представлялся ему мёртвым. Дуб преобразился и зазеленел. Теперь он казался мощным и полным жизни. Болконский вспомнил о недавнем разговоре с Пьером и осознал правоту друга. «Надо жить, надо любить, надо верить».
Желание жить для других, приносить пользу обществу приводит князя Болконского в Петербург. Теперь его надежды связаны с гражданской службой. Князь Андрей становится членом комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре Болконского ждёт новое разочарование. Члены комиссии слишком далеки от народа. Не знают его нужд. Все их инициативы бесполезны, а иногда и вредны для тех, ради кого они якобы затеваются. И законодателям важнее форма, в которой записаны законы, чем их суть.
Что же теперь спасает Андрея Болконского от нового душевного кризиса?
Новое возрождение и новое разочарование на «дороге чести» князя Андрея связано с Наташей Ростовой. Её чистота, юность, искренность, поэтичность очаровала Болконского. Он снова стал мечтать и думать о будущем. Перемены в нём замечает Пьер Безухов. Пьер больше не видит в друге былой тоски и разочарования, презрительного отношения к жизни.
Тем тяжелее для Андрея Болконского было узнать о предательстве Наташи, об этой отвратительной истории с похищением. Князь не смог простить бывшую невесту и стремился отомстить негодяю Курагину, который разрушил его счастье. «Мужчина не должен и не может забывать и прощать»
, ‒ говорит князь Андрей сестре.
Теперь Болконский живёт мыслями о мести и пытается забыться в мелких повседневных делах. Например, в работе, близкой ему, знакомой и понятной – военной службе. И если когда-то военная служба привела Болконского к кризису, то сейчас она вывела его к новым вершинам духовного развития.
Личные беды для Болконского отступают, забываются, стираются на фоне общего горя. Андрей Болконский снова живёт не для себя, а для других. Он приходит к мысли о необходимости общего единения. В разговоре с Пьером незадолго до Бородинского сражения князь Андрей излагает свои новые убеждения. Князь свято верит в победу русских войск.
По его мнению, в сражении «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа».
Победа зависит от того, с каким чувством идёт в бой каждый солдат.
«…кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит».
Русские сражаются за правое дело. Они защищают свою Родину. Следовательно, они должны победить.
На пороге смерти Андрей Болконский поднимается к новым вершинам духовной жизни. Смертельно раненый, он видит в госпитале рыдающего Анатоля Курагина. И хотя буквально ещё вчера он думал о мести, просветлённый князь Андрей легко приходит к мысли о прощении врага. И так же легко ему теперь простить Наташу Ростову.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал»
, ‒ думает он. Андрей постигает абсолютную,
«божескую любовь», «которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета».
Смысл жизни Андрей Болконский видит в учении Христа, в котором указан путь к истине. Очнувшись, Болконский просит Евангелие.
На границе жизни и смерти князю Андрею удалось постичь суть истинной любви и всепрощения. Но это откровение отталкивает его от земной жизни. Он больше не хочет напрасной суеты и лжи. «Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
Смерть теперь кажется Болконскому пробуждением для истинной, небесной жизни. И Болконский умирает.
Вся жизнь Андрея Болконского – это непрерывный мучительный поиск ответов на вопросы о добре и зле, любви и ненависти, предназначении человека и смысле жизни.
Вячеслав Евгеньевич Красовский так охарактеризовал дорогу чести князя Болконского: «Нравственный путь князя Болконского ‒ это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни»
Битва под Аустерлицем
Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».
Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.
Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».
Сочинение на тему “Дорога чести” князя Андрея”
В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей.
Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей образованностью и широтой взглядов. Деятельный по натуре, он тяготится пустым, бессодержательным времяпрепровождением н болтовней светских гбстиных. Такая жизнь скучна для него. «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне», — говорит князь Андреи Пьеру. Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была наполнена жизнь Андрея Болконского. Мечтая о военной деятельности, полезной для России, князь Андрей в 1805 году уезжает на службу в действующую армию. Его увлекает в это время судьба Наполеона, который становится кумиром князя Андрея. Но, мечтая о славе и о подвиге, он не ждет легкой карьеры и наград, он переживает, чувствует ответственность за судьбу своей Родины. Поэтому своим долгом он считает быть там, где особенно трудно. Но перед лицом смерти на поле сражения князь Андрей понял, что кумир и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним «незримо высокое» небо после Аустерлица рождало мысль о вечности, и в сравнении с этим все остальное становилось ничтожным. «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения». И тогда даже Наполеон кажется Андрею маленьким и ничтожным в сравнении «с тем, что теперь происходило между его душой и этим высоким,”бесконечным небом», которое стало для него олицетворением истинного смысла жизни.
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно возрождает Болконского к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии и понимании им природы. Въезжая в зеленую рощу, Болконский видит дуб, который один не хочет поддаться влиянию весны. Князь Андрей думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!» Но, возвращаясь из Отрадного, Болконский вновь видит тот же дуб с густой шапкой темной зелени, млеющий на солнце. «И на него нашло вдруг чувство беспричинной радости и обновления». Вновь жизнь обретает для Болконского свой смысл. Он решает ехать в Петербург, чтобы принять участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Сначала ближайший помощник императора Сперанский восхищал князя Андрея, как прежде Бонапарт. Но вскоре Болконскому пришлось разочароваться и в Сперанском, и в своей работе. Он понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная государственная деятельность невозможна и неосуществима.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Любовь к жизнерадостной, поэтической Наташе Ростовой пробудила в князе Андрее мечты о возможности семейного счастья. Но и здесь его ждет разочарование: Наташа увлекается повесой Анато-лем Курагиным. И смысла жизни опять нет. «И тот бесконечный, удаленный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превращается в низкий, определенный, добивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Князь Андрей снова едет в армию и просит Кутузова отправить его со своим полком в район военных действий. Выслушав отказ Болконского остаться при штабе, Кутузов говорит: «Жалею, ты бы мне нужен был, но ты прав. Иди с богом своей дорогой. Я думаю, что твоя дорога — это дорога чести». И Болконский пошел дорогой чести. Как настоящий патриот, он до конца боролся за свое Отечество. И уже будучи раненным, сознавая, что умирает, князь Андрей испытал чувство всеобщей любви и всепрощения. Он прощает Наташу, и в последние дни сердце его наполнено любовью и радостью. И тогда ему кажется, что смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа.
Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.
Возрождение
После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.
Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».
Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.
Духовное развитие
Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дорога чести Андрея Болконского», рассмотрит судьбу князя Андрея с ее взлетами и падениями.
Высший свет в романе «Война и мир» – сочинение по теме
В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу главных городов России в описываемый исторический период.
Санкт-Петербург являлся в то время столицей российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.
Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.
На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.
Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.
Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.
Отношение писателя к светскому обществу
Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.
Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.
Описание московской светской жизни и ее представителей
Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.
В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.
Модный салон Шерер
В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.
Гости Анны Шеррер
Роман начинается с описания популярного петербургского салона, в котором собираются высокопоставленные придворные его величества Александра I. Злободневный разговор о Наполеоне теряет свою остроту и смысл в нотах пафоса. Живая мысль, ворвавшаяся в беседу, тонет в лицемерных охах и ахах.
Под кажущимся блеском князя Курагина кроется корысть. Каждый свой визит чиновник рассчитывает с точки зрения личной выгоды. Старый вельможа появляется только в тех кругах, где есть возможность свести нужное знакомство. Своих детей князь Василий считает обузой.
Фрейлины и вельможи играют роль сознательных граждан и умных собеседников. В светской беседе привыкли надевать маску приличия, требуемую придворным этикетом. По словам автора, петербуржская знать ходит на званые вечера, чтобы плести государственные интриги, реализовывать коварные планы личного обогащения.
Чиновники встречаются в непринужденной обстановке, чтобы выпросить теплое место для неустроенных сынков и подыскать партию с приданым. Лев Толстой с сарказмом относится к маскараду приличий, указывая, что там «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».
В плену у алчного графа
За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»
История создания «Тихого Дона» романа Шолохова
Золотая молодежь Петербурга
Молодые люди, привыкшие к шикарной жизни, не знают запретов, не боятся нарушить закон и доводят общество до отчаяния. Пьянки, дуэли и разврат – главные их развлечения. В пьяном состоянии компания Долохова и Курагина приставала к прохожим с дрессированным медведем.
На шум прибежал караульный, попытался угомонить гусар. Буяны вошли в кураж, связали караульного, зафиксировали его на спине зверя и пустили того плавать в реку. На улице поднялся такой беспорядок и крики, что пришлось вызывать подмогу.
На службе в армии
Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.
Семья Ростовых
Лев Толстой любит Москву, видит ее гостеприимным городом таким, как дом графа Ростова. Здесь царят отношения, основанные на искренности и доверии. В любви супругов не приходиться сомневаться. Когда они женились, выбор Натальи общество сочло мезальянсом.
Крепостные чувствуют себя у Ростовых под отеческой заботой графа. Управляющий считается членом семьи, ему доверяют все финансовые потоки. Простота Ильи Андреевича выражается случаем на охоте, когда его отругал егерь за ошибку. Граф счел промолчать на справедливое слово.
Москвичи естественно выражают расположение, плачут из сочувствия, заботятся судьбой страны. На именинах граф танцует со старушкой Ахросимовой, вся челядь сбегается посмотреть на Илью Николаевича, искренне радуясь семейному празднику.
Истинные дворяне
СочиненияДуховные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» – сочинение
СочиненияВ чем секрет обаяния Наташи Ростовой – сочинение по теме романа «Война и мир»
Высший свет в романе “Война и мир”
Критическое отношение к высшему свету в романе “Война и мир” Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий.
Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.
Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К
нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова.
И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.
Модный салон Шерер
В этогом сочинении на тему “Высший свет в романе “Война и мир” мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения
хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего ее волнует соблюдение внешних приличий.
Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна.
Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.
В доме умирающего графа Безухова
Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца.
Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.
В плену у алчного графа
За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства.
Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удается одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. “Где вы, там разврат, зло”, ‒ говорит супруге прозревший Пьер.
Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были “те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…”
На службе в армии
Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России.
Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы.
Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой “шифоньерки и туалета” для Веры, в то время как враг у стен Москвы.
Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.
Истинные дворяне
Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за теплое и сытое местечко. Он идет туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу.
Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов.
Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради ее спасения от захватчиков.
Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.
Москва исцеляет душу
Князь Болконский заявляет, что петербуржская праздность угнетает его и уходит на войну. Пьер, попадая в общество Курагина, опускается и деградирует, пока его насильно не высылают под присмотр отца.
Наташа, посетив Петербург, оказывается вовлечена в роковую интригу Анатоля, решается на побег, испортив себе репутацию. Плохие события писатель переносит на территорию северного города, где высший свет испорченный и пустословный.
Только оказавшись в Москве, герои приходят в себя под звон многочисленных церковных колоколов.