в чем преимущество тесла
Стоит ли покупать Tesla в России. Плюсы, недостатки электрокара и что ждёт его владельца в РФ
Электрокары Tesla водят люди по всему миру, и Россия не стала исключением. Мedialeaks разобрался в преимуществах и недостатках машин компании Илона Маска, узнал, какие у них перспективы на отечественном рынке и с какими проблемами может столкнуться владелец Tesla, живущий в РФ.
История создания Tesla
Компания Tesla берёт своё начало в 1990 году, когда молодой инженер Мартин Эберхард познакомился с компьютерным разработчиком Марком Тарпеннингом. Специалисты начали проводить совместные консультации для производителей портативных накопителей энергии. В 1997 году партнёры основали фирму NuvoMedia.
Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг
Уже через год начинающие предприниматели вывели на рынок электронную книгу Rocket eBook, которую высоко оценили покупатели. Проект друзей заметили крупные инвесторы: медиакомпания Gemstar-TV Guide International выкупила их стартап за 187 миллионов долларов (13,8 миллиарда рублей по курсу на момент публикации текста).
Получив новые возможности, Эберхард занялся вопросами энергопотребления и вышел на компанию AC Propulsion — крупнейшего производителя электрокаров того времени. Концерн уже мог похвастаться моделью Tzero, которая стала доказательством того, что электрический — не значит медленный.
Tzero
К сентябрю 2003 года Мартин, получивший доступ к чертежам, улучшил машину. Теперь она могла разгоняться до 480 километров в час и весила 230 килограммов. После этого, в том же году, Эберхард и Тарпеннинг основали компанию Tesla Motors, чтобы заняться коммерциализацией электрокаров с литий-ионными батареями.
По замыслу создателей машина должна была обеспечить все преимущества и вобрать в себя характеристики спортивного автомобиля, но за меньшую цену для покупателя. В качестве основы нового электрокара было решено использовать модель Elise британского производителя гоночных машин Lotus, некоторые комплектующие предприниматели взяли у Tzero. Когда все соглашения были подписаны, стартовал поиск инвесторов.
Эберхарду и Тарпеннингу удалось собрать несколько миллионов долларов, но этого было слишком мало для реализации задумки. Тогда компаньоны вспомнили про молодого предпринимателя Илона Маска, с которым познакомились в 2001 году на конференции Mars Society в Стэнфорде. Будущий глава SpaceX согласился вложиться в Tesla.
В 2006 году компания представила общественности свой первый прототип — The Roadster, который громко обсуждался в медиапространстве: на презентацию пришли мировые звёзды. Однако через несколько месяцев после события Илон Маск поссорился с Эберхардом и Тарпеннингом: инвестора якобы не устраивала его роль в компании.
Tesla Roadster 2006
Конфликт привёл к тому, что в 2007 году компанию покинул Эберхард, а в конце 2007 года из неё ушёл Тарпеннинг. В октябре 2008 года Маск занял пост генерального директора Tesla, а к 2021 году компания может похвастаться внушительным модельным рядом из машин: Roadster, Model S, Model 3, Model Y, Model X, Cybertruck, Semi и Roadster 2.0.
Преимущества и недостатки Tesla
Электрокары Tesla стремительно завоёвывают популярность на мировом рынке. Они стильные, современные, с продвинутым интерфейсом и просторным салоном. Но все ли это плюсы, которые получают владельцы машин? Вовсе нет. К преимуществам таких авто можно также отнести экологичность, ведь они не производят выбросов углекислого газа в природную среду.
Tesla также обладает внушительным запасом хода — 450 километров при полной зарядке. Скоростные параметры автомобиля тоже весьма достойные. Например, максимальная скорость Model 3 Performance — 250 километров в час, а разгон до сотни занимает всего 3,3 секунды.
Tesla Model 3
Впрочем, недостатки у электрокаров тоже есть. В первую очередь это высокая цена. Флагманская Tesla Roadster в России обойдётся в 19,5 миллиона рублей, что сравнимо с бензиновыми спорткарами. А за Model 3 Performance придётся заплатить 5,4 миллиона рублей.
Более того, в машинах от Илона Маска, например, нет запасного колеса — в случае прокола одной из шин нужно будет вызывать эвакуатор. А в Model X другой недочёт: двери в ней могут заблокироваться, даже когда ключ лежит внутри салона. Поэтому владельцы советуют всегда носить запасной комплект ключей или установить на смартфон специальное приложение по управлению авто.
Какие перспективы у Tesla в России
Владельцы машин Tesla есть и в России, но пока их не так много. По информации на 1 января 2021 года, около шести процентов всех электрокаров в РФ относятся к марке Tesla. Если говорить о числах, то это около 700 автомобилей. Однако цифра, возможно, скоро увеличится. В мае 2021 года Илон Маск дистанционно поучаствовал в российском просветительском форуме «Новое знание». Во время своего выступления предприниматель ответил на вопросы зрителей и допустил возможность, что заводы Tesla откроются и в РФ.
Я думаю, что Tesla скоро появится в России. Думаю, это будет потрясающе, — отметил Илон Маск.
После этой новости российские автомобильные дилеры выразили готовность работы с машинами Маска. Впрочем, как считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, электрокары Tesla не станут массовыми, а займут люксовый сегмент.
Такого спроса, как в Америке и Европе, не будет. Себестоимость и цена автомобиля высокие, учитывая курс валют по отношению к рублю. И субсидий у нас нет на электромобили. Более того, на них хотят вернуть госпошлину. Поэтому, если смотреть примерно, как продаются сейчас Audi e-tron, Jaguar i-pace и Porsche Taycan, — это сотни. Думаю, что Tesla будет на таком же уровне, — рассказал Удалов.
А автоэксперт Игорь Маржаретто считает, что спрос на машины от Илона Маска есть уже сейчас. По его словам, появление первых в России заводов по производству этих транспортных средств — лишь вопрос времени.
Автомобили Tesla уже продаются на нашем рынке даже при отсутствии официального дилера. Его функции выполняет Tesla Club, он же поставляет запчасти. Приход Tesla на российский рынок был вопросом времени. И если сейчас Tesla придёт на наш рынок, то это будет очень приятно. Тем более что спрос на эти автомобили есть, — заключил эксперт.
Тesla vs российская действительность
Кто может лучше знать о том, каково владеть Tesla в России, если не сами хозяева электрокаров? Medialeaks пообщался с Александром — организатором российского Tesla-сообщества. Мужчина владеет моделью Model 3 Long range, которая сошла с конвейера в 2018 году в США.
Машина Александра
Конечно, главное для любых машин — хорошие дороги, и Tesla в этом плане не исключение. По словам Александра, в Москве с этим проблем нет, но по другим городам России передвигаться на электрокаре иногда может быть проблематично.
Как-то заехали в Пикалёво (город в Ленинградской области. — Прим. Medialeaks) на ужасную разбитую грунтовку. Ехали 20 километров часа три. У меня Long range [модификация Tesla]. Брал для поездок по Московской области и ближайшим территориям, — рассказал Александр.
Собеседник издания также отметил, что официального сервиса Tesla в России нет, поэтому с ремонтом могут быть проблемы, но выручают другие сервисные центры.
С ремонтом пока тяжело. Запчасти ждать долго. Но что-то можно найти самому на сайтах и получить в течение недели. А при ДТП расходы будут выше, чем по обычным премиальным машинам. Могут быть странные [проблемы] и с новыми машинами. Некоторым приходится делать внеочередное путешествие до сервиса в Польше. Сейчас это очень сложно.
Очевидно, другой важный вопрос для владельцев Tesla в России — доступность зарядок для автомобилей. Александр рассказал, что «кормит» машину раз в три дня на городских парковках либо на недорогих платных парковках у дома — от розетки. Тариф — около 4 рублей за киловатт-час.
Зарядок хватает. В загородном доме ставят wall connector (зарядная станция. — Прим. Medialeaks) или подобную быструю зарядку. За ночь машина заряжается.
О чём ещё нужно знать будущим владельцам Tesla в РФ
В рамках проекта «Энергия Москвы» размещение электромобилей на уличных парковках бесплатно. А ещё владельцы таких машин могут бесплатно зарядить авто на специально оборудованных городских ЭЗС — это относится не только к Tesla.
Также россиянам, которые думают о покупке Tesla, стоит знать, что в этих авто на территории РФ не работает встроенная навигация, которая подсчитывает остаток заряда при планировании маршрута. Обновления прошивки тоже не появляются автоматически: придётся или писать в поддержку, чтобы апдейт установили удалённо, или ехать в сервис.
А вот с автопилотом проблем не возникнет — по крайней мере, в крупных городах. Машина будет ехать в автоматическом режиме даже в случае сильного дождя или непроглядного тумана, но почти бесполезна в снег.
Конечно, владеть Tesla в России и передвигаться на ней по стране не так комфортно, как в Европе или США, но технологии не стоят на месте. Возможно, через несколько десятков лет электромобили полностью завоюют отечественный рынок, и вы сможете прочитать этот текст, сидя в комфортном кресле, пока автопилот везёт вас на дачу.
Среди проектов Илона Маска есть не только Tesla, но и спутниковый интернет Starlink. Ранее Medialeaks разобрался и составил инструкцию, как к нему подключиться прямо сейчас, сколько это будет стоить, а также какие неочевидные проблемы ожидают россиян.
А если вы устали от интернета, то движение Star bathing, суть которого заключается в наблюдении за звёздами, точно для вас. Medialeaks узнал, как правильно смотреть в ночное небо, чтобы попасть в клуб профессионалов, чем полезен старбейзинг и какой успех он обрёл у жителей России.
Самый безопасный и дешевый в обслуживании. Преимущества электромобилей на примере Tesla
С каждым годом в России появляется все больше электромобилей Tesla, на сегодняшний день их число достигло порядка 300. Это не много для целой страны, но следует учитывать динамику — всего пару лет назад электрокаров было несколько десятков. Продажи Tesla в РФ растут, несмотря на падение спроса на машины в целом. Директор по коммуникациям официального российского дилера компании Moscow Tesla Club Игорь Антаров рассказал, в чем преимущество электрокаров по сравнению с бензиновыми авто даже в условиях неразвитой в России инфраструктуры.
Как заряжать электромобиль
Заряжать автомобиль можно либо на общественных зарядных станциях — их можно найти, например, в торговых центрах или на автомойках, либо на личной станции, установленной дома, в гараже или офисе. Домашние или офисные станции могут за один час зарядить электромобиль на 100 километров пробега — это среднее расстояние, которое обычно преодолевает на машине городской житель. Самые быстрые и мощные станции заряжают на 400 километров за 30−40 минут.
Объем аккумулятора также различается в зависимости от класса авто. Премиальные Tesla можно заряжать один раз в день, или даже в несколько дней, а электромобили малого класса обычно требуют подзарядки в течение дня.
Как климат влияет на расход аккумулятора
«Для электромобилей самого малого класса такая проблема существует. Вероятно, нужно делать шаг к каким-нибудь гибридам, которые могут обогревать салон от бензина. Либо нужно подзаряжаться где-то днем. То есть, если у вас есть зарядка где-нибудь, где автомобиль хранится, то днем, вы, заезжая в торговый центр, ищете зарядную станцию. Такие места уже есть, проблема решаема», — пояснил Антаров.
Что насчет стоимости эксплуатации
Цены на электрокары в настоящий момент высокие из-за дорогостоящего аккумулятора, но на зарядку электромобиля уходит намного меньше средств, чем за заправку бензином. По ночному тарифу заправка на 400 километров пробега будет стоить 150−200 рублей, к тому же, сейчас существует много бесплатных зарядных станций. Еще один плюс — электрокары дешевле в техобслуживании.
«Потому что в электрокаре практически нечему ломаться, там нет ни коробок, ни клапанов. Все, что ломается в обычном автомобиле, здесь просто отсутствует физически. В электродвигателе всего две трущиеся детали: два подшипника. Больше там ничего нет. С точки зрения сервиса электромобиль очень дешевый, масло менять не нужно», — привел пример представитель Moscow Tesla Club.
Безопасен ли Tesla в режиме автопилота
Tesla — самый безопасный в мире автомобиль, независимо от режима, уверен Антаров.
«Так как в электромобиле нет мотора, который при ударе влетает [в салон], так как батарея поддерживает капсулу, в которой сидят пассажиры, и капсула практически непробиваема. У нас есть много очень конструктивных преимуществ. Когда, например, батарея расположена вдоль автомобиля, она делает его практически непереворачиваемым, он очень устойчив на дороге. Это высший класс безопасности», — пояснил он, уточнив, что такая конструкция может быть применима к любому электромобилю.
Что касается режима автопилота, он позволяет водителю примерно на 30% меньше уставать в дороге. Это не значит, что вам разрешается заснуть за рулем — следить за ситуацией придется, однако можно выполнять меньше действий для управления авто.
«Я езжу по трассе и мне не нужно специально рулить, я просто держу руль, чтобы среагировать, если ситуация будет нештатная. На треть меньше у меня усталость, и в пробках мне не нужно жать газ, тормоз — автомобиль едет сам», — поделился эксперт.
Как россиянам обслуживать автомобили
Moscow Tesla Club является официальным сервисным центром Tesla в России. Пока что в нашей стране не предусмотрен гарантийный ремонт, однако, эта услуга будет введена в течение нескольких месяцев.
«Сейчас ремонт не гарантийный, гарантийный ремонт находится в Европе. Мы просто отвозим автомобиль в Европу, для автовладельца это абсолютно прозрачно. Гарантийный ремонт в России будет в течение нескольких месяцев, в начале 2017 года», — пояснил Антаров.
Что насчет дефектов в системе безопасности TeslaModelS
В США электрокары Tesla Model S попали в список моделей, которые должны отправиться в ремонт из-за дефекта в системе безопасности, речь идет о подушках и ремнях безопасности японской фирмы Takata. По словам Антарова, то, что у называют отзывом автомобиля, на самом деле является его инспекцией. В США и Европе эти проверки устраивают прямо на станциях зарядки, после чего на месте принимается решение о ремонте, у нас такая практика не введена, но провести инспекцию можно в Moscow Tesla Club.
«У нас вы можете приехать в наш сервис, мы проведем ту же самую инспекцию, вы можете спокойно ездить дальше, использовать электромобиль, получая удовольствие каждый день», — пояснил представитель российского дилера.
Плюсы и минусы в автомобилях Tesla
Машина Tesla – это современный и стильный электромобиль, окруженный вниманием прессы, журналистов, обзорщиков и просто обычных автолюбителей.
Некоторые пророчат ей в скором времени заполнить все дороги и стать полноценной машиной будущего. Другие же, напротив, разочарованы в компании, ее постоянных обещаниях и срывающихся сроках. Нам же интересен сам электромобиль Тесла, его характеристики, преимущества и недостатки. Рассматривать машину мы будем на примере автомобилей Tesla Model S.
Положительные стороны авто Tesla
Безусловно, электромобиль Тесла является инновационной разработкой и не лишен своих уникальных и интересных сторон. Приобретая такую машину, вы сразу позиционируете себя как современного человека, идущего в ногу со временем. В ближайшие годы внимание к водителю такой машины будет обеспечено как со стороны водителей, так и со стороны простых пешеходов.
Продолжая тему подзарядки автомобиля, стоит сказать, что для электрокара, расстояние прохождения на одном заряде у Теслы просто огромное: 250-300 километров в среднем. Кстати, заряжается машина весьма быстро и 80% заряда восполняет за полчаса времени.
Говоря о физических свойствах машины, стоит упомянуть тот факт, что Тесла имеет весьма просторный салон, удобный большой багажник и дополнительное место впереди, как у Porsche 911.
Чисто с точки зрения езды, Tesla имеет восхитительный разгон: очень быстрый, мощный и с любой скорости, а также серьезную, качественную тормозную систему. Это делает вождение очень комфортным и приятным.
Управляется машина с одного экрана, который похож на привычный нам планшет. Все системы при этом собраны в логичное меню и имеют удобную навигацию. К такому управлению быстро привыкаешь. Кроме того, в качестве дополнительного удобства, можно управлять некоторыми системами машины дистанционно через приложение на смартфоне, к примеру, включить печку, прогрев или кондиционер.
Кроме прочего, в компьютеризацию машины внедрены также привычные нам и очень удобные системы вроде системы слежения за полосой движения, активного круиз-контроля, парктроников и камеры заднего вида.
Отрицательные черты авто
Недостатки машины Тесла начинаются прямо при покупке, а именно, с ее непомерно высокой цены. Логично за подобные деньги ожидать просто космический автомобиль, но на деле вы получаете интересный электромобиль, по качеству похожий на стандартные машины американского качества, и нуждающийся в крупных доработках. Может быть, уже новая модель Теслы изменит все, но скорее всего дело просто в рынке электромобилей.
Некоторые водители весьма смущаются при мысли о том, что машину нужно будет заряжать каждые 250-300 километров. Причем на «заправке» вам нужно будет провести не привычные 5 минут, а от получаса до часа времени. Конечно же, можно перекусить и выпить кофе, но на самом деле к этой особенности подобных машин нам еще предстоит как-то привыкнуть. Также Тесла, как и любой электромобиль, не выносит пробок. Так что порой вам придется вернуться на предыдущую станцию для дозаправки, чтобы просто не заглохнуть посреди дороги. Ну и стоит упомянуть, что с электроподзарядками в данный момент ситуация обстоит стабильно лишь в некоторых странах Европы (к примеру, в Дании и Германии). Как зарядить машину на просторах Украины – интересный вопрос, который еще предстоит решать. Продолжая тему зарядки авто, стоит сказать, что водителю лучше иметь свой частный дом с возможностью организовать в нем станцию подпитки.
Кроме прочего, электромобили остаются для нас новой темой, из-за чего мы можем не знать еще всех плюсов и минусов. Известен случай, когда в аварийной ситуации у машины отказались открываться задние двери, что могло привести к гибели людей.
И последний неприятный недостаток машины относится скорее к управлению. Речь о некотором замедленном восприятии команд, «ватности» авто, отсутствии чувства единства водителя и машины. Наверное, можно привыкнуть к этой особенности электромобиля, но придется определенно сохранять выдержку и спокойствие в первые месяцы эксплуатации.
Тесла — в чём преимущества этого автомобиля и почему от него так много шума?
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Первые электромобили появились ещё 100 лет назад. Даже пару прототипов произвёл Генри Форд, но двигатель внутреннего сгорания (ДВС) быстро вытеснил электромобили. Так что, электромобили это уже не что-то новое, а хорошо забытое старое.
Чем примечательны с технической точки зрения автомобили Тесла Илона Маска?
Если кратко описать суть технологий, то Илон Маск взял автомобиль, выкинул двигатель, и заменил его на электродвигатель и источником энергии сделал батарею с пару тысячью ноутбучными батарейками типоразмером 18650 + добавил компьютеризированную начинку. Кому интересно, посмотрите в интернете видео “Наталья Касперская о Тесла”:
Идеальная ли эта система на данный момент? Нет. Всё новое не идеальное, а со временем шлифуется, улучшается, дорабатывается. Текущая TESLA уже гораздо лучше, чем первые прототипы.
Есть ли в этом что-то гениальное? Я бы сказал что нет. Но, его заслуга в том, что он:
Если смотреть на батарею, то литий-ионная батарея не идеальное решение, и я считаю, что это промежуточный этап, пока не придумают аккумулятор, обладающий лучшими характеристиками в плане безопасности, долговечности, температурного диапазона. Балансировать батарею с элементами >7000 ячеек – не лучшее решение. При компоновке цилиндрических ячеек 30% объёма – это воздух. Что мешает делать литий-ионные большими ячейками и прямоугольными, как литий-железо-фосфатные ячейки (LiFePO4)? Чем больше объектов в группе, тем ниже надежность всей группы. Или проще: чем меньше в системе элементов, тем она надёжнее.
Так как Илон Маск первопроходец с электромобилями, то он собирает большую часть граблей и набивает много шишек. Любой промах будет тут же подхвачен в СМИ и раздут до размеров планеты. Другие автопроизводители идут по минному полю, где протоптала дорогу TESLA и на каждой мине получила ущерб (финансовый). Думаю в ближайшее время могут обанкротиться крупные автопроизводители, которые продолжают работать по старым, “испытанным методам”.
Благодаря массированному пиару компании TESLA, SpaceX, лично Илона Маска, любая информация, твит в соцсети будет тут же подхвачена и размножена в новостных лентах.
Есть ли будущее у этого автомобиля? Конечно есть! Использовать невозобновляемые ресурсы – это тупик, который из экологической проблемы перерастёт в социальный, как только будет выкачана большая часть нефти, газа. Нефть и газ – это не только топливо, но и многие синтетические материалы, в т.ч. одежда, бытовая техника, гаджеты и другие товары.
Основное преимущество электромобиля:
К бренду TESLA и лично к Илону Маску я отношусь положительно, он человек который преобразует мир, пока другие, имея огромные состояния просто их копят и уйдут в небытие. Деньги ради денег – фетиш нашего времени.
Тест-драйв Tesla Model Y: ищем плюсы и минусы компактного EV-кроссовера
Когда-то давно мобильные телефоны были яркими и, самое главное, разными. В середине 2000-х люди даже пытались как-то выражать себя через покупку той или иной модели Nokia, Sony Ericsson или Siemens. Сегодня же смартфоны выглядят одинаково, и на рынке есть лишь пара-тройка основных моделей, очень схожих как внешне, так и по функционалу. Мобильники утратили свою индивидуальность в угоду утилитарности. Если бы это произошло с автомобилями, сегодня мы бы ездили на чем-то вроде Tesla Model Y. Примерно таким должен быть автомобиль в 2020 году. А все остальное, что мы видим на дорогах, это 4-колесные Nokia 3250, Siemens S65 и пр. И да, мы знаем, что не всех устраивает новая автомобильная реальность. Компания Tesla-Cars привезла в Минск второй экземпляр кроссовера, который обещает стать самой продаваемой Tesla в мире. Мы прокатились на новинке.
В эпоху умных часов, Zoom-конференций и компьютерных игр в виртуальной реальности даже удивительно, что мы по-прежнему что-то там добываем из-под земли, перерабатываем это и сжигаем в котлах своих транспортных средств. Когда едешь по городу на электрокаре, жалеешь о том, что в начале ХХ века ДВС-машины одержали победу над «электричками» и надолго поставили крест на данном сегменте машин. Но ничего. Теперь уж электромобили не намерены уступать долю рынка, а постоянно растущий спрос на EV доказывает, что люди готовы поменять шланг с символами АИ-95 на зарядный кабель. Пусть нефть и газ сгорают где-нибудь за городом, а не в наших дворах.
По Беларуси сейчас катается больше тысячи электромобилей, привезенных в страну из Европы, США и Китая. Но среди наших соотечественников по-прежнему есть большое количество скептиков, которые не готовы расставаться со звуком двигателя, запахом бензина и периодической заменой моторного масла у дяди в гараже. В какой-то степени мы сами относимся к этим скептикам и не считаем, что Tesla или Porsche Taycan — самые интересные машины в истории. Если уж на то пошло, то Nokia 6600 в 2003 году была более интересной моделью, чем 12-й iPhone сегодня.
Для консервативных автолюбителей Tesla Model Y — это что-то чужеродное, отталкивающее, не подходящее под описание привычной легковой машины. Чтобы сделать обзор новой модели Tesla максимально объективным, мы разделили статью на две части. В первой опишем те характеристики, которые, скорее всего, оттолкнут потенциальных покупателей. Во второй перечислим преимущества, которые получат владельцы «Игрека», не пожалевшие 65 тысяч долларов.
Что может не понравиться в Model Y?
Качество сборки. Мы привыкли, что доверять нельзя никому. Покупая подержанную машину, нужно пройтись по кругу толщиномером — мало ли предыдущий хозяин перекрашивал битый кузов. Покупая новый автомобиль, нужно «пострелять» глазом вдоль зазоров — вдруг недобросовестный работник завода не выспался в тот день и криво прикрепил двери. Как правило, новые машины собраны более-менее хорошо, и придраться сможет только самый дотошный зануда. Но в случае с Tesla зазоры смутят даже самого сговорчивого покупателя (присмотритесь к фото ниже).
Зазоры между некоторыми кузовными деталями Tesla Model Y пляшут туда-сюда на добрые полсантиметра. И вообще кажется, что задний бампер другого оттенка по сравнению с остальным кузовом. В интернете уже есть истории, как у кроссовера отклеивается стеклянная крыша. У соплатформенного Tesla Model 3 в дождь может оторваться задний бампер. В общем, есть еще над чем работать в плане качества.
На данный момент Model Y выпускается только на заводе Tesla Fremont в США. В следующем году электрокар планируют собирать на первом европейском предприятии Tesla — под Берлином (Германия). Возможно, тогда качество сборки улучшится.
Эргономика салона. Когда впервые попадаешь в салон Tesla Model Y (или Model 3), тебе не по себе из-за отсутствия привычных органов управления. Хочешь настроить зеркала и интуитивно ищешь соответствующие клавиши на двери. А их там нет! Надумал поменять угол вылета руля и пытаешься нащупать рукой заветный рычажок снизу под колонкой. Бесполезно: все настройки (кроме кресел) нужно искать в меню, тыкая пальцем в большой сенсорный телевизор.
Первые часы находиться в Model Y жутко непривычно. Малейшая настройка требует отвлечения от дороги. Кнопка «аварийки» спрятана на потолке. Она физическая (требование законодательства). Центральный тоннель напрочь лишен каких-либо блоков управления. Рычаг с режимами езды по-американски торчит из рулевой колонки.
Между передними креслами — удобный подлокотник и несколько вместительных боксов для мелочовки. Под центральным экраном — ниша с беспроводной зарядкой. Открывать ее удобно, а закрывать мешает торчащий из панели дисплей. Глянцевые поверхности быстро потеряют вид. Отдельной приборной панели здесь, как и в «тройке», нет — показания спидометра, одометра и зарядки выводятся на основной экран. Людям, привыкшим к кнопочкам и рюшечкам, интерьер современной Tesla покажется неуютным. Впрочем, вряд ли владельцы светящегося Nokia 3220 были бы в восторге от дизайна iPhone 11. Должно пройти время, чтобы люди привыкли к минимализму в автомобильном интерьере.
Жесткая подвеска. Отдавая 65 тысяч долларов, мы хотим получить комфортный и практичный автомобиль. С практичностью у Tesla полный порядок, а вот комфорт Model Y оставляет желать лучшего. По крайней мере, если сравнивать с другими машинами за эти деньги. Подвеска у компактного кроссовера очень жесткая. Буквально перед каждым «спящим полицейским» придется хорошенько притормозить. Ваш позвоночник будет получать подробнейший пересказ о дорожных неровностях. Пневмоподвеска для Model Y недоступна, поэтому придется терпеть. Особенно «больно» будет пересаживаться на этот электрокар с какого-нибудь большого Mercedes.
Цена. На данный момент американцы выпускают только дорогие версии Tesla Model Y: Long Range и Performance. Обе с полным приводом. На фотографиях — самая доступная версия Long Range, разгоняющаяся до сотни примерно за 5 секунд. Запас хода — полтысячи километров. Для зарядки от европейских станций (в том числе в Беларуси) придется использовать переходник. Напомним, официально Model Y продается сейчас только в США.
Автомобиль, побывавший у нас на обзоре, стоит 65 тысяч долларов. Все еще дороговато. Подождем заднеприводных версий (Standart и Long Range) — они должны быть значительно дешевле. Через год-полтора подоспеют «бэушки». Однажды Model Y можно будет пригнать за двадцатку. Ну а пока будем надеяться, что первые владельцы электрокара не будут сильно его «ушатывать».
А что понравится?
Управляемость. Обратная сторона медали жесткой подвески — это управляемость Tesla Model Y. Автомобиль очень приятно управляется, и заставить его уйти в занос на сухом асфальте практически невозможно. Самые тяжелые компоненты автомобиля расположены чуть выше оси, поэтому центр тяжести кроссовера рекордно низкий для данного сегмента. Именно про такое поведение на дороге говорят «едет как по рельсам».
А еще Model Y дарит незабываемые ощущения от разгона и торможения. Главное — сказать пассажирам в салоне, чтобы не пялились в свои телефоны. Укачает! Ехать на Tesla можно «в одну педаль». Машина интенсивно останавливается, когда отпускаешь «газ» вплоть до полного прекращения движения. Если исключить экстренные торможения, весь город можно проехать, не прикасаясь к тормозу.
После дня, проведенного в Model Y, ехать на обычном бензиновом автомобиле уже непривычно. В «Тесле» правая педаль настолько чувствительна, что автомобиль реагирует даже на 5-миллиметровые движения ноги. Ездить на Model Y по ровному асфальту — истинное удовольствие!
Отопительная система. Когда знакомишься с интерьером Model Y, первое, что кажется непривычным, это отсутствие воздуховодов отопительной системы. По факту у Model Y один большой воздуховод — широченная щель возле лобового стекла. Здесь рождается настоящий ураган холодного или теплого воздуха. Кроме основного воздуховода, есть еще узкий, направленный вверх. Он своими вертикальными потоками меняет направление основного «дыхания» климатической установки.
То есть водитель и передний пассажир могут выбрать конкретное направление обдува — например, в плечи, лицо или даже в одно левое плечо. Ни один другой производитель не предлагает такой гибко настраиваемой отопительной системы. Ну и напомним, что в электрокарах не нужно ждать, пока прогреется мотор. Теплый воздух поступает в салон мгновенно.
Два багажника. Практичным автолюбителям придутся по вкусу два багажника. Сзади грузовой отсек может вмещать от 500 до 1840 литров в зависимости от положения второго ряда. Причем основной багажник имеет подпольное пространство, где можно хранить зарядный кабель (он зачастую грязный). Пятая дверь оснащена электроприводом.
Для пакетов с продуктами из супермаркета можно использовать передний багажник. Открывается он в меню мультимедийной системы. Закрывается вручную — придется хорошенько надавить на крышку. Два багажника позволят перевезти с дачи около 8—9 мешков картошки. В следующем году Tesla предложит 7-местный вариант Model Y с двумя маленькими креслами на третьем ряду (они будут расположены спиной к движению).
Общее ощущение от пользования. Когда ты привыкнешь ко всем особенностям Tesla Model Y и забудешь, каково это — владеть бензиновой машиной, ты будешь получать от пользования калифорнийским электромобилем только положительные эмоции. Буквально в каждой детали этой машины есть какая-то своя «фишка». Начиная от ключа в виде карточки и заканчивая функцией «камина» в салоне. Вишенка на торте — масса современных опций вроде автопилота, функции ночного «сторожа», беспроводное обновление ПО и пр.
Как только тебя перестают бесить непривычные решения в салоне, ты понимаешь, что вот он — автомобиль 2020 года. Именно таким он должен быть. Нас слишком долго обманывали, продавая Ford T в разных кузовах под разными марками.
Большая идея
Tesla Model Y не привлекает дизайном. Да, на машину смотрят в городе, но лишь потому, что знают: это новенькая Tesla. Вряд ли в Model Y кто-то влюбится из-за салона. К нему придется какое-то время привыкать, а до этого он будет скорее отталкивать «холодом» минимализма. Не выберут кроссовер Tesla и любители комфорта. Так за что же люди платят десятки тысяч долларов? За идею. Tesla Model Y — это автомобиль с большой идеей и глубоким смыслом. Даже короткий тест-драйв способен поменять ваше мнение о современных автомобилях в целом.