в чем прибыль самоката
В чем прибыль самоката
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов
Евгений Иванов для Inc.
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов
Евгений Иванов для Inc.
— Чего ты боишься больше всего?
— Боюсь успеть не все и не по максимуму.
Вячеслав Бочаров смотрит на полупустой стакан кофе в руках.
Распределительный центр, который обслуживает только онлайн-заказы.
— Так случилось, что я не настоящий ретейлер. Моя трудовая деятельность началась в армии. Я провел много времени в Чечне во время второй кампании. После такого начинаешь высоко ценить время и жизнь, — говорит Бочаров.
Чтобы всё успеть, Бочаров и Шишков вкладывали всю прибыль в рост, и привлекали инвестиции. А 2 апреля совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group объявило о намерении купить контрольный пакет акций «Самоката» — 75,6%. Эта сделка позволит Бочарову и Шишкову сделать всё по-максимуму.
$1 млн — стартовые инвестиции.
300 —700 млн руб. — выручка в 2019 году.
400—800 руб. — средний чек.
>140 складов в Петербурге и Москве на апрель 2020 года.
20 складов открывается в месяц.
900 тыс. заказов в месяц.
Источники: данные компании, подсчеты Inc.
«Самокат» в цифрах:
$1 млн
руб. — выручка в 2019 году.
400—800
складов в Петербурге и Москве на апрель 2020.
складов открывается в месяц.
>600 тыс.
Источники: данные компании, подсчеты Inc.
Топовое начало
Ненастоящий ретейлер Бочаров на протяжении 15 лет вместе с Сергеем Галицким строил «Магнит» — одну из крупнейших компаний розничной торговли в России и Европе. В «Магните» он прошел путь от директора магазина до заместителя директора всей компании.
— Я занимался вообще всем: операционным бизнесом, потом логистикой, потом создавал с командой магазины «Магнит Косметик». Сейчас это самая большая сеть по продаже косметики в России, — говорит он.
С Родионом Шишковым его познакомил Илья Осколков-Ценципер. В начале 2010-х Шишков и Осколков-Ценципер работали в Yota. Шишков был вице-президентом по инновациям и запускал онлайн-кинотеатр Yota Play. Затем Шишков и Бочаров вместе проработали несколько месяцев в «Почте России», где Шишков переводил сервис в онлайн (в частности, внедрял трекинг посылок для корпоративных пользователей), а Бочаров отвечал за операционное управление.
Брат Родиона Шишкова Кирилл — рублевый миллиардер. Ему принадлежит доля в одном из крупнейших операторов бизнес-центров в Петербурге, компании «Теорема». В 2017 году Родион Шишков создал прототип приложения, в котором арендаторы бизнес-центров «Теоремы» могли заказать платные услуги вроде покупки туалетной бумаги или доставки ламп в офис. Но приложение не сильно заинтересовало владельцев бизнес-центров.
Тогда он решил переключиться на жилую недвижимость и привлек к идее Бочарова. Они бесплатно предоставили нескольким управляющим компаниям приложение, в котором должны были появиться сервисы, предназначенные для жильцов, вроде покупки шин или уборки квартир. Но для появления таких сервисов нужно было привлечь партнеров.
Чтобы наглядно показать, чем выгодно сервисам присутствие в приложении и как оно работает, предприниматели запустили магазин в крохотном помещении управляющей компании и назвали его онлайн-витрину «Магазинчик». Вячеслав Бочаров лично ездил в Metro и закупал товар на свои деньги. На четырех квадратных метрах уместилось около 20 позиций, продукты начали покупать жители близлежащих домов.
Вскоре стало понятно, что успех сервиса напрямую зависит от качества работы управляющей компании.
— Если они хорошо убирают подъезды и меняют лампочки — у нас покупают стиральный порошок. Если нет — ничего не покупают, — вспоминает Бочаров.
Счет на секунды
— Мы живем в мире, где все привыкли к цифровым сервисам, дающим мгновенный результат. В банковском приложении ты нажал на кнопку — и все оплатил. А в мире движения физических вещей это всё еще не так. Вроде всё везде онлайн, только никто этим не пользуется, — говорит Шишков.
Друзья осознавали, что сервис, который они задумали, должен работать мгновенно.
Поход в обычный магазин у дома занимает 15 минут или более, считают партнеры. Значит, доставка через приложение должна происходить не менее быстро. Но как этого добиться?
Радиус зоны доставки должен быть очень небольшим — не более 1,5 км. Поэтому нужно оборудовать склады возле домов, куда доставляют товары. И если в обычных магазинах все работает на то, чтобы пользователь находился там дольше, то на складах, наоборот, сотрудники, которые собирают товар, должны делать это максимально быстро, объясняет Бочаров.
Кроме того, в «Самокате» поняли, что машины использовать не выгодно — есть вероятность застрять на дороге или потерять много времени в поисках парковочного места. Курьеры «Самоката» ездят на велосипедах или ходят пешком.
Какие товары хранятся на складах и в каком количестве? Главное — попасть в оптимум, точку с наибольшей эффективностью от операционной модели склада, объясняет Шишков.
— 10 тыс. sku (товарных позиций. — Inc.) далеки от оптимума, потому что на складе будет много малоподвижных товаров. Их редко покупают, а хранить невыгодно. 100 sku далеки от оптимума, потому что следующее добавление увеличивает выручку в 5 раз, а затраты — в 2 раза. Сейчас на каждом складе у нас около 2,5 тыс. товаров, — рассуждает Шишков.
Предположения о должной экономике проекта предприниматели формулировали самостоятельно, потому что на начало 2018 года у «Самоката» не было конкурентов в России, а про похожие сервисы в других странах основатели не знали.
— Когда запустились, мы делали везде одинаково. Потом начали вычислять. Сегодня мы определяем продукты и предпочтения в каждом доме района покрытия. Дальше — масштаб каждой квартиры, — говорит Бочаров.
Быстрый рост и сложности
Чтобы начать движение, «Самокату» была необходима своя IT-инфраструктура, позволяющая отследить, как собираются заказы и передвигаются курьеры, чтобы доставка занимала не больше 15 минут.
Издалека ретейл кажется простым бизнесом. Под большинство процессов в нем сделаны инструменты: для закупок, розничных операций и т. д. Но если ты используешь существующие инструменты, то можешь быть только обычным ретейлером с классическими ограничениями, — говорит Шишков.
Задействовав опыт работы и связи в «Магните» и Yota, предприниматели собрали команду из 15 человек: одна половина занималась офлайном — складами и доставкой —другая разрабатывала инфраструктуру.
На привлеченные средства основатели «Самоката» открыли пять складов в разных районах и увеличили число заказов до 8 тыс. в месяц.
— Нам очень повезло с инвесторами. Мы выбирали их не только ради денег. Они все нас чему-то научили. Например, Алексей Менн научил нас выстраивать прозрачные отношения с инвесторами. Кто-то помог нам построить финансы. Каждый раз мы брали тех, кто нас чем-то дополнял. Это нетоксичные люди, которые готовы слышать и не мешать развитию бизнеса, — говорит Бочаров.
К лету 2019 года деньги от первых инвесторов кончились. Тогда купить «Самокат» предлагали «Яндекс» и Mail.ru Group — но на их условия предприниматели не согласились. Бочаров и Шишков, как и представители «Яндекса» и Mail.ru Group, не комментируют детали предложения.
На одном из старейших складов Петербурга, в спальном районе Кудрово, в помещении площадью около 50 кв. м трудятся сразу несколько товароведов. Как только новый заказ отображается в системе, они быстро перемещаются с тележкой по складу и сканируют нужные товары с помощью специального кольца на пальце.
— Это наша собственная разработка, — говорит начальник по складам «Самоката».
Кольцо позволяет не путать визуально похожие товары, например шоколадки с цельным орехом и дробленым, объясняет он. Чтобы не ошибиться, товаровед берет товар, сканирует кольцом штрихкод, и приложение сообщает, ошибся он или нет. Для этого есть разные звуковые сигналы.
Товары на складе выложены специальным образом: например тяжелый товар вроде воды — всегда у входа, соки — на одной полке, пепси-кола — на другой. Этот порядок никогда не меняется. Также на складе соблюдают температурный режим (к примеру, мясо и молоко хранятся в холодильниках при разной температуре) и товарное соседство (еда не может стоять рядом со стиральным порошком).
В итоге вся сборка одной позиции занимает 10 секунд, уверяют сотрудники склада. Заказ из 12 позиций собирается за 2 минуты. Дальше заказ передают курьерам, а они доезжают на велосипедах до нужного адреса.
Поставщики приезжают на склады каждый день по графику, который «Самокат» выстраивает в каждом районе отдельно, чтобы успеть продать все товары до окончания срока годности. Списывают товары за день до окончания срока годности.
На каждом складе оборудовано небольшое место для отдыха и чая, но в пиковые периоды курьеры почти не отдыхают. За одну поездку курьер «Самоката» может доставить до 7 заказов. В некоторых районах Петербурга «Самокат» указывает клиентам, что привозит товары не за 15, а за 30 минут, — это объясняют логистикой района.
— Мы берем локацию, в которой оптимально находится 20 тыс. квартир и до которой можно добраться с прогнозируемой скоростью, — объясняет Шишков, как в «Самокате» выбирают место, подходящее для обустройства склада.
Поэтому в Петербурге, чтобы избежать проблем с логистикой, у стартапа нет ни одного склада, который обслуживал бы обе стороны Невы.
Конкуренция с «Яндексом»
Российский рынок доставки продуктов и готовой еды стал бурно развиваться в 2019 году. Тогда «Яндекс» запустил в Москве похожий на «Самокат» сервис «Яндекс.Лавка». С февраля этого года он работает и в Петербурге. Также подобные проекты запустили крупные ретейлеры X5 и «Лента». Помимо этого, активно растут стартапы, которые доставляют готовую еду, например «Кухня на районе» в Москве и «Готово» в Петербурге.
Основатели «Самоката» не боятся конкуренции, но и не хотят раскрывать показатели стартапа.
Зачем кормить кого-то информацией? «Яндекс» или Х5 могут строить свои системы воздействия на нас. Если бы я был на той стороне, я был бы очень опасным противником. И если бы ко мне пришла какая-то цифра от них — я бы придумал, как ей воспользоваться, — ухмыляется Бочаров.
Предприниматели не раскрыли выручку за 2019 год. По их словам, в 2019 году компания обработала примерно 1 млн заказов и выросла в 30 раз год к году, а средний чек варьировался в диапазоне от 300 до 700 руб. Следовательно, годовая выручка компании могла составить 300—700 млн руб.
В январе 2020 года сервис обслужил уже 400 тыс. заказов, а во время режима самоизоляции «Самокат» начал выполнять по 30 тыс. заказов в день. Предприниматели не раскрывают расходы, но отмечают, что половина средств уходит на открытие и обслуживание складов (ранее они рассказывали, что на запуск одной точки уходит больше 5 млн руб. — Inc.), а вторая — на развитие IT-инфраструктуры.
В «Яндексе» «Самокат» предпочитают не оценивать, но раскрывают некоторые важные показатели «Яндекс.Лавки». До пандемии средний чек был близок к показателям магазинов у дома и составлял 600-1000 рублей, рассказывает представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» Елена Новикова. Еженедельно открывались 3-4 новые точки, а каждая точка росла на 10-15% по деньгам и заказам. После ужесточения режима самоизоляции средний чек вырос до 1 тыс. рублей, рост количества точек и выручки в последние дни сервис не раскрывает.
Наборов продуктов с рецептами.
— Рынок e-grocery на том этапе, когда сервисы не столько конкурируют между собой, сколько формируют у пользователя привычку покупать продукты онлайн. И любые новые проекты в этом сегменте разогревают рынок, — рассуждает Новикова.
Торговля товарами повседневного спроса в интернете.
В «Самокате» думают так же и не сравнивают себя с «Лавкой» напрямую: «Рынок растёт так стремительно, что игроки не каннибализируют друг друга, а отъедают свою долю у торговых сетей».
В марте аналитики UBS Evidence Lab спрогнозировали, что российский рынок foodtech в 2020 году вырастет на 53%, достигнув 307 млрд руб. Самым быстрорастущим сегментом они назвали online grocery. К 2024 году онлайн-доставка продуктов должна составить около 60% от общего объёма рынка foodtech. На фоне коронавируса объём рынка e-grocery может увеличиться почти втрое, достигнув 100 млрд руб.
Ожидается, что e-grocery будет расти быстрее, чем доставка готовой еды, потому что в этом сегменте ниже уровень проникновения онлайна, а сам рынок продуктового ретейла более ёмкий, считает Елена Новикова.
Сделка с Mail.ru Group и Сбербанком
В начале 2020 года представитель фонда RTP Global объяснял Inc., что выйти на большой объем «Самокату» позволило бы объединение ресурсов с одним из IT-гигантов.
— Если за компаниями e-grocery стоят «Яндекс» или Сбербанк, они могут стать прибыльными. Ведь у них появляется доступ к большому капиталу и клиентской базе, — резюмировал представитель фонда.
2 апреля СП Mail.ru Group и Сбербанка объявило, что в первом полугодии 2020 года закроет сделку по покупке 75,6% в «Самокате» и получит контроль в компании. СП выкупит доли финансовых инвесторов «Самоката», а основатели и менеджмент стартапа сохранят за собой миноритарные пакеты.
В результате сделки «Самокат» свяжут с экосистемами Cбербанка и Mail.ru Group. «Компания получит возможность использовать технологические и операционные наработки партнёров, а также интегрироваться с другими бизнесами совместной платформы», — заявили в Mail.ru Group. Сервис уже сотрудничает с сервисом доставки готовой еды Delivery Club, которым владеет Mail.ru Group: с конца января в этом приложении можно заказать продукты через «Самокат».
Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев и первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис отметили актуальность сервиса в период пандемии коронавируса.
— Распространение вируса заставило людей менять привычки гораздо быстрее, чем ожидалось… Мы сделаем все, чтобы обеспечить быстрой бесконтактной доставкой продуктов и товаров всех, кто в ней нуждается, — заявил Добродеев.
— В текущей непростой ситуации… на компанию также легла социально важная функция по обеспечению продуктами питания людей, находящихся на карантине или самоизоляции. Инвестиция позволит «Самокату» сконцентрировать все силы на этой задаче, — отметил Хасис.
Вирусный рост / Перспективы
Из-за того что люди теперь вынуждены сидеть в самоизоляции по домам, «Самокат» вырос по количеству заказов на 30%. Средний чек тоже вырос — на 25%.
— Мы сейчас делаем всё, чтобы сохранить скорость и качество доставки: приглашаем курьеров и оптимизируем внутренние процессы, — говорит Бочаров. — Правда, временно мы были вынуждены ввести ограничение на минимальную сумму заказа для покупателей в Москве и Санкт-Петербурге — 250 руб. Это временное ограничение, чтобы поддержать стандарт по скорости доставки — 15 минут.
Когда же пандемия закончится и все выйдут из карантина, в планах у основателей «Самоката» — дальнейшая экспансия в Петербурге и Москве и возможный выход в города-миллионники.
Нам нужно расти, чтобы нас не съели конкуренты. Мы могли бы стать прибыльными уже через несколько месяцев, если бы прекратили развитие, — говорит Бочаров.
Получится ли у сервиса сохранить темпы роста и не проиграть конкурентам — вопрос. Сфера e-grocery — тяжёлый бизнес, комментируют в RTP Global: нужно контролировать огромное количество операций, к примеру, как заблокировать деньги на карточке покупателя и дошёл ли курьер до нужного адреса.
Но есть и другое мнение: управляющий электронной коммерцией ретейлера «ВкусВилл» Лариса Романовская уверена, что на рынке e-grocery «нет никаких уникальных сложностей, отличных от тех, что встречаются на пути развития офлайн-ретейла».
Ещё одна боль бизнесов, работающих по модели «Самоката» — это низкая маржа, отмечает представитель RTP Global. Маржу можно увеличить, только если интегрировать в бизнес собственные бренды или продукты, свою готовую еду (в этом сегменте маржа — 60—70%), считает эксперт. В «Яндекс.Лавке» около 20% продаж приходится на готовую еду. Компания планирует увеличивать эту долю, развивая свои dark kitchens.
— Я не видела никого, кто бы перевалил за 15% маржи. Это работает либо когда вы очень маленькие, либо если вы огромные настолько, что у вас появляются скидки от поставщиков, и курьер доставляет 20 заказов за один поход, — комментирует представитель RTP Global.
В «Самокате» не раскрывают долю общей выручки от продаж товаров под собственной маркой: «Можем говорить лишь о том, что маржинальность в таких позициях выше». Под своим брендом стартап продает в основном молочную продукцию: на товары под собственной маркой приходится 40% продаж в этом сегменте. А маржинальность таких продаж — 30-80% в зависимости от категории.
Основатель стартапа «Готово», который доставляет готовую домашнюю еду в Петербурге за 30 минут, Александр Церетели признается, что «как клиент» высоко оценивает работу «Самоката», несмотря на «некоторые оговорки о наличии продуктов»: «Благодаря „Самокату“ у меня уже нет wow-эффекта от быстрой доставки, а ожидание в несколько часов стало казаться немного не от мира сего. Такую скорость доставки и качество не может обеспечить почти никто, потому что нужно перестраивать бизнес-процессы».
Рассказывая о коммерческих перспективах «Самоката», Вячеслав Бочаров прерывается.
— Мне ни разу не было интересно, сколько зарабатывает какой-то герой Дудя. А ты — как он. За прошлый год мы сэкономили людям 47 лет. Время — это единственное, что нельзя восполнить. Ты можешь заработать деньги, купить искусственную почку, но время ты никогда не вернёшь. Продукты и все остальное — это всего лишь средство. Мы даём людям время!
В чем прибыль самоката
«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут
электросамокаты в России.
Исследование рынка кикшеринга
«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут электросамокаты в России. Исследование рынка кикшеринга
Текст: Екатерина Кинякина, Джейхун Мамедов
90 тыс. самокатов, 40 приложений, 10 млн человек. Это российский рынок кикшеринга (от англ. kick scooter — самокат) в цифрах. На этом фоне чуть более 200 официально зарегистрированных ДТП выглядят несущественной погрешностью. Большинство ДТП не заканчиваются тяжелыми травмами или серьезным ущербом, и их участники отделываются ссадинами и ушибами, максимум — поломкой самоката. Однако СМИ и телеграм-каналы регулярно публикуют новости в духе «Автомобиль сбил человека на электросамокате в центре Москвы», «Супруги избили мужчину на электросамокате, ехавшего по тротуару в центре Москвы», «В Петербурге сотрудники Следственного комитета пришли с обысками в несколько сервисов аренды самокатов. Это связано с уголовными делами, возбужденными после трех инцидентов с наездами электросамокатов на детей». В обществе наметился настоящий раскол — между теми, кто за сервисы аренды самокатов, и теми, кто против. Мы решили разобраться, а как же на самом деле устроен рынок кикшеринга в России.
Рынок: игроки, доли, инвестиции
Первый кикшеринг — комом
Первыми игроками на российском рынке шеринга электросамокатов в России стали каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive. В мае 2018 года «Делимобиль» выставила в Москве 1650 устройств под брендом «Делисамокат», а YouDrive запустила бренд YouDrive Lite с 200 самокатами на старте. Чуть позже появились сервисы Samocat Sharing, в конце года, в Сочи, — Urent, а спустя год — Whoosh. «Делисамокат» и YouDrive Lite в итоге закрылись: причины были в дорогом техническом обеспечении самокатов и ошибочной оценке потребительского спроса.
На тот момент YouDrive вел долгие переговоры с Mail.ru Group о покупке сервиса каршеринга и, по итогу, сервис YouDrive Lite в периметр сделки не вошел. По словам сооснователя и гендиректора YouDrive Бориса Голикова, с этим был связан годовой перерыв в работе сервиса. В 2020 году Голиков перезапустил сервис аренды самокатов как самостоятельную компанию под брендом Lite. За 2020 год, по данным компании, его выручка составила 23 млн руб. при среднем чеке каждой поездки 200–250 руб., по данным компании. По факту, «Делисамокат» и Lite во многом опередили рынок. Препятствием для стремительного взлета бизнеса стали, с одной стороны, технические сложности в настройке программного обеспечения сервисов, с другой — высокая себестоимость устройств при низком спросе: в 2018 году пользователи еще были не готовы к активному использованию сервисов шеринга электросамокатов.
Игроки, которые вышли на рынок позже, смогли решить эти бизнес-задачи. Сегодня российский кикшеринг представлен сервисами Whoosh, Urent, «Карусель», Lite, E-Motion, Molnia, Eleven, Busy-Fly, toGO, «ПоПути» и другими. По различным оценкам, первые два игрока занимают около 80% всего рынка.
Кикшеринг в цифрах:
самокатов — объем рынка на июнь 2021 года
приложений кикшеринга на рынке, то есть 40 компаний
человек пользуется самокатам в России
руб. — объем рынка в 2020 году
руб. привлечено инвестиций крупными игроками
Основатель Urent Андрей Колесник начинал с каршеринга, но из-за низкой маржинальности бизнеса переключился на шеринг велосипедов, а затем и электросамокатов. В октябре 2018 года компания в тестовом режиме поставила несколько электросамокатов в «Розе Хутор» — эксперимент сработал. В конце года инвесторы Андрей Азаров и Михаил Гейшерик вложили в идею Колесника 12 млн руб. На деньги новых инвесторов URentBike приобрел около 2 тыс. самокатов у сервиса «Делисамокат». После этого Urent появился в Сочи, Краснодаре, Анапе и других южных городах. К концу 2019 года у сервиса было больше 3 тыс. электросамокатов; выручка составила 88 млн руб., а прибыль — 11 млн руб.
Летом 2020 года на фоне окончания локдауна и, как казалось, пандемии, спрос на кикшеринг начал быстро расти и в Москве. К этому времени здесь уже вовсю развернулся сервис Whoosh, запущенный бывшими топ-менеджерами S7 весной 2019 года.
Выехать на улицы Москвы Urent помогли также и дополнительные инвестиции: Азаров, Гейшерик и их друзья вложили в сервис еще 150 млн руб. В 2020 году через франшизу самокаты Urent появились в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже. Выручка компании по итогам года достигла 800 млн руб., а прибыль — 123 млн руб.
Сейчас у Urent, по данным компании, 40 тыс. электросамокатов в 50 городах (включая подмосковные), а приложением пользуются 2 млн человек. Средний чек поездки на электросамокате Urent в Москве составляет 180 руб., а усредненная дальность поездки — около 2,5 км. В день на одном устройстве совершается 4–5 поездок, в выходные этот показатель выше.
По подсчетам Urent, самокат зарабатывает примерно 7 тыс. руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2 тыс. руб.
В апреле этого года сервис привлёк 1,2 млрд руб. от фонда АФК «Система» Sistema SmartTech, первых инвесторов, структур «Сбера» и «Ситимобил». Компания планирует увеличить парк до 60 тыс. электросамокатов и будет дальше инвестировать в технологическое развитие платформы.
Игрок | Самокатов | Городов | Выручка (2020) |
---|---|---|---|
Urent | 40 тыс. | 50 | 800 млн руб. |
Whoosh | 30 тыс | 17 | 855 млн руб.* |
Карусель | 3,6 тыс. | 7 | 40 млн руб. |
Lite | 2,7 тыс. | 2 | 13,2 млн руб.* |
E-Motion | 2 тыс. | 20 | 89,6 млн руб.* |
Остальные — локальные игроки с парком
самокатов и 10 млрд рублей — ожидаемый объем рынка в 2021 году
самокатов — предел рынка в России
Шеринг как новая технологическая отрасль
3D-принтеры для самокатов
При средней скорости передвижения 12 км/ч современные модели шеринговых самокатов выдерживают от 3 до 4 часов поездки, или 35–40 км. Самокат на полном заряде может выдержать 15–20 поездок, и в пассивном состоянии самокат почти не разряжается. Эти параметры обеспечиваются мощностью аккумулятора: в базовой комплектации популярных моделей электросамокатов она составляет 350 Вт, однако сервисы программно занижают мощность самокатов, что приводит к ограничению максимальной скорости. Это один из ключевых параметров, который обеспечивает эффективность бизнеса: чем дольше самокат может работать без подзарядки, тем больше выручка с каждого из устройств. Круглосуточную работу кикшеринга обеспечивают технические команды, которые работают в три смены и обеспечивают техобслуживание и замену аккумуляторов.
Модель | Скорость | Запас хода (км) | Привод | Вес, кг | Мощность | Аккумулятор | Складной механизм | IoT модуль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ninebot Max Pro | 25 | 55 | Задний | 24 | 350W | Съемный 12000mah | Нет | Да |
Xiaomi Pro | 25 | 30–35 | Передний | 17 | 300W | Несъемный 12800mah | Да | Нет |
Ninebot Max | 25 | 50 | Задний | 24,6 | 350W | Несъемный 15300mah | Нет | Да |
Xiaomi 1S | 25 | 30 | Передний | 12,5 | 250W | Несъемный 7800mah | Да | Нет |
Источники: данные компаний
«У нас есть технологическая особенность — 3D-принтеры, которые печатают пластиковые запчасти, например курки для газа. Это позволяет экономить большое количество времени. Из Китая запчасти могут ехать месяц, а с принтером ты их можешь напечатать за 2 дня с помощью 3D-моделей. Это генерирует дополнительную выручку, потому что у тебя техника не простаивает», — Михаил Гейшерик, инвестор Urent.
Другой важный критерий — надежность устройства. Каждый шеринговый самокат оснащен IoT-модулем, который отвечает за геопозицию, блокировку, передает данные о начале и завершении поездки, производит автоматическую диагностику систем, контролирует скорость и сообщает об экстренном торможении или других неполадках. Такие модули входят в базовую комплектацию или могут быть кастомизированы с точки зрения разработки по желанию заказчика. Например, Urent пока что закупает модули у производителя самокатов, а Whoosh занимается разработкой собственных модулей.
Данные о поездке передаются в пользовательское приложение, которое интегрировано с платежными системами. Это обеспечивает возможность мгновенной активации и оплаты поездки. Это важный параметр, учитывая, что у каждого сервиса в моменте может быть несколько тысяч активных аренд по стране.
Данные Urent и «Карусель»
стоимость одного электросамоката с завода
стоимость с учетом логистики, НДС и растаможки
руб. зарабатывает 1 самокат в день
от дохода самоката — расходы на техобслуживание, ремонт и амортизацию
средняя скорость самоката
средняя дистанция, которую проезжает пользователь самоката
максимальная продолжительность поездки при средней скорости
Ночь перед запретом
Сегодня самокат не конкурирует с автомобилем как вид транспорта, рассуждает инвестор Urent Андрей Азаров: «Сегодня кикшеринг конкурирует с кинотеатрами больше, чем с автомобилями: пользователи воспринимают его скорее как развлечение, а не как транспорт, позволяющий добраться из пункта А в пункт Б». Однако ситуация меняется, отмечает он: в 2020 году больше 80% поездок совершалось в развлекательных целях и лишь 20% пользователей сервиса использовали самокаты как транспорт последней мили. Сейчас таких поездок уже 35–40%. Доля таких поездок растет в ситуации, когда скорость потока в пробке снижается до 30 км/ч, самокат становится полноценным конкурентом автомобилю, объясняют в компании.
В Whoosh, напротив, оценивают долю поездок «по транспортному сценарию» в 65%: «Электросамокаты — новый вид общественного транспорта, особенно шеринговые, — рядом всегда есть самокат, который можно выбрать вместо автомобиля, когда, например, в городе пробки. Мы делаем именно транспорт первой/последней мили — когда на самокате едут вместо авто, общественного транспорта, либо в составном маршруте с метро например. Перекрытие или сильное замедление самоката на центральных улицах, транспортных артериях сильно влияет на использование самокатов. Люди возвращаются к привычному автомобилю либо покупают свой самокат, на котором эти ограничения не действуют», — говорит представитель Whoosh.
Сейчас крупнейшие шеринговые сервисы программно ограничивают максимальную скорость самокатов 25 км/ч во всех городах России, кроме Санкт-Петербурга: в северной столице скорость ограничена 20 км/ч по соглашению с администрацией города. Такое решение было принято после череды несчастных случаев с участием самокатов.
В ночь на 9 июня кикшеринговые компании Петербурга приостановили свою работу. Взять электросамокат в аренду было нельзя — на картах приложений отображались парковки, но не было ни одного самоката. Пользователям Molnia в 00:09 пришло уведомление: «Мы убираем все самокаты. Ты наверняка знаешь из СМИ о ситуации с самокатами. Сейчас мы вынуждены их временно убрать, как решится вопрос, мы сразу тебя оповестим. Приносим извинения за неудобства». Вечером 8 июня Whoosh и Molnia заблокировали для поездок часть центра города. В оповещении от Molnia говорилось, что это связано с рекомендациями СК. В Whoosh утверждали, что ввели запрет «там, где строго пешеходные зоны и очень много пешеходов». В Urent говорили, что запрета нет. Уже 11 июня работа сервисов была возобновлена с учетом скоростных ограничений.
Во всех городах присутствия сервисы кикшеринга реализуют зоны снижения максимальной скорости. IoT-модуль определяет местонахождение пользователя в такой зоне и программно ограничивает скорость самоката до 5–10 км/ч в соответствии с установленными на этой территории правилами. «С сезона 2021 мы начали наносить на карту „медленные“ зоны — территории, попадая в рамки которых самокаты снижают значение максимальной скорости до меньшего показателя. В парках, на пешеходных улицах, там, где много пешеходов, самокаты не едут быстрее. Так можно делать только с шеринговыми самокатами — частные самокаты регулируются только владельцами», — рассказали в Whoosh.
Таким образом, наибольшую опасность для движения представляют не шеринговые, а частные самокаты, в которых нет встроенного ограничения скорости, в связи с чем они могут разгоняться до 60 км/ч, отмечает Михаил Гейшерик.
Дополнительно шеринговая платформа Whoosh и электронные модули, встроенные в самокат, анализируют все случаи падения и потенциальных ДТП. Благодаря «умной технологии» определяются очаги аварийности и корректируется движение в потенциально проблемных зонах — при накоплении вызывающих тревогу случаев вводится дополнительная зона снижения скорости, отметили в компании.
Инфраструктура городов и этика
На сегодняшний день в России инфраструктура выделенных дорожек для передвижения на электросамокатах и иных средствах индивидуальной мобильности почти отсутствует или фрагментарна в большинстве крупных городов, отмечает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев: очаги присутствия такой инфраструктуры обычно парки и центральные улицы новых районов.
«Сейчас протяженность веломаршрутов в Москве уже относительно большая — более 900 км, это включая выделенные полосы. В этом сезоне — до 80 км новых временных велополос. К 39 км постоянных велополос и велодорожек в центре добавится около 17 км временных. Также в город снова вернут временные полосы 2020, которые составят еще 5,4 км. Например, в центре велополосы проложат на 26 улицах», — заявили в пресс-службе Департамента транспорта.
«Необходимость совмещать потоки с пешеходами вынуждает заметно ограничивать скорость (технически уже реализуется) и количество электросамокатов одновременно на одном участке тротуара (пока нет примеров реализации). В части парковок электросамокатов имеющихся у кикшеринг служб правил пока недостаточно, чтобы не перегружать улично-дорожные сети. Сейчас рынок находится в стадии становления и в смысле расширения географии, и в части стандартизации регуляторики», — отмечает Вихарев.
«Мы активно обсуждаем с администрациями и урбанистами, как можно развести потоки пешеходов, маломощных самокатов + велосипедов, автомобилей + мощных самокатов „мопедов“. Кажется, в этом большой вызов и будет много пользы», — считают в Whoosh.
«Готовность городов к шерингу самокатов чрезвычайно низка: только в 29% из 117 городов имеется шеринговый сервис по предоставлению самокатов; протяженность велополос в км, по доступым данным, колеблется от 0 до 43 км (полагаем, что велополосы будут также применимы для использования самокатов)», — утверждает старший менеджер практики по оказанию консультационных услуг государственным и общественным организациям, PwC в России, Оксана Кулакова. Такую статистику показало исследование «Индекс качества жизни», проведенное PwC совместно с ВЭБ.РФ.
Данные ЦОДД Москвы
протяжённость веломаршрутов в Москве
временных велополос появится в 5 районах города в 2021 году
Другая проблема — парковки. «Чтобы транспортная модель работала — нужна возможность проехать и оставить самокат около пункта назначения», — объясняет представитель Whoosh. Конструкции велопарковок (так называемые «креветки») массово установлены только в Москве, поэтому здесь сервисы обозначают их как зоны парковки. В остальных городах используются виртуальные парковки — точки на карте, где можно завершить поездку, — «карманы» на тротуарах, где самокаты не будут мешать, или разметка на асфальте, чтобы пользователю было проще сориентироваться.
Исходя из информационного фона от большинства городских администраций, шеринг самокатов пока не входит в приоритетные направления развития среды, заключает Оксана Кулакова. В т. ч. нельзя не принять во внимание критерий сезонности данного вида транспорта: например, в холодных городах он в принципе мало доступен, отмечает она.
Печальная культура вождения
На сегодняшний день правовой статус самокатов не определен: в ПДД не упомянуты электросамокаты, а управляющие ими лица не выведены в отдельную группу участников дорожного движения и не наделены каким-либо статусом. Неопределенность статуса малого электротранспорта препятствует его развитию, считают участники рынка: при движении по тротуару электротранспорт создает опасность пешеходам, пользователи зачастую игнорируют меры предосторожности. Отсутствует не только административное регулирование, но и культура управления электросамокатами.
«Самокатам, и частным, и шеринговым, очень нужна правовая база — ПДД для СИМ (средства индивидуальной мобильности). Нужно понять, где можно и как именно могут ехать маломощные самокаты, где мощные (это уже, скорее, мопеды), какая ответственность за нарушение этих правил», — объясняет представитель Whoosh.
Шеринги самокатов сейчас делают все возможное, чтобы сделать поездку более безопасной, но есть и частные владельцы самокатов, в которых не ограничена скорость и которые никто не регулирует, объясняет управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава. Определенное регулирование рынка назрело, только к этому надо подходить разумно и взвешенно, не дискриминируя добросовестных участников рынка, считает он.
По мере роста количества инцидентов понадобится регулирование, например ограничение скорости для конкретных пользователей, штрафы и/или запрет на использование после ДТП, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: возможно, сервисы сами начнут штрафовать или банить за неаккуратную езду, потому что, в конце концов, самокаты тоже от этого портятся.
Вводить дополнительный административный контроль или штрафы со стороны государства нецелесообразно, считает Александр Чачава: «Непонятно, кто будет контролировать их исполнение, а затраты на контроль существенно превысят общественную пользу».
с участием самокатов зафиксировано в России с января по май 2021 года по данным МВД.
24 — Москва, 22 — Санкт-Петербург, 12 — Краснодарский край, 7 — Татарстан, 6 — Свердловская область
годовой прирост по количеству ДТП с участием самокатов, по сравнению с тем же периодом.
119 человек ранены, 2 — погибли
«Мы считаем, что отсутствие культуры вождения и незнание (а где-то и отсутствие) правил дорожного движения — это камни преткновения в развитии микромобильного транспорта. Самокаты очень популярны, а аварийность у кикшеринга низкая — менее 0,01 процента от всех поездок. И это легкие случаи — падение, ссадина, синяк. Реже — переломы. Еще реже — тяжелые черепно-мозговые травмы, в этих случаях, как правило, вторым участником события является автомобиль», — говорит пресс-секретарь кикшерингового сервиса Whoosh Юлия Камойлик. Анализ инцидентов внутри сервиса говорит о том, что травмирование происходит вследствие нарушения правил: спешиваться на переходе, не ехать вдвоем, потому что иначе самокатом невозможно маневрировать, притормаживать перед арками и перед поворотами, откуда может выехать автомобиль.
«Все знают, что нельзя садиться пьяным за руль автомобиля. Но какая-то часть все равно это делает. По крайней мере эта часть знает, что они неправы. Однако даже надпись на самокате, что он запрещен для детей или на нем нельзя ехать вдвоем, не останавливает от передачи управления семилетнему ребенку, езды вдвоем или даже перевозки детей, что, на наш взгляд, является вопиющем проявлением безответственности, — говорит Юлия Камойлик. — Самокаты сейчас демонизированы. К сожалению, мы видим нагнетание повестки. Но это нормальный этап развития рынка: так было с автомобилями, так было с каршерингом. Если какое-то явление становится массовым, появляются проблемы, с этим связанные. Но никто же не говорит, что 99,9% поездок на кикшеринге — это поездки, в которых не случается никаких инцидентов».
«Здесь важно разделить ДТП с самокатами на две большие и очень разные группы:
ДТП с частными самокатами и ДТП с шеринговыми самокатами, — подтверждает Андрей Азаров, директор по развитию Urent. — Все самые «медийные» происшествия этого года — ДТП с частными самокатами (солист Мариинки, другие аварии в Петербурге, в том числе те, что попали в поле зрения СК, и другие). Почему к ним было столько внимания — они привели к серьезным травмам. Причина заключается в том, что скорость частных самокатов существенно выше — 30–35 км/ч на сопоставимых моделях (в шеринговых она ограничена операторами до 25 км/ч), а есть модели до 50–60 км/ч.
Притом эти самокаты по ПДД не являются транспортным средством: на них не нужны права, их может использовать кто угодно, в любом состоянии. И, с точки зрения закона, он ничего не нарушает: самокат сейчас фактически приравнен к пешеходу, а значит, ехать такой человек может по тротуару. В среднем по рынку авария с тяжелыми травмами на шеринговых самокатах случается одна на 3 млн поездок. Аварии с тяжелыми травмами на частных самокатах случаются каждый день», — говорит Андрей Азаров.
Самокаты — это не вещь в себе, а новая часть транспортной инфраструктуры города, рассуждает основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьев. Пока законы не успевают за новыми технологическими явлениями и в ПДД отсутствует понятие «средство индивидуальной мобильности». «Инициативы, которые предлагаются сейчас, не будут работать, если выделять эту транспортную группу и не строить инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности, — их движение необходимо выносить за пределы пешеходных дорог, расширить тротуары и создавать сеть велодорожек. Поэтому движение здесь должно быть в обе стороны: с одной стороны, компании будут адаптироваться к изменяющемуся регулированию, с другой стороны, наличие этих участников рынка будет менять и дорожную инфраструктуру», — говорит Соловьев.
Все опрошенные участники рынка соглашаются: чтобы ситуация изменилась, в юридическое поле необходимо ввести понятие «средство индивидуальной мобильности». Оно определяет правовой статус электросамокатов с мощностью до 250 Вт, при этом пользователь маломощного самоката останется, с точки зрения ПДД, пешеходом, но получит право выезда на дороги общего пользования и передвижения по велодорожкам. Минтранс такие обновления в ПДД предлагал в апреле (пока они не приняты).
За последние 10 лет все города-миллионники так или иначе начали инфраструктурно адаптироваться под средства индивидуальной мобильности, рассуждает руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. Однако, когда проектировалась велоинфраструктура или инфраструктура для пешеходов, никто не учитывал появления и распространения такого количества самокатов, и сами самокатчики зависли где-то между пешеходами и велосипедистами и перемещаются то по автомобильным дорогам, то по велодорожкам, то по тротуарам, продолжает он: «Целостной велоинфраструктуры не появилось, а застройка порождает проблемы, связанные с шириной тротуара. В малых городах инфраструктуры нет в принципе, хотя там как раз точки роста шеринговых сервисов, потому что расстояния между точками перемещения людей там не велики и сейчас там довольно много людей пользуются велосипедами».
Однако остается этический вопрос, продолжает Мурунов: «У нас вообще с культурой поведения и культурой отношений между людьми разного типа перемещения все очень печально. При проектировании велодорожек мы обязательно зовем и представителей пешеходов, и представителей автомобилистов, и видим, что эти люди встречаются впервые и каждый из них не готов думать и занимать позицию другого».
«Автомобилисты у нас фактически монополизировали право на проектирование дорожной инфраструктуры, и развитие парковок, дорог, развязок во всех городах является приоритетным вопросом. Тут этика очень важна, потому что никто в городах не занимается вопросом формирования новой культуры перемещения по городу. У велосипедистов свои фестивали, а у самокатчиков еще не сформировалась субкультура, и баланс интересов совершенно непонятен», — говорит Мурунов.
Шеринги самокатов тоже повели себя не весьма этично, считает урбанист: компании увидели спрос и массово запустили сервисы, не проработав вопросы, связанные с тем, как эти сервисы повлияют на перемещение маломобильных групп, например женщин с колясками, что породило резкую обратную связь и негативные коннотации. «На мой взгляд, сейчас нет выхода из этой ситуации, потому что ограничивающие законы — это не решение проблемы, а ее избегание, потому что проблема не в самокатах, а в отсутствии консенсуса между различными группами горожан», — заключает он.