в чем прелесть русских сказок

Консультация «Что за прелесть эти сказки!»

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок Елена Кулигина
Консультация «Что за прелесть эти сказки!»

«В народной сказке, великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». (К. Д. Ушинский)

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. После прочтения сказкиважно поговорить с ребенком используя вопросы: Понравилась ли тебе сказка? Что понравилось больше всего? Кто главный герой? Кто из героев понравился? Как поступил главный герой? А как бы ты поступил на его месте? Объяснить малышу, как поступать нельзя и как можно, закреплять желание следовать положительному примеру героев сказки. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Итак, правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

В. А.Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказокФотоотчет «Что за прелесть эти сказки!» — кукольный театр Мария Манвелова Фотоотчет театральной недели «Что за прелесть эти сказки!» для детей дошкольного возраста. Фото отчет о проведении образовательной.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказокФотоотчет о реализации проекта «Что за прелесть эти сказки». По произведениям А. С. Пушкина. Первых две недели июня мы с детьми работали над проектом «Что за прелесть эти сказки». Немного истории. Всего один день 5 июня 1820 года.

Календарное планирование в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!» Эта публикация является продолжением темы «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси». Буду признательна за интересные комментарии. 1. Рассматривание.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказокЛэпбук «Что за прелесть эти сказки!» по творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию интерактивную папку по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказокЛитературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста Вот и закончилась книжкина неделя, которая проводится в нашей стране в дни весенних школьных каникул. В нашем детском саду уже стало традицией.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказокТворческий вечер «Что за прелесть эти сказки!» Творческий вечер «Что за прелесть эти сказки!» предназначен для детей 4-7 лет. Цель: познакомить с творчеством А. С. Пушкина Ход сценария.

Источник

Проект «Что за прелесть эти сказки» для детей 3-4 лет

Познавательно речевой проект в детском саду с детьми 3-4 лет

Проект «Что за прелесть эти сказки».

Участники проекта: дети

ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Коммуникативная деятельность
НОД по речевому развитию: «Путешествие в мир волшебных сказок»
Беседа «Кто пишет сказки?».
Игровая деятельность
•Дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки». «Узнай сказку по предмету». «Угадай героя сказки». «Узнай сказку по иллюстрации».
Словесные игры
«Позовем сказку».
Познавательная деятельность
Утренний круг друзей
НОД по конструированию
«Кроватка для Мишутки», «Построим теремок для игрушек»
НОД по познавательному развитию «В гости к сказке».
НОД по ФЭМП «Путешествие в страну Мульти – Пульти»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Музыкальная деятельность
Прослушивание музыкальных произведений:
Театрализованная деятельность
Театрализация сказки: «Колобок»
Продуктивная деятельность
1.Раскрашивание раскрасок: «По дорогам сказочных героев».
2. Лепка: «Вкусное печенье для трёх медведей».
3. Рисование: «По мотивам сказки Колобок»
Чтение художественной литературы
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля».
Физическая деятельность
Подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит»
Физкультминутки «Буратино потянулся», «Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»
3 этап – заключительный
В ходе реализации данного проекта я была приятно удивлена тому, что родители максимально проявили инициативу, некоторые из родителей были удивлены данной формой сотрудничества. Общаясь между собой, родители и воспитатели могли передать друг другу опыт воспитания своих малышей, поделиться новыми идеями, как сделать каждый день ребенка радостным и познавательным. я считаю, что подобное взаимодействие очень важно. В ходе реализации проекта в нашей группе пополнился уголок книги новыми книгами сказок, масками пополнился уголок театрализованной деятельности.
Данный проект показал, что дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Источник

«Что за прелесть эти сказки!» (урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;

— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:

«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)

— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)

— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?

— Какое высказывание наиболее близко вам?

Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.

— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

3. Актуализация знаний.

— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.

— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)

— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? ( C казки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)

— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)

— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

— Перечислите художественные приёмы сказок.

— повторы слов, выражений и эпизодов;

— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

4. Обобщение и систематизация знаний (в оспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:

Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

Транспортное средство Емели. (Печь)

Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».

Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

— Ребята! В начале урока вы с формулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал(а), научился …

8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).

9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».

Источник

Исследовательская работа «Что за прелесть эти сказки!»

Управление образования Красносулинского района

Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей

IV районная – научно – практическая конференция «Юный исследователь»

Наименование секции: Литературоведение

« Что за прелесть эти сказки!»

Автор: Михалев Захар, 1кл., МБОУ СОШ №10,

Руководитель: Кравцова Людмила Сергеевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №10

Научный руководитель: Бахмутченко Галина

Викторовна, педагог дополнительного

образования МБУ ДО ГЦВР «Досуг»

Глава 1. Основная часть

(Откуда пришла сказка?)

2. Классификация сказок…………………………..………… 5

3. Особенности языка сказки ……………………………….. 9

1. 4. Особенности волшебной сказки …………………………. 10

Глава 2.Результаты исследования

2. Анализ результатов исследования…………………………. 14

Глава 3. Творческая работа Жила – была Сказка……………… 15

Словарь терминов………………………. 18

Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем

лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?

Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка, сделать вывод о её сущности.

Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне пришлось решить ряд задач:

найти в дополнительной литературе и изучить определение сказки;

— выявить классификацию сказок;

-прочитать сказки и проанализировать их;

— заинтересовать учеников класса чтением сказок;

— провести анкетирование по теме работы среди учеников своего класса;

-сочинить самому сказку;

Объект исследования: главный герой сказки, основные атрибуты сказки, особенности сказок.

Авторские и народные сказки.

Гипотеза: предположим, что сказка возникла так давно, когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения.

Методы исследования: размышление, чтение книг, анкетирование, анализ результатов

Глава 1. Основная часть.

1. Что такое сказка. Откуда пришла сказка?

Во все времена в своей жизни человек встречал трудности и необъяснимые явления в окружающей его действительности. И всегда было желание преодолевать, познать окружающий мир. Мечты об этом отражались в устном народном творчестве – фольклоре, одной из форм которого является сказка. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.

Учёные по-разному толковали сказку. Сказкой называли всё, что имело отношение на вымысел. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось».

Нет такого народа, который не знал бы сказку. Издавна людей привлекала задушевность, красота и правдивость, жизненность и остроумие сказки. Древняя Русь не знала слова «сказка». Вместо него служило слово «баснь». Баять – значит сказывать, рассказывать. Сказка – мир выдуманного.

Сказочный мир живой. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, а рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка воспитывает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных.

1. 2. Классификация сказок

Существует четыре основных вида сказок: волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

Волшебные сказки народов отличаются богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.

Богатырские сказки (былины)

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.

В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда, в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов. Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.

Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий.

Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.

Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба – замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. А как много в ней действия, героев – дед, баба, курочка, мышка. Целый спектакль. Такой же спектакль – живой, интересный – и сказочка про репку. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.

Сказка «Колобок» передаёт мысль: доверчивому и задорному не страшны враги, но его может погубить лесть скрытого недруга.

В сказках для самых маленьких часто встречаются стихотворные и песенные вставки. А длинные, бесконечные сказки – это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. В сказке «Теремок» каждый герой делает одно и тоже: приходит, стучится в теремок и поселяется в нём. Кажется, сказка будет продолжаться бесконечно. Но герои все разные – каждый новый гость больше предыдущего, и обязательно появится медведь, который разрушит теремок. Это конец игры.

Самые популярные из числа сказок о животных – сказки о лисе. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, обманщица, иногда и сама попадающая впросак. Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт глупца, который ей поверит.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), крадёт припасённый мёд («Медведь и лиса»). Всех её проделок и проказ не перечислишь.

А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе – вершки, мне корешки»), учит смекалке, даёт знания о растениях, которые кормят человека.

В сказках о животных много смешного. Это веселит, поднимает настроение.

Читая сказку, я волнуюсь, переживаю, а когда, всё благополучно заканчивается, испытываю удовольствие, как от любой другой хорошей книги.

К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Волк и семеро коза» и другие.

1.3. Особенности языка сказки

Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.

Нередко сказки начинаются с присказки. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: « Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…».

Зачин (начало) – традиционный элемент сказки. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили –были…», «Жил – был …». У волшебных сказок зачины более развёрнутые: «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».

Сказки имеют и своеобразные концовки. Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.

4. Особенности волшебной сказки

в чем прелесть русских сказок. Смотреть фото в чем прелесть русских сказок. Смотреть картинку в чем прелесть русских сказок. Картинка про в чем прелесть русских сказок. Фото в чем прелесть русских сказок

Общая характеристика главного героя волшебной сказки.

Я больше всего люблю волшебные сказки, поэтому этим сказкам мне хотелось бы уделить больше внимания.

Главный герой волшебной сказки – молодой герой. Он всегда молодой, подросток, юноша (приложение 1). Он получает трудное задание. В сказке повествуется, как он преодолевает все препятствия, доказывает своё мужество, находчивость, проявляет свои лучшие качества.

Герою волшебной сказки обязательно приходится встретиться с похитителями или обладателями искомого предмета или человека. Он вступает в единоборство со Змеем Горынычем, чудовищами, с чудом – юдом.

Добыв предмет, герой возвращается, прибывает домой.

В сказке герой никогда не описывается, но мы представляем его себе прекрасным, так как действует он не для себя, а всегда он кого-то выручает, заслуживает себе награду.

Основные атрибуты волшебной сказки.

В волшебной сказке два царства: одно – то, с которого сказка начинается « В некотором царстве, в некотором государстве», другое – «тридесятое царство» (мир волшебства).

Дарителями волшебных средств могут быть старуха или старики, благодарные животные (приложение 5) (оказав в беде животному услугу, герой проявляет отзывчивость, великодушие, за которое и награждается).

Змей Горыныч- представитель злого начала, дракон с 3, 6, 12 головами, чудовища – мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах.

А какие чудеса происходят в сказке! Вот избушка поворачивается к лесу задом, к герою – передом. Царевна лягушка превращается в Василису Премудрую, вот мы видим Жар – птицу, вот ковёр, который «огнём спалит», а там яблоки, которые «разорвут на части», дубинка сама «давай народ колотить», а вот живая вода и мёртвая.

Главная сущность волшебной сказки.

Какова сущность волшебной сказки? Этот вопрос я задал себе.

Но сначала я решил провести опрос среди учащихся своего класса, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке.

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Нужны ли детям сказки и почему?

2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?

3. Кто главный герой волшебной сказки?

4. Как давно создавалась волшебная сказка?

5. Кто обязательно присутствует в волшебной сказке?

6. Что или кто помогает главному герою одержать победу?

В опросе участвовало 19 учеников моего класса.

Варианты их ответов я записал в таблицу 1 (приложение 6).

Далее я самостоятельно анализировал, что представляет собой волшебная сказка. Для этого я прочитал 10 русских волшебных сказок.

Глава 2. Результаты исследования

Таким образом, в прочитанных мною 9 сказках главный герой – молодой человек, внешность которого не описывается. Он проходит испытания, но у него есть помощники, которым он помог в своё время. Это птицы (ворон, селезень, орёл, Нагай – птица), звери (серый волк, медведь, заяц), рыбы (щука, рыбы), насекомые (муравьи), змеи, домашние животные (кот-баюн, собака, конь), морские великаны, растения (берёзка), явления природы (ветры буйные), человек: борода по пояс. Помощники присутствуют во всех сказках.

В 7 сказках герой получает или помощника, или волшебное средство – клубочек, тропинку, ленточку, масло, хлебец, мяса кусочек, полотенце да гребешок, медный шарик, золотое яичко, живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части», Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником.

Избушка на курьих ножках, к которой всегда приходит герой, присутствует в 5 сказках из 10.

В волшебной сказке всё утраивается: у родителей три сына, (приложение 7) у царя три дочери, царевна задаёт три загадки, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 3, 6, 12 голов (приложение 8). Утроение я наблюдал во всех 10 прочитанных мной сказках.

Следует отметить, что в волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими.

Присутствие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же говорят о наличии нерусских государств. Это я наблюдал в 7 сказках.

Сказке есть постоянные формулы (в зачине и в концовке): «в некотором царстве…», «за тридевять земель…», «тридесятое царство…». Формула «в некотором государстве…» указывает на неопределённость места действия, а также времени.

2.2. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями героев в волшебной сказке можно сделать вывод о её сущности. Сказка возникла очень давно. Само слово «сказка» (байка) в русском языке появилось не раньше 17 века. Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Из значения слова можно вывести два признака сказки:

сказка – повествовательный жанр (баять – сказывать):

Рассказывалась сказка с целью развлечения. Содержание сказки составляют необычайные события (фантастические, чудесные, житейские). В действительность событий не верили, и это один из основных признаков сказки.

Утроение в волшебной сказке – признак большой древности.

Волшебная сказка обладает юмором и фантастичностью (животные, печь разговаривают, клубочек указывает путь).

Таким образом, моё исследование показало, что в сказках нет представления о родине, нет чувства родины. А нет по одной простой причине: сказка возникла так давно, что и государства-то ещё не было!

Глава 3. Творческая работа

В одном небольшом городке жил-был мальчик Игорёк. Ему было 8 лет, и он уже ходил в школу во второй класс. Он был хороший мальчик, хотел хорошо учиться и гордился тем, что он уже второклассник. Он был и лицом пригож и умом не глуп. Родители любили его без памяти, а бабушка с дедушкой ещё больше. Они возлагали на Игорька большие надежды: он будет образованным, умным человеком и будет радовать их своими успехами в школе. Так бы всё и было, если бы не было у него одного недостатка: Игорёк не любил читать и из-за этого делал много ошибок в домашних заданиях и диктантах. Его тетради были сплошь в красных исправлениях. А Игорёк твердил одно: «Не люблю читать и не буду, не заставляйте меня!» Это огорчало родителей.

Подул сильный ветер, налетела стая черных ворон. Игорёк увидел жуткую картину: на поляне бегали мальчишки и девчонки, кидали в друг друга книжки и тетрадки, кричали: «Не хотим учиться! Не будем читать!» Они дрались и веселились одновременно, их лица были в чернилах, волосы растрёпанные. Игорёк испугался, схватил руку старичка и стал просить его увести из этого кошмара. Вдруг подлетели несколько противных ворон, они кричали: «Два! Два!» и толкали мальчика. Он отмахивался, опять вспомнил про свою двойку, про родителей, учительницу, которых так огорчал. Он захотел домой, захотел исправить свою работу. Ему вдруг так захотелось учиться вместе со своими друзьями.

Старичок пожалел мальчика, велел ему закрыть глаза и дал в руки волшебный клубочек. Карканье ворон и крики озорников стихли. Старичок на прощанье сказал: «Этот клубочек волшебный, иди за ним, он приведет тебя в Страну сказок. Там тебя научат читать и хорошо учиться, если ты этого пожелаешь очень сильно. Там сбываются все желания. И не будь похож на ребят из Страны лентяев и неслухов. От них даже учителя сбежали. Зачем учить детей, которые сами этого не хотят. Они вырастут невежами, с которыми никто не захочет иметь дела, им не доверят никакую работу. Но когда они это поймут, будет уже поздно.

Сказка пожелала Игорьку успехов, подарила «Книгу сказок», взмахнула волшебной палочкой, и он оказался дома за своим письменным столом, над своей тетрадкой с двойкой. Он аккуратно переписал работу без единой ошибки, облегченно вздохнул, пододвинул к себе книгу со сказками и погрузился в чтение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *